Математика за рамками школьного учебника.
материал (11 класс) на тему
Дополнительная образовательная программа дополнительного объединения «Математика за рамками школьного учебника».
Направленность: социально – педагогическая. Возраст детей – старший. Срок реализации – 1 год. Тип программы – адаптированная. Выполнена учителем математики I квалификационной категории Гуняковой О. В. МОУ «СОШ с. Орлов – Гай».
Данное дополнительное объединение для учащихся 11 класса относится к группе объединений, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для их углубления.
Новыми темами для учащихся являются «Уравнения и неравенства с модулем», «Уравнения и неравенства с параметрами». Для углубления знаний, полученных учащимися на уроке, предназначена тема «Текстовые задачи».
Актуальность данной программы несомненна и определяется тем, что выпускникам неизбежно придётся столкнуться с проблемой подготовки и сдачи экзамена по математике в форме ЕГЭ.
Данная программа также помогает учащимся оценить свои потребности, возможности и сделать обоснованный выбор дальнейшего жизненного пути.
Программа содержит материал необходимый для достижения запланированных целей. Она состоит из пояснительной записки, содержания, требования к учащимся, учебно-тематического плана, методического обеспечения программы и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_za_ramkami_uchebnika.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Ершовского района муниципального общеобразовательного учреждения села Орлов – Гай Ершовского района Саратовской области
Утверждаю
Директор МОУ «СОШ с. Орлов – Гай
Ершовского района Саратовской области»
_____________/Бардин В. Г.
Дополнительная образовательная программа
дополнительного объединения
«Математика за рамками школьного учебника».
Направленность: социально – педагогическая
Возраст детей – старший;
Срок реализации – 1 год;
Тип программы – адаптированная.
Выполнена
учителем математики
I квалификационной категории
Гуняковой О. В.
МОУ «СОШ с. Орлов – Гай».
Орлов – Гай
2011 -2012 учебный год
- Пояснительная записка.
«Пиши
И
Фантазируй,
Алгебру,
Геометрию
Обдуманно
Решай»
Данное дополнительное объединение для учащихся 11 класса относится к группе объединений, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для их углубления.
Новыми темами для учащихся являются «Уравнения и неравенства с модулем», «Уравнения и неравенства с параметрами». Для углубления знаний, полученных учащимися на уроке, предназначена тема «Текстовые задачи».
Цель:
- создание условий для развития логического мышления,
- математической культуры и интуиции учащихся посредством решения задач повышенной сложности нетрадиционными методами.
Задачи: - сформировать навыки использования нетрадиционных методов решения задач;
- развивать умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету для дальнейшей самостоятельной деятельности при подготовке к ЕГЭ и к конкурсным экзаменам в вузы.
Общими принципами отбора содержания программы являются:
- регулярность;
- системность;
- целостность;
- научность;
- доступность согласно психологическим и возрастным особенностям учащихся.
Актуальность данной программы несомненна и определяется тем, что выпускникам неизбежно придётся столкнуться с проблемой подготовки и сдачи экзамена по математике в форме ЕГЭ.
Данная программа также помогает учащимся оценить свои потребности, возможности и сделать обоснованный выбор дальнейшего жизненного пути.
Программа содержит материал необходимый для достижения запланированных целей.
Содержание.
- Выражения и преобразования.
Тождественные преобразования иррациональных, степенных, логарифмических и тригонометрических выражений.
- Уравнения и неравенства.
Рациональные неравенства; иррациональные уравнения; тригонометрические уравнения; показательные уравнения и неравенства; логарифмические уравнения и неравенства.
- Неравенства с модулем.
Теорема о равносильности неравенства с модулем и рационального неравенства. Основные методы решения неравенств с модулем.
- Уравнения с параметром.
Понятие уравнения с параметром, примеры. Контрольные значения параметра. Основные методы решения уравнений с параметром. Решение систем уравнений с параметрами.
- Неравенства с параметром.
Понятие неравенства с параметром, примеры. Основные методы решение неравенств с параметрами. Задачи с параметрами.
- Текстовые задачи.
Понятие текстовой и сюжетной задачи. Основные типы сюжетных задач. Решение сюжетных задач на проценты, прогрессии, движение, работу, проценты, смеси, сплавы.
- Задачи по планиметрии.
В результате занятий учащиеся:
Должны знать:
- Основные методы решения уравнений и неравенств с модулем;
- Основные методы решения уравнений и неравенств с параметром.
- Основные типы сюжетных задач и приёмы их решения.
Должны уметь:
- Применять изученные методы и приёмы при решении уравнений и неравенств с модулем.
- Применять изученные методы и приёмы при решении уравнений и неравенств с параметром.
- Применять изученные методы и приёмы при решении сюжетных задач различных типов.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Содержание. | Количество часов | Всего. | |
Теорит. | Практ. | |||
1 | Формирование объединения «Юные математики». | 2 | 2 | |
2 | Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ по математики. | 0,5 | 1,5 | 2 |
3 | Тождественные преобразования иррациональных и степенных выражений. | 0,5 | 1,5 | 2 |
4 | Тождественные преобразования тригонометрических выражений. | 0,5 | 1,5 | 2 |
5 | Тригонометрические уравнения и неравенства. | 0,5 | 1,5 | 2 |
6 | Решения рациональных неравенств. | 0,5 | 0,5 | 1 |
7 | Решения текстовых задач на проценты, материалы ЕГЭ (1 часть). | 0,5 | 1,5 | 2 |
8 | Решения текстовых задач на движение, ЕГЭ. | 0,5 | 1,5 | 2 |
9 | Решение текстовых задач на работу. | 0,5 | 1,5 | 2 |
10 | Примеры решения иррациональных уравнений, материалы ЕГЭ. | 0,5 | 1,5 | 2 |
11 | Решение показательных уравнений и неравенств, ЕГЭ | 0,5 | 0,5 | 1 |
12 | Решение логарифмических уравнений и неравенств, ЕГЭ | 0,5 | 0,5 | 1 |
13 | Модуль числа. Свойства модуля. Методы решения уравнений с модулем. | 0,5 | 1,5 | 2 |
14 | Неравенства с модулем | 1 | 1 | 2 |
15 | Уравнения с параметром. | 1 | 1 | 2 |
16 | Неравенства с параметром. | 1 | 1 | 2 |
17 | Задачи по планиметрии. | 1 | 1 | 2 |
18 | Задачи по стереометрии. | 1 | 1 | 2 |
19 | Итоговая контрольная работа по материалам ЕГЭ. | 1 | 1 | |
Всего: | 34 |
Методическое обеспечение программы.
Наименование темы. | Формы занятий. | Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса. | Подведение итогов. |
Формирование объединения «Юные математики». | ИКТ, презентация | Словесный, наглядный | |
Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ по математики. | Беседа, практикум | Словесный, | |
Тождественные преобразования иррациональных и степенных выражений. | практикум | Словесный, наглядный | |
Тождественные преобразования тригонометрических выражений. | Беседа, практикум | наглядный | |
Тригонометрические уравнения и неравенства. | практикум | наглядный | Проверочная работа. |
Решения рациональных неравенств. | практикум | наглядный | |
Решения текстовых задач на проценты, материалы ЕГЭ (1 часть). | практикум | Словесный, наглядный | |
Решения текстовых задач на движение, ЕГЭ. | практикум | Словесный, | |
Решение текстовых задач на работу. Комбинированные задачи. | Беседа, практикум | Словесный, | Проверочная работа. |
Примеры решения иррациональных уравнений, материалы ЕГЭ. | Беседа, практикум | Словесный, наглядный | |
Решение показательных уравнений и неравенств, ЕГЭ | практикум | Словесный, | |
Решение логарифмических уравнений и неравенств, ЕГЭ | Беседа, практикум | Словесный, наглядный | |
Модуль числа. Свойства модуля. Методы решения уравнений с модулем. | практикум | Словесный, наглядный | |
Неравенства с модулем | практикум | наглядный | |
Уравнения с параметром. | практикум | наглядный | |
Уравнения и неравенства с параметром. | практикум | наглядный | |
Задачи по планиметрии, ЕГЭ. | практикум | наглядный | |
Задачи по стереометрии, ЕГЭ. | практикум | наглядный | |
Итоговая контрольная работа по материалам ЕГЭ. | практикум | наглядный | Единый государственный экзамен |
Литература.
- Денищева Л.О., Глазков Ю.А. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ». М. Интеллект-центр, 2004.
Дорофеев Г. И другие. «Математика. Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена за курс средней школы». М. Дрофа, 2001. - Егерев В. К., Зайцев В. В., Кордемский Б. А. и др. сборник задач по математике для поступающих в вузы: учеб. пособие под ред. М. И. Сканави. 6-е изд. М: ОНИКС; Альянс-В, 2000
- Саакян С.М. «11 класс. Экзамен по алгебре и началам анализа». Вербум – М. 2001
- Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы»/под редакцией Сканави М.И. М. Высшая школа, 1988
- «Сборник задач по математике (для поступающих в ВУЗы)». Учебное пособие – СПб, 2000.
- Шадрив И.П. «Материалы для подготовки к ЕГЭ по математике». Челябинск, 2002.
Шамшин В.М. «Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по математике». Изд. 3-е. Ростов на Дону – Феникс, 2004. - Шарыгин И. Ф. Решение задач: учеб. пособие для 10 кл. общеобразоват. Учреждений. М.: просвещение, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инварианты логических структур текстовых задач в школьных учебниках по математике для 5–6-х классов
В настоящее время в перечень учебников и пособий, рекомендованных МО РФ, включены несколько комплектов учебников по математике для 5-6 классов, реализующих различные авторские концепции. Учитель...
Программа «За рамками школьного учебника обществознания» для 9-х классов, реализуемого в рамках ПДОУ
Данный курс веду в рамках платных услуг. Разбираются темы, которые необходимы для успешной сдачи ГИА в новой форме....
Школьные учебники математики и принципы обучения
Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержани...
Программа курса по выбору «За рамками школьного учебника»
Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формиро...
РАБОТА С ПАРАГРАФОМ (ПУНКТОМ) УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ в рамках ФГОС
ПАМЯТКА РАБОТЫ С ПАРАГРАФОМ УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ 1. Сосредоточься и удерживай внимание на читаемом.2. Обрати внимание на заголовок, бегло просмотри ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по математике в 6А классе курса «За страницами школьного учебника»
Данная программа курса дополнительного образования разработана на основе УМК факультативных курсов для обучающихся 6-х классов составителя Т.С.Безлюдовой, Факультативные занятия: Математика после урок...
СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЛИЧНЫМИ ФИНАНСАМИ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ И МАТЕРИАЛОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ/ОГЭ
Когда человек учится в школе, он часто не до конца понимает, зачем ему нужно знать те или иные научные законы, правила и методы и какое они имеют отношение к его будущей взрослой жизни. Как правило, и...