Воспитание певческой культуры с элементами театра
методическая разработка по теме
Методическое сообщение, часть педагогического проекта, о воспитании, обучении пению в школе и в системе дополнительного образования. Прежде всего певческая культура начинает формироваться в хоровом коллективе, все основные навыки постановки голоса закладываются именно там. В хоре поют испособные и менее способные дети, а вот рамки вокального ансамбля уже "шлифуют" у детей имеющих более хорошую интонацию, гармонический строй. Одаренные в вокальном отношении дети занимаются сольным пением. Но всех детей может объеденить театр. Спектакли, мюзиклы, музыкальные сказки и мини-оперы побуждают детей и взрослых относиться к музыкальному искусству трепетно и всерьёз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_pevcheskoy__kultury.docx | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание певческой культуры с элементами театра.
Использование данной темы в своей работе подтолкнула необходимость обновления методов работы в хоровом коллективе и с детьми, занимающимися серьезно вокальным искусством. Родителей и учащихся привлекают новые формы работы. Да и сам преподаватель получает более эффективный результат, используя синтез вокально-хорового искусства с театром.
Актуальность работы заключается в необходимости изучения опыта преподавания вокально – хоровых дисциплин, не только в традиционной системе обучения, но и используя музыкально-сценический потенциал детей и подростков. Этот потенциал личности может формироваться в воспитательной системе школы искусств в синтезе искусств пения и театра. Данный педагогический опыт будет интересен хормейстерам, педагогам по вокалу, преподавателям театральных студий, родителям, чьи дети обучаются пению. Обучение позволяет формировать социально – полезную творческую личность.
Хоровая репетиция и урок сольного пения требуют закрепление определенных вокальных навыков. Приобщение к этой работе сценического движения – это художественное средство воплощения психических процессов в физические действия , - является успешным синтезом души, тела и пластики певцов- актеров, выражающих природу чувств произведения (спектакля). Хоровой коллектив формирует в подростках эмоциональное развитие и определенную организацию, активизирует развитие распределенности внимания (сложная работа по хоровым партитурам, одновременное пение и движение, наблюдение за другими членами коллектива).
Принцип минимакса лежит в основе данного педагогического проекта и заключается в следующем: подросткам предлагается вокально- хоровое обучение по максимальному уровню, ученик осваивает репертуар по уровню, который он способен освоить в зависимости от музыкальных способностей и возрастных особенностей. В своей работе прежде всего учитываю индивидуальные особенности (физиологические и психологические). Система минимакса является оптимальной для реализации индивидуального подхода, так как это саморегулирующаяся система.
Вокальная работа в хоре непременное условие в успешной деятельности коллектива. На каждом уроке я работаю в хоровом коллективе над ансамблем, строем, динамикой, дикцией и развитием тембров. Использую в занятиях групповые методы и индивидуальные, учитывая физиологию каждого ребенка.
Вокальный ансамбль(предмет по выбору) –группа певцов, исполняющих более сложные произведения чем в хоре, этот жанр несет более камерную функцию исполнения. Ансамбль имеет в составе 8-10 поющих девушек, иногда юноши.
Сольное пение – это индивидуальные занятия по развитию певческого аппарата у более способных в вокальном отношении детей. Специальными приемами (артикуляционная и дыхательная гимнастики ), вокальными упражнениями и вокальным репертуаром развивается певческий аппарат детей от 7 до 17 лет, иногда дети начинают заниматься с 10-11лет. Достигая определенных успехов в занятиях юные вокалисты принимают участие в концертах, вокальных конкурсах.
Певец более других музыкантов театрален, его искусство связано со словом, пластика и сценические действия оправданы на сцены для передачи замысла композитора, поэта, для передачи собственных мыслей. Концертное исполнение предполагает определенные сценические движения.
Певческое воспитание в контексте духовной культуры и личностными запросами учащихся и родителей требует обновления содержания музыкального образования и поиска новых форм обучения вокально-хоровому искусству.
Целесообразность обучения заключается в улучшении качества хорового воспитания, во внедрении в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии (эффективное терапевтическое и психологическое воздействие). Это существенно обогащает развитие речи детей, закаливает голосовой аппарат, сценическое мастерство подростков развивает чувства и воспитывает.
Психологическая целесообразность заключается в формировании личности учащихся подросткового периода, заложенные принципы обучения способствуют психической саморегуляции детей. Преподаватель и учащиеся в коллективном творчестве: при создании хоровых, вокальных произведений и театральных проектов.
Социальная направленность данного педагогического опыта заключается в том, что пение – часть общего воспитания и социализации личности. Пение и творчество в коллективе, который уважает и защищает интересы каждого своего участника, - основа здорового и развитого общества.
Роль коллективного пения всегда была как инструмент укрепления основ государства в дореволюционной России, огромной и мобилизирующей, возвыщающей и одухотворяющей. Учащийся с коллективисткими наклонностями, которые культивируют хоровые занятия, легче адаптируются в обществе. Совместная работа в хоре формирует ответственность, умение слушать, спорить, убеждать, создаёт благоприятную среду для воспитания коммуникабельной личности. Концертная и сценическая деятельность развивает волевые качества и умение воздействовать на аудиторию.
Хоровое пение - действенное средство разностороннего музыкального воспитания детей. Приобщение к музыкальному искусству через пение – это самый доступный для всех детей активный вид музыкальной деятельности. Хор – это творческий коллектив, цель которого постоянное совершенствование музыкально – исполнительского уровня. Занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственность за общий труд, стремление поделиться приобретёнными знаниями и умениями со слушателями в условиях коллективной деятельности. Обучение пению – это не только обучение данному виду искусства. В процессе занятий активно развивается детский голос, сценические способности, а также реализуются воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности ребёнка, его эмоционально–психической коррекции, а также общего эстетического развития.
Подключение к вокально-хоровой работе элементов театрального творчества способствует более глубокому пониманию детьми художественного образа произведения. В сценических действиях, перевоплощаясь, оставаясь самим собой, дети привлекают внимание зрителей (это интересно их товарищам); произведение (хоровое или вокальное) звучит более убедительно; физические действия – главное выразительное средство актера – в синтезе с пением дает мощный сценический результат.
В младших классах эффективно использовать музыкальные сказки (время исполнения 15-25 минут) композиторов Ж.Металлиди, М.Басок, Г.Портнова; новогодние спектакли. Элементы сценических костюмов, грим, декорации, который порой дети изготавливают сами, под руководством или вместе с родителями – это уже событие, соучастие и является важной прелюдией к спектаклю.
В старших классах, используя, потенциал вокального ансамбля, где большинство певцов занимаются сольным пением, мы вместе с театральным режиссером поставили мини-оперы и мюзикл, который продержался в репертуаре нашей «труппы» почти четыре года.
После завершения очередного музыкально-театрального проекта, учащиеся с нетерпением ожидают начала работы над новым и готовы исполнять любые роли и функции в следующем спектакле. Родители готовы помогать во всех начинаниях, хотя педагоги несут бремя финансовой ответственности, репетиций в свободное время, но результат оправдывает ожидания в виде огромного желания детей заниматься и обучаться дальше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы театра на занятиях культурологии
Практика преподавания дисциплины "Культурология" показала, что заинтересовать и увлечь студентов на занятиях можно, обратившись к многовековому искусству театра, а также используя информационные техно...
Воспитание певческого голоса в детском хоре.
Воспитание певческого голоса необходимо начать с разогрева голосового аппарата. Распевание - материал, развивающий певческий голос. В методической разработке говорится о связи распевания с работой над...
Классификация основных методов воспитания певческого голоса. Методические рекомендации
Методы вокальной педагогики многочисленны и разнообразны, даже если учитывать только те, что применяются в современной практике.Педагогические методы можно разделить на две группы: одни приводят певца...
Методические рекомендации по формированию певческой культуры школьников
методический материал...
Методические компетенции учителя музыки в процессе формирования певческой культуры учащихся
Формирование певческого голоса обучающихся на уроках музыки в общеобразовательной школе однв из важных задач учителя. Что нужно знать учителю о природе детского голоса. Как игровые упражнения помогают...
«Педагогическая технология формирования и воспитание певческой культуры школьников»
Сущность предлагаемой технологии можно выразить словами К.А.Свасьяна: «…все пути культуры ведут к универсальности, … универсально...
«Технология формирования певческой культуры учащихся»
Пишу очень много про вокалМузыке служить не так то просто,Это кропотливый очень труд,Тяжкая тернистая дорога,Жаль меня немногие поймут.Подчиняться правилам искусстваЕжедневно вынуждена я,Зажигать в се...