Программа дополнительного образования детей "Веселые нотки"
рабочая программа по теме
Программа для занятий с детьми музыкальным театром была создана мной, как специальный курс для старших дошкольников. Она предусматривает участие детей в различных видах деятельности, с учетом их возрастных и психологических особенностей - это и речевые тренинги, и обучение пению, хореографии, художественному слову. Активно используются игры, так как в этом возрасте это ведущий вид деятельности.
Программа, естественно, будет подвергаться корректировке, так как уже прошла апробацию на практике и нуждается в дополнениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_veselye_notki.docx | 46.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
детско-юношеский центр г. Ейска
муниципального образования Ейский район
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Веселые нотки»
Наименование объединения
детский музыкальный театр
наименование учебной дисциплины
2 года
срок реализации
модифицированная
вид программы
5-7 лет
возраст обучающихся
Антонова Диана Дементьевна
Ф.И.О. преподавателя
г. Ейск
2011 г.
- Пояснительная записка
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой.
Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.
Занятия в театральной студии приобщают ребят к творчеству, развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувство прекрасного.
В учебно-тематический план включено занятие по развитию сценической речи: дыхательные упражнения для развития правильного диафрагмально-реберного дыхания, тренинг речевого аппарата, упражнения для постановки голоса.
В программу внесена тема, связанная с подготовкой и участием воспитанников театра в мероприятиях Детско-юношеского центра.
Данная программа развивает творческие способности дошкольников и наполняет активно-деятельным, эмоциональным содержанием свободное время личности.
Новизна и актуальность программы:
Программа обучения театральному искусству с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.
Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
Цель программы:
Развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра;
Для достижения вышеизложенной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- создать условия для реализации творческих способностей;
- развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение;
- выявлять и развивать индивидуальные творческие способности;
- сформировать способность самостоятельного освоения художественных ценностей.
- получать навыки актерского мастерства;
- способствовать реализации потребностей детей в общении и познании окружающего мира;
- организовать регулярные занятия по развитию речи;
- развивать в студийцах фантазию и творческое видение;
- работать над сценическим движением;
- создать атмосферу доброжелательности в студии.
Успешное решение поставленных задач на занятиях в дошкольном учреждении возможно только при использовании открытых педагогикой принципов и методов обучения. Наиболее близкими к театральному искусству считаются следующие:
-принцип доступности и индивидуализации
(учет возрастных особенностей ребенка и в связи с этим определение посильных для него заданий, учет индивидуальных особенностей ребенка);
-принцип постепенного повышения требований
(постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок, выполнение ребенком все более трудных новых заданий);
-принцип систематичности
(непрерывность и регулярность занятий);
-принцип сознательности и активности
(обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение к своим действиям);
-принцип повторяемости материала
(занятия требуют повторения вырабатываемых навыков);
-принцип наглядности
(при разучивании упражнения, новых ролей наглядность, т.е. безукоризненный практический показ педагогом, это один из основополагающих принципов);
- метод показа;
- словесный метод;
- музыкальное сопровождение, как методический прием (умение согласовывать движение с музыкой);
- импровизационный метод (развитие творческих способностей);
- метод иллюстративной наглядности;
- игровой метод;
- концентрический метод (позволяет возвращаться к пройденному материалу, но уже усложняя его).
Особенности программы
- В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное. Каждый ребенок одарен природной способностью творить, и развить эти способности именно в раннем возрасте и является первоочередной задачей данной программы. Интегрированное обучение, использование природной музыкальности ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть и развить эти способности.
- Ведущий методический прием на занятиях – метод художественной импровизации.
- Программа разделена на отдельные тематические разделы, но в связи со спецификой занятий в театральном коллективе границы их несколько сглаживаются: на одном занятии могут изучаться темы из разных разделов: Руководитель строит свою работу таким образом, чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого процессов, учитывая репетиционно-постановочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы коллектива;
- Теоретические сведения по всем разделам программы даются непосредственно по ходу занятий;
- Занятия театрального коллектива включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве, ежегодный показ нового спектакля или композиции – необходимый завершающий этап работы.
- Срок реализации программы составляет 2 года. Курс обучения рассчитан на детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Особенности возрастной группы детей
Ведущая деятельность данной возрастной группы детей – игровая. Из психологических новообразований нужно отметить предпосылки логического мышления, появляется произвольность психических процессов; формируется планирующая функция мышления (внутренний план действия); а также рефлексия.
В коллектив принимаются дети независимо от музыкальных данных. Определяющим фактором является активное желание ребенка и заинтересованность его родителей. Тем не менее, все дети проходят прослушивание. Где определяется и фиксируется:
- музыкальный слух;
- вокальные данные;
- эмоциональные характеристики;
- психотип.
Это является первоначальной диагностикой уровня развития способностей ребенка. В дальнейшем диагностика проводится два раза в год. Это позволяет скорректировать работу педагога таким образом, чтобы учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и группы в целом. Количество обучающихся в группах 10-15 человек.
Прогнозируемые результаты
При успешном выполнении программы прогнозируется следующий результат:
- к концу учебного года дети овладевают правильным диафрагмально-реберным дыханием, артикуляционным тренингом, развитым сценическим голосом, овладевают сценическим движением и основами актерского мастерства, смогут успешно выступать в мини-спектаклях, сценках, каламбурах, как в ДЮЦе, так и на городских мероприятиях.
- Итак, необходимо отметить, что основные цели и задачи адекватны результатам и основываются на содержании целей и задач программы.
Знания, умения и навыки в конце первого года обучения
- Обучающиеся должны иметь представления о театре, как виде искусства, особенностях театра;
- Обучающиеся должны знать понятия: сцена, кулисы, артист, режиссер, композитор, исполнитель, роль, репетиция, сценическая площадка.
- Иметь навыки концентрации внимания и координации движений, иметь навыки исполнения песни самостоятельно и в группе, исполнения танцевальных движений.
- Иметь представление о сценической культуре, навыки выступления перед зрителями, уметь самостоятельно исполнить небольшую роль в мини-спектакле.
Знания, умения и навыки в конце второго года обучения
- Обучающиеся должны знать понятия: ансамбль, ария, вокал, дирижер, импровизация, партия, ритм, динамика, длительность, темп; знать средства музыкальной выразительности.
- Ориентироваться в специальной терминологии. Иметь навыки игры в музыкальном спектакле.
- Обучающиеся должны уметь:
- действовать в коллективе;
- управлять интонацией своего голоса;
- действовать в вымышленных обстоятельствах;
- проанализировать литературное, музыкальное произведение с точки зрения средств выразительности;
- отзываться на знаки дирижера;
- петь хором в унисон;
- импровизировать на заданную тему.
Данная программа направлена на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, практическое овладение словесным действием, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру искусства.
Итогом деятельности учащихся является воспитание у ребят активного восприятия искусства, участие в постановке спектаклей. Работа театральной студии включает в себя целый комплекс различных видов учебной деятельности: занятия, упражнения-игры, собеседования, концерты. Формы работы в театре – коллективные с применением личностно-ориентированных технологий. Для начала обучения никаких специальных знаний и умений не требуется.
- Содержание программы
Первый год обучения
Часы | Тема | Цели и задачи | Практические занятия |
1 | Вводное занятие | Дать представление о занятиях в кружке. Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения. | |
2 | Прослушивание и диагностика детей | Определить возможности детей, познакомиться с коллективом, формировать умение действовать в коллективе. Актуализировать представления о понятиях: искусство, музыка, пение, театр, концерт, артист. Расширить общекультурный кругозор учащихся. | Контактные игры, игры-упражнения на развитие внимания, на определение голосовых возможностей |
2 | Разбор программы, обсуждение репертуара | Создавать на занятиях положительный эмоционально-психологический настрой. Развивать память, внимание и воображение. Через образы народных сказок углубить художественное восприятие. | Чтение и анализ программы. Игры – упражнения «Угадай кто я?» Упражнения на развитие выразительности движений. |
4 | Распределение ролей, разбор музыкального материала | Овладение предварительными навыками анализа. Разбор сценки, обсуждение, определение идеи, определение главных и второстепенных действующих лиц. Распределение ролей, разбор музыкальных характеристик героев. | Подготовительные упражнения, работа над дыханием, слушание музыки, чтение и анализ сказок, музыкально-ритмические упражнения |
6 | Разучивание музыкального текста, игровых упражнений | Формировать творческую художественно-речевую деятельность; развивать умение осмысливать содержание художественного произведения. | Пальчиковая гимнастика, слушание музыки, музыкальные игры, разучивание музыкальных характеристик героев. |
5 | Работа над артикуляцией и дикцией, развитие речевых функций | Развитие памяти, внимания, мышления, пространственного восприятия. Формирование навыков правильного звукопроизношения, развитие речи, интонационной выразительности. | Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию. Выразительное чтение. Игры со словами. |
5 | Разучивание ролевых игр | Воспитывать сценическую культуру, развивать выразительность речи, развивать фантазию, воображение, творческие способности. | Разучивание ролей, взаимодействие героев – принцип драматического действия, игры-упражнения «Позиции», «Зеркало». Сюжетно-ролевые игры. Речевые тренинги. |
16 | Работа над текстом, разучивание музыкальной программы | Развивать вокально-хоровые навыки. Формировать представления о понятиях: аккомпанемент, дирижер, солист, дуэт, трио. Развивать навык самостоятельного исполнения музыкального материала, умения управлять своим голосом, навык певческого дыхания и звукообразования. | Работа с песенным материалом. Упражнения на развитие певческого дыхания и голоса. Музыкальные игры, пение сольное и хоровое. Дидактические игры. Артикуляционная гимнастика. |
10 | Разучивание программы, репетиции | Формирование активного отношения к тексту. Развитие убедительности речи. Овладение навыками взаимодействия. | Разучивание ролевого взаимодействия, отработка эпизодов, поиск мизансцен. |
10 | Монтаж и постановочная часть программы | Развитие умения организованно, с учетом присутствия партнеров, распределяться по сценической площадке. Формирование навыка действия в предполагаемых обстоятельствах. Тематические беседы. | Овладение сценическим пространством. Данная тема предполагает получение воспитанниками практических умений актерского мастерства и творческого видения. |
8 | Прогонные репетиции. Подготовка к показу. | Приобретение навыков организованности, внимания, собранности, активности, сплоченности коллектива. Воспитание сценической культуры. | Подготовка программы в целом, показ отдельных номеров, прогонные репетиции, генеральная репетиция. |
3 | Выступление. Итоговое занятие | Подведение итога первого года обучения. Выступление с программой на мероприятиях. | Выступление. |
Второй год обучения
Часы | Тема | Цели и задачи | Практические занятия |
2 | Вводное занятие | Дать представление о программе второго года обучения. Повторение. Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения. | Выборочное исполнение репертуара прошлого года |
2 | Диагностика. Азбука театра | Провести диагностику развития общих и музыкальных способностей учащихся. Сформировать представление о понятиях театр, сцена, афиша, кулисы, аншлаг, браво. | Игровой тренинг. Игры на внимание, память, составление афиши. Тематические беседы. |
4 | Повторение. Элементы сценической грамоты. | Актуализировать представления о театральных и музыкальных терминах. Расширить общекультурный кругозор учащихся. Формировать представление о театральных профессиях. Техника речи. | Сюжетно-ролевые игры, их разбор и анализ. Обмен ролями. Игры – упражнения на выразительность жеста и мимики. |
4 | Театрализованные этюды-импровизации | Развитие навыка спонтанного исполнения. Развитие понятия импровизации в театральном искусстве. Формирование навыка импровизации в танце и музыкальном исполнительстве. Дать представление о роли и значении этюда в искусстве. | Театр-импровизация, моментальный театр. Музыкальное сопровождение на детских инструментах. Звуки шумовые и музыкальные. Игровые упражнения-импровизации. |
5 | Региональный компонент. Изучение кубанского фольклора. Кубанские игры | Воспитание у детей чувства патриотизма и любви к родному краю. Изучение кубанских национальных особенностей характера. | Разбор и анализ народных игр. Слушание народной музыки, музыкальные кубанские игры. Разыгрывание народных сценок. Исполнение кубанских песен. |
5 | Выбор произведения, распределение ролей, читка и разбор программы | Формировать творческую позицию, умение отстаивать и обосновывать выбор роли. Развивать умение осмысливать содержание художественного произведения. | Беседа. Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию. Выразительное чтение. Игры со словами. |
10 | Разучивание театральных этюдов-экспромтов, сценическая речь | Формировать понятие о сценической культуре. Развивать выразительность речи, фантазию, воображение, творческие способности. Формировать навыки действия в вымышленных обстоятельствах | Создание самостоятельных этюдов. Речевые тренинги. Слушание фрагментов оперы. |
10 | Работа над артикуляцией, дикцией, интонацией, развитие голосовых функций | Развивать вокально-хоровые навыки и навык самостоятельного исполнения музыкального материала, умения управлять своим голосом, навык певческого дыхания и звукообразования. | Работа с музыкальным материалом. Упражнения на развитие певческого дыхания и голоса. Музыкальные игры, пение сольное и хоровое. Артикуляционная гимнастика. |
16 | Работа над текстом, разучивание программы | Формирование активного отношения к тексту. Развитие убедительности речи. Овладение навыками взаимодействия. | Разучивание ролевого взаимодействия, отработка эпизодов, поиск мизансцен. |
7 | Монтаж и постановочная часть программы | Развитие умения организованно, с учетом присутствия партнеров, распределяться по сценической площадке. Формирование навыка действия в предполагаемых обстоятельствах. Тематические беседы. | Овладение сценическим пространством. Данная тема предполагает получение воспитанниками практических умений актерского мастерства и творческого видения. |
5 | Репетиции, прогонные репетиции, подготовка к показу. | Приобретение навыков организованности, внимания, собранности, активности, сплоченности коллектива. Воспитание сценической культуры. | Подготовка программы в целом, показ отдельных номеров, прогонные репетиции, генеральная репетиция. |
2 | Выступление. Итоговое занятие | Подведение итога обучения. Рекомендации к дальнейшим занятиям. Выступление с программой на мероприятиях. | Выступление. |
- Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ п\п | Тема | Общее кол-во часов | теоретических | практических |
Вводное занятие | 1 | 1 | - | |
Прослушивание и диагностика детей | 2 | - | 2 | |
Разбор программы, обсуждение репертуара | 2 | - | 2 | |
Распределение ролей, разбор музыкального материала | 4 | 1 | 3 | |
Разучивание музыкального текста, игровых упражнений | 6 | - | 6 | |
Работа над артикуляцией и дикцией, развитие речевых функций | 5 | - | 5 | |
Разучивание ролевых игр | 5 | - | 5 | |
Работа над текстом, разучивание музыкальной программы | 16 | 2 | 14 | |
Разучивание программы, репетиции | 10 | - | 10 | |
Монтаж и постановочная часть программы | 10 | - | 10 | |
Прогонные репетиции. Подготовка к показу. | 8 | - | 8 | |
Выступление. Итоговое занятие | 3 | - | 3 | |
ИТОГО: | 72 | 4 | 68 |
Второй год обучения
№ п\п | Тема | Общее кол-во часов | теоретических | практических |
Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
Диагностика. Азбука театра | 2 | - | 2 | |
Повторение. Элементы сценической грамоты. | 4 | 1 | 3 | |
Театрализованные этюды-импровизации | 4 | - | 4 | |
Региональный компонент. Изучение кубанского фольклора. Кубанские игры | 5 | 1 | 4 | |
Выбор произведения, распределение ролей, читка и разбор программы | 5 | 1 | 4 | |
Разучивание театральных этюдов-экспромтов, сценическая речь | 10 | - | 10 | |
Работа над артикуляцией, дикцией, интонацией, развитие голосовых функций | 10 | - | 10 | |
Работа над текстом, разучивание программы | 16 | 2 | 14 | |
Монтаж и постановочная часть программы | 7 | - | 7 | |
Репетиции, прогонные репетиции, подготовка к показу. | 5 | - | 5 | |
Выступление. Итоговое занятие | 2 | - | 2 | |
ИТОГО: | 72 | 7 | 65 |
- Методическое обеспечение
Основные способы и формы работы с детьми
Занятия проводятся 1 раз в неделю: коллективные, малыми группами, индивидуальные. Продолжительность занятия 30 мин. Обязательное чередование видов деятельности: присутствие игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления детей.
Все занятия коллективные, сочетают в себе два основных вида деятельности: игра и беседа о специфике театрального искусства. На первых занятиях преобладают игровые формы, которые дают возможность ребенку «заявить о себе», познакомиться, учат действию и общению в коллективе.
Одним из средств достижения поставленной цели выступает художественная игра. В игровой форме происходит знакомство с новыми видами деятельности, приобретение навыков творческих действий. Таким образом, кроме приобретения новых знаний и умений, происходит обогащение жизненного опыта учащихся.
При работе над постановкой спектакля целесообразно разделение участников на следующие группы:
-солисты: в эту группу входят дети, имеющие достаточно высокий уровень развития музыкальных способностей, а также дети с вокальными данными или перспективой их развития;
-актерская группа: основные действующие лица на сцене;
-детский шумовой оркестр: в эту группу могут входить дети, которым в силу различных причин требуется более длительный период овладения сценической грамотой.
Все эти малые группы мобильны, при следующих постановках дети могут быть переведены из одной группы в другую.
Основные виды деятельности:
- Беседа;
- Уроки сценической и музыкальной грамоты;
- Игровые виды деятельности;
- Вокально-хоровая работа;
- Слушание музыкального произведения и создание его пластического образа;
- Выразительное чтение;
- Игра на детских музыкальных инструментах;
- Участие в постановке спектаклей.
Основные методы и формы обучения
Основным методом развития творческих способностей является импровизация:
- Хореографическая импровизация;
- Имитация движений;
- Театрализация;
- Импровизация на заданную тему;
- Импровизация сопровождения музыкального произведения звучащими движениями.
Занятия сценической грамотой начинают с воспитания умения организованно, с учетом присутствия партнеров распределяться по сценической площадке. Эти занятия развивают общие и специально-художественные способности.
На каждом занятии (независимо от темы раздела) обязательны: ряд упражнений на развитие артикуляции, дикции, дыхания, выразительности речи; вокально-хоровая работа; слушание музыки.
Итогом деятельности учащихся является их участие в постановке спектаклей.
Средства, необходимые для реализации программы
- кабинет для занятий;
-музыкальный центр;
-фонотека;
-наглядные демонстрационные пособия.
- Список литературы для учащихся
- Ершова А.П. Букатов В.М.. Актерская грамота подросткам. 1994.
- Смоленский Я.М. В союзе звуков чувств и дум. М., 1976.
- Что такое театр. Книга для детей и их родителей. М., 1997.
- Список литературы для педагогов
- Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М.: Искусство, 1972.
- Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998.
- Артоболевский Г.В. Художественное чтение. М.: Просвещение. 1978.
- Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М.: Школьная пресса. – 2000.
- Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. М., 1978.
- Программы общеобразовательных учреждений. Театр. 1 - 11кл. М.: Просвещение. 1995.
- Рубина Ю.И. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельности. М.: Просвещение. 1974.
- Савкова З.В. Техника звучащего слова: Методическое пособие.-М,1998
- Саричева Е.Ф. Сценическое слово. М.: Просвещение. 1963.
- Станиславский К. С. Этика. М.: Искусство. 1962.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театральных занятий младших школьников. М.: Владос. 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Программа дополнительного образования по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки».
Программа дополнительного образования по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки»....
Комментарии
Здравствуйте, Диана!
Здравствуйте, Диана! Посмотрела Вашу программу. На мой взгляд программа интересная, хорошо и правильно структурирована. Спасибо. Желаю творческих успехов!