6 А Развитие осязания и мелкой моторики октябрь 2020
учебно-методический материал (6 класс)
Предварительный просмотр:
6 «А» класс
Развитие осязания и мелкой моторики
Занятия 1.10.2020, 2.10.2020, 8.10.2020
Тема: Алгоритм осязательного обследования предметов простой формы.
Задание: Освоить алгоритм осязательного обследования предметов простой формы.
Ожидаемый результат: Ребёнок должен овладеть алгоритмом осязательного обследования предметов простой формы, различных объектов (геометрических фигур, предметов быта, растений, и др.)
Осязательное обследование, как, правило, подразделяется на два этапа. Сначала осуществляется общее ознакомительное беглое обследование предмета (изображения) в целом. При этом руки детей движутся от начального пункта, указанного педагогом. Затем сразу же следует уточняющее восприятие с выделением существенных (главных) признаков изучаемого объекта. Обследование любого предмета или изображения проводится двумя руками. При этом обе руки действуют не синхронно, а функции их разделяются: правая рука обычно бывает поисковой, а левая - контролирующей. Однако обследование строго симметричных фигур (предметов, рисунков) проводится обеими руками, которые одновременно движутся сверху вниз от верхней серединной точки.
Возможны варианты осязательного восприятия: в некоторых случаях левой рукой ребенок фиксирует начальный пункт обследуемого предмета правой, проводит по всему предмету, последовательно выделяя его части. Затем правая рука подводится к начальному пункту, соединяясь с- левой. Например, при ощупывании многоугольников ребенок сначала охватывает фигуру обеими руками, при таком общем обхвате находит самый заметный угол, затем берет фигуру в левую руку и держит ее именно за этот угол, считая его первым. Потом он ведет слева на право указательным пальцем правой руки последовательно по сторонам многоугольника , выделяя и считая каждый из углов до того угла, который держит пальцами левой руки.
При осязательном восприятии некоторых предметов после нахождения начального пункта левая рука передвигается вслед за правой. Способы обследования варьируются и в зависимости от особенностей объекта.
Например, при сравнении геометрических тел с кривыми поверхностями (шар, конус, цилиндр) сначала детьми различается форма предмета, а при сравнении прямолинейных фигур (квадрата, прямоугольника и др. четырехугольники) сначала различаются размеры.
Обследование животных начинается с головы при последующем переходе к туловищу, крыльям, хвосту и лапам (ногам). Ощупывание растения начинается со знакомой части (цветка с его головки, ветки дерева - с листьев, овощей - с части, употребляемой в пищу).
Восприятие незнакомых или мало знакомых объектов педагог должен сопровождать словесным объяснением, в котором, характеризуя выделяемые признаки, он излагает или напоминает способы осязательного обследования. Действия детей контролируются педагогом. Если ребенок затрудняется в процессе обследования, то нужно взять его руки в свои и всю работу проделать с ним.
Приемы осязательного обследования
- Обследование предмета или изображения проводится обеими руками (правая рука – поисковая, левая – контролирующая)
- Обследование симметричных фигур или рисунков проводится обеими руками начиная от верхней средней точки.
- При обследовании асимметричных предметов или изображений левая рука фиксирует начало обследования предмета, правая обследует весь предмет, выделяя его части
Алгоритм изучения предмета
- Первичное ознакомление. Выдели общую форму, величину предмета.
- Выдели основные части предмета.
- Опиши структуру поверхности основных частей, их форму, величину.
- Что это за предмет? Расскажи о его назначении.
Алгоритм изучения внешнего вида животных
- Первичное ознакомление. Выдели общую форму, величину животного.
- Выдели основные части его тела: голова, туловище, хвост, лапы, крылья.
- Обследуй по плану: форма, величина, структура поверхности частей его тела.
- Что это за животное? Составь рассказ о его внешних признаках. Где оно живет? Используется ли человеком?
Алгоритм изучения внешнего вида растений
- Первичное ознакомление. Выдели общую форму, величину растения.
- Найди значимую часть растения (у цветка – соцветие, у дерева – листья, у овощей и фруктов – ту часть, которую употребляют в пищу). К какому классу относится это растение?
- Выдели части растения: корень (у травянистых), стебель, листья, ветки, цветок, плоды, семена.
- Обследуй и опиши основные части растения: структуру их поверхности, форму, величину, температуру, толщину и количество стеблей, веток.
- Что это за растение? Опиши его внешний вид. Где оно растет? Применяется ли человеком? Для чего?
В процессе осязательного обследования дети анализируют округлость формы, наличие граней, углов, плоскости, вогнутости и другие осязательные признаки предмета. Важно обеспечить детям с нарушением зрения тесный контакт с данным предметом. При этом надо учить детей видеть вначале основное, потом отдельные признаки, давая характеристику объекту, подчеркивать его выразительность, индивидуальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития осязания и мелкой моторики рук
"Усатый - полосатый"...
Урок развития осязания и мелкой моторики рук в 5 классе
"Группировка пуговиц по величине"...
Урок развития осязания и мелкой моторики рук в 7 классе
"Бабочка-красавица"...
Коррекционная программа для 6-8 классов Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком
Цель коррекционной программы «Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком» – формирование у детей с нарушением зрения умений и н...
6 Б Развитие осязания и мелкой моторики октябрь 2020
Задание на 29 сентября и 5 октября 2020...
7 А Развитие осязания и мелкой моторики октябрь 2020
Задания на период с 29 сентября 2020 по 7 октября 2020...
8 А Развитие осязания и мелкой моторики октябрь 2020
Задания на период с 1 октября по 8 октября 2020г...