Организация работы летнего лагеря в онлайн-формате
статья
В марте 2020 года деятельность муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» была переведена в режим «онлайн», и важным направлением работы Центра стал поиск дистанционных форм организации не только образовательной деятельности, но и летнего отдыха детей. Авторы статьи описывают опыт работы учреждения дополнительного образования по сохранению с помощью современных форм интернет-активностей воспитательного процесса и обеспечению максимальной вовлеченности учащихся в мероприятия онлайн-лагеря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_gudozhnikova_stepanova.doc | 668 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ В ОНЛАЙН-ФОРМАТЕ
Гудожникова Ольга Михайловна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей»,
заведующий отделом,
Степанова Алиса Юрьевна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей»,
методист,
В марте 2020 года деятельность муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» была переведена в режим «онлайн», и важным направлением работы Центра стал поиск дистанционных форм организации не только образовательной деятельности, но и летнего отдыха детей. Авторы статьи описывают опыт работы учреждения дополнительного образования по сохранению с помощью современных форм интернет-активностей воспитательного процесса и обеспечению максимальной вовлеченности учащихся в мероприятия онлайн-лагеря.
Онлайн-лагерь «Город Талантов, или где живет Творчество» был организован в официальной группе МБУДО ЦДОД социальной сети ВКонтакте https://vk.com/centr_tmb.
Это сообщество стало интерактивным пространством, наполненным новым содержанием и объединившим педагогов, учащихся и их родителей. (Рисунок 1). И хотя онлайн-лагерь подразумевает пребывание ребенка перед компьютером, мероприятия каждого дня предполагают оффлайн активность – танцевальную зарядку, изготовление поделок своими руками, подготовку творческих заданий.
При подготовке программы мероприятий летнего онлайн-лагеря мы придерживались следующего алгоритма:
1. Создание рабочей группы, распределение функциональных обязанностей.
2. Разработка концепции работы онлайн-лагеря.
3. Разработка плана мероприятий.
4. Подготовка методических материалов для работников онлайн-лагеря.
5. Реализация мероприятий онлайн-лагеря.
6. Подведение итогов.
Рассмотрим подробнее каждый этап алгоритма и механизмы реализации.
1. Создание рабочей группы, распределение функциональных обязанностей.
Координатор (заместитель директора по ВР) – регулирует вопросы, возникающие в ходе разработки и реализации плана мероприятий.
Вожатые (педагоги-организаторы) – разрабатывают тематические мероприятия и задания в сотрудничестве с методистами; обеспечивают загрузку заданий на страницу; мотивируют педагогов и детей на участие в мероприятиях. Ведут учет выполнения учащимися заданий, подсчет баллов, обработку результатов, формируют сводные таблицы.
Педагоги дополнительного образования – стимулируют учащихся своего творческого объединения на участие в воспитательных мероприятиях и мастер-классах; разрабатывают и подготавливают мастер-классы для загрузки в виде презентаций и видео; собирают и направляют вожатым данные о выполнении заданий учащимися; готовят учащихся к конкурсам.
Методисты – разрабатывают тематические мероприятия и задания в сотрудничестве с педагогами-организаторами и методические рекомендации по проведению мероприятий; оказывают методическое сопровождение педагогам дополнительного образования; разрабатывают положения о конкурсах.
2. Разработка концепции работы онлайн-лагеря.
Лагерная смена была разделена на 5 тематических недель. Темы сменяют друг друга, чтобы переключать внимание детей и разнообразить досуг. Внутри каждой недели организованы тематические дни, в течение смены проводятся городские творческие конкурсы, игры и квесты.
С целью рационального распределения последовательности различных видов деятельности и отдыха участников лагеря было выработано расписание и режим дня.
3. Разработка плана мероприятий.
Онлайн-лагерь МБУДО ЦДОД работал с 1 по 30 июня. Согласно концепции работы смена была разделена на 5 тематических недель.
Для формирования образовательного и воспитательного контента были использованы ресурсы ведущих культурных учреждений, размещенных в сети Интернет (виртуальные экскурсии в музеи, онлайн-библиотеки и т.д.), видеохостинга YouTube, авторские разработки педагогов МБУДО ЦДОД.
В рамках проведения городских творческих конкурсов было предусмотрено размещение творческих работ участников (рисунков и поделок) в альбомах группы ВКонтакте, где было организовано открытое голосование для определения приза зрительских симпатий. Подробная план-сетка мероприятий с режимными моментами представлена в Таблице 1.
Таблица 1
План-сетка мероприятий
Дата | Время, мероприятие |
1 неделя «Дети – главное чудо на свете!» | |
01.06 | Тема дня: «Международный день защиты детей» 09:30 – зарядка 10:00 – флешмоб «Детство – это целый мир!» 11:30 – мастер-классы от педагогов на выбор |
02.06 | Тема дня «День дружбы» 09:30 – зарядка 10:00 – игра «Угадай мультфильм» по звуковому файлу (детской песне) или по фото 11:30 – мастер-классы от педагогов 12:00 – марафон «Мой лучший друг». Дается задание выложить фото со своим лучшим другом и немного рассказать о нем 13:00-14:00 – обед 15:00 – фильмы или мультфильмы о дружбе |
03.06 | Тема дня: «В кругу семьи» 09:30 – зарядка 10:00 – сборник комиксов «История одной семьи…». Детям дается задание нарисовать комикс из 4-х картинок о своей семье (любую интересную короткую историю) и прикрепить в комментариях к заданию 11:30 – мастер-классы от педагогов 12:00 – «Котосессия» – домашнее животное – как член семьи. Дети фотографируют или снимают на видео своих домашних животных и выкладывают в комментариях с подписью – кличка, возраст, сколько лет живет в семье 13:00-14:00 – обед 15:00 – марафон видеороликов «Эти забавные животные» |
04.06 | Тема дня «День доброты» 09:30 – зарядка 10:00 – челлендж «Делай добро». Выкладывается задание: сделай доброе дело – вымой посуду, помоги маме сделать уборку, полей цветы, собери игрушки и т.д. Сделал – сфоткай и выложи 11:30 – мастер-классы от педагогов 12:00 – марафон «Лучики добра» – нарисовать солнце и лучи, на каждом из которых написать добрые пожелания для участников лагеря 13:00-14:00 – обед 15:00 – выкладка роликов или мультфильмов о доброте, клипов детских песен |
Городское мероприятие | |
05.06 | Тема дня «Эти строки мне знакомы…» 221 год со дня рождения А.С. Пушкина 09:30 – зарядка 10:00 – читательский марафон «Любимые строки» – участники по очереди прочтут вслух отрывки произведений А.С. Пушкина, видео или аудиофайл в комментарии 11:30 – мастер-классы от педагогов 12:00 – «Там, на неведомых дорожках…» – ребусы, загадки и головоломки, посвященные героям сказок А.С. Пушкина 13:00-14:00 – обед 14:30 – «Сказки ученого кота» – демонстрация лучших экранизаций, театральных постановок и мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина 15:00 – «Виртуальный книжный шкаф», с полки которого можно выбрать книгу и прочитать полное содержание в разделе «Секреты старого шкафа» 16:30 – размещение сводной таблицы результатов за неделю |
2 неделя «Наша Родина – Россия» | |
08.06 | Тема дня: «Я живу в России» 09:30 – зарядка 10:00 – презентация или видеоролик «Государственные символы России, 11:30 – мастер-классы от педагогов 12:00 – викторина «Что я знаю о России» на основе информации, полученной 13:00-14:00 – обед 15:00 – видеоэкскурсия по заповедным местам |
09.06 | Тема дня «Россия – многонациональная страна» 09:30 – зарядка 10:00 – презентация или видеоролик о национальностях и культурах народов России 11:30 – мастер-классы от педагогов 12:00 – игра «Найди на карте России». Есть много интересных названий населенных пунктов или рек. Нужно найти по заданным названиям объекты на карте, сделать скриншот, отметить кружком и написать, в какой части России находится объект, в какой области или федеральном округе расположен, и какие известные города находятся поблизости 13:00-14:00 – обед 15:00 – видеоролики о промыслах народов России |
10.06 | Тема «Тамбов – малая Родина» 09:30 – зарядка 10:00 – игра «Что спрятано на фотографии». В задании будут представлены фотографии с улицами города, а на них замазаны определенные объекты, например, колесо обозрения в Парке культуры, знак почты на здании Главпочтамта. Нужно угадать, чего не хватает на фотографии 11:30 – мастер-классы от педагогов 12:00 – онлайн-пазл «Я люблю Тамбов». В онлайн-программе загружается изображение с ул. Набережной и по ссылке можно зайти и собрать его из пазлов 13:00-14:00 – обед 15:00 – виртуальный тур по памятным местам Тамбовщины |
Городское мероприятие | |
11.06 | Тема «Дети. Тамбов. Россия» 09:30 – зарядка 11:00 – городская виртуальная игра-соревнование «Дети. Тамбов. Россия» 11:30 – мастер-классы от педагогов 13:00-14:00 – обед 16:30 – размещение сводной таблицы результатов за неделю |
3 неделя «Здоровым быть – здорово» | |
15.06 | Тема дня: «Если хочешь быть здоров» 09:30 – зарядка 10:00 – презентации или видео «Мое здоровье в моих руках» о том, как вести здоровый образ жизни 11:30 – мастер-классы от педагогов 12:00 – «Мульт-парад полезных привычек». Выкладываются изображения героев известных мультфильмов, дети должны написать, какими хорошими качествами и полезными привычками обладают эти герои 13:00-14:00 – обед 15:00 – видео с нетрадиционными комплексами физкультминуток: для глаз, для рук, для ног, сидя на стуле, когда долго сидишь за уроками и за компьютером 16:00 – подведение итогов городской виртуальной игры-соревнования «Дети. Тамбов. Россия» |
16.06 | Тема дня: «Здоровое питание» 09:30 – зарядка 10:00 – «Марафон полезных завтраков». Дети прикрепляют к комментариям задания рецепты полезных и вкусных завтраков 11:30 – мастер-классы от педагогов 12:00 – игра-исследование «Книга рецептов». В задании будут предложены рецепты блюд, в которые входят продукты с необычными названиями или редко используемые в русской кухне: артишок, топинамбур и т.д. Дети должны найти информацию о продукте и описать – это овощ или фрукт, какие у него полезные свойства 13:00-14:00 – обед 15:00 – познавательное видео на тему здорового питания |
Городское мероприятие | |
17.06 | Тема дня «Краски лета» В течение дня до 15:00 – онлайн голосование за звание «Приз зрительских симпатий» среди рисунков, представленных на конкурс «Краски лета» 09:30 – зарядка 10:00 – стрим-встреча с интересным человеком: предлагается устроить встречу с Усковой Е.А., которая расскажет о своем увлечении изобразительным искусством, о том, как она ведет мастер-классы на платформе «Яндекс.Дзен» и немного о себе. Ответит на вопросы зрителей 11:30 – мастер-классы от педагогов 13:00-14:00 – обед 16:30 – подведение итогов городского дистанционного конкурса рисунков «Краски лета» |
Продолжение недели «Здоровым быть – здорово» | |
18.06 | Тема дня: «В здоровом теле – здоровый дух» 09:30 – зарядка 10:00 – подборка видео про модные направления фитнеса и йоги (танцевальный фитнес, аэройога, пилатес, занятия на фитнес-боле и т.д.) 11:30 – мастер-классы от педагогов 12:00 – фитнес-челлендж: выполнить заданный набор упражнений (например, приседания, планка, выпады, пресс), снять на видео и выложить в комментарии 13:00-14:00 – обед 15:00 – мультфильмы о спорте, например «Кунг-фу Панда» |
19.06 | Тема дня: «Зеленая планета» 09:30 – зарядка 10:00 – презентация или видео «Правила поведения в лесу» 11:30 – мастер-классы от педагогов 12:00 – экологическая викторина «Экология и окружающая среда» 13:00-14:00 – обед 15:00 – видеоролики о необычных свойствах растений 16:30 – размещение сводной таблицы результатов за неделю |
Городское мероприятие | |
22.06 | Тема дня: «День памяти и скорби» 09:30 – зарядка 10:00 – городская дистанционная игра «Юные защитники» 11:30 – мастер-классы от педагогов 12:00 – видеоролик о 22 июня 13:00-14:00 – обед |
4 неделя «Великие достижения человечества» | |
23.06 | Тема дня: «Международный олимпийский день» 09:30 – зарядка 10:00 – видеоролик об Олимпийских играх 11:30 – мастер-классы от педагогов 12:00 – спорт-марафон – дети снимают видео, в котором держат в руках спортивный инвентарь, мяч, например, взяв его в руки, говорят: «Бег – это здорово, потому что…», «Лыжи – это просто супер! Потому что …». Получится видеоролик от отряда с рекламой спорта и пропагандой ЗОЖ 13:00-14:00 – обед 15:00 – игры и головоломки на виды спорта |
24.06 | Тема дня «Чудо техники» 09:30 – зарядка 10:00 – онлайн-голосование за самое интересное изобретение. Размещается 5-10 картинок с описанием различных изобретений или технических достижений, проводится опрос на самое интересное 11:30 – мастер-классы от педагогов 12:00 – стрим-встреча с интересным гостем: предлагается устроить встречу с Карауловой Ю.Ю., которая может рассказать о своей работе на ТВ, какие приемы съемок используются, что интересного остается за кадром. Отвечает на вопросы зрителей 13:00-14:00 – обед 15:00 – фильм про научные открытия |
25.06 | Тема дня «Искусство и культура» 09:30 – зарядка 10:00 – флешмоб ИЗОизоляция. Нужно переснять на фото сюжет известной картины и выложить с хештегом #изоизоляция 11:30 – мастер-классы от педагогов 12:00 – игра «Угадай, что спрятано на картине». На картине известного художника замазан какой-либо объект, надо угадать, что на там изображено. Например, «Девочка с персиками» – персики. 13:00-14:00 – обед 15:00 – фильм-экскурсия по музею |
26.06 | Тема дня: «Истории, покорившие сердца» 09:30 – зарядка 10:00 – косплей-марафон «Любимый герой книги» (косплей – это перевоплощение в различные роли, заключающееся в переодевании в костюмы персонажей мультфильмов, кинематографа, литературы, комиксов). Дети с помощью подручных средств и грима перевоплощаются в своих любимых литературных героев и выкладывают фотографию в образе 11:30 – мастер-классы от педагогов 12:00 – «Литературный батл». На странице выкладываются парами фотографии с обложками книг и кратким содержанием истории одного литературного жанра. Устраивается онлайн-голосование – какая книга интересней 13:00-14:00 – обед 15:00 – подборка аудиокниг для детей 16:30 – размещение таблицы результатов за неделю |
5 неделя «Вперед, в лето!» | |
29.06 | Тема дня: «Морские приключения» 09:30 – зарядка 10:00 – «Морская фотосессия». Задание – оформить фото-угол из бумажных корабликов, висящих на веревочках, с помощью подручных предметов можно сделать нос корабля, штурвал и т.д. и сделать фотографию (можно с семьей) 11:30 – мастер-классы от педагогов 12:00 – челлендж «Найди дома предметы, связанные с морем, и расскажи о них другим» – сделать фото с описанием или видео 13:00-14:00 – обед 15:00 – вспоминаем знаменитых мореплавателей; смотрим видео или документальный фильм о моряках, экскурсия в музей морфлота |
30.06 | Тема дня: «День лета» 09:30 – зарядка 10:00 – форум «Я и мое лето». Дети записывают и выкладывают в комментариях видеорассказ или письменный рассказ на 3-5 минут о себе, своих увлечениях, любимых летних играх на улице, где любят летом гулять, что нравится в лете и т.д. 11:30 – мастер-классы от педагогов на выбор 12:00 – экскурсия «Видеопутешествие» (например: Франция, Япония, Англия, Германия) 13:00-14:00 – обед 15:00 – закрытие лагерной смены. Размещение сводной таблицы результатов за месяц. Поздравления |
4. Подготовка методических материалов для работников онлайн-лагеря.
Методистом Степановой А.Ю. разработаны и опубликованы в помощь педагогам рекомендации «Формы воспитательных мероприятий с использованием возможностей социальных сетей», «Как снять на видео мастер-класс в домашних условиях». Рекомендации опубликованы на сайте МБУДО ЦДОД.
5. Реализация мероприятий онлайн-лагеря.
Перед началом работы онлайн-лагеря был размещен анонс об организации работы на сайте МБУДО ЦДОД и странице ВКонтакте. Во время работы лагеря в начале каждой тематической недели публиковались объявления о старте тематических мероприятий с обзором на неделю и план мероприятий на день.
Творческие объединения МБУДО ЦДОД были объединены в 5 отрядов, закрепленных за одним из педагогов-организаторов – вожатых онлайн-лагеря. Отряды сформированы таким образом, чтобы в каждый из них вошли объединения всех направлений: хореографическое, вокальное, изобразительное, декоративно-прикладное, театральное и социально-педагогическое.
Перед началом мероприятий каждому отряду была поставлена цель принять участие в как можно большем количестве тематических мероприятий на странице Центра, зарабатывая баллы за каждое задание (задание, выполненное в письменном виде – 1 балл, в виде фото или видеоотчета – 2 балла). Отчеты прикреплялись участниками в комментариях к заданию. В конце каждой недели осуществлялась оценка деятельности каждого отряда и выставлялась сводная таблица баллов за текущую неделю.
Педагоги дополнительного образования МБУДО ЦДОД подготовили для участников лагеря утренние танцевальные зарядки, мастер-классы и викторины по различным видам творчества.
6. Подведение итогов.
По итогам смены результаты были опубликованы в группе ВКонтакте и на сайте МБУДО ЦДОД, отряды получили электронные дипломы согласно набранным баллам. Особо отличившиеся дети награждены дипломами за активное участие. Мониторинг активности участников онлайн-смены показал, что в работе лагеря приняло участие более 3500 учащихся.
Таким образом, организация работы летнего лагеря «Город Талантов, или где живет Творчество» в онлайн-формате представляет собой синтез всех направлений воспитательной работы. Она аккумулировала основные принципы, формы и методы организации духовно-нравственного развития и воспитания, которые являются ключевыми для развития личности детей и подростков. Рабочей группой проведен анализ активности участников онлайн-смены, качества проведенных мероприятий, сделаны выводы по апробации опыта организации продуктивного летнего отдыха детей в онлайн-формате, что позволит при необходимости оптимизировать деятельность онлайн-лагеря в будущем.
Список использованных источников:
1. Методические рекомендации по организации занятости обучающихся в летний период с применением дистанционных технологий (лето в режиме он-лайн) [Электронный ресурс]: orioncentr.ru. URL: https://orioncentr.ru/wp-content/uploads/distant/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8.%20%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82.%20%D0%9B%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D1%80%D1%8C.%20.pdf (дата обращения: 15.09.2020).
2. Методические рекомендации по организации работы загородных оздоровительных лагерей и лагерей с дневным пребыванием детей в онлайн-формате [Электронный ресурс]: stepobr.ru. URL: http://stepobr.ru/images/02241/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D0%BE_%D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD-%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D1%80%D1%8E_1.pdf (дата обращения: 14.09.2020).
3. Методические рекомендации «Формы воспитательных мероприятий с использованием возможностей социальных сетей» [Электронный ресурс]: centr-tambov.68edu.ru. URL: https://centr-tambov.68edu.ru/metod-7.pdf (дата обращения: 14.09.2020).
4. Рекомендации «Как снять на видео мастер-класс в домашних условиях» [Электронный ресурс]: nsportal.ru. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2020/06/02/rekomendatsii-kak-snyat-na-video-master-klass-v (дата обращения: 14.09.2020).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт о работе летнего лагеря в школе
фото-отчёт...
План работы летнего лагеря "Одарённые дети"
На этой странице представлен план работы летнего лагеря "Одарённые дети"...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования детей «Порядок открытия и организации работы летнего оздоровительного лагеря на базе МБОУ ДОД ДДТ
Лагерь с дневным пребыванием – это сфера активного отдыха ребенка, которая дает ему возможность раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации, является частью социальной сре...
Программа работы летнего лагеря "Эрудит"
Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевания и...
Программа работы летнего лагеря профильной смены « Школа юного ученого»
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ· Цель : Развитие социальной активности детей, через интеллектуальное творческое развитие математических способностей школь...
Отчет о работе летнего лагеря дневного пребывания детей "Город мастеров - 2015" на базе МАУДО г. Нижневартовска "ДШИ №1"
Летний лагерь с дневным пребыванием детей является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, фи...
Отчет о работе летнего лагеря дневного пребывания "Легоград"
Представлен отчет о реализации программы научно-технического направления "Легоград" на базе МАОУДО "ЦДО"...