Занятие "Экологическая ниша"
план-конспект занятия (9, 10, 11 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Занятие "Экологическая ниша" по общей экологии входит в систему непрерывного естественнонаучного образования учащихся старших классов по дополнительной общеобразовательной программе "Экология в 21 веке". Материалы занятия могут быть использованы при организаии внеурочной деятельности в системе общего и дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_obshchaya._zan._5._ek._nisha.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Экологическая ниша»

Цель занятия: изучение нового теоретического материала и формирование понятийного аппарата обучающихся.

Задачи:  

  1. ознакомление обучающихся со следующими понятиями: местообитание, экологическая ниша, экологические факторы (условия) среды, ресурсы среды.
  2. формирование навыков работы с информацией, навыков составления конспекта;
  3. воспитание интереса к изучению экологических закономерностей и природы Земли в целом.

Оборудование:

  1. тетради, ручки;
  2. учебная литература по экологии и биологии;
  3. компьютер, проектор, видеоматериалы, электронные презентации.

Ход занятия.

  1. Организационная часть занятия. Приветствие.
  2. Основная часть занятия.

Теоретическая часть занятия.

        Экологическая ниша – одно из центральных понятий экологии. Поясним данное понятие на примерах. Организмы любого вида могут выживать, расти, размножаться, то есть поддерживать свою численность лишь в определенных температурных границах. Этот температурный интервал можно назвать экологической нишей организма по температурному фактору. Однако температура, как и любое другое внешнее условие, воздействует на организм не независимо от прочих условий.

        Понятие экологической ниши может включать не только условия внешней среды, но и ресурсы, необходимые для жизни растения или животного. Можно говорить о пищевой нище того или иного организма. Но даже если условия и ресурсы данного участка среды вполне благоприятны для организмов данного вида, его длительному существованию могут препятствовать особи других видов, например, хищники, паразиты или конкуренты. Поэтому биотические отношение также являются составной частью понятия экологической ниши.

        Таким образом, экологическую нишу можно определить как совокупность всех факторов (условий) и ресурсов среды, в пределах которой может существовать вид в природе. В принципе, экологическая ниша – это абстрактное понятие, сводящее к общему показателю все, в чем нуждаются организмы, то есть все необходимые условия и ресурсы в нужных количествах.

        Экологи пользуются термином «местообитание» для обозначения места, где живет организм, а термин «экологическая ниша» они относят к роли, которую играет организм в экологической системе. Можно сказать, что экологическая ниша – это профессия организма, в то время как местообитание – его «адрес». Например, кенгуру, бизон, жирафы и антилопы, систематически далекие друг от друга животные, занимают сходные ниши в экосистеме степей.

        Однако один и тот же вид может занимать различные ниши в разных местообитаниях. Хорошим примером этого явления можно считать человека. В некоторых странах человек занимает нишу плотоядного животного, а в некоторых – растительноядного. В большинстве случаев человек является существом всеядным. Роль человека в природе меняется в зависимости от того, какие пищевые ресурсы он использует.

        Одно и то же местообитание содержит множество ниш. Лесной массив, например, включает экологические ниши многих видов растений и животных. При этом экологические ниши видов животных и растений одного и того же местообитания весьма различны.

        Давайте подведем итоги всего того, что изучили за последние занятия. Живущие на Земле организмы очень разнообразны. Это разнообразие поддерживается изменчивостью физических условий, как в пространстве, так и во времени. Организмы распределены по своим местообитаниям не случайно, между организмами и средой имеется соответствие. Природа этого соответствия объясняется действием механизмов естественного отбора. В результате эволюции у живых организмов возникли морфологические адаптации, то есть жизненные формы, приспособленные к условиям среды.

        Факторы среды (абиотические и биотические), определяющие распространение и обилие организмов, можно подразделить на условия и ресурсы среды. К первым относятся, например, температура, влажность, соленость; ко вторым – вещества, которые организмы используют для построения своего тела и как источник энергии для жизнедеятельности. Нехватка ресурсов среды или неблагоприятные изменения условий жизни ограничивают распространение и снижают численность видов.

        Каждый организм располагает определенным количеством энергии, расходуемой на поддержание жизнедеятельности. Энергетические потребности организмов определяются строением и образом жизни организма. С энергетическим бюджетом тесно связан тепловой баланс организма. Живые организмы по-разному приспособлены к получению необходимого тепла и поддержанию теплового баланса.

        Все сведения о потребностях организмов в тех или иных условиях и ресурсах объединяются в понятии «экологическая ниша», раскрывающем роль организма в экологической системе.

        

Практическая часть занятия: просмотр видеоматериалов и электронных презентаций.

Задание: Обсудите в группе различия между понятиями «экологическая ниша» и «местообитание» на примерах животного мира различных материков. Запишите в тетрадь.

3. Заключительная часть занятия. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ЗДОРОВЬЯ (КАЦУДЗО НИШИ).

ЗДОРОВЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ЗДОРОВЬЯ (КАЦУДЗО НИШИ)....

Презентация "Экологические ниши"

Материал может быть использлван в курсе экологии....

Презентация "Система оздоровления НИШИ"

Презентация создана для проведения классного часа в 10-12 кл....

Презентация "Конкурентные отношения и экологическая ниша"

Презентация содержит материалы для проведения учебного занятия по экологии (раздел "Популяционная экология")....

Экологическая ниша

Экологическая ниша...