Дистанционный урок по русскому родному языку в 5 классе
план-конспект урока (5 класс)

Урок русского языка в 5 Б классе

Дата проведения: 27 апреля.

Тема урока: «Разговорная речь. Просьба, извинение»

 

1. Объяснение новой темы.

 

1) Словарная работа

Такт́чный, -ая, -ое; -чен, -чна. Соблюдающий чувство меры в поведении, деликатный.

Делиќтный, -ая, -ое; -тен, -тна. Вежливый, обходительный, мягкий в обращении.

В́ежливый, -ая, -ое; -ив. Соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый.

 

2) Упражнения для наблюдения (выполнять устно)

 

Упражнение 1.  Прочитайте текст. Согласны ли вы с мнением автора? Объясните почему.

 

Чтобы общение приносило радость, нужно быть тактичным. Тактичный человек никогда не обидит собеседника резким словом или неприязненным взглядом. Такой человек всегда доброжелателен, никогда не демонстрирует окружающим своё плохое настроение. Он старается сгладить возникающие в разговоре неловкости и помогает выйти собеседнику из затруднительной ситуации. Воспитывайте в себе чувство такта, потому что это делает человека приятным в общении собеседником. (М. Мищенко)

 

Упражнение 2.  Внимательно прочитайте текст. Все ли изложенные в тексте правила ведения телефонных разговоров были вам известны? Какие правила, по-вашему, следует добавить?

Существуют правила общения по телефону, которые следует неукоснительно соблюдать. Звонить по телефону принято с 10 до 22 часов. Вести телефонный разговор нужно вежливо, используя этикетные слова. Начиная разговор, обязательно поздоровайтесь и представьтесь. Если беседа должна будет занять длительное время, поинтересуйтесь, располагает ли собеседник временем. Разговаривая по мобильному телефону, помните об окружающих. В  общественном транспорте важно следить за содержанием разговора и за громкостью своего голоса. В  музее, библиотеке, театре необходимо отключить мобильный телефон или переключить его на беззвучный режим. Нужно уметь вовремя закончить разговор, чтобы не отвлечь собеседника от важных дел. Заканчивая телефонный разговор, вежливо попрощайтесь. (П. Васильев)

 

Упражнение 3.  Прочитайте диалоги. Объясните, почему не были выполнены просьбы тех участников диалога, которые ожидали помощи.

 1. — Эй ты, у окна! Раздвинь шторы!

 — Меня зовут не Эй. И попрошу вас мне не тыкать.

2. — Передайте солонку. Суп несолёный!

— Мне, конечно, было бы нетрудно передать солонку, если бы вы попросили повежливее.

3. — Дай ручку, я свою дома забыл.

— Мне почему-то не хочется давать тебе ручку.

 4. — Отойди от доски, ничего за тобой не видно!

 — Не только тебе видеть надо!

5. — Подними карандаш, он рядом с твоей ногой!

— Пусть поднимает тот, кто уронил!

 

Упражнение 4.  Помогите участникам приведённых диалогов (см.упражнение 3)  правильно выразить просьбы и услышать положительный ответ. С этой целью используйте слова и сочетания слов из ряда приведённых.

Прости (простите) за беспокойство, не мог бы ты (не могли бы вы)…

Прошу прощения, могу я тебя (вас) попросить…

Будь(те) добр(ы)… Будьте любезны…

 Если тебя (вас) не затруднит, пожалуйста, …

Не сочти за труд… Не откажите в любезности…

Окажите любезность… Сделай одолжение…

 

3 Домашнее задание

 1) Внимательно прочитайте текст. Со всеми ли высказываниями автора вы согласны? Объясните почему. (УСТНО)

«Извини», «прости» — такие простые слова, а как бывает сложно произнести их. Но этому обязательно нужно научиться! Прежде всего важно понять разницу между этими словами, иначе, неправильно употребив слово, можно ещё больше обидеть человека. Слово «извини» подойдёт, если ты сделал что-то непреднамеренное и в то же время не очень серьёзное: случайно наступил кому-то на ногу или кого-то толкнул. Слово «прости» употребляют, когда была нанесена более глубокая обида, независимо от того, умышленно или нет. Если человек нагрубил другому, обманул его или совершил что-то ещё в этом роде, а потом, решив помириться, просто скажет «извини», скорее всего, это вызовет негативную реакцию. И уж совсем недопустимо слово «извиняюсь». Когда просишь прощения, всегда будь искренним и не стесняйся этого. Прося прощения, говори то, что чувствуешь, только тогда ты можешь рассчитывать на понимание и прощение со стороны собеседника. Сначала нужно попросить прощения, потом сказать, как получилось, что ты нанёс обиду. И, конечно же, пообещать, что этого больше никогда не повторится. И, что самое главное, — сдержать обещание. (Н. Забродоцкая)

2) Перечитайте последний абзац текста. Смоделируйте ситуацию, когда вам нужно попросить у друга прощения (вы опоздали на встречу; забыли поздравить его с днём рождения, подождать после уроков, вернуть ему книгу; потеряли его тетрадь и т. п.). (ПИСЬМЕННО)

3) (ПИСЬМЕННО) Постройте и запишите несколько высказываний, начиная их следующими словами:

Прошу прощения, прошу меня извинить; извините, пожалуйста; простите, пожалуйста; примите мои извинения; не сердитесь, пожалуйста, я, конечно, виноват, простите.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

 

Посмотреть видеоурок → https://www.youtube.com/watch?time_continue=338&v=QLpsq3aXn7M&feature=emb_logo

Или https://vk.com/video?z=video175567841_456239121%2Fpl_cat_updates

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_b_klasse.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 Б классе

Дата проведения: 27 апреля.

Тема урока: «Разговорная речь. Просьба, извинение»

1. Объяснение новой темы.

1) Словарная работа

Такт́чный, -ая, -ое; -чен, -чна. Соблюдающий чувство меры в поведении, деликатный.

Делиќтный, -ая, -ое; -тен, -тна. Вежливый, обходительный, мягкий в обращении.

В́ежливый, -ая, -ое; -ив. Соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый.

2) Упражнения для наблюдения (выполнять устно)

Упражнение 1.  Прочитайте текст. Согласны ли вы с мнением автора? Объясните почему.

Чтобы общение приносило радость, нужно быть тактичным. Тактичный человек никогда не обидит собеседника резким словом или неприязненным взглядом. Такой человек всегда доброжелателен, никогда не демонстрирует окружающим своё плохое настроение. Он старается сгладить возникающие в разговоре неловкости и помогает выйти собеседнику из затруднительной ситуации. Воспитывайте в себе чувство такта, потому что это делает человека приятным в общении собеседником. (М. Мищенко)

Упражнение 2.  Внимательно прочитайте текст. Все ли изложенные в тексте правила ведения телефонных разговоров были вам известны? Какие правила, по-вашему, следует добавить?

Существуют правила общения по телефону, которые следует неукоснительно соблюдать. Звонить по телефону принято с 10 до 22 часов. Вести телефонный разговор нужно вежливо, используя этикетные слова. Начиная разговор, обязательно поздоровайтесь и представьтесь. Если беседа должна будет занять длительное время, поинтересуйтесь, располагает ли собеседник временем. Разговаривая по мобильному телефону, помните об окружающих. В  общественном транспорте важно следить за содержанием разговора и за громкостью своего голоса. В  музее, библиотеке, театре необходимо отключить мобильный телефон или переключить его на беззвучный режим. Нужно уметь вовремя закончить разговор, чтобы не отвлечь собеседника от важных дел. Заканчивая телефонный разговор, вежливо попрощайтесь. (П. Васильев)

Упражнение 3.  Прочитайте диалоги. Объясните, почему не были выполнены просьбы тех участников диалога, которые ожидали помощи.

 1. — Эй ты, у окна! Раздвинь шторы!

 — Меня зовут не Эй. И попрошу вас мне не тыкать.

2. — Передайте солонку. Суп несолёный!

— Мне, конечно, было бы нетрудно передать солонку, если бы вы попросили повежливее.

3. — Дай ручку, я свою дома забыл.

— Мне почему-то не хочется давать тебе ручку.

 4. — Отойди от доски, ничего за тобой не видно!

 — Не только тебе видеть надо!

5. — Подними карандаш, он рядом с твоей ногой!

— Пусть поднимает тот, кто уронил!

Упражнение 4.  Помогите участникам приведённых диалогов (см.упражнение 3)  правильно выразить просьбы и услышать положительный ответ. С этой целью используйте слова и сочетания слов из ряда приведённых.

Прости (простите) за беспокойство, не мог бы ты (не могли бы вы)…

Прошу прощения, могу я тебя (вас) попросить…

Будь(те) добр(ы)… Будьте любезны…

 Если тебя (вас) не затруднит, пожалуйста, …

Не сочти за труд… Не откажите в любезности…

Окажите любезность… Сделай одолжение…

3 Домашнее задание

 1) Внимательно прочитайте текст. Со всеми ли высказываниями автора вы согласны? Объясните почему. (УСТНО)

«Извини», «прости» — такие простые слова, а как бывает сложно произнести их. Но этому обязательно нужно научиться! Прежде всего важно понять разницу между этими словами, иначе, неправильно употребив слово, можно ещё больше обидеть человека. Слово «извини» подойдёт, если ты сделал что-то непреднамеренное и в то же время не очень серьёзное: случайно наступил кому-то на ногу или кого-то толкнул. Слово «прости» употребляют, когда была нанесена более глубокая обида, независимо от того, умышленно или нет. Если человек нагрубил другому, обманул его или совершил что-то ещё в этом роде, а потом, решив помириться, просто скажет «извини», скорее всего, это вызовет негативную реакцию. И уж совсем недопустимо слово «извиняюсь». Когда просишь прощения, всегда будь искренним и не стесняйся этого. Прося прощения, говори то, что чувствуешь, только тогда ты можешь рассчитывать на понимание и прощение со стороны собеседника. Сначала нужно попросить прощения, потом сказать, как получилось, что ты нанёс обиду. И, конечно же, пообещать, что этого больше никогда не повторится. И, что самое главное, — сдержать обещание. (Н. Забродоцкая)

2) Перечитайте последний абзац текста. Смоделируйте ситуацию, когда вам нужно попросить у друга прощения (вы опоздали на встречу; забыли поздравить его с днём рождения, подождать после уроков, вернуть ему книгу; потеряли его тетрадь и т. п.). (ПИСЬМЕННО)

3) (ПИСЬМЕННО) Постройте и запишите несколько высказываний, начиная их следующими словами:

Прошу прощения, прошу меня извинить; извините, пожалуйста; простите, пожалуйста; примите мои извинения; не сердитесь, пожалуйста, я, конечно, виноват, простите.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Посмотреть видеоурок → https://www.youtube.com/watch?time_continue=338&v=QLpsq3aXn7M&feature=emb_logo

Или https://vk.com/video?z=video175567841_456239121%2Fpl_cat_updates


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционный урок по русскому родному языку в 5 классе по теме "Неопределенная форма глагола"

Урок русского языка в 5 классе Дата проведения: 28 апреля Тема урока: «Неопределенная форма глагола» (параграф 109)  ОБЪЯСНЕНИЕ   ТЕМЫ: 1) ПАРАГРАФ 109...

Дистанционный урок по русскому родному языку в 9 классе 28 апреля

Урок русского языка в 9 классеДата проведения: 28 апреля 2020 г.Тема урока: «Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым»Ход урока:1. Повторение изученного материа...

Дистанционный урок по русскому родному языку в 5 классе по теме "Время глагола. Прошедшее время"

Урок русского языка в 5 классеДата проведения: 6 маяТемы урока: « Время глагола. Прошедшее время» ( параграфы 114 и 115)Ход урока: 1.  Повторение темы  «Буквы Е-И в ко...

«Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения» (урок русского родного языка) 5 класс.

Урок русского родного языка в 5 классе в соответствии с ФГОС...

Дистанционный урок по русскому родному языку "Эффективные приёмы чтения"

Дистанционный урок по русскому родному языку "Эффективные приёмы чтения"...

Тема урока: "Из истории русской письменности" Русский родной язык 6 класс

Тема урока: "Из истории русской письменности" Русский родной язык 6 класс...