Выступление на РМО. "Опыт и проблемы дистанционного обучения"
методическая разработка

Швед Юлия Викторовна

В марте 2020 г. в России было принято решение о переводе образовательных учреждений на дистанционный формат работы в связи с необходимыми мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. В этот период в информационном пространстве развернулась активная дискуссия на тему готова ли система школьного образования к этому переходу. С трудностями организации работы в удаленном режиме столкнулись все участники образовательного процесса. Особая нагрузка в этот период легла на учителей, которые были вынуждены за короткий период перенести привычные им уроки в онлайн-среду. Возникли различного рода проблемы, в том числе связанные с отсутствием у детей и учителей компьютеров или смартфонов с выходом в интернет. После того, как у всех прошла истерика и первый шок, большинство учеников адаптировались к новым условиям уже через пару дней. 

Любые внедрения – это сложный процесс. Внедрение дистанционного образования – сложно вдвойне, так как надо: разработать дистанционные учебные материалы (конспекты лекций, демонстрационные материалы, комментарии преподавателя, ответы на часто задаваемые вопросы), библиотеку ресурсов (рекомендуемую литературу, списки веб-ресурсов), предметный или тематический словарь (глоссарий); разработать систему тестирования текущего и итогового контроля; и главное; подготовить программно-технические средства доставки учебных материалов при дистанционном обучении. В первую очередь дистанционное обучение ориентируется на сетевые средства доставки учебных материалов, среди которых можно выделить: электронную почту; сайты, систему Google, блоги. которые позволяют учителю выкладывать учебные материалы, ссылки на дополнительные источники информации домашнего задания, тесты, критерии оценивания, материалы для подготовки к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам, ЕГЭ, ОГЭ; организовывать обратную связь и проверку заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

. "Опыт и проблемы дистанционного обучения"

В марте 2020 г. в России было принято решение о переводе образовательных учреждений на дистанционный формат работы в связи с необходимыми мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. В этот период в информационном пространстве развернулась активная дискуссия на тему готова ли система школьного образования к этому переходу. С трудностями организации работы в удаленном режиме столкнулись все участники образовательного процесса. Особая нагрузка в этот период легла на учителей, которые были вынуждены за короткий период перенести привычные им уроки в онлайн-среду. Возникли различного рода проблемы, в том числе связанные с отсутствием у детей и учителей компьютеров или смартфонов с выходом в интернет. После того, как у всех прошла истерика и первый шок, большинство учеников адаптировались к новым условиям уже через пару дней.  

Любые внедрения – это сложный процесс. Внедрение дистанционного образования – сложно вдвойне, так как надо: разработать дистанционные учебные материалы (конспекты лекций, демонстрационные материалы, комментарии преподавателя, ответы на часто задаваемые вопросы), библиотеку ресурсов (рекомендуемую литературу, списки веб-ресурсов), предметный или тематический словарь (глоссарий); разработать систему тестирования текущего и итогового контроля; и главное; подготовить программно-технические средства доставки учебных материалов при дистанционном обучении. В первую очередь дистанционное обучение ориентируется на сетевые средства доставки учебных материалов, среди которых можно выделить: электронную почту; сайты, систему Google, блоги. которые позволяют учителю выкладывать учебные материалы, ссылки на дополнительные источники информации домашнего задания, тесты, критерии оценивания, материалы для подготовки к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам, ЕГЭ, ОГЭ; организовывать обратную связь и проверку заданий.

Я со своими учениками пробовали разные способы, различные платформы и месенджеры  но остановились мы на этом:

 1. ZOOM - это популярное среди учителей приложение, в котором вы можете вести прямую трансляцию до 100 человек одновременно. Zoom будет записывать вашу видеоконференцию, и вы можете сохранить её на своем компьютере, чтобы разослать тем ученикам, которые по каким-то причинам пропустили онлайн урок. Проблема: отсутствие качественного Интернета и хорошей технической оснащенности.

Безусловно, режима онлайн уроков крайне недостаточно для удалённого обучения. В силу различных способностей и личных психологических качеств, мы не обеспечим результативность такой формы обучения. Ученик  должен иметь возможность в свойственном для себя темпе самостоятельно работать с образовательными ресурсами, подготовленными, выложенными или рекомендуемыми нами.

2. Мобильное приложение мессенжер, такое как Viber. В нем возможно организовать так называем онлайн-чаты, добавив туда группу учащихся. Очень удобно для дополнительных, индивидуальных занятий, общения с родителями и учениками.  

3. Социальная сеть "В Контакте" Там есть практически все: и дети, и родители, и учителя. Кого нет, можно быстро зарегистрироваться и быстро влиться в работу, удобные онлайн видео-конференции, прямые эфиры, работа с видео и ссылками на видео. Не лучше, чем zoom, но иногда хватает и этого. Оперативно информировать, держать связь и отвечать на вопросы можно в общей беседе. Внутри бесед есть возможность закреплять сообщения, пересылать файлы и упоминать людей, чтобы обратиться к кому-то конкретному. В сообществах и на личных страницах можно размещать материалы в различных форматах: документы (презентации, файлы, таблицы), картинки, аудио, видео. Документы можно скачивать или просматривать прямо в интернете — для этого не потребуются дополнительные программы. Для работы достаточно самой старой модели компьютера и смартфона, лишь бы Интернет был.

Нередко я сталкивалась с ситуацией отсутствия Интернета на дому у наших учеников. Это достаточно серьезная проблема, решать которую в удаленном режиме приходилось с помощью физических носителей информации. Приходилось организовывать работу по изучению материала с использованием обычного учебника, распечатанных материалов и задачников. Не забывая о том, что перед каждым уроком ребенок должен получить четкую инструкцию по работе с этими носителями информации. А также предусмотреть все варианты обеспечения контроля освоения материала и своевременной доставки до ученика результатов проверки. В этом случае необходимо очень четко отработать систему доставки материалов от учителя до ученика и обратно. В моем случае, это обычная коробочка в холле школы и индивидуальные консультации с учениками.

Ощущения от дистанционной работы учителем двоякие. Конечно, большим плюсом является то, что каждый находится в своей зоне комфорта – потому и уровень усвоения информации может быть выше.

Однако хорошее усвоение учебной программы требует определенных критериев. При дистанционке это наличие дома комфортных для учебы условий и определенной аппаратуры, а также вовлечение в материал.

Все учебные платформы, на которых работают учителя, были крайне перегружены, и у многих пользователей возникла проблема со входом. Всем педагогам пришлось мобилизоваться и искать новые пути передачи информации. Но через некоторое время все заработало.

Педагоги сами выбирают тип урока и то, как им предоставить информацию ученикам. Я являюсь классным руководителем, поэтому знаю способы, которыми пользуются другие. Так, многие учителя предпочли видеосвязь, нашли хорошие видеоуроки и тесты – после просмотра видео ребенок решает задачи и выполняет задания, а решения отсылает педагогу.

Но существуют и очевидные минусы:

Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем, то есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус. Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет, проблема аутентификации пользователя при проверке знаний, недостаток практических занятий. Видеоконференции проходят хорошо, когда на них мало человек и ничего не «лагает», не тормозит.

Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет. Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным побудительным стимулом.

Я не считаем, что дистанционное обучение является сложным процессом, существование современных образовательных ресурсов призвано облегчить задачи учителя по организации изучения материала и контроля его освоения. Только важно правильно подобрать материал и не терять связи со своими учениками, постоянно давая понять, что вы рядом с ними и учение является вашей общей важной задачей. Желаю вам успехов и здоровья! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы дистанционного обучения

Материалы IV Всероссийской научно-методической конференции «Современные технологии непрерывного обучения школа - вуз», Воронеж, 20 января 2017 года, ФГБОУ ВО «Воронежский Государственный Университет И...

Опыт использования электронного дистанционного обучения в общеобразовательной школе.

Образование – это трёхсторонний процесс, в котором участвуют учителя, ученики и их родители. Все инновации в этой области направлены на создание максимального удобства для каждой стороны. На...

Презентация «Проблемы дистанционного обучения и пути их решения».

Презентация на тему "Проблемы дистанционного обучение и пути их решения "...

(Публичная статья )эссе на тему «Проблемы дистанционного обучения и пути их решения»

(Публичная статья )эссе на тему «Проблемы дистанционного обучения и пути их решения»...

Проблемы дистанционного обучения школьников

Данная статья рассматривает проблемы, связанные с дистанционным обучением учащихся...