Проект по изучению уральской росписи
методическая разработка по теме
Здесь вашему вниманию предлагается разработка проектной деятельности по изучению уральской роспис.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uralskaya_rospis_proekt.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества
«Созвездие» г. Орска»
Проектная деятельность
Педагога Япаровой Е. О.
Объединение «Юный художник»
д/к «Автомобилист»
на 2011 – 2016 уч. г.
В настоящее время необычайно возрос интерес к народному творчеству, к предметам ручного художественного труда. Изделия народных мастеров активно входят в окружающую культурную среду, воспитывают нравственно и эстетически.
Вещи, окружающие человека, всегда естественно и просто говорят о его жизни, духовно- материальной среде. Тем более, вещи рукотворные, художественные. Каждый предмет- носитель жизненного опыта, идущего иногда из исторических глубин.
Народное искусство привлекает к себе удивительной художественной цельностью, художественной силой. Нельзя не восхищаться произведениями народного творчества: в форме вещей, их орнаменте, в изображениях отражены идеалы народной эстетики. В самых казалось бы простых и незатейливых вещах народ утверждал свое понимание красоты, вырабатывал свои особенности цветового решения. Орнамент становился одним из наиболее выразительных средств декоративности, и в то же время он наполнялся разносторонним и глубоким содержанием.
В последние годы активно разрабатываются теоретические основы эстетической культуры современного человека, в особенности подрастающего поколения. Эстетическое отношение к действительности является одним из её важнейших компонентов.
Актуальность проблемы
Ремесло росписи по дереву является частью народного искусства, частью фольклора. Не случайно термин «фольклор» трактуется и как народное творчество, и как народная мудрость, и как народные знания, опыт. Народное искусство, как уникальный мир духовных ценностей – это корневая система, питающая дерево современной культуры. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному искусству. Возрождение искусства росписи является неотъемлемой частью знаний по традиционной культуре. При этом развитие творческих способностей у детей, осваивающих этот вид художественной деятельности, должно осуществляться в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций. Опора на национальное, народное искусство, родное и близкое, позволяет сделать молодое поколение наследниками своей культуры, передать им традиции, мироотношение их предков, вписать в их сознание национальную культуру во всем многообразии и многоцветии.
Однако, при знакомстве с работой педагогов в направлении декоративно – прикладного искусства, я обратила внимание на то, что практически никто из них не знакомит детей с нашей родной культурой, а точнее с уральской росписью, известную еще с XVII века.
Отсюда и тема проекта звучит таким образом: «Уральская роспись. Новая жизнь».
Традиционно Урал – это центр народных крестьянских промыслов. Проект предполагает проведение серии мероприятий по ознакомлению, сохранению и возрождению предметов культурного наследия, связанных с уникальной уральской народной росписью.
Основная идея проекта – воспроизведение уральской росписи на бытовых предметах нашего времени, художественное переосмысление наследия наших земляков. В ходе реализации проекта предполагается тщательное исследование изб, в которых ещё сохранилась данная роспись, сбор материала, изучение источников по народной росписи на Урале, а также сбор устной информации от старожилов.
Проект предполагает проведение различных мероприятий по ознакомлению и впоследствии изготовлению предметов культурного наследия, связанных с уникальной уральской народной росписью. Будут исследованы старинные бытовые принадлежности, на которых еще сохранилась роспись, изучены источники по народной росписи на Урале, а также собрана устная информация от работников городского краеведческого музея.
Важной частью проекта станет не только фото-, видео- и мультимедийная фиксация, но и художественная составляющая: фрагменты росписи будут перенесены на бытовые предметы нашего времени, а также будет проведен мастер – класс для всех желающих.
Цель проекта:
- познакомить детей с видами народной росписи и научить их основам народного художественного творчества.
- способствовать формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, через вживание в национальную культуру;
- развивать творческие способности и задатки через освоение народной живописи.
В связи с поставленной целью, ставятся следующие задачи:
Обучающие:
- научить основам художественной грамотности
- научить основам цветоведения
- научить элементарным композиционным приемам
- прививать практические навыки росписи по дереву и умение творчески их использовать
Воспитательно-развивающие:
- создать в студии соответствующую эстетическую среду
- приобщать детей к народным традициям
- приучать к самостоятельности, трудолюбию, коллективизму, сотворчеству
- соединять обучение с воспитательным процессом, способствовать становлению нравственных приоритетов.
Этапы работы над проектом | Срок реализации | Задачи | Средства и методы | Результат | |
I. Уральская роспись | 2011-2012 | сбор материала по выбранной теме; ознакомление воспитанников с особенностями уральской росписи, историей ее возникновения; ознакомление с техническими приемами письма Воспитание уважения и интереса к родной культуре | Исследование письменных и устных источников информации; Посещение городского краеведческого музея; Составление обучающих таблиц по ознакомлению с элементами росписи | Составление воспитанниками собственного узора по мотивам уральской росписи; Изготовление поделок (папье – маше) и роспись предметов элементами уральской росписи | |
II Хохломская роспись | 2012 - 2013 | Знакомство воспитанников с традициями Хохломской росписи,и приемами её выполнения. Развивать творческую активность, воображение, образное представление, аккуратность. Формировать навыки работы с художественными материалами. Освоить основные виды хохломского орнамента травка, пряник, под фон, кудрина. | Разработка методических таблиц с указанием поэтапной работы над росписью; Составление компьютерной презентации по теме; Составление узоров на листе бумаги; | Роспись готовых предметов небольших размеров; Составление воспитанниками таблиц поэтапной работы над росписью | |
III Городецкая роспись | 2013 - 2014 | Знакомство воспитанников с традициями Городецкой росписи,и приемами её выполнения. Развивать творческую активность, воображение, образное представление, аккуратность. Формировать навыки работы с художественными материалами. Освоить основные элементы Городецкой росписи: круги, дуги, скобки, спирали, капли, штрихи ; . | Сбор материала по теме; Составление презентации по истории и техники выполнения Городецкой росписи; Изготовление методических таблиц с поэтапным составлением узора Освоить и поэтапно реализовать изображение Городецких цветов, коня, птицы… | Самостоятельная работа воспитанников по теме (сбор теоретического материала, роспись небольших досок собственным составленным узором) | |
IV Мезенская роспись | 2014 - 2015 | Знакомство воспитанников с историей и традициями мезенского письма; Развитие творческого воображения, аккуратности, мелкой моторики, Воспитание интереса и уважительного отношения к родной культуре; | Составление методических пособий с указанием основных элементов и поэтапной работы над росписью; Освоить работу над основными элементами росписи; Составление узора по мотивам мезенского письма, роспись деревянных изделий. | Самостоятельная работа по переработке информации; Роспись деревянных заготовок; Составление презентации по теме | |
V Волховская роспись | 2015 - 2016 | Знакомство воспитанников с историей и традициями волховской росписи Развитие творческого воображения, аккуратности, мелкой моторики, Воспитание интереса и уважительного отношения к родной культуре; | Исследование письменных и электронных источников информации; Составление презентации по истории и техники выполнения Волховской росписи; Изготовление методических таблиц с поэтапным составлением узора | Самостоятельная работа по переработке информации; Роспись деревянных заготовок; Составление презентации по теме |
Итак, при завершении работы над проектом мы рассчитываем получить следующие результаты:
- Возрождение интереса и уважительного отношения воспитанников к культурному наследию наших предков;
- Комплексное исследование письменных и устных источников истории народной росписи по дереву, создание мультимедийных презентаций по теме;
- Роспись предметов быта (Хохлома, Городец, Мезень, Волхов и Урал)
- Мастер – класс по росписи по дереву
- Разработанный блок занятий по декоративно – прикладному искусству
- Экспозиция изготовленных вещей, воспроизведение модели бытового окружения крестьян прошлых столетий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов при изучении табличного процессора MS Excel.
Самым продуктивным и оптимальным для решения учебных, педагогических и воспитательных задач урока является использование активных методов обучения.Активные методыобучения построены на создании интелле...
Эффективность использования метода проектов в изучении истории малой родины
Обобщение опыта работы малокомплектной школы по совершенствованию метода создания краеведческих проектов в условиях сельского социума....
«Использование метода проектов при изучении иностранного языка в среднем специальном учебном заведении»
«Использование метода проектов при изучении иностранного языка в среднем специальном учебном заведении» Введение Современные условия жизни диктуют новый подход к более качественному обучению иностра...
Метод проектов при изучении математики
Сегодня в нашей стране резко возросли возможности для проявления личной инициативы, человеку приходится регулярно принимать важные решения и при этом нести полную ответственность за качество принятых ...
Итоговый прикладной проект «Особенности изучения геометрии в 5-6 классах в условиях модернизации школьного образования»
Зная о трудностях, которые возникают у учащихся при изучении систематического курса геометрии, появляется необходимость совершенствования методики обучения элементам геометрии в 5-6 классах, уделяя вн...
Презентация проекта "Великая Победа в каждом из нас" (совместный проект по изучению подвига своих предков во время ВОВ дошкольников и родителей)
С целью патриотического воспитания дошкольников, я решила делать упор на материалах, близких к их пониманию, касаться таких тем, которые дети-дошкольники могут связать со своим возрастом, накопленным ...
Материалы научного проекта по литературе "Уральские самоцветы Хозяйки Медной горы"
Материалы содержат портфолио, защиту научного проекта, презентацию к защите, продукт научного проекта....