Конспект открытого занятия: Промыслы и ремесла Терских казаков
план-конспект урока по теме

Конспект открытого занятия по трудовому направлению: Промыслы и ремесла Терских казаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktd.docx266.49 КБ

Предварительный просмотр:

                       Конспект занятия

               по  трудовому направлению  

      «Промыслы и ремесла Терских казаков»

                                         

                                                                                                                                           Подготовила:

                                                                                                                                  инструктор по труду

                                                                                                                                      Беспалова Наталья

                                                                                                                                             Николаевна

                                                                  с.Надежда

                                                                      2012г.

Цель:

обобщить знания  о ремеслах и промыслах Терских казаков.

 Задачи:

  1. обобщить знания детей о народных промыслах и ремеслах  Терских казаков;
  2. воспитывать  уважение  к культурным и национальным традициям казаков, любовь к родному краю;

умение вести совместную деятельность в форме общения на основе доброжелательности;

  1. развивать интерес у детей к народному прикладному искусству;

аналитическое мышление учащихся, умения сравнивать, обобщать информационный материал.

Оборудование:

  1. мультимедийный проектор;
  2. презентация к уроку;
  3.  диск с казачьими  песнями;
  4. карточки с  пословицами;
  5. ножницы, клей карандаш, цветной картон.

Способ проведения: сочетание различных форм.

 Форма организации: групповая.

                                                                   

                                                                     

                                                                     Ход занятия:

1.Орг.момент.

2.Работа по теме урока.

Здравствуйте ребята.

Скажите мне пожалуйста,  знаете ли вы  пословицы о труде?

Задание 1.

  1.                                          У вас на партах лежат карточки, прочитайте и отметьте те пословицы, которые посвящены труду.«Петух скажет курице, а она – всей улице»
  2. « Не печь кормит, а поле»
  3. «Не была б дивчина гарна, была б работяща»
  4. «Ремесло – не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает»
  5. «Казан проверяют по звону, а казака - по слову»
  6. «С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся»
  7. «Кто пули боится, тот в казаки не годится»
  8. «Казак без коня, что воин без ружья»
  9.  «Умелый человек возьмется, в его руках и снег займется»
  10. «Не учи безделью, а учи рукоделью»
  11.  «И камень, лежа мхом обрастает»
  12. «Кто любит труд, того казаки чтут»

(Чтение пословиц о труде)

Историческая справка

Слайд 2

Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Терек  всегда славился своими мастерами, одаренными людьми. На фотографии вы видите семью Кабаковых, которая попала на Терек, как и большая часть казаков в конце 18 века. И привезли они с собой не только своих детей, домашний скарб, но и свои навыки и умения, а самое главное, свои сильные, добрые и трудолюбивые руки. Им нужно было обустраиваться на новом месте, питаться, одеваться, защищаться от врагов. Поэтому в их семье, как и во многих других, знали и владели несколькими промыслами и ремеслами.

Слайд 3

И  темой нашего сегодняшнего занятия будут ремёсла и промыслы Терских казаков. 

Попробуйте дать определения этим словам.

Слайд 4

В толковом словаре С.И. Ожегова

«Промысел – это добыча чего-либо или охота. Это то, что можно взять у природы».
«Ремесло –
изготовление изделий ручным, кустарным способом». 

Задание 2.

                                        Определение ремёсел и промыслов.

У вас на столе (два стола по пять человек) лежит 10 карточек с перечнем промыслов и ремёсел. Первая группа отмечает то, что по её мнению относится к ремёслам, а вторая группа – к промыслам.

  1. Промыслы: 
  2. Ремёсла:

Вышивка, бортничество (добыча меда), вязание,  плетение из лозы, охота,  ловля рыбы, изготовление глиняной посуды, изготовление оружия, сбор лесных ягод и орехов, возделывание сахарной свеклы, изготовление седел.

Слайд 5

Промыслы и ремесла Терских казаков. 

Промыслы:

  1. Земледелие.
  2. Животноводство.
  3. Бортничество (сбор меда).
  4. Рыболовство, охота.
  5. Виноградарство.

Ремесла:

  1. Гончарное ремесло
  2. Кузнечное дело.
  3. Лозоплетение.
  4. Ткацкое ремесло.
  5. Обработка кожи изготовление поясов, обуви, седел.
  6. Деревообрабатывающее ремесло.

Выступления детей. 

Слайд 6

Промыслы.

  Природа Терека всегда была богата. Птица, зверь, рыба в изобилии водилась в реках и лесах. Поэтому и промышляли наши предки охотой, рыбной ловлей, добычей меда, сбором ягод, лесных орехов. Но, конечно же, не везде. А только в тех районах края, где это было возможно.  Казаки ловили рыбу преимущественно для собственного потребления в одиночку, семьей или объединялись с соседями, а потом делили улов на равные части. Казаки издавна разводили все виды домашних животных: лошадей, овец, свиней, птиц. Цены на скот были сравнительно высокими. Скот продавали на станичных и городских ярмарках или сдавали его скупщикам.

Слайд 7

Пчелиный промысел.

Пчелиный промысел был, по существу охотой за медом. Человек занимался ею на протяжении многих столетий. Сначала он находил дупло диких пчел и забирал весь мед, не задумываясь о том, что будет с разоренной пчелиной семьей. Позднее охотники за медом стали метить найденные деревья с пчелами и считать их дупла (бортни) своей собственностью. Чтобы пчелы не погибли, они им оставляли  на зиму часть меда. Затем бортники научились сами делать дупла в деревьях, куда заселялись пчелы. Так на смену дикого пчеловодства пришло бортничество. На Тереке в 19 веке преобладали ульи  следующего типа – вертикально поставленные колоды (из липы, ольхи, вербы) с дном и крышкой. Мед является одним из самых лучших лекарств, которое дает нам природа.

Слайд 8

Первые виноградники появились в России  около двух с половиной тысяч лет назад. Виноградную лозу привезли греки и научились выращивать прекрасные гроздья солнечной ягоды. Позднее разведением винограда стали заниматься адыги, а затем Терские казаки.

Слайд 9

Широкое развитие  у казаков получило садоводство, огородничество, бахчеводство. К концу 19 века здесь было уже более 25 тысяч фруктовых садов. В это же время начались пробные посадки сахарной свеклы, получившей  широкое распространение в 20 веке.  

Задание 3.

                                       Разгадайте загадку.

На топтале был,

На кружале был,

На пожаре был, домой пришел –

Семью накормил.    (Горшок)

 

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина)

Скажите,  о каком ремесле  пойдет речь?

Слайд 10

Гончарное ремесло.

Гончарное ремесло на Тереке было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. В основном делалась  простая посуда, незатейливые игрушки для детей, сувениры. Глину так же использовали для изготовления кирпичей, керамической плитки, черепицы.  

В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит  мастер вложил частичку души в немудреную посуду.    

 Из глиняной посуды самым распространенным был  «глечик» - горшок с высоким широким горлом. В этой посуде в наши дни хранят молоко, сметану. Для варений и солений использовались «макитры», для масла – «кубышки».

Изготавливали так же различные миски, плошки.

Слайд 11

Кузнечное ремесло. 

Кузнечным делом на Северном Кавказе  занимались издревле. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Умение ковать считалось таким же естественным, как возделывать землю.

Кузнецы изготавливали все необходимое  для быта  –  замки, ухваты, ножи, топоры, гвозди, вилы, лопаты, подковы.  В кузнице всегда  было темно. Оказывается в темном помещении можно уловить то мгновение, когда металл приобретает нужный цвет и готов для ковки.

Заслуживает упоминания и мастерство художественной ковки. Это тонкая и высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решеток, козырьков, оград, ворот.  Для  их украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей. Шедевры кузнечного ремесла того времени встречаются на зданиях XIX - начала XX века в станицах и городах Ставропольского края. 

Слайд 12

Лозоплетение.  

Одним из древнейших народных промыслов древних славян является лозоплетение. На Терек оно было завезено казаками  в конце 18 века. Из лозы плели жилища. Из прутьев орешника плели стены, а для того, чтобы были прочными, обмазывали глиной. Главную роль в плетении сыграла ивовая лоза. Из нее делали колыбельки, погремушки, корзины, короба, кошели (емкость для хранения зерна).

В  лозоплетении применяли не только ивовый прут, но и многие другие виды сырья: камыш, солома – материалы доступные для плетения. Этот промысел сохранился до сих пор. На рынках  можно увидеть изделия на любой вкус хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно.

Слайд 13

Деревообрабатывающее ремесло.

   Издавна  на Тереке дерево было  любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном и других. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом.

 Особое значение на казаки придавали деревянной отделке дома. Дом украшали не только с целью сделать его красивым, но и с целью защитить от всего недоброго, от злых сил. На крыше устанавливали «небесного охранителя». Это мог быть петух, конек, могли быть голубки. Окно тоже защищали от злого глаза, устанавливали резные наличники. Украшали также ворота. Промыслы по переработке дерева находились в лесогорной полосе.

 Слайд 14

Ткацкое ремесло.

Искусство ткачества и вышивания всегда ценилось у казаков. В каждой семье женщина должна была владеть различными видами рукоделия. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению, вышиванию. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неотъемлемыми предметами  жилища были ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей. До сих пор многие женщины  умеют ткать  и вышивать холст в соответствии с традициями казачества. 

Задание 4.

                                 Восстановите последовательность изготовления рушника.

Посев конопли

Вязание снопов

Замачивание в реке и сушка на солнце.

Сбор конопли.

Выколачивание и трёпка.

Изготовление холста.

Прядение нитки.

Изготовление ткани на ткацком станке, вышивка узоров. 

Слайд 15-23

Задание 5.

                                     Соотнесите изделия труда с ремесленниками.

  1. Кузнец
  2. Гончар
  3. Корзинщик
  4. Бондарь

Корзинка (3), бочка (4), бадья (4), люлька (3), утюг (1), макитра (2), подкова (1), глечик (2).

3.Практическая работа

Казачки  знали толк в ведении хозяйства, были рачительны и трудолюбивы. Многое в хозяйстве делали своими руками. Не свойственны им были праздность, безделье и пустые разговоры.

Женщины сами пряли, ткали холсты, кроили, шили одежду. А лоскуты не выбрасывали, а складывали и передавали от мамы к дочке. Берегли, ценя заложенный в них труд.

Согласно пословице: Мал лоскуток, а нужен.

Да, действительно нужен тем, кто умеет превращать цветные кусочки ткани в необычные мозаичные картины, изысканные по цвету стеганые одеяла, которые хранились в сундуке у каждой невесты. 

Слайд 24   Работы современных мастериц лоскутного шитья.

Солнышко – основа всей жизни, источник света, символ роста и счастья.

Звезда – счастье.

Дерево – приносит  счастье, побеждает тёмные силы.

Роза – оберег от  злых сил.

Тюльпан – символ будущего и настоящего одновременно.

Сердце – любовь.

Цветы – доброта.

Хвойное дерево – крепкое здоровье.

Птица – весна, хороший урожай.

Паук – терпение, исцеляющие силы, счастье.

  Предлагаю вам освоить это ремесло.

Вам сейчас предстоит на картонном листе составить эскиз  лоскутного одеяла. Первая группа будет выполнять эскиз лоскутного  одеяла для новорожденного, вторая группа - молодым на свадьбу.

Для этого  у вас на столе лежат заменители тканых лоскутков - цветные картонные фигуры и заготовки орнаментов, характерных для Терских казаков. Слайд 25  

Казачья пословица гласит: «Кто поет, у того работа скоро заканчивается» Я думаю, что песня в исполнении  казачьего хора тоже поможет нам в этом. Казачья песня.

Демонстрация  сделанного эскиза  и защита своего проекта:

  1. Для кого выполнено это одеяло;
  2. Какие цвета были использованы;
  3. Какой смысловой орнамент  присутствует на данном эскизе.

4. Итог урока.

Заключительный.

Ну что же, ребята, наше занятие подошло к концу.

Давайте вспомним, о чем мы говорили на сегодняшнем занятии?   (Мы говорили с вами о ремёслах и промыслах нашей малой родины).

Кто такие ремесленники, промысловики?

 (ремесленники - это люди, изготавливающие предметы первой необходимости для себя, а со временем и на продажу;

промысловики - это люди, которые добывали то, что щедро дарила природа).

Перечислите ремесла и промыслы характерные для Терских казаков.

                                                                                                              Спасибо за внимание.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия: Культура и традиции Терского казачества.

Конспект открытого занятия по трудовому направлению: Культура и традиции казачества....

Конспект открытого занятия: Праздники и обряды казаков.

Конспект открытого занятия по трудовому направлению: Праздники и обряды казаков....

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)

Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...

План-конспект открытого занятия «Народные промыслы Подмосковья. Павловские платки. Искусство цветочного орнамента»

Народные промыслы сохранились в разных уголках Подмосковья. На занятиях объединения "Край родной" по теме: "Народные промыслы Подмосковья. Павловские платки. Искусство цветочного орнамента" обучающиес...

План - конспект открытого занятия «Отчетная выставка. Путешествие по станциям народных промыслов».

«Отчетная выставка. Путешествие по станциям народных промыслов».(Хохлома, Гжель, Русская матрешка: Загорская, Семеновская, Полхов – Майданская).  Обобщение и закрепление знаний детей п...

Конспект открытого занятия Казак как прирожденный воин

Цель занятия: Познакомить учащихся с казачеством как военным сословием России.Задачи: 1. Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание пр...