Программа Звонкие голоса
материал

Середина Юлия Вячеславовна

Программа Звонкие голоса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2._programma_zvonkie_golosa.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»

Принята на заседании педагогического совета

от «____»_________20___г.

Протокол №____________

Утверждаю:

Директор МБУ ДО ДДТ

А.Г. Матвеева

« _____» _____________

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Звонкие голоса»

Возраст учащихся: 11-15 лет

Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:

Середина Юлия Вячеславовна,

педагог дополнительного образования

Киселёвский городской округ, 2020

Содержание

1. Пояснительная записка         3

2. Учебно-тематический план 1 год обучения         12

3. Содержательная характеристика 1 год обучения         13

4. Учебно-тематический план 2 год обучения         16

5. Содержательная характеристика 2 год обучения         17

6. Учебно-тематический план 3 год обучения         19

7. Содержательная характеристика 3 год обучения         20

8. Методическое обеспечение программы         22

9. Список литературы         26

   

Пояснительная записка

«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими! 
Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите! 
Если ваша душа поёт - пойте!»

(Н.  Княжинская)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Звонкие голоса» модифицированная, разработана для организации занятий по эстрадному вокалу у учащихся среднего школьного возраста и относится к  базовому  уровню  освоения знаний и практических навыков.

Программа  составлена на основе  программ   Т.М. Курьят  «Обучение  вокалу»,  Н.В. Пивкиной  «Детская эстрадная песня», Т.В.   Горбань «Программа  вокальных  занятий».

             Среди многочисленных средств воздействия на ребенка подросткового возраста важное место занимает музыка. Исполняя песни, ребенок любого возраста глубже воспринимает её, активно выражает свои чувства, настроение; постигая мир музыкальных звуков, учится слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему. Важно помнить, что особый, возрастающий интерес был и остается у подрастающего поколения   к популярной музыке, к современной эстрадной песне.  

Актуальность программы заключается в том, что занятия в учреждениях дополнительного образования являются не только начальной ступенью музыкального образования, но и эффективной формой общего и эстетического развития.  Занятия эстрадным вокалом помогают   подросткам  самореализоваться, раскрыть свои способности и таланты, преодолеть скованность  и  неуверенность в себе,  т.е. снятие комплексов, отвлечение подростков от улицы.

Обретается большая независимость, избирательность и самостоятельность в отношении подростка к музыке. Происходит духовный рост. Популярность  этого  жанра  невероятно  высока.  Многим  хочется  попробовать  свои  вокальные  возможности,  усовершенствовать  их.  В связи с этим, возникла необходимость создания программы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  «Звонкие голоса».

             Педагогическая целесообразность  программы обусловлена тем, что она помогает раскрыть способности и таланты учащихся, учит свободно ориентироваться в мире музыки. Развивает  художественное  воображение,  эстетический  вкус,  творческие  способности  учащихся.

              Новизна программы состоит в том, что программа направлена на развитие индивидуальных  музыкальных и творческих способностей, помогает открыть перспективу для будущего развития личности.

Цель  программы: приобщение учащихся к музыке,  вокальному искусству в процессе  обучения пению и развития их певческих способностей. 

Реализация  основной  цели  осуществляется  через  решение  ряда  задач:

  • поднять  на  более  высокий  уровень  первоначальные  музыкальные возможности   учащихся,    показатель его певческого голосообразования;  
  • развивать  творческие навыки:  дыхания,  артикуляции,  унисона, чистого;
  • интонирования, координации  слуха  и  голоса, навыки  двухголосного пения;
  • овладеть навыками и умениями выразительного сценического поведения;  
  • воспитывать  любовь  к  музыке.

     

Особенность  образовательной  программы  определяется  комплексностью  решения  учебных  и  воспитательных  задач  при  её реализации. Работа по программе строится с учётом ближних и  дальних перспектив.  

Сроки реализации, продолжительность образовательного процесса

Возраст учащихся, участвующих в реализации программы - 11 - 15 лет. Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы – 3 года по 216 часов в год.  

Подростковый возраст – трудный возраст полового созревания и психологического взросления учащихся. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости. Основные потребности подростков – нравственное самоопределение, общение со сверстниками. Ведущая деятельность подросткового возраста – интимно-личностное общение, поиск одобрения среди сверстников.

Важно именно на этом этапе заинтересовать учащихся и не допустить их ухода в «себя» или еще хуже дать возможность заинтересоваться улицей.

Занятия эстрадным пением и вокалом способствуют удовлетворению интересов подростков на данном этапе, а именно помогают учащимся поверить в свои способности,  самоутвердиться и найти друзей по интересам.

Содержание занятий по программе «Звонкие голоса»,  на всём протяжении обучения включает в себя: упражнения по постановке певческого дыхания, певческого голоса, работу  над дикцией, исполнение различных по вокальным жанрам произведений, разучивание песен и освоение музыкальной грамоты.

Программа построена на интенсивных распевках и вокальных упражнениях по постановке певческого голоса, проговариванию скороговорок, а также на исполнении эстрадных песен, в процессе чего у молодых вокалистов развивается  чувство  музыкального ритма, интонации, развивается песенная дикция. В процессе занятия педагог акцентирует внимание  учащихся на красоту и музыку стиха песни, выделяя некоторые строки песни, говоря о сочетании музыки и слов песни.

Программа базируется на реализации следующих принципов:

  • гуманистической направленности - предполагает упорядочение норм уважительного отношения педагогов, воспитанников и родителей друг к другу;
  • личностной ориентации - предполагает учет субъективной позиции подростка и взрослого;
  • непрерывности развития - отражает взаимосвязь в дополнительной образовательной деятельности всех сторон личностного развития подростков. Основная задача дополнительной образовательной деятельности — развитие сущностных сил воспитанника, формирование базовой культуры его личности;
  • психологической комфортности - требует уважительного отношения к подростку и провозглашает радикально новую позицию социального педагога как равноправного партнера и сотрудника в процессе взаимодействия и обеспечивает уверенность подростка в своих силах, открытость внешнему миру, инициативность, самостоятельность - то есть атмосферу, стимулирующую активность, любознательность, стремление к познанию, чувство собственного достоинства;
  • доверительного сотрудничества - предполагает организацию совместной деятельности взрослых и подростков на основе общих интересов и взаимопомощи;
  • принцип диалога - рассматривает диалог как неотъемлемое условие взаимодействия субъектов дополнительного образования, отражает существование тесной связи между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием социального педагога и подростка;
  • обучения деятельности - подразумевает не обучение навыкам, а обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем, т.е. речь идет о приоритете ценностей развития перед ценностями обучения;
  • здоровьесбережения - реализуется через формирование культуры отношения к своему здоровью, как к системе, единому целому (триединство «тело-душа-разум») и ориентирован на здоровье, как абсолютную жизненную ценность,  основополагающую идею «Не навреди!».

В  процессе  реализации  программы  используются  дифференцированный  и индивидуальный подход  к  учащимся.  Применяются   традиционные  методы  работы  с  учащимися,  такие  как:  

  • демонстрационный;
  • игровой;
  • словесный;
  • метод наблюдений;
  • метод упражнений

Формы и режим занятий.  Основной формой организации обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Звонкие голоса», является учебное занятие с группой постоянного состава. Набор в группы ведётся по желанию учащихся и их родителей. Образовательный процесс организуется в очной форме, в режиме 3 раза в неделю по 2 часа.

Каждое занятие строится по схеме:

  • настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
  • дыхательная гимнастика;
  • речевые упражнения;
  • распевание;
  • пение вокализов;
  • работа над произведением;
  • анализ занятия.

Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания учащихся, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми; совместную работу педагога, родителей и учащихся.

Планируемые результаты освоения образовательной программы.

По окончанию 1 года обучения по программе «Звонкие голоса», учащиеся знают:

  • основы  нотной  грамоты;
  • штрихи,  обозначающие  характер звучания;
  • длительности  нот;
  • правила  безопасной  работы  с  микрофоном;
  • музыкальные  инструменты.

умеют:

  • чисто  пропевать   терции  сверху вниз и обратно;
  • чистое интонирование поступенных и скачкообразных движений мелодии;
  • удержать интонацию на одном звуке;
  • точно передавать ритмический рисунок;
  • одновременно брать вход перед началом пения;
  • удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, мягко заканчивать произведение;
  • округлять  гласные  а,  о,  у,  ы,  и;
  • прикрывать  звук  в  верхнем  регистре.

По окончанию 2 года обучения по программе «Звонкие голоса», учащиеся знают:

  • устройство  и  принцип  работы  голосового  аппарата;
  • классификация  певческих  голосов;
  • правила  группового  пения.

умеют:

  • петь с динамическими оттенками, не формируя звук при усилении звучания;
  • владеть  разнообразным  тембром  голоса;    
  • соблюдать единую манеру артикуляции для всех гласных;
  • максимально растягивать гласные и коротко произносить согласные звуки в пределах возможностей режима исполняемой мелодии;
  • использовать  мимику,  жесты  и  движения  в  исполнении музыкальных произведений.

По окончанию 3 года обучения по программе «Звонкие голоса», учащиеся знают:

●основные  законы  поведения  на  сцене;                                                              ● современные  музыкальные  жанры.                                                                      

умеют:

  • удерживать  интонацию  при  переходе  от одной тональности в другую;
  • петь двухголосие;
  • пользоваться  смешанным  дыханием;
  • использовать  правильное  положение гортани при исполнении музыкального произведения;
  • глубоко понимать и переживать исполняемое произведение.

Контроль и диагностика освоения программы. У  учащихся  каждого  года  обучения  проводятся контрольные  срезы  в  виде  тестовых  заданий  по  теоретическим  темам, а так же творческие  отчёты  перед  родителями.

Тестирование проводится в условиях учебного занятия. Все учащиеся выполняют задания одновременно. Форма выполнения – индивидуальная.

На каждом этапе учащимся предлагается 5 заданий на проверку знаний и умений. На выполнение всех заданий даётся не более 15 минут.

Каждый учащийся получает тест, соответствующий возрастным особенностям определённого периода обучения. Каждое задание зачитывается и поясняется.

После выполнения заданий составляется таблица, отражающая результаты выполнения тестовых заданий.  Такой аналитический подход позволяет определить степень усвоения пройденного материала и организовать индивидуальную и дифференцированную работу с учащимися в течение года и на последующих этапах обучения.

Критерии оценки знаний:

* Высокий уровень (ВУ) все задания выполнены верно.

*Средний уровень (СУ) три и более заданий выполнено верно.

*Низкий уровень (НУ) менее трех заданий выполнено верно.

Общее количество учащихся по годам обучения:

Год обучения

Общее количество обучающихся

ВУ

(кол-во уч.)

%

СУ

(кол-во уч.)

%

НУ

(кол-во уч.)

%

1 год обучения

2 год обучения

Во  второй  половине  учебного  года  формой  контроля  являются  концертная  деятельность,  участие  в  районных, городских и областных конкурсах, отчётный концерт в конце года.

В  результате  овладения  программой  «Звонкие  голоса»  учащиеся  становятся  эстетически  развитыми  подростками,  имеющие   необходимые знания,  умения  и  навыки,  позволяющие  им  принимать  активное  участие  в  культурной  жизни.  Учащиеся  усваивают  знания  по  музыкальной  культуре,  овладевают слушательскими и  исполнительскими  умениями  и  навыками.  

     Овладев  программой,  выпускник  получает  возможность  продолжения  концертно-исполнительской  деятельностью  в  любительских,  детских  коллективах,  центрах  творчества,  в  конкурсах,  шоу  и  т. д.

     Материально  техническое  оснащение  программы:

  • учебный  кабинет,  фортепиано,  музыкальный  центр;
  • звуковые  записи, видеоаппаратура,  микрофоны;
  • литература  по  постановке  голоса;
  • концертные костюмы;
  • ноутбук и мультимедиа аппаратура.

Учебно-тематический план

1 год обучения

 №

Название раздела

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

1

2

2.

Расположение  нот  на  нотном  стане

13

57

70

3.

Штрихи

7

23

30

4.

Длительности  нот

5

25

30

5.

Части  песни

3

31

34

6.

Импровизация

3

19

22

7.

Музыкальные  инструменты

13

17

30

Итого

        43        

173

216

Содержание программы

1  год  обучения

1. Вводное  занятие  (2 часа)  

Теоретическая часть: введение  в  образовательный  курс.  Цели  и  задачи.   Анатомия  голосового  аппарата  и  гигиена  певческого  голоса:  гортань,  роль  нервной  системы  в  голосообразовании,  органы  дыхания,  резонаторы.  

Практическая часть: знакомство  с учащимися, изучение  способности к пению.  

2. Расположение  нот  на  нотном  стане (70 часов)  

Теоретическая часть: музыкальные  звуки.  Высокие  звуки.  Низкие    звуки. Расположение  нот  на  нотном  стане.   Скрипичный  ключ.

Практическая  часть: запись  скрипичного  ключа. Работа над певческим дыханием.  Пропевание низких звуков. Пропевание высоких звуков. Терция.  Пропевание  терции  сверху  вниз.  Пропевание  терции   снизу  вверх.   Интонирование  поступенных  движений  мелодии.   Интонирование  скачкообразных  движений  мелодии.  Интонирование  мелодии  на  одном  звуке. Разучивание песен в соответствии с репертуарным планом. Работа над пением в группе.

3. Штрихи (30 часов)

Теоретическая часть: нюанс  форте.   Нюанс  пиано.  Музыкальные  термины "Легато, "Стаккато", "Пауза".

Практическая  часть: упражнения,  направленные  на  решение  вокально-интонационных  трудностей  в  разучиваемом  репертуаре. Тренировка дикции и темпа на скороговорках. Пропевание скороговорок медленное, с убыстрением, на одной ноте. Упражнения  на  "Легато".  Упражнения  на  "Стаккато".  Работа над пением в группе.

4. Длительности  нот (30 часов)

Теоретическая часть:  длительности, паузы, такты, знаки альтерации. Длительности  нот  и  их  название:  целая,  половинная,  четвертная,  восьмая.

Практическая  часть:  счёт  каждой  длительности. Распознание темпов исполнения произведений: медленно, быстро.   Характер  музыки,  выраженный  разными  длительностями.  Запись  длительностей  нот.   Практическая работа над песенным репертуаром: разучивание песен  и  отработка навыков работы в группе.

5. Части  песни (34 часа)

Теоретическая часть: название  частей  песни:  вступление,  запев,  припев,  отыгрыш,  куплет. Основные разделы жанра песни. Наглядные примеры разбора музыкального материала..

Практическая  часть: разбор музыкального материала.  Определение частей песен. Определение    звучащей   части   песни по характерным признакам. Упражнения  на  осознание  и  работу  мышц,  участвующих  в  певческом  дыхании.  Основные приемы дыхания.  Дыхательная гимнастика. Упражнения на дыхание.     Практическая работа над песенным репертуаром.                                                                                                       

6. Импровизация (22 часа)

Теоретическая часть:  импровизация.  Понятие «Лад».  Мажорный  лад.  Минорный  лад.    

Практическая  часть:   характеристика  музыки  в  мажорном   ладу.  Характеристика  музыки  в  минорном  ладу.  Работа с примерами минорных и мажорных песен.   Упражнения  на  выработку  правильного  дыхания  при  пении. Пение. Посадка, постановка корпуса во время пения.  Связь дыхания и характера песни.

7. Музыкальные  инструменты (30 часов)

Теоретическая часть:  музыкальные  инструменты.  История  создания.  Роль  в  современной  музыкальной  культуре.  Русские  народные  инструменты.  Оркестр  народных  инструментов. Джаз. Джазовый оркестр.                                                              

Практическая  часть:  приёмы  игры  на  музыкальных  инструментах, аккорды и способы их извлечения. Пение без сопровождения музыкального инструмента.  Пение   в сопровождение с музыкальным инструментом.  Распевка при помощи инструмента.                                            

Учебно-тематический план

2  год  обучения

Название раздела

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

1

2

2.

Певческие голоса

13

57

70

3.

Что нужно знать вокалисту

8

22

30

4.

Певческое  дыхание

3

27

30

5.

Артикуляция, дикция

3

31

34

6.

Сценическая культура и сценический образ

3

17

20

7.

Работа над музыкально-художественным образом

13

17

30

Итого

42

174

216

Содержание программы

  1. год  обучения

  1. Вводное  занятие (2 часа)

Теоретическая часть: план  работы  на  учебный год,  цели и задачи. Правила охраны и гигиена голоса.  Питание, витамины, вредные привычки.

Практическая  часть:  упражнение  «Мысленные  путешествия».  

2. Певческие голоса (70 часов)

Теоретическая часть: певческие регистры.  Диапазон.  Тесситура.  Тембр.  Классификация  певческих  голосов. Здоровье и уход за голосом.  Подготовка  вокалиста  к  пению.  

Практическая  часть:  постановка певческого аппарата. Разучивание распевок. Упражнения на развитие певческого голоса. Упражнения  на  выработку  правильного  дыхания  при  пении. Расширение диапазона солиста. Подбор песен для сольного исполнения. 

3. Что нужно знать вокалисту (30 часов)

Теоретическая часть:  Мелодия.  Лад.  Метр.  Размер.  Ритм.  Синкопа.  Темп. Интервалы.  Знаки.

Практическая  часть:  упражнения  на  процесс  физического  осознания  языка.  Упражнения  для  языка  со  звуком. Формирование звука и  правильного звуковедения. Пение на опоре звука. Отработка пения на 2 голоса. Тренировка дикции и темпа на скороговорках. Пение с различной эмоциональной окраской. Расширение диапазона.

4. Певческое  дыхание (30 часов)

Теоретическая часть: Беседа: «Что такое дыхание?»  Тренировка мышц диафрагмы.

Практическая  часть:  упражнения  на  выработку  правильного  дыхания и правильное  произношение,  и  интонирование  лечебных  гласных  звуков.  Упражнения  для  исправления  недостатков  в  работе  языка,  нижней  челюсти.    

5. Артикуляция, дикция (34 часа)

Теоретическая часть:  взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное.  Важность умения говорить правильно в жизни человека. Артикуляция, как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок).  

Практическая  часть: артикуляционная гимнастика. Артикуляционные моменты в песне.  Примеры артикуляции речевого аппарата. Упражнение на дикцию и артикуляцию по методике И.О.Исаевой.  Отработка навыков пения в группе. Четкое проговаривание текста, протяжность в пения, правильное дыхание.

6. Сценическая культура и сценический образ (20 часов)

Теоретическая часть:  жесты  вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела.  Должная  (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов. Мимика. Выражение лица, улыбка.

Практическая часть: мимический тренинг (по методике И.О.Исаевой). Упражнение «Как правильно стоять». Упражнения на координацию движений. Постановка песен с танцевальными движениями. Отработка движений в песне.

7. Работа над музыкально-художественным образом (30 часов) 

Теоретическая часть:  значение музыкально-художественного образа каждого члена группы.  Единый художественный образ вокальной группы в процессе исполнения песни.

Практическая  часть: создание художественного образа произведения с помощью педагога. Постановка номера.  Правильное  выполнение  логического  ударения,   использование мимики, жестов и движений в исполнении музыкальных произведений.

     

Учебно-тематический план

3  год  обучения

Название раздела

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

1

2

2.

Как  работает  наш    голос                      

10

10

20

3.

Современные  музыкальные  жанры                                              

 

35

37

72

4.

Звукообразование                        

 

2

28

30

5.

Певческое  дыхание  

 

4

28

32

6.

Дикция  и  артикуляция                          

 

1

23

24

7.

Музыкально-исполнительская  работа                              

1

35

36

Итого

54

162

216

Содержательная  характеристика

3  год  обучения

1. Вводное  занятие (2 часа)

Теоретическая часть: познакомить с  понятием  эстрада.  Появление  вокального  звука.  Вибрация  голосовых  связок.

 Практическая  часть:  беззвучные  упражнения  на  певческое  дыхание.  

2. Как  работает  наш    голос (20 часов)      

Теоретическая часть: классификация  голосов.  Здоровье  и  уход  за  голосом.  Вредные  привычки.  Необходим  ли  голосу  отдых.  Окружающая  среда. Мир  эстрады.  Звёзды  эстрады.

Практическая  часть:  упражнения  направленные  на  выработку  рефлекторного  певческого  дыхания.   Отработка певческих навыков (звукообразования, дикции, дыхания и т.д). Работа с микрофоном.

3. Современные  музыкальные  жанры (72 часа)                                              

Теоретическая часть: музыка,  как  вид  искусства.  "Серьёзная"    и  "Лёгкая"  музыка. Современные  музыкальные  жанры. Джаз.  Африканские  и  европейские  истоки  джаза.  Рок.  Истоки  рока.  Мюзикл. Киномузыка.  Значение  музыки  в  немом  кино.    

Практическая  часть: групповое прослушивание  исполнения великих вокалистов и обсуждение манеры и стиля исполнения. Отработка собственного манеры и стиля исполнения. Работа с микрофоном. Пение под фонограмму. Репетиционные занятия по программе песен репертуарного плана.

4. Звукообразование (30 часов)                        

Теоретическая часть: изучение механизма первичного звукообразования. 

Практическая  часть:  упражнения,  направленные  на  выработку  точного  унисона,  помимо  одноголосия,  включают  в  себя  элементы  многоголосия.  Мелодические  попевки,  включающие  в  себя  скачкообразный  переход  в  различные  регистры.   Пение  гамм  и  широкого  арпеджио. Репетиционные занятия.

5. Певческое дыхание   (32 часа)

Теоретическая часть: роль дыхания в вокальном искусстве. Дыхание, как энергетический  источник  голоса.

Практическая  часть:  Работа по формированию певческого дыхания. Упражнения на дыхание. Упражнения,  направленные  на  выработку  рефлекторного  певческого  дыхания.  Упражнения  на  внутриглоточную  свободу.  Отработка певческих навыков.

 6. Дикция  и  артикуляция (24 часа)

Теоретическая часть: пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные  и сленговые слова и выражения.

Практическая  часть:  разучивание  речевых  и  музыкальных  скороговорок.  Разучивание  специальных  вокальных  упражнений,  формирующих  навык  твёрдой  и  лёгкой  атаки.    Упражнений  для  исправления  недостатков  в  работе  языка.        Репетиционные занятия по программе песен репертуарного плана.        

7. Музыкально-исполнительская  работа (36 часов)                      

Теоретическая часть: музыкальные  штрихи  (legato,  staccato,  marcato,  non legatto). Динамические  оттенки.          

Практическая  часть:  упражнения,  направленные  на  сохранение  певческого  тона  и  диафрагмального  дыхания  при  пении  MEZZO PIANO  и  PIANO.    Пение  тренировочного  материала    меняя  динамику  звучания.      Упражнения на формирование навыков использования данных средств выразительности в пении. Отработка навыков работы с микрофоном.

Методическое обеспечение программы

Раздел программы

Дидактический материал

Информационно-методический материал

1 год обучения

Вводное  занятие    

             

Иллюстрации  на тему «Образование звуков языка»

Правила охраны голоса

Гигиена голоса Питание, витамины, вредные привычки

Расположение  нот  на  нотном  стане                                              

Презентация «Ноты. Первое знакомство»

Штрихи  

Презентация по теме "Выразительные средства музыки. Штрихи"

Длительности  нот                

Комплекс дыхательной гимнастики 

Презентация "Длительности нот

Части  песни                                

Карточки с условным обозначением музыкальных частей песни

Методическая разработка занятия "Части песен"

Импровизация

Презентация на тему «Что такое импровизация». Аудио и видеозаписи

Музыкальные  инструменты          

Презентации по теме "Музыкальные инструменты"

2 год обучения

Вводное  занятие

                 

Иллюстрации  на тему «Образование звуков языка»

Правила охраны голоса

Гигиена голоса Питание, витамины, вредные привычки

Певческие голоса    

Комплекс дыхательной гимнастики 

Презентация по теме «Певческие голоса»

Что нужно знать вокалисту                        

Комплекс вокальных упражнений

Презентация "Мелодия-душа музыки"

Презентация «Два лада в музыке»

Презентация "О чем рассказывает музыкальный ритм"

Презентация «Быстрый и медленный темп»

Презентация «Нотные знаки»

Певческое  дыхание                            

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой

Презентация на тему «Дыхание»

Артикуляция, дикция                              

Комплекс упражнений на улучшение артикуляции 

Презентация "Дикция и Артикуляция на занятиях эстрадного вокала"

Методическая разработка «Методы и приёмы развития дикции и артикуляции на занятиях вокала». Аудио и видеозаписи

Сценическая культура и сценический образ

Упражнение «Как правильно стоять (по методике И.О.Исаевой

Упражнения на координацию движений.

Мимический тренинг (по методике И.О.Исаевой.

Видеозаписи концертов

Работа над музыкально-художественным образом                          

Презентация «Музыкальные штрихи»

3 год обучения

Вводное  занятие  

               

Иллюстрации  на тему «Образование звуков языка»

Правила охраны голоса

Гигиена голоса Питание, витамины, вредные привычки

Как  работает  наш  голос                      

Комплекс дыхательной гимнастики 

Презентация «Голосовой аппарат»

Современные  музыкальные  жанры

Презентация "Жанры современной музыки"

Звукообразование.

Таблица «Звукообразование»

Методическая разработка «Упражнений для развития голоса, вокальные упражнения»

Певческое дыхание.

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой

Презентация на тему «Дыхание»

Дикция  и  артикуляция

Комплекс упражнений на улучшение артикуляции 

Презентация "Дикция и Артикуляция на занятиях эстрадного вокала"

Методическая разработка «Методы и приёмы развития дикции и артикуляции на занятиях вокала»

Музыкально-исполнительская

работа  

Комплекс упражнений для развития голоса, вокальные упражнения

Ключевые  понятия

Ансамбль – коллектив  музыкантов,  исполняющий  произведение,  предназначенное  для  небольшого  состава  исполнителей – двух,  трёх,  четырёх и т. д.  Выражение  «хороший  ансамбль»  указывает  на  высокую  степень  слаженности,  согласованности  в  исполнительском  искусстве.  Слово  произошло  от  французского – вместе.  

Музыкальный  звук – звук,  имеющий  (в  отличие  от  шумового)  ясно  выраженную  высоту,  которая  может  быть  определена  с  абсолютной  точностью  и  повторена  на  музыкальном  инструменте.  

Длительность  звука – долгота  звучания.  

Мелодия – осмысленно-выразительная  одноголосная  последовательность  звуков,  объединённых  посредством  ритма  и  лада.  

Песня – одна  из  форм  вокальной  музыки.  

Певческий  голос – способность  человека  издавать  музыкальные  звуки  при  помощи  голосовых  связок.  

Темп – скорость  движения.  Темп  произведения  зависит  от  его  характера,  настроения,  содержания.  

Тембр – своеобразная  окраска,  или  – оттенок  звука.  Благодаря  тембру,  звучание  одного  музыкального  инструмента  или  голоса  отличается  от  другого.  

 

                   

Список  литературы

для  педагога:

1. Агапова, И. А. Мир  музыкальных  праздников: Методические  разработки  и  сценарии: В 2-х кн.: Кн. 2: Средняя школа [Текст] / И. А. Агапова, М. И. Давыдова. – М. : Изд-во 5 за знания, 2013. – 224 с.

2. Вендрова, Т. Е. Пусть  музыка  звучит!: Кн. для  учителя: Из опыта  работы

[Текст] / Т. Е. Вендрова. – М. : Изд-во Просвещение, 2014. – 96 с.

3.Гонтаренко, Н. Б. Сольное  пение : секреты  вокального  мастерства [Текст] / Н. Б. Гонтаренко. – Ростов н/Д. : Изд-во Феникс, 2013. - 155 с.

4. Дмитриева, Л. Г. Методика  музыкального  воспитания  в  школе: Учеб.  для  учащихся  пед. уч-щ [Текст] / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. – М. : Изд-во Просвещение, 2014. – 207 с.    

5. Кондратюк, Н. Н. Музыка  в  школе: Игры,  конкурсы,  современные  методы [Текст] / Н.Н. Кондратюк. – М. : Изд-во ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.

6. Крусева, Т. О. [Справочник]  Физические  упражнения  для  детей / Н.Н. Кондратюк.-М.: Изд-во Владос, 2015. – 245 с.

7. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров / Р. С. Немов. М. : Изд-во Просвещение, 2013. – 301 с.

8. Риггз, С. Пойте  как  звёзды [Текст] / С. Риггз. – М. : Изд-во Питер, 2014. – 120 с.

9. Смирнов, В.И. Общая педагогика [Текст] учебное пособие / В. И. Смирнов – Изд. 2-е, перераб., испр. и доп. – М. : Изд-во Логос, 2012. – 304 с.

для учащихся:

1. Кончаловская, Н. Нотная  азбука  [Текст] / Н. Кончаловская. – М. : Изд-во ОЛМА-Пресс, 2012. – 64 с.

2. Могилевская, С. У  лиры  семь  струн: Научно-художественная литература [Текст] / С. Могилевская. – М. : Изд-во Детская литература, 2014. – 79 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по ФГОС Звонкие голоса

Программа кружка с учащимися начальной школы...

Рабочая программа кружка ОДОД "Звонкие голоса"

Общеобразовательная рабочая программа кружка ОДОД "Звонкие голоса".1 год обучения....

Программа по дополнительному образованию "Звонкие голоса"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программахудожественной направленности«Звонкие голоса»(базовый уровень)Возраст учащихся: 8-10 лет; 11-15лет.Срок реализации: 2 года...

Тестирования по программе " Звонкие голоса"

тесты по программе " Звонкие голоса"...

Рабочая программа "Звонкие голоса"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Звонкие голоса" художественной направленности...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Звонкие голоса"

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Звонкие голоса" (в рамках реализации программы ФГОС Ноо) 1-4 класс...