"По дорогам войны - к Победе"
классный час по теме

Коротеева Татьяна Николаевна

Разработка может быть использована для проведения классного часа, посвященного Победе в Великой Отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_dorogam_voyny_k_pobede.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

В зале располагается экран для слайдовой демонстрации.

Оформляемся книжная выставка «Четыре долгих года».

Чтец:         Война- жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова,

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Ещё не может быть, и нет

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой        

Нам выдал общую беду

На все, на все четыре года.

Демонстрируется слайд «22 июня 1941 года».

1-й ведущий:  Четыре долгих года,1418 дней, шла на наше земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границу Советского Союза. Так началась Великая Отечественная война.

  «Россия должна быть ликвидирована»- объявил Гитлер на совещании в своей ставке 1 августа 1940 года, а 12 мая 1942 года уточнил: «Цель моей восточной политики заключается в том, чтобы заселить эту территорию, по крайней мере 100 миллионами людей германской расы».

 У каждого немецкого офицера была при себе книжечка, содержащая «12 заповедей в обращении с русскими», в которой, в частности , говорилось: Вы должны осознавать, что являетесь представителем великой Германии. В интересах немецкого народа вы должны применять самые жестокие и самые безжалостные меры. Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина, мальчик или девочка».

2-й ведущий: Сводка Главного Командования Красной Армии:

  « С рассветом 22 июня 1941 года регулярные войска германской армии атаковали наши пограничные части на фронте от Балтийского до Чёрного моря…»

Демонстрируется слайд с плакатом «Родина- мать зовёт!»

Звучит песня В. Лебедева- Кумача «Священная война».

Чтец:         Самый светлый

Самый летний день в году,

Самый длинный день земли-

Двадцать второго

Спали дети,

Зрели яблоки в саду.

Вспоминаем, вспоминаем это снова.

Вспоминаем эту ночь и этот час,

Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле.

Сквозь повязки неумелые сочась,

Кровь народа заалела в том июне.

Шаг за шагом вспоминаем,

День за днём,

Взрыв за взрывом,

Смерть за смертью, боль за болью,

Год за годом, опалённые огнём,

Год за годом, истекающие кровью.

Демонстрируется слайд с высказыванием А.Толстого:

«Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой, потому что ты сильна… Ты вся- в надеждах на светлое будущее, его ты строишь своими большими руками ,за него умирают твои лучшие сыны. Бессмертна слава погибших за родину».

2-й ведущий: Брест первым принял на себя удар фашистской армии. Три с половиной тысячи человек против целой вражеской дивизии, усиленной танками, самолётами, артиллерией. 28 дней длилась героическая оборона Брестской крепости, почти все защитники пали смертью храбрых. Оборона крепости- это поистине подвиг воинов- патриотов.

Появляется слайд, изображающий разрушенный Брест..

Чтец:

Я крепость!

Я крепость!

Я крепость!

Я крепость!

Я крепость!

Я крепость!

Я бьюсь.

Я не сдамся врагу.

А смерть- это просто нелепость,

Её я принять не могу.

Я- Брест. Я стою обожжённый.

Я бьюсь за солдатскую честь.

И нету здесь, нету сражённых,

Здесь только убитые есть.

Мой дом окружён и отрезан.

Мне трудно Опять и опять.

И если не хватит железа-

Я буду камнями стрелять.

Сквозь смертную эту свирепость,
                   Сквозь гиблую бурю огня.

Я крепость!

Я крепость

Я крепость!

Потомок, ты слышишь меня?

Звучит песня «Эта   рота…» Демонстрируется слайд, изображающий картину В. Жемевикина «У родного порога».

1 ведущий: Фашисты превратили в руины наши города и сёла, издевались над мирным населением, нашими военнопленными, проводили медицинские эксперименты над людьми, морили голодом, жгли в крематориях.

  На оккупированных территориях фашисты установили «новый прядок».  Местное население использовалось на принудительных работах по расчистке и разминированию дорог, на строительстве укреплений. Каралось буквально всё: отказ от работы, передвижение в ночное время. На этих территориях создавались лагеря смерти, концлагеря, тюрьмы, гетто. Производились жестокие расправы над людьми.

  Эти зловещие деяния гитлеровцев вызвали мощное сопротивление нашего народа. Вся страна превратилась в единый военный лагерь В тылу у врага разгорелась партизанская война. Чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины наш народ вступил в жестокий бой с врагами.

На экране демонстрируется солдатское письмо. На его фоне возникает картина А Локтионова «Письмо с фронта».

Чтец:

Добрый день, сестрёнка Зина

И родная мать,

Фронтовой привет от сына

Вас прошу принять.

Далеко, в лесистом крае,

Средь речных преград,

Средь болот, что протянулись

В бесконечный ряд,

В скрыто вырытом окопе

За бугром

Сын ваш другом- пулемётом

Целит во врагов.

Зоркий глаз лишь что заметит-

Пулемёт готов

Градом пуль своих ответить

На маневр врагов.

Пулемётчику не страшен

Пули свист и вой.

Все нам крепости подвластны:

Воин наш- герой.

Появляется слайд, изображающий картину К.Юона «Парад на красной площади 7 ноября 1941 года».

2 ведущий: 30 сентября 1941 года вермахт начал генеральное наступление на Москву. Фашистами было взято в плен много советских людей, захвачено 1242 танка и 5412 орудий. Но благодаря сопротивлению окружённых частей было выиграно время для организации обороны Москвы, в которой 4 декабря 1941 года «завязла» немецкая группа армии «Центр». А 5-6 декабря уже последовало мощное советское контрнаступление. Немцы, отступая, бросили много танков и автомашин, для которых не было горючего. Враг отошёл от Москвы на 100-250 км, оставив города Калинин, Калугу, Клин, Волоколамск.

Чтец:

Москва, Москва, священная держава,

Благословляя, веря и любя,

Мы за тебя по долгу, и по праву,

И по любви мы бьёмся за тебя!

За то, чтобы черёмух пеной белой

Дымя- дымилась тёплая земля,

Чтоб ликовали отчие пределы,

В отраде жили русские поля;

За то, чтоб солнце гасло на затоне

И звёзды отражались бы в реке,

За то, чтоб мать глядела с-под ладони

На озарённом солнцем большаке;

За то, чтоб смолк повсюду рёв орудий,

Чтоб хлеб и соль стояли на столе,

За то, чтоб просто радовались люди

На снова отвоёванной земле!

На экране появляется слайд, изображающий работу А. Ушина «Тревожная ночь»  из серии «Блокадный Ленинград».

2 ведущий:  Особенно тяжело было пережить эту войну детям. Погибали  дети не только на фронтах, но и  в оккупированных фашистами городах и блокадном Ленинграде. Оставшиеся  в живых с ужасом вспоминали блокаду, так же как и Л. Н. Шепелева, профессор, доктор исторических  наук: « Я родилась в Ленинграде…Зимой 1941-1942 г.г. не стало отопления, света, воды ,и стены дома промерзали на 20-30 см. в ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня, что это ночь ( даже если это день), а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паёк- 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось, и чувство голода- это одно и з устойчивых воспоминаний моего детства…»

На экране возникает фотография блокадной Невы.

Чтец:

Да, мы не скроем: в эти дни

Мы ели землю, клей, ремни;

Но, съев похлёбку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне.

Но он точил, пока рука

Могла производить движенья.

И если падал- у станка,

Как падает солдат в сраженье.

Блокадный хлеб. Блокадная вода.

Блокадный путь под вьюгой ледяною.

Какой бессмертье куплено ценою-

Мой город не забудет никогда…

Да славится твой камень и металл,

Твоих бойцов крылатая отвага,-

Их острый штык

На копоти рейхстага

Автограф Ленинграда начертал.

О, города прекрасное лицо

И вздох его счастливый

В ту минуту, когда блокады чёрное кольцо

Развеял гром победного салюта…

Демонстрируется слайд, изображающий картину Н.Непринцева «Вот солдаты идут».

1-й ведущий: Двести дней и ночей на огромной территории в междуречье Волги и Дона не затихали ожесточённые бои. В сражении под Сталинградом с обеих сторон участвовало более двух миллионов ста тысяч солдат и офицеров, около 2500 боевых самолётов, почти 26 000 орудий, более 2000 танков и штурмовых орудий.

 Это было началом коренного перелома и в ходе Великой отечественной войны, и во Второй мировой войне в целом. За шесть месяцев наши войска разгромили четвёртую часть всех вооружённых сил фашистского блока, действовавших на советско-германском фронте. В результате были подорваны военная мощь и престиж Германии. На всю страну прославились бойцы Красной Армии, два месяца удерживающие оборону дома, который стал неприступной крепостью.

  Особенно тяжёлые бои шли в районе тракторного завода им. Дзержинского и на Мамаевом кургане. Здесь на каждом  квадратном метре насчитывалось от   400 до 1200 осколков.

На экране появляются строки: «Гулко катился в кровавой мгле

                                                       Сотой атаки вал.

                                                       Злой и упрямый, по грудь в земле

                                                       Насмерть солдат стоял.

                                                       Знал он, что нет дороги назад,-

                                                       Он защищал Сталинград».

 2 февраля 1943 года историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск. Окружённая немецкая группировка в количестве 330 тысяч солдат и офицеров под командованием фельдмаршала Паулюса была взята в плен.

 

2-й ведущий: Но в феврале 1943 года группа немецких армий «Юг» неожиданно нанесла контрудар и вновь овладела Харьковом и Белгородом. В результате фронт в районе Орла, Курска и Белгорода образовал дугу. Гитлер решил «срезать» Курский выступ ударами с севера и с юга. Советская Ставка планировала сначала отразить немецкие атаки на Курск, а затем перейти в контрнаступление.

Демонстрируется слайд, изображающий немецкий танк «Тигр».

  Гитлер несколько раз откладывал операцию, ожидая новых танков «пантера» и «тигр». Наконец атаку назначили на 5 июля. А 12 июля началось уже мощное наступление советских войск.

  5 августа Красная Армия освободила Орёл и Белгород. А 23 августа- Харьков. Инициатива окончательно перешла к Красной Армии. Исход войны уже не вызывал никаких сомнений.

Появляется кадр, изображающий плакат «Дойдём до Берлина».

Звучит песня Б .Окуджавы « Нам нужна одна победа».

  В середине 1944 года Красная Армия перенесла боевые действия за границы СССР.

Демонстрируется слайд «1945 год».

  В январе 1945 года Красная Армия вторглась в Восточную Пруссию . В феврале 1945 года советскими войсками после ожесточённых боёв была освобождена венгерская  столица Будапешт. Наши войска шли на запад.

  6 апреля 1945 года началось наступление на Берлин войск 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов. Георгий Константинович Жуков задумал применить световой эффект: при наступлении 140 прожекторов должны ослепить противника. 21 апреля красноармейцы ворвались на берлинские окраины, а 25 апреля взяли город в кольцо. В этот день советские войска соединились на Эльбе с войсками союзников, которые в марте- апреле ликвидировали основные силы вермахта на Западе. Гитлер отказался покинуть Берлин. 30 апреля он принял яд и застрелился. 2 мая Берлинский гарнизон капитулировал.

Возникает слайд с фотографией, изображающей водружение красного знамени над Рейхстагом.

1-й ведущий:  Утром 7 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции. В полночь с 7 на 8 мая должны были прекратиться боевые действия. Сталин добился от союзников повторения акта о капитуляции в ночь с 8 на 9 мая. С немецкой стороны его подписал фельдмаршал Кейтель, с советской- маршал Жуков.


Звучит фонозапись сообщения о победе над Германией и звуков победного салюта.

Появляется слайд, изображающий картину А. Лопухова «Победа».

Чтец:

Вы мужеством мир удивили,

Звенит, не стихая, молва,
                   Собою страну заслонили

От самого страшного зла.

Вы с нами, герои планеты,

Мы чувствуем ваше плечо

В шинельном строю, вы воспеты

С карающим, вещим мечом.

Замри, человек, в День Победы,

Очнись от житейских невзгод,

Добра в тебе явны приметы,

Ты дай им достойный исход.

И с болью, и с памятью вместе

В солдата Победы вглядись,

Победу он выстрадал в Бресте,

Ему до земли поклонись.

Демонстрируется слайд с картиной В. Кудрина «С Победой».

Звучит песня «День Победы», музыка Д, Тухманова, слова В. Харитонова.

Появляется слайд «40 289 жителей города Мичуринска сражались на фронтах Великой Отечественной войны».

1-й ведущий:  Народы СССР подверглись тяжелейшему испытанию. Победа далась дорогой ценой. Убитых, умерших от ран, погибших в плену-27 миллионов человек. Из мужчин 1923 года рождения, которым в 1941 году было по 18 лет, в живых к концу войны осталось 3 процента.

Демонстрируется картина В. Пузырькова «Впереди мир».

Чтец:

Возвращались солдаты с войны.

По железным дорогам страны

День и ночь поезда их везли.

Гимнастёрки их были в пыли

И от пота ещё солоны.

В эти дни бесконечной весны.

…Возвращался народ-исполин…

Возвращался?

Нет!

 Шёл он вперёд,

Шёл вперёд

Победитель-народ!

Он там, на Эльбе, далеко от дома,

Дошёл до края самого войны.

Он в стольких битвах не оглох от грома.

А вот  сейчас оглох от  тишины.

Он, улыбаясь , жмурится от света,

Ещё пропахший дымом весь, в пыли.

- Так вот она, товарищи, победа!

Так вот  когда мы до неё дошли.

Появляется слайд с картиной В.Псарёва «Память».

Демонстрируется слайд с высказыванием: « Любая война- зло, испытание. В ней перемешиваются благородство и подлость, героизм и трусость, созидание и разрушение. И наш народ это испытание выдержал».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорогами войн и побед казаков

Славные боевые дела  казаков вошли яркой страницей в героическую историю нашей Родины. Начиная с момента возникновения казачьей вольницы, ни одна ...

Сценарий мероприятия, посвященного Дню Победы: "ДОРОГАМИ ВОЙНЫ"

Цель:Формировать патриотические чувства, гордость за Родину, представление о героизме на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины...

Дорогами войны, дорогами победы...

Сценарий внеклассного мероприятия военно-патриотической направленности....

Сценарий устного журнала "Дорогами войны к Победе!"

Разработка может быть использована для проведения общешкольного мероприятия, классного часа повященного Победе в Великой Отечественной войне....

Музыкально-поэтическая композиция, посвященная 75-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне, "Дорогами войны…»

Класс: 10-11Тип урока: интегрированный урок.Вид урока: урок общеметодологической направленности....

методическая разработка открытого мероприятия "Дорогами войны", посвященного 75-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне

Методическая разработка подготовлена для проведения  открытого мероприятия  в 9-ом классе.  Открытый урок проведен  в форме интеллектуальной игры "Дорогами войны", посвящ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «По дорогам войны» посвящённого 77-летию Победы в Великой Отечественной войне

Методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена для студентов и преподавателей техникума. Мероприятие рекомендуется при проведении недели патриотического воспитания, внеклассных ме...