Методические рекомендации по проведению краеведческой маёвки "Самовар Самоварыч"
методическая разработка по теме

Брачева Марина Павловна

   Данные методические рекомендации разработаны на  основе обобщения  опыта  работы методического объединения  руководителей школьных  музеев образовательных  учреждений  Тайшетского  района. Опыт организации и проведения краеведческой маёвки «Самовар Самоварыч» может стать основой для проведения подобных мероприятий, посвящённых презентации различных экспонатов школьных музеев, а также способствовать духовно-нравственному воспитанию, интеллектуальному и творческому развитию школьников посредством изучения историко-краеведческого наследия народов Сибири, сохранения народных традиций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samovar_samovarych.doc304 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Тайшетского района

Муниципальное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

 Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга»

«Самовар Самоварыч»

Методические рекомендации по проведению

районной краеведческой маевки

Разработала: Брачева М.П.

методист по краеведению

                                                     

                               

Тайшет – 2009г

Содержание

1.Пояснительная записка                                                                              с. 3

2.Содержание мероприятия                                                                          с. 4

3.Предлагаемый ход мероприятия                                                               с. 6

4.Список рекомендуемой литературы                                                         с. 8

5.Сценарий районной краеведческой маёвки «Самовар Самоварыч»     с. 9

6.Приложения № 1                                                                                        с .14

                                                                                                 

Пояснительная записка

         Данные методические рекомендации разработаны на  основе обобщения  опыта  работы методического объединения  руководителей школьных  музеев образовательных  учреждений  Тайшетского  района.

         Опыт организации и проведения краеведческой маёвки «Самовар Самоварыч» может стать основой для проведения подобных мероприятий, посвящённых презентации различных экспонатов школьных музеев, а также способствовать духовно-нравственному воспитанию, интеллектуальному и творческому развитию школьников посредством изучения историко-краеведческого наследия народов Сибири, сохранения народных традиций.

          Участвуя в конкурсной программе, учащиеся получили навыки составления паспорта музейного экспоната - самовара, узнали его составные части и их назначение; приобрели умения разжигать самовар,  кипятить и заваривать чай, сервировать стол для чаепития в духе русских традиций.

           Предложенные в методической разработке материалы могут быть использованы на уроках истории и краеведения, во внеклассной работе с учащимися общеобразовательных учреждений и дополнительного образования.

Содержание мероприятия

1. Организационные вопросы

        Для проведения краеведческой маёвки «Самовар Самоварыч» было разработано положение и распространено  по образовательным учреждениям в целях выявления участников конкурсной программы:

Положение

о первой районной краеведческой маёвке «Самовар  Самоварыч».

1. Цель: способствовать  духовно-нравственному воспитанию, интеллектуальному и творческому развитию школьников посредством изучения  историко-краеведческого наследия народов Сибири, сохранение народных традиций;

2. Задачи:

- привлечь школьников к изучению истории  родного края;

-совершенствовать организационную и методическую работу со школьниками по сбору и обработке краеведческого материала;

- развивать опыт публичных выступлений;

3.Время и место проведения:

27 мая 2009г. в 12 часов - ЦТР и ГО «Радуга»;

Заявки на участие подать до 30 апреля 2009г.в ЦТР и ГО «Радуга», кабинет № 14 методисту Брачевой М.П

4.Участники:

Приглашаются учащиеся 7-8 классов и руководители музеев общеобразовательных учреждений Тайшетского района (не более 4 человек).

Участникам иметь: самовар, принадлежности для чайной церемонии и сервировки стола;

5 Состав жюри:

-Булыгин Г.В.- директор краеведческого музея г, Тайшета;

-Крук Е.Г.- директор краеведческого музея г. Бирюсинска;

-Справникова В.И. – активистка районного краеведческого музея г.Тайшета;

-Селезнёв Е.С.- зам. директора по НМР ЦТР и ГО «Радуга»;

-Елтратова Т.- активистка музея МОУ СОШ № 1 г.Тайшета, ученица 9класса

6. Порядок проведения.

КОНКУРСНАЯ  ПРОГРАММА:

1 Презентация по теме «Самовар  Самоварыч» (регламент 10 минут) - малый зал ЦТР и ГО «Радуга»;

Оценивается по следующим критериям:

- соответствие тематике;

- паспорт самовара (дата и место изготовления; составные части самовара, кто передал самовар в музей, дополнительные сведения о самоваре);

- презентация (в театрализованной форме);

2. Конкурс: « Лучший самоварщик » ( проводится во дворе районного краеведческого музея г.Тайшета)

1-ый этап: «Водоносы».  

Оценивается:

- кто быстрее наполнит самовар водой;

- кто меньше разольёт воды.

2-ой этап: «Вскипяти воду в своём самоваре» (кто быстрее);

Оценивается:

-навыки обращения с русским самоваром;

-совместная деятельность команд;

-соблюдение техники безопасности при разжигании самовара.

3-ий этап: «Сервировка стола».

Оценивается:

- эстетика оформления стола;

- соблюдение русских традиций чаепития;

- бабушкины рецепты заваривания чая.

7 Подведение итогов

По результатам конкурсной программы победители награждаются дипломами;

Все участники маёвки получают свидетельство об участии.

8 Чаепитие:

- Беседы за кружкой чая (приготовить частушки, прибаутки, смешные истории…);

9 Финансирование.

Осуществляет ЦТР и ГО «Радуга»;

Проезд за свой счёт.

2. Заявка на участие в маёвке « Самовар  Самоварыч».

ФИО участника

Школа,  класс

музей

руководитель

1

2

3

4

Указать, если необходимо мультимедийное сопровождение для презентации.

Предлагаемый ход мероприятия:

Предпочтительно, чтобы праздник вёл педагог- руководитель.

 Возможно привлечение в помощь и других педагогов.

1. Регистрация участников маёвки.

2. Торжественное начало:

Вначале звучат «зазывалки» и приветствие к участникам маёвки в традициях русского народа.

3. Испытания или конкурсы  ориентированы на тематику краеведческой маёвки (презентация по теме «Самовар Самоварыч», конкурсная программа «Лучший самоварщик»). Конкурсы могут проходить как в серьёзной, так и в шутливой формах. Возможно использование загадок, проведение викторины, театрализации.

4. Чаепитие.

 Радостный и приятный этап праздника. В чаепитии участвуют все. Возможно проведение игровой программы, использование прибауток, частушек, русских народных песен, танцев.

5. Подведение итогов.

  Награждение:

- сертификаты за участие в краеведческой маёвке;

- дипломы за конкурс «Презентация» по теме «Самовар Самоварыч»;

- дипломы за конкурс «Лучший самоварщик»;

Варианты проведения краеведческой маёвки  «Самовар Самоварыч» могут быть различны.

6. Материально-технические вопросы:

 Приготовить:

- материал для растопки самовара  сухие сосновые шишки, берёзовые дрова размером 15х2, сосновые лучинки);

- вёдра, кружки объёмом 1л.;

7. Финансовые вопросы

Смета:

1.Фотобумага: 1х 350= 350р.(для изготовления дипломов, сертификатов)

2. Баранки: 3кг х 63= 189р.

3. Конфеты: 3кг х 120=360р.(для награждения команд)

Итого: 899рублей.

8. Кадровые вопросы:

- жюри (оценивает по критериям конкурсную программу);

- лаборант (знания ПК);

- инструктор по технике безопасности (отвечает за соблюдение техники безопасности и сохранность жизни и здоровья  участников маёвки);

- рабочий (установка реквизита).

9. Трудные моменты в организации и проведении:

Во время проведения конкурса «Лучший самоварщик» необходимо учитывать то, что  привезённые самовары будут иметь разную емкость, поэтому надо соблюсти следующие условия:

1 - наполнить самовары 4 литрами воды и вскипятить.

2 - наполнить самовары водой, но при растопке окончанием конкурса считать тот момент, когда вскипит первый самовар, а остальные будут кипятить воду, пока проводится конкурс «Сервировка стола».

Список рекомендуемой литературы:

- Канаева, М. Праздник чай… (текст) / Мария Канаева// Начальная школа.-2002. - №5 С. 99.

-Клименкова,Л. Хлебная ярмарка.. (текст) /Людмила Клименкова//Начальная школа. -  2008.- №6 С. 87.

- Премудрова, Е. В гости к самовару.. (сценарий досуга)/Елена Премудрова// Педсовет.- 1999.- №8 С.13.

- Ракитянская ,К. Иван Иваныч Самовар.. (из истории самовара)/ Катерина Ракитянская// Детская роман –газета.-2004. - №4 С.20.

- Рябцева, М. Чай для мамы.. (сценарий праздника)/Мария Рябцева// Начальная школа. – 2005.- №10 С. 111.

Сценарий

районной краеведческой маёвки

«Самовар Самоварыч»

Ведущий: Добрый день, гости дорогие!

                  Давно вас поджидаем, праздника не начинаем.

                  У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко, и частушка смелая, и  забава весёлая.

                  Добро пожаловать в гости к самовару!

1-й чтец: Не толпитесь у дверей-

        Проходите поскорей.

        Ждут вас  с чаем, ребятишки,

        И баранки  и коврижки.

2-й чтец: Все на праздник к нам спешите

        И друзей с собой ведите!

        Всех гостей мы угощаем

        Ароматным крепким чаем!

3-й чтец: Очень часто за событиями

       И за сутолокой дней

       Старины своей не помним,

       Забываем мы о ней.

4-й чтец: И хоть были привычны

        Нам полёты на луну,

        Вспомним русские обычаи.

        Вспомним нашу старину!

Ведущий: Дорогие, друзья! Мы приветствуем всех, кто приехал к Самовару.

( перечислить команды)

 Мы приглашаем команды принять участие в серьёзном испытании -   представить свой самовар. Приглашаем в малый зал нашего гостеприимного Центра.

1 конкурс: Представление самовара в форме презентации

Ведущий (после презентации): Узнали мы много интересного о тех самоварах, что хранятся как  реликвии в школьных музеях. А пока мы готовились к празднику, узнали, что самовар придумали в России в 1679году. Первые самовары изготовили на Урале.

Когда началось массовое производство, особенно много самоваров изготовляли в Туле.

Узнали мы из толкового словаря В.И.Даля, что самовар - это «водогрейный сосуд для чая, большей частью, медный, с трубкою жаровнею внутри». Но для народа самовар был больше, чем водогрейный сосуд. Вокруг самовара собиралась вся семья, вся многочисленная родня и друзья. И мы сегодня собрались у самовара. А сейчас проверим,  насколько умело вы обращаетесь с самоваром.

1-й чтец: Делу время, а потехе час!

                 Приглашаем во двор мы вас.

                 Приглашаем заглянуть -

                 Проходите отдохнуть.

             

2-й чтец: Испытанья ждут гостей

                  Проходите поскорей.

1-й чтец: Сначала он воды напьётся,

                  А потом глотнёт огня,

                  А потом вдруг как займется

                  На крылечке у меня.

2-й чтец: Зашипит и забормочет,

                  Запоёт и закипит.

                  Всех, кто очень чаю  хочет,

                  Он от пуза угостит.

Ведущий: Итак, дорогие друзья, мы начинаем конкурс «Лучший самоварщик».  Команды, займите свои места.

                 1-й этап: «Водоносы»

                  (объяснить условия конкурса)

Начало по музыкальному сигналу.                  

                                 

                  2-й этап: «Вскипяти воду»

                  (объяснить условия конкурса)

 Начало по музыкальному сигналу.

2-й чтец:  Посидеть в кругу семьи

                  Как без чая можем мы?

                  Как гостей встречать мы будем,

                  Если чая вдруг не будет?

3-й чтец: А сейчас мы накрываем стол

               (объяснить условия конкурса)

Начало по музыкальному сигналу.

Ведущий: Дорогие, друзья! Наша конкурсная программа завершена.

Жюри приглашаем пройти в кабинет для подведения итогов. А вы, участники, гости, присаживайтесь за столы.

Мы все, наверняка,  знаем, откуда в России пришёл замечательный напиток - чай. И свою версию о появлении чая на Руси расскажет  коллектив ЦТР и ГО  «Радуга».

                                                ИНСЦЕНИРОВКА

Царь: Ох, жара кака   в палатах -

           Не хочу ходить в халате.

           Душ принять, чело помыть,

           Квасом душу обновить.

           Нянька! Нянька!

           Ну, ты где? Растудыт  тебя везде!

Нянька: Что, царь-батюшка? Кваску?

              Ничего я не пойму?

              Что случилось-то, скажи?

              Да всю правду доложи!

 

Царь: Я?! Нянька, ты совсем сдурела!

          Баба, ты, чай, обалдела!

          Это ты мне расскажи,

          Почто Алтынхановы послы

          Со вчерась ещё сидять

           И не просют есть подать.

           Нечем что ли накормить?

           Огурцы заплесневели?

           Им хошь квасу дай попить!

           Что ж томишь ты мне гостей?

           Быстро звать посла. Живей!

Нянька: Ладно, батюшка, не плачь!

              Сунь-ка в рот себе калач!

              Вот он, твой посол-антихрест

              Больно вежлив он и быстр.

Посол: Будь здоров, российский царь!

              Благородный государь!

              Привезли тебе дары-

              Вот оружия, ковры…..

              Повелитель Алтын-хан

              Прислал шерсти караван,

             А ещё ларец резной

             Чайный лист в нём дорогой.

 

Царь: Что ж, спасибо, Алтын-хану.

            Вас задерживать не стану.

            Нянька, мне ларец подай.

            Это что ещё за чай?

( открывает, пересыпает, нюхает)

            Сей подарок непонятен….

(суёт в рот, плюётся)

            И на вкус он неприятен. Тьфу!

            Убери скорее с глаз.

            Да неси-ка  лучше квас!

Нянька: 30 лет прошло иль боле,

                Постарел царь на престоле.

                Чай в Китае закупили

                Заварили - полюбили!

Царь: Нянька! Нянька! Ну, ты где?

            Иль опять в Караганде?

            Чай скорей подать сюда,

            Да баранок пуда два!

            Поворачивайся живо!

            Чтоб всё быстро и красиво!

            Чай нам дарит и веселье,

            И подарит настроенье.

         

Нянька: А ещё в том нет сомненья

                Задушевный разговор

ЗАНАВЕС.

Ведущий: Мы приветствуем жюри и просим огласить итоги нашей конкурсной программы.

НАГРАЖДЕНИЕ  (слово жюри)

Ведущий: Дорогие, друзья! Пришла пора отведать чайку, который вы приготовили

по своим рецептам

КОНКУРС РЕЦЕПТОВ

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧАСТУШЕЧНИКОВ

.- На столе стоит пирог,

пышки, да ватрушки,

Так споём же под чаёк

 чайные частушки.

.-В пляске не жалей ботинки,

Предлагай-ка чай друзьям,

Если в чашке есть чаинки,

Значит, пишут письма нам.

- Самовар кипит, блестя,

Чай в нём так и пенится.

Погляди-ка на себя

Ну и образинище.

-Очень любим мы с сестрёнкой

 Посидеть в кругу семьи.

Выпиваем по 2 кружки,

как без чая можем мы.

-Очень вкусен чай из трав,

Целебный и полезный

Витаминов много в  нём –

Это всем известно.

-Подавай мне чашку чая,

Ведь тебе не жалко чай.

В чае я души  не чаю.

Наливай горячий чай.

-На столе  лежат баранки,

Самовар уже кипит

Чёрный чай в сухой жестянке,

Словно гвоздики, звенит.

-Приходите чаевать

 Поскорее, гости,

 И душистого опять

Чаю  в чайник бросьте.

Ведущий: Подходит к концу наша встреча. Мы надеемся, что все получили заряд бодрости  и от чая, и от общения друг с  другом. Всего вам доброго, до новых встреч!

                                             МОУ К в и т ок с к а я СОШ № 2                                 Пр иложение № 1

        

                                                                            Паспорт  самовара

Дата изготовления: 1940-е гг. Место изготовления: неизвестно, куплен в магазине.

Составные части самовара: Тулово, верхняя часть тулова, через которую наливалась вода, закрывалась крышкой - «закрышкой», «нахлобучкой». Тулово заканчивалось поддоном и четырьмя короткими ножками. В нижней его части находился кран для стока воды. Жидкость в самоваре нагревалась в металлической жаровне, проходившей сквозь тулово. Верхний конец жаровни выходил наружу и заканчивался конфоркой, на которой крепилась «закрышка». Нижний конец прикрывался решёткой. В жаровню закладывались горячие угли. Огонь поддерживали благодаря вытяжной трубе с коленом, надевавшейся на верхнюю её часть. Для выхода пара на «закрышке» I имелся отдушенник - небольшое отверстие с крышечкой.

Передал сам ова р в  музе й: Кузнецова Н.М., проживающ ая    п. Квиток ул. Первомайская, д. 89

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "

В предложенном файле Вы можете ознакомиться с организацией и проведением Мастер - класса ; с основными особенностями,алгоритмом проведения Мастер - класса,важнейшими элементами технологии....

Методические рекомендации к проведению КСР по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по профессиональному модулю 03.Классное руководство МДК 03.01. Теоретические и метод...

Методические рекомендации по использованию краеведческого материала при изучении Великой Отечественной войны

Методические рекомендации по использованию краеведческого материала при изучении Великой Отечественной войны...

Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях Урока мужества, посвященного лауреатам Всероссийской общественногосударственной инициативы «Горячее сердце», в день проведения Торжественной церемонии награждения и чествования лау

В обращениях к педагогам и обучающимся руководство Министерствапросвещения Российской Федерации не раз обращало внимание на воспитаниепатриотизма и ответственной гражданской позиции. Воспитание на при...

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практически х занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»

Методическая разработка«Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»...

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведениюпрактических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»...

Методические рекомендации по использованию краеведческого материала при изучении Великой Отечественной войны

Настоящие методические рекомендации разработаны для учителей истории и обществознания для проведения уроков и внеклассных мероприятий при изучении истории Великой Отечественной войны на основе краеве...