Конспект практического занятия для педагогических работников "Электронные образовательные ресурсы"
методическая разработка по теме
Практическое занятие "Электронные образовательные ресурсы" проводится для педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в рамках программы обучения педагогических кадров "Подходы к презентации педагогического опыта". На занятии слушатели знакомятся с понятием и классификацией электронных образовательных ресурсов. Учатся создавать скринтшоты, лмичные странички на сайтах социальных сетях, размещать свои методические разработки в Интернете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_eor.docx | 69.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Невского района Санкт-Петербурга
«Левобережный»
192131 Санкт-Петербург, ул. Бабушкина д. 56 корп. 2,
тел/факс (812) 262-11-38
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
«Подходы к презентации педагогического опыта»
КОНСПЕКТ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ТЕМЕ
«Электронные образовательные ресурсы»
Автор: Попова О.О., методист
Санкт-Петербург
27.01.2012
«Электронные образовательные ресурсы»
Цель: побудить педагогических работников к созданию системы использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.
Задачи:
-познакомить с классификацией и отличительными особенностями ЭОР;
-продемонстрировать технические возможности для использования и создания ЭОР в учреждении;
-познакомить с возможностями презентации использования ЭОР в портфолио профессиональной деятельности педагога;
-провести самоанализ готовности педагогов к использованию ЭОР;
-побудить к использованию современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе.
Участники: педагоги дополнительного образования, концертмейстеры, методисты, педагоги-организаторы.
Оборудование:
-интерактивная доска, мультимедийный проектор
-ноутбук
-компьютерный класс с выходом в интернет
-тест «Что такое ЭОР» (приложение 1)
-раздаточный материал «Материалы к практическому занятию «Электронные образовательные ресурсы» (приложение 2)
-Глоссарий (приложение 3)
Ход занятия
№ п/п | Этап проведения практического занятия | Использование ЭОР |
1. | Понятие «электронные образовательные ресурсы». | |
1.1. | Знакомство с темой занятия. | Демонстрация слайда |
1.2. | Постановка цели перед учащимися. В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения внедряются новые формы обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями. Квалификационные характеристики практически всех должностей работников образования предъявляют требования по знанию основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, по использованию современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Сегодня мы попытаемся разобраться, что же такое ЭОР, как можно их использовать. | |
1.3. | Тест «Что такое ЭОР» Отметьте любым символом правильные на ваш взгляд определения | |
1.3.1 | Самостоятельная работа с тестом «Что такое ЭОР» (приложение 1) | |
1.3.2 | Коллективное обсуждение результатов теста «Что такое ЭОР» Понятие «образовательный ресурс» -Какие виды образовательных ресурсов знаете и используете в работе? Понятие «электронный образовательный ресурс» -Назовите ЭОР, которые вы используете в работе Понятие «электронное цифровое устройство» -Какие, на ваш взгляд устройства относятся к электронным цифровым устройствам? | Демонстрация слайдов |
2. | Классификация ЭОР. (по материалам Всероссийской конференции «Применение ЭОР в образовательном процессе», 07.10.2011) | Демонстрация слайдов |
2.1 | Классификация ЭОР по цели создания | |
2.2. | Классификация ЭОР по природе основной информации | |
2.2.1 | Текстовые ЭОР | |
2.2.2 | Изобразительные ЭОР | |
2.2.3 | Звуковые ЭОР | |
2.2.4 | Программные продукты | |
2.2.5 | Мультимедийные ЭОР | |
2.3. | Классификация ЭОР по наличию печатного эквивалента | |
2.4. | Классификация ЭОР по технологии распространения | |
2.5. | Классификация ЭОР по характеру взаимодействия пользователя и ЭОР | |
2.5.1 | Детерминированные ЭОР | |
2.5.2 | Интерактивные ЭОР | |
2.6. | Классификация ЭОР по функция в учебном процессе | |
2.6.1 | Предъявление информации | |
2.6.2 | Организация практической деятельности учащихся | |
2.6.3 | Организация самостоятельной работы учащихся | |
2.6.4 | Контроль и оценка знаний учащихся | |
3. | Отличительные особенности ЭОР: -обеспечение всех компонентов образовательного процесса -интерактивность -возможность удалённого (дистанционного), полноценного обучения | Демонстрация слайдов |
4. | Демонстрация применения ЭОР при проведении инструктажа по охране труда и технике безопасности с педагогическими работниками. | Демонстрация мультимедийной презентации «Своя игра «Безопасный труд – право каждого человека» |
5. | Презентация использования ЭОР в портфолио профессиональной деятельности педагогического работника Мы увидели, что ЭОР стали неотъемлемой частью УМК. Педагогические работники широко их используют. ЗУН использования ЭОР необходимо продемонстрировать и при приёме на работу и при прохождении аттестации (как на квалификационную категорию, так и при аттестации на соответствие занимаемой должности). Как же презентовать свой опыт использования ЭОР? | |
5.1 | Критерии и показатели экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности педагогического работника УДОД, при подтверждении которых возможна презентация использования ЭОР. | Демонстрация слайдов |
5.1.1 | Варианты перечня ЭОР | Демонстрация слайдов |
5.1.2 | Образовательные Интернет – ресурсы: -коллективная работа - знакомство сайтом www.uchportal.ru -самостоятельная работа: зайдите на один из предложенных сайтов (приложение 2) и найдите интернет - ресурс, который может пригодиться Вами в работе | Работа в интернете |
5.1.3 | Создание своих сайтов или наличие страницы на сайте учреждения, портала: -демонстрация личных страниц педагогов на сайте ДДТ «Левобережный» -регистрация личных страниц слушателей в социальной сети работников образования «Наша сеть» www.nsportal.ru | Работа в интернете |
5.1.4 | Создание скриншота: -понятие «скриншот» -создание скриншотов слушателями | Демонстрация слайдов Работа на ПК |
5.1.4 | Размещение публикаций в Интернете | Работа в интернете |
6. | Итог занятия. -Как видно из сегодняшнего занятия ЭОР прочно вошли в нашу жизнь. И мы широко их используем, часто даже не осознавая этого. Сегодня мы увидели широкий спектр возможностей презентации своего опыта, и обмена опытом с коллегами не только нашего города, но и всей России. -Давайте посмотрим, какое настроение, какие мысли и эмоции вызвало у вас занятие. Поставьте любой знак в столбце, отражающем ваше состояние. -Спасибо за внимание и активную работу. До новых встреч. | Работа на интерактивной доске |
Приложение 1
Что такое ЭОР
1 Ресурс это:
средство, к которому обращаются в необходимом случае
запасы, источники чего-нибудь
2. Электронные образовательные ресурсы это:
учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные цифровые устройства
каталог материалов методического кабинета (в рукописном виде)
образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме
3. Электронные цифровые устройства это:
компьютер
электронная книга
видеомагнитофон
медиа плеер
DVD плеер
интерактивная доска
планшетный ПК
патефон
мультимедийный проектор
Приложение 2
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Невского района Санкт-Петербурга
«Левобережный»
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
«Подходы к презентации педагогического опыта»
Материалы к практическому занятию «Электронные образовательные ресурсы»
Составитель: Попова Ольга Олеговна, методист
27.01.2012
192131 Санкт-Петербург, ул. Бабушкина д. 56 корп. 2,
тел/факс (812) 362-11-38
е-mail: ldtu@mail.ru ddtlspb@mail.ru
Ресурс:
-средство, к которому обращаются в необходимом случае
-запас, источник чего-нибудь
Электронные образовательные ресурсы:
-образовательные ресурсы, представленные в электронно-цифровой форме.
-учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные цифровые устройства
Скри́ншот (screenshot) - снимок экрана, картинка, которая точно отображает то, что показывает ваш монитор в конкретный момент времени.
Из материалов Всероссийской конференции
«Применение ЭОР в образовательном процессе»
«Вестник Образования России» декабрь (24) 2011
Классификация ЭОР
по цели создания:
• педагогические информационные ресурсы, разработанные специально для целей учебного процесса;
• культурные информационные ресурсы, существующие от учебного процесса независимо;
по природе основной информации:
• текстовые, содержащие преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку;
• изобразительные, содержащие преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающее посимвольной обработки;
• звуковые, содержащие цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание;
• программные продукты как самостоятельные, отчуждаемые произведения, представляющие собой программы, на языке программирования или в виде исполняемого кода;
• мультимедийные, в которых информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных разработчиком задач;
по наличию печатного эквивалента:
- представляющие собой электронный аналог печатного ресурса;
- самостоятельные ресурсы, воспроизведение которых на печатных носителях ведет к потере их свойств;
по технологии распространения:
- локальные, предназначенные для локального использования, выпускающиеся в виде определенного количества идентичных
экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;
- сетевые, доступные потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;
- комбинированного распространения, которые могут использоваться как в качестве локальных, так и в качестве сетевых;
по характеру взаимодействия пользователя и ЭОР:
- детерминированные ЭОР, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми определены разработчиком и не могут быть изменяемы пользователем;
- интерактивные ЭОР, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т. п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных разработчиком;
по функция в учебном процессе:
- предъявление учебной информации, в том числе демонстрация объектов, явлений и процессов;
- информационно-справочное обеспечение всех видов занятий;
- моделирование объектов, явлений и процессов;
- расширение сектора самостоятельной учебной работы за счёт использования активно - деятельностных форм обучения;
- тренаж навыков и умений различного характера, решение задач;
- контроль и оценка знаний учащихся и др.
Мультимедийность ЭОР:
синтез различных видов информации — текстовой, графической, анимационной, звуковой и видео, при котором возможны различные способы структурирования, интегрирования и представления информации.
Интерактивность ЭОР:
• манипулирование экранными объектами с помощью мыши;
• линейная навигация;
• иерархическая навигация;
• интерактивные справки;
• обратная связь;
• конструктивное взаимодействие;
• рефлексивное взаимодействие;
• имитационное моделирование;
• поверхностная контекстная интерактивность;
• углубленная контекстная интерактивность.
ЭОР способны обеспечить:
• все компоненты образовательного процесса: получение информации, практические занятия, аттестацию или контроль учебных достижений;
• расширение сектора самостоятельной учебной работы;
• изменение ролей преподавателя (поддержка учебного процесса и его координация) и учащихся (активная вовлеченность в учебный процесс);
• ощущение способности управлять ходом событий и чувство ответственности за получаемый результат;
• переход ученика от пассивного восприятия представленной информации к активному участию в образовательном процессе;
• реализацию принципиально новых форм и методов обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения.
Перечень электронных образовательных ресурсов
к образовательной программе «……..»
ВАРИАНТ 1
Раздел (тема) образовательной программы | ЭОР для педагога | ЭОР для учащихся |
Л и ц е н з и о н н ы е Э О Р | ||
Основы экскурсионного дела | Санкт-Петербург TOPPLAN 2007, лицензия МПТР России ВАФ № 77-225 | |
Э О Р, с о з д а н н ы е п е д а г о г о м | ||
Вводное занятие, инструктаж по технике безопас ности | Мультимедийная презентация «Правила поведения при ЧС» | |
И н т е р н е т – р е с у р с ы | ||
Электронные образова тельные ресурсы | Памятка по созданию методических материалов. Сост. Попова О.О. [Электрон ный ресурс] /Режим доступа: http: //nsportal.ru/shkola/ dopolnitelnoe -obrazovanie /library/pamyatka-po-sozdaniyu-metodicheskikh-materialov - Социальная сеть работников образования. |
ВАРИАНТ 2
Раздел (тема) образовательной программы | Информационные обучающие материалы | Аудио/ видео записи | Мультимедийные презентации |
Л и ц е н з и о н н ы е Э О Р | |||
Э О Р, с о з д а н н ы е п е д а г о г о м | |||
И н т е р н е т – р е с у р с ы | |||
Интернет – ресурсы:
федеральный портал Российское образование | |
федеральный центр информационно-образовательных ресурсов | |
единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | |
www.catalog.iot.ru | образовательные ресурсы сети Интернет |
учительский портал | |
издательский дом 1 сентября | |
портал Петербургское образование |
Бесплатные конструкторы сайтов:
Свой мини-сайт или страницу можно создать на порталах:
социальная сеть работников образования «Наша сеть» | |
портал Невского района | |
бесплатный школьный портал ПроШколу.ру - все школы России |
Свои работы можно опубликовать в Интернете:
электронное периодическое издание Петербургские инновации образования Невского района | |
видеопортал информационно-методического Центра | |
сеть творческих учителей | |
Всероссийский педагогический портал | |
сообщество взаимопомощи учителей |
Приложение 3
Глоссарий
Ресурсы - средства, имеющиеся в наличии, но к которым обращаются лишь при необходимости. Источник чего-л.
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://www.efremova.info/word/resurs.html
Электронный образовательный ресурс - образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме. ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии |
Мультимедиа — это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Википедия [Электронный ресурс]/–Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мультимедиа
Интерактивность (от англ. Interaction- «взаимодействие») - понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами.
Википедия [Электронный ресурс]/–Режим доступа: http: //ru.wikipedia.org/wiki/ Интерактивность
Локальный - ограниченный определенным местом, не выходящий за известные пределы.
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http: http://www.efremova.info/word/lokalnyj.html
Детерминировать - обусловливать, предопределять.
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://www.efremova.info/word/determinirovat.html
Скринтшот - сни́мок экра́на (скри́ншот, скрин или скриншо́т, англ. screenshot) - изображение, полученное компьютером и показывающее в точности то, что видит пользователь на экране монитора.
Википедия [Электронный ресурс]/–Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Скринтшот
Дистанционные образовательные технологии: Образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения.», п. 3.2.1. [Электронный ресурс] / Образовательный ресурс «ГОСТы, СНиПы. СанПиНы и др.» - Режим доступа: http://www.gostedu.ru/30.html - Учебный портал стандартов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока с использованием ЭОР (электронных образовательных ресурсов) по теме "Функция y=ax^2, её график и свойства" (алгебра, 9 класс)
Цели урока: образовательныеввести понятие квадратичной функции;изучить свойства функции y=ax 2(частного случая квадратичной функции);изучить вопрос об особенностях графика функции...
Педагогическое проектирование образовательных ресурсов. Проектирование учебника китайского языка
В настоящее время идет процесс понимания важности изучения иностранного языка и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Иностранный язык...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА "ДЕРЕВЕНЬКА СКОРОГОВОРКИНО"
Надеюсь, что данный материал пригодится не только театральным преподавателям, но также школьным логопедам, воспитателям, классным руководителям и учителям....
Обучающее занятие с использованием электронного образовательного ресурса «Проезд перекрестков»
В разработке представлены все возможные варианты проезда перекрестков с комментариями, также предусмотрены контрольные задания для учащихся....
Конспект открытого занятия с использованием электронных образовательных ресурсов (с презентацией) «Подарки для зайчика»
Презентация занятия...
Воспитательное занятие с использованием электронных образовательных ресурсов (презентационная программа в формате Power Point) «Русская Матрёшка», с последующей композиционной выставкой
Цель:- знакомство детей с народной игрушкой – Матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности.Задачи:- обучить технологии изготовления Матрёшек в технике папье-маше;- воспитывать доброже...
ПРОГРАММА Второй всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: опыт – проблемы, традиции - инновации»
ПРОГРАММА Второй всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: опыт – проблемы, традиции - инновации», посвящ...