"По дорогам войны - к Победе"
классный час по теме
Разработка может быть использована для проведения классного часа, посвященного Победе в Великой Отечественной войне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_dorogam_voyny_k_pobede.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В зале располагается экран для слайдовой демонстрации.
Оформляемся книжная выставка «Четыре долгих года».
Чтец: Война- жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова,
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Ещё не может быть, и нет
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На все, на все четыре года.
Демонстрируется слайд «22 июня 1941 года».
1-й ведущий: Четыре долгих года,1418 дней, шла на наше земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границу Советского Союза. Так началась Великая Отечественная война.
«Россия должна быть ликвидирована»- объявил Гитлер на совещании в своей ставке 1 августа 1940 года, а 12 мая 1942 года уточнил: «Цель моей восточной политики заключается в том, чтобы заселить эту территорию, по крайней мере 100 миллионами людей германской расы».
У каждого немецкого офицера была при себе книжечка, содержащая «12 заповедей в обращении с русскими», в которой, в частности , говорилось: Вы должны осознавать, что являетесь представителем великой Германии. В интересах немецкого народа вы должны применять самые жестокие и самые безжалостные меры. Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина, мальчик или девочка».
2-й ведущий: Сводка Главного Командования Красной Армии:
« С рассветом 22 июня 1941 года регулярные войска германской армии атаковали наши пограничные части на фронте от Балтийского до Чёрного моря…»
Демонстрируется слайд с плакатом «Родина- мать зовёт!»
Звучит песня В. Лебедева- Кумача «Священная война».
Чтец: Самый светлый
Самый летний день в году,
Самый длинный день земли-
Двадцать второго
Спали дети,
Зрели яблоки в саду.
Вспоминаем, вспоминаем это снова.
Вспоминаем эту ночь и этот час,
Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле.
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне.
Шаг за шагом вспоминаем,
День за днём,
Взрыв за взрывом,
Смерть за смертью, боль за болью,
Год за годом, опалённые огнём,
Год за годом, истекающие кровью.
Демонстрируется слайд с высказыванием А.Толстого:
«Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой, потому что ты сильна… Ты вся- в надеждах на светлое будущее, его ты строишь своими большими руками ,за него умирают твои лучшие сыны. Бессмертна слава погибших за родину».
2-й ведущий: Брест первым принял на себя удар фашистской армии. Три с половиной тысячи человек против целой вражеской дивизии, усиленной танками, самолётами, артиллерией. 28 дней длилась героическая оборона Брестской крепости, почти все защитники пали смертью храбрых. Оборона крепости- это поистине подвиг воинов- патриотов.
Появляется слайд, изображающий разрушенный Брест..
Чтец:
Я крепость!
Я крепость!
Я крепость!
Я крепость!
Я крепость!
Я крепость!
Я бьюсь.
Я не сдамся врагу.
А смерть- это просто нелепость,
Её я принять не могу.
Я- Брест. Я стою обожжённый.
Я бьюсь за солдатскую честь.
И нету здесь, нету сражённых,
Здесь только убитые есть.
Мой дом окружён и отрезан.
Мне трудно Опять и опять.
И если не хватит железа-
Я буду камнями стрелять.
Сквозь смертную эту свирепость,
Сквозь гиблую бурю огня.
Я крепость!
Я крепость
Я крепость!
Потомок, ты слышишь меня?
Звучит песня «Эта рота…» Демонстрируется слайд, изображающий картину В. Жемевикина «У родного порога».
1 ведущий: Фашисты превратили в руины наши города и сёла, издевались над мирным населением, нашими военнопленными, проводили медицинские эксперименты над людьми, морили голодом, жгли в крематориях.
На оккупированных территориях фашисты установили «новый прядок». Местное население использовалось на принудительных работах по расчистке и разминированию дорог, на строительстве укреплений. Каралось буквально всё: отказ от работы, передвижение в ночное время. На этих территориях создавались лагеря смерти, концлагеря, тюрьмы, гетто. Производились жестокие расправы над людьми.
Эти зловещие деяния гитлеровцев вызвали мощное сопротивление нашего народа. Вся страна превратилась в единый военный лагерь В тылу у врага разгорелась партизанская война. Чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины наш народ вступил в жестокий бой с врагами.
На экране демонстрируется солдатское письмо. На его фоне возникает картина А Локтионова «Письмо с фронта».
Чтец:
Добрый день, сестрёнка Зина
И родная мать,
Фронтовой привет от сына
Вас прошу принять.
Далеко, в лесистом крае,
Средь речных преград,
Средь болот, что протянулись
В бесконечный ряд,
В скрыто вырытом окопе
За бугром
Сын ваш другом- пулемётом
Целит во врагов.
Зоркий глаз лишь что заметит-
Пулемёт готов
Градом пуль своих ответить
На маневр врагов.
Пулемётчику не страшен
Пули свист и вой.
Все нам крепости подвластны:
Воин наш- герой.
Появляется слайд, изображающий картину К.Юона «Парад на красной площади 7 ноября 1941 года».
2 ведущий: 30 сентября 1941 года вермахт начал генеральное наступление на Москву. Фашистами было взято в плен много советских людей, захвачено 1242 танка и 5412 орудий. Но благодаря сопротивлению окружённых частей было выиграно время для организации обороны Москвы, в которой 4 декабря 1941 года «завязла» немецкая группа армии «Центр». А 5-6 декабря уже последовало мощное советское контрнаступление. Немцы, отступая, бросили много танков и автомашин, для которых не было горючего. Враг отошёл от Москвы на 100-250 км, оставив города Калинин, Калугу, Клин, Волоколамск.
Чтец:
Москва, Москва, священная держава,
Благословляя, веря и любя,
Мы за тебя по долгу, и по праву,
И по любви мы бьёмся за тебя!
За то, чтобы черёмух пеной белой
Дымя- дымилась тёплая земля,
Чтоб ликовали отчие пределы,
В отраде жили русские поля;
За то, чтоб солнце гасло на затоне
И звёзды отражались бы в реке,
За то, чтоб мать глядела с-под ладони
На озарённом солнцем большаке;
За то, чтоб смолк повсюду рёв орудий,
Чтоб хлеб и соль стояли на столе,
За то, чтоб просто радовались люди
На снова отвоёванной земле!
На экране появляется слайд, изображающий работу А. Ушина «Тревожная ночь» из серии «Блокадный Ленинград».
2 ведущий: Особенно тяжело было пережить эту войну детям. Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах и блокадном Ленинграде. Оставшиеся в живых с ужасом вспоминали блокаду, так же как и Л. Н. Шепелева, профессор, доктор исторических наук: « Я родилась в Ленинграде…Зимой 1941-1942 г.г. не стало отопления, света, воды ,и стены дома промерзали на 20-30 см. в ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня, что это ночь ( даже если это день), а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паёк- 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось, и чувство голода- это одно и з устойчивых воспоминаний моего детства…»
На экране возникает фотография блокадной Невы.
Чтец:
Да, мы не скроем: в эти дни
Мы ели землю, клей, ремни;
Но, съев похлёбку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
Но он точил, пока рука
Могла производить движенья.
И если падал- у станка,
Как падает солдат в сраженье.
Блокадный хлеб. Блокадная вода.
Блокадный путь под вьюгой ледяною.
Какой бессмертье куплено ценою-
Мой город не забудет никогда…
Да славится твой камень и металл,
Твоих бойцов крылатая отвага,-
Их острый штык
На копоти рейхстага
Автограф Ленинграда начертал.
О, города прекрасное лицо
И вздох его счастливый
В ту минуту, когда блокады чёрное кольцо
Развеял гром победного салюта…
Демонстрируется слайд, изображающий картину Н.Непринцева «Вот солдаты идут».
1-й ведущий: Двести дней и ночей на огромной территории в междуречье Волги и Дона не затихали ожесточённые бои. В сражении под Сталинградом с обеих сторон участвовало более двух миллионов ста тысяч солдат и офицеров, около 2500 боевых самолётов, почти 26 000 орудий, более 2000 танков и штурмовых орудий.
Это было началом коренного перелома и в ходе Великой отечественной войны, и во Второй мировой войне в целом. За шесть месяцев наши войска разгромили четвёртую часть всех вооружённых сил фашистского блока, действовавших на советско-германском фронте. В результате были подорваны военная мощь и престиж Германии. На всю страну прославились бойцы Красной Армии, два месяца удерживающие оборону дома, который стал неприступной крепостью.
Особенно тяжёлые бои шли в районе тракторного завода им. Дзержинского и на Мамаевом кургане. Здесь на каждом квадратном метре насчитывалось от 400 до 1200 осколков.
На экране появляются строки: «Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал.
Злой и упрямый, по грудь в земле
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад,-
Он защищал Сталинград».
2 февраля 1943 года историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск. Окружённая немецкая группировка в количестве 330 тысяч солдат и офицеров под командованием фельдмаршала Паулюса была взята в плен.
2-й ведущий: Но в феврале 1943 года группа немецких армий «Юг» неожиданно нанесла контрудар и вновь овладела Харьковом и Белгородом. В результате фронт в районе Орла, Курска и Белгорода образовал дугу. Гитлер решил «срезать» Курский выступ ударами с севера и с юга. Советская Ставка планировала сначала отразить немецкие атаки на Курск, а затем перейти в контрнаступление.
Демонстрируется слайд, изображающий немецкий танк «Тигр».
Гитлер несколько раз откладывал операцию, ожидая новых танков «пантера» и «тигр». Наконец атаку назначили на 5 июля. А 12 июля началось уже мощное наступление советских войск.
5 августа Красная Армия освободила Орёл и Белгород. А 23 августа- Харьков. Инициатива окончательно перешла к Красной Армии. Исход войны уже не вызывал никаких сомнений.
Появляется кадр, изображающий плакат «Дойдём до Берлина».
Звучит песня Б .Окуджавы « Нам нужна одна победа».
В середине 1944 года Красная Армия перенесла боевые действия за границы СССР.
Демонстрируется слайд «1945 год».
В январе 1945 года Красная Армия вторглась в Восточную Пруссию . В феврале 1945 года советскими войсками после ожесточённых боёв была освобождена венгерская столица Будапешт. Наши войска шли на запад.
6 апреля 1945 года началось наступление на Берлин войск 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов. Георгий Константинович Жуков задумал применить световой эффект: при наступлении 140 прожекторов должны ослепить противника. 21 апреля красноармейцы ворвались на берлинские окраины, а 25 апреля взяли город в кольцо. В этот день советские войска соединились на Эльбе с войсками союзников, которые в марте- апреле ликвидировали основные силы вермахта на Западе. Гитлер отказался покинуть Берлин. 30 апреля он принял яд и застрелился. 2 мая Берлинский гарнизон капитулировал.
Возникает слайд с фотографией, изображающей водружение красного знамени над Рейхстагом.
1-й ведущий: Утром 7 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции. В полночь с 7 на 8 мая должны были прекратиться боевые действия. Сталин добился от союзников повторения акта о капитуляции в ночь с 8 на 9 мая. С немецкой стороны его подписал фельдмаршал Кейтель, с советской- маршал Жуков.
Звучит фонозапись сообщения о победе над Германией и звуков победного салюта.
Появляется слайд, изображающий картину А. Лопухова «Победа».
Чтец:
Вы мужеством мир удивили,
Звенит, не стихая, молва,
Собою страну заслонили
От самого страшного зла.
Вы с нами, герои планеты,
Мы чувствуем ваше плечо
В шинельном строю, вы воспеты
С карающим, вещим мечом.
Замри, человек, в День Победы,
Очнись от житейских невзгод,
Добра в тебе явны приметы,
Ты дай им достойный исход.
И с болью, и с памятью вместе
В солдата Победы вглядись,
Победу он выстрадал в Бресте,
Ему до земли поклонись.
Демонстрируется слайд с картиной В. Кудрина «С Победой».
Звучит песня «День Победы», музыка Д, Тухманова, слова В. Харитонова.
Появляется слайд «40 289 жителей города Мичуринска сражались на фронтах Великой Отечественной войны».
1-й ведущий: Народы СССР подверглись тяжелейшему испытанию. Победа далась дорогой ценой. Убитых, умерших от ран, погибших в плену-27 миллионов человек. Из мужчин 1923 года рождения, которым в 1941 году было по 18 лет, в живых к концу войны осталось 3 процента.
Демонстрируется картина В. Пузырькова «Впереди мир».
Чтец:
Возвращались солдаты с войны.
По железным дорогам страны
День и ночь поезда их везли.
Гимнастёрки их были в пыли
И от пота ещё солоны.
В эти дни бесконечной весны.
…Возвращался народ-исполин…
Возвращался?
Нет!
Шёл он вперёд,
Шёл вперёд
Победитель-народ!
Он там, на Эльбе, далеко от дома,
Дошёл до края самого войны.
Он в стольких битвах не оглох от грома.
А вот сейчас оглох от тишины.
Он, улыбаясь , жмурится от света,
Ещё пропахший дымом весь, в пыли.
- Так вот она, товарищи, победа!
Так вот когда мы до неё дошли.
Появляется слайд с картиной В.Псарёва «Память».
Демонстрируется слайд с высказыванием: « Любая война- зло, испытание. В ней перемешиваются благородство и подлость, героизм и трусость, созидание и разрушение. И наш народ это испытание выдержал».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дорогами войн и побед казаков
Славные боевые дела казаков вошли яркой страницей в героическую историю нашей Родины. Начиная с момента возникновения казачьей вольницы, ни одна ...
Сценарий мероприятия, посвященного Дню Победы: "ДОРОГАМИ ВОЙНЫ"
Цель:Формировать патриотические чувства, гордость за Родину, представление о героизме на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины...
Дорогами войны, дорогами победы...
Сценарий внеклассного мероприятия военно-патриотической направленности....
Сценарий устного журнала "Дорогами войны к Победе!"
Разработка может быть использована для проведения общешкольного мероприятия, классного часа повященного Победе в Великой Отечественной войне....
Музыкально-поэтическая композиция, посвященная 75-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне, "Дорогами войны…»
Класс: 10-11Тип урока: интегрированный урок.Вид урока: урок общеметодологической направленности....
методическая разработка открытого мероприятия "Дорогами войны", посвященного 75-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне
Методическая разработка подготовлена для проведения открытого мероприятия в 9-ом классе. Открытый урок проведен в форме интеллектуальной игры "Дорогами войны", посвящ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «По дорогам войны» посвящённого 77-летию Победы в Великой Отечественной войне
Методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена для студентов и преподавателей техникума. Мероприятие рекомендуется при проведении недели патриотического воспитания, внеклассных ме...