О комплексной методике обучения на учебно-тренировочном этапе подготовки боксеров
методическая разработка по теме
Эффективно усвоить технику бокса спортсмен может, только используя комплексные наиболее эффективные методы обучения и совершенствование специальных двигательных навыков. Бокс-работа большой и субмаксимальной мощности. Этот вид спорта относится к скоростно-силовым видам.
Среди многих факторов, определяющих достижения боксера, высокий уровень развития физических качеств, один из важнейших. Важное место в системе многолетней тренировки юных боксеров занимает скоростная подготовка, поскольку она является фундаментом становления подготовленного боксера, определяет уровень и динамику роста спортивных достижений. Основное направление в данном исследовании заключается в эффективном усвоении техники бокса.
В результате исследования было выявлено, что в настоящее время методика развития специальных скоростных качеств боксеров на этапе начальной спортивной подготовки занимающихся в условиях крайнего Севера недостаточноисследованы.
В условиях начальной подготовкизначительный акцент сложно-координационных технических действий, содержащихся в методике спортивного бокса (И.П.Дегтярева), не может быть весь использован одним человеком, поскольку психострессорные условия поединка затрудняют процесс выбора действий, адекватных его мгновенно меняющимся ситуациям[1].
Очевидно, именно этот фактор заставляет тренеров склоняться к целесообразности формирования быстрого удара по А.А. Гужаловскому и Л.Е.Любомирскому.
Большинство боксеров высокой квалификации имеют приемы, которые приходится аранжировать большим числом вспомогательных технических действий и выжидать подходящего момента для успешного проведения.
На наш взгляд, этот путь не является оптимальным. Тем не менее, по мере продвижения к спортивному мастерству сужать технический арсенал необходимо. Основным направлением совершенствования технических приемов для индивидуального комплекса, на наш взгляд, является избавление от тактически однотипных приемов.
По мнению многих исследователей в этой области боксерам требуется не просто реагирование на сигнал, а оценка ситуации в поединке, когда на один сигнал надо реагировать, а на другой нет. Показатели скорости в естественных условиях зависят от развиваемого ускорения, а оно определяется силой мыщц, и через нее массой тела и т.д. [2]. Начинать процесс формирования достаточно необходимого, оптимального индивидуального технического содержания на ранних этапах подготовки нецелесообразно, поскольку в этот период изменяется расположение центров масс тела и сформировавшиеся координационные структуры могут впоследствии оказаться неоптимальными.
Процесс индивидуальной подготовки целесообразно начинать на этапе спортивного совершенствования, когда в этом возрасте, как правило, уже сформировались индивидуальные пропорции тела и проявилась предрасположенность к двигательной асимметрии.
Таким образом, можно считать, что весь период базовой технической и видов базовой подготовки является общеобразовательным, необходимым как в интересах стратегической спортивной подготовки, так и в интересах всестороннего физического развития.
Этап спортивного совершенствования, в соответствии с рекомендациями И.П.Дегтярева включает в себя несколько форм: индивидуальную и групповую технико-тактическую подготовку.
В работе Г. С. Туманяна и Э. Г. Мартиросова представлено обоснование факта естественного отбора спортсменов со специфическим для данного вида спорта телосложением. В ряде работ по этой проблеме дается анализ технико-тактического мастерства боксеров в зависимости от пропорций тела (имелись в виду длина туловища, длина ног). В работах по боксу пропорции даны более дифференцированно. Но рекомендации, основанные на данных педагогических наблюдений, еще носят фрагментарный характер и не имеют методической системы, поскольку авторы этих работ вынуждены были пользоваться существующими субъективными классификациями технических действий.
До сих пор в программах и методических рекомендациях по боксу нет алгоритмов для совершенствования технических скоростных действий в условиях смены взаимных длин и пропорций тела и его конечностей.
Анализ классификации антропологических данных дают основание обобщить все подходы и привести в более удобную систему для планирования индивидуальной и групповой технической подготовки.
На основании методики скоростных и силовых качеств боксеров получены следующие результаты: количество ударов за 10 секунд правой рукой 11+0,6, а левой рукой 10+0,6 ударов. У младших юношей (11-13 лет) наиболее высокие индивидуальные темпы прироста результатов в тесте одиночных ударов за 10 секунд правой и левой улучшается в 2 удара (9,5%), а в тесте количество 3-х ударных серий за 10 секунд улучшается на одну серию (22%).При сравнении этих показателей с боксерами старшего возраста (16-18 лет) прослеживается динамика роста результатов. Так юноши 16-18 лет пробивают за 10 секунд прямой одиночный правой рукой 15 ударов; прямой одиночной левой рукой 14 ударов и 16 серий из 3-х прямых ударов.
Антропометрические данные исследуемых соответствуют возрасту. Данные для анализа исследований взяты из медицинских карт физкультурного диспансера г.Нижневартовска.
Все вышесказанное должно нацеливать на углубленный анализ врожденных двигательных асимметрий в целях максимально эффективного использования при формировании индивидуального технико-тактического арсенала и при учете индивидуальных возможностей вероятных противников. Все это способствует к такому качеству, как скорость разнонаправленного движения. Это качество предопределяет состав технических приемов с позиций его разнонаправленности или однонаправленности.
Боксеру с низкой скоростью разнонаправленного движения целесообразно использовать повторные или усиленные удары вместо разнонаправленных подготовок или комбинаций.
Есть боксеры, имеющие способность к использованию только фронтальных комбинаций, а другие – к диагональным или продольным комбинациям.
Оптимизация подготовки по всем вышеперечисленным разделам и составляет задачу индивидуальной и групповой технико-тактической подготовки.
Боксер использует любые освоенные им в период базовой подготовки скоростные приемы. При этом он может построить свою тактику на срыве неудобной для него ситуации, может поддаться противнику и продолжать бой, может навязать в ответ свой, нейтрализующий атакующие действия противника.
В соответствии с учебной программой, боксеры осваивают умения и навыки реализации своих приемов воздействия на противника и компетенции в области скоростных ударов.
Учебно-тренировочные занятия проводятся как в раундовой так и в других формах. Длительность работы боксера определяется особенностью выполнять изучаемые и совершенствуемые действия легко и быстро. Эти условия соблюдаются при выполнении упражнений, как с отягощением, так и без них.
За период исследования участниками эксперимента были достигнуты следующие результаты. Боксеры из группы стали победителями России среди автономных округов, остальные являются победителями и финалистами соревнований городского и районного масштаба.
Таким образом, использование комплексного обучения боксеров является одной из эффективных методик тренировки боксеров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тренировочный материал для подготовки к единому государственному экзамену
Учебно-тренировочный материал для подготовки к ЕГЭ (устный счет). В варианты включен почти весь материал курса 10-11 класса по алгебре и началам анализа....
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ
В материале предоставлены задачи первой части ЕГЭ с В1 по В12, данные задачи могут использоваться при составлении вариантов для самостоятельного решения....
Учебно - тренировочные тесты для подготовки обучающихся к сдаче ГИА
Инструкция по выполнению работы ГИА по немецкому языку. Материалы для аудирования, чтения, лексики и грамматики, письма, говорения....
Учебно-тренировочные тесты для подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ.
Инструкция по выполнению работы ЕГЭ по немецкому языку по всем видам деятельности....
Учебное пособие «Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ (часть А и В)»
В пособии представлена характеристика трудностей при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку в частях А и В. Автором подобраны учебно-тренировочные материалы на владение лексическими, синтаксич...
Учебно - тренировочные материалы для подготовки к ГИА по математике.
Решение задач по теме "Пирамида" ...
Послушаев ДА_Методика и организация учебно-тренировочного процесса с юными фехтовальщиками
Послушаев ДА_Методика и организация учебно-тренировочного процесса с юными фехтовальщиками...