Занятие "Экологическое состояние водных ресурсов города"
план-конспект занятия (6, 7, 8, 9, 10 класс)
Занятие "Экологическое состояние водных ресурсов города" входит в систему естественнонаучного допорлнительного образования МБУ ДО "Станция юных натуралистов", город Новокузнецк. Занятие включает в себя теоретическую и практическую части. Занятие проводится с целью воспитания любви к своему родному городу и формирования ответственного отнгошения к решению экологических проблем родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ 3. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ ГОРОДА
Цель занятия: формирование естественнонаучной грамотности учащихся в области экологии водных ресурсов современного города.
Задачи:
- развитие экологического мышления учащихся через знакомство со следующими понятиями: испарение, транспирация, антропогенное загрязнение водных ресурсов физическое, химическое, тепловое загрязнение водоемов, круговорот воды в биосфере, а также через анализ информации об основных показателях экологического состояния водных ресурсов современного города;
- формирование экологической грамотности учащихся путем проведения дискуссии по проблеме загрязнения водных ресурсов нашего города и путей решения данной экологической проблемы;
- воспитание экологической ответственности учащихся путем выполнения практических заданий и обсуждения в группе их результатов.
Оборудование: тетради, ручки, ноутбук, телевизор, электронная презентация к занятию.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
Вода – самое распространенное неорганическое соединение на планете. Вода – основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в процессе фотосинтеза. Вода присутствует во всех средах жизни, то есть во всей биосфере: не только в водоемах, но и в воздухе, и в почвах, и во всех живых существах.
В естественном состоянии вода всегда содержит примеси. В ней растворены различные газы и соли, находятся взвешенные твердые частички. В 1 литре пресной воды может содержаться до 1 грамма солей.
Большая часть воды сосредоточена в морях и океанах. На пресные воды приходится всего 2%. Большая часть пресных вод (85%) сосредоточена во льдах полярных зон и ледников. Возобновление пресных вод происходит в результате круговорота воды.
Круговорот воды в биосфере происходит следующим образом. Вода выпадает на поверхность Земли в виде осадков, образующихся из водяного пара атмосферы. Определенная часть выпавших осадков испаряется прямо с поверхности, возвращаясь в атмосферу водяным паром. Часть воды проникает в почву, всасывается корнями растений и затем, пройдя через растения, испаряется в процессе транспирации. Какая-то часть воды с поверхности почвы просачивается в глубокие слои подпочвы до водоупорных горизонтов и пополняет подземные воды. Еще одна часть воды (четвертая) в виде поверхностного, речного и подземного стока стекает в водоемы, откуда также испаряется в атмосферу. Наконец, часть воды используется животными и потребляется человеком для своих нужд. Вся испарившаяся и вернувшаяся в атмосферу вода конденсируется и вновь выпадает в качестве осадков.
Один из основных путей круговорота воды – транспирация, то есть биологическое испарение, которое осуществляется растениями, поддерживая их жизнедеятельность. Интенсивность транспирации и масса испаряющейся воды могут достигать значительных величин. У таких сообществ, как леса (с большой фитомассой и листовой поверхностью) или болота (с водонасыщенной моховой поверхностью) транспирация в целом сравнима с испарением открытых водоемов (океана) и нередко даже превышает его. В среднем для растительных сообществ умеренного климата транспирация составляет от 2000 до 6000 кубометров в год.
Величина суммарного испарения (с почвы, с поверхности растений и через транспирацию) зависит от физиологических особенностей растений и их биомассы, поэтому служит косвенным показателем продуктивности и жизнедеятельности сообществ. Растительность в целом выполняет роль грандиозного испарителя, существенно влияя на климат территории. Растительный покров ландшафтов, особенно леса и болота, имеет огромное водоохранное и водорегулирующее значение, смягчая перепады стока (паводки), способствуя удержанию влаги, препятствуя иссушению и эрозии почв.
Загрязнение природных вод. Под загрязнением водоемов понимается снижение их биосферных функций и экономического значения в результате поступления в них вредных веществ.
Одним из основных загрязнителей воды является нефть и нефтепродукты. Нефть может попадать в воду в результате естественных ее выходов в районах залегания. Но основные источники загрязнения связаны с человеческой деятельностью: нефтедобычей, транспортировкой, переработкой и использованием нефти в качестве топлива и промышленного сырья.
Среди продуктов промышленного производства особое место по своему отрицательному воздействию на водную среду и живые организмы занимают токсичные синтетические вещества. Они находят широкое применение в промышленности. На транспорте, в коммунально-бытовом хозяйстве. Концентрация этих соединений в сточных водах составляет 5-15 мг/л при ПДК = 0,1 мг/л. Эти вещества могут образовывать слой пены, который особенно хорошо заметен на порогах, перекатах, шлюзах. Способность к пенообразованию у этих веществ проявляется уже при концентрации 1-2 мг/л.
Опасными загрязнителями водоемов являются металлы: ртуть, свинец, цинк, медь, хром, олово, марганец. И также радиоактивные элементы, ядохимикаты с сельскохозяйственных земель, стоки животноводческих ферм. Наибольшую опасность для водной среды из металлов представляют ртуть, свинец и их соединения.
Наряду с ядохимикатами сельскохозяйственные стоки содержат значительное количество остатков удобрений, вносимых на поля. Большие количества органических соединений азота и фосфора попадают со стоками от животноводческих ферм и с канализационными стоками. Повышение концентрации питательных веществ в почве приводит к нарушению биологического равновесия в водоеме. Вначале в таком водоеме резко увеличивается количество микроскопических водорослей. С увеличением кормовой базы возрастает количество ракообразных, рыб, других водных организмов. Затем происходит отмирание огромного количества организмов. Оно приводит к расходованию всех запасов кислорода, содержащегося в воде, и накоплению сероводорода. Обстановка в водоеме меняется настолько, что он становится непригодным для существования любых форм организмов.
Одним из видов загрязнения водоемов является тепловое загрязнение. Электростанции и промышленные предприятия часто сбрасывают подогретую воду в водоем. Это приводит к повышению в нем температуры воды. С повышением температуры воды в водоеме уменьшается количество кислорода, увеличивается токсичность загрязнителей. Нарушается биологическое равновесие. В загрязненной воде с повышением температуры начинают бурно размножаться болезнетворные микроорганизмы и вирусы. Попав в питьевую воду, они могут вызвать вспышки различных заболеваний.
В ряде регионов важными источниками пресной воды являлись подземные воды. Раньше они считались наиболее чистыми. Но в настоящее время в результате хозяйственной деятельности человека многие источники подземных вод также подвергаются загрязнению. Вода может стать совершенно непригодной для употребления в пищу.
Человечество потребляет на свои нужды огромное количество пресной воды. Основными ее потребителями являются промышленность и сельское хозяйство. Наиболее водоемкие отрасли промышленности – горнодобывающая, сталелитейная, химическая, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная и пищевая. На них уходит до 70% всей воды, затрачиваемой в промышленности. Главный потребитель пресной воды – это сельское хозяйство, на нужды которого уходит 60-80% всей пресной воды.
В современных условиях сильно увеличиваются потребности человека в воде на коммунально-бытовые нужды. Объем потребляемой воды для этих целей зависит от региона и уровня жизни, и составляет от 3 до 700 л на одного человека. В Москве, например, на каждого жителя приходится около 650 л, что является одним из самых высоких показателей в мире.
В настоящее время недостаток пресной воды испытывают не только территории с малыми запасами пресных вод, но и богатые ранее пресной водой регионы (например, в Сибири и на Дальнем Востоке). Вмешательство человека в природные процессы затронуло и крупные реки, такие, как Волга, Дон, Днепр, изменив в сторону уменьшения объемы переносимых водных масс (сток рек). Весьма драматична судьба Аральского моря, прекратившего существование из-за чрезмерного забора вод на нужды орошения рек Сырдарья и Амударья.
В водах реки Томи, протекающей по территории города Новокузнецка, наблюдается превышение ПДК формальдегида, фтороводорода, аммиака. Эти вещества являются основными загрязнителями природной среды. Показатель кислотности на некоторых участках реки может достигать рН = 9, что соответствует щелочной среде. Водопроводная вода. Пройдя очистку на водозаборе, обычно имеет рН = 7 и имеет незначительные колебания как в сторону кислой среды, так и в сторону щелочной среды примерно в диапазоне рН = 6,5 – 7,5. Таким образом, показатель рН соответствует нейтральной водной среде, и водопроводная вода реки Томи подходит для употребления в пищу человеком.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
Задание учащимся: необходимо ознакомиться с основными методиками изучения физических и химических свойств природных вод, выполнить задания, предложенные педагогом.
Изучение физических свойств природных вод
1.1 Определение цветности воды
В природных водоемах цветность может быть обусловлена наличием гуматов железа, то есть солями железа гуминовых кислот. Повышенную цветность обладает вода рек, имеющих болотный тип питания – реки северных областей.
Оборудование: стеклянные стаканы, лист белой бумаги, блокнот, карандаш.
Ход выполнения исследования.
Качественную оценку цветности производят, сравнивая ее с дистиллированной водой. В стаканы из прозрачного стекла наливают исследуемую воду и дистиллированную. На фоне листа белой бумаги при дневном освещении воду рассматривают сверху и сбоку. Цвет воды описывается по сравнению с белым цветом бумаги: желтоватый, сероватый и т.д. При отсутствии окраски вода считается бесцветной.
После проведения оценки цветности проб воды занесите в блокнот (полевой дневник) результаты исследования.
1.2 Определение прозрачности (мутности) воды
Наличие в природной воде грубодисперстных частиц обуславливает ее мутность (прозрачность). Мутность – обратная величина прозрачности. Мутность воды – мера содержания в воде взвешенных частиц, различных по происхождению. Это могут быть частицы глины, ила, промышленных и сельскохозяйственных стоков, планктонные организмы. Высокая мутность может быть следствием почвенной эрозии, большого количества экскрементов крупной популяции рыб, например, карпов.
Внимательно понаблюдайте за тем явлением, когда после сильного дождя вода в реке или пруду изменяет свой цвет и становится коричневой. Почему мутнеет вода? Прежде всего, потому, что дождевые потоки смывают частицы верхнего слоя почвы и сносят их в водоем. Это происходит не только в сельской местности, но и городах, где на асфальте находится достаточное количество почвенных частиц, песка, мусора.
Независимо от причины помутнения результатом является возникновение препятствий для проникновения солнечных лучей на дно водоема, из-за чего затрудняется жизнедеятельность растений и выработка ими кислорода. Высокая мутность за счет высокой концентрации твердых частиц во взвешенном состоянии способствует повышению температуры воды и снижает уровень кислорода в ней. В мутной воде затруднено дыхание у рыб и других водных животных. Твердые частицы могут «забивать» жабры, ослабляя организм, тормозя развитие и рост. Опалесценция – радужная игра цветов, синоним слова «рассеяние».
Оборудование: стеклянные стаканы, лист черной бумаги, блокнот, карандаш.
Определение мутности воды по контрастности с черным фоном
Пробы воды налейте в химические стаканы или колбы. Установите за колбой с пробой воды черный фон. Визуально оцените степень прозрачности-мутности воды, опираясь на таблицу. Результаты запишите.
Таблица. Оценка мутности воды визуальным контролем
Степень мутности | Характеристика |
Прозрачная | Хорошо виден черный фон |
Слабо опалесцирующая | Едва видимый белесый оттенок |
Опалесцирующая | Довольно заметный белесый оттенок |
Слабо мутная | Четко видимый белесый оттенок |
Мутная | Белесый оттенок, напоминающий туман |
Очень мутная | Белесый оттенок как густой туман |
1.3 Определение запаха воды
Запах воды обусловлен наличием пахучих веществ, которые попадают в нее естественным путем и со сточными водами. Наличие и интенсивность запаха определяют при естественной температуре воды. Рекомендуется, чтобы наличие запаха у воды проверяли сразу несколько человек.
По характеру запахи разделяют на две группы:
- Запахи естественного происхождения (от живущих в воде и отмерших организмов, от влияния почв и т.п.) находят по классификации, приведенной в таблице.
Таблица. Характер и запах воды естественного происхождения
Характер запаха | Примерный род запаха |
Ароматический | Огуречный, цветочный |
Болотный | Илистый, тинистый |
Гнилостный | Фекальный, запах сточной воды |
Древесный | Запах древесной коры, мокрой щепы |
Землистый | Прелый, запах вспаханной земли |
Плесневелый | Затхлый, застойный |
Рыбный | Запах рыбы, рыбьего жира |
Сероводородный | Запах тухлых яиц |
Травянистый | Запах скошенной травы, сена |
Неопределенный | Запах, не подходящий под определения |
- Запахи искусственного происхождения от промышленных выбросов. Такие запахи называются соответствующим веществом: хлорфенольный, бензиновый, хлорный и т.д.
- Интенсивность запаха определяется в соответствии с балльной системой в таблице.
Таблица. Интенсивность запаха воды
Балл | Интенсивность запаха | Качественная характеристика |
0 | Никакой | Отсутствие ощутимого запаха |
1 | Очень слабая | Запах, не поддающийся определению рецепторами человека, но определяется в лаборатории |
2 | Слабая | Запах, не привлекающий внимания, слабый |
3 | Заметная | Запах, который легко почувствовать |
4 | Отчетливая | Запах обращает на себя внимание, делает воду непригодной для питья |
5 | Очень сильная | Очень сильный запах, вода непригодна для питья. |
Ход выполнения. В пробирку с пробкой налить исследуемую воду (2/3 объема пробирки) и сильно встряхнуть в закрытом состоянии. Затем снять пробку и сразу отметить характер и интенсивность запаха. Интенсивность запаха питьевой воды при температуре 20̊ С не должна превышать 2 балла.
Изучение химических свойств природных вод
Методы исследования
На исследуемой территории выбрать контрольные точки для отбора проб воды или атмосферных осадков.
Для сбора осадков используется следующее оборудование: стеклянные емкости с крышкой, емкость для забора проб природных вод, совочек для сбора и емкости для растапливания твердых осадков. Пробы осадков перелить в стеклянную банку с крышкой и доставить в лабораторию.
Пробы с осадками замеряют на приборе pH-метр с автоматической калибровкой, например, можно использовать ИВА-ТЕСТ – прибор с цифровым табло и термокомпенсатором. Диапазон измерения от 0-14. Шаг измерений рН составляет 0,01. Точность измерения рН равна 0,01. Температура измеряемого раствора: 0 ̊С – 50 ̊С.
В колбу с пробой опустить электрод. Отсчет pH проводить после того, как показатели приняли установившееся значение. Обычно это время составляет от 2 до 3 минут.
Результаты всех замеров заносить в дневник наблюдений. Затем все данные тщательно проанализировать в соответствии со шкалой кислотности осадков.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
- Подведение итогов занятия.
- Ритуал прощания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Водные ресурсы Чувашского края
Изучая культуру родного края на уроках, я получил некоторые сведения о водных ресурсах Чувашии. У меня появилось желание узнать о них больше, изучить подробнее. В своей работе я хочу наглядно по...
Открытое мероприятие "Современное состояние и охрана водных ресурсов"
Вода - удивительное вещество на Земле. Еще Аристотель считал ее одним из элементов мироздания и трудно с ним не согласится. Она растворяет, разрушает и транспортирует. Но не смотря на то, что вода – с...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/12/picture-82112-1389494975.jpg)
Разработка урока по физической географии Алтайского края в 8 классе. Тема: "Состояние водного режима реки Алей в зимний период".
Проблема экологии рек сегодня очень актуальна. В масштабах страны существует много исследований и аналитических материалов, посвященных этой теме, накоплен огромный статистический материал. На уровне ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/25/picture-538144-1416935854.jpg)
Исследовательская работа «Состояние водного биоразнообразия сельского водоёма».
Исследовательская работа «Состояние водного биоразнообразия сельского водоёма»....
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/26/picture-870908-1695736238.jpg)
Итоговое задания по теме «Оценка экологического состояния водных экосистем»
Задание для проверки знаний по теме...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/04/picture-29216-1612434966.jpg)
Презентация к проекту по экологии "Мониторинг экологического состояния водных ресурсов г. Видное"
В этой презентации представлены результаты работы по проектной-исследовательской деятельности ученика 8 класса....