Использование проблемных ситуаций для формирования и развития у учащихся навыков устной диалогической и монологической речи.
статья по английскому языку на тему

Артюхина Ольга Сергеевна

В данной статье рассматривается использование активных метов обучения на уроке английского языка, целью которых является  формирование  у школьников умения гибко  ориентироваться и адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать недостающие  знания для самореализации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnye_situatsii_pri_izuchenii_aya.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проблемных ситуаций для формирования и развития у учащихся навыков устной диалогической и монологической речи.

Исполнитель: учитель английского языка

                                                                                  МБОУ «Лицей г. Уварово

                                                                      им. А.И. Данилова»

                                                                                     Артюхина Ольга Сергеевна

Уварово 2017

«Чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» (Р.Декарт).

В связи с происходящей модернизацией  системы образования в России усиливается роль иностранных языков в  воспитании всесторонне развитой личности. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечили огромной спрос на знание иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения.  Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста, как средство гуманитаризации и гуманизации общества, макрофактор, объединяющий государства и народы, средство социализации. Более того, сегодня уже совершенно очевидно, что владение одним иностранным языком для решения проблем профессиональной, а значит, экономической и социальной защищенности, не достаточно.

Таким образом, новизна данного подхода состоит в использовании активных методов обучения  с применением инновационных педагогических технологий: проектной методики и информационных технологий, в создании доброжелательной  атмосферы на уроке,  чтобы:

-учитывать индивидуальные особенности каждого ученика в классе;

-создать для слабых учащихся ситуации успеха посредством привлечения их в дискуссию по мере их способностей, навыков и умений по предмету;

-построить системы мер, побуждающих учеников размышлять и делать собственные открытия, выполнять мини-исследования, проводить необходимый анализ изученного;

-способствовать развитию навыка самостоятельной работы с учебной, справочной и другой литературой, целесообразно использовать информационные технологии;

-научить ученика  соотносить теоретические знания с жизненными ситуациями;

-развивать у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира;

-видоизменить взаимоотношения учителя и учащихся и строить их на основе сотрудничества и взаимопомощи.

С помощью проблемного обучения на уроках английского языка можно:

  • выявить индивидуальные наклонности каждого ученика;
  • учить наблюдать, исследовать, активизировать мыслительную деятельность, т.к. нет готовых ответов на вопросы ни в одном учебнике;
  • учить слушать и слышать друг друга, уважать мнение собеседника, следуя поговорке «один ум хорошо, а два лучше»;
  • учить жить по принципу: «Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй»;
  • заинтересовать учащихся в познании окружающего мира;
  • изменить роль учителя (учитель - не контролер, а наставник, советник, источник информации, который  разделяет общую ответственность за результат)

Целью данного подхода является формирование  у школьников умения гибко  ориентироваться и адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать недостающие  знания для самореализации.

Для достижения желаемого результата из поставленной цели вытекают следующие задачи:

Обучающие

  • формирование учебных навыков работы
  • формирование коммуникативных умений, необходимых для общения в учебно-трудовой, социально-бытовой и социокультурных сферах
  • познание достижений национальных и общечеловеческих ценностей

Развивающие

  • развитие  способности самостоятельно находить и использовать необходимую информацию
  • развитие навыков взаимоконтроля и самоконтроля
  • развитие этикетных норм (речевой такт и поведение)

Воспитательные

  • совершенствование нравственных качеств личности (гуманность, патриотизм, взаимопомощь толерантность, сотрудничество)
  • выработка языковой, этнической и расовой терпимости, уважения к другим культурам
  • ознакомление с культурой стан изучаемого языка и их связями с мировой культурой

Проблемное обучение это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала. Проблемное обучение используется мною как на стадии введения учебного материала, так и на стадии его закрепления в процессе речевой практики на разных этапах обучения школьников. На уроке всегда затрагиваются проблемы, которые интересуют учеников, потому что это облегчает усвоение материала и способствует развитию речи. Мною всегда высоко ценится интеллигентность ребят, их независимость во взглядах.

Одной из категории проблемного обучения является проблемная ситуация,  представляющая собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Это интеллектуальное затруднение ученика, мешающее ему в немедленном решении познавательной или практической задачи требующее поиска новых знаний или новых способов действий, позволяющих снять возникшее затруднение. Проблемные ситуации могут быть объективными (ситуация задается учителем) и субъективными (психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении поставленной проблемы).

 Можно также выделить четыре взаимосвязанные функции проблемной ситуации: а) стимулирующая; б) обучающая; в) организующая; г) контролирующая. Опыт моей работы свидетельствует о том, что проблемная ситуация стимулирует речевую деятельность, увеличивают ее объем и разнообразие форм высказывания, а также способствуют прочности формируемых речевых навыков и умений.

 Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемым к решению, перерастает в проблему. Проблема с указанием параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу

Уровни проблемных ситуаций

Известно, что любая творческая деятельность предполагает получение новых, ранее неизвестных данных. Но получение результатов, обладающих объективной новизной, как правило, характерно для творческой личности с высоким уровнем общекультурного развития. Поскольку общее развитие школьников находится в стадии становления, а результаты их творчества чаще характеризуются новизной субъективной и проявляются как оригинальность в решении известных задач, то проблемное обучение можно рассматривать как творчество учебное. Активная творческая деятельность возникает при наличии познавательной или практической задачи. Поэтому   основой педагогического руководства проблемным обучением учащихся является постановка перед ними  последовательного ряда постепенно усложняющихся  мыслительных задач и обучение способам их решения.

Так как проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций, проблем и задач, соответствующих познавательным возможностям обучаемых, с этой целью мною  предусматриваются  различные уровни сложности:

1-й уровень. педагог анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения;

2-й уровень. Отличие состоит в том, что учитель вместе с учениками  анализируют ситуацию, подводя их к проблеме, а ученики самостоятельно формулируют задачу и решают ее;

3-й уровень (самый высокий). Учитель доводит до учащихся содержание проблемной ситуации, ее анализ, выявление проблемы, формулировку задачи и выбор оптимального решения обучаемые осуществляют самостоятельно.

Создание условий для  формирования творческой активности и познавательных интересов личности

Для успешного решения  обучающих, развивающих воспитательных задач проблемного обучения  школьников на занятиях предусматриваются следующие условия:  

  • создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям учащихся;
  •  обеспечение школьников совокупностью знаний по предметному содержанию проблемной ситуации;
  • соответствие индивидуальным  особенностям, т.е. соблюдение принципа доступной трудности (сильным учащимся давать задания повышенной трудности, например роль ведущего)
  • соответствие  возрастным интересам учащихся;
  • формирование у школьников операционных умений решения проблемных задач.

Считаю, что последнее условие особенно важно, и одним из путей его реализации является решение одной из проблемных задач в присутствии учащихся:

  1. анализ ситуации,
  2. выявление проблемы,
  3. формулировка проблемы и
  4. осуществление поиска ее оптимального решения.        

Таким образом, учащиеся имеют возможность наглядно проследить все этапы интеллектуальной деятельности по решению задачи, мыслительные операции и способы мышления. Как показывает практика, эффективен и такой прием, как совместное решение задачи учителем и учащимися. Его целесообразно использовать для уяснения логики, последовательности и этапов решения проблемных задач. Эти приемы являются и своеобразными ступеньками, которые должны пройти ученики, прежде чем они научатся самостоятельно решать проблемные задачи

Преодоление психологических трудностей

Применяя активные формы обучения на занятиях для развития способности самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, существуют психологические  проблемы, а именно:

1.умение сформулировать проблему;

2.умение определить необходимое количество проблем для обсуждения на занятия;

3.умение выйти из ситуации, когда на проблемный вопрос не хватает информации не только у школьников, но и у меня.

Я стараюсь проблемно ставить вопросы учащимся на занятии. Как известно, проблемность требует объяснения, обоснования, анализа и оценки,  доказательства, поэтому повествовательную формулировку учебного вопроса я сознательно переделываю на проблемную.

Перед занятием я всегда тщательно разбираюсь в сущности изучаемых вопросов, изучаю все относящиеся к теме. Если же затрудняюсь сразу ответить на поставленный учащимися вопрос на уроке, то пытаюсь совместно с учащимися его решить, например, задаю такие вопросы: “Каково ваше мнение по решению данной проблемы?” или “Кто смог бы решить данную проблему?” и т.п. Если этот методический прием не помогает, то  обещаю разобраться с вопросом к следующему занятию. До следующего урока стараюсь найти ответ на этот вопрос. И, как показывает практика, от этого мой авторитет укрепляется.

Педагогические требования к созданию проблемных ситуаций

В решении обучающих и развивающих задач проблемного обучения центральным звеном является проблемная ситуация. От того, насколько удачно она создана, во многом зависит успех учебно-познавательного процесса. Поэтому необходимо:    

  • создавать проблемные ситуации на реальном жизненном материале, как на историческом, описанном в литературе, так и на современном, но ни в коем случае они не становятся произвольной конструкцией ума.
  • проблемные ситуации направлять на стимулирование мышления, которое не является самоцелью, так как целью во всех случаях выступает формирование у школьников  учебных навыков работы,  коммуникативных умений, необходимых для повседневной жизни знаний и умения их применять.
  • конструировать проблемную ситуацию таким образом, чтобы ее содержание соответствовало теоретическим знаниям учащихся. Если учащиеся не имеют каких-то исходных теоретических знаний, то я путем разъяснения восполняю недостающие знания прежде, чем они приступят к решению проблемной задачи.
  • проблемную ситуацию всегда строить на знакомом учебном материале, который ранее не анализировался.
  • проблемные ситуации обязательно опираются на имеющийся у учащихся определенный практический опыт.
  • формулировать вопросы таким образом, чтобы они действительно были проблемными и исключали всякую попытку ответить заученным материалом и требовали самостоятельного мышления, творческой мобилизации всех ранее полученных ими знаний, пригодных для правильного ответа на данный вопрос-проблему. Например, при изучении темы «Достижения науки и техники» я предлагаю учащимся проблемную ситуацию «Как технология и средства массовой информации способствуют взаимопроникновению культур?»
  •  при составлении проблем-вопросов руководствоваться правилом: все вопросы должны требовать или объяснения тех или иных явлений с точки зрения (“почему?“, “чем объясняется?“, “в чем причина?” и т.п.), или доказательства, теоретического обоснования истинности известных (изучаемых в данной теме) положений.

Применение активных методов обучения на уроках английского языка

Для реализации основной цели и задач используются нетрадиционные методы обучения, а именно активные методы обучения (АМО), которые направлены преимущественно на развитие самостоятельного творческого мышления. Кроме того, АМО присущи: активность познавательной деятельности учащихся, тесная связь теории с практикой, атмосфера сотрудничества и взаимопомощи. Опыт работы показывает, что на традиционных уроках учащиеся редко вовлекаются в подлинно творческую работу, не тренируют способность самостоятельно решать сложные задач, чаще всего они получают знания в готовом виде, запоминают их и воспроизводят. Отклики школьников подтверждают вышеизложенную мысль, что их больше привлекают активные формы и методы, которые заставляют мыслить, искать ответы, лично разбираться в фактах, событиях, явлениях действительности.

Виды активных методов обучения:

метод дискуссии  применяется для обмена опытом между учащимися, для уточнения и согласований позиций всех участников дискуссии, для выработки единого подхода к анализу определенного явления и др. Опыт подсказывает, что метод учебных дискуссий улучшает и закрепляет знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умение спорить, доказывать, защищать и отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.

Дискуссия нуждается в хорошей организации, поэтому необходимо заблаговременно составлять план ее проведения. В нем, как правило, намечаю:

– несколько узловых вопросов и блоки (по 3-4 дополнительных, частных вопроса к каждому узловому), с помощью которых охватывается основное содержание темы;

– вступление направленное на завязку дискуссии;

–основные аргументы и тезисы, которые будут главным ориентиром в ходе обсуждения;

– задания наиболее продвинутым учащимся для выполнения роли оппонентов по ряду ключевых позиций.

Иногда основные вопросы оформляю в виде специальных схем, в которых лишь одно из трех-четырех положений является верным. Как показывает опыт работы, необходимость выбора пробуждает  активность мысли, желание поспорить, высказать свою точку зрения. Дискуссия имеет определенную динамику, в которой отчетливо выделяются три этапа: завязка, коллективное обсуждение, подведение итогов.

Метод “круглого стола” - Коллективный обмен мнениями, совместный поиск истины за «круглым столом» признаю одним из эффективных методов обучения на старшем этапе обучения для реализации задач данной концепции.

Деловая игра - это педагогический прием моделирования различных ситуаций, имеющих целью обучение школьников принятию решений.  Опыт показывает, что занятия в форме деловой игры (ДИ) в значительной мере активизируют учебно-воспитательный процесс, вызывают дух соперничества, эмоциональный накал, способствуют развитию творческого мышления учащихся, учат целенаправленно применять имеющиеся знания на практике. Деловая игра состоит из 3-х этапов: подготовка к игре (определение целей игры,  выработка правил игры, определение и распределение ролей с учетом индивидуальных особенностей учащихся,  продумывание критериев оценки, методическое и материальное обеспечение игры, определение заданий на самоподготовку, расчет времени, теоретическая подготовка);  проведение деловой игры,  подведение итогов. 

Таким образом, деловые  игры изменяют привычную обстановку на занятиях, развивают творческие способности, формируют практические навыки и умения необходимые для формирования умений адаптироваться в меняющихся жизненных реалиях, создают условия для самореализации личности.

"Интеллектуальный штурм" - Сущность метода "интеллектуальный штурм" (ИШ) заключается в коллективном поиске нетрадиционных путей решения возникшей проблемы. ИШ способствует развитию динамичности мыслительных процессов, способности абстрагироваться от обыденных условий и существующих ограничений, от привычных взглядов на явления и процессы, формирует умение сосредоточиться на какой-либо узкой актуальной цели.

Метод «интеллектуального штурма» помогает учащимся формировать коммуникативные умения, необходимые для общения в учебно-трудовой сфере, способствует познанию достижений национальных и общечеловеческих ценностей, развивает способность самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, развивает навык взаимоконтроля и самоконтроля, а также совершенствует такие нравственные качества, как взаимопомощь, толерантность, сотрудничество.

Анализ конкретных ситуаций (АКС) - является  наиболее эффективным приемом на всех этапах обучения, начиная с начальной школы. Преимущество  этого метода заключается в том, что на занятиях имеется уникальная возможность создать конкретные проблемные ситуации, взятые из школьной, бытовой или семейной практики. Учащиеся с особым энтузиазмом участвуют в анализе ситуации и принимают оптимальные решения, так как темы очень  близки и понятны, а следовательно  интересны и актуальны. В зависимости от темы урока и особенностей содержания материала на занятиях я применяю различные виды ситуаций.

1. Ситуации - иллюстрации. Я привожу пример из школьной практики или личного опыта. Например, показываю работы других школьников, которые добились значительных успехов в учебе.

2. Ситуация - оценка. Учащимся предлагается описание конкретного поступка. Задача учеников: оценить значение ситуации и правильность действий школьников. Например, предлагаю для анализа описание конкретного случая (конфликтная ситуация между одноклассниками в столовой и соответствующие меры со стороны  дежурного по столовой).  Дети анализируют ситуацию, дают оценку правильности действий и предлагают свой вариант.

3. Ситуация - упражнение. Учащиеся проводят на занятии небольшое исследование. Например, каждый ученик  получает задание – провести исследование в группе (сколько времени проводят у телевизора, какие любимые программы и т.д.), опросить других учеников, заполнить таблицу, проанализировать результаты, сделать вывод и дать совет или поделиться своим опытом

Результат использования проблемного обучения на уроках английского языка

Проблемное обучение на уроках английского языка  создает атмосферу непринужденного общения. Взаимоотношения между мной и учащимися, основанные на сотрудничестве, взаимопомощи, учат жить в социуме.

Проблемное обучение на уроках английского языка эффективнее, когда проблемные вопросы обращены к самому ученику и предполагают использование его жизненного опыта (взаимоотношение в семье, увлечения, проблемы подростков). Опыт работы также показывает, что приближать проблемные вопросы к условиям реального общения возможно не только за счет жизненности ситуаций, но и за счет повышения новизны информации, и это несомненно возбуждает интерес к ним. Например, в классе намечается вечер, и я начинаю урок не с текущего материала, а предлагаю высказать свои планы о его проведении, подсказывая учащимся недостающие им слова, предлагаю свои идеи. Следует отметить, что во время обсуждения не следует  останавливать ребят для разбора языковых ошибок, а просто исправлять их, не нарушая хода обсуждения. При повторении какой-либо языковой ошибки нужно взять ее на заметку и на следующем уроке провести необходимые тренировочные  упражнения.

Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности, т.к. учащиеся обсуждают проблемы, связанные с историей и географией, литературой и музыкой, экологией и биологией. Интегрированные уроки способствуют созданию целостного восприятия окружающего мира: готовят школьников к культурному, профессиональному и личному общению, развивают воображение, фантазию и мышление, стимулируют интерес, поддерживают высокую мотивацию к изучению иностранных языков, приобщают к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира.

Использование информационных технологий на уроках аналитического чтения свидетельствует о тесной взаимосвязи  литературы, истории, информатики, где английский язык  является основным, потому что используется как средство обучения. Интернет создает уникальную возможность создания естественной языковой среды.  Использование информационных ресурсов сети Интернет, интегрируя их в учебный процесс, при работе над проектом для самостоятельного поиска информации, для  обогащения словарного запаса, проверки грамматики. Учащиеся получают домашнее задание найти дополнительную информацию о  биографии и  творческой деятельности авторов изучаемых произведений в библиотеке или в сети Интернет. Аутентичные материалы, найденные учащимися, становятся основой проблемных обсуждений для развития навыков аудирования, монологической и диалогической речи.

Таким образом, проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно.Методика проблемного обучения состоит в том, что ставит ученика в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается учеником как плод его собственного труда. А я, как учитель, помогаю своим ученикам в поиске как умелой формулировкой и постановкой проблем, так и показом логики их решения, но не в форме подсказки выводов – ответов.

В заключение следует отметить, что проблемное обучение стимулирует личностную активность учащихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость учащихся, и, конечно положительный результат в обучении и воспитании.

Ученики становятся более коммуникабельными, душевными, тонко чувствуют произведения искусства, умеют обосновать свою точку зрения, находят свой способ выражения мыслей и чувств. Им стало небезразлично, их взгляд превратился из потерянного и рассеянного в заинтересованный, любопытный. Дети стали активнее работать на уроках. Их речь из бессвязной и односложной трансформировалась в осознанный рассказ. Дети стали задавать вопросы, характер их и уровень сложности меняются: от репродуктивных к продуктивным. При выполнении практических заданий проявляется самоконтроль. Меняется поведение учащихся в коллективе: ведут себя более активно, слушают друг друга, защищают свою точку зрения

Библиографический список:

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов.– СПб., 1999.
  2. Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку. Oxford University Press 1997.
  3. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого. /Иностранные языки в школе/ №1, 2000.
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  5. Лекции с конференции /Образовательный потенциал Северо-запада/, 2003.
  6. Лекции с курсов повышения квалификации в ЛОИРО, 2004.
  7. Пассов Е.И Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению.- М., 1990.
  8. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучению иноязычному говорению. Изд.2-е.-М.,1991.
  9. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии.- М, 1999.
  10. Программно-методические материалы к УМК /Hotline/, Oxford University Press, М., 2000.
  11. Профильное обучение. Часть I./ Вестник образования/ №4, 2004
  12. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней щколе.-М.,1991
  13. Сафонова В.В. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. Школа с углубленным изучением иностранных языков. - М., 2000.
  14. Селиванова Н.А. Домашнее чтение – важный компонент содержания обучения иностранным языкам в школе. /Иностранные языки в школе/ №4, 2004.
  15. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке.- М., 1983
  16. Спасская Е.Б. Уроки английского языка. – СПб., 2000.
  17. Спиркин А.Г. В мире мудрых мыслей. – М.,1985
  18. Стронин М.Ф.Обучающие игры на уроке английского языка. - М.,1984.
  19. Титова И.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Модернизация общего образования.- СПб.,2005.
  20. Цетлин В.С. Реальные ситуации общения на уроке. /Иностранные языки в школе/ №3, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка в 6 классе по теме "Развитие диалогической и монологической речи. Путешествие по США"

Урок был подготовлен с помощью наших друзей по переписке, которые прислали нам видео со своими советами для путешественников....

Урок английского языка в 6 классе по теме "Развитие диалогической и монологической речи. Путешествие по США"

Урок был подготовлен с помощью наших друзей по переписке, которые прислали нам видео со своими советами для путешественников....

Презентация Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

«Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»...

Презентация Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

«Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»...

План фрагмента урока по теме "Фермерство сегодня" на среднем этапе развития диалогической и монологической речи по учебнику Snapshot для 8 класса

Цель:Совершенствовать навыки диалогической и монологической речи обучающихся.Задачи:Активизировать речь обучающихся по теме, учить детей умению находить в тексте главную мысль, грамматически правильно...

Использование информационно – коммуникационных технологий в развитии у обучающихся навыков устной разговорной речи.

Использование информационно – коммуникационных технологий в развитии у обучающихся навыков устной разговорной речи....