Новые возможности формирования коммуникативной культуры обучающихся на этапе внедрения дистанционных форм обучения
методическая разработка

Разработка системы дистанционного профильного обучения обусловлена необходимостью поиска оптимальных форм реализации научно-методического сопровождения большого эксперимента, который проводится Министерством образования совместно с Российской академией образования. Очевидно, что для введения профильного обучения на местах часто недостаточно уже имеющихся кадровых и учебных ресурсов. Введение дистанционного профильного обучения - один из эффективных способов решения проблемы, и поэтому в ресурсном центре образовательных учреждений Куйбышевского района была начата работа по внедрению такой формы обучения. За основу был взят курс предпрофильной подготовки, который ведется в гимназии на протяжении четырех лет. «Язык художественного текста. Изобразительные возможности лексики» - авторский продукт учителей русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 73» Григорьевой Н.В. и Шипняговой И.Ф.

Единство курса обеспечено тем, что это учебно-методический комплекс, который включает в себя:

1.       учебное пособие для обучающихся (в печатном виде и его электронный аналог);

2.       программно-методический комплекс для учителя, который  является преподавателем курса дистанционного обучения;

3.       методические рекомендации к проводимым занятиям: они содержат примерное распределение учебного материала по темам, выделяют и описывают ключевые элементы занятий.

4.       упражнения и контрольные вопросы, темы для исследовательской работы и творческих заданий.

Курс адресован ученикам 9 класса и дает возможность совершить осознанный выбор филологического профиля обучения в старшей школе.

Курс прошел апробацию и получил признание: в 2008 году занял первое место на региональном конкурсе «Педагогические таланты Кузбасса», в 2009 году на Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации» - первое место и медаль Януша Корчака.

Создавая электронное пособие для обучающихся, авторы понимали, что придет время, и он будет переведен в дистанционный формат.

Кому же адресован данный дистанционный курс?

Назовем категории обучающихся по их отношению к компьютерным средствам и технологиям, к учебе, к самореализации:

а)       обучающиеся, увлекающиеся компьютером и Интернетом, поэтому имеющие интерес ко всему, что связано с новыми технологиями;

б)      обучающиеся, равнодушно относящиеся к техническим средствам, но имеющие  познавательный интерес ко всему новому;

в)       обучающиеся. Испытывающие страх перед компьютером, но стремящиеся к творческой самореализации, в том числе и среди школьников всего мирового пространства;

г)       обучающиеся, положительно относящиеся и к компьютеру, и к учебной деятельности, и к возможностям самореализации через дистанционное обучение.

Дистанционные обучающиеся получают задания, технологические предписания и учебные модули.

Задача модуля - предоставить среду для организации познавательной деятельности.

Модуль может включать таблицы, схемы, в которых информация дается в свернутом виде и в нужный момент (подготовка к зачету, экзамену) может быть развернута, ссылки на сайты в сети Интернет, список литературы, словарь.

Каждая тема-модуль предполагает так называемый «рубежный контроль», который покажет полноту и глубину усвоения знаний, его можно использовать и при подготовке в формате ЕГЭ.

После успешного прохождения всех рубежных контролей можно приступать к очному заключительному контролю качества усвоения курса, а в перспективе - представление результатов своей деятельности на веб-форуме или чат-занятии.

Таким образом, основное общение дистанционного педагога и обучающихся происходит посредством электронных писем, которые пишутся при помощи почтовых программ-браузеров, либо отправляются в виде вложенного файла в сообщение. Вместе с текстами применяются графические способы представления информации, для реализации которых используются графические редакторы.

Письма составляются обучающимися таким образом, чтобы доказательно, полно и четко изложить материал, а задача дистанционного педагога в письме помочь каждому обучающемуся научится оформлять материал так, чтобы было видно качество усвоения знаний.

В особом журнале фиксируется время отправления учебного модуля и время получения ответа. Если оценка отрицательная - обучающемуся высылается подробное объяснение его ошибок и еще один вариант контрольного задания. Это будет повторяться, пока рубежный контроль не будет полностью и с высоким качеством пройден.

У дистанционного обучения много возможностей. Каждый модуль автономен, при необходимости к нему можно вернуться, отработать отдельный материал, рассмотреть схему, выполнить тест.

Начав эту работу, мы уже можем обозначить проблемы дистанционного обучения:

  • во-первых, необходимость в персональном компьютере и в доступе в Интернет;
  • во-вторых, многим обучающимся необходима техническая помощь педагога координатора на месте (открыть задание, оформить, заархивировать, помощь в работе в чате и др.);
  • еще одна проблема - проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Поскольку до сих пор нет оптимальных технологических решений, заключительное занятие предполагается очное;
  • необходим и целый ряд индивидуально-психологических условий: для дистанционного обучения необходима самодисциплина, результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности наших учеников. Нет постоянного контроля, который для российского человека является мощным побудительным стимулом; 
  • и еще одна проблема - проблема психологического общения или эмоциональное взаимодействие между педагогом и учеником. В процессе дистанционного обучения отмечаем дефицит социально-эмоционального контакта.

Мы только начали вводить дистанционное обучение в ресурсном центре, сделаны первые шаги, и мы понимаем, что это очень интересно и для учеников, и для педагогов, хочется сделать много, курс, безусловно, имеет вариант развития.

Промежуточный результат показал динамику роста обучающихся ресурсного центра, выбравших  курс предпрофильной подготовки в прошлом учебном году и в нынешнем (с 14% до 26%), дистанционно обучаются 6 человек.

Совместно с психологом мы отследили

  • уровень проявления ценностно-смысловых качеств обучающихся в индивидуально-дистанционной деятельности;
  • умение работать самостоятельно;
  • умение ставить цели (способность увидеть проблемы, которые являются стартом для целеполагания, умение не списывать на окружающих трудности реализации целей);
  • самооценка (умение доверять самому себе в контроле и оценке результатов);
  • способность действовать в нестандартных ситуациях.

Наш опыт показывает, что область применения дистанционных форм для введения предпрофильного и профильного обучения обширна - от изучения отдельных учебных тем до организации системы дистанционного обучения. Дистанционное образование как дополнение к основному классно-урочному необходимо и одаренным детям, и «трудным» ученикам, и детям с ограниченными возможностями, и компьютерно-ориентированным. Такая работа нужна для развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального общества.

 

Литература:

1.       В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно... / Методические рекомендации к электронному образовательному пособию / Авторы-составители Григорьева Н.В., Шипнягова И.Ф. - Новокузнецк: МОУ «Гимназия № 73», 2008. - 16 с.

2.       Лобачев С.Л., Солдаткин В.И. Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.- М., 2006. - 104 с.

3.       Тихомиров В. П. Технологии дистанционного образования в России // Дистанционное образование. - М., 2004, № 1.

4.       Язык художественного текста. Изобразительные возможности лексики. / Программно-методический комплекс к курсу предпрофильной подготовки / Авторы-составители Григорьева Н.В., Шипнягова И.Ф. - Новокузнецк: МОУ «Гимназия № 73», 2007. - 28 с.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новые возможности формирования коммуникативной культуры обучающихся на этапе внедрения дистанционных форм обучения

Разработка системы дистанционного профильного обучения обусловлена необходимостью поиска оптимальных форм реализации научно-методического сопровождения большого эксперимента, который проводится Министерством образования совместно с Российской академией образования. Очевидно, что для введения профильного обучения на местах часто недостаточно уже имеющихся кадровых и учебных ресурсов. Введение дистанционного профильного обучения - один из эффективных способов решения проблемы, и поэтому в ресурсном центре образовательных учреждений Куйбышевского района была начата работа по внедрению такой формы обучения. За основу был взят курс предпрофильной подготовки, который ведется в гимназии на протяжении четырех лет. «Язык художественного текста. Изобразительные возможности лексики» - авторский продукт учителей русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 73» Григорьевой Н.В. и Шипняговой И.Ф.

Единство курса обеспечено тем, что это учебно-методический комплекс, который включает в себя:

1.       учебное пособие для обучающихся (в печатном виде и его электронный аналог);

2.       программно-методический комплекс для учителя, который  является преподавателем курса дистанционного обучения;

3.       методические рекомендации к проводимым занятиям: они содержат примерное распределение учебного материала по темам, выделяют и описывают ключевые элементы занятий.

4.       упражнения и контрольные вопросы, темы для исследовательской работы и творческих заданий.

Курс адресован ученикам 9 класса и дает возможность совершить осознанный выбор филологического профиля обучения в старшей школе.

Курс прошел апробацию и получил признание: в 2008 году занял первое место на региональном конкурсе «Педагогические таланты Кузбасса», в 2009 году на Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации» - первое место и медаль Януша Корчака.

Создавая электронное пособие для обучающихся, авторы понимали, что придет время, и он будет переведен в дистанционный формат.

Кому же адресован данный дистанционный курс?

Назовем категории обучающихся по их отношению к компьютерным средствам и технологиям, к учебе, к самореализации:

а)       обучающиеся, увлекающиеся компьютером и Интернетом, поэтому имеющие интерес ко всему, что связано с новыми технологиями;

б)      обучающиеся, равнодушно относящиеся к техническим средствам, но имеющие  познавательный интерес ко всему новому;

в)       обучающиеся. Испытывающие страх перед компьютером, но стремящиеся к творческой самореализации, в том числе и среди школьников всего мирового пространства;

г)       обучающиеся, положительно относящиеся и к компьютеру, и к учебной деятельности, и к возможностям самореализации через дистанционное обучение.

Дистанционные обучающиеся получают задания, технологические предписания и учебные модули.

Задача модуля - предоставить среду для организации познавательной деятельности.

Модуль может включать таблицы, схемы, в которых информация дается в свернутом виде и в нужный момент (подготовка к зачету, экзамену) может быть развернута, ссылки на сайты в сети Интернет, список литературы, словарь.

Каждая тема-модуль предполагает так называемый «рубежный контроль», который покажет полноту и глубину усвоения знаний, его можно использовать и при подготовке в формате ЕГЭ.

После успешного прохождения всех рубежных контролей можно приступать к очному заключительному контролю качества усвоения курса, а в перспективе - представление результатов своей деятельности на веб-форуме или чат-занятии.

Таким образом, основное общение дистанционного педагога и обучающихся происходит посредством электронных писем, которые пишутся при помощи почтовых программ-браузеров, либо отправляются в виде вложенного файла в сообщение. Вместе с текстами применяются графические способы представления информации, для реализации которых используются графические редакторы.

Письма составляются обучающимися таким образом, чтобы доказательно, полно и четко изложить материал, а задача дистанционного педагога в письме помочь каждому обучающемуся научится оформлять материал так, чтобы было видно качество усвоения знаний.

В особом журнале фиксируется время отправления учебного модуля и время получения ответа. Если оценка отрицательная - обучающемуся высылается подробное объяснение его ошибок и еще один вариант контрольного задания. Это будет повторяться, пока рубежный контроль не будет полностью и с высоким качеством пройден.

У дистанционного обучения много возможностей. Каждый модуль автономен, при необходимости к нему можно вернуться, отработать отдельный материал, рассмотреть схему, выполнить тест.

Начав эту работу, мы уже можем обозначить проблемы дистанционного обучения:

  • во-первых, необходимость в персональном компьютере и в доступе в Интернет;
  • во-вторых, многим обучающимся необходима техническая помощь педагога координатора на месте (открыть задание, оформить, заархивировать, помощь в работе в чате и др.);
  • еще одна проблема - проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Поскольку до сих пор нет оптимальных технологических решений, заключительное занятие предполагается очное;
  • необходим и целый ряд индивидуально-психологических условий: для дистанционного обучения необходима самодисциплина, результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности наших учеников. Нет постоянного контроля, который для российского человека является мощным побудительным стимулом;
  • и еще одна проблема - проблема психологического общения или эмоциональное взаимодействие между педагогом и учеником. В процессе дистанционного обучения отмечаем дефицит социально-эмоционального контакта.

Мы только начали вводить дистанционное обучение в ресурсном центре, сделаны первые шаги, и мы понимаем, что это очень интересно и для учеников, и для педагогов, хочется сделать много, курс, безусловно, имеет вариант развития.

Промежуточный результат показал динамику роста обучающихся ресурсного центра, выбравших  курс предпрофильной подготовки в прошлом учебном году и в нынешнем (с 14% до 26%), дистанционно обучаются 6 человек.

 

Совместно с психологом мы отследили

  • уровень проявления ценностно-смысловых качеств обучающихся в индивидуально-дистанционной деятельности;
  • умение работать самостоятельно;
  • умение ставить цели (способность увидеть проблемы, которые являются стартом для целеполагания, умение не списывать на окружающих трудности реализации целей);
  • самооценка (умение доверять самому себе в контроле и оценке результатов);
  • способность действовать в нестандартных ситуациях.

 

Наш опыт показывает, что область применения дистанционных форм для введения предпрофильного и профильного обучения обширна - от изучения отдельных учебных тем до организации системы дистанционного обучения. Дистанционное образование как дополнение к основному классно-урочному необходимо и одаренным детям, и «трудным» ученикам, и детям с ограниченными возможностями, и компьютерно-ориентированным. Такая работа нужна для развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального общества.

 

Литература:

1.       В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно... / Методические рекомендации к электронному образовательному пособию / Авторы-составители Григорьева Н.В., Шипнягова И.Ф. - Новокузнецк: МОУ «Гимназия № 73», 2008. - 16 с.

2.       Лобачев С.Л., Солдаткин В.И. Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.- М., 2006. - 104 с.

3.       Тихомиров В. П. Технологии дистанционного образования в России // Дистанционное образование. - М., 2004, № 1.

4.       Язык художественного текста. Изобразительные возможности лексики. / Программно-методический комплекс к курсу предпрофильной подготовки / Авторы-составители Григорьева Н.В., Шипнягова И.Ф. - Новокузнецк: МОУ «Гимназия № 73», 2007. - 28 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной культуры учащихся при изучении английского языка на начальном этапе обучения.

СодержаниеВведение1. Английский язык в современном мире.1.1. Аккультурация.2. Английский язык в начальной школе2.1. Роль иностранного языка в формировании личности младшего школьника2.2. Особенности п...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Главная задача современного образования состоит не в том, чтобы передать учащемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать с ориента...

Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Основная цель современного школьного образования - целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация, эффективная реализация в сфере будущей профессиональной деятельност...

Технология «Дебаты» как исследовательский тип обучения и средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проведение уроков в рамках педтехнологии "Дебаты" позволяет сформировать  коммуникатьивную культуру, развивает поисковые навыки учащихся....

Актуальность создания технологии формирования коммуникативной культуры обучающихся в учебном диалоге

Актуальность создания технологии формирования коммуникативной культуры обучающихся в учебном диалоге в аспекте компетентностного подхода...

Работа в новых условиях дистанционной формы обучения на уроках физической культуры

Опыт работы учителем физической культуры в период самоизоляции COVID-19....

Инновационный педагогический проект «Формирование коммуникативной культуры обучающихся средствами школьного библиотечного сообщества, представленного группой в социальной сети ВКонтакте»

Направление  реализации проекта:создание  благоприятной  среды для формирования  коммуникативной культуры субъектов образовательного процесса в ходе поднятия престижа школьной библ...