Проблемы удаленного обучения в условиях самоизоляции.
электронный образовательный ресурс

Исмаилов Нурлан Дашдемирович

Данная статья предназначена для рассмотрения  проблем в удаленном обучении в условиях самоизоляции.  Весь мир охваченный пандемией коронавируса, в том числе и Россия была вынуждена за кратчайшие сроки перейти на  удаленное обучение. Огромные нововведения в сфере дистанционной педагогики, которые внедрялись на протяжении нескольких лет, создали ряд вопросов. Образовательный процесс в данной сфере потерпел большие изменения. С каждым годом увеличивается количество информационно-коммуникационных технологий, которые интегрируются в сферу образования. Для педагогов и учащихся появлись  новые критерии для возможности участия в образовательном процессе. Наблюдался трансформация процесса обучения в более гибкий и динамичный процесс. Однако какие бы качественные изменения не происходили, всегда можно отыскать и проблемы, ведь некоторые технологии находятся ещё на стадии разработки и внедряются в качестве эксперимента. Для развития качества дистанционного процесса обучения необходимо выявить и исследовать данные проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проблемы удаленного обучения  в условиях самоизоляции»

Исмаилов Нурлан Дашдемирович

Учитель истории  МКОУ « Дарвагская СОШ №1»

Республика Дагестан, Табасаранский район, село Дарваг, ул Мустафы Курбанова дом №4 . тел 89034818029

e-mail: supernurdag@yandex.ru

Аннотация.

Данная статья предназначена для рассмотрения  проблем в удаленном обучении в условиях самоизоляции.  Весь мир охваченный пандемией коронавируса, в том числе и Россия была вынуждена за кратчайшие сроки перейти на  удаленное обучение. Огромные нововведения в сфере дистанционной педагогики, которые внедрялись на протяжении нескольких лет, создали ряд вопросов. Образовательный процесс в данной сфере потерпел большие изменения. С каждым годом увеличивается количество информационно-коммуникационных технологий, которые интегрируются в сферу образования. Для педагогов и учащихся появились   новые критерии для возможности участия в образовательном процессе. Наблюдался трансформация процесса обучения в более гибкий и динамичный процесс. Однако какие бы качественные изменения не происходили, всегда можно отыскать и проблемы, ведь некоторые технологии находятся ещё на стадии разработки и внедряются в качестве эксперимента. Для развития качества дистанционного процесса обучения необходимо выявить и исследовать данные проблемы.

Ключевые слова: дистанционное (удаленное) обучение, дистанционная педагогика, проблемы дистанционного обучения, информационно-коммуникационные технологии.

Как бы хорошо не отчитались руководители ОО перед учредителями, и те в свою очередь перед министерством образования и науки, о хорошей проделанной работе в процессе удаленного обучения, проблемы были и остаются в данном направлении. Ведь люди и без того напуганные угрозой распространения пандемии кароновируса,  не были готовы к резким изменения в сфере образования. В ряду некоторых причин, которые и стали проблемой удаленного обучения в условиях  самоизоляции.

В настоящее время в нашей жизни крепко укрепились информационные и коммуникационные технологии. В XXI  веке умение работать на компьютере, обозревать и выискивать нужную информацию в Интернет-ресурсах являются одним из основных приоритетов во всех сферах жизни. Образовательная сфера не является исключением, и с каждым годом всё больше и больше технологий проникает в образовательный процесс.

Развитие информационных технологий дало нам понятие «дистанционная педагогика». Общественное мнение по поводу этих нововведений является положительным. По статистике каждый год увеличивается число желающих обучаться дистанционно. Данную программу начало активно поддерживать само государство. Примером может служить Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", а именно статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Государство уделяет особое внимание именно электронным формам обучения, с использованием информационных и дистанционных технологий.

Появление инновационных технологий положительно сказывается на педагогике. Это заключение можно сделать исходя из того, что начали активно разрабатываться новые формы, методы, функции и средства для обеспечения дистанционного обучения. Однако если понятие «педагогика» уже давно сформировалось, то понятие «дистанционная педагогика» в науке полноценно ещё не сложилось. В связи с этим предлагаю своё изложение понятия дистанционной педагогики.

Дистанционная педагогика - это наука о влиянии информационно-компьютерных технологий, интегрированных в образовательный процесс посредством дистанционного обучения, на возможность самостоятельного обучения, самообразования и формирование для этого необходимых навыков.

Образование трансформируется в более гибкий и динамичный процесс обучения, который имеет свои индивидуальные черти. Это непосредственно связанно с внедрением новых цифровых технологий. В процессе данной трансформации сформировалось развитие взаимодействия между преподавателем и студентом (учителем и учеником). Сложно сказать, что данные нововведения уже полностью готовы, так как некоторые моменты ещё находятся на стадии разработки, проводятся эксперименты.

Учителя, школьники и их родители после введения в России дистанционного обучения в школах из-за пандемии коронавируса, больше всего жаловались на технические сбои, а также неготовность оборудования и самих педагогов к работе онлайн, показало исследование Института прогрессивного образования, с результатами которого ознакомились РИА Новости.

Рекомендацию перевести школьников на дистанционное обучение Минпросвещения дало регионам 14 марта. Позже о введении каникул в школах с 23 марта по 12 апреля заявил министр просвещения России Сергей Кравцов. В этот период министерство и Рособрнадзор обеспечат методическую поддержку учителей и родителей по вопросам дистанционного образования.

 Однако, наряду со всеми нововведениями, связанными с внедрением спектра компьютерных технологий, возникает и ряд сопутствующих проблем. Огромный поток накопленной в Интернет-ресурсах информации интегрированный в педагогику для дистанционного обучения не мог пройти бесследно

Первая проблема заключается в профессиональной подготовке преподавателей и учителей. Готовность самого преподавателя это один из главных элементов в дистанционном обучении. Во время интегрирования компьютерных технологий в дистанционную педагогику необходимо убедиться, что преподаватели подготовлены к таким нововведениям. Успешное дистанционное обучение начинается с уверенности преподавателей в том, что их способностей хватит для изучения всех технологий и их успешного применения. Массовая подготовка преподавателей и учителей в области информационных технологий будет способствовать развитию дистанционного обучения и современной педагогики.

 Многие педагоги, по оценкам пользователей, просто выкладывают в социальные сети домашнее задание, например, самостоятельно изучить параграф учебника и законспектировать его. Чтобы усвоить материал по-настоящему, школьникам приходится брать дополнительные уроки на специализированных онлайн-площадках.

Вместе с тем почти 5,5% жалоб относятся к проблеме возросшей нагрузки на школьников и учителей. Родители сетуют на то, что домашние задания присылают в большом объеме, а учителя вынуждены, помимо основных занятий, которые не везде отменены, очень плотно готовиться к урокам в интернете, сообщается в материалах.

Вторая проблема. Если в первой проблеме затрагивалась готовность учителей и преподавателей, то суть второй проблемы заключается в готовности учащихся. В процессе дистанционного обучения учащиеся сталкиваются с рядом преград в виде своих индивидуальных особенностей, условий обучения, умения использовать компьютерные технологии и Интернет-ресурсы. На сегодняшний день не существует дистанционных программ, которые учитывали те или иные индивидуальные особенности каждого учащегося  и, скорее всего, создать такие индивидуальные программы невозможно. Поэтому необходимо разработать дистанционно-образовательную среду, которая будет направленна на адаптирование всех. Выяснилось, что ряд школьников жалуются на платные задания.

"Более 13% участников тематических коммуникаций также обратили внимание, что часть занятий на образовательных платформах остается платной. Особенно это заметно, по оценкам родителей, в разделах контрольных и проверочных работ. Несмотря на то, что многие онлайн-школы временно открыли бесплатный доступ к своим ресурсам и библиотекам, значительная доля контента, рекомендуемого образовательными учреждениями, требует вложений. И даже сами учителя ограничены в выборе бесплатных заданий", – говорится в материалах.

Помимо этого, 10 % сообщений связаны с жалобами на недостаток необходимого оборудования  для онлайн - обучения учащихся к дистанционному обучению и дистанционной педагогике в целом.

Следующая проблема заключается в ограниченном объеме возможности внедрения информационных технологий в образовательные учреждения. Такое внедрение требует огромных ресурсов - времени и средств. Большой спектр новых учебных программ, методических рекомендаций, инструкций, пособий, примеров дистанционных уроков. Образовательные учреждения, решившие добавить в свой спектр образовательных услуг дистанционное обучение, должны обладать всем необходимым оборудованием. От качественно подготовленных образовательных учреждений зависит возможность для достойного дистанционного обучения. 

"Никто и никогда в современной России не анализировал, готовы ли дети к "дистанционке". Не у каждого в доме есть стабильный высокоскоростной интернет, необходимый для виртуальных уроков. А в условиях, когда и родители вынуждены работать удаленно, детям порой просто не хватает компьютеров. В особой зоне риска здесь находятся многодетные и малоимущие семьи".

Четвёртая проблема. Отсутствие единого образовательной платформы в дистанционной педагогике. Это связанно с тем, что большинство педагогов не желают работать по чужой образовательной программе, если она придумана не им. Другие педагоги сами неохотно предоставляют свои разработанные программы для возможности их законного заимствования. Также каждое образовательное учреждение стремиться сделать свою программу, которая, по их мнению, является лучшей среди других. Отсутствие единого стандарта, хотя бы в основных моментах обучения, прямо отражается на образовательном процессе. По моему мнению, единый образовательный стандарт в дистанционной педагогике позволит избавиться от множества некачественных программ в этой сфере. Данный факт положительно повлияет на процессе обучения.

Пятая проблема. Отсутствие благоприятной среды. В стандартном процессе обучения атмосфера, которая возникает между учителем и учеником, зачастую бывает напряженной. На это есть свои причины, которые не раз обговаривались различными авторами.  Стандартный процесс обучения «давит» на ученика, бывает, что даже на учителя. Как правило, большинство учеников, с радостью пропустило бы весь процесс обучения, чтобы избавиться от нагрузки. Педагоги не видят смысла в обучении тех, кто этого не желает. Дальше перечислять проблемы стандартного процесса обучения не вижу смысла. Суть в том, что дистанционный процесс обучения должен решить данные проблемы. Педагоги в дистанционной педагогике лишь «дают» информацию, а учащиеся её преобразовывают в полезные знания, использую лишь метод самообучения. А функция контроля над успеваемостью здесь передана компьютеру. В связи с этим должна возникнуть благоприятная атмосфера для обучения. Однако, как показывает практика, на сознание людей внедрение информационных технологий никак не повлияло. Зачастую обе стороны образовательно процесса остаются консервативны в своих взглядах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в области удаленного обучения  существует ряд актуальных проблем, которые необходимо решить для поднятия качества дистанционного образования. Основные направления для решения данных проблем: создание адаптивной дистанционно-образовательной среды для педагогов и учащихся. В процессе адаптации преподаватели должны усвоить основы для возможности обучать, а учащиеся для возможности обучаться. Следующее направление - подготовка образовательных учреждений для интегрирования информационно-коммуникационных технологий. Создание единого дистанционного образовательного стандарта: электронных учебников, методических рекомендаций, учебных пособий, а также различных комплексов и программ.

Существенный вклад в решение данных проблем внесут нововведения и инновации в области дистанционной педагогики. Для этого необходимо проводить новые исследования в области применения информационных технологий в педагогике, изучать влияния информационных технологий на педагогику в целом, а также на преподавателей и учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИНТЕРАКТИВНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УДАЛЕННЫХ УЧАСТНИКОВ ЧЕРЕЗ ОТКРЫТЫЕ КАНАЛЫ ДОСТУПА

В ДАННОМ МАТЕРИАЛЕ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПРИЕМ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИНТЕРАКТИВНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УДАЛЕННЫХ УЧАСТНИКОВ ЧЕРЕЗ ОТКРЫТЫЕ КАНАЛЫ ДОСТУПА...

"Методы изучения проблемы индивидуализации обучения в условиях классно-урочной системы"

В условиях быстро меняющегося мира наиболее перспективной признана идея «образование в течение всей жизни», реализация которой возможна при выполнении двух основных условий: 1) образ...

Сохранение психологического здоровья в условиях самоизоляции.

В связи с мерами по противодействию распространения короновирусной инфекции (COVID-19), введенными Губернатором Кемеровской области, многие жители нашего города оказались в ситуации самоизоляции. Это ...

Дистанционное обучение в условиях самоизоляции

Как организовать дистанционный урок в условиях самоизоляции. Каждый учитель сталкнулся с этим вопросом. Хочу поделиться своей разработкой урока для 8 класса по теме: "Электролитическая диссоциаци...

Сенсомоторная активность детей в условиях самоизоляции. Советы нейропсихолога

Сенсорное развитие ребёнка — развитие его восприятия и формирования представлений о свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положениивпространстве,атакжезапахеивкусе.Чем больше органов ч...

Памятка для родителей и учащихся "Как победить стресс в условиях самоизоляции и дистанционного обучения"

Памятка для родителей и учащихся"Как победить стресс в условиях самоизоляции и дистанционного обучения"...

Дистанционное обучение в условиях самоизоляции

Дистанционное обучение внезапно стало реальностью нашей жизни. Мы все оказались в уникальной ситуации самоизоляции и дистанцирования. Будем откровенны, мало кто был готов к возникшей ситуации в ...