"Услышать мелодию слова"
методическая разработка (11 класс) по теме
Вечер авторской песни. Татьяна и Сергей Никитины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Т. и С. Никитины.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Услышать мелодию слова».
( Вечер авторской песни. Татьяна и Сергей Никитины).
Звучит песня « Снег идёт»
Ведущий: Добрый вечер! Мы рады вновь с вами встретиться. Сегодня познакомимся с творчеством почти неизвестного вам дуэта Татьяны и Сергея Никитина.
Дуэт Никитиных, с их негромкой, сдержанной интонацией, с их ясными человеческими ориентирами, занял достойное место среди исполнителей авторской песни. Песнями они учили своих современников задумываться о жизни, сострадать ближнему, постигать себя, быть гражданами своего Отечества – учили быть Человеком.
И так, давайте познакомимся.
Сергей: Сергей Яковлевич родился 8 марта 1944 года, в Москве. После окончания школы, в 1962 г. поступил на физический факультет Московского государственного университета. В том же году написал свою первую песню на стихи Иосифа Уткина «В дороге». Всё, что сочинял на стихи своих друзей и любимых поэтов, исполнял сам или со своими ансамблями со сцены Дома культуры МГУ. С 1975 г. поёт только дуэтом со своей женой. Основная профессия – кандидат физико-математических наук. С 1987 года - заведующий музыкальной частью Московского театра под руководством Олега Табакова. Композитор,певец.
Татьяна Хашимовна.
Татьяна: Родилась в 1945 г., в Душанбе. Певица. В 1964 г. поступила на физический факультет МГУ, где и познакомилась с Сергеем Никитиным в 1967 г. Основная профессия - кандидат физико-математических наук. С 1990 по 1994 г. работала заместителем министром культуры Российской Федерации.
Ведущий: Несмотря на то, что основная профессия ваша - наука, вы всё-таки параллельно занимались музыкой, выступали на сцене, ездили с концертом по стране. (Передаю слово журналистам). И музыка стал второй профессией.
Журналист I: Как всё началось у вас на музыкальном поприще?
Сергей: Музыкального образования у меня не было. В 8 классе школы показали несколько аккордов на семиструнной гитаре с минорным строем. Стал петь для своих друзей. Была огромная радость познания инструмента. Стал искать по гитаре свои приёмы, любил играть джаз. Через год с приятелем- пианистом уже играли в школе на танцах. Переиграли все джазовые стандарты 50-х годов.
На первом курсе университета пришёл в агитбригаду физфака. Мы начали с неё, агитбригады, и я и Татьяна, правда в разное время.
Татьяна (вступает): Агитбригада – это некий клуб людей, которым не сидится, и они объединяются не только для концертов, а скорее, для взаимного общения. В агитбригаде появились свои песни и у Сергея. С этими песнями мы и начали выступать.
- Звучит песня «Каждый выбирает для себя ».
Журналист II: Из вашего представления нам мы поняли, что вы не пишите стихи сами. Тогда через чьи стихи представляете нам прекрасный, благородный мир нравственности, честности и гуманизма?
Сергей: через любимые стихи Бориса Пастернака, Вильяма Шекспира, Николая Заболоцкого, Михаила Светлова, Бориса Слуцкого, Дмитрия Самойлова, Юнны Мориц, Сергея Крылова, Дмитрия Сухарева и других поэтов.
Татьяна: Сергей пишет музыку к настоящим стихам, относясь к ним при этом бережно, стараясь извлечь мелодию, уже заложенную в слове, расширить диапазон восприятия каждого стихотворения.
Сергей (объясняет): Когда я сочиняю музыку, то обрести в ней высоту- духовную, интеллектуальную- помогают прекрасные стихи, с которыми я работаю. Мои мелодии для них своего рода оправа.
- Звучит песня «Под музыку Вивальди».
Ведущий: Во время московских гастролей популярный французский композитор и дирижёр Поль Мориа услышал Никитиных, и его так увлекла исполняемая ими эта песня, что он, вернувшись в Париж, включил в репертуар своего оркестра.
Журналист I: А что такое ваш концерт?
Татьяна: Что такое наш концерт? Выходим на сцену, договорившись, с чего начинаем и что, какие стихи хотелось бы спеть. Но кто в зале? Какие эти люди любят стихи? Настроены они « поработать » или пришли
« побалдеть»… В общем, начинаем эксперимент- импровизацию, делаем этот концерт вместе с залом. Иногда очень трудно, нет отклика, и становится ясно, что ждут развлекательных песен. Смотрю как Сергей начинает петь. Ведь всякий раз приходится и себе самому доказывать, что ты что- то можешь, что не стыдно будет перед ними, зрителями, а для этого нужно вынуть изнутри НЕЧТО, и только тогда возникает связь с залом, исчезнет сцена и всё остальное станет лёгким…
Журналист II: Обычно вы поёте под гитару, но в ряде песен с гитарой соседствуют и другие инструменты. Не кажется ли вам, что от такого добавления, что-то теряется?
Сергей: Стараюсь аранжировать песни с большим тактом, осторожно превнося что-то новое, тонко ощущая стиль. Никаких искусственных добавлений, ничего инородного - всё идёт от гитары. Скрипки, альт, виолончели, гобои, валторна, блок – флейта и другие инструменты включаются очень тактично. Вот вслушайтесь сейчас в песню, и поймёте, что это действительно так.
- Звучит песня « Вальс при свечах ».
Журналист I: Мы знаем, что у вас написан цикл детских песен. Как создавались эти песни?
Татьяна: С 9 до 18 часов мы находились на работе. Ведь наука отнимала много сил. Иногда уставали настолько, что, казалось бы, какая уж тут музыка. Да и ещё и сын подрастал. Но приходя домой, видя и общаясь с сыном, Сергей начинал сочинять песенки. Да и смена занятий, переключения придавали жизни новый импульс, новые силы.
Ведущий: (зрителям): Сейчас мы с вами проведём музыкальную викторину «Угадай героя песенки ». Какой герой известной вам книги исполняет песенку?
1. Песенка Алисы и кота
2. Поле чудес
3. Песня Тортиллы
4. Песенка Дуремара
5. Песня Карабаса
6. Песня протеста Буратино
7. Песня Мальвины
Журналист II: Необычно звучит в вашем исполнении песня «Малютка Илья Муромец». Кажется, что стихи в ней играют главную роль?
Сергей: Песня- это сценическая театральная миниатюра, поэтому нельзя сказать, что музыка или стихи играют главную роль. И, если этот сплав состоялся, тогда и песня получилась. А если ещё слушатель и сам ощутил своих далёких предков, свою историю, ощутил себя частицей Отечества, понял, что он был когда-то давно и всё давно пережил с теми далёкими родными, неизвестными соотечественниками, значит, песня получилась. ( К журналисту) А вы, ещё раз послушайте её, может в ней и музыка, и стихи звучат.
Ведущий: Давайте послушаем шуточную песню в исполнении Владимира Боброва. (Песня «Малютка Илья Муромец»).
Журналист II: Мы знаем, что у всех композиторов, даже у тех, кто пишет в основном так называемую серьёзную музыку, есть свои любимые произведения. Нам хотелось бы узнать, есть ли у вас любимая песня из своего репертуара?
Татьяна: Каждому композитору, исполнителю дороги все его произведения. Но нам очень дорога и любима наша песня «Когда мы были молоды», на стихи Юнны Мориц. Поёшь или слушаешь её, улыбаешься, а перед глазами проходит всего-навсего жизнь… В ней есть какая-то удивительная, возвышенная ностальгия- по нашей молодости, по тому, что прошло. У вас ещё впереди, юные зрители!
- Песня «Когда мы были молодыми».
Ведущий: (слова)
- Песня «Брич- Мулла»
Журналист I: Ваши выступления можно назвать театром песни, но это театр без театральных атрибутов- нет переодеваний, нет пластики, нет движений, нет танца. Все приёмы сводятся только к голосу и интонации, мастерски владея которыми вы совершаете удивительные превоплащения. Какой широкий диапазон трансформаций в песне "Собака бывает кусачей"!..
Ведущий: (перебивая). Здесь вопросы ни к чему, только слушать и вслушиваться в песню. Действительно, дикция исполнителей очень высокая. Да и песня сверхзлободневна в наши дни.
- Песня «Собака бывает кусачей»
Журналист I: «Большой секрет для маленькой компании». Помните, ребята, эту песенку из мультфильма? А кто исполнил её? Сергей и Татьяна Никитины. Ими написаны многие песни для детских мультфильмов. Но Сергей писал музыку и для кинофильмов. «Почти смешная история», «Старый Новый год».
Сергей (перебивая): И, «Москва слезам не верит», недавно прошедший на телеэкране. Когда я пишу музыку к спектаклю или фильму, то должен подчинить свои идеи главной задачей, формулируемой режиссёром. И чтобы получился фильм, и музыка, и песня- всё зависело от нас.
Татьяна: Эта работа, как защита ещё одной диссертации, на этот раз музыкальной. Подолгу работали в студии звукозаписи, записывали варианты. И… живут эти песни и фильмы уже более 20 лет.
- Песня «Александра»
Ведущий: Подходит к концу наша встреча. Позволю себе добавить несколько слов. В песнях Татьяны и Сергея много добра, внимания к человеку, душе. Высокая духовность отличает этих людей, их творчество, их сценическую жизнь.
Сергей: Музыка для меня - не просо увлечение. Это моя теперь профессия. Я всегда считал и считаю, что песня- лучшее средство общения между людьми. Всякий раз, когда я выхожу на сцену, я стараюсь, чтобы это общение состоялось.
А теперь все вместе споём « Весеннее танго». На улице весна, прекрасное предпраздничное настроение, а песня должна удвоить это настроение.
- Песня «Весеннее танго»
В. Миляев
«Весеннее танго»
Вот идёт по свету человек-чудак,
Сам себе печально улыбаясь.
В голове его какой-нибудь пустяк,
С сердцем, видно, что-нибудь не так.
Припев: Приходит время-
С юга птицы прилетают,
Снеговые горы тают-
И не до сна!
Приходит время –
Люди головы теряют,
И это время
Называется – весна!
Сколько сердце валидолом ни лечи-
Всё равно сплошные перебои.
Сколько головой о стенку ни стучи-
Не помогут лучшие врачи.
Припев.
Приезжай в Австралию без лишних слов,
Там как раз сейчас в разгаре осень.
На полгода ты без всяких докторов
Снова будешь весел и здоров.
Припев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родители меня не понимают или как услышать подростка
Мастер класс для родителей подростков. Предлагаются практические рекомендации....
Конспект открытого урока в 5 классе. Можно ли увидеть музыку? Можно ли услышать живопись?
Цель урока: 1. Знакомство с новым материалом. 2. Развитие вокально-хоровых навыков и навыков исполнительского мастерства. 3. Накопление слушательского опыта. 4. Воспитание познавательного ин...
Можем ли мы услышать живопись.
Можем ли мы увидеть живопись.Презентация.Возьмите в руки краски....
Мелодия.Формы работы над мелодией.
Как правильно на уроке специальности работать над мелодией...
Конспект урока "Услышь стук сердец тех, кому нужны забота, тепло, доброе слово..."
Конспект урока по литературе для обучающихся 6 класса....
Документальный проект "Пусть мир услышит". Премьера документального фильма "ПУСТЬ МИР УСЛЫШИТ!" в кинотеатре "Иллюзион".
20 сентября 2017 г. учащиеся 6Б, 7А и 10Б классов и учитель-дефектолог Кузина Е.А. побывали на премьере документального фильма "ПУСТЬ МИР УСЛЫШИТ!",которая состоялась ...