Занятие по лексической теме "Мебель"
Цели: коррекционные: уточнять и активизировать словарный запас детей по теме занятия; учить сопоставлять и сравнивать предметы; работа над фонетико-фонематическим восприятием. воспитательные: воспитание культуры быта. развивающие: развитие культуры языка, мелкой моторики; расширение представлений детей об окружающем мире.
ХОД ЗАНЯТИЯ Организационный момент, подготовка к занятию. Объявление темы. Загадки. -Ребята, сегодня мы вместе с домовенком Кузей поговорим о…А вот тему нашего занятия вы сами мне скажете, когда отгадаете загадки. Тот, кто отгадает загадку, должен найти картинку с отгадкой и прикрепить ее магнитом на доску.
Не зря в квартире он стоит: Когда к обеду он накрыт, Он собирает всю семью. За ним я чай и кофе пью, уроки делаю, читаю. (Стол)
В кухне нашей тесновато, Там для стульев места нет, Мы под стол обычно ставим Деревянный… (Табурет)
На нём сидят, когда он сложен. Когда разобран он – лежат. Когда же день рожденье, Он разместит гостей. О чём стихотворенье, Ответь ты поскорей. (Диван)
Михаил Потапыч спать Лёг в большущую… (Кровать)
- Молодцы! Как ловко вы научились отгадывать загадки. Какие слова или выражения вам помогали догадываться, что это стол, табурет…? Как вы думаете, какая сегодня тема урока? ( Мебель)
-Верно, ребята. А как вы понимаете, что такое мебель? (Мебель — предметы, которые находятся в помещении и предназначены для хранения вещей, а также для того, чтобы на них спали, сидели, ели) - Да это так. Ой, ребята, вы ничего не слышите? Очень сильно спорят Незнайка и Кузя. Давайте поможем разрешить их спор. Поможем? Незнайка утверждает, что стол, диван, стул, стакан — мебель. А Кузя уверен, что Незнайка неправ. А вы как думаете, ребята? (Кузя прав, Незнайка ошибается, так как стакан – это посуда). Незнайка вновь шумит, что масленка, кровать, кресло – мебель. (Нет, он опять ошибается. Масленка – это тоже посуда).
-Ребята, какие же вы молодцы, помогли не поссориться Незнайке и Домовенку.
Упражнения в использовании существительных с уменьшительными суффиксами. -А чтобы совсем уж помирить друзей, давайте поиграем в игру. “Большой – маленький”. Мы поделимся на 2 группы: одна будет отвечать за Незнайку, а другая – за Кузю. Правила таковы: Незнайка называет большой предмет, например, стул, а Кузя будете называть маленький – стульчик. Всем понятны правила игры? Ну что ж посмотрим, кто справится лучше. (Слова можно придумывать самим детям, а если сложно, то использовать демонстрационные карточки) - Н.:У меня большая кровать. К.: А у меня маленькая кроватка - Н .:У меня большой диван. К.: А у меня маленький диванчик - Н.:У меня большой стол. К.: А у меня маленький столик - Н.:У меня большой шкаф. К.: А у меня маленький шкафчик
-Ну какие же вы молодцы! Даже Незнайке стыдно стало ничего не знать, и он не допустил ошибок, это так здорово!
Физминутка по теме. Материал. Образование качественных прилагательных.
-Ребята, Незнайке так понравилось быть умным, что он сам придумал новую игру. Надо образовать новое слово. Звучит трудно, но не мог же Незнайка придумать что-то невыполнимое. Давайте проверим и наши знания! Посмотрите на домик. Из чего он сделан? (Домик сделан из соломы.) Значит, это какой домик? (Это соломенный домик). -Из чего сделана парта? (Парта сделана из дерева. Это деревянная парта.) -Из чего сделан стол? (Стол сделан из стекла. Это стеклянный стол). -Из чего сделан стул? (Стул сделан из пластика. Это пластиковый стул). -А если кровать из железа, то….(Это железная кровать).
- Ну вот , а вы боялись. Трудно было? Домовенку как-то надоело только отгадывать загадки, и он решил подшутить над своим другом, тако-о-о-е для него придумал!!! Ребята, если мы не поможем Коротышке, то он совсем расстроится и так и будет думать, что ничего не знает. Давайте ему поможем! -Посмотрите внимательно. Здесь 3 варианта одного вида мебели. Назовите их одним словом. (Это столы). -Чем же они отличаются? Это какой стол? Где он может стоять и что за ним делают? (Это кухонный стол. На нем готовят еду и едят. Это письменный стол. Он стоит в кабинете, за ним пишут. Это журнальный столик, он стоит в гостиной, на нем лежат газеты и журналы.)
-А это что за мебель? ( Шкафы) . Чем они отличаются? (Это шкаф, в нем хранится одежда. Это книжный шкаф. В нем стоят книги).
Числительные. Согласование числительных с существительными.
- А теперь повеселимся с нашими мультяшными героями. Проверим себя в счете. Посмотрим, кто ни разу не ошибется! (Дети считают предметы мебели: Один стул. Два стула. Три стула. Четыре стула. Пять стульев). Взрослый следит за правильным согласованием существительных и числительных. Расставь мебель.
-Всю мебель пересчитали, умнички! Ребята, а Кузя загрустил. Он мне сейчас рассказал историю про мальчика. Он сидит на подлокотнике кресла и смотрит телевизор. Комната у него серая и в ней очень мало мебели. Я предлагаю вам помочь мальчику и обставить его комнату красивой мебелью. Вам нужно будете выбрать только ту мебель, которую можно поставить в гостиную. (Детям раздаются индивидуальные листы с комнатой мальчика и разной мебелью. Дети выбирают нужную, вырезают и приклеивают на карточки) -У вас замечательно получилось. Как вы думаете, мальчику понравилось? А Кузя не будет больше грустить?
Итог урока. - Что мы поставили в комнату мальчика? (Кресло, диван,стенку, столик) - Как это назвать одним словом? (Мебель) - Что на занятии понравилось больше всего? - Возьмите ягодку того цвета, какое соответствует вашему настроению, и положите в корзину. Все сегодня хорошо поработали. Молодцы. |
Комментарии
Спасибо!