"Услышать мелодию слова"
методическая разработка (11 класс) по теме
Вечер авторской песни. Татьяна и Сергей Никитины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Услышать мелодию слова».
( Вечер авторской песни. Татьяна и Сергей Никитины).
Звучит песня « Снег идёт»
Ведущий: Добрый вечер! Мы рады вновь с вами встретиться. Сегодня познакомимся с творчеством почти неизвестного вам дуэта Татьяны и Сергея Никитина.
Дуэт Никитиных, с их негромкой, сдержанной интонацией, с их ясными человеческими ориентирами, занял достойное место среди исполнителей авторской песни. Песнями они учили своих современников задумываться о жизни, сострадать ближнему, постигать себя, быть гражданами своего Отечества – учили быть Человеком.
И так, давайте познакомимся.
Сергей: Сергей Яковлевич родился 8 марта 1944 года, в Москве. После окончания школы, в 1962 г. поступил на физический факультет Московского государственного университета. В том же году написал свою первую песню на стихи Иосифа Уткина «В дороге». Всё, что сочинял на стихи своих друзей и любимых поэтов, исполнял сам или со своими ансамблями со сцены Дома культуры МГУ. С 1975 г. поёт только дуэтом со своей женой. Основная профессия – кандидат физико-математических наук. С 1987 года - заведующий музыкальной частью Московского театра под руководством Олега Табакова. Композитор,певец.
Татьяна Хашимовна.
Татьяна: Родилась в 1945 г., в Душанбе. Певица. В 1964 г. поступила на физический факультет МГУ, где и познакомилась с Сергеем Никитиным в 1967 г. Основная профессия - кандидат физико-математических наук. С 1990 по 1994 г. работала заместителем министром культуры Российской Федерации.
Ведущий: Несмотря на то, что основная профессия ваша - наука, вы всё-таки параллельно занимались музыкой, выступали на сцене, ездили с концертом по стране. (Передаю слово журналистам). И музыка стал второй профессией.
Журналист I: Как всё началось у вас на музыкальном поприще?
Сергей: Музыкального образования у меня не было. В 8 классе школы показали несколько аккордов на семиструнной гитаре с минорным строем. Стал петь для своих друзей. Была огромная радость познания инструмента. Стал искать по гитаре свои приёмы, любил играть джаз. Через год с приятелем- пианистом уже играли в школе на танцах. Переиграли все джазовые стандарты 50-х годов.
На первом курсе университета пришёл в агитбригаду физфака. Мы начали с неё, агитбригады, и я и Татьяна, правда в разное время.
Татьяна (вступает): Агитбригада – это некий клуб людей, которым не сидится, и они объединяются не только для концертов, а скорее, для взаимного общения. В агитбригаде появились свои песни и у Сергея. С этими песнями мы и начали выступать.
- Звучит песня «Каждый выбирает для себя ».
Журналист II: Из вашего представления нам мы поняли, что вы не пишите стихи сами. Тогда через чьи стихи представляете нам прекрасный, благородный мир нравственности, честности и гуманизма?
Сергей: через любимые стихи Бориса Пастернака, Вильяма Шекспира, Николая Заболоцкого, Михаила Светлова, Бориса Слуцкого, Дмитрия Самойлова, Юнны Мориц, Сергея Крылова, Дмитрия Сухарева и других поэтов.
Татьяна: Сергей пишет музыку к настоящим стихам, относясь к ним при этом бережно, стараясь извлечь мелодию, уже заложенную в слове, расширить диапазон восприятия каждого стихотворения.
Сергей (объясняет): Когда я сочиняю музыку, то обрести в ней высоту- духовную, интеллектуальную- помогают прекрасные стихи, с которыми я работаю. Мои мелодии для них своего рода оправа.
- Звучит песня «Под музыку Вивальди».
Ведущий: Во время московских гастролей популярный французский композитор и дирижёр Поль Мориа услышал Никитиных, и его так увлекла исполняемая ими эта песня, что он, вернувшись в Париж, включил в репертуар своего оркестра.
Журналист I: А что такое ваш концерт?
Татьяна: Что такое наш концерт? Выходим на сцену, договорившись, с чего начинаем и что, какие стихи хотелось бы спеть. Но кто в зале? Какие эти люди любят стихи? Настроены они « поработать » или пришли
« побалдеть»… В общем, начинаем эксперимент- импровизацию, делаем этот концерт вместе с залом. Иногда очень трудно, нет отклика, и становится ясно, что ждут развлекательных песен. Смотрю как Сергей начинает петь. Ведь всякий раз приходится и себе самому доказывать, что ты что- то можешь, что не стыдно будет перед ними, зрителями, а для этого нужно вынуть изнутри НЕЧТО, и только тогда возникает связь с залом, исчезнет сцена и всё остальное станет лёгким…
Журналист II: Обычно вы поёте под гитару, но в ряде песен с гитарой соседствуют и другие инструменты. Не кажется ли вам, что от такого добавления, что-то теряется?
Сергей: Стараюсь аранжировать песни с большим тактом, осторожно превнося что-то новое, тонко ощущая стиль. Никаких искусственных добавлений, ничего инородного - всё идёт от гитары. Скрипки, альт, виолончели, гобои, валторна, блок – флейта и другие инструменты включаются очень тактично. Вот вслушайтесь сейчас в песню, и поймёте, что это действительно так.
- Звучит песня « Вальс при свечах ».
Журналист I: Мы знаем, что у вас написан цикл детских песен. Как создавались эти песни?
Татьяна: С 9 до 18 часов мы находились на работе. Ведь наука отнимала много сил. Иногда уставали настолько, что, казалось бы, какая уж тут музыка. Да и ещё и сын подрастал. Но приходя домой, видя и общаясь с сыном, Сергей начинал сочинять песенки. Да и смена занятий, переключения придавали жизни новый импульс, новые силы.
Ведущий: (зрителям): Сейчас мы с вами проведём музыкальную викторину «Угадай героя песенки ». Какой герой известной вам книги исполняет песенку?
1. Песенка Алисы и кота
2. Поле чудес
3. Песня Тортиллы
4. Песенка Дуремара
5. Песня Карабаса
6. Песня протеста Буратино
7. Песня Мальвины
Журналист II: Необычно звучит в вашем исполнении песня «Малютка Илья Муромец». Кажется, что стихи в ней играют главную роль?
Сергей: Песня- это сценическая театральная миниатюра, поэтому нельзя сказать, что музыка или стихи играют главную роль. И, если этот сплав состоялся, тогда и песня получилась. А если ещё слушатель и сам ощутил своих далёких предков, свою историю, ощутил себя частицей Отечества, понял, что он был когда-то давно и всё давно пережил с теми далёкими родными, неизвестными соотечественниками, значит, песня получилась. ( К журналисту) А вы, ещё раз послушайте её, может в ней и музыка, и стихи звучат.
Ведущий: Давайте послушаем шуточную песню в исполнении Владимира Боброва. (Песня «Малютка Илья Муромец»).
Журналист II: Мы знаем, что у всех композиторов, даже у тех, кто пишет в основном так называемую серьёзную музыку, есть свои любимые произведения. Нам хотелось бы узнать, есть ли у вас любимая песня из своего репертуара?
Татьяна: Каждому композитору, исполнителю дороги все его произведения. Но нам очень дорога и любима наша песня «Когда мы были молоды», на стихи Юнны Мориц. Поёшь или слушаешь её, улыбаешься, а перед глазами проходит всего-навсего жизнь… В ней есть какая-то удивительная, возвышенная ностальгия- по нашей молодости, по тому, что прошло. У вас ещё впереди, юные зрители!
- Песня «Когда мы были молодыми».
Ведущий: (слова)
- Песня «Брич- Мулла»
Журналист I: Ваши выступления можно назвать театром песни, но это театр без театральных атрибутов- нет переодеваний, нет пластики, нет движений, нет танца. Все приёмы сводятся только к голосу и интонации, мастерски владея которыми вы совершаете удивительные превоплащения. Какой широкий диапазон трансформаций в песне "Собака бывает кусачей"!..
Ведущий: (перебивая). Здесь вопросы ни к чему, только слушать и вслушиваться в песню. Действительно, дикция исполнителей очень высокая. Да и песня сверхзлободневна в наши дни.
- Песня «Собака бывает кусачей»
Журналист I: «Большой секрет для маленькой компании». Помните, ребята, эту песенку из мультфильма? А кто исполнил её? Сергей и Татьяна Никитины. Ими написаны многие песни для детских мультфильмов. Но Сергей писал музыку и для кинофильмов. «Почти смешная история», «Старый Новый год».
Сергей (перебивая): И, «Москва слезам не верит», недавно прошедший на телеэкране. Когда я пишу музыку к спектаклю или фильму, то должен подчинить свои идеи главной задачей, формулируемой режиссёром. И чтобы получился фильм, и музыка, и песня- всё зависело от нас.
Татьяна: Эта работа, как защита ещё одной диссертации, на этот раз музыкальной. Подолгу работали в студии звукозаписи, записывали варианты. И… живут эти песни и фильмы уже более 20 лет.
- Песня «Александра»
Ведущий: Подходит к концу наша встреча. Позволю себе добавить несколько слов. В песнях Татьяны и Сергея много добра, внимания к человеку, душе. Высокая духовность отличает этих людей, их творчество, их сценическую жизнь.
Сергей: Музыка для меня - не просо увлечение. Это моя теперь профессия. Я всегда считал и считаю, что песня- лучшее средство общения между людьми. Всякий раз, когда я выхожу на сцену, я стараюсь, чтобы это общение состоялось.
А теперь все вместе споём « Весеннее танго». На улице весна, прекрасное предпраздничное настроение, а песня должна удвоить это настроение.
- Песня «Весеннее танго»
В. Миляев
«Весеннее танго»
Вот идёт по свету человек-чудак,
Сам себе печально улыбаясь.
В голове его какой-нибудь пустяк,
С сердцем, видно, что-нибудь не так.
Припев: Приходит время-
С юга птицы прилетают,
Снеговые горы тают-
И не до сна!
Приходит время –
Люди головы теряют,
И это время
Называется – весна!
Сколько сердце валидолом ни лечи-
Всё равно сплошные перебои.
Сколько головой о стенку ни стучи-
Не помогут лучшие врачи.
Припев.
Приезжай в Австралию без лишних слов,
Там как раз сейчас в разгаре осень.
На полгода ты без всяких докторов
Снова будешь весел и здоров.
Припев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родители меня не понимают или как услышать подростка
Мастер класс для родителей подростков. Предлагаются практические рекомендации....

Конспект открытого урока в 5 классе. Можно ли увидеть музыку? Можно ли услышать живопись?
Цель урока: 1. Знакомство с новым материалом. 2. Развитие вокально-хоровых навыков и навыков исполнительского мастерства. 3. Накопление слушательского опыта. 4. Воспитание познавательного ин...
Конспект урока "Услышь стук сердец тех, кому нужны забота, тепло, доброе слово..."
Конспект урока по литературе для обучающихся 6 класса....

Документальный проект "Пусть мир услышит". Премьера документального фильма "ПУСТЬ МИР УСЛЫШИТ!" в кинотеатре "Иллюзион".
20 сентября 2017 г. учащиеся 6Б, 7А и 10Б классов и учитель-дефектолог Кузина Е.А. побывали на премьере документального фильма "ПУСТЬ МИР УСЛЫШИТ!",которая состоялась ...