проект Здоровье и комфорт
методическая разработка по теме
Для экологически неблагоприятного г.Кемерово проблема организации здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях для детей и подростков является одной их острейших.
Неблагоприятная ситуация со здоровьем детей диктует необходимость поиска новых организационных решений, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Заводского района», является оптимальным учреждением для создания здоровьесберегающей среды. .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zdorove_ispravlennyy.docx | 135.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр Заводского района»
«Здоровье и комфорт»
Проект
Руководитель проекта:
Долгушина Н.В.
МОУ ДОД «ДЮЦ Заводского района»
Адрес: 650070, г. Кемерово, Молодежный, 7б
Тел. (3842) 31-33-78
Цель проекта:
Улучшение условий здоровьесберегающей среды центра для обучения и привлечения воспитанников и их родителей к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Повысить уровень мотивации на здоровый о (все участники воспитательно- образовательного процесса)
- Создать перспективы для профессионального роста педагогов.
- Создать материально-техническую базу соответствующей современным требованиям по качеству образовательных услуг.
Аннотация проекта
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Для экологически неблагоприятного г.Кемерово проблема организации здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях для детей и подростков является одной их острейших. Достаточно сказать, что непосредственно в черте города Кемерово действует 5 крупнейших предприятий, чьи промышленные выбросы и стоки фактически лишили кемеровчан чистого воздуха и чистой воды.
Длительное воздействие комплекса неблагоприятных факторов не может не отразиться на состоянии здоровья наших детей. По данным Всемирной организации здравоохранения, в России только 10% выпускников школ здоровы, 50% учеников имеют функциональные отклонения, 40% хронические заболевания. Известно также, что особенно у подростков высок уровень опасных для здоровья поведенческих рисков. От социальной компетентности детей во многом зависит успешность их самореализации как личности.
Неблагоприятная ситуация со здоровьем детей диктует необходимость поиска новых организационных решений, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Заводского района», является оптимальным учреждением для создания здоровьесберегающей среды. Оно выполняет образовательные функции, ориентируясь на:
- развитие личности ребенка и его самореализацию,
- способствует организации массовой оздоровительной работы с детьми, физической культуры и детского спорта,
- создает новые направления физического воспитания обучающихся,
- взаимодействует с другими типами образовательных учреждений.
- обеспечивает доступность для населения Заводского района в сфере образовательных услуг направленных на улучшение и сохранение здоровья.
Целью центра является мотивация детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, приобщение к здоровому образу жизни.
Организация жизнедеятельности в центре строится на принципах здорового образа жизни и валеологического подхода в образовании, который предполагает сохранение и укрепление психологического и физического здоровья учащихся. Создана здоровьесберегающая среда, которая способствует формированию навыков здорового образа жизни.
Успешная социальная адаптация, в том числе развитие навыков, ориентированных на сбережение собственного здоровья - это задача, которую стараются решать педагоги Детско-юношеского центра Заводского района.
Проект «Здоровье и комфорт» является логическим продолжением реализации программ по здоровьесбережению. Направлен на формирование благоприятного психологического климата, физического здоровья, и на формирование потребностей населения Заводского района в здоровом образе жизни.
В содержании проекта заложена обучающая, досуговая и спортивно- оздоровительная деятельность.
Иными словами, проект "Здоровье и комфорт" направлен с одной стороны, на сохранение и развитие психофизических качеств ребенка, на овладение ими знаниями и умениями для сохранения собственного здоровья, с другой стороны на привлечение родителей, что способствует единению и сплочению семьи в вопросах здорового образа жизни.
В результате реализации проекта учреждение дополнительного образования предполагает:
- Повышение компетентности родителей по вопросам здоровьесбережения 70% (по результатам анкетирования)
- Повышение уровня квалификации педагогов по вопросам здоровьесбережения 80% (курсы повышения квалификации)
- Уменьшение простудных заболеваний на 5% ( по медицинским показателям)
- Уменьшение социальных рисков для воспитанников центра.
- Организация «Клуба выходного дня»
- Привлечение внебюджетных средств, для улучшения материально- технической базы спортивно-оздоровительного направления деятельности 60%.
Критерии оценки результата проекта:
1. Рост количества воспитанников и их родителей, принимающих участие в массовых спортивно-оздоровительных мероприятиях.
2. Увеличение качества обучения детей в спортивных группах.
3. Снижение количества острых респираторных заболеваний среди воспитанников.
I. Диагностический. 2007 – 2008 учебный год.
Анализ Выявление проблем обоснование актуальности
- условий, материально-технической базы,
кадрового потенциала
- состояние воспитательно-образовательного
процесса
- выявление противоречий
II. Теоретические исследования проблемы 2008 – 2009 учебный год
2009 – 2010 учебный год
/ II и III параллельно
Изучение коллективом теории проблемы на:
- педсоветах;
- заседаниях научно-методического совета Накопление
- заседаниях, Методических объединениях
Творческих групп; теоретического
материала
- заседаниях творческих лабораторий;
- в индивидуальной и групповой
работе с педагогами.
III. Практическое исследование проблемы 2008 – 2009 учебный год
Совершенствование
С целью практической направлен- воспитательно-образовательного
ности работы проводятся: процесса, формирование
- Мастер-классы передового педагогического
опыта в рамках центра
- тематические педсоветы;
- семинары – практикумы;
- открытые занятия;
- работа с родителями;
- взаимопосещения занятий
- диагностика обучающихся.
IV. Подведение итогов работы 2009 – 2010учебного года
Научно-практическая конференция Систематизация
- выступления с самообобщением накопленного материала
опыта работы; Публикации в периодике, СМИ
- творческие отчеты; Издание в журнале «Дополнительное образование»
- методические выставки Участие в конкурсах
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр Заводского района» г. Кемерово
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной.
Состояние здоровья детей России в целом и нашего города вызывает обоснованную тревогу. Известно также, что особенно у подростков высок уровень опасных для здоровья поведенческих рисков. От социальной компетентности детей во многом зависит успешность их самореализации как личности.
ДЮЦ, являясь одним из видов учреждений дополнительного образования детей, выполняет образовательные функции, ориентируясь на развитие личности ребенка и его самореализацию, способствует не только организации массовой оздоровительной работы с детьми, физической культуры и детского спорта, но и создает новые направления физического воспитания учащихся, взаимодействуя с другими типами образовательных учреждений.
Дополнительное образование – один из самых определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения учащихся. Оно является востребованным для детей – от дошкольников до выпускников. Если говорить о качестве учебного процесса, то он должен отвечать всем требованиям. Наши педагоги совершенствуют свое мастерство, участвуя в семинарах и посещая курсы.
В рамках нового направления появились очень важные понятия: «жизнеобеспечение» и «здоровый образ жизни», «критерии здоровьесбережения».
Основными целями Центра содействия укреплению здоровья воспитанников являются:
- содействие в создании условий эффективного комплексного сопровождения развития ребенка, гарантирующего охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья воспитанников.
- Содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.
Для успешной реализации поставленных целей:
- формируются базы данных о состоянии здоровья воспитанников.
- Разрабатываются и реализуются краткосрочные и долгосрочные программы, направленные на сохранение здоровья и приобщение к здоровому образу жизни.
- Разрабатываются организационно-педагогические рекомендации по оптимизации образовательного процесса на валеологической основе.
- Повышается уровень профессиональной компетентности кадрового состава, освоение информационных технологий.
- Совместная работа педагогов, родителей и детей.
- Эффективное содействие укреплению здоровья воспитанников.
В ДЮЦ разработана программа «За здоровый образ жизни». Программа модульная. Каждый модуль программы имеет свою цель, но она подчинена единой цели программы «Формирование доминанты на здоровый образ жизни, понимание изначальности и необходимости здоровья. На занятиях педагоги центра рассказывают о особенностях организма, о важности занятия физическими упражнениями для развития своего тела, о влиянии алкоголя и курения на здоровье. Старшеклассники знакомятся с приемами оказания доврачебной помощи и способах выживания в экстремальных условиях.
В ДЮЦ большое внимание уделяется созданию бытовой и пихоэмоциональной комфортной обстановке, эстетическому оформлению помещения, созданию «зеленых уголков», обеспечению функционального назначения всего интерьера. В нашем учреждении есть мониторинговые программы, в соответствии с ними ведутся исследования состояния здоровьесберегающей среды, ее отдельных проявлений (выявление условий комфортности, тревожности, состояния здоровья и т.д.) , работает психолог.
Основам ЗОЖ нельзя учить отвлеченно, абстрагировано, необходимо учитывать собственный опыт детей: необходимо максимально использовать детский потенциал и готовность детей к собственным действиям в защите здоровья; в процессе работы надо всячески побуждать и поддерживать детскую инициативу по формированию здоровья.
Оздоровительные технологии умело применяются нашими педагогами на занятиях, что способствует укреплению здоровья детей. Одним из важных здоровьесберегающих аспектов занятия являются физкультминутки.
Но нельзя научить детей беречь здоровье и вести здоровый образ жизни, если сами педагоги и взрослые не будут показывать пример.
Проект «Здоровье и комфорт» является логическим продолжением программ по здоровьесбережению и направлен на формирование благоприятного психологического климата, физического здоровья и на формирование потребностей в здоровом образе жизни.
В содержание проекта заложена обучающая, досуговая и спортивно- оздоровительная деятельность.
Иными словами, проект "Здоровье и комфорт" направлен с одной стороны, на сохранение и развитие психофизических качеств ребенка, с другой на овладение знаниями и умениями, необходимыми для сохранения собственного здоровья и овладение навыками здорового образа жизни.
Предполагаемый результат:
- Привлечение внимания воспитанников и их родителей к вопросам здоровьесбережения.
- Рост уровня физического развития детей и осознание ими здорового образа жизни.
- Создание условий, способствующих развитию и сохранению здоровья обучающихся, педагогов. 4.Укрепление материально- технической базы учреждения.
5. Рост заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья воспитанников.
Информационная справка:
Основная сфера деятельности- дополнительное образование детей.
Миссия центра: Создание условий для воспитания и развития здорового и успешного ребенка.
Количество обучающихся: 1330
Педагогический состав 22 человека.
Возрастная характеристика контингента обучающихся
Количество обучающихся (2009-2010 учебный год) | ||||
Дошкольное образование | Начальное образование | Основное образование | Среднее (полное) общее образование | Всего обучающихся |
37 | 736 | 365 | 192 | 1330 |
Характеристика педагогов по категориям
Образование и категория | Количество педагогов (%) | |
2009\2010 учебный год | ||
Высшее образование | 90% | |
Средне - специальное | 5% | |
Средне-профессиональное | 5% | |
Разряды: | ||
8 – 12 | 4,8% | |
Вторая категория | 19% | |
Первая категория | 5.6% | |
Высшая категория | 70.6% |
Стаж работы педагогов
Стаж работы педагогов | Количество педагогов |
2009\2010 учебный год | |
1 – 5 лет | 3 |
5-10 лет | 2 |
10-20 лет | 9 |
Более 20 лет | 8 |
Мониторинг родителей
Для повышения компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения и формирования базы данных
проводятся мониторинговые исследования социального статуса семей и образования родителей.
Ресурсная база общеобразовательного учреждения
| 3х этажное кирпичное здание. 8 компьютеров, 2 в Интернете, 2 в локальной сети 1325 изданий Спортивный зал- 112кв.м Бассейн- площадь водного зеркала- 335 кв.м Оранжерея- 150 кв.м Лыжная база- 8.3 кв.м Медицинский кабинет -2, 14.2 кв.м., 60. 4 кв.м Лаборатория – 7.6 кв.м Гостиная для родителей – 36.8 кв.м |
СТРУКТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКО- ЮНОШЕСКОГО ЦЕНТРА ЗАВОДСКОГО
РАЙОНА С УЧРЕЖДЕНИЯМИ
Население соседних
микрорайонов
ГОУ
Областной технический центр дополнительного образования
Областной центр дополнительного образования детей
Областные учреждения дополнительного образования
Детско- юношеский центр
Заводского района
Образовательные учреждения города
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Кемеровский государственный университет
Кузбасский региональный институт развития профессионального образования
Кемеровский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников
Научно- методический центр
Управление образования администрации
г. Кемерово.
Территориальное управление Заводского района администрации г. Кемерово
Школы: №№ 23, 97, 95, 98, 14, 61, 99, 63, интернат
№ 9, МОУ Березовская спец.школа интернат
Учреждения дополнительного образования детей г. Кемерово
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ДЮЦ
Заводского района
2. Умеет работать с источниками информации
1. Умеет организовать свой труд
ВЫПУСКНИК ДЮЦ
7. Знает свои потенциальные возможности
6. Отличается воспитанностью, активностью, неприятием асоциального
поведения
5. Хорошо ориентируется в различных профессиях
4. Мотивирован на здоровый образ жизни
3. Хорошо владеет технологическими приемами. Умеет работать руками.
8. Имеет достижения в области изучаемого предмета
9. Гражданин, личность, готов к жизни
PEST– Анализ
(Policy) политических
(Economy) экономических
(Society) социальных
(Technology) технологических
аспектов внешней среды которые могут влиять на образовательное учреждение в рамках данного проекта
Для PEST-анализа рассмотрены и проанализированы 4 фактора: политический, экономический, социальный технологический. В результате анализа мы выявили 3 фактора, влияющих на структуру, цели, технологии и кадры данной проектной работы.
PEST – анализ
Факторы | Влияние на образовательное учреждение | Влияние образовательного учреждения на внешние факторы |
Технологический: здоровьесбережение | Цель: Содействие сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса. Структура: Тематические педагогические советы Методические объединения Творческие методические объединения Совет учреждения Творческие лаборатории Административно-хозяйственная деятельность Технологии: Режим дня, гигиенические нормы, информационные технологии, личностно-ориентированный подход для детей с ослабленным здоровьем, подвижные модели занятий, игры на воде, динамические паузы, физкультминутки, работа на тренажерах, гимнастика для глаз, витаминизация, соблюдение СанПинов, открытые занятия с использованием здоровьесберегающих аспектов, творческие лаборатории. Для работы творческой лаборатории по теме «Путешествие в страну спортивных увлечений» создавалась команда в которой распределялись роли. Использовался метод teambuilding (командопостроение) Традиционные мероприятия: Соревнования по плаванию Эстафеты на воде Соревнования по настольному теннису Кадры: педагог – психолог -1, мед. работник – 2, педагог дополнительного образования -8, зав.спортивно-оздоровительным отделом- 1, зав. художественно-эстетическим отделом - 1 Повышение квалификации: Бурушагина Т.В. – «Психолого-педагогические аспекты деятельности педагогов УДО в условиях модернизации образования». Дубровская Ю.А. – «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности». Малахов В.Н.- «Роль физической культуры в сохранении и формировании здоровья обучающихся общеобразовательных учреждений и УДО» Сивакова С.И. – «Формирование здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях» |
Туристические слеты Туристическая полоса препятствий Соревнования по плаванию Праздник на воде «Посвящение в серебряные рыбки» Соревнования по настольному теннису.
Работа на микро участке: -Отслеживание детей, знакомство с семьями, мотивирование на выбор ДЮЦ Заводского района - Участие в городском конкурсе «Инновации в образовании- основа развития» |
Социальный: | Цель: Создание условий для мотивации на здоровый образ жизни всех участников образовательного процесса. Структура:
Кадры: педагог – психолог -1, мед. работник – 1, педагог дополнительного образования -8, зав.спортивно-оздоровительным отделом- 1, зав. художественно-эстетическим отделом - 1 Технологии: Психолого-педагогическое сопровождение ВОП: Консультации, тренинги, беседы, мероприятия психолога. Спортивные объединения – 85% детей, в том числе 15 детей гр. «риска» Летний многопрофильный лагерь дневного пребывания «Родничок» – 40- 70 обучающихся, в том числе 10 детей гр. «риска» Итоговый праздник «И творчество и вдохновенье…» с привлечением родителей воспитанников (согласно плану работы отв. Зав.отделом Долгушина Ю.В.) Тематические родительские собрания и лектории (Согласно Плану работы центра отв. Зав.отделом Долгушина Н.В.) КТД совместно с родителями: «Семейная пара», «Морской десант», «Моя мама-чемпион» (согласно плану работы) | - Спортивные праздники с участием детей и их родителей «Моя мама-чемпион», «Морской десант», «Семейная пара. - Туристические слеты для школ заводского района.
Работа с Клубами по месту жительства в летнее время. Волонтерское движение. В летнее время работа с детьми гр. риска «Ритм» |
Экономический | Цель: Привлечение внебюджетных средств для развития материально-технической базы. Структура: Совет учреждения Кадры: мед. работник – 2, педагог дополнительного образования -4, зав.спортивно-оздоровительным отделом- 1. Технологии: Участие в конкурсах различного ранга (участие в конкурсе «Лучшее учреждение доп. Образования 2006 года) Привлечение спонсорских средств. Средств от грантов и проектов. | Платные услуги по плаванию для жителей микрорайона. |
SWOT – анализ
Внешняя сторона организации. | |
Возможности | Риски и ограничения |
Социальное партнерство
3. Сотрудничество с общественными организациями и клубами по месту жительства «Соревнования по настольному теннису, плаванию, туристическая полоса препятствий» 4.Сотрудничество со школами и УДО:
|
(Газонаполнительная станция в непосредственной близости).
|
ПЛАН ДЕЙСТВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап Диагностический | |||
Мероприятия | Предполагаемый результат | Сроки | Ответственный |
Анализ - условий, МТБ, кадрового потенциала - состояние ВОП - выявление противоречий | Выявление проблем обоснование актуальности | ||
Теоретический этап | |||
Изучение проблемы педколлективом на: -педсоветах - заседании НМС - заседании МО, тв.группах - заседаниях творческих лабораторий; - в индивидуальной и групповой работе с педагогами. | Накопление теоретического материала | ||
Практический этап | |||
1. Проведение совместных (дети и родители) спортивно-оздоровительных мероприятий: - «Моя мама чемпион» эстафеты для родителей - «Морской десант» соревнования по плаванию для родителей и воспитанников ДЮЦ, посвященные - Соревнования по н/теннису «Семейная пара». 2. Анкетирование родителей по вопросам здоровьесбережения. 3. Анкетирование учащихся по программе 4. Спортивно-оздоровительные мероприятия: - Организация и проведение районной - Районные соревнования по н/теннису. - Веселые эстафеты на воде на приз Деда Мороза. - Участие в городских соревнованиях на воде - Первенство области «Юный пловец Кузбасса» - Первенство ДЮСШ на приз Деда Мороза - Открытые соревнования по н/теннису среди младших школьников. 5. Сотрудничество с кабинетом медико-психолого-наркологической помощи: - лектории 6. Работа по модульной программе «За здоровый образ жизни: - Подготовка творческих групп к реализации - Оптимизация процесса обучения по программе «За здоровый образ жизни». - Методическая коррекция программы 7. Работа в летнее время с детьми «группы риска» по программе «Страна Затей» 8. Работа с детскими домами и школами интернатами. 9. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: - Психодиагностическое изучение уровня тревожности младших школьников. - Диагностика профессиональных интересов старшеклассников - выявление соматического здоровья старшеклассников. 10. Организация походов выходного дня за пределы города. 11. Туристические поездки 12. Туристические слеты 13. Часы здоровья для детей и родителей. 14. Посещение постоянно действующих семинаров по здоровьесбережению: - «Возможности создания здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении» - Педагогика летних каникул Проблемные семинары: - «Особенности реализации туристско-спортивной направленности». - «Физическое воспитание детей дошкольного возраста средствами настольного тенниса» - «Формирование ЗОЖ в сознании подрастающего поколения». - «Планирование и самоанализ деятельности педагога ДО туристско-краеведческой направленности». - « Создание программ по здоровьесбережению» 15. Сотрудничество с психологическими центрами, проведение семинаров для педагогов: - Круглый стол «Индивидуальные методы снятия стресса» - «Дети индиго. Миф и реальность» - Семинар-практикум «Учится надо весело!» - Психологический портрет учителя. Самодиагностика. 16. Работа методических объединении: - МО спортивно- оздоровительного отдела. - ТМО по модульной программе «За здоровый образ жизни» 17. Обмен опытом педагогов по вопросам здоровьесбережения: - Взаимопосещение занятий педагогами. - Крыглые столы. - Творческие лаборатории. - Тематические педсоветы. -- Семинары – практикумы. - Открытые занятия; Обучение педагогов работе на ПК. | Уменьшение простудных заболеваний Повышение компетентности родителей и детей по вопросам здоровьесбережения. Укрепление мышечного корсета, сердечно-сосудистой и дыхательной систем Уменьшение социальных рисков для воспитанников центра и учащихся школ микрорайона. Организация клуба «Здоровье и комфорт» Повышение уровня квалификации по вопросам здоровьесбережения. Повышение уровня информационной культуры педагогов по вопросам здоровьесбережения | 1 раз в месяц 2 раза в год 1 раз в месяц 1 Раз в год Начало учебного года Второе полугодие Июнь , август Каникулярное время 1 раз в четверть 1 раз в месяц 1 раз в год 2 раза в год 5 раз в неделю По плану По плану 1 раз в четверть 3 раза в год 1 раз в год | |
Подведение итогов | |||
Научно-практическая конференции - выступления самообобщением опыта работы; - творческие отчеты; | Систематизация накопленного материала. Публикации в периодике, СМИ Издание в журнале «Внешкольник» - методические выставки Участие в конкурсах |
Таким образом, вся наша работа по проекту «Здоровье и комфорт» направлена с одной стороны, на сохранение и развитие психофизических качеств ребенка, с другой на овладение знаниями и умениями, необходимыми для сохранения собственного здоровья и здорового образа жизни, для творческой деятельности и в итоге решает следующие задачи:
- Обучение адекватному оцениванию состояния собственного здоровья, определение факторов, обуславливающих его негативные тенденции, и с учетом этого внесению необходимой коррекции в свой образ жизни.
- Выработку собственного варианта поведения в различных жизненных ситуациях.
- Воспитание у детей потребности в здоровье.
ЛИТЕРАТУРА
1.Викулов А.Д. Плавание: Учебник для студентов педагогических университетов и институтов. М., 1996.
2. Плавание. Учебник для студентов институтов физической культуры. Под ред. Н.Ж. Булгаковой. М: Физкультура и спорт, 1980.
3. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов вузов. М.: Туманит. изд. центр Влапос 1998.
4. Кардаманова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. Серия «плавание». Ростов. Феникс. 2001.
5. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Мн.: Университетское, 1990.
6. Бушмина З. П. Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства // Начальная школа. - 2000. - № 5. - С. 88-92.
7. Воронцов Д. Д. Страна детства. - М.: Знание, 1986.
8. Педагогика здоровья. - М.: Педагогика, 1990.Актуальные проблемы управления развивающейся школой [Текст] / Под ред. Т.С.Паниной, С.Е.Соколовой, Е.Г.Овчинниковой. – Кемерово: ОблИУУ, 1996. – 213 с.
- Асломов, А. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития [Текст] / А. Асломов// Внешкольник.- 1997.-№ 9.
- Бруднов, А. Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения [Текст] / А.Бруднов// Воспитание школьников.- 1995.-№ 2.
- Гузеев, В. От методик – к образовательной технологии [Текст]/ В.Гузеев// Народное образование.-1998.-№ 7.
- Дополнительное образование детей [Текст]/ Под ред. О.Е.Лебедева. – «Владос», 2000.- 237с.
- Кабаченко, Т.С. Психология управления [Текст]: пособие для руководит. образов. учрежд./ Т.С.Кабаченко. – М.: 1997.
- Кларин, Н. Инновации в мировой практике [Текст] / Н.Кларин.- Рига.: НПП «Эксперимент», 1995.- 121 с.
- Конаржевский, Ю. А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе [Текст] / Ю. А. Конаржевский. – Челябинск, 1986.
– 133 с. - Макаренко, А.С. Художественная литература о воспитании детей//
Соч.: в 5-ти т. – М.: 1958. – 363 с.
- Третьяков, П. И. Школа: управление по результатам [Текст] /
П. И. Третьяков. – М.: Новая школа, 2001.– 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект: «ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ - ЗДОРОВЬЕ МИРА» или «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!»
Представленные материалы могут помочь спланировать работу по формированию у школьников культуры здорового образа жизни, экологической грамотности учащихся....
Здоровьесберегающий проект "Здоровому всё здорово!"
Проект воспитательной работы в классе...
Проект "Здоровым быть здорово"
Крепкое здоровье нации свидетельствует о стабильном и устойчивом экономическом росте государства. Всем известно, что сохранить легче, чем построить заново. Это можно отнести и к состоянию нашего...
Проект "Здоровый дух-здоровое тело"
Аннотация проекта «Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него ...
Презентация проекта "Здоровому - все здорово!!!"
В презентации собраны главные этапы проекта "Здоровому-все здорово": цель, задачи, формы, результаты....
презентация проекта "Здоровому - все здорово"
В презентации собраны главные этапы проекта "Здоровому-все здорово": цель, задачи, формы, результаты...
Реализация проекта "Здоровый досуг - здоровая молодежь"
Цель проекта «Здоровый досуг – здоровая молодежь» - проведение досуговых мероприятий для подростков и неорганизованной молодежи микрорайона старше 16 лет с учетом их интересов....