программа Авиамодельный
рабочая программа по теме
программа кружка "Авиамодельный" реализуется с 2006г. Участвовала в конкурсе авторских образовательских программ спортивно-технической направленности, посвященном Году Российской космонавтики. Автор награжден дипломом Министерства образования и науки Челябинской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_aviamodelnyy.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Районный Дом детского творчества
Утверждено:
Директор РДДТ
_________________ О.А.Фролова
«19 » 12 2007г приказ №4
ПРОГРАММА
объединения « АВИАМОДЕЛЬНЫЙ»
АВТОР:
Алиханов Н.К.
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
I категория
с.Еткуль
2006 г.
Информационная карта программы.
Тип программы модифицированная
Образовательная область техника
Направленность деятельности спортивно-техническая
Способ освоения содержания образования репродуктивно-творческий
Уровень освоения содержания образования общекультурный
Возрастной уровень реализации программы 10-15 лет
Форма реализации программы групповая
Продолжительность реализации программы двухгодичная
Содержание
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Содержание программы
- Методическое и дидактическое обеспечение.
- Механизм отслеживания получаемых результатов.
- Материально – техническое оснащение программы
- Литература
- Приложение
- Пояснительная записка.
- Актуальность программы.
Авиамоделизм - это и спортивный азарт, и поиски исследователя, и дорога в большую авиацию. Занятия авиамоделизмом, техническим творчеством имеют огромное значение в раскрытии творческих способностей подростка. Занятия способствуют развитию у учащихся интереса к науке, технике, исследованиям, помогают сознательному выбору будущей профессии. Знания, полученные на занятиях кружка, непосредственно влияют на учебный процесс, способствуют углубленному изучению школьного материала, применению знаний и умений на уроках технологии, физики, для участия в школьной, муниципальной, региональной олимпиады Всероссийской олимпиады школьников.
Основными отличиями программы от других аналогичных программ являются:
- Оптимальный срок реализации программы в условиях сельского района – 2 года
- Охват всех видов бумажных моделей и плавный переход к созданию кордовых с выполнением пилотажа
- Единственность программы в Еткульском муниципальном районе
- Цель программы
Воспитание у школьников интереса и любви к технике и труду, развитие творческих способностей и формирование конструкторских умений и навыков. Обучение учащихся основам конструирования моделей и ознакомление их с принципами моделирования.
В первый год обучения дети знакомятся с простыми моделями из бумаги, простейшими кордовыми моделями выполняя в основном модели по готовым разверткам, но с обязательными элементами доработки этих моделей.
Второй год обучения позволяет совершенствовать навыки создания моделей, выполнения полетов, участия в соревнованиях.
Программа основана на интеграции теоретического обучения с процессом практической исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся и технико-технологического конструирования. В данном курсе ставятся следующие задачи:
В данном курсе можно выявить связи со следующими школьными дисциплинами:
- технология – закрепление методов работы с бумагой, ножницами и клеем, выполнение соединений,
- изобразительное искусство – навыки раскрашивания разверток моделей,
- история – небольшие повествовательные элементы по истории развития техники.
- Физика – знание законов воздухоплавания
- Задачи программы:
- Образовательные:
- Знать основы и основные пути развития и прогрессивного значения авиации
- Познакомить учащихся с различными техническими устройствами
- Научить разрабатывать и выполнять несложные технические устройства
- Уметь выполнять технические расчеты и работать с технической литературой.
- Развивающие:
- Развитие творческих способностей
- Формирование конструкторских умений и навыков
- Пробуждение и закрепление интереса к занятиям авиамоделизмом
- Воспитательные:
- Развитие активной и всесторонне развитой личности
- Подготовка к труду и сознательному выбору профессии
- Занятость подростков и подготовка к службе в армии.
- Формы работы с детьми.
Общеклассная форма обучения | Одновременное участие всех школьников в общей для всех учебной деятельности под руководством учителя. |
Групповая форма обучения | Связана с сотрудничеством нескольких человек и строится на принципе контроля и самоконтроля. |
Парная форма работы | Применяется в том случае, когда успевающий ученик, выполняет функции учителя, в процессе чего он помогает отставшему ученику и основательно закрепляет имеющиеся у него знания. |
Индивидуальная форма работы | Преобладает в работе кружка. Учебное занятие выполняется каждым учеником самостоятельно на уровне его подготовленности, возможностей и способностей. |
Работа в звеньях | Во время сборки, отделки и покраски моделей учащиеся разбиваются на звенья по 5-6 человек для уделения педагогом большего внимания каждому школьнику. |
- Методы обучения.
- Практический объяснение
- Словесный разъяснение
- Наглядный инструктаж
- Работа с книгой демонстрация
- ИКТ технологии наблюдение
Упражнение
- Средства обучения
Материально-технические | дидактические |
Модели, планеры | схемы |
Взлетное устройство | Видеофильм «Авиамоделизм. Клуб афганцев» |
Кордовая модель | |
АРМ – учителя | CD-RW, DVD-RW фильмы по тематике |
- Характеристика возрастной группы
Главное содержание подросткового возраста (10 -15 лет) составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке. Возникают и формируются новые психологические особенности. Это требует от взрослых, окружающих подростка, предельной точности, деликатности, осторожности при работе с детьми.
Наряду с обучением детей элементарным навыкам технического творчества, в программе стоит задача развития его познавательных интересов. Но мышление ребенка не может сформироваться спонтанно, без целенаправленного внешнего воздействия. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания, организовать занятия по активизации мыслительных процессов и формированию элементарных конструкторских умений и навыков максимально эффективными для того, чтобы обеспечить ребенку максимально доступный объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
- Ожидаемые результаты
Результатом работы учащихся в кружке « Авиамодельный» можно считать:
Учащиеся должны знать:
- основные типы авиамоделей,
- различия между выполнением стендовых и действующих моделей,
- основные элементы простейших конструкций моделей,
- терминологию моделизма,
- основы макетирования,
- виды материалов, применяемые в моделировании,
- технику безопасности при работе с инструментами,
- правила проведения соревнований по модельному спорту.
Учащиеся должны уметь:
- изготавливать разные виды простых моделей из бумаги,
- регулировать модели,
- проводить соревнования.
Учебно-тематический план. (1год обучения)
(6часов в неделю, всего 216часов)
№п/п | Наименование темы | Всего часов | В том числе | Предполагаемый результат | |
теория | практика | ||||
1 | Вводное занятие | 4 | 4 | Знать цели и задачи кружка, план работы кружка. | |
2 | Техника безопасности | 2 | 2 | Знание правил ТБ при работе с инструментами, на станках, при пользовании приборами | |
3 | Авиамоделизм. Авиамодельный спорт в СССР и России. | 18 | 2 | 16 | Знание основ авиамоделирования. Авиамодельный спорт. |
4 | Авиация. Самолет. Планер. | 36 | 6 | 30 | Знать историю развития авиации. Устройство самолета. Устройство планера. Изготовление простейших планеров. Запуск моделей. Ремонт моделей. |
5 | Планеры и действующие модели | 16 | 4 | 12 | Показательные полеты моделей. Соревнования на дальность полетов. Ремонт моделей |
6 | Модели ракет | 46 | 4 | 42 | Знать историю развития ракет. Уметь выполнять модели ракет, производить запуск моделей. |
7 | Бумажные летающие модели | 21 | 4 | 17 | Знание основ полета моделей. Выполнение учебной модели, спортивной модели. Показательные полеты. Участие в соревнованиях свободно летающих моделей. |
8 | Кордовые модели. Тренировочная кордовая модель самолета | 54 | 6 | 48 | Углубление знаний по авиации и авиационной технике. Развитие и закрепление устойчивых навыков изготовления моделей. Умение осуществлять полет выполненных кордовых моделей |
9 10 | Участие в соревнованиях, конкурсах, выставках. Организация и проведение показательных выступлений | 19 | - | 19 | Умение осуществлять полет выполненных свободно летающих и кордовых моделей. Опыт и результативность участия в соревнованиях. |
Итого | 216 | 32 | 184 |
Учебно-тематический план. (2 год обучения)
№п/п | Наименование темы | Всего часов | В том числе | Предполагаемый результат | |
теория | практика | ||||
1 | Вводное занятие | 3 | 3 | Знать цели и задачи кружка, план работы кружка. Знакомство с работой кружка г. Челябинска (видеосюжеты), с показательными полетами моделей. | |
2 | Техника безопасности | 3 | 3 | Знание правил ТБ при работе с инструментами, на станках, при пользовании приборами | |
3 | Авиамоделизм. Соревнования по авиамодельному спорту. Испытание моделей. | 15 | 3 | 12 | Знание основ авиамоделирования, Единой всесоюзной спортивной классификации и Авиамодельного спорта. |
4 | Авиация. История развития авиации | 9 | 3 | 6 | Знать историю развития авиации. |
5 | Бумажные летающие модели | 9 | 3 | 6 | Знание основ полета моделей. Выполнение учебной модели, спортивной модели. Показательные полеты. |
6 | Планеры и действующие модели | 9 | 3 | 6 | Показательные полеты моделей |
7 | Парашют | 6 | 1 | 5 | Знать назначение, принцип действия и устройство парашютов. Выполнить простейший парашют и парашют с самовыпуском. |
8 | Воздушный шар | 12 | 3 | 9 | Знать летательный аппарат легче воздуха, принцип полета воздушного шара. Изготовить воздушный шар. |
9 | Воздушные змеи | 12 | 3 | 9 | Знать простейший летательный аппарат, историю развития воздушных змеев. Уметь выполнить плоский змей, коробчатый змей. |
10 | Вертолет | 12 | 3 | 9 | Знать историю создания вертолетов. Уметь выполнять простейший вертолет. |
11 | Модели ракет | 24 | 3 | 21 | Знать историю развития ракет. Уметь выполнять модели ракет, производить запуск моделей. |
12 | Планер | 9 | 3 | 6 | Знать назначение и типы планеров, расчет и составление чертежей. Уметь изготавливать модели планеров. |
13 | Учебно-тренировочные кордовые модели самолета. | 69 | 15 | 54 | Углубить знания по авиации и авиационной технике. Развить и закрепить устойчивые навыки изготовления моделей. |
14 | Организация и проведение показательных выступлений. Экскурсии. Участие в соревнованиях | 24 | - | 24 | Умение осуществлять полет выполненных моделей |
Итого | 216 | 49 | 167 |
Содержание программы (1 год обучения)
объединения « Авиамодельный»
( 6 часов в неделю, всего 216 часов)
- Вводное занятие (4часа)
Знать цели и задачи кружка, план работы кружка. Знакомство с работой кружка г. Челябинска (видеосюжеты), с показательными полетами моделей
2. Техника безопасности (2часа)
Знание правил ТБ при работе с инструментами, на станках, при пользовании приборами
3. Авиамоделизм. Авиамодельный спорт в СССР и России
(18 часов)
Знание основ авиамоделирования, Единой всесоюзной спортивной классификации и Авиамодельного спорта. Экскурсии, участие в соревнованиях.
4. Авиация. Самолет. Планер.(36 часов)
Знать историю развития авиации. Устройство самолета. Устройство планера. Изготовление простейших планеров. Запуск моделей. Ремонт моделей.
5. Планеры и действующие модели (16 часов)
Показательные полеты моделей. Соревнования: дальность полета, точность выполнения «петли Нестерова»
6. Модели ракет (46 часа)
Знать историю развития ракет. Реактивное движение. Устройство и назначение ракет.
Практические работы: Выполнение моделей ракет, производство запуска моделей.
7. Бумажные летающие модели (21 часов)
Знание основ полета моделей. Возникновение подъемной силы крыла. Основные элементы конструкции самолета и модели. Способы регулировки модели. Назначение и действие рулей.
Практические работы: Выполнение учебной модели, спортивной модели. Показательные полеты.
8. Кордовые авиамодели. Тренировочная кордовая модель самолета (54 ч.)
Углубление знаний по авиации и авиационной технике. Устройство, назначение и типы самолетов. Рабочие чертежи схематической модели самолетов. Аэродинамический, аэростатический, реактивный принципы.
Практические работы: Изготовление
и испытания учебно-тренировочных кордовых моделей самолетов.
9. Организация и проведение показательных выступлений (19 ч.)
Умение осуществлять полет выполненных свободно летающих и кордовых моделей.
Содержание программы (2 год обучения)
объединения « Авиамодельный»
( 6 часов в неделю, всего 216 часов)
- Вводное занятие (3часа)
Знать цели и задачи кружка, план работы кружка. Знакомство с работой кружка г. Челябинска (видеосюжеты), с показательными полетами моделей
2. Техника безопасности (3часа)
Знание правил ТБ при работе с инструментами, на станках, при пользовании приборами
3. Авиамоделизм. Соревнования по авиамодельному спорту. Испытание моделей. (15 часов)
Знание основ авиамоделирования, Единой всесоюзной спортивной классификации и Авиамодельного спорта
Практические работы: Соревнования на дальность полета, запуск моделей.
4. Авиация. История развития авиации (9 часов)
Знать историю развития авиации.
Практические работы: Создание презентации, компьютерные игры « МИГ 29».
5. Бумажные летающие модели (9 часов)
Знание основ полета моделей. Возникновение подъемной силы крыла. Основные элементы конструкции самолета и модели. Способы регулировки модели. Назначение и действие рулей.
Практические работы: Выполнение учебной модели, спортивной модели. Показательные полеты.
6. Планеры и действующие модели (9часов)
Показательные полеты моделей. Соревнования: дальность полета, точность выполнения «петли Нестерова»
7 . Парашют (6 часов)
Знать назначение, принцип действия и устройство парашютов. Парашют с плоским куполом. Зависимость скорости снижения от площади поверхности и формы купола.
Практические работы: Выполнить простейший парашют и парашют с самовыпуском
8. Воздушный шар (12часов)
Летательный аппарат легче воздуха, принцип полета воздушного шара. Аэростаты. Дирижабли. История воздухоплавания
Практические работы: Изготовление теплового воздушного шара.
9. Воздушные змеи (12часов)
Знать простейший летательный аппарат, историю развития воздушных змеев.
Практические работы: Выполнить плоский змей, коробчатый змей
10. Вертолет (12 часов)
Знать историю создания вертолетов. Принцип работы воздушного винта. Влияние диаметра, шага и частоты вращения винта на силу тяги. Основные элементы вертолета. История развития вертолета.
Практические работы: Выполнять простейший вертолет « Муха», «Белка».
11. Модели ракет (24 часа)
Знать историю развития ракет. Реактивное движение. Устройство и назначение ракет.
Практические работы: Выполнение моделей ракет, производство запуска моделей.
12. Планер (9 часов)
Назначение и типы планеров, расчет и составление чертежей.
Практические работы: Конструирование модели планера. Изготовление моделей планеров.
13. Учебно-тренировочные кордовые модели самолета (69 ч.)
Углубление знаний по авиации и авиационной технике. Устройство, назначение и типы самолетов. Рабочие чертежи схематической модели самолетов. Аэродинамический, аэростатический, реактивный принципы.
Практические работы: Изготовление и испытания учебно – тренировочных кордовых моделей самолетов.
14. Организация и проведение показательных выступлений (24ч.)
Умение осуществлять полет выполненных моделей. Экскурсии, участие в соревнованиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий в авиамодельном кружке
В статье рассматривается внедрение информационной направленности в деятельность авиамодельного кружка , использование ИКТ в качестве средств обновления образовательной деятельности....
Положение о 77-х авиамодельных соревнованиях среди обучающихся Ленинградской области по свободнолетающим моделям
Настоящее Положение определяет цели, задачи и условия проведения 77-х авиамодельных соревнований среди обучающихся Ленинградской области по свободнолетающим моделям, а так же порядок проведения ...
Авторская программа по авиамодельному кружку.
На основании примерных программ Министерства образования и науки РФ, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по авиамоделизму, и с учётом направленн...
Сайт нашего авиамодельного объединения
Сайт нашего авиамодельного объединения aviamod.3dn.ru...
Открытое занятие авиамодельного клуба.
Изготовление простейшей летающей модели планера класса F-1N....
История авиамодельных рекордов после войны
Закончилась Великая Отечественная война и авиамоделисты вернувшиеся с войны начали оживлять работу кружков, клубов и технических станций. В 1945 году во многих регионах Советского Сою...
Дополнительная общеразвивающая программа "Авиамодельное"
Программа «Авиамодельное» технической направленности.Данная методика разрабатывается и совершенствуется в течении 20-ти лет при подготовки воспитанников для успешных выступлений в со...