Конспект практического занятия для педагогических работников "Электронные образовательные ресурсы"
методическая разработка по теме

Ольга Олеговна Попова

Практическое занятие "Электронные образовательные ресурсы" проводится для педагогических работников  учреждений дополнительного образования детей в рамках программы обучения педагогических кадров "Подходы к презентации педагогического опыта". На занятии слушатели знакомятся с понятием и классификацией электронных образовательных ресурсов. Учатся создавать скринтшоты, лмичные странички на сайтах социальных сетях, размещать свои методические разработки в Интернете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_eor.docx69.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Невского района Санкт-Петербурга

«Левобережный»

192131 Санкт-Петербург, ул. Бабушкина д. 56 корп. 2,

 тел/факс (812) 262-11-38

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

«Подходы к презентации педагогического опыта»

КОНСПЕКТ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ТЕМЕ

«Электронные образовательные ресурсы»

Автор: Попова О.О., методист

Санкт-Петербург

27.01.2012

 «Электронные образовательные ресурсы»

Цель: побудить педагогических работников к созданию системы использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.

Задачи:

-познакомить с классификацией и отличительными особенностями ЭОР;

-продемонстрировать технические возможности для использования и создания ЭОР в учреждении;

-познакомить с возможностями презентации использования ЭОР в портфолио профессиональной деятельности педагога;

-провести самоанализ готовности педагогов к использованию ЭОР;

-побудить к использованию современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе.

Участники: педагоги дополнительного образования, концертмейстеры, методисты, педагоги-организаторы.

Оборудование:

-интерактивная доска, мультимедийный проектор

-ноутбук

-компьютерный класс с выходом в интернет

-тест «Что такое ЭОР» (приложение 1)

-раздаточный материал «Материалы к практическому занятию «Электронные образовательные ресурсы» (приложение 2)

-Глоссарий (приложение 3)

Ход занятия

№ п/п

Этап проведения практического занятия

Использование ЭОР

1.

Понятие «электронные образовательные ресурсы».

1.1.

Знакомство с темой занятия.

Демонстрация слайда

1.2.

Постановка цели перед учащимися.

В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения внедряются новые формы обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями.

Квалификационные характеристики практически всех должностей работников образования предъявляют требования по знанию основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, по использованию современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

Сегодня мы попытаемся разобраться, что же такое ЭОР, как можно их использовать. 

1.3.

Тест «Что такое ЭОР»

Отметьте любым символом правильные на ваш взгляд определения

1.3.1

Самостоятельная работа с тестом «Что такое ЭОР» (приложение 1)

1.3.2

Коллективное обсуждение результатов теста «Что такое ЭОР»

Понятие «образовательный ресурс»

-Какие виды образовательных ресурсов знаете и используете в работе?    

Понятие «электронный образовательный ресурс»

-Назовите ЭОР, которые вы используете в работе    

Понятие «электронное цифровое устройство»

-Какие, на ваш взгляд устройства относятся к электронным цифровым устройствам?

Демонстрация слайдов

2.

Классификация ЭОР.

(по материалам Всероссийской конференции «Применение ЭОР в образовательном процессе», 07.10.2011)

Демонстрация слайдов

2.1

Классификация ЭОР по цели создания

2.2.

Классификация ЭОР  по природе основной информации

2.2.1

Текстовые ЭОР

2.2.2

Изобразительные ЭОР

2.2.3

Звуковые ЭОР

2.2.4

Программные продукты

2.2.5

Мультимедийные ЭОР

2.3.

Классификация ЭОР по наличию печатного эквивалента 

2.4.

Классификация ЭОР по технологии распространения

2.5.

Классификация ЭОР по характеру взаимодействия пользователя и ЭОР

2.5.1

Детерминированные ЭОР

2.5.2

Интерактивные ЭОР

2.6.

Классификация ЭОР по функция в учебном процессе 

2.6.1

Предъявление информации

2.6.2

Организация практической деятельности учащихся

2.6.3

Организация самостоятельной работы учащихся

2.6.4

Контроль и оценка знаний учащихся

3.

Отличительные особенности ЭОР:

-обеспечение всех компонентов образовательного процесса

-интерактивность

-возможность удалённого (дистанционного), полноценного обучения

Демонстрация слайдов

4.

Демонстрация применения ЭОР при проведении инструктажа по охране труда и технике безопасности с педагогическими работниками.

Демонстрация мультимедийной презентации «Своя игра  «Безопасный труд – право каждого человека»

5.

Презентация использования ЭОР в портфолио профессиональной деятельности педагогического работника

Мы увидели, что ЭОР стали неотъемлемой частью УМК. Педагогические работники широко их используют. ЗУН использования ЭОР необходимо продемонстрировать и при приёме на работу и при прохождении аттестации (как на квалификационную категорию, так и при аттестации на соответствие занимаемой должности). Как же презентовать свой опыт использования ЭОР?

5.1

Критерии и показатели экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности педагогического работника УДОД, при подтверждении которых возможна презентация использования ЭОР.

Демонстрация слайдов

5.1.1

Варианты перечня ЭОР

Демонстрация слайдов

5.1.2

Образовательные Интернет – ресурсы:

-коллективная работа - знакомство сайтом www.uchportal.ru

-самостоятельная работа: зайдите на один из предложенных сайтов (приложение 2) и найдите интернет - ресурс, который может пригодиться Вами в работе

Работа в интернете

5.1.3

Создание своих сайтов или наличие страницы на сайте учреждения, портала:

-демонстрация личных страниц педагогов на сайте ДДТ «Левобережный»

-регистрация личных страниц слушателей  в социальной сети работников образования «Наша сеть» www.nsportal.ru

Работа в интернете

5.1.4

Создание скриншота:

-понятие «скриншот»

-создание скриншотов слушателями

Демонстрация слайдов

Работа на ПК

5.1.4

Размещение публикаций в Интернете  

Работа в интернете

6.

Итог занятия.

-Как видно из сегодняшнего занятия ЭОР прочно вошли в нашу жизнь. И мы широко их используем, часто даже не осознавая этого.  Сегодня мы увидели широкий спектр возможностей презентации своего опыта, и обмена опытом с коллегами не только нашего города, но и всей России.

-Давайте посмотрим,  какое настроение, какие мысли и эмоции вызвало у вас занятие. Поставьте любой знак в столбце, отражающем ваше состояние.

-Спасибо за внимание и активную работу. До новых встреч.

Работа на интерактивной доске

Приложение 1

Что такое ЭОР

1 Ресурс это:

средство, к которому обращаются в необходимом случае

запасы, источники чего-нибудь

2. Электронные образовательные ресурсы это:

учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные цифровые устройства

каталог материалов методического кабинета (в рукописном виде)

образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме

3. Электронные цифровые устройства это:

компьютер

электронная книга

видеомагнитофон

медиа плеер

DVD плеер

интерактивная доска

планшетный ПК

патефон

мультимедийный проектор

Приложение 2

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Невского района Санкт-Петербурга

«Левобережный»

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

«Подходы к презентации педагогического опыта»

Материалы к практическому занятию «Электронные образовательные ресурсы»

Составитель: Попова Ольга Олеговна, методист

27.01.2012

192131 Санкт-Петербург, ул. Бабушкина д. 56 корп. 2,

тел/факс (812) 362-11-38

www.ddtl-spb.ru.

е-mail:  ldtu@mail.ru    ddtlspb@mail.ru

Ресурс:

-средство, к которому обращаются в необходимом случае

-запас, источник чего-нибудь

Электронные образовательные ресурсы:

-образовательные ресурсы, представленные в электронно-цифровой форме.

-учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные цифровые устройства

Скри́ншот (screenshot) - снимок экрана, картинка, которая точно отображает то, что показывает ваш монитор в конкретный момент времени.

Из материалов Всероссийской конференции

«Применение ЭОР в образовательном процессе»

«Вестник Образования России» декабрь (24) 2011

Классификация ЭОР

по цели создания:

педагогические информационные ресурсы, разработанные специально для целей учебного процесса;

культурные информационные ресурсы, существующие от учебного процесса независимо;

по природе основной информации:

текстовые, содержащие преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку;

изобразительные, содержащие преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающее посимвольной обработки;

звуковые, содержащие цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание;

программные продукты как самостоятельные, отчуждаемые произведения, представляющие собой программы, на языке программирования или в виде исполняемого кода;

мультимедийные, в которых информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных разработчиком задач;

по наличию печатного эквивалента:

  1. представляющие собой электронный аналог печатного ресурса;
  2. самостоятельные ресурсы, воспроизведение которых на печатных носителях ведет к потере их свойств;

по технологии распространения:

  1. локальные, предназначенные для локального использования, выпускающиеся в виде определенного количества идентичных

экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;

  1. сетевые, доступные потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;
  2. комбинированного распространения, которые могут использоваться как в качестве локальных, так и в качестве сетевых;

по характеру взаимодействия пользователя и ЭОР:

  1. детерминированные ЭОР, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми определены разработчиком и не могут быть изменяемы пользователем;
  2. интерактивные ЭОР, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т. п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных разработчиком;

по функция в учебном процессе:

  1. предъявление учебной информации, в том числе демонстрация объектов, явлений и процессов;
  2. информационно-справочное обеспечение всех видов занятий;
  3. моделирование объектов, явлений и процессов;
  4. расширение сектора самостоятельной учебной работы за счёт использования активно - деятельностных форм обучения;
  5. тренаж навыков и умений различного характера, решение задач;
  6. контроль и оценка знаний учащихся и др.

Мультимедийность ЭОР:

синтез различных видов информации — текстовой, графической, анимационной, звуковой и видео, при котором возможны различные способы структурирования, интегрирования и представления информации.

Интерактивность ЭОР:

манипулирование экранными объектами с помощью мыши;

линейная навигация;

иерархическая навигация;

интерактивные справки;

обратная связь;

конструктивное взаимодействие;

рефлексивное взаимодействие;

имитационное моделирование;

поверхностная контекстная интерактивность;

углубленная контекстная интерактивность.

ЭОР способны обеспечить:

все компоненты образовательного процесса: получение информации, практические занятия, аттестацию или контроль учебных достижений;

расширение сектора самостоятельной учебной работы;

• изменение ролей преподавателя (поддержка учебного процесса и его координация) и учащихся (активная вовлеченность в учебный процесс);

ощущение способности управлять ходом событий и чувство ответственности за получаемый результат;

переход ученика от пассивного восприятия представленной информации к активному участию в образовательном процессе;

реализацию принципиально новых форм и методов обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения.

Перечень электронных образовательных ресурсов

к образовательной программе «……..»

ВАРИАНТ 1

Раздел (тема) образовательной программы

ЭОР для педагога

ЭОР для учащихся

Л и ц е н з и о н н ы е       Э О Р

Основы экскурсионного дела

Санкт-Петербург TOPPLAN 2007, лицензия МПТР России ВАФ № 77-225

Э О Р,   с о з д а н н ы е   п е д а г о г о м

Вводное занятие, инструктаж по технике безопас ности

Мультимедийная презентация «Правила поведения при ЧС»

И н т е р н е т – р е с у р с ы

Электронные образова тельные ресурсы

Памятка по созданию методических материалов. Сост. Попова О.О. [Электрон ный ресурс] /Режим доступа:  http: //nsportal.ru/shkola/ dopolnitelnoe -obrazovanie  /library/pamyatka-po-sozdaniyu-metodicheskikh-materialov  - Социальная сеть работников образования.

ВАРИАНТ 2

Раздел (тема)

образовательной программы

Информационные

обучающие материалы

Аудио/ видео

записи

Мультимедийные презентации

Л и ц е н з и о н н ы е       Э О Р

Э О Р,   с о з д а н н ы е   п е д а г о г о м

И н т е р н е т – р е с у р с ы

Интернет – ресурсы:

www.edu.ru

федеральный портал Российское образование

www.fcior.edu.ru

федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

www.school-collection.edu.ru

единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

www.catalog.iot.ru

образовательные ресурсы сети Интернет

www.uchportal.ru

учительский портал

www.1september.ru

издательский дом 1 сентября

www.petersburgedu.ru

портал Петербургское образование

Бесплатные конструкторы сайтов:

www.a5.ru 

www.saitodrom.ru 

www.ru.jimbo.com 

www.setur.ru 

www.spaced.ru 

www.taba.ru 

Свой мини-сайт или страницу можно создать на порталах:

www.nsportal.ru

социальная сеть работников образования «Наша сеть»

www.2berega.spb.ru

портал Невского района

www.proshkolu.ru

бесплатный школьный портал ПроШколу.ру - все школы России

Свои работы можно опубликовать в Интернете:

www.smipioner.ru

электронное периодическое издание Петербургские инновации образования Невского района

www.webpelikan.ru

видеопортал информационно-методического Центра

www.it-n.ru

сеть творческих учителей

www.методкабинет.рф

Всероссийский педагогический портал

www.pedsovet.su

сообщество взаимопомощи учителей

Приложение 3

Глоссарий

Ресурсы - средства, имеющиеся в наличии, но к которым обращаются лишь при необходимости. Источник чего-л.

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000  [Электронный ресурс] / – Режим доступа:  http://www.efremova.info/word/resurs.html

Электронный образовательный ресурс  - образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме.  

ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии
в образовании. Термины и определения.», 3.2.12  [Электронный ресурс] / Образовательный ресурс «ГОСТы, СНиПы. СанПиНы и др.» -
Режим доступа:  http://www.gostedu.ru/30.html - Учебный портал стандартов

Мультимедиа — это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

Википедия [Электронный ресурс]/–Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мультимедиа

Интерактивность (от англ. Interaction- «взаимодействие») - понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами.

Википедия [Электронный ресурс]/–Режим доступа: http: //ru.wikipedia.org/wiki/ Интерактивность  

Локальный  - ограниченный определенным местом, не выходящий за известные пределы.

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000  [Электронный ресурс] / – Режим доступа:  http: http://www.efremova.info/word/lokalnyj.html

Детерминировать - обусловливать, предопределять.  

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000  [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://www.efremova.info/word/determinirovat.html

Скринтшот - сни́мок экра́на (скри́ншот, скрин или скриншо́т, англ. screenshot) - изображение, полученное компьютером и показывающее в точности то, что видит пользователь на экране монитора.

Википедия [Электронный ресурс]/–Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Скринтшот

Дистанционные образовательные технологии: Образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения.», п. 3.2.1. [Электронный ресурс] / Образовательный ресурс «ГОСТы, СНиПы. СанПиНы и др.» - Режим доступа:  http://www.gostedu.ru/30.html - Учебный портал стандартов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока с использованием ЭОР (электронных образовательных ресурсов) по теме "Функция y=ax^2, её график и свойства" (алгебра, 9 класс)

Цели урока: образовательныеввести понятие квадратичной функции;изучить свойства функции  y=ax 2(частного случая квадратичной функции);изучить вопрос об особенностях графика функции...

Педагогическое проектирование образовательных ресурсов. Проектирование учебника китайского языка

В настоящее время идет процесс понимания важности изучения иностранного языка и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Иностранный язык...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА "ДЕРЕВЕНЬКА СКОРОГОВОРКИНО"

Надеюсь, что данный материал пригодится не только театральным преподавателям, но также школьным логопедам, воспитателям, классным руководителям и учителям....

Обучающее занятие с использованием электронного образовательного ресурса «Проезд перекрестков»

В разработке представлены все возможные варианты проезда перекрестков с комментариями, также предусмотрены контрольные задания для учащихся....

Воспитательное занятие с использованием электронных образовательных ресурсов (презентационная программа в формате Power Point) «Русская Матрёшка», с последующей композиционной выставкой

Цель:- знакомство детей с народной игрушкой – Матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности.Задачи:- обучить технологии изготовления Матрёшек в технике папье-маше;- воспитывать доброже...

ПРОГРАММА Второй всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: опыт – проблемы, традиции - инновации»

ПРОГРАММА Второй всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: опыт – проблемы, традиции - инновации», посвящ...