мастер-класс для преподавателей района
методическая разработка по теме

Рудковская Валентина Дмириевна

Методы и приемы плоскорельефной резьбы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass2011.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Администрация муниципального образования

«Братский район»

Отдел культуры

Семинар- практикум

Для преподавателей художественных и декоративно- прикладных отделений МОУ ДОД ДШИ Братского района

на тему: «Плоскорельефная резьба»

Время проведения: 2 ноября 2011г. 11.00

Место проведения: МОУ ДОД «Покоснинская ДШИ»

Технология выполнения Плоскорельефной резьбы

  1. Подготовка :

1.Выбор композиции.

                                         2.Расположение элементов на изделии

     П. Техника выполнения резьбы (Кудринская))

                                              1.Надрезание по контуру рисунка.

                                               2.Подрезание по контуру рисунка.

                                                      3.Заоваливание контуров изображения

                                                  4. Техника безопасности при работе.

      Ш. Завершение работы

         Отделка готового изделия.

Наглядный материал:

1.Образцы элементов Плоскорельефной (кудринской) резьбы .

2. Показ изделий учащихся.

3. Знакомство с режущим инструментом, Т.Б. при работе.

4. Приемы выполнения резьбы.

Оборудование:

  1. Готовые заготовки разделочной доски.
  2. Нож-косяк.
  3. Наждачная бумага.
  4. Карандаш, циркуль, бумага

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Покоснинская Детская школа искусств»

Методическая разработка

«Выполнение Плоскорельефной резьбы в материале»

Преподавателя резьбы по дереву

МОУ ДОД «Покоснинская ДШИ»

Рудковской Валентины Дмитриевны

Покосное

2011 год

Истоки возникновения плоскорельефной резьбы

        Истоки возникновения резьбы по дереву прослеживаются с древнейших времен. Развитию этого ремесла способствовали простота обработки и доступность материала, богатые традиции.

     В развитии плоскорельефной резьбы большую роль сыграла так называемая абрамцево-кудринская резьба, которая возникла в конце 19 века.

        В подмосковном имении Абрамцево, где была организована мастерская резьбы по дереву, мастера , работавшие и обучавшиеся в Абрамцево, жили в соседней деревни  Кудрино , поэтому резьба получила название абрамцево-кудринская резьба.

       В 1887 году в мастерские Абрамцево пришел резчик- крестьянин села Кудрино Василий Петрович Ворносков. Работы этого резчика оказали значительное влияние на дальнейшее развитие  абрамцевской резьбы.

        В.П.Ворносков использовал мотивы Вологодской плоскорельефной резьбы 17-18 веков, отличавшейся характерной формой веток и листьев в виде закругленных завитков, знакомые по пряничным доскам силуэты птиц и коней, свойственные орнаменты того времени.

        Его творчество стало определяющим в развитии промысла. Художественное наследие мастера многообразно. Он создавал мебель, домашнюю утварь, ларцы, декоративные скульптуры.

        В 1921 году В.П.Ворносков возглавил артель «Возрождение» объединившую резчиков села Кудрино и соседних деревень.

В дальнейшем мастера деревень Кудрино, Муговки, Левково и других были соединены в «Ахтырскую артель столярно-резных художественных изделий».

      В 1940 году после смерти Ворноскова ведущим мастером стал резчик Артемьев.

       В 1918 году в Абрамцево был организован музей.

       А с 1977 года Абрамцево вместе с усадьбой Ахтырка стало Государственным историко-художественным и литературным заповедником.

      Особенности плоскорельефной резьбы мы рассмотрим на примере одной из наиболее выразительных – кудринской резьбе.

        Кудринская резьба относится к плоскорельефным видам резьбы. Непрерывность движения растительных побегов, текучесть гирлянд из листьев, цветов, ветвей вызывает ощущение «кудрявости» узоров. Они сливаются в непрерывный поток, который определяет весь ритм и строй композиции. Между гирляндами включены иные изобразительные элементы: всадники, птицы, звери, ягоды,  цветы.

       Они встречаются на подносах, круглых шкатулочках, ларцах. В дальнейшем традиции и мотивы кудринской резьбы стали богаче, разнообразнее. Появились сюжетные композиции, связанные с тематикой защиты Отечества, памятными датами в жизни нашей страны, показывающие мирный труд нашей Родины.

          На подготовленную деревянную поверхность рисунок переводят с помощью копирки.

        Сам процесс резания условно разделяется на несколько стадий:      накалывание, обработка фона и моделирование элементов.

Наколку можно делать сразу по всей поверхности, но можно и последовательно, по участкам, завершая каждый из них окончательно.

            Следующая стадия- освобождение узора от окружающего поля, т.е. срезание фона вокруг каждого наколотого элемента. Эти операции выполняют ножом-косяком или полукруглыми стамесками.

          От края узора отступают в сторону фона на 2-3 мм и под углом 45градусов с нажимом углубляются в дерево по круговым контурам вокруг узоров. Все заусенцы, остатки, обрывы волокон должны быть срезаны и удалены из всех узких мест вокруг узора. Узор должен четко и чисто выступать из заглубленного фона.

 Затем начинается проработка каждого из элементов узора: срезаются острые ребра, закругляются очертания. В конечном итоге вся резьба должна быть мягко закруглена, не иметь резких границ.

     Выполняя резьбу, надо не забывать технику безопасности, так как режущий инструмент очень острый и нужно быть внимательным во время резьбы.

           К отделочным операциям относится шлифование резной поверхности, тонирование ее красителями и нанесение лака. В зависимости от художественного замысла можно сохранить и естественный цвет дерева.

            Кудринские узоры одинаково великолепно смотрятся на точеных, долбленых и на строганных поверхностях, дополняют и обогащают форму изделий.

Технология выполнения Плоскорельефной резьбы

1.Подготовка :

1.Выбор композиции.

                                         2.Расположение элементов на изделии.

     П. Техника выполнения резьбы (Кудринская):

                                          1.Надрезание по контуру узора.

                                           2.Подрезание по контуру узора.

                                                      3.Заоваливание контуров изображения.

                                                  4. Техника безопасности при работе.

      Ш. Завершение работы:

  1. Отделка готового изделия.

Наглядный материал:

 1.Образцы элементов Плоскорельефной (кудринской) резьбы .

 2. Показ изделий учащихся.

 3. Знакомство с режущим инструментом.

 4. Приемы выполнения резьбы.

      5. Техника безопасности при работе.

Оборудование:

  1. Готовые заготовки разделочной доски.
  2. Нож-косяк.
  3. Наждачная бумага.
  4. Карандаш, циркуль, бумага.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс, проведённый в рамках районного семинара директоров школ

Мастер-класс по теме "Портфолио саморазвивающегося педагога"...

Мастер-класс для тренеров-преподавателей по теме: «Ведение мониторинга достижений учащихся».

Цель: показать значимость ведения мониторинга достижения воспитанников для тренеров-преподавателейЗадачи:1. Разработать формы электронного мониторинга достижений.2. Выделить аспекты мониторинга.3. Сис...

Мастер-класс Анализ заданий ЕГЭ районный семинар

Мастер-класс Анализ заданий ЕГЭ районный семинар...

Мастер-класс Душа" В рамках районного конкурса специалистов образовательных организаций " Воспитать человека"

Поговорим?- О чем?- О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Ведь что-то знаешь ты, а что-то мне известно. Поговорим?- Поговорим, вдруг будет интересно....