Особенности натюрморта
методическая разработка по теме

Методическая разработка «Особенности натюрморта» может быть использована руководителями фотокружков при проведении занятий по теме «Натюрморт», педагогами изобразительного искусства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natyurmort.docx571.94 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по теме

«Особенности натюрморта»

                                                        

                                                        Выполнил:

                                                        Румянцев Евгений Валентинович

Педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2012 год


Аннотация

Методическая разработка «Особенности натюрморта» может быть использована руководителями фотокружков при проведении занятий по теме «Натюрморт», педагогами изобразительного искусства.


Введение

Как самостоятельное направление в живописи (а фотография большинство своих направлений позаимствовала именно оттуда) натюрморт сформировался лишь в XVII веке. Нередко предметы, изображенные на картине, имели глубокое символическое значение. Правда, к тому моменту, когда фотография ворвалась в этот жанр, символизм в натюрморте уже отошел на второй план. Сегодня самое коммерчески востребованное направление натюрморта — рекламная фотография. Второе направление — художественная фотография, где натюрморт сравним с полотнами художников, но выполнен в фотографической технике. Несмотря на то, что натюрморт статичен, а состав и архитектоника кадра находится целиком под управлением фотографа, создание хорошего натюрморта требует глубоких знаний работы со светом, композицией, формой.

Натюрморт является самостоятельным жанром фотоискусства и представляет собой изображение предметов, вещей или элементов «мертвой природы» в образной, художественной форме. На таких снимках передают не только красоту предметов, совершенство их формы, фактуры поверхности, но и показывают мир человека через окружающие его предметы быта или эпохи, в которую он живет. Натюрморты должны обладать конструктивной четкостью, смысловым и зрительным центрами, совершенной композицией и выразительным светотеневым рисунком.

Средствами фотонатюрморта не только осуществляется выразительное воспроизведение различных предметов с характерными особенностями их поверхности, подчёркнутой материальностью, что вызывает вполне определённые ассоциации, но и достигается решение более сложных, подлинно художественных задач, когда, например, с помощью так называемых предметных композиций создаются своеобразные картины жизни и рассказывается об отсутствующем в кадре человеке. Выразительные средства натюрморта необычайно разнообразные, а круг тем практически неисчерпаем.

С помощью освещения в натюрморте решают различные художественные задачи: тональность, светотеневой рисунок изображения и его композиционное равновесие. Выбирая характер освещения, обращают внимание на важное обстоятельство: несмотря на большое число источников света, применяющихся при съемке, на снимке должно быть передано освещение как бы от одного главного, чаще всего от источника рисующего света. В противном случае возникает хаотичное нагромождение теней, снимок утрачивает лаконичность и естественность.

Таким образом, значение натюрморта в фотографии выходит за пределы буквального перевода термина "натюрморт" - "мертвая природа". Снимки, которые мы иногда называем предметными композициями, живут отраженной жизнью человека.


Методика и организация композиции.

Как и любой другой жанр фотографии, натюрморт невозможен без композиции. Более того, натюрморт — именно тот жанр, где композиция играет первостепенную роль и требует самого пристального внимания со стороны фотографа. Ведь репортажному кадру можно многое простить, если автор поймал действительно удачный момент. А домашние снимки — вы замечали, как умиляются мамочки, увидев на фотографии, пусть и бездарной, свое чадо? Вряд ли мы дождемся такого же снисхождения от зрителей, сфотографировав апельсин с бутылочкой. Чтобы был положительный эффект, придется постараться. И начинать, конечно же, следует с композиции задуманного кадра.

Условно говоря, композиция в натюрморте — это гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в кадре. Посредством композиции можно последовательно показать зрителю все, что вы хотели, создать настроение, передать идею и даже рассказать историю.

Композицию в натюрморте условно можно разделить на несколько типов: геометрическая, пространственная и цветовая.

Геометрическая композиция

Не секрет, что все объекты имеют геометрическую (или приближенную к геометрической) форму. Также не секрет, что человеку свойственно ассоциировать каждую фигуру с чем-то, характерным именно для нее. Так, например, углы подсознательно ассоциируются с указателями. Когда долго смотришь на квадрат или прямоугольник, возникает ощущение стабильности (может быть, потому что наше подсознание дорисовывает устойчивое здание). А круг создает чувство уюта и успокаивает. Стоит помнить и о том, что горизонтальные линии (лежащий человек) гораздо спокойнее вертикальных (человек стоящий). Что же касается диагоналей, то восходящие линии — ведущие из левого нижнего угла в правый верхний — выглядят напряженнее нисходящих: читаем мы все-таки слева направо, и нашему взгляду приходится «вскарабкиваться» по картинке, чтобы добраться до самого верха. Но в этом скрыто и определенное чувство победы, не так ли?! Нисходящие же линии, идущие из левого верхнего угла к правому нижнему, наоборот, традиционно ассоциируются с расслабленностью, грустью или даже упадком.

Если есть необходимость выделить некий предмет в натюрморте, отведя ему роль главного героя, здесь можно сыграть и на пространственной композиции. Например, поставить главный объект на передний план, впереди всех остальных. Или настроить свет так, чтобы ведущий элемент был освещен ярче всех, а те объекты, которые оказались за и перед ним, были освещены слабее. А можно сделать хитрее — зажечь палочку благовоний или выпустить сигаретный дым, нарисовав таким образом в кадре воздушную перспективу: основное внимание будет акцентировано на передних объектах, поскольку дальние утонут в романтической дымке.

Также сыграть можно и на технических аспектах работы фотокамеры: если хочется детально показать каждый предмет, включая задник или драпировки, то съемка должна проводиться при закрытой диафрагме. Но если важно выделить какой-то один предмет, то диафрагму нужно раскрыть максимально. Не стоит игнорировать и возможности оптики: на кадрах, сделанных с помощью широкоугольных объективов, предметы сильно искажены, и чем ближе к камере объект, тем более крупным он будет казаться по отношению к отдаленным. И наоборот, большие фокусные расстояния «собирают» перспективу, пространство делается гораздо более плоским.

Цветовая композиция

Если фотосъемка ведется в ч/б цвете, нам не пригодятся знания о свойствах цветового воздействия. Но в случае, если фоторабота запланирована в цвете — не стоит игнорировать эту сферу исследований. Обратив свой взгляд к психологии цвета, мы увидим, что каждый из цветов имеет, помимо своей оригинальной окраски, собственную смысловую нагрузку. Теплые цвета (оранжевый, желтый, красный, терракотовый) напоминают нам о лете, солнце, тепле. Это первая ассоциация, возникающая при взгляде на фотографию, решенную в этих тонах. Кроме этого, из курса живописи можно узнать, что такие предметы кажутся визуально ближе. Чего не скажешь о холодных цветах: синем, зеленом, розовом, фиолетовом — эти цвета немного отдаляют объект от зрителя, а ассоциируются как правило с зимой, холодом, водой.

Важно помнить и о контрасте, иногда на нем можно сыграть, но часто непродуманные цветовые сочетания отталкивают или искажают смысл всей постановки. Если вы решите фотографировать огурец на оранжевом фоне, подумайте, не будет ли фон перетягивать внимание на себя? И действительно ли этого вы хотели добиться? Также нужно помнить о том, что любой предмет обладает способностью отражения или поглощения цветовых оттенков предметов, находящихся рядом, и даже два одинаковых по цвету предмета на одном фоне могут выглядеть по-разному именно из-за различия их фактур.

Влияние на зрителя оказывает и насыщенность цвета: композиции в мягких пастельных тонах будут создавать ощущение покоя и ностальгии, а яркие, кричащие краски, наоборот, годятся для привлечения внимания, передачи экспрессии, напористости. Именно поэтому яркие цвета так любимы рекламными фотографами, в то время как арт-фотография нередко тяготеет к приглушенному, спокойному тону.

Конечно же, любая композиция целиком должна подчиняться общему колориту, закону внутри картины — иначе она будет разваливаться. Именно поэтому следует быть осторожным с цветовыми контрастами, они могут оказать серьезное влияние — как сделать работу интереснее, так и разрушить ее, расставив ненужные акценты.

Черное и белое

Несмотря на отсутствие цвета, в черно-белом натюрморте царствуют свои законы, и контраст тут также играет немаловажную роль. Сам же цвет в этом случае сменяется тоном— другая игра, но в ней тоже есть правила!

Наверняка вы замечали, что полные женщины очень редко ходят в белом. Дело в том, что белый цвет кажется объемнее черного. На черно-белом снимке глаз в первую очередь схватывает самые светлые пятна и только потом перебирается к темным. На этом эффекте построено множество визуальных картинок-обманок: если посмотреть на лист в ровную черно-белую полоску, непременно будет казаться, что белые полосы шире. Нужно всегда принимать во внимание это правило при постановке композиции, а также учитывать, что ярко-белый предмет, будет он на переднем или заднем плане, обязательно покажется в этой композиции главным, и взгляд будет падать в первую очередь на него.

Правило третей

Конечно же, в разговоре о композиции нельзя не упомянуть и правило третей. Проведя в уме через кадр четыре линии — две, делящие его на три равные части по горизонтали, и две, проведенные по вертикали, — можно вычислить наиболее эффективные зоны кадра: они находятся в точках пересечения четырех линий друг с другом. В этих зонах лучше всего размещать главный объект композиции.

В действительности правило третей — это упрощенное правило золотого сечения, получить которое будет несколько сложнее. Для этого кадр нужно разбить на восемь частей по горизонтали и вертикали. А затем провести справа и слева, а также снизу и сверху, линии на расстоянии 3/8. На пересечении этих линий и будут находиться точки золотого сечения. Но разбиение на три части гораздо удобнее, чем на восемь частей, поэтому оно используется в композиции чаще: разница зрителю не столь заметна, а гармония в кадре при соблюдении любого из этих правил — очевидна.

Ритм

Ритм, то есть повторение одинаковых или похожих линий — очень мощный композиционный инструмент, позволяющий манипулировать взглядом зрителя. По «дорожке» из чередующихся объектов можно увести очень далеко. Но не стоит переигрывать — ритм может и убить всю композицию, лишив ее динамики и сделав монотонной.

Внутренние связи

При создании постановки для фотосъемки необходимо следить, чтобы между предметами в кадре обязательно была связь. Предметы могут быть связаны по форме (яйцо и луковица), по цвету (помидор и красный перец), по смыслу (яблоко и палочки корицы). Предметы должны обязательно сообщаться, увлекать зрителя, переводящего взгляд с одного предмета в натюрморте на другой. Такой подход придает целостность композиции, делает ее интересной, понятной и одновременно загадочной — вовсе не обязательно раскрывать все внутренние связи сразу, самое интересное можно спрятать внутри композиции или ненадолго скрыть от зрителя, например, светом.


Заключение

О композиции натюрморта можно говорить бесконечно долго, но главное, на чем строится натюрморт (как, впрочем, и фотография в любом другом жанре) — это идея, сюжет и душа снимка. А композиция — такой же инструмент в руках фотографа, как и сам фотоаппарат. Помните о том, что вы хотите донести до зрителя! И используйте все имеющиеся композиционные приемы в своих целях.

 


Список литературы 

  1. Кораблев Д. Фотосъемка. Универсальный самоучитель – СПб.: Корона-Принт, 2003 – 155 с.
  2. Стародуб Д.О. Азбука фотографии - М.: Искусство, 1990. — 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Выразительные особенности натюрморта. Натюрморт - портрет

Уурок по изобразительному искусству можно использовать для учащихся 6 -х классов....

Натюрморт. Личный выбор художника или заказ времени. Беседа к теме «история натюрморта» .

Беседа по теме «история натюрморта»   : Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое время считался второстепенным  видом живописи, в котором не возможно выразить высокие общественные идеи...

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: «Выразительные возможности натюрморта». Экспериментальный натюрморт (выполненный губкой по трафарету).

Конспект урокапо изобразительному искусству в 6 классена тему: «Выразительные возможности натюрморта».Экспериментальный натюрморт (выполненный губкой по трафарету)....

«Натюрморт, как жанр изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта» 6 класс с применением технологии игровой деятельности

«Натюрморт, как жанр изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта» 6 класс с применением технологии игровой деятельности...

Натюрморт в графике. Основы композиции в натюрморте (технология проблемного диалога).

Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе с использованием технологии проблемного диалога  по программе Б.М. Неменского....

«Натюрморт - настроение.Творческий подход учащихся к работе при выполнении эмоционального натюрморта».

Показать роль колорита, настроение, совершенствовать  технику работы с красками....