Математика за рамками школьного учебника.
материал (11 класс) на тему

Гунякова Ольга Викторовна

 

Дополнительная образовательная программа дополнительного объединения «Математика за рамками школьного учебника».

 Направленность:  социально – педагогическая.  Возраст детей –  старший.  Срок реализации – 1 год.  Тип программы – адаптированная. Выполнена учителем математики I квалификационной категории Гуняковой О. В. МОУ «СОШ с. Орлов – Гай». 

Данное дополнительное объединение для учащихся 11 класса относится к группе объединений, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для их углубления.

   Новыми темами для  учащихся являются «Уравнения и неравенства с модулем», «Уравнения и неравенства  с параметрами». Для углубления знаний, полученных учащимися на уроке, предназначена тема «Текстовые задачи».

 Актуальность  данной программы несомненна и  определяется тем, что выпускникам неизбежно придётся столкнуться с проблемой подготовки и сдачи  экзамена по математике в форме  ЕГЭ.

Данная программа  также помогает учащимся оценить свои потребности, возможности и сделать обоснованный выбор дальнейшего жизненного пути.

 Программа содержит материал необходимый для достижения запланированных целей. Она состоит из пояснительной записки, содержания, требования к учащимся, учебно-тематического плана, методического обеспечения программы и литературы.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_za_ramkami_uchebnika.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Ершовского района муниципального общеобразовательного учреждения  села Орлов – Гай Ершовского района Саратовской области

Утверждаю

Директор  МОУ «СОШ с. Орлов – Гай

Ершовского района Саратовской области»

_____________/Бардин В. Г.

Дополнительная образовательная программа

дополнительного объединения

«Математика за рамками школьного учебника».

Направленность:  социально – педагогическая

Возраст детей –  старший;

Срок реализации – 1 год;

Тип программы – адаптированная.

Выполнена

учителем математики

I квалификационной категории

Гуняковой О. В.

МОУ «СОШ с. Орлов – Гай».

Орлов – Гай

2011 -2012 учебный год

  1. Пояснительная записка.

«Пиши

И

Фантазируй,

Алгебру,

Геометрию

Обдуманно

Решай»

Данное дополнительное объединение для учащихся 11 класса относится к группе объединений, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для их углубления.

Новыми темами для  учащихся являются «Уравнения и неравенства с модулем», «Уравнения и неравенства  с параметрами». Для углубления знаний, полученных учащимися на уроке, предназначена тема «Текстовые задачи».

            Цель:

  • создание условий для развития логического мышления,
  • математической культуры и интуиции учащихся посредством решения задач повышенной сложности нетрадиционными методами.
    Задачи:
  • сформировать навыки использования нетрадиционных методов решения задач;  
  •  развивать умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  • сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету для дальнейшей самостоятельной деятельности при подготовке к ЕГЭ и к конкурсным экзаменам в вузы.
    Общими принципами отбора содержания программы являются:
  • регулярность;
  • системность;
  • целостность;
  • научность;
  • доступность  согласно психологическим и возрастным особенностям учащихся.

Актуальность  данной программы несомненна и  определяется тем, что выпускникам неизбежно придётся столкнуться с проблемой подготовки и сдачи  экзамена по математике в форме  ЕГЭ.

Данная программа  также помогает учащимся оценить свои потребности, возможности и сделать обоснованный выбор дальнейшего жизненного пути.

         Программа содержит материал необходимый для достижения запланированных целей.

  Содержание.

  1. Выражения и преобразования.

Тождественные преобразования иррациональных, степенных, логарифмических и тригонометрических выражений.

  1. Уравнения и неравенства.

Рациональные неравенства; иррациональные уравнения; тригонометрические уравнения; показательные уравнения и неравенства; логарифмические уравнения и неравенства.

  1. Неравенства с модулем.

Теорема о равносильности неравенства с модулем и рационального неравенства. Основные методы решения неравенств с модулем.

  1. Уравнения с параметром.

Понятие уравнения с параметром, примеры. Контрольные значения параметра. Основные методы решения уравнений с параметром. Решение систем уравнений с параметрами.

  1. Неравенства с параметром.

Понятие неравенства с параметром, примеры. Основные методы решение неравенств с параметрами. Задачи с параметрами.

  1. Текстовые задачи.  

Понятие текстовой и сюжетной задачи. Основные типы сюжетных задач. Решение сюжетных задач на проценты, прогрессии, движение, работу, проценты, смеси, сплавы.

  1. Задачи по планиметрии.

В результате занятий учащиеся:

Должны знать:

  • Основные методы решения уравнений и неравенств с модулем;
  • Основные методы решения уравнений и неравенств с  параметром.
  • Основные типы сюжетных задач и приёмы их решения.

Должны уметь:

  • Применять изученные методы и приёмы при решении уравнений и неравенств с модулем.
  • Применять изученные методы и приёмы при решении уравнений и неравенств с параметром.
  • Применять изученные методы и приёмы при решении сюжетных задач различных типов.

Учебно-тематический план.

п/п

Содержание.

Количество часов

 Всего.

Теорит.

Практ.

1

Формирование объединения «Юные математики».

2

2

2

Знакомство с  содержанием и типами заданий ЕГЭ по математики.

0,5

1,5

2

3

Тождественные преобразования иррациональных и степенных  выражений.

0,5

1,5

2

4

Тождественные преобразования тригонометрических выражений.

0,5

1,5

2

5

Тригонометрические уравнения и неравенства.

0,5

1,5

2

6

Решения рациональных неравенств.

0,5

0,5

1

7

Решения текстовых задач на проценты, материалы ЕГЭ (1 часть).

0,5

1,5

2

8

Решения текстовых задач на движение, ЕГЭ.

0,5

1,5

2

9

Решение текстовых задач на работу.

0,5

1,5

2

10

Примеры решения иррациональных уравнений, материалы ЕГЭ.

0,5

1,5

2

11

Решение показательных уравнений и неравенств, ЕГЭ

0,5

0,5

1

12

Решение логарифмических уравнений и неравенств, ЕГЭ

0,5

0,5

1

13

Модуль числа. Свойства модуля. Методы решения уравнений с модулем.

0,5

1,5

2

14

Неравенства с модулем

1

1

2

15

Уравнения с параметром.

1

1

2

16

Неравенства с параметром.

1

1

2

17

Задачи по планиметрии.

1

1

2

18

Задачи по стереометрии.

1

1

2

19

Итоговая контрольная работа по материалам ЕГЭ.

1

1

Всего:

34

Методическое обеспечение программы.

Наименование темы.

Формы занятий.

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Подведение итогов.

Формирование объединения «Юные математики».

ИКТ, презентация

Словесный, наглядный

Знакомство с  содержанием и типами заданий ЕГЭ по математики.

Беседа, практикум

Словесный,

Тождественные преобразования иррациональных и степенных  выражений.

практикум

Словесный, наглядный

Тождественные преобразования тригонометрических выражений.

Беседа, практикум

наглядный

Тригонометрические уравнения и неравенства.

практикум

наглядный

Проверочная работа.

Решения рациональных неравенств.

практикум

наглядный

Решения текстовых задач на проценты, материалы ЕГЭ (1 часть).

практикум

Словесный, наглядный

Решения текстовых задач на движение, ЕГЭ.

практикум

Словесный,

Решение текстовых задач на работу. Комбинированные задачи.

Беседа, практикум

Словесный,

Проверочная работа.

Примеры решения иррациональных уравнений, материалы ЕГЭ.

Беседа, практикум

Словесный, наглядный

Решение показательных уравнений и неравенств, ЕГЭ

практикум

Словесный,

Решение логарифмических уравнений и неравенств, ЕГЭ

Беседа, практикум

Словесный, наглядный

Модуль числа. Свойства модуля. Методы решения уравнений с модулем.

практикум

Словесный, наглядный

Неравенства с модулем

практикум

наглядный

Уравнения с параметром.

практикум

наглядный

 Уравнения и неравенства с параметром.

практикум

наглядный

Задачи по планиметрии, ЕГЭ.

практикум

наглядный

Задачи по стереометрии, ЕГЭ.

практикум

наглядный

Итоговая контрольная работа по материалам ЕГЭ.

практикум

наглядный

Единый государственный экзамен

Литература.

  1. Денищева Л.О., Глазков Ю.А. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ». М. Интеллект-центр, 2004.
    Дорофеев Г. И другие. «Математика. Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена за курс средней школы». М. Дрофа, 2001.
  2. Егерев В. К., Зайцев В. В., Кордемский Б. А. и др. сборник задач по математике для поступающих в вузы: учеб. пособие под ред. М. И. Сканави. 6-е изд. М: ОНИКС; Альянс-В, 2000
  3. Саакян С.М. «11 класс. Экзамен по алгебре и началам анализа». Вербум – М. 2001
  4. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы»/под редакцией Сканави М.И. М. Высшая школа, 1988
  5. «Сборник задач по математике (для поступающих в ВУЗы)». Учебное пособие – СПб, 2000.
  6. Шадрив И.П. «Материалы для подготовки к ЕГЭ по математике». Челябинск, 2002.
    Шамшин В.М. «Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по математике». Изд. 3-е. Ростов на Дону – Феникс, 2004.
  7. Шарыгин И. Ф. Решение задач: учеб. пособие для 10 кл. общеобразоват. Учреждений. М.: просвещение, 1994.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инварианты логических структур текстовых задач в школьных учебниках по математике для 5–6-х классов

В настоящее время в перечень учебников и пособий, рекомендованных МО РФ, включены несколько комплектов учебников по математике для 5-6 классов, реализующих различные авторские концепции. Учитель...

Программа «За рамками школьного учебника обществознания» для 9-х классов, реализуемого в рамках ПДОУ

Данный курс веду в рамках платных услуг. Разбираются темы, которые необходимы для успешной сдачи ГИА в новой форме....

Школьные учебники математики и принципы обучения

Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержани...

Программа курса по выбору «За рамками школьного учебника»

Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формиро...

РАБОТА С ПАРАГРАФОМ (ПУНКТОМ) УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ в рамках ФГОС

ПАМЯТКА РАБОТЫ С ПАРАГРАФОМ УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ 1.     Сосредоточься и удерживай внимание на читаемом.2.     Обрати внимание на заголовок, бегло просмотри ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по математике в 6А классе курса «За страницами школьного учебника»

Данная программа курса дополнительного образования разработана на основе УМК факультативных курсов для обучающихся 6-х классов составителя Т.С.Безлюдовой, Факультативные занятия: Математика после урок...

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЛИЧНЫМИ ФИНАНСАМИ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ И МАТЕРИАЛОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ/ОГЭ

Когда человек учится в школе, он часто не до конца понимает, зачем ему нужно знать те или иные научные законы, правила и методы и какое они имеют отношение к его будущей взрослой жизни. Как правило, и...