КОНКУРСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
статья по теме
В данной статье автор актуализирует необходимость проведения конкурсов педагогического мастерства в учреждениях дополнительного образования. Данные конкурсы дают возможность педагогам реализовать свои инновационные методы и средства обучения, а так же поделиться опытом с другими педагогами. В данной работе представлен опыт проведения конкурсов педагогического мастерства во Дворце творчества детей и молодежи "Истоки" г. Сергиев Посад, Московской области, учреждении, которое отметило в 2011 году свой 75-летний юбилей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursy__pedagogicheskogo_masterstva.docx | 40.24 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА.
Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье,- это творение человека.
В.А. Сухомлинский
1) Слово «педагогика» происходит от древнегреческого «детовождение». Педагогическая профессия в отличие от других профессий предполагает двойную подготовку - человеческую и специальную. Педагогу дополнительного образования предъявляет целый ряд специфический требований. Их можно разделить на 5 компонентов:
1. Проектировочный.
2. Конструктивный.
3. Организаторский.
4. Коммуникативный.
5. Гностический – самый важный, является базовым и содержит умение обучающихся, коллег, собственной деятельности.
Ведущей тенденцией обновления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность.
Инновационная деятельность педагога становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену её на проблемно - поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности.
В 2009 году впервые в ДТДМ «Истоки» проходил конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Мы все причастны к Вечному творению».
Конкурс проводился в целях повышения социального статуса и профессионализма педагогов дополнительного образования ДТДМ «Истоки».
Основными задачами Конкурса являлись:
- Стимулирование раскрытия и развития инновационного потенциала педагогов дополнительного образования;
- Выявление и распространение лучшего педагогического опыта, способствующего социальной стабилизации общества;
- Поиск педагогических идей по обновлению содержания образовательных технологий в практике воспитания и дополнительного образования детей;
- Повышение профессионального мастерства и престижа труда педагогических работников системы дополнительного образования детей;
- Пополнение банка методических материалов.
В Конкурсе принимали участие педагоги дополнительного образования, проработавшие в ДТДМ «Истоки» не менее 1 года. Конкурсанты объединились в команды по 5 человек: «молодые» и «опытные» педагоги дополнительного образования.
Участниками конкурса стали:
- Люльченко Анна Павловна;
- Калмин Николай Григорьевич;
- Наумова Лариса Владимировна;
- Олифоренко Анна Павловна;
- Николаева Елена Сергеевна;
- Арсеньев Александр Сергеевич;
- Литвинюк Мария Петровна;
- Скворцов Евгений Леонидович;
- Курышева Наталья Павловна;
- Гаврилова Светлана Сергеевна.
Конкурс проходил в два этапа: подготовительный и финал, который состоял из следующих заданий:
Жюри выступление участников оценивало по следующим критериям:
По итогам конкурса все участники были награждены грамотами администрации ДТДМ «Истоки» и ценными призами. |
Следующим шагом к повышению профессионального мастерства педагогов дополнительного образования стал конкурс программно-методических материалов, который прошел 15 марта 2011 года во Дворце творчества детей и молодежи «ИстокиИСТОКИ» в рамках областного конкурса.
Целью конкурса стало повышение качества дополнительного образования детей. Проблеме качества образования постоянно уделяется пристальное внимание во всем мире, а такие конкурсы способствуют обновлению содержания дополнительного образования детей, развитию творческого потенциала и повышению профессиональной квалификации педагогов, выявлению и распространению передового педагогического опыта.
При подготовке к конкурсу был выявлен и представлен лучший опыт работы по программно-методическому обеспечению образовательного процесса в учреждении. Активизировалась и совершенствовалась работа педагогов.
Жюри конкурса было представлено не только работниками Дворца творчества детей и молодежи «Истоки», были приглашены так же представители Учебно-методического центра образования и директора учреждений дополнительного образования детей Сергиево-Посадского района.
Критериями для оценки программно-методических материалов стали:
- Соответствие программы федеральным требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования;
- Целостность программы;
- Актуальность и инновационность;
- Результативность;
- Методическое обеспечение программы.
5 участников конкурса представили дополнительные образовательные программы. Колосова И.В. выступала с программой ЮИД «Дорожный патруль» культурологической направленности, Александрова Е.А. «Рукодельница», Олифоренко А.П. «Юность», Бухонов Н.М. «Обыкновенное чудо» художественно-эстетической направленности, Болотова Е.С. «Компьютерная графика и дизайн» - культурологической направленности.
Участники конкурса были награждены грамотами ДТДМ «Истоки».
Победителем конкурса стала Колосова И.В., представившая свою программу, а также методические разработки по пропаганде безопасного поведения детей на дорогах и на областном этапе конкурса программно-методических материалов, в котором ежегодно участвуют педагоги ДТДМ «Истоки». Участие в таких конкурсах создает условия для формирования профессиональной компетентности педагога дополнительного образования. Возрастает количество и качество программно-методического обеспечения в учреждении. Проблема качества дополнительного образования детей является по-прежнему одной из наиболее актуальных тем, что определяет её практический и теоретический интерес.
Педагог всегда был и остаётся главным стратегическим и технологическим ресурсом: от его профессионализма, мастерства и интеллекта зависит качество дополнительного образования детей. Но кроме высокого профессионализма, педагог должен также обладать свободной от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, гуманным установками по отношению к людям в целом, и в особенности к детям, широкой эрудицией и достаточным уровнем общей и профессионально- дидактической культуры. В условиях модернизации дополнительного образования деятельность педагога дополнительного образования должна способствовать определению и дальнейшему развитию потенциальных возможностей ребёнка. В этой связи возрастают требования к общей и профессионально- дидактической культуре педагога дополнительного образования.
Приоритеты педагогического коллектива ДТДМ «Истоки» - личностное развитие и реализация творческого потенциала ребёнка. За прошедшие годы сложилась своя система, появились новые традиции.
Научно - практическая конференция педагогов дополнительного образования ДТДМ «Истоки» является традиционной формой научно - методической работы и имеет следующие цели и задачи:
- Выявление и распространение образцов инновационной воспитательной деятельности;
- Повышение социального статуса и профессионализма педагогов дополнительного образования;
- Пополнение банка методических материалов;
- Стимулирование педагогического мастерства.
Как правило, оценочный лист участников конференции состоит из следующих аспектов:
- актуальность выбранного исследования,
- качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы,
- умение использовать известные результаты и факты,
- владение автором специальным и научным аппаратом,
- сформулированность и аргументированность собственного мнения,
- практическая и теоретическая значимость исследования,
- четкость выводов, обобщающих исследование,
- грамотность оформления и защиты результатов исследования.
В одной из последних таких конференций приняли участие 9 педагогов дополнительного образования ДТДМ «Истоки», заслуживает внимания тот факт, что участниками стали не только опытные педагоги со сложившимися подходами к обучению и воспитанию, но и работники, только начинающие свой педагогический путь.
Темы выступлений педагогов были следующими:
Курышева Н.П. – «Развитие воображения на занятиях изобразительным искусством»;
Артемьева Л.Б. - «Детский голос, его возрастные особенности, задачи и метод работы с детьми»;
Алтухова И.А.- мультимедийный проект «Система патриотического воспитания»;
Лящук Т.В.- «Исследование и развитие творческих способностей подростка»;
Цивилёва Л.А.- «Справочное пособие по краеведению для педагога»;
Наумова Л.В.- «Арабский танец как средство воспитания толерантности»;
Арианова Г.В. - «Здоровый образ жизни (справочник для педагога)»;
Постникова Н.П. - «Народная культура-основа нравственного становления ребёнка»;
Ходов М.В. - «Пособие по курсу «Юный оператор».
Работы, представленные на конференции, были разноплановы и по содержанию, и по стадии разработки. Работы педагогов Курышевой Н. П., Артемьевой Л.Б., Ходова М.В. рекомендованы для печати в методических сборниках для педагогов дополнительного образования. Работа Алтуховой И.А.- участвовала в Международной Ярмарке социально- педагогических инноваций. Научно- практическая конференция показала высокий творческий потенциал коллектива ДТДМ «Истоки». По итогам научно-практической конференции выпущен методический сборник. Развитие профессиональной компетентности педагогов Дворца творчества детей и молодёжи «Истоки» является залогом эффективности его развития. |
Приложение №4
ПОЛОЖЕНИЕ
О проведении конкурса профессионального мастерства педагогов
дополнительного образования
«Мы все причастны к вечному творенью»
Ведущей тенденцией обновления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность.
Инновационная деятельность педагога становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности.
Конкурс, посвященный 90-летию государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей, организует и проводит администрация МОУДОД ДТДМ «Истоки».
Цели и задачи Конкурса:
Конкурс проводится в целях повышения социального статуса и профессионализма педагогов дополнительного образования ДТДМ «Истоки».
Основными задачами Конкурса являются:
- стимулирование раскрытия и развития инновационного потенциала педагогов дополнительного образования;
- выявление и распространение лучшего педагогического опыта, способствующего социальной стабилизации общества;
поиск педагогических идей по обновлению содержания образовательных технологий в практике воспитания и дополнительного образования детей;
- повышение профессионального мастерства и престижа труда педагогических работников системы дополнительного образования детей;
- пополнение банка методических материалов.
Участники Конкурса:
В Конкурсе принимают участие педагоги дополнительного образования, проработавшие в ДТДМ «Истоки» не менее 1 года. Педагоги объединяются в команды по 5 человек: «молодые» (до 35 лет) и «опытные» педагоги дополнительного образования.
Время и порядок проведения Конкурса:
Конкурс проводится в 2 этапа:
1 этап – подготовительный с марта по апрель
2 этап – финал, апрель
Подведение итогов Конкурса:
Все участники награждаются грамотами администрации ДТДМ «Истоки» и ценными призами.
Финансирование:
Расходы, связанные с подготовкой к Конкурсу берут на себя участники Конкурса.
Все расходы, связанные с подготовкой и проведением финала Конкурса берет на себя администрация ДТДМ «Истоки».
СХЕМА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ
ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые моменты деятельности педагога в организации занятия | ||
1. | Цель занятия. | |
2. | Сформулированы ли задачи, которые необходимо решить по пути достижения цели? | |
3. | Существует ли связь с предыдущим занятием, как оно «работает» на последующие занятия? | |
4. | Выполнена ли дидактическая цель занятия: обучение, развитие, воспитание? | |
5. | Какие были подобраны приемы, методы и средства обучения? | |
6. | Какие были предусмотрены варианты самостоятельной деятельности учащихся? | |
7. | Какие формы контроля за усвоением материала учащимися были использованы? | |
8. | Какие знания, умения, навыки являются актуальными на данном занятии? | |
9. | Как была организована практическая деятельность? | |
10. | Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы занятия? | |
11. | Какие были подобраны дидактические материалы, оборудование, технические средства обучения, наглядные пособия. | |
12. | Успешно ли проведенное занятие? Удалось ли реализовать все поставленные задачи и почему? |
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
- Происходит рождение социального «Я» ребенка. В целом в этом возрасте можно выделить две основные линии развития психических функций (мышление, воспитание, память, внимание) – интеллектуализацию и произвольность. (7 – 11 лет)
- Ребенок хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким хотел бы быть. В целом самооценка оказывается низкой и неустойчивой. Ему кажется, что все вокруг наблюдают за ним и оценивают. (11 – 15 лет)
- Это благотворное время для появления сущностных жизненных отношений: различные увлечения, занятия спортом, привязанности к животным, любовь к природе и т.д. (7 – 11 лет)
- Самоуважение возрастает, устанавливается оптимистический взгляд на себя, происходит общая стабилизация личности, начинавшаяся с формирования «Я – концепции». (15 – 17 лет)
- В этом возрасте говорят о «реакции группирования». Если человек в этом возрасте попадает в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на формировании его личности. (11 – 15 лет)
- Этот возраст называют вершиной детства. Учение для него – значимая деятельность. (7 – 11 лет)
- При благоприятном стиле отношений в семье в этот период обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. (15 – 17 лет)
- Этот возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием, которое зависит от эндокринных изменений. Увеличивается рост и вес, изменяются пропорции тела. (11 – 15 лет)
- Этот возраст отличается повышенным стремлением к различного рода деловым, интеллектуальным, познавательным и одновременно развлекательным творческим играм. (15 – 17 лет)
- Для этого возраста характерны сильные, часто сменяющие друг друга увлечения – не учебные занятия. (11 -15 лет)
Педагогические ситуации для этюдного решения.
- Начните разговор «Что такое зло?»
- Ученик сказал, что «2 * 2 = 8». Ваша реакция?
- Дети говорят: «Сегодня прикольно было на уроке…». Ваша реакция?
- Организуйте момент поздравления именинника.
- Проведите разговор по теме: «Руки человека».
- Проведите разговор по теме: «Одиночество».
- Начните разговор по теме: «Сильный и слабый».
- На перемене… Видите, как ваша ученица сидит на коленях у юноши… Как реагируете?
- Найдите форму обращения к группе перед расставанием на каникулы.
- Ученик очень хорошо отвечал на вопрос… Ваша реакция.
- Вы бы хотели, чтобы дети бережно обращались друг с другом. Воспроизведите одно из ваших воздействий.
- Предложите детям поработать на субботнике.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Спокойная обстановка. Готовность к диалогу с обеих сторон.
- Не заниматься попутно каким – либо другим делом.
- Заранее подготовить высказывание.
- Исключить из него оценки («плохо себя ведешь», «лентяй») и обобщения («никогда», «всегда», «вечно»).
- Говорить о конкретных действиях.
- Говорить о своих чувствах, мыслях, желаниях, чаще используя «я», чем «ты».
- Заверить подростка в своем дружеском участии в его делах.
- Не превращать все в нудную, долгую нотацию.
- Следить за реакцией подростка.
- Завершить дружеским физическим контактом (обнять поцеловать, похлопать по плечу и т.п.)
!!! Тактичный развивающий совет, высказанный в нужный момент, поможет семье выбрать
линию поведения исходя, прежде всего из блага подростка.
..................................................................................................................................................................................
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Агрессия – это вредоносное поведение, сильная активность, стремление к самоутверждению:
- процесс, имеющий, специфическую функцию и организацию.
- «реакция», в результате которой другой организм получает болевые стимулы.
Некоторые возможные приемы и методы взаимодействия
педагога с агрессивными подростками:
- непринужденная беседа на отвлеченные темы;
- поиск общего интереса;
- обучение различным формам саморегуляции;
- использование психогимнастики, игровой коррекции поведения, изотерапии и других видов терапии
..................................................................................................................................................................................
Тест «Ваши способности к самообразованию»
Вопросы | Нет (1 балл) | Частично (2 балла) | Да (3 балла) |
|
Тест позволяет охарактеризовать способности человека к самообразованию и самовоспитанию.
Просуммируйте число баллов, которое вам удалось набрать, и найдите по приведенной шкале уровень развития этих способностей.
Уровень развития:
48-51 баллов – очень высокий уровень;
44-47 – высокий уровень;
36-43 – выше среднего;
32-35 – средний уровень;
25-31 – ниже среднего;
21-24 – низкий уровень;
17-20 – очень низкий уровень;
Итоги тестирования:
В тестировании приняло участие 32 человека. Из общего числа опрошенных респондентов 19% набрали максимальное количество баллов, что говорит о стремлении педагогов к самообразованию и самовоспитанию, «движению вперед».
33% педагогов имеют высокий уровень в стремлении к самообразованию, 42% - выше среднего, 6% - средний уровень в стремлении к самообразованию и воспитанию.
Таким образом, результаты тестирования показывают, что большинство педагогов стремятся к повышению самообразования и самовоспитания, что может говорить о высокой квалификации работников нашего учреждения.
Песня команды «Молодые»
Конкурс профи мастерства здесь объявили,
Объявили…
Педагогов всех к нему подключили,
Подключили…
Припев:
Мы сейчас для вас споем
И даже спляшем вам...
Пусть мы молоды еще,
Но мы талантливы...
Сочинить, пропеть, сыграть
Для вас готовы мы
Поддержите же вы нас –
Аплодисментами!
Молодежь в ДТДМ – вся на славу,
Вся на славу...
Заряд бодрости дает нам Татьяна,
Нам Татьяна...
Мы сегодня здесь для вас выступаем,
выступаем...
Во Дворец «Истоки» всех приглашаем,
приглашаем!
Припев:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-мастерства "Новогодний сапожок"
Урок-мастерства проводиться совместно с родителями. Очень интересно! Очень люблю эту форму работы с родителями! Всегда получаешь не просто удовлетворении, а наслаждение от увиденного семейного т...
Школьный фестиваль педагогического мастерства «Классное начало»
ПОЛОЖЕНИЕ о школьном фестивале педагогического мастерства «Классное начало»...
Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»
Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...
образовательная программа: "От увлечения к мастерству"
Столетия назад на островах Индонезии родился оригинальный способ росписи ткани- батик. Из Индонезии, а затем Бирмы и Индии батик распространился во многие страны, стал популярным видом искусства во вс...
Конкурс педагогического мастерства «И мастерство, и вдохновенье!»
Традиционный конкурс педагогического мастерства в Центре внешкольной работы "Академический"...
«С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся». Урок комплексного применения знаний и умений, урок - соревнование по технологии, 5 класс
«С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся».Андреева Елена Перфильевна,Учитель технологииМБОУ «Чихачёвская средняя школа»Предмет: технологияКласс 5Тема «Систематизация знаний по ма...
Презентация к защите XIX Городского конкурса выставочного проекта " От мастерства учителя к мастерству ученика "Ах, эта красная рябинка"
Презентация представление к защите работы на XIX Городской конкурс выставочного проекта " От мастерства учителя к мастерству ученика" "Ах, эта красная рябинка"...