Методическое пособие "Узелковый батик"
методическая разработка на тему
Чувство соразмерности, ритма, образное мышление, воображение, интуиция, нравственное чувство - одинаково необходимые инструменты для выражения чувств и мыслей во всех видах творчества, в том числе и в изобразительном искусстве. Вывод совпадает с концепцией универсального механизма таланта В Клименко и И. Акимова: через работу таланта идет совершенствование души человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_dlya_intnrn.docx | 999.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Школа прикладного искусства
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «УЗЕЛКОВЫЙ БАТИК»
Автор:
Педагог дополнительного образования
Первой квалификационной категории
Ушакова Елена Владимировна
Нижегородская область, Чкаловский район, с.Сицкое
2011год.
ВВЕДЕНИЕ
Обычно под термином «батик» понимают все виды ручной росписи ткани. Техник росписи много, и у каждой - свои истоки.
Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрытия не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор. Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-Ланке, на Индокитае, в африканских странах. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписанных вручную, очень популярна.
На языке коренных жителей Индонезии «ba» - это ткань, «tic» - капля. Узоры на ткани – так можно перевести слово «батик».
Сегодня известны:
- узелковый батик
- горячий батик
- холодный батик
- свободная роспись
- свободная роспись с солевым раствором
- техника шибори - техника с корнями из Японии (т.н. складной батик - перевязывание и окрашивание)
ИЗ ИСТОРИИ УЗЕЛКОВОГО БАТИКА
Узелковый батик, пожалуй, самый простой способ росписи ткани. Для создания необычных и красочных эффектов на ткани требуется лишь умелое завязывание различных узелков, ткань и, конечно, краски. При помощи нехитрых приспособлений и умения по-разному завязывать узлы можно создать разнообразные орнаментальные решения на ткани. Техника узелковой росписи по некоторым источникам была известна в Китае еще до VII века. Чуть позднее в Индии она также получила достаточно широкое распространение. Такие названия, как бандхей, бандха’на, бандхни, говорили прежде всего об этой замечательной технике и в переводе означали фактически сам прием росписи «обвяжи – окрась». В Индии до сих пор эта техника росписи используется при создании как дополнений к одежде, так и самой одежды. В летописях VII века в Японии упоминается о том, что эта техника называлась шибори. Интересно и то, что в Японии в то время была распространена и другая техника создания рисунка, которая формировалась еще на стадии ткачества. Она называлась – икат. Японские мастера сочетали эти две техники и создавали поистине произведения искусства. Индонезийские икаты, по некоторым источникам, появились еще раньше батика. Их называли «улос» и «грингсинг». Икатам в Индонезии приписывали различные качества, такие, как защита от болезней, и многое другое. Часто икаты использовали при различных обрядах, считая, что магическая сила, заложенная в них, передастся тому, кто будет ими владеть. В различных странах узелковый батик имел свои особенности. Где-то его дополняли бусинками или вышивкой, где-то даже кусочками зеркала (известны примеры в Индии), в Африке, например, жемчужинами и раковинами. Известна техника узелковой росписи и на Кавказе, в Тибете, Иране, Турции, Сирии, Марокко, Египте, Алжире, Ливии. В каждой стране народ вносит в эту, казалось бы, простую технику свои особенности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данное пособие является частью методического обеспечения программы дополнительного образования детей «Художественный дизайн», также может быть использовано педагогами и детьми желающим освоить приемы узелковой роспись по ткани самостоятельно
Цель методического пособия: помочь освоить приемы узелковой росписи
Задачи:
- Развить интереса к творчеству, способность самореализации
- Воспитать стремление к разумной организации своего свободного времени, желание сделать свои работы практически значимыми.
- развить художественный вкус, раскрыть творческие способности, приобщить к миру искусства.
- расширить запас знаний о многообразии оттенков цветов;
- развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление через практическую деятельность;
- обеспечивать эмоциональное благополучие, укреплять психическое здоровье.
СОВЕТЫ АВТОРА
- Для первых изделий можно использовать старую простыню или наволочку белого цвета. Разрежьте ткань на квадраты 20x20 см. Чтобы получился комплект салфеток, используйте один и тот же краситель, а салфетки попробуйте сложить по-разному.
- Ткань необходимо взять однотонную и желательно не плотную. Легче работать с батистом. Эта тонкая хлопчатобумажная ткань позволит создать красивые и сложные рисунки
- Чтобы окраска получилась ровной и качественной, необходимо соблюсти два условия. Первое: перед крашением ткань необходимо смочить и отжать. Второе: окрашивать изделие нужно не менее получаса.
- Чтобы узор получился четкий для обвязки использовать только х\б нитки, обмотку выполнять плотно и равномерно.
- Чтобы получился рисунок в виде концентрических кругов, возьмите салфетку за центр и распределите свободно свисающие края равномерными складками. Другой рукой перехватите салфетку посередине, крепко сожмите. Намотайте несколько витков нити поблизости от центра салфетки, потом внизу, около концов. Отпустите ткань. Туго перевяжите ее еще в нескольких местах. Каждая такая обвязка после крашения образует на салфетке светлый круг. Меняя ширину и количество обвязок, можно получить множество вариантов одного и того же узора.
- Для того чтобы получить узор из центрального круга и полосок по углам салфетки, надо сложить ткань в четыре раза, а полученный квадрат - по диагонали, а затем обвязать ниткой центр и противоположный острый угол треугольника.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
- Работайте в специальной одежде фартуке или халате
- Не ставьте емкости с красящим раствором на край стола.
- Пользуйтесь посудой с устойчивым дном.
- Используйте для работы полиэтиленовую пленку или клеенку.
- Работайте при крашении в резиновых перчатках.
- Осторожно завязывайте узелки, чтобы не поранить руку.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ УЗОРОВ УЗЕЛКОАОГО БАТИКА
"Y-образный" узор.
- Сложить кусок ткани по уточной нити.
2. Заплиссировать ткань по диагонали, приутюжить.
3. Произвести тугую обмотку х/б нитками не менее, чем в четырех местах.
Узор "Параллельные полосы.
1. Сложить ткань в виде плиссировки. Ширина складки может быть произвольной.
2. Заутюжить каждую складку.
3. Сложенную ткань туго обмотать х/б нитками, придав образцу вид прямоугольника или "шишки".
"Лучеобразный узор".
1. Кусок ткани сложить вдвое по уточной нити.
2. Заложить складки в виде плиссировки "веером".
3. Заутюжить ткань и произвести тугую обмотку х/б нитками
Узор " Квадраты".
1. Сложить квадратный кусок ткани по вертикали и горизонтали несколько раз.
2. Получившийся квадрат туго обмотать х/б нитками по линиям середины.
"Шланговый способ".
1. Образец скручиваем в противоположные стороны и фиксируем концы обмоткой из х/б ниток.
2. Перегибаем "шланг" по середине, и скручиваем как шнур, связываем концы вместе, и крепко заматываем.
3. Окраску образца производим по инструкции красителя.
Узор "Цветы".
1. Ткань сложить вдвое по долевой нити. Заплиссировать, заутюживая каждую складку.
2. Уголки сгибов складок загнуть внутрь. Произвести тугую обмотку х/б нитками согласно схеме.
3. Крашение производить по инструкции красителя.
Узор "Волна".
1. Прямоугольный кусок ткани сложить пополам по уточной нити.
2. Два противоположных угла прямоугольника дважды откинуть вперед к середине так, чтобы они соприкасались.
3. Левую часть образца отгибаем назад.
4. Складываем образец вперед согласно схеме.
5. Производим тугую обмотку х/б нитками.
Узор "Горошины".
1. Для получения на ткани ровных кругов используем горох, пуговицы, бусины, камешки.
2. Вложения зашить внутрь ткани и туго затянуть нитки. Ткань, обтягивающая предмет, окрашивается ровно, а вокруг получается звездчатая форма, заключенная в круг.
Прошивание
Прошивание ткани используется, как правило, в сочетании с приемами складывания и обматывания нитками и веревками. Сначала необходимо разметить рисунок простым карандашом, затем по намеченным линиям прометайте ткань суровой ниткой (номер 10). Длина стежка должна быть не большой - не более 5 мм. После этого нить сильно затягивают, чтобы краска не проникла в складки. Концы нитей служат обмоткой, но ее при желании можно усилить веревкой.
Прошив ткань по диагонали, вы получите наклонные полосы.
Сочетание складывания и прошивания позволяет получить рисунок в виде четких ромбов.
Вы можете создать любые геометрические узоры: зигзаги, квадраты, кривые линии, овалы и более сложные фигуры - в технике прошивания можно сделать практически любое изображение.
ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ И НОВЫХ ИДЕЙ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по росписи (батику) в 5п/о классе на тему: «Батик - роспись по шёлку»: Создание композиции в технике холодного батика «Подводный мир»
План-конспект открытого урока по росписи (батику) в 5п/о классе на тему:...
Мастер - класс: Батик - художественная роспись ткани. «Подарки из батика»
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК. Закрепление навыков работы по росписи тканей....
Методическая разработка к уроку роспись ткани в технике холодного батика
На уроках технологии в средней школе учащиеся знакомятся с различными видами декоративно-прикладного творчества: вышивкой, вязанием, лоскутной техникой, оригами и т.д.Цель данной работы: осущест...
Методические рекомендации по выполнению панно в технике " Холодный батик"
Пошаговая инструкция для выполнения работы в технике "Холодный батик"...
Методическая разработка урока по технологии 5 класс "Оформление салфетки в технике батик"
Методический материал «Оформление салфетки в технике узелковый батик» разработан для урока в 5-ом классе по ФГОС второго поколения. На данном уроке учащиеся знакомятся с видами батика и про...
Разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология горячего батика"
Технология - девочки. 7 класс разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология горячего батика" по ФГОС с презентацией....
Разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология холодного батика" 7 класс ФГОС. Технология девочки.
Разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология холодного батика" 7 класс ФГОС. Технология девочки....