Статья "Особенности работы объединений художественной направленности в системе дополнительного образования в условиях дистанционного обучения."
статья

Статья рассматривает возможности, пути и способы работы объединений художественной направленности в условиях дистанционного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы объединений художественной направленности в системе дополнительного образования в условиях дистанционного обучения.

                                                         Педагог дополнительного    образования   МБУ ДО

 « Дом детского творчества»

 Красненского  района Белгородской области                                                                    

                                                                          Кануник Вера Яковлевна

Дистанционное обучение-тема очень актуальная с некоторых пор. Безусловно, весна 2020 года стала особым периодом в истории российского образования. Это время, когда школьным учителям, педагогам дополнительного образования, родителям, и, конечно, детям пришлось оперативно перестраиваться на непривычный способ обучения.                    

Многие педагоги и раньше использовали в своей работе некоторые приёмы дистанционного обучения, но лишь фрагментарно. Перейти же к такому формату обучения на постоянной основе оказалось для многих полной неожиданностью. Возникли вопросы: как лучше всего преподнести учебный материал, чтоб не навредить, какими ресурсами и технологиями воспользоваться, по какому принципу организовать обратную связь?

Возможно, благодаря сложившейся ситуации, мы все сумели по- другому взглянуть на образовательный процесс, кому-то пришлось развить и усовершенствовать свои методики, знания, кому-то – пополнить запас педагогических приёмов и освоить интернет-ресурсы.

 Свою работу в новых условиях я начала с осмысления того, что же означает термин «дистанционное обучение».  

Дистанционное (от англ. distance – дистанция) или дистантное (от англ. distant – отдаленный) обучение – форма обучения, при которой весь учебный процесс осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности педагога и обучающихся.  Другими словами, это обучение на расстоянии, когда педагог разрабатывает занятие и через разные интернет-ресурсы ведет образовательный процесс. Дети получают знания, но в другой форме - дистанционно.

За то время, пока я обучаю изобразительному искусству, а также сопутствующим направлениям творчества, мною опробовались различные методики обучения изобразительной грамоте, применялись самые разные подходы, педагогические приёмы и технологии, разрабатывались и внедрялись методические пособия, практиковались разные способы донесения информации, создавались специальные программы обучения рисованию, внедрялись разные средства обучения.

Опыт показывает, что обучение изобразительному искусству, в наиболее эффективном и полноценном виде, возможно только тогда, когда взаимодействие между учеником и педагогом происходит в тесном тактильном контакте. Практически невозможно поставить руку для нанесения линии или мазка особым образом удалённо, сложно разглядеть нюансы формы и цвета через фото и видеосвязь.

  Но, при всём притом, я полностью убеждена, что намного важнее точного соблюдения всех условий художественного образовательного процесса - непрерывность обучения изобразительной грамоте и художественная практика. Любая пауза во время обучения рисованию отбрасывает ученика назад в реализации умений и навыков, полученные знания начинают немного забываться уже после 2 -недельного перерыва.

Поэтому, в условиях невозможности использовать традиционные методы обучения, важно продолжать обучение рисованию иными методами, поддерживать свою творческую форму, применять и развивать полученные художественные умения и навыки. Тем более это важно в современных реалиях, ведь рисование гармонизирует нервную систему, развивает логическое мышление, усиливает креативные способности и умение мыслить нестандартно, искать новые пути развития (идеально для ситуации, когда весь мир перестраивается и изменяется, а старые убеждения и устои перестают работать) и просто рисование улучшает настроение и расслабляет.

Для педагогов дополнительного образования, которые работают в области изобразительного и декоративно-прикладного творчества,  особенно важным на этом этапе выступает принцип наглядности в обучении. Для работы в дистанционном режиме для педагога особенно трудоемким и длительным по времени является разработка технологических карт занятий.

При разработке технологической карты особое место отводится тщательному отбору наглядного материала, дидактическим особенностям и методической последовательности каждого этапа работы над заданием. Я  всегда  предлагаю обучающимся вариативность решения творческой работы, подбирая широкий иллюстративный ряд, для того чтобы исключить шаблонное мышление и способствовать более разностороннему развитию творческой мысли каждого ребенка. В дистанционном формате индивидуальная работа проявляется по-особенному. Каждый обучающийся работает согласно технологической карте по-своему, не имея возможности посмотреть у товарища, поэтому в этом отношении творческая индивидуализация проявляется ярче.

Также для обучения в дистанционном режиме хорошей формой подачи определенного вида учебного материала является мастер-класс.

 Мои мастер-классы представлены в виде презентаций. Обучающийся самостоятельно решает, когда он будет заниматься. Выбирает удобное для себя время. Просмотр мастер-класса позволяет делать паузы для лучшего понимания и усвоения материала, возвращаться и повторять необходимые этапы работы. Самое главное: не забывать  делать динамическую паузу, перерыв, и позже возвращаться к нужному этапу. Участники данного процесса могут не просто повторить работу по образцу, благодаря чётким инструкциям педагога, но и проявить фантазию, почувствовать себя настоящими творцами.

Для каждой группы разрабатываются свои задания с учётом уровней программы и возрастных особенностей детей.

Все разработанные технологические карты, задания и мастер-классы посылаются на адрес электронной почты родителей или детей, а также, если в семьях нет электронной почты, то высылаются лично через социальную сеть « Одноклассники», где у объединения « Юный художник» есть своя персональная страничка, или посредством Мессенджеров WhatsApp или  Viber

Фотографии готовых работ родители или сами дети высылают на почту педагогу, могут размешать в группе, либо высылать по WhatsApp или в Viber лично педагогу.

Имеющийся уже опыт работы в режиме дистанционного обучения показал его плюсы и минусы. Среди положительных моментов я отмечаю совместное детско-родительское творчество, укрепляющее мотивацию, взаимопонимание и сплочение. Отрицательным стало то, что с переходом на дистанционное обучение сразу увеличивается в разы количество учебных заданий по школьной программе и дети оказываются настолько загружены основными предметами, что им просто не хватает времени на выполнение дополнительных заданий.

Определенные трудности при обучении дистанционно имеют дети из малообеспеченных семей. У многих из них не только отсутствует персональный компьютер с доступом в интернет, а у некоторых и современные мобильные устройства, но еще также необходимые материалы и принадлежности для работы, такие как: альбом, гуашь, пластилин. Так как при обучении в обычном режиме все эти материалы ребенку на каждое занятие предоставляет педагог из личных средств.

И всё же, я пришла к убеждению, что дистанционное обучение в дополнительном образовании имеет право на существование. Такое обучение расширяет границы образовательного пространства и пространства личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования» (в условиях школы надомного обучения)

          Проблема  здоровьесбережения  детей во время обучения названа одной из основных  проблем образовательного процесса. Вопрос ...

Декоративно-прикладное направление в системе дополнительного образования в условиях детского дома.

Презентация:Декоративно-прикладное направление в системе дополнительного образования в условиях детского дома....

Использование Информационно-коммуникационных технологий в развитии проектной компетенции художественного проектирования в системе дополнительного образования.

На протяжении последних десятилетий в системе образования произошли заметные изменения в области внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это коснулось практически всех областей обра...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования в условиях дистанционного обучения

В статье  представлены возможности и особенности применения современных виртуальных средств как прогрессивного инновационного инструментария современного педагога. В качестве основной формы предл...

Информационные технологии обучения в дополнительном образовании детей при дистанционном обучении и в режиме ограничения.

Текст содержит общую информацию о работе дополнительного образования при дистанционном обучении и в режиме ограничений....

Выступление на семинаре «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования» Бадмаев Эдуард Борисович, педагог дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ» с.Приютное

спортивная одаренность – это развивающееся свойство психики ребенка, обусловленное взаимодействием природных задатков и социокультурной среды, которое стимулируется, спортивно-тренировочной деят...