авторская образовательная программа по фортепиано
рабочая программа по теме

Авторская программа по фортепианно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

   Введение

Давайте познакомимся с фортепиано.

До появления фортепиано современной конструкции  инструменту  предстоял долгий путь. Сколько труда было вложено в его создание известными и неизвестными мастерами! Отдельно струны и корпус уже существовали. Вспомним  музыкальный инструмент маленького Гермеса: панцирь черепахи с натянутыми  на него струнами. Но как заставить струны звучать? Конечно, их надо перебирать пальцами, так и делали, пока не придумали медиатор - в переводе с латыни посредники. Оказалось, что лучший материал для медиатора- птичье перо, оно не стирает струны. Инструмент фортепиано назвали не сразу. В Греции его называли монохорд (однострунный). В Венгрии – «звонкая цитра»

Конечно, не сразу догадались, что медиатор не обязательно держать в руке – ведь так звук извлекается только из одной струны. И тогда для каждой струны, сделали отдельный медиатор , а к нему – приспособление т.е. механизм, который присоединили к клавишам. Когда нажимали на клавишу, медиатор задевал струну. Но этот инструмент был только предшественником фортепиано. Во Франции он назывался клавесин, в Италии –  клавичембало.

Для этого инструмента И.С, Бах написал свои замечательные фуги. Но все-таки инструмент еще не был достаточно совершенен, потому что на нем нельзя было регулировать громкость звука. Изменить это удалось после того, как струны стали не цеплять медиатором, а ударять по ним. Их заставляли звучать помещенные под ними молотки .Имя мастера, впервые  применившего  молотки в 1709 году во Флоренцию, Бартоломео  Кристофори. Новый инструмент имел огромное преимущество перед клавесином, на нем можно было извлекать как громкие(forte), так и тихие(piano) звуки с постепенным переходом от одних к другим. Ведь если сильнее ударить по клавишам, то и молоточек сильнее ударить по струне! Отсюда и происходит  название инструмента- фортепиано(Итальянское-громко-тихо).

Кружок фортепиано нужен для того, чтобы приобщить детей к искусству, научить воспринимать окружающий мир через музыку.

Мое педагогическое кредо:

Воспитание любви к искусству через музыку. Музыка- одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека.

Программа рассчитана на три года обучения. Программа адаптированная составленная на основе типовой. Формы занятий индивидуальные и групповые. Учащиеся  занимаются  по индивидуальному  расписанию, а при необходимости педагог собирает всю группу для подготовки и проведения массовых мероприятий. Формы и методы занятий разноплановые. Игра ансамблем, игра на фортепиано, дидактические игры: «Веселые нотки», «Найди свою октаву», «Звучащее лото», пение детских песен, вокализов, музыкальные сценки. В программе  используются произведения дагестанских композиторов: Н. Дагирова , Агабабова, М. Кажлаева. Учащиеся с удовольствием играют эти произведения.

Учебная работа предполагает обучение учащихся

Анализу музыкальных произведений в определенной последовательности:

1.Название пьесы.

2.Фамилия композитора.

3.Словесные указания в тексте(характер исполнения, размер).

4. Нахождение тоники.

5. Определение тоники.

6. Движение мелодии  и  ее  ритмический рисунок.

7. Определение формы произведения.

Все задачи музыкального воспитания решаются в процессе обучения. Первостепенное значение имеет правильный выбор музыкальных произведений. Эти произведения должны быть идейно значимы, художественны, ярки и привлекательны по форме, понятны детям по содержанию и доступны для исполнения. Обобщая содержание программы  можно определить ее образовательные, развивающие и воспитательные цели:

1Образавательные  цели:

- формирование осознанных мотивов обучения в сфере фортепианной деятельности

2Развивающие цели:

-  научить ученика самостоятельно мыслить и работать

-  овладение способами творческого мышления

-  развитие способностей к самостоятельной и коллективной работе  

-  развитее музыкальных  способностей детей – слух и память

3.Воспитательные цели:

-  воспитывать художественный вкус, научить ценить подлинно  художественные произведения

- создание  условий для общения в коллективе

-  адаптация к современной жизни с помощью общей культуры, знаний навыков,

              Учебно – воспитательная работа

         фортепианного  класса  включает в себя;

1.Тщательно изучение основной программы учащимися с целью публичного исполнения её.

2.Ознокомление под руководством педагога с разнообразными музыкальными произведениями.

3.Развитие основных технических  навыков на материале упражнений и этюдов.

4.Помощь ученикам в их самостоятельном  музицировании .

5.Воспитание эстетического вкуса учащихся  на  основе осознанного восприятия  музыки.

От  педагога требуется мастерство, творческая инициатива, умение  терпеливо  работать над  развитием музыкальных данных  детей.

Среди общего количества учащихся есть несколько коррекционных детей, с которыми  проводится работа  по особой индивидуальной  программе.

Индивидуальная программа работы с коррекционными детьми.

Музыкальная деятельность  занимает одно из ведущих  мест в формировании  худ. культуры детей с проблемами. Основной целью муз. развития детей является обогащение духовного мира школьников, формирование их муз. культуры, нравственно – эстетических  качеств. В процессе муз. воспитания учащихся  решается ряд задач:

- развить и поддерживать у детей желание слушать музыку, эмоционально  на неё откликаться, рассказывать о ней

- формировать представления о музыке как о виде искусства, о её жанровой  принадлежности, средствах муз. выразительности, знакомить с элементарной муз. терминологий.

-расширять муз. кругозор, запас  музыкальных впечатлений, развивать музыкально – образное мышление, муз. слух.

- продолжать формировать музыкального – исполнительские навыки в пении, в движении, в игре на инструменте, развивать творческие проявления школьников муз. деятельности.

- осуществлять средствами  музыки коррекцию отклонений  в развитии  школьников ( познавательной, эмоционально – волевой, моторной  сфер ), обеспечить  регуляцию поведения, формирование доброжелательного коммуникативного  взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Поскольку моя педагогическая  деятельность связана именно с преподаванием фортепиано, я всегда стремлюсь  к тому, что бы фортепианная  клавиатура как можно раньше стала для детей « обжитой территорией», где обитают известные им звуки. Надо стараться  создать у ребенка взаимосвязь  разных звуков, которые он слышит, с изображением их на бумаге  и положением  на клавиатуре.  Уже в стадии до нотного  периода  учащийся получил представление о том, что звуки бывают высокие и низкие, «тонкие » и « толстые» . Одно и то же  «до» можно взять на клавиатуре в середине, справа , слева,- в восьми разных октавах. В зависимости от этого «до» звучит то выше то ниже. И здесь педагогу надо проверить, хорошо ли слышит ребенок регистр взятой на инструменте ноты. Только после того, как учащимся хорошо освоена клавиатура. Я перехожу к объяснению нотной грамоты.

-Теперь,- говорю я учащимся,- ты начинаешь серьезно, по- взрослому заниматься. Приготовься . И удивляю его неожиданным вопросом:

- А где у тебя середина животика? Ребенок показывает.

-Проведи-ка от него прямую дорожку к середине клавиатуры- найдешь клавишу «ми». От нее  направо расположено государство высоких звуков-  «скрипичное» (здесь нужен коротенький разговор о скрипке, которую учащийся чаще всего уже видел и слышал. На скрипке, говорю я, играют иначе, чем на рояле: водят смычком по струнам, которые  не могут звучат низко, как у рояля, а поют только высоким голосом)левая часть клавиатуры- это государство низких звуков-«басовое». Пока ты гулял по их владениям  (клавиатуре), знакомился с их жителями (клавишами - звуками) играл и даже веселился с ними, но законов этих двух государств не знал. Законы же эти  писанные и с ними сейчас я тебя познакомлю- итак, в нотах тоже все тонкие, высокие звуки живут в государстве скрипичном, все толстые низкие в государстве басовом. Территория каждого государства ограниченна пятью линейками и нотки «живут» на самих линейках, и между линейками (под ними и над ними).Детям рисую «домики» , обозначаю, где «живут» нотки (хорошо не полениться и сделать игрушки домики из оклеенных белой бумагой коробок ,  на стенках которых начертаны пять линеек для скрипичного и басового ключа. Дети сами могут вставлять в отверстия на линейках и между линейками пробки с именами нот- «жителей». Для тог о, чтобы уч-ся лучше понял, что прикасаться к клавишам надо кончиком пальца, вертикально опуская его на подушечку, мы играем в игру- «поцелуй с карандашиком», кончиками(носиками) пальцы по очереди «здороваются» с карандашом. Необходимо  чтобы на конце карандаша была мягкая  резиночка.  Преодолевая «ударность» рояля , педагог должен в своих объяснениях говорить, что рояль «поет», а пальцы, погружаются, «мягко падают», «окунаются» , но никогда не ударяют по клавишам. Мой бывший ученик  Хаимов Денис как-то признался мне, что начав в детстве учиться играть, он все ждал что рояль  действительно «запоет» человеческим голосом ,т.к. ему часто говорили: «Старайся играть певуче», «пой эту мелодию». В этот период  перед педагогом  стоит  самая ответственная задача «создать» руки ребенка. С первого прикосновения к клавишам необходимо стараться сделать их гибкими, свободными, естественными. Для того, чтобы сделать руки свободными, можно посадить ребенка между двумя подушками на диван, предложив ему «нырять» попеременно, а левой – в правую. В мягкую подушку рука попадает  (« ныряет») без всякого «страха»  и никого мышечного стеснения или зажима при этом не происходит. Так же свободно и мягко руки должны уметь «упасть» на клавиши.

                           Условия  реализации программы

а) кадровое обеспечение:

Тулубьева Марина Николаевна - педагог дополнительного образования.  Методист школы искусств №1.  Закончила  Махачкалинское музыкальное  училище  по – классу фортепиано.  Получила специальность концертмейстер, преподаватель . В 2000 году закончила Дербентский Институт Искусств  и Культуры. Стаж 17 лет, 14 разряд  

б) Методическое и информационное обеспечение.

Литература для учителя:

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано
  2. Гофман И. «Фортепианная игра» Ответы на вопросы о фортепианной игре.
  3. Баренбойм  Л. Путь к музицированию
  4. Баренбойм  Л. Музыкальная педагогика и  исполнительства
  5. Коган Г. Работа пианиста .
  6. Баринова М. О развитии творческих способностей ученика
  7. Нейгауз Г. Об искусстве  фортепианной игры.

 Литература для учащихся:

  1. Сборник фортепианных пьес  1 класс
  2. « Сборник фортепианных  пьес. Этюдов, ансамблей»(1 и 2 часть).
  3. «Школа игры на фортепиано» - Николаева
  4. 4. Черни соч №299, Этюды
  5. 6 легких сонат Бетховен
  6. Соч.№68 альбом для юношества Шумен
  7. 6 детских пьес соч.№72 Мендельсон
  8. Вариации на словацкую тему Кабалевский
  9. Времена года соч.№37 Чайковский
  10. 24 Прелюдии Караев.

В работе используются рисунки,  портреты композиторов, кроссворды, музыкальные  викторины (например :  « Музыкальная капель» и т. д) , наглядные пособия.

 План воспитательной методической работы и массовых мероприятий.

П/П

Мероприятия

Срок

1

Беседа о композиторах : Н. Дагиров , М. Кажлаев,

Агабабов.

Октябрь

2

Рассказ о музыкальных инструментах.

Ноябрь

3

Дидактические игры: «Веселые нотки»,  «Звучащее лото», «Найди свою октаву».

Декабрь

4

Пение детских песен (вокализов).

Январь

5

Конкурс на лучшее исполнение пьес дагестанских композиторов.

Февраль

6

Конкурс на лучшее исполнение этюда.

Март

7

Родительские собрания-концерт класса(в полугодиях)

Май

В течение всего учебного года оказать помощь учащимся класса методической литературой. Дать дополнительные уроки слабым, отстающим детям. Оказание методической помощи педагогам УДО Южной зоны Дагестана в организации работ кружка фортепиано, в подборе музыкальной литературы.

УРОК ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ ИЛИ ЗАНЯТИЕ НА ФОРТЕПИАНО.

Автор данной статьи составила программу с подробными методическими комментариями по обучению детей с ДЦП игре на фортепиано (синтезаторе)

В работе  изложен лишь один из аспектов, представленных в авторской программе, его суть можно свести к использованию фортепиано (или синтезатора) как своеобразного тренажера для разработки крупной и мелкой моторики рук и пальцев. Чем младше ученик, тем интереснее и разнообразнее можно использовать клавиатуру . Применение специфических игровых приемов в начальный период обучения возможно и без овладения знаниями нотной грамоты. Это так называемый донотный период, который в музыкальной школе естественно заканчивается в 5-6 лет. У детей с моторными нарушениями он может растянуться и до 9 лет. Играть на фортепиано, не привязываясь к нотному тексту, можно любыми руками: как с нормальной мышечно-двигательной реакцией, так и с существенными  поражениями моторных функций при спастических и вялых парезах.

Одну из описываемых форм работы можно назвать «Звуковая картина».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного твочества "Мастерская чудес"

Настоящая программа  предполагает трехгодичное обучение учащихся с I-VIII классы. Один год обучения – это изучение одного вида декоративно-прикладного искусства. Первый год посвящен бумагопластик...

Авторская образовательная программа "Специальное фортепиано" для детских школ искусств, центров детского творчества

Дана программа является результатом многолетней работы по специальности «Специальное фортепиано», попыткой скорректировать и дополнить типовую программу в соответствии с новыми требованиями, которые д...

Авторская образовательная программа "Общее фортепиано"для школ искусств и центров детского творчества

Программа «Общее фортепиано» разработана на основе типовых программ по предмету «класс общего фортепиано» в соответствии с Законом РФ « Об образовании». Предлагаетс...

Авторская образовательная программа «Аккомпанемент» для детских школ искусств,центров детского творчества

Аккомпанемент- одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, поз...

Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс

Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРТЕПИАНО

Для детей, проявляющих интерес к музыкальному образованию и имеющих для него необходимые данные, главный акцент  ставится на развитии технических навыков,полифонического мышления, чувства ф...

Образовательная программа по фортепиано

Образовательная программа по фортепиано...