Методические рекомендации "От природы к творчеству"
методическая разработка по теме
Уважаемые педагоги дополнительного образования,
учителя технологии, воспитатели групп продленного дня,
учителя начальных классов !
Вашему вниманию представлен интересный познавательный
материал и технология составления композиций из сухих цветов, листьев,
соцветий, секреты сбора и хранения природного материала.
Используя рекомендации автора, свой творческий потенциал
вы можете создать уникальные, неповторимые произведения,
которые будут радовать вас и ваших близких.
Творите, выдумывайте! Мы ждем работы ваших воспитанников
на выставке детского творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titul.doc | 982 КБ |
1-18.doc | 781 КБ |
2-17.doc | 484 КБ |
3-16.doc | 455 КБ |
4-15.doc | 789.5 КБ |
5-14.doc | 40 КБ |
6-13.doc | 743 КБ |
7-12.doc | 776 КБ |
8-11.doc | 43 КБ |
9-10.doc | 763.5 КБ |
pril.-1.doc | 84 КБ |
pril.-2.doc | 130 КБ |
pril.-3.doc | 123 КБ |
pril.-4.doc | 105.5 КБ |
pril.-5.doc | 150.5 КБ |
pril.-6.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Уважаемые педагоги дополнительного образования,
учителя технологии, воспитатели групп продленного дня,
учителя начальных классов !
Вашему вниманию представлен интересный познавательный
материал и технология составления композиций из сухих цветов, листьев,
соцветий, секреты сбора и хранения природного материала.
Используя рекомендации автора, свой творческий потенциал
вы можете создать уникальные, неповторимые произведения,
которые будут радовать вас и ваших близких.
Творите, выдумывайте! Мы ждем работы ваших воспитанников
на выставке детского творчества.
Директор Дома детского творчества П.А. Титков
Предварительный просмотр:
Литература
- Гусакова М.А. «Аппликация», М, 1977 г.
- Белецкая Л. Б., Боброва К.А. «Флористика», Москва, 2005 г.
- Конькова Е., ст. «Искусство составлять букеты» , «Юный натуралист» № 9, 2003 г.
- Маракаев О. «Первый букет», Ярославль, 1999 г.
- Николаенко Н.П. «Композиция из цветов, «Икебана», Ташкент, 1988 г.
- Новикова Е.Ф. «Вдохновение. Аранжировка цветов. Флористика», Минск, 1994 г.
- Полунина В.Н., Капитунова А.А. «Гербарий. Составление композиций и орнамента», Москва, 2005 г.
- «Секреты домоводства», сост. Фазамот Е.В., ст. «Искусство составления букета», 1993 г.
- Соловьева А.С. «Флористика – искусство, посильное школьнику», Витебск, 1991 г.
- Черкасова С. ст. «Икебана», Журнал «Юный натуралист» № 10, 2002 г.
17
2
Предварительный просмотр:
Содержание
I. Введение …………………………………………………………………………………….4
II. Икебана …………………………………………………………………………………… 4
III. Изобразительные средства в аранжировке ……………………………………………… 5
IV. Сухоцветы и другой природный материал ………………………………………………8
V. Построение букетов и композиций из сухого материала……………………………… 12
VI. Технология сбора и обработка природного материала………………………………… 13
VII. Технология хранения природного материала ………………………………………… 14
VIII. Технология обработки основы……………………………………………………………14
IX. Алгоритм построение композиции на любой основе ………………………………… 15
X. Заключение ……………………………………………………………………………… 16
XI. Литература …………………………………………………………………………………17
3
X. Заключение
Растения долго оттачивали форму цветков, подбирали ароматы и окраску. Итогом стала гармония, которую человек стремится повторить в своем творчестве.
Природа открывает свои секреты каждому, кто внимательно и бережно относится к ней. Настоящий мастер не обрывает редкие растения, не собирает большие букеты луговых цветов, не ломает ветки молодых деревьев.
Шаг за шагом, узнавая тайны растений, человек совершенствует свое творчество. Создавая композиции, он уже не только копирует природу – он творит, фантазирует. Созданию композицией помогает умение чувствовать красоту. Общение с цветами раскрывает способности человека видеть прекрасное. Цветы делают нас добрее и лучше.
Не огорчайтесь, если что-то не получается, обязательно попробуйте еще раз, и вас ждет успех. Несложную композицию может составить каждый. Смело беритесь за дело и убедитесь, что волшебники живут не только в сказках. Успеха вам!
16
Предварительный просмотр:
IX. Алгоритм построения композиции на любой основе
Весь природный материал клеится клеем типа «БФ», «Момент».
1. Выбор места расположения композиции.
2.Для основы композиции берутся листья, лучше всего зеленые (туя, кипарис, самшит …), так как композиция выглядит более ярко на этом фоне; или искусственные листья.
3. Над листьями выкладывается кермек, гипсофила для передачи объемности композиции.
4. В центр букета помещается цветок или группа цветов.
5. Для передачи высоты композиции, усиления линии вставляются колосья, различные злаки. Вставлять, желательно, под листья туи.
6. Для передачи большей выразительности букета добавляются различные мелкие детали (колоски, мелкие сухоцветы, пижма, семенные коробочки, стручки, тысячелистник, синеголовник и др. )
7. Если необходимо, то составленная композиция в процессе приклеивания поправляется, корректируется, добавляется необходимый природный материал.
Такая последовательность работы облегчает составление композиции, но это не строгое правило. Можно смело третий пункт ставить завершающим, а при опыте 5-пункт – ставить третьим.
При работе с природным материалом используйте его разумно. Не выбрасывайте части растений, которые могут пригодиться в других композициях.
В приложениях № 5, 6, 7, 8, найдете схемы построения композиций на разных основах: на коре, на лозе, на спиле, в рамке.
I. Введение
Аранжировки из природного материала – это оригинальные композиции из живых или засушенных растений. Искусство аранжировки сходно с живописью богатством цветовой палитры, а со скульптурой – объемностью композиций.
Букеты из высушенных цветов называют зимними. Может быть, потому, что они остаются веселыми и яркими в холодное, снежное время года. Высушенные растения сохраняют свою окраску и форму несколько лет. Они не требуют большого ухода, главное – избавить их от яркого солнца. Красивая композиция из высушенных садовых и луговых цветов служит украшением комнаты весь год: весной и летом, осенью и зимой. Такие букеты стали в последнее время очень популярны для украшения интерьера в холлах, коридорах служебных зданий, учебных заведений, офисах, др. Декоративный сухой материал часто незаменим, особенно в тех местах, где мало света и где горшечные растения не выживают. И, конечно же, в квартире тех, кто любит природу, вы всегда увидите это трогательное «воспоминание о лете».
В композиции часто включают сухоцветы. Наряду с ними можно использовать любой материал, который подскажет вам фантазия. Скромная сухая ветка дерева, красивый гриб-трутовик, несколько ярких цветков создадут прекрасный миниатюрный пейзаж. Комбинируя растения леса и сада, природные материалы, можно получить оригинальные сочетания.
Из высушенных растений интересно создавать цветы, не существующие в природе, и составлять из них фантастические композиции.
Так вы выступите в прекрасный мир красоты и творчества!
Творчески работая с природным материалом, человек обретает как бы второе зрение: в каждом цветке, травинке он учится видеть неповторимую красоту, образ. Он почувствует себя частицей прекрасной и вечной Природы и по-новому, более эмоционально, «сердечно» будет воспринимать её, бережно к ней относиться. Работать в соавторстве с великой и доброй художницей – Природой – огромное счастье. Она щедро одаривает творца поистине неисчислимым количеством растений, природным материалом с разнообразнейшими формами, цветовыми оттенками, активной динамикой. Этот материал вызывает образные ассоциации, активизируя творческий процесс.
Трудно переоценить воспитательное значение искусства аранжировки и флористики, особенно для детей и молодежи. К слову, в Японии аранжировка цветов обязательный предмет в школьной программе. Японцы утверждают, что у человека, который занимается аранжировкой цветов, формируется «цветочное сердце», и это бесспорно: цветы своей красотой, нежностью, тонким ароматом благотворно действуют на психику человека, делая его мягче, добрее.
II. Икебана
Об этом уникальном явлении в мировой культуре можно говорить много. Зная, основные принципы и правила построения икебаны, легко соберешь и букет, и композицию, которые будут радовать своей красотой и неповторимостью.
Итак, икебана - это особое искусство составления композиции. Где главным становится один цветок. Остальные элементы дополняют и подчеркивают совершенство его окраски и формы. Букет становится предметом созерцания, наслаждения красотой. На передний план выходит не сочетание красок и соцветий, а отражение многообразия жизни.
В Японии, откуда пришло к нам это искусство, икебане отводят главное место в доме. Гость, прежде чем обратиться к хозяину жилища, должен приветствовать растение. Этим он выказывает уважение к природе и дому. Смотреть на композицию мимоходом, сбоку, заглядывать внутрь вазы считается неприличным. Человек должен созерцать «картину», начиная снизу, медленно переводя взор к её верхушке. Рассмотреть основание букета гость может только после специального разрешения хозяина дома.
Составление икебаны – сложное занятие. В этом искусстве отражаются традиции, мифы и религия японцев. Закрытые бутоны олицетворяют возрождающуюся жизнь и будущее, полураскрытые бутоны и свежие листья характеризуют настоящее, а распустившиеся цветки и сухие листья – прошлое.
В каждой композиции есть три главных элемента. Один из них символизирует небо (син), второй – человека (сое), третий – землю (хикае).
Длина этих линий строго определена, хотя расположение произвольно. На плоскости они образуют важнейший элемент икебаны – несимметричный треугольник. Символическое значение в икебане имеют отдельные растения, их сочетания и число.
Предварительный просмотр:
Рассмотрим немного по подробней общепринятые условные обозначения главных элементов икебаны. Син- небо – это самый высокий, сильный элемент. Сое – человек – это средний элнмент. Хикае – земля – это самый короткий элемент в аранжировке. Каждый элемент может иметь «помощников», которые называются дзюси или асираи. Они усиливают звучание своих «хозяев» и поддерживают их.
Условные обозначения:
○ - син ◘ - сое ▲ - хикае
Дзюси обозначают знаком Т.
Длина основного элемента син определяется величиной вазы (во всех стилях).
Син = h (высота вазы) + d (диаметр) х 1,5 – 2;
Сое = 2/3 длины Син;
Хикае = 1/3 длины Син, или ½ длины Сое
(Схему определения длины основных элементов смотреть в приложение №1).
Дзюси не должны быть длиннее, ярче (если это цветы) своих «Хозяев».
Форма композиции определяется положением (углом наклона) основной линии син. В разных стилях они рассматриваются по различным вариантам форм: прямостоячую, наклонную, каскадную (свисающую) и состоящую из двух частей (морибана).
Свободный стиль икебаны наиболее творческая индивидуальная аранжировка, в которой автор может пренебречь традиционными правилами построения композиций во имя более полного выражения своего замысла. Эти композиции обычно блещут новизной благодаря использованию нетрадиционных материалов, размещению материала в неожиданном сочетании или ракурсе.
При составлении композиций в свободном стиле икебаны следует помнить, что говорят японцы: «Глаза и сердце не должны быть в плену у правил».
III. Изобразительные средства в аранжировке
Каждый вид искусства – музыка, поэзия, живопись, балет и др. – имеет свой арсенал выразительных средств, свойственных только ему. Аранжировка цветов – это синтез декоративно-прикладного и изобразительного искусства. И она также имеет свои выразительные средства.
Важнейшие из них – цвет, линия, форма, пропорции, ритм, контраст, поверхность материала, ваза. Все они должны правильно соотноситься друг с другом, образуя гармонию.
Линия
Линия – самый экспрессивный, неисчерпаемый и богатый выразитель красоты. Она имеет направление, она течет, движется, ограничивает и создает форму произведения, его качество. Она придает композиции динамику, демократичность, выразительность.
Определяют основные линии – горизонтальные, вертикальные, диагональные.
Горизонтальные линии – символ основательности, фундамента, земли, плоскости, тяжести, чувства покоя и тишины.
Вертикальные линии – выражение «лучистости», высоты ( восхождения к солнцу, свету), тепла, роста, величия, торжественности.
Диагональные линии бывают восходящими – активными и нисходящими пассивными. Восходящие ассоциируются с надеждой, стремлением, упорством, оптимизмом, взлетом, подъёмом, нисходящие - с грустью, тоской, бессилием, поклонением.
Линии (горизонталь, вертикаль, диагональ) могут быть прямыми и «беспокойными», то есть со множеством динамичных оттенков: волнистые, спиральные, ломаные, напряженные, зажатые, «нервные», жесткие, нежные, изящные, а также весело или причудливо извивающиеся.
Разные формы линий, их направление это элементы выразительности. Их эстетическое воздействие, эстетическая ценность обязательно учитывается при работе над произведениями (смотреть приложение №2 «Линии в композиции»).
VII. Технология хранения природного материала
Высушенные растения довольно ломкие. В результате неправильного хранения они могут сильно пострадать. Чтобы этого не случилось, разложите цветы по картонным коробкам. Для каждого вида материала отведите собственную емкость ( коробку) и подпишите её.
В сухих, прохладных и хорошо проветриваемых помещениях растения могут храниться несколько лет. При большой влажности воздуха растения начинают темнеть и покрываться плесенью. При большой сухости воздуха растения пересыхают и становятся очень ломкими и хрупкими, а соцветия колосков рассыпаются. Помните об этом.
Цветы, засушенные в подвешенном состоянии, можно закрыть марлей и оставить висеть в сухом месте.
Если вы хотите дольше сохранить растения, не допускайте попадания на них прямых солнечных лучей. Некоторые цветы при хранении могут помяться. В этом случае подержите их над паром, расправьте лепестки кисточкой или палочкой.
Листья деревьев и кустарников хранить лучшие всего в бумажных конвертах, для каждого вида – свой отдельный конверт, для удобства подпишите их.
Стручки, шишки, крылатки деревьев храните отдельно.
VIII. Технология обработки основы
Итак, изучив секреты составления композиций из высушенного материала, разнообразие сухоцветов и природного материала, остается рассмотреть основы композиций. Ими может быть все, что подскажет вам фантазия, - бумага, сухие ветки, кора, грибы-трутовики, коряги, спилы, плетенки из лозы, пластинки, корзиночки и многое другое.
Рассмотрим по подробней некоторые их них.
Основа – кора. Заготовка коры делается в сухую погоду. Кора собирается с срубленных или сухих деревьев. Ломается до нужных размеров, очищается от лишних частей.
Определяется расположение композиции на коре, а затем с обратной стороны клеится кусочек картона с ниткой – петелька. Петелька не должна выходить за пределы коры. Кора готова к работе.
Основа – спил. Спил лакируется бесцветным мебельным лаком с той стороны, где он гладкий, ровный и наиболее красивый. Если необходимо, то полоска коры очищается. Спил должен хорошо просохнуть. Далее определяется место расположения композиции на спиле и с обратной стороны наклеивается петелька. Спил готов к работе.
Основа – лоза. Лоза - это ивовые прутья. Прутья лучше использовать плакучей ивы, т.к. они имеют одинаковую толщину древесины на довольно большом расстоянии. Заготовка лозы происходит 2 раза в год: в осеннюю и весеннюю обрезку деревьев. Сразу после сбора их чистят: снимают ножницами кору до белой древесины. Очищенный прут сгибают в петельку так, чтобы толщина обоих концов была приблизительно одинакова. Слишком тонкий прутик отрезают. Петельку из лозы обматывают нитками и завязывают на узелки. Таким образом, делается нужное количество петелек. Все петельки должны быть приблизительно одинаковой толщины древесины, но различные по размеру петелек. Далее нужно расположить эти петельки так, чтобы получился красивый рисунок основы. Концы петелек при этом будет накладываться один на один, под эти концы кладется кусочек картона и заливается клеем (типа «Момент», Уникум», «Феникс», «Марс», «БФ»). Можно пришить петельки нитками, закрепив их на картонке. Места переплетения петелек в основе закрепляются двумя узелками ниток (воизбежания распада основы). После высыхания клея лоза готова к работе (смотреть приложения №4 «Образцы основ из лозы»).
Если необходима окраска лозы, то это происходит до сбора петелек в основу. Каждая петелька окрашивается по отдельности и по мере высыхания собирается в основу. Окраску можно производить тушью, гуашью или акварельными красками, но при этом добавить немного клея ПВА. Клей добавляется для того, чтобы прочной была окраска.
Основа – рамка. Рамки заранее покрывают мебельным лаком, дают хорошо просохнуть и только после этого подбирают необходимый фон для будущей композиции. Для фона можно использовать цветной картон, бархатную бумагу, однотонную ткань и др. Фон вырезают размером чуть меньше, чем сама рамка. Приклеивают клеем ПВА. Определяют, где будет располагаться композиция и с обратной стороны наклеивают петельку. Рамку необходимо положить под небольшой пресс, т. к. при высыхании клей может «повести» рамку. После того, как рамка просохнет, она готова к работе.
Предварительный просмотр:
VI. Технология сбора и обработки природного материала
Любые растения, а так же листья деревьев и кустарников, собираются в сухую ясную погоду, ближе к полудню. Собранные в дождь растения после сушки становятся некрасивыми – чернеют и начинают осыпаться.
Высушить некоторые растения очень просто. Достаточно срезать их с цветками, удалить лишние листья, связать в большие пучки и подвесить вниз головками. Так сушат и злаки. Такой способ сушки называется естественный. Такие растения, как лунник, физалис, ворсянка можно сразу поставить в вазу без воды.
Место для сушки нужно выбрать сухое и теплое, чтобы растения быстрее «отдали» влагу. Для этих же целей необходимо проветривание. Помещение должно быть темным: солнечный свет лишит многие цветы свойственной им окраски.
При таком способе сушки хорошо сохранят форму и окраску сухоцветы – акроклинум, аммобиум, гелихризум, статице, а также амарант, гипсофила, дельфиниум, злаки, молюцелла, синеголовник, мордовик, тысячелистник, пижма, физалис, целозия. Так можно засушивать бутоны и семенные коробочки.
Часто уже через две недели многие цветы можно использовать для составления композиций.
Для плоских картин, аппликаций, панно вовсе не обязательны объемные растения. В этом случае цветы и листья высушивают под прессом.
Срезанное растение аккуратно раскладывают на газетном листе лишние листья и веточки удаляют. Мелкие цветки можно высушить целиком, а крупные разделить на части. На газету с растением и под нее укладывают несколько слоев бумаги.
Всю стопку газет помещают между фанерными листами. Сверху на них устанавливают груз (это могут быть гири, емкости с водой и др. тяжелые предметы).
Растения ежедневно (можно реже) просматривают и меняют влажную бумагу. В теплом и проветриваемом месте растения высохнут через дней десять. Чтобы цветки сохранили окраску, нужно постараться как можно быстрее высушить растения. Для этого влажные газеты чаще меняются на сухие.
Растения, высушенные под прессом, долго сохраняют свой цвет и форму. Таким способом легко высушить анютины глазки, мак, незабудки, гвоздики и др.
Листья деревьев и кустарников можно засушивать с помощью горячего утюга. Этот способ называют термическим. На слой пористой бумаги кладут лист растения, накрывают его бумагой и проглаживают горячим утюгом. Затем лист передвигают по бумаге на новое место и снова проглаживают. Через некоторое время листья высыхают, сохраняя окраску.
Сохраняется объемная форма соцветий цветов при заслушивания в песке, вате, манной крупе. Но эти способы не так популярны.
Цвет
С древнейших времен известно, что эмоциональное воздействие цвета на человека огромно. В настоящее время ученые многих стран, экспериментального изучая воздействия цвета на психику человека, дают рекомендации практического его использования во всех областях человеческой деятельности. В производственной сфере его используют как средство оптимизации производства – для повышения производительности труда, ослабления чувства усталости; в медицине - как средство психотерапии – успокаивающее, создающее оптимистическое настроение и способствующее выздоровлению.
Оформляя зоны отдыха, интерьеры помещений, художники с помощью цвета создают необходимую обстановку: для динамичного, активного время провождения используют контрастные, яркие сочетания, а для тихого спокойного отдыха – мягкие, нежные оттенки.
В аранжировке, как и в живописи, значение цвета как элемента красоты, активного выразительного средства – очевидно. В букетах и композициях их живых цветов он, как правило, господствует.
Как известно, цвета (колеры) разделяют на две группы: ахроматические (белый, черный и серый) и хроматические (все остальные). Определенный цвет предмета возникает при отражении им падающего на него света. Если мы видим красный цвет, это значит, что тело отражает красные лучи, а остальные поглощает; фиолетовый поглощает все цвета, кроме фиолетового, и т. д. Только ахроматические цвета – черный и белый – ведут себя «категорично». Белый все цвета отражает, черный – наоборот, все поглощает. Серый отражает свет в зависимости от соотношения в нем белого и черного.
Чем сильнее свет, тем ярче, «звонче» цвет. К вечеру любой цвет становится темнее, вплоть до черного. Белый цвет всегда «вбирает» в себя цвет освещающего его цветового света.
Искусственный свет в большей или меньшей степени искажает естественные тона. Особенно это свойственно «дневному» свету – люминесцентному.
Лучше отражает свет (предметы выглядят ярче), если лучи падают прямо, хуже – если под углом. Матовая поверхность хуже отражает свет, чем гладкая, блестящая. Из этого следует, что при аранжировке необходимо учитывать освещение. Удачное освещение или умелая, целенаправленная подсветка может дать дополнительный эффект.
Все существующие в природе цвета образуются путем смешивание во всевозможных колористических и количественных сочетаниях трех основных цветов: красного, желтого и синего. Созданные природой живые цветы безупречны по своим цветовым сочетаниям. Объединяя их в цветочное произведение, можно создавать гармонию, когда цветовое сочетание воспринимается положительно, или дисгармонию, когда оно вызывает неудовлетворенность, внутренний протест. Для определения гармоничного сочетания разных колеров пользуются колориметрическим кругом, состоящим из 6, 12 или 24 секторов.
Рассмотрим шестисекторный колориметрический круг (смотреть приложение №3). Контрастными гармоническими сочетаниями являются цвета, расположенные друг против друга: синий – оранжевый, красный – зеленый, желтый – фиолетовый. Допустимы сочетания секторов через один. Дисгармоничным в данном колориметрическом круге считается сочетание окраски соседних секторов. Ахроматические цвета (белый, черный и все оттенки серого) в цветовом круге отсутствуют, но играют важнейшую роль. Белый цвет «разбеливает», осветляет, «веселит» любой другой, черный наоборот, затемняет любой хроматический, делает его более мрачным, торжественным. Гармония оттенков одного цветного тона разной интенсивности, полученных путем добавления белого цвета к основному цветовому тону (например, от красного до розового, от синего до голубого), никогда не приводит к дисгармонии. Это сочетание воспринимается как нежное, спокойное.
Умело используя психологическое воздействие цвета на человека, можно придать произведению из цветов определенное настроение, выразить чувства, создать образ, так как при его восприятии возникают довольно ощутимые ассоциации, которые по своей природе можно разделить на следующие группы.
- Физические ассоциации (ощущение массы) легкие, воздушные – белый, светлые тона, тяжелые, давящие – черный, темный тона.
- Температурные ассоциации: теплые, горячие – желтый, оранжевый, красный тона; холодные – голубой, синий, зеленый тона.
- Пространственные ассоциации: выступающие- светлые, теплые тона; отступающие, глубокие – темные, холодные тона.
- Акустические ассоциации: громкие, звонкие – яркие, насыщенные тона; тихие, музыкальные – светлые, приглушенные тона.
Предварительный просмотр:
От ассоциативного восприятия цвета возникли и некоторые общепринятые правила построения произведений из цветов. Светлые, зрительно легкие цветы ставят вверху над крупными, темными или впереди них. Темные, холодные тона (зрительно тяжелые, отступающие) располагают на заднем плане, создавая фон, или ставят внизу, чуть в стороне отдельной группой, не акцентируя на ней внимание. Из теплых тонов обычно создают доминанту. Конечно, отступления от правила в связи с определенным замыслом возможны.
Из вышесказанного следует, что при аранжировке цветов необходимо учитывать их цвет и правильно использовать его как изобразительное средство в соответствии с его ассоциативным восприятием.
Доминанта
В любом произведении из цветов должен быть господствующий элемент, приковывающий взгляд в наибольшей степени. Этот элемент – доминанта. В то время как два или более равноценных по выразительности элемента в композиции рассеивают внимание зрителя и разрушают впечатление единства, доминанта создает его.
В букете доминанту иногда называют геометрической, или фокусной, точкой.
Часто это один крупный цветок или группа цветов более интенсивной окраски, расположенная посередине и внизу букета. В композиции, где автор реализует свой замысел, создал образ, настроение, доминанта расположена там, где она необходима по замыслу. Все другие элементы подчинены ей и усиливают ее звучание. Создавая образ, тщательно подбираем выразительный материал и используем, если надо, такие выразительные средства, как контрастное сочетание цвета, объема, фактуры, используем порой самый неожиданный материал, располагаем их в необычных ракурсах. Выразительность доминанты может быть очень утонченной или же «кричащей», ярко контрастирующей с окружающим ее материалом. Выразительность композиции в основном зависит от доминанты.
Структура поверхности аранжировочного материала.
Структура поверхности аранжировочного материала, если она усилена цветом и соответствующим освещением, может быть выразительным элементом композиции. Зрительно мы оцениваем структуру поверхности как твердую - мягкую, грубую – нежную, блестящую – матовую, гладкую – шероховатую, колючую – шелковистую со многими вариациями. При этом возникают всевозможные ассоциации – как образные, так и материальные. В соответствии с замыслом и ассоциативным восприятием аранжировщик подбирает материал для композиции.
Форма
Контурная линия, определяющая форму произведения из цветов, - один из элементов выразительности и красоты. Подбирая растения для аранжировки, необходимо исходить из того, что каждое из них имеет совершенную форму, свой силуэт. И очень важно при составлении композиции подобрать форму, позволяющую растениям максимально выразить свою красоту, индивидуальность, характер.
Баланс, равновесие
Симметричный букет вызывает ощущение покоя, уравновешенности, величавости. Но симметрия не задерживает внимание на длительное время из-за отсутствия динамики. Слегка асимметричные букеты также могут вызвать чувство уравновешенности, если центр тяжести у них зрительно устойчив и очевиден. Чем более динамичны композиции и асимметричны букеты, тем больший интерес и более сильные эмоции они вызывают.
Контраст
Если в композиции или букете необходимо акцентировать внимание на каком то предмете, усилить его звучание, то используют контрастные сочетания – цветовое, когда например, звучание белого цвета усиливают красным или черным; фактурное, когда грубая фактура подчеркивает очарование нежной; размерное, когда величина большого элемента подчеркивается сопоставлением с маленьким.
В зависимости от замысла или назначения цветочного произведения, а также от вкуса автора контраст может быть ярко выраженным или едва заметным.
Место аранжировки в интерьере
Большое значение для правильного восприятия цветочных произведений имеет место их расположения в интерьере и пропорциональное соотношение с помещением и окружающими предметами. Очень важны для букета и композиции фон и освещение. Пестрый фон, яркие детали интерьера, неудачное освещение могут «убить» и самое удачное произведение из цветов, и наоборот: удачный по колориту фон, незатейливый интерьер, целенаправленное освещение будут активно работать на него. Поэтому при выборе места, как для букета, так и для композиции, надо учитывать все факторы.
V. Построение букетов и композицией из сухого материала
Правила построение букетов и композицией из сухоцветов и природного материала такие же, как и для произведений из живых цветов: цветовая гармония, взаимная «вежливость» всех компонентов, соблюдение пропорций, ритма, равновесия. Однако в зимнем букете, а особенно в композиции, есть своя специфика: если в произведении из живых цветов основное изобразительное средство – чаще всего цвет, то в зимнем доминирует линия. Она придает, декоративность, поэтому подбор или изготовление красивых, выразительных, работающих на замысел автора линий (веток, злаков, метелок и т. д. ) важнейшее условие. Особенно интересны небольшие букеты и композиции – миниатюры из сухоцветов и природного материала. В крупных композициях мелкие сухоцветы лучше объединить в «соцветия» - пучки ( в группу цветов). Для передачи объёмности используется гипсофила, кермек, частуха, это придаёт композиции воздушность, нежность.
Наиболее популярны настенные (подвесные) цветочные произведения из сухого материала. Сухой материал хрупок (легко ломается, осыпается, цепляется), поэтому композиции рекомендуется располагать в таком месте, где их никто не заденет. Желательно композиции не вешать на прямые солнечные лучи, воизбежания быстрого выгорания сочных красок природного материала.
Для подвесных композиций очень важен фон… Хорошо подобранный, он подчеркивает, высвечивает красоту линий, графичность букета, а на пестрых обоях, мозаике работа может зрительно деформироваться. Фон надо подобрать в соответствии с цветом используемого материала.
Для фона можно использовать куски коры, пластинки, спилы (срезы деревьев под углом), наклеенную на картон бархатную бумагу или ткань, цветной картон нужного цвета. Используют также плетеные коврики из лозы, соломы, сухарницы, мелкие корзиночки и т. д. Особенно популярны композиции из сухоцветов и природного материала, смонтированные в рамках. Рамки можно сделать самим из коряжек подходящей формы, сучьев, шпона или купить готовые. Аранжировку в рамке делают чаще вертикальной, но можно расположить и по диагонали. Такая композиция, как правило, асимметрична. Располагают материал в нижнем углу или в двух точках по углам (по диагонали), реже в центре. Злаки, цветы могут выходить за границы рамки, элегантно свешиваться вниз, но не сильно, так как при транспортировке могут обломиться. Не менее половины площади в рамке должен занимать «воздух» - открытый фон, подобранный в соответствии с цветовой гаммой имеющегося аранжировочного материала.
Предварительный просмотр:
ЦЕЛОЗИЯ ГРЕБЕНЧАТАЯ - свето - и теплолюбивое, засухоустойчивое растение. Стебли прямостоячие, часто сросшиеся, сочные. Цветки мелкие, собраны в массивные, плотные соцветия, напоминающие петушиный гребень. Ценится за оригинальность ярких соцветий. Рекомендуется для клумб, рабаток и сухих букетов. Посев: март – начало апреля в ящики или теплые парники на рассаду, или посевом семян в грунт. Всходы дважды пикируют. В открытый грунт рассаду высаживают после окончания заморозков на расстояние 15-20 см друг от друга на теплые, солнечные места, защищенные от ветра с плодородной, умеренно увлаженной почвой. Цветение с июля до заморозков.
ГИПСОФИЛА БЕЛАЯ - растение в лёгких эффектных метелках на тонких стебельках. Цветки белые, мелкие, махровые образуют пышное облако. Листья узкие, серовато-зеленые. Цветение обильное и продолжительное. Растение предпочитает сухие открытые солнечные места. Морозостойкое. Используют для бордюров, каменистых горок, а также для цветочных аранжировок летних и зимних букетов.
ГИПСОФИЛА МНОГОЛЕТНЯЯ – многолетнее растение высотой 90 с метелками, собранными в легкие эффективные соцветия. Цветки у гипсофилы простые, махровые и полумахровые. Гипсофила широко используется для оформления цветников и рабаток, а также в срезанном виде для аранжировки со свежими цветами и в зимние букеты. Семена высевают в открытый грунт. Семена у гипсофилы мелкие, поэтому при посеве их нельзя заглублять в почву. Всходы появляются через 10-15 дней с момента посева семян. Всходы прореживают, оставляя между растениями расстояния 20-25 см. Цветение обильное начинается на второй год в июле – августе.
ГИПСОФИЛА РОЗОВАЯ - стелющееся растение образует плотный кустик. Цветки телесно-розового оттенка, довольно крупные, махровые образуют пышное облако. Листья узкие, серовато-зеленные. Растение предпочитает сухие открытые солнечные места. Морозостойкое. Используют для групповых посадок бордюров, каменистых горок, а также для цветочных аранжировок летних и зимних букетов.
ГОНИОЛИМОН ТАТАРСКИЙ БЕЛЫЙ - красивый куст с пышными облаками мелких цветков. Листья крупные темно-зеленые. Ажурные соцветия мельчатой формы. Растение неприхотливое к условиям выращивания, может расти на бедной, каменистой почве. Предпочитает солнечные места. Используют для клумб в центре композиции, миксбордеров, в рокариях, прекрасный материал для зимних букетов.
СИНЕГОЛОВНИК - многолетнее растение высотой 60 –70 см., с цельными кожистыми листьями и синими цветками в цилиндрических головках. Цветет в июле- августе. Хорошо растет на открытых, солнечных участках с легкой песчанистой почвой. Засухоустойчив. На одном месте растет не менее 5 лет. Семена высевают под зиму. Весной всходы прореживают на расстоянии 30-40 см. Цветет на второй год. В конце сезона рекомендуется обрезать стебли по корень. Используют для украшения цветников и для зимних букетов.
ФИЗАЛИС – многолетнее растение высотой 60 см. с темно-зелеными заостренными листьями. Цветки белые, невзрачные. Физалис цениться за свои красно-оранжевые обертки, которые обрамляют вишнеобразные красные плоды. Физалис прекрасно смотрется в зимних букетах. Семена высевают на рассаду в апреле – мае в ящики. Всходы появляются через 20-30 дней. Сеянцы через 2-3 недели пикируют в горшочки, а когда минует опасность заморозков, высаживают на постоянное место. Растения зацветают в августе и в сентябре готовы для срезки в букеты.
МОНАРДА ДВОЙЧАТАЯ - яркие ароматные соцветия монарды создают эффектную поляну, красочный миксбордер или клумбу. Это прекрасная срезка. Её разноцветные «вихрастые» соцветия на крепких высоких стеблях долго стоят в вазе. Душистые листья применяют как пряность. Легко выращивается на солнце или легкой тени на любой садовой почве. Осенью растение украшают оригинальные коричневые головки с семенами, которые очень декоративны и используются как сухоцветы.
ТЫСЯЧЕЛИСТНИК - декоративное обильно-цветущие растение. Соцветия многочисленные, махровые, собраны в щитки. Цветки карминно-розовые. Растение светолюбивое, зимостойкое. Предпочитает слегка увлажненные, питательные, известкованные почвы. На одном месте растет 4-5 лет. Размножают семенами и делением куста. Используют для создания живописных массивов и групп, для срезки и зимних аранжировок.
ВОРСЯНКА – двулетник. Достигает высоты 170-200 см. Стебель ребристый с острыми шипами. Нижние листья собраны в розетку, продолговато-яйцевидное; стеблевые – супротивные, продолговато-ланцетные, срастающиеся основаниям. Соцветие – головка длиной до 8 см. окружено снизу листочками обертки. Ложе соцветия удлиненное, пусто покрытое жесткими прицветными чешуями в виде крючковатых щетинок, выдвигающихся над цветками. Для зимнего букета срезают в начале цветения.
ЛУНАРИЯ, лунник, лунница. Двулетник. Высотой растения 70-90 си. Цветки белые или фиолетовые. Плоды – стручки крупные, после созревания семян оставляют прозрачные пергаментовидные перегородки размером до 5 см. Они и придают декоративность растению. Срезать лучше всего в конце августа - начале сентября. Когда стручки подсохнут, осторожно, чтобы не повредить нежную перегородку, снимают верхние створки и семена.
Ваза – важнейший элемент цветочной композиции, поэтому необходимо с особой тщательностью подбирать ее по форме, цвету, фактуре. Правильно выбранная ваза позволяет создать в букете созвучие, единство между растениями и сосудом. Сосуд должен подчеркивать красоту цветов, форму букета или, напротив быть нейтральным, незаметным. Тональности ваз белого, черного, коричневого, темно-зеленого колеров хорошо гармонируют со всей гаммой тончайших оттенков, присущих цветам. К вазам другого цвета необходимо подбирать материал, гармонирующий или контрастирующий с ними по тону. Цветовой декор на вазе может быть одного, двух колеров, сочетающихся с аранжировочным материалом. Осторожно следует относиться к ярким или богато декорированным вазам. Сами являясь произведениями искусства, они отвлекают внимание от букета или композиции, а то и подавляют их.
Для аранжировки используют вазы, самые разнообразные по форме высокие или средние – бокаловидные, цилиндрические, конусообразные, расширенные внизу или вверху, прямоугольные, фантазийные низкие – в виде чаш, подносов, прямоугольные, круглые и т. д.
Кроме ваз, специально предназначенных для цветов, можно использовать столовую посуду: блюда, салатницы, фужеры. Особенно уместны такие «вазы» при оформлении праздничного стола. Часто при оформлении композиции или для создания оригинального букета незаменимыми оказываются самые неожиданные вещи: шкатулки, корзиночки, камни, коряги, сухарницы и даже детские игрушки.
Лучшие вазы для зимних букетов, несомненно, из природного материала. Часто только условно можно назвать их вазами: это куски коры, грибы-трутовики, причудливые коряжки, стебли крупных растений, а также плетенки из лозы, соломки и др.
Вазы из природного материала всегда отлично гармонируют с сухим материалом, а в композиции, как правило, являются активным изобразительным элементом благодаря многообразию форм и фактуры.
IV. Сухоцветы и другой природный материал
В этой главе более подробно рассмотрим используемый природный материал и сухоцветы, которые можно вырастить на своем участке.
Некоторые растение называют сухоцветами. Но разве могут они быть сухими? Конечно, нет. Любое даже самое «засушенное» на вид растение содержит воду, которая необходима для его жизни. Вода, поднимаясь от корней к листьям, «разносит» питательные вещества, поддерживает форму растения, защищает его от палящих солнечных лучей. Удивительны «хитрости», на которые идут растения, чтобы сохранить влагу. Толстые и мясистые стебли, колючки вместо листьев, опушённость и восковой налет, листопад – все это не случайно.
Одни растения содержат в себе большое количество воды, плохо переносят ее потерю и поэтому непригодны для высушивания. Другие пропускают через себя большое количество воды, но содержат её в себе совсем немного. Это всем известные гипсофила, злаки, пижма, тысячелистник и сухоцветы.
Соцветия сухоцветов даже во время их роста действительно выглядят «засушенными». Родом из жарких стран, растения «решили» экономить влагу на своих цветках, которые от этого приобрели особую прелесть. Листья и стебли сухоцветов такие же, как у обычных растений.
Эти растения быстро и легко сушатся, не теряют форму и окраску цветков. В букетах и композициях сухоцветы сохраняются красивыми несколько лет, за это цветы называют бессмертниками. Каждый их них имеет собственное имя – акроклинум , аммобиум, гелихризум, статице… Попробуем выяснить, что скрывается под этими сложными названиями.
Акроклинум, аммобиум, гелихризум – родственники одуванчика. В диком виде они растут в Австралии.
АКРОКЛИНУМ – растение относится к группе сухоцветов. Красивые белые и розовые цветки похожи на маргаритки, сидят на тонких стеблях. Лепестки цветов по структуре напоминают сухие, шуршащие соломки. Цветы для засушивания срезают почти раскрывшиеся. Растение светолюбивое, холодостойкое. Очень долго и обильно цветет.
ГЕЛИХРИЗУМ – растение с цветочными головками в многорядной оболочке из сухих пленчатых чешуек. Используют в различных цветниках и на срезку. Очень долго сохраняются в воде. Гелихризум широко используется для составления зимних букетов. При сушке соцветий они не изменяют своего цвета. Растение теплолюбивое, поэтому его надо предохранять даже от небольших заморозков. Выращивают как через рассаду, так и прямым посевом в грунт. Хорошо растет на рыхлых дренированных почвах. Уход за растениями в период вегетации состоит только из прополок и поливов.
Предварительный просмотр:
МОЛЮЦЕЛЛА – однолетнее растение высотой 60- 65 см. Цветки белые, окружены большими зелеными чашелистиками, сросшимися в виде раструба. Используется для аранжировки букетов, обладает приятным запахом. Молюцеллу можно использовать и для зимних композиций, для чего необходимо срезать стебли с полностью раскрывшимися «граммофонами» и высушить их. Семена высевают на рассаду в начале апреля или в открытый грунт в середине мая и заделывают их на глубинку 5-10 мм. Всходы появляются через 15-20 дней. Цветение начинается через 40-50 дней после появления всходов.
ГОМФРЕНА ШАРОВИДНАЯ – тепло и светолюбивое, засухоустойчивое растение. Стебель сильноветвистый, образующий кустики. Цветки мелкие, с пленчатыми прицветниками, собраны в очень декоративные округлые головчатые соцветия, расположенные на концах стеблей. Используется для оформления клумб, бордюров и как горшечная культура. Засушенные соцветия очень эффектны в зимних букетов, так как хорошо сохраняют яркую окраску и форму. Посев: март – начало апреля в ящики на рассаду или в открытый грунт в конце мая. Рассаду высаживают в открытый грунт в начале июня с расстоянием между растениями 15-20 см. Предпочитает солнечные места с рыхлой, питательной почвой. Цветет с июля до заморозков.
КСЕРАНТЕМУМ - красивоцветущий сухоцвет. Неприхотливое, холодостойкие травянистое растение с сильноветвистым стеблем. Одиночные соцветия – корзинки располагаются на длинных цветоносах. Особую декоративность соцветия придают крупные, ярко окрашенные, пленчатые лепестки - обертки. Рекомендуется для зимних букетов, оформления работок и миксбордеров. Посев: Апрель – в ящики на рассаду или май – посевом в открытый грунт с последующим прореживаем. В открытый грунт рассаду высаживают в начале июня на расстояние между растениями 20-30 см. Предпочитает хорошо освещаемые солнцем места с легкой, песчаной почвой. Для зимних букетов соцветия срезают в начале цветения, связывают пучками и высушивают в прохладном, темном месте, «головками» вниз.
АММОБИУМ – растение дает многочисленные цветоносы из прикорневой розетки. Мелкие белые цветки с желтым центром собраны в соцветия-корзинки диаметром около 1,5 см. Цветение обильное и продолжительное. Растение холодостойкое, светолюбивое и засухоустойчивое. Почвы легкие, песчаные. Используется для срезки и зимних букетов.
СТАТИЦЕ – сухоцвет. Растения теплолюбивы, светолюбивы, засухоустойчивы, хорошо растут на рыхлых некислых почвах. Выращиваются семенным и рассадным способами. Основное использование для аранжировки.
Растение степей и песчаных лугов - статице имеет и другие названия - кермек или лимониум. В диком виде оно растет по берегам Средиземного моря. Прочные ветвистые стебли гордо несут похожие на щитки крупные соцветия. Цветки в них разнообразной окраски: белые, розовые, пурпурные, синие, желтые. Растение придает ажурность и воздушность букету. Срезают его, когда все мелкие цветочки полностью распустятся.
РОДАНТ - однолетнее растение, прекрасный сухоцвет. Стебель высотой 30-50 см., гладкий, суховатый, прямой, снизу разветвленный, покрыт продолговатыми листьями с сердцевидными основаниями. Соцветия – корзинки изящной формы, собранные в редкий щиток. Цветки трубчатые, прикрытые пленчатыми чешуйками: наружные – бело-серебристые, внутренние - ярко нежно-розовые. Цветет в июле – августе. Родант – одно из лучших красивоцветущих растений. Размножается в мае посевом семян в открытый грунт. Растение предпочитает нейтральные почвы. Родант хорош для сухих и свежих букетов, а также в группах и рабатках.
НИГЕЛЛА – однолетнее растение высотой 30-80 см. Холодоустойчивое, светолюбивое, неприхотливое. Семена нигеллы сохраняют всхожесть 3 года. Используют для оформления цветников и на срезку в летние букеты. Для зимних букетов используется семенная коробочка, т.к. она довольно декоративна. Районирован в любых климатических условиях.
СКАБИОЗА – изящное растение с красивыми листьями. Пушистые круглые соцветия, диаметром до 6 см., на длинных цветоносах. Окраска цветов разнообразная. Растение светолюбивое, холодо- и засухоустойчивое, переносит заморозки до минус 1оС. Лучше растет на некислых дренированных почвах. Используют для украшения цветников, на срез и для зимней аранжировки.
ЦЕЛОЗИЯ ПЕРИСТАЯ – компактное пирамидальное растение с крупными метельчатыми соцветиями, свето- и теплолюбивое. Цветки мелкие. Ценится за оригинальность ярких соцветий и декоративность листьев. Рекомендуется для клумб, рабаток и сухих букетов. Посев: март- начало апреля в ящики или теплые парники на рассаду, или посевом семян в грунт. Всходы дважды пикируют. В открытый грунт рассаду высаживают после окончания заморозков на расстояние 15-20 см. друг от друга на теплые, солнечные места, защищенные от ветра с плодородной почвой. Цветение: с июля до заморозков.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме "Красота родной природы в творчестве художников. Рисунок "Летний пейзаж"".
Данный материал предназначен для 4 класса, состоит из пояснительной записки к уроку, сценария урока и приложения. В сценарии урока показывается ход урока, работа учителя и детей, все этапы урока, опис...
"Природа и творчество. Пробуждение творчества на учебных занятиях по лепке из глины". Методическая разработка.
В данной разработке представлены материалы для проведения учебных занятий по лепке с использованием методов и приемов пробуждения творчества и раскрываются такие вопросы: пробуждение творчества на уче...
Методическая разработка урока по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина"
Урок по дисциплине «Литература» «Тема Родины и поэзии в лирике Сергея Есенина» знакомит студентов с особенностями творческого метода поэта, истоками народности. Студенты делятся своими исследованиями ...
Методические и дидактические материалы для занятий по дополнительной общеразвивающей программе "От природы к творчеству"
Данный материал содержит информацию: 1. Краткий теоретический курс по программе «От природы к творчеству» ; 2. Техно...
Учебно-методический комплект к программе "От природы к творчеству"
Учебно-методический комплект к программе "От природы к творчеству"...
Учебно-методический комплект к программе "Природа и творчество" (1-й модуль)
Учебно-методический комплект к программе "Природа и творчество" (1-й модуль)...
методическая разработка урока «Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов»
Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов...