Дополнительная образовательная Программа "Уроки Светофора Светофоровича"
материал на тему
Программа "Уроки светофораСветофоровича"
расчитана для возраста 7 - 10 лет, может быть одаптированна и для более старших ребят.
Рсчитана для реализации - на три года.
Опробирована и действенна, как помощь работе отрядов ЮИД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopo_obrazov_programma_uroki_setofora_svetoforovicha.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Отдел образования муниципального образования Советский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Центр детского творчества Советского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«УРОКИ СВЕТОФОРА СВЕТОФОРОВИЧА»
Для обучающихся 7-10 лет. Срок реализации - 3 года.
Разработал:
Педагог дополнительного образования
Валиуллин Рафаил Мансурович
Уфа – 2010
СодержаниеВведение. | 3 | |
Пояснительная записка. | 4 | |
Содержание программы. | 5 | |
Цель и задачи программы | 6 | |
Формы контроля. | 8 | |
Учебно-тематический план. | 9 | |
Содержание тем программы. | 10 | |
Первый год обучения. | 10 | |
Второй год обучения. | 14 | |
Третий год обучения. | 17 | |
Результативность. Перечень знаний, умений и навыков, которые должны иметь обучающиеся по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. | 20 | |
Первый год обучения. | 20 | |
Второй год обучения. | 21 | |
Третий год обучения. | 22 | |
Формы подведения итогов реализации программы. | 23 | |
Способы контроля результативности. | 24 | |
Описание условий для реализации программы. Учебно-методический комплекс необходимый для реализации программы. | 25 | |
Библиографический список. | 26 |
Введение
Безопасность дорожного движения - одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сего дня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах и дорогах, когда с раннего детства ребенок знако мится со сложной техникой, когда с 6-7 лет он становится уча стником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходи мость сознательного выполнения им требований дорожного движения с дошкольного возраста.
Как научить ребенка сознательно относиться к выполне нию Правил дорожного движения? Можно читать лекции, про водить беседы, ставить спектакли, проводить викторины и раз личные соревнования, применять иные формы обучения, но не обходимо все это соединить в единую целостную систему обу чения непрерывного обучения детей.
Важно решать вопросы комплексно, воссоединив практи ческие и теоретические занятия в непрерывный процесс обуче ния и воспитания, начиная с раннего возраста.
Необходимость создания условий для непрерывного обу чения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста диктуется условиями бурного роста совре менного автомобильного транспорта и увеличением интенсив ности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка пере насыщена риском и опасностями дорожно-транспортных про исшествий. Практически с порога дома он становится участни ком дорожного движения, так как и дворы стали объектами до рожного движения.
Пояснительная записка
Комплексный подход к решению проблемы может дать положительный результат - сокращение числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Система непрерывного обучения навыкам безопасного поведения детей на улицах складывается из следующих компо нентов:
• проведение различных видов внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях по пробле матике безопасности дорожного движения и по изучению пра вил дорожного движения;
• работа в объединении.
Для создания условий по организации непрерывного про цесса обучения навыкам безопасности на улицах и дорогах в системе дополнительного образования детей, с учетом возрас тных особенностей и психологической теории ведущей деятель ности детей рекомендуется начинать обучение детей основам безопасного поведения на улицах и дорогах с раннего школьно го возраста, построив свою работу в два этапа:
1-й этап - Изучение азов начальной дорожной азбуки.
Возрастная категория: 7-8 лет (младший школьный возраст).
2-й этап - Совершенствование знаний, умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, уча стие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, иной игровой деятельности), участие в работе отрядов юных инспекторов движения, иных объединений дополнительного образования детей.
Возрастная категория: 8 - 10 лет (младший и средний подросток).
Содержание программы
Программа «Уроки Светофора Светофоровича» модифици рованная. Разработана на основе программы «Программа перечня правил дорожного движения и основ безопасного поведения на улице для учащихся 1-4-х классов общеобразовательных школ». (Российская академия образования Управление ГАИ ГУВД г. Москвы – М., 1994 г.); методических рекомендаций для системы дополнительного обучения детей, Правилам дорожного движения (рекомендации разработаны авторским коллективом под руково дством С. В. Барканова и О. А. Никоновой в рамках Федераль ной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России» и одобрены Министерством образования РФ Москва, 2001 г.). По возрасту предназначена для учащихся на чальной, основной и средней школы. По продолжительности реа лизации – трехгодичная. По форме реализации – групповая и ин дивидуальная. По виду деятельности – социальная. По образовательной области – профильная. По уровню освоения учебного материала – общекультурная. Программа переработана по возрасту 7-10 лет. Знания, полученные по программе «Уроки Светофора Светофоровича», будут реализованы в совместной деятельности с детскими объединениями разных возрастных категорий.
Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для формирования у воспитанников устойчивых навыков безопасного поведения на ули цах и дорогах.
Задачи программы:
- Формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного дви жения.
- Привитие культуры безопасного поведения на до рогах.
- Обучение школьников младшего и среднего возраста правилам дорожного движения.
- Обеспечение гармоничного эстетического и физиче ского воспитания. Развитие творческих способностей детей.
- Формирование общечеловеческих нравственных цен ностных ориентаций.
- Ознакомление с основами автострахования.
- Обучение первичным навыкам оказания первой медицинской помощи при ДТП.
Построена по принципу нарастания объема изученного материала. Это нарастание можно проследить в увеличении ко личества освоенных дорожных знаков, дорожной разметки и т.д. в процессе реализации программы педагог постоянно акцентирует внимание обучающихся на то, что безоговорочное выполнения ПДД - это условие сохранения жизни себе и окружающим.
Каждая тема, включенная в программу, содержит теорети ческую и практическую части.
В теоретическую часть включены необходимые сведения из Правил дорожного движения по заданной теме и беседы, по священные ПДД школьников в дни каникул и в связи с сезон ными изменениями дорожной обстановки или в инфраструктуре микрорайона.
Практическая часть заключается в работе лицеистов над дидактическими материалами по заданной теме, экскурсиями по пешеходным маршрутам, местам активного отдыха детей, по улицам и перекресткам микрорайона, а также сюжетно-ролевым играм, играм с использованием изготовленных обучающимися имитационных и дидактических материалов по ПДД на улицах и дороге.
Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения на улицах города является формирование уважи тельного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорож ного движения.
Особое внимание в воспитательном процессе следует уде лить моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.
Выполнение программы рассчитано на трехлетний срок обучения в начальной и средней школе.
Первый год обучения - дети 7-8 лет, рассчитан на один учебный год.
Второй год обучения - дети 8-9лет, рассчитан на один учебный год.
Третий год обучения - дети 9-10 лет, рассчитан на один учебный год (возраст детей является примерным), т.к. в началь ной и средней школе закладывается образовательный базис, на котором в течение жизни человека будут основываться его зна ния о дорожном движении и умение обеспечить себе и окружаю щим безопасное движение, предлагается изучать ПДД и ОБД.
Программа рассчитана на 2-часовые занятия 2 раза в неделю.
Формы контроля: зачеты, конкурсы, викторины, игры.
Практика показывает, что только воспитывая участни ков дорожного движения с раннего возраста, занимаясь ран ней профилактикой ДТП, взаимодействуя с семьей, сотруд ничая с различными ведомствами, прежде всего, с ГИБДД, можно влиять на процессы стабилизации состояния аварий ности на дорогах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год обучения
№ п/п | Тема занятий | Всего часов | Теорет. часов | Практ. Часов |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | - |
2. | «Пешеходная азбука Светофора Светофоровича» | 24 | 12 | 12 |
3 | «Игра - дело серьезное» | 26 | - | 26 |
4 | «Три волшебных цвета -красный, желтый, зеленый» | 10 | - | 10 |
5 | «Праздник - для всех!» | 58 | 8 | 50 |
6 | «Светофор Светофорович в гостях у доктора Айболита» | 8 | 6 | 2 |
7 | «Светофор Светофорович и его двух колесный друг велосипед» | 8 | 4 | 4 |
8 | «Дарить радость людям» | 8 | 2 | 6 |
Итого | 144 | 36 | 108 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
1. Вводное занятие (2 ч)
На первом вводном занятии ребята знакомятся с планами и работой кружка «Уроки Светофора Светофоровича», узнают о прави лах внутреннего распорядка, о правилах по технике безопасно сти занятий в кабинете, на учебной площадке, зале, во время экскурсий, при проведении мероприятий.
2. «Пешеходная Азбука Светофора Светофоровича» (24 ч)
Темы уроков:
- Улица. Тротуар. Проезжая часть. Перекресток.
- Почему на улице опасно? Дисциплина на улице - залог безопасного движения.
- Где и как надо переходить дорогу?
- Как нужно ходить по улицам группами.
- Особенности движения пешеходов по мокрой, скользкой дороге (дождь, гололед, снегопад).
- Наш друг - светофор (светофор и его сигналы).
- Наши друзья - дорожные знаки.
- Дорога - не место для игр.
- Учимся соблюдать ПДД (закрепление пройденного материала).
- Встречи с инспектором ГИБДД.
- Практические занятия (отработка безопасного движения на учебных планшетах и схемах микрорайона, маршруты передвижения группы или колонны школьников в те атр, на экскурсию, в бассейн; тренировочные занятия с детьми на учебной площадке, отрабатывающие основ ные правила безопасного поведения на дороге; пеше ходная прогулка с целью наблюдения за движением ав тотранспорта и пешеходов через перекресток).
- Экскурсия с целью ознакомления - «Наш микрорайон».
3. «Игра - дело серьезное» (26 ч)
Все темы, для доступности и интереса юных воспитанников, преподносятся в виде игры. Знать правила дорожного движения - очень важно и серьезно, и чтобы занятия не сводились к изуче нию теории, зазубриванию дорожных знаков, ребятам предлага ется поиграть в пешеходов, водителей, инспекторов, врачей, ро дителей.
Игры:
- «Не попади в ловушку» (настольная игра).
- «Угадай дорожный знак» (настольная игра).
- «Занимательные эстафеты» (подвижная игра).
- «Злостный нарушитель ПДД и страж порядка» (сюжет-но-ролевая игра).
- «Пешеход - водитель» (сюжетно-ролевая игра).
- «Точный поворот» (настольная игра).
- Игра - аттракцион «Внимание, пешеход!».
- Имитационная игра «Автобусы».
- Игра «Заяц» (подвижная игра).
- Игра на внимание «Запомни сигналы регулировщика».
- Игра - экскурсия «Знающий пешеход».
- Игра на внимание «Огни светофора».
- Игра «Собери картинки» (игра на внимание).
- Игра - тренировка «Что можно и что нельзя».
- Игра «Эстафета автомобилей» (подвижная игра).
- «Поиски жезла» (игра на координацию движения).
4. «Три волшебных цвета - красный, желтый, зеленый» (10 ч)
Занятия по данной теме направлены на развитие творче ских способностей детей.
- Конкурс рисунков «Путешествие в Автоград».
- Оформление стенной газеты «Светофорик».
- Изготовление дорожных знаков.
- Изготовление реквизита к выступлению агитбригады.
- Конкурс «Мои новые знаки».
- Конкурс на лучшую иллюстрацию к сказке по ПДД.
5. «Праздники - для всех!» (58 ч)
В связи с возрастными особенностями детей, а это любо знательный и увлеченный возраст, самое большое количество часов отводится на праздники.
- Разучивание стихов, песен, загадок, басен о ПДД.
- Подготовка и проведение театрализованных праздни ков: «В королевстве дорожных знаков», «Знай правила движения, как таблицу умножения!», «Светофор Светофорович в стране дорожных знаков».
- Проведение конкурсов, викторин, игровых программ.
• Знакомство с азами актерского мастерства.
6. «Светофор Светофорович в гостях у доктора Айболита» (8 ч)
- Рассматривание различных ситуаций ДТП.
- Что делать, если необходима помощь?
- Действия при ДТП.
- «Не навреди!» (что нельзя делать по отношению к по страдавшему в ДТП).
- Встреча с медицинским работником (практическое за нятие).
7. «Светофор Светофорович и его двухколесный друг велосипед» (8 ч)
- Устройство двухколесного друга.
- Где можно кататься на велосипеде и как правильно.
- Уход за велосипедом.
- Правило правой и левой руки.
- Практические занятия (рисование самокатов, велосипе дов с указанием расположения руля, тормоза, сигнали зации; практическая езда на учебной площадке с целью отработки навыков безопасного управления велосипе дом и остановка).
8. «Дарить радость людям» (8 ч)
- «Дорожный этикет».
- Взаимопомощь (переведи через дорогу младшего, помо ги пожилому).
- Шефская помощь (устная пропаганда ПДД среди воспи танников детских садов).
2-й год обучения | ||||
№ п/п | Тема занятий | Всего часов | Теорет. часов | Практ. часов |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 2 | 2 | - |
2. | «Дорожная азбука Светофора Светофоровича» | 30 | 18 | 12 |
3. | «Игра - дело серьезное» | 20 | - | 20 |
4. | «Три волшебных цвета -красный, желтый, зеленый» | 10 | - | 10 |
5. | «Праздник - для всех!» | 44 | - | 44 |
6. | «Светофор Светофорович оказывает первую медицинскую помощь» | 12 | 8 | 4 |
7. | «Светофор Светофорович и его двух колесный друг велосипед» | 18 | 8 | 10 |
8. | «Улицы нашего города» | 8 | - | 8 |
Итого | 144 | 36 | 108 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Второй год обучения
1. Вводное занятие (2 ч)
На первом вводном занятии обучающиеся знакомятся с планированием работы кружка «Уроки Светофора Светофоровича», с планами дальнейших действий. Проводится инструктаж по тех нике безопасности.
2. «Дорожная Азбука Светофора Светофоровича» (30 ч)
Темы уроков:
- Правила безопасного поведения обучающихся на улицах и дорогах.
- Примеры ДТП.
- Дорога и ее главные составные части.
- Правила перехода улиц и дорог.
- Перекрестки и их виды.
- Дорожные знаки.
- Обязанности пассажира.
- Посадка и высадка из транспортных средств.
- Правила перехода улицы при высадке из транспортного средства.
- Из истории Правил дорожного движения.
- Встречи с сотрудниками ГИБДД.
- Практические занятия (отработка безопасного движения на учебных планшетах и схемах микрорайона, составле ние на компьютере схем маршрутов передвижения школьников в театр, на экскурсию, в бассейн; трениро вочные занятия с детьми на учебной площадке, отрабаты вающие основные правила безопасного поведения на до роге; пешеходная прогулка с целью наблюдения за дви жением автотранспорта и пешеходов через перекресток).
- Экскурсия с целью ознакомления - «Наш район».
3. «Игра - дело серьезное» (20 ч)
Игровые элементы на занятиях второго года обучения обя зательны и им отводится 20 часов.
Игры:
- «Не попади в ловушку» (настольная игра).
- Игры на координацию движения.
- Игры на развитие внимания.
- Игры на память физических действий.
- Сюжетно-ролевая игра «Автоинспектор и водитель».
- Игра - аттракцион «Внимание, пешеход!».
- Имитационная игра «Троллейбусы и трамваи».
- Игра на внимание «Запомни сигналы регулировщика».
- Игра на внимание «Огни светофора».
- Игра - тренировка «Что можно и что нельзя».
- Игра «Разные машины» (подвижная игра).
4. «Три волшебных цвета - красный, желтый, зеле ный» (10 ч)
Оформительской работе на втором году обучения уделяет ся 10 часов.
• Конкурс плакатов «Внимание, дорога».
• Оформление стенной газеты «Светофорик», «Молний», уголков по БДД.
- Изготовление дорожных знаков.
- Изготовление реквизита к выступлению агитбригады.
- Конкурс «Новые дорожные знаки».
- Конкурс на лучшие инсценированные частушки по ПДД.
5. «Праздники - для всех!» (44 ч)
На втором году обучения большее количество часов уде ляется изучению Правил дорожного движения; на проведение праздников отводится 44 часа.
• Разучивание стихов, песен, загадок, басен о ПДД.
- Подготовка и проведение театрализованных праздников и спектаклей: «Приключения Светофора Светофоровича в Авто граде», «На перекрестке как-то раз...», «Светофор Светофо рович идет в цирк».
- Проведение конкурсов, викторин, игровых программ.
- Выступления агитбригады в детских дошкольных учре ждениях.
- В школе актерского мастерства.
6. «Светофор Светофорович оказывает первую медицинскую помощь» (12 ч)
- Изучение средств оказания первой медицинской помощи.
- Овладение элементарными способами первой медицин ской помощи пострадавшим в ДТП.
- Виды травм.
- Встреча с медицинским работником (практические за нятия).
7. «Светофор Светофорович и его двухколесный друг велосипед» (18 ч)
- Правила управления велосипедом.
- Где можно и где нельзя кататься на велосипеде.
- Уход за велосипедом.
• Практические занятия (практическая езда на учебной площадке с целью отработки навыков безопасного управления велосипедом, маневрирование и остановка; игра-соревнование на мастерство вождения велосипеда).
8. «Улицы нашего города» (8 ч)
- Знакомство с улицами района.
- Патрулирование улиц микрорайона с целью выявления опасных мест- «ловушек», приводящих к ДТП.
- Пешеходная прогулка по улицам микрорайона для на блюдения за действиями водителей автотранспорта в по токе машин и во время остановки.
- Разработка альтернативных безопасных маршрутов в пе риод сезонных изменений и проведения строительных работ на микроучастке.
3-й год обучения | ||||
№ п/п | Тема занятий | Всего часов | Теорет. часов | Практ. часов |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 2 | 2 | - |
2. | «Дорожная азбука Светофора Светофоровича» | 40 | 26 | 14 |
3 | «Игра - дело серьезное» | 10 | - | 10 |
4 | «Три волшебных цвета -красный, желтый, зеленый» | 14 | 14 | |
5 | «Праздник - для всех!» | 32 | - | 32 |
6 | «Светофор Светофорович оказыва ет неотложную помощь» | 18 | 10 | 8 |
7 | «Светофор Светофорович и его двух колесный друг велосипед» | 24 | 8 | 16 |
8 | «Основы страхования» | 4 | 4 | - |
Итого | 144 | 36 | 108 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Третий год обучения
- Вводное занятие(2 ч)
- «Дорожная Азбука Светофора Светофоровича» (40 ч) Темы уроков:
- Правила безопасного движения.
- Движение транспортных средств (ограничение скорости, скорость движения транспортных средств).
- Роль автомобильного транспорта.
- Организация движения пешеходов в условиях интенсив ного дорожного движения.
- Правила перевозки пассажиров.
- Дорожная разметка.
- Железнодорожный переезд.
- Исторический очерк о ПДД.
- Формы регулирования движения.
- Встречи с сотрудниками ГИБДД.
- Практические занятия (отработка безопасного движе ния на учебных планшетах и схемах микрорайона, со ставление на компьютере схем маршрутов передвиже ния школьников в театр, на экскурсию, в бассейн; тре нировочные занятия с детьми на учебной площадке, от рабатывающие основные правила безопасного поведе ния на дороге; пешеходная прогулка с целью наблюде ния за движением автотранспорта и пешеходов через перекресток).
- Экскурсия с целью ознакомления - «Наш город».
3. «Игра - дело серьезное» (10 ч)
Игры:
- «Угадай дорожный знак».
- Игры на координацию движения.
- Игры на развитие внимания.
- Игры на память физических действий.
- Игра-тренировка «К какой группе принадлежит знак?».
- Игра-тренировка «Где ошибка?».
- Сюжетно-ролевая игра «Кондуктор и пассажир».
4. «Три волшебных цвета - красный, желтый, зеленый» (14 ч)
Оформительская работа в кружке и помощь в оформлении уголков в детских учреждениях.
- Конкурс плакатов «На улице - не в комнате, о том, ребя та, помните!».
- Оформление стенной газеты «Светофорик», «Молний», уголков по БДД.
- Изготовление дорожных знаков.
- Совместное с родителями обучающихся изготовление реквизита и костюмов к выступлению агитбригады.
- Изготовление макетов улиц микрорайона.
- Создание игротеки по ПДД.
5. «Праздники - для всех!» (32 ч)
На третьем году обучения делается акцент на агитацион но-пропагандистскую работу.
• Выступление в детских дошкольных учреждениях.
- Подготовка и проведение театрализованных праздников и спектаклей: «Приключения Светофора Светофоровича и его друзей», «Светофор Светофоров спешит на помощь».
- Проведение конкурсов, викторин, игровых программ, КВН.
6. «Светофор Светофорович оказывает неотложную помощь» (18 ч)
На третьем году изучению способов оказания неотложной помощи при ДТП уделяется большее количество часов (18).
- Изучение способов оказания неотложной медицинской помощи.
- Первая помощь при ушибах.
- Наложение различных видов повязок.
- Способы транспортировки пострадавших при ДТП.
- Встреча с медицинским работником (практические занятия).
7. «Светофор Светофорович и его двухколесный друг велосипед» (24 ч)
- Правила дорожного вождения для велосипедистов.
- Изучение устройства велосипеда.
- Технические требования, предъявляемые к велосипеду.
- Осмотр велосипеда перед выездом.
- Сборка - разборка велосипеда.
- Где можно и где нельзя кататься на велосипеде.
- Уход за велосипедом.
- Практические занятия (проезд на велосипеда по полосе препятствий, фигурное вождение).
8. «Основы страхования» (4 ч)
• Ознакомление с понятием «автострахование» и его на значением.
• Знакомство со страховыми фирмами и компаниями.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Перечень знаний, умений и навыков, которые должны иметь обучающиеся по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах
Первый год обучения
Должны знать;
- Основные части улицы и дороги - проезжая часть, мостовая, тротуар, обочина, кювет, разделительная по лоса.
- Где должны находиться или двигаться по улице пеше ходы, а где транспортные средства.
- Общие правила ориентации на улице и дороге для безопасного нахождения на них и безопасного ее пе рехода.
- Название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков.
- Светофоры транспортные и пешеходные. Значение световых сигналов.
- Правила перехода улиц и дорог по пешеходным пере ходам, регулируемым сигналам, сигналам светофоров вне перекрестков и на перекрестках.
- Номер телефона служб «Скорая помощь» и МЧС.
- Где и как можно кататься на велосипеде.
Должны уметь:
- Определять наиболее опасные для пешеходов участки улиц и дорог.
- Определять, где следует школьникам переходить ули цу и дорогу.
- При необходимости, обращаться за помощью к взрос лым пешеходам при переходе проезжей части улиц и дорог, в местах интенсивного движения транспорта.
- Вызывать «Скорую помощь» или службу МЧС при ДТП.
- Подавать сигналы поворота правой и левой рукой при езде на велосипеде.
Второй год обучения
Должны знать:
- Наиболее характерные и частые ошибки поведения пешеходов на улицах и дорогах, которые приводят к дорожно-транспортным происшествиям.
- Названия, назначение дорожных знаков, изученных за два года обучения и места их установки.
- Дорожную разметку на улицах и дорогах, в местах ос тановок общественного транспорта и на пешеходных переходах.
- Правила безопасного поведения школьников на го родских улицах и загородных дорогах.
- Значения сигналов светофоров для транспорта и пеше ходов,
- Значения сигналов регулировщиков для транспорта и пешеходов.
- Что такое перекресток, какие виды перекрестков есть в микрорайоне школы и населенного пункта.
- Значение сигналов, подаваемых водителями транс портных средств.
9. Виды травм, средства оказания первой медицинской помощи.
10. Правила управления велосипедом.
Должны уметь:
- Самостоятельно определять места безопасного пере хода улиц и дорог с регулируемым и нерегулируемым движением транспортных средств.
- Определять для пешехода безопасное расстояние до движущихся транспортных средств.
- Самостоятельно входить и выходить из общественного транспорта. Вежливо и этично вести себя в общественном и лич ном транспорте.
- Оказывать элементарную медпомощь пострадавшим в ДТП.
- Безопасно управлять велосипедом.
Третий год обучения
Должны знать:
- Этические нормы отношений и правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров на улице, дороге и общественном транспорте.
- Запрещающие, предупреждающие, предписывающие, информационно-указательные знаки, их назначение и места установки на улицах и дорогах.
- Назначение дорожной разметки и виды разметки на пешеходных переходах, остановках и стоянках транс портных средств, на улицах и дорогах.
- Правила безопасного поведения школьников при дви жении группой, колонной на улице.
- Где разрешено школьникам кататься на самокатах, ве лосипедах и других самокатных средствах.
- Основные требования правил безопасного поведения при езде на велосипедах.
- Названия и виды транспортных средств, связанных с перевозкой и обслуживанием человека.
- Значение световых и звуковых сигналов, сигналов, по даваемых рукой водителями транспортных средств.
- Способы оказания неотложной медицинской помощи.
- Назначение автострахования.
Должны уметь:
- Безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим школьни кам при переходе улиц и дорог.
- Пользоваться наземными видами общественного транс порта как самостоятельно, так и с группой школьников.
- Правильно объяснить младшим школьникам как безо пасно переходить улицу или дорогу и как надо вести себя в общественном транспорте.
- Оказывать неотложную медицинскую помощь.
- Правильно двигаться на велосипеде по полосе препят ствий.
Формы подведения итогов реализации программы
- Выставки.
- Праздники.
- Театрализованные представления.
- Соревнования.
- Конкурсы.
Способы контроля результативности
Год обучения | Запланированные в программе результаты | Формы контроля |
Первый год обу чения | 1. Основные части улицы и дороги. 2. Общие правила ориентации. 3. Дорожные знаки. 4. Светофоры. 5. Правила перехода улиц и дорог. 6. Где и как можно кататься на 7. Знание номеров телефона | Викторина Собеседование Настольные игры Подвижные сюжетно-ролевые игры Игра-тренировка Игра-эстафета |
Второй год обу чения | 1. Правила безопасного перехода. 2. Название, назначение дорожных знаков. 3. Сигналы светофоров и регулировщиков. 4. Виды перекрестков. 5. Виды травм, средства оказания 6. Правила управления велосипедом | Урок-зачет Тестирование Конкурс Выставка Урок-игра Урок-экскурсия Викторина |
Год обучения | Запланированные в программе результаты | Формы контроля |
Третий год обу чения | 1. Правила безопасного поведения на улице и в транспорте. 2. Группы знаков. 3. Дорожная разметка. 4. Движение группой, колонной. 5. Значение световых и звуковых 6. Способы оказания неотложной 7. Назначение автострахования | Урок-зачет Час творчества Конкурсы (в том числе «Безопасное колесо») Урок-экскурсия Тестирование КВН Викторина |
Описание условий для реализации программы
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС,
НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
- Кабинет по безопасности дорожного движения.
- Учебная площадка для практических занятий по ПДД.
- Форштат «Учитесь быть пешеходом». Газета «Добрая дорога детства».
- Правила дорожного движения:
Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах. Якупов А. М. Методическое пособие для учителей. Безопасность на улицах и дорогах.
5. Методическое обеспечение:
- Настольные игры по тематике дорожного движения.
- Дорожные знаки.
- Рисунки и модели транспортных средств.
- Макеты фрагментов улиц и перекрестков.
- Контрольные карточки по правилам безопасного по ведения пешеходов.
- Набор материалов и технических средств для сюжетно-ролевых игр на воздухе или в помещении.
- Электронный тренажер-викторина по правилам до рожного движения.
- Действующая модель светофора.
- Телевизор.
- Видеомагнитофон, видеотека.
- Компьютер, компьютерные программы и игры.
- Видеопроектор, экран.
Все вышеперечисленные средства соответствуют гигиени ческим требованиям и возрасту школьников, а многие из них изготовлены воспитанниками на практических занятиях.
Библиографический список
- Адасанский, С. А. Городской транспорт будущего / С. А. Ада-санский. - М.: Наука, 1979г.
- Азбука дороги. Книжка - картинка. - Ярославль, 1980г.
- Аксонов, И. Я. Транспорт: история, современность, пер спективы, проблемы / И. Я. Аксонов. - М.: Наука, 1985г.
- Бойко, Е. И. Время реакции человека / Е. И. Бойко - М.: Медицина, 1984г.
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СаН ПиН 2.4.2.1178-02 М., 2003г.
- Дети и дорога. Младший школьник на улице: методиче ский комплект для учителей начальных классов учебных заведений. - М.: Информатик, 1994г.
- Ковалько, В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: I 4 классы / В. И. Ковалько -М.: ВАШ, 2004. (Мастерская учителя).Левитина, С. С. Можно ли управлять вниманием школь ников? / С. С. Левитина. - М., 1998г.
- Конвенция ООН «О правах ребенка» М., 2000г.
- Концепция и программа «Формирование гражданина нового Башкортостана» Уфа 2000г.
- Концепция развития УДОД, 2007г.
- Методические рекомендации для системы дополнитель ного обучения детей Правилам дорожного движения (рекомендации разработаны в рамках Федеральной це левой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России» и одобрены Министерством образо вания РФ) / авт. кол. под рук. С. В. Барканова, О. А. Ни-коновой. - М., 2001г.
- О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» - М.: 2004г.
- О внесении изменений и дополнений в Закон «Об образовании» - Уфа – 2005г.
- Педагогика / Под ред. П.И.Подкосистого, М., Педагогическое наследие Россия, 2006г.- 640 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ Под ред. С.А.Смирнова, М.: Академияч, 2006г.- 512 с.
- Педагогика / Под ред. В.А.Сластенина, М.: Академия, 2006г. – 512 с.
- Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения – Уфа 2004г.
- программа профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения, Уфа, 2005г.
- Рейтынбарг. Д. И. Стоит ли рисковать? В серии «Школьная библиотека» / Д. И. Рейтынбарг. – М.: Медгиз, 1980г.
- Стрелков, В. А. Это должен знать каждый / В А Стрел ков. - М.: ДОСААФ СССР. 1981г.
- Утков, Ю. А. Воспитание чувства улицы / Ю. А. Утков - Свердловск, 1985г.
- Фролов, М П. Безопасность на улицах и дорогах/М. П. Фро лов, В. Ф. Спиридонов. Тула, 2000.г
- Харламов М.Ф. Педагогика М., Юрист-Гардарика, 2006г. – 519 с.
- Целевая программа «Дети Башкортостана», Уфа, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная Программа "Уроки светофора Светофоровича"
Программа "Уроки светофораСветофоровича"расчитана для возраста 7 - 10 лет, может быть одаптированна и для более старших ребят.Рсчитана для реализации - на три года.Опробирована и действенна, как помощ...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...
Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск
Данные требования разработаны на основании «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная общеобразовательная программа "Светофор"-2022г.
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к...