О дистанционном обучении в современных условиях
статья
В данной статье затрагиваются вопросы истории, понятия, вариантов дистанционного обучения, ведется разговор о положительных и отрицательных сторонах дсистанционного обучения, а также о собственном опыте работы учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._o_distantsionnom_obuchenii_v_sovremennyh_usloviyah.docx | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
О дистанционном обучении в современных условиях
Дистанционное обучение уходит своими корнями еще в 18 век, претерпевали свои изменения лишь каналы коммуникации. Газеты, почта, радио, телеграф, телефон, телевизор и наконец, появились компьютеры, которые дали возможность обучения через Интернет.
Если обратиться к этимологии слова «дистанционный», то она говорит: «Производимый на расстоянии, действующий на определенном расстоянии». Дистанционное обучение — это форма обучения, представляющая собой взаимодействие педагога и обучаемого на расстоянии, содержащая все компоненты учебного процесса и реализуемая с помощью интернет-технологий и других средств, предусматривающих интерактивность (электронная почта, телефонные переговоры, переговоры с использованием средств сети Интернет).
Сегодня существуют варианты использования дистанционного обучения:
- Совмещение традиционных очных занятий (уроки) с дистанционными (это проведение консультаций, дополнительных занятий для мотивированных или для слабоуспевающих детей),
- Создание постоянной группы обучаемых из одного или разных учебных заведений, городов для прохождения дистанционного курса, обучение которых курирует преподаватель,
- Дистанционное самообразование, то есть полностью самостоятельное обучение без поддержки преподавателя.
Конечно, дистанционное обучение имеет свои плюсы и минусы. К положительным сторонам я бы отнесла:
- Свободу доступа, мобильность
— обучаться можно практически в любом месте и в любое время, используя любые доступные средства (гаджеты). - Снижение затрат на обучение
— обучаемый несёт затраты на носитель информации, но не на методическую литературу. Отсутствуют материальные траты на проезд к месту обучения. - Гибкость обучения
— продолжительность и последовательность изучения материалов обучаемый выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности. - Возможность развиваться в ногу со временем
— пользователи электронных курсов развивают свои навыки и знания в соответствии с новейшими современными технологиями и стандартами.
Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы. - Потенциально равные возможности обучения
— обучение становится независимым от качества преподавания в конкретном учебном заведении.
Дистанционное обучение делает доступным обучение для людей, не имеющих возможности обучаться очно (например, людей с особенностями психофизического развития). - Возможность определять критерии оценки знаний
— в дистанционном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные в процессе обучения.
К отрицательным сторонам можно отнести:
- Необходимость сильной мотивации
— практически весь учебный материал обучаемый осваивает самостоятельно, что требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. - Электронное обучение не подходит для развития коммуникационных навыков
— при электронном обучении личный контакт учащихся друг с другом и преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует. - Недостаток практических знаний
— обучение специальностям, предполагающим большое количество практических занятий, дистанционно затруднено. - Проблему идентификации пользователя
— пока самый эффективный способ проследить за тем, честно и самостоятельно ли обучаемый сдавал экзамены или зачеты, — это видеонаблюдение или очный зачет, что не всегда удобно. - Недостаточную компьютерную грамотность
— во многих странах особенная потребность в дистанционном обучении возникает в отдаленных районах, где не у всех желающих учиться есть компьютер с доступом в Интернет и достаточные знания для прохождения обучения дистанционно. - Влияние компьютеров на здоровье человека
— ухудшение зрения, затрагивание психо-эмоциональной сферы человека.
Из собственного опыта:
Попав в условия дистанционного обучения, каждому учителю пришлось определиться с тем, как дети будут получать учебный материал и как проводить контроль усвоения этого материала.
Я выбрала для проведения уроков бесплатную платформу «Zoom», которая позволяет проводить видео-конференции (видео-, аудио-трансляция, демонстрация экрана, чат) для достаточно большого количества участников, а также для самостоятельного изучения материала платформу «Российская электронная школа», которая имеет огромную базу видео-материала по различным темам школьной программы.
Также для общения «ВКонтакте» я создала беседы для каждого класса, что позволяет быстро реагировать на возникающие вопросы.
Для контроля усвоения проходимого материала я выбрала платную платформу «Якласс», которая тоже обладает большим образовательным материалом. С помощью нее я проводила проверочные работы не только по конкретной тематике, но и в формате ЕГЭ. Осталась очень довольна возможностью для учителя отбирать задания для проверочных из базы, но на платформе предусмотрено и составление учителем своих заданий для обучающихся. Самым приятным моментом для учителя является автоматическая проверка работ, сделанных ребятами. Это очень облегчает работу. Главным минусом в контроле является невозможность проверки самостоятельности выполнения проверочных работ обучающимися.
Еще в моей практике до пандемии был опыт работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. При обучении я использовала «Skype», который также имеет видео-, аудио-трансляцию, демонстрацию экрана, чат. Но бесплатно он используется только для малого количества участников.
Конечно, дистанционная форма обучения вероломно массово ворвалась в нашу жизнь, у нее очень много положительных моментов, но злоупотреблять этой формой нельзя, заботясь о физическом и психическом здоровье нашего подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение- одно из условий достижения доступного современного образования для детей с ограниченными возможностями.
Данная работа заинтерисует сетьевых педагогов, работающих с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. ...
дистанционное обучение на современном этапе образования
может быть полезен для подготовки выступлений, создания методических разработок....
Создание условий психологического комфорта в условиях дистанционного обучения.
Данная статья будет полезна сетевому преподавателю для успешного установления психологического контакта с учеником....
Презентация к классному часу для 8-9 х классов "Здоровьесбережение как образ жизни современного школьника в условиях дистанционного обучения"
Основные понятия здоровьесбежения во время дистанционного обучения...
ЕГЭ- современный формат образования в условиях дистанционного обучения
В работе представлены иновационные методы подготовки к ЕГЭ в условиях дистанционного обучения...
Дистанционное обучение в современных условиях
Информационные технологии дают сегодня огромный спектр возможностей и неизвестно, как справилось бы общество с проблемами, которые возникли из-за пандемии. Эта серьезная проблема стала вызовом для сис...
Сообщение на педагогическом совете «Совершенствование работы педагогап в условиях модернизации системы образования. «Учиться самому, чтобы учить других». Первые шаги дистанционного обучения» на тему: «Выполнение практических работ в период дистанционного
Современный этап развития образования подошел вплотную к такому уровню когда дистанционное образование востребовано. У дистанционного образования есть плюсы и минусы....