Выступление на МО учителей биологии по теме: «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках биологии»
статья по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

               Тема выступления на МО учителей биологии:

             «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках биологии» 

        Главными требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться информацией, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их, т.е. современное образование нацелено на развитие функциональной грамотности обучающихся.

         Развитие у школьников функциональной грамотности необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.

        Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.

         PISA понимает «функциональную грамотность в широком смысле как совокупность знаний и умений граждан, обеспечивающих успешное социально-экономическое развитие страны; в узком смысле – как ключевые знания и навыки, необходимые для полноценного участия гражданина в жизни современного общества

         Каким же должен быть образовательный процесс?

         Традиционно мыслящий педагог отождествляет осведомлённость ребёнка с новым знанием. И в стратегии преподавания акцент делается не на объяснение ученикам теоретического знания, а на рост и продуктивное расширение их познавательных интересов и систематизацию индивидуально значимого знания в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности, то есть практического применения знания. И в современном образовании главным становится не заучивание и повторение заданного учителем алгоритма усвоения информации, а осмысление самим обучающимся потребности приобрести ту или иную информацию, тот или иной способ деятельности, а также ориентация в том где, когда и как он может применить это новое знание.

          В своей педагогической практике учитель рассказывает о примерах заданий на формирование функциональной грамотности у школьников на уроках биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя биологии и химии ГБОУСОШ с. Волчанка м.р. Красноармейский Самарская область.

Тема выступления на окружном МО учителей биологии:

«Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках биологии»   

   Главными требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться информацией, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их, т.е. современное образование нацелено на развитие функциональной грамотности обучающихся.

Развитие у школьников функциональной грамотности необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.

            Отечественные исследователи выделяют следующие отличительные черты функциональной грамотности:

а)направленность на решение бытовых проблем;

б)является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

          в)связь с решением стандартных, стереотипных задач;

           г)некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.

           PISA понимает «функциональную грамотность в широком смысле как совокупность знаний и умений граждан, обеспечивающих успешное социально-экономическое развитие страны; в узком смысле – как ключевые знания и навыки, необходимые для полноценного участия гражданина в жизни современного общества

         Каким же должен быть образовательный процесс?

         Традиционно мыслящий педагог отождествляет осведомлённость ребёнка с новым знанием. И в стратегии преподавания акцент делается не на объяснение ученикам теоретического знания, а на рост и продуктивное расширение их познавательных интересов и систематизацию индивидуально значимого знания в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности, то есть практического применения знания. И в современном образовании главным становится не заучивание и повторение заданного учителем алгоритма усвоения информации, а осмысление самим обучающимся потребности приобрести ту или иную информацию, тот или иной способ деятельности, а также ориентация в том где, когда и как он может применить это новое знание.

Проектирование развития функциональной грамотности обучающихся исходит из идеи единства и целостности урочной и внеурочной формы образовательного процесса. Это значит, что в каждый урок или внеурочное занятие должны быть включены задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности взрослеющей личности.

         В своей педагогической практике использую следующие примеры заданий на формирование функциональной грамотности у школьников на уроках биологии:

I.задания, формирующие умение работать с научно-популярными текстами биологического содержания. В ходе выполнения задания ученик должен последовательно ответить на 2-3 вопроса к тексту в соответствии с предъявляемыми требованиями. Данные задания проверяют не только умение понимать биологический текст и четко формулировать свои мысли при ответе на конкретный вопрос, но и контролирует умение применять полученные знания в измененной ситуации, т.к.  полные и развернутые ответы на часть вопросов могут быть сделаны только при привлечении выпускником дополнительных знаний и умений:

      1. Задание- работа с текстом «Внимательно прочитайте предложенный текст».

         В желудке, хотя он отнесен к органам пищеварения, содержимое не подвергается обработке, как при варке в кастрюле. Там не происходит ни нагревание до нужной температуры, ни измельчение, как при работе мясорубки. В этом нет необходимости. Все более просто и сложно: пищевые массы в желудке хранятся и при этом перемешиваются, видоизменяются. В частности, переводятся в полужидкое состояние, эвакуируются с помощью продольных и циркулярных мышечных волокон. Благодаря тонусу мышц содержимое изгоняется по направлению к выходному отверстию. Каждые 20-25 секунд по стенкам желудка пробегают волны эвакуации, которые не только плотно охватывают содержимое желудка, но и выжимают его. Внутренним слоем желудка является слизистая оболочка. Ее площадь велика, да еще оснащена железами, одни из которых ежедневно вырабатывают от полутора до трех литров желудочного сока, другая слизь. Ближе к началу желудка слизистая обеспечивает его содержимому резко кислую среду, а в области перехода в 12-перстную кишку – щелочную. Соляная кислота и образующаяся слизь губительно действуют на микробов. Внутренняя оболочка желудка способна противостоять любому грубому содержимому, химическим веществам, антигенным воздействиям. Очень интересно устроены запирательные аппараты желудка. Открытие и закрытие выходного отверстия (по окружности имеется специальная мускулатура) не происходят механически, а регулируются специальными нервными окончаниями, реагирующими на концентрацию ионов водорода в 12-перстной кишке. На входном отверстии нет специального анатомически выраженного сфинктерного (сжимающего) устройства, и несмотря на это, противоестественный ход содержимого (рвота) бывает очень редко.

          Пользуясь текстом, ответьте на вопросы:

          1. Прочитайте фрагмент газетной заметки: …Погиб парень двадцати лет. Желудок этого молодого человека был предназначен для тайной перевозки полиэтиленовых мешочков с кокаином… Какая функция слизистой желудка оказалась для него роковой?

          2. Почему прием некоторых лекарств в течение длительного времени; неправильное питание - плохое пережевывание пищи, употребление некачественных продуктов (в том числе, c консервантами), любовь к острым и маринованным блюдам, "сухомятка", длительные перерывы между приемами пищи способствуют возникновению гастрита?

         3. Школьники, как правило, едят не раньше третьего урока, перебиваются фисташками, чипсами, снэками и т.д. За перемену в 15-20 минут едят очень быстро, глотая крупные куски пищи. Какой вред таким питанием они наносят своему желудку?

         На уроках применяю различные приемы работы с текстом при изучении нового материала, обобщении, актуализации во время индивидуальной, парной, групповой форм работы. Например:

         2.На уроках использую прием:«Ромашка Блума» как один из приемов технологии развития критического мышления на уроках биологии: 6 лепестков – 6 типов вопросов и заданий по тексту учебника к уроку:

         -простые вопросы: Как будет…

-интерпретирующие вопросы: (объясняющие)…

-уточняющие вопросы: Если я правильно понял…

-оценочные вопросы (сравнение): Почему что-то хорошо…

-творческие(прогноз).как вы думаете…

-практические вопросы: Где вы в обычной жизни можете наблюдать…

Каждый вправе выбрать вопрос по желанию при индивидуальной работе, при работе в парах и группах. Данный приём эффективен для развития критического мышления обучающихся, ведь критическое мышление – это способность анализировать полученную информацию, находить обоснованные решения. Такие навыки помогают ребенку усвоить материал на более глубоком уровне – понимания.Прием Ромашка Блума эффективно решает все эти задачи:обучающийся находит выход из проблемных ситуаций, опираясь на свой опыт и ранее полученные знания. Необычная форма работы делает процесс обучения интересным и увлекательным. А различные вариации помогают проверить уровень развития критического мышления у каждого ученика.

Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.

3.Приём: «Восстанови текст». Текст собирается всеми участниками из отдельных предложений в логической последовательности.

4.Приём: «Найди ошибку». Участникам группы выдаётся текст с ошибками, которые надо найти и исправить, используя учебник.

5.Приём: «Верные и неверные утверждения2. Выдается тест, в котором необходимо решить, что верно, а что неверно, своё решение пояснить.      

6.Приём: «Памятка на полях». При чтении текста, учащийся оставляет метки- + - знаю, - не знал?- возник вопрос, !- я удивлён.

7.Приём: «Задай вопрос». Ученики читают текст и составляют вопросы, которые потом задают друг другу.

8.Приём: «Составь задание». На основе анализа текста составляют задание в парах или группах.

9. Во время уроков использую и возможности рабочей тетради при работе с текстом, так как задания, предложенные в рабочих тетрадях, ориентированы на работу с текстом учебника, на осмысление содержания, на самостоятельную работу, при опросах, контроле, изучении нового материла, выполнении лабораторных и практических работ, индивидуальной работе с учащимися, работе с новыми понятиями. Например:

1.Поиск в тексте информации для формулировки новых терминов по изучаемой теме.

2.«Вставьте пропущенные буквы» в новых понятиях, предварительно изучив их правильное написание в тексте.

3.Составьте предложения с новыми терминами по изученной теме.

4.Работа с немыми рисунками. «Подпиши части растения или животного» (анализ текста и рисунков учебника).

5.Заполните таблицу, изучив текст учебника.

6.Составьте план параграфа.

7.Распределите изображённые организмы по группам, назовите их признаки.

8.Заполните пропуски в тексте.

9.Используя дополнительную информации, подготовьте сообщение по теме или презентацию.

10. «Исправь ошибку». Найдите  ошибки в тексте или на рисунках.

11.Решите кроссворд, используя текст учебника.

12.Смоделируйте объект по описанию в тексте.

13.Изучив задания лабораторной работы и текст учебника, выполнить работу на оценку.  

14.Выполнение практических работ с использованием текста учебника и рабочей тетради.

 II. Задания, направленные на отработку не только предметных биологических знаний, но и общих учебных умений, навыков и способов деятельности. В ходе его выполнения ученик должен последовательно ответить на 2-3 вопроса на основании статистических данных, представленных в табличной форме. Это позволяет отработать умения находить и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, проводить сравнение, сопоставление, ранжирование объектов по одному или нескольким основаниям:  

Задание1. Пользуясь таблицей «Зависимость интенсивности фотосинтеза от освещённости», в которую учёный записал результаты своих опытов, ответьте на следующие вопросы. и знаниями из курса биологии, ответьте на следующие вопросы:

Таблица

Интенсивность света (в свечах)

Объём поглощённого углекислого газа за 1 мин. (в см³)

Серия 1

Серия 2

Серия 3

В среднем

100

15

17

16

16

200

34

36

38

36

300

52

49

49

50

400

67

69

68

68

500

88

85

85

86

600

101

101

101

101

1) Чем можно объяснить, что данные, полученные в трёх сериях опытов, несколько отличаются?

2) Как зависит интенсивность фотосинтеза от освещённости?

3) Какой ещё один фактор, кроме освещённости, который влияет на интенсивность фотосинтеза у растений, Вы можете привести?

Задание2. Пользуясь таблицей «Химический состав морской воды и сыворотки крови» и знаниями из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

Таблица

Химический состав морской воды и сыворотки крови

Химические элементы и их соединения

Морская вода (%)

Сыворотка крови (%)

Натрий (Na)

30,5

39,0

Магний (Mg)

3,8

0,5

Кальций (Ca)

1,2

1,0

Калий (K)

1,8

2,6

Хлор (Cl)

55,2

45,0

Кислород (O)

5,6

9,9

Другие элементы и соединения

1,9

2

Итого

100

100

1. Каких химических элементов из числа приведённых в морской воде меньше, чем в сыворотке крови?

2. Какой химический элемент, не относящийся к металлам, преобладает в составе морской воды и сыворотки крови?

3. Какие химические соединения содержатся в сыворотке крови, но отсутствуют в морской воде?

III. Задания, направленные на развитие у учащихся умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; определять принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; находит общие черты, выделять общие признаки; устанавливать последовательность биологических процессов; выделять главное в тексте, анализировать таблицу и рисунок, рассуждать:

         Задание1. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

C:\Users\Слушатель\Desktop\979_1_0.png

Задание 2

Задание 3

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=18688 Какой орган растения изображён на рисунке? Какие части органа обозначены цифрами 1, 2, 3? Какие функции в жизни растения он выполняет?

IV. Задания, формирующие умения выявлять причины и следствия простых явлений; объясняет роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; анализировать биологическую информацию устанавливать взаимосвязи:

Задание1

 Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. Исправьте ошибки.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Популяция является структурной единицей живой природы. 4. Совокупность всех генов популяции называется её генофондом. 5. Численность популяции всегда стабильна. 6. Популяции одного вида генетически неоднородны, т. е. обладают различными генофондами.

Задание 2.

ГИБРИДЫ

Пример 1: В настоящее время нашли широкое применение в птицеводстве гетерозисные бройлерные цыплята. Почему именно их широко используют для решения продовольственных задач? Как их выводят?

C:\Users\Слушатель\Desktop\3034935-chicken-wallpapers.jpg

        Пример 2: Почему растительные межвидовые гибриды, в основном, стерильны? Каким методом Г.Д. Карпеченко преодолел стерильность межвидового капустно-редечного гибрида?

C:\Users\Слушатель\Desktop\quest21-1.png

Задание 3

КАК ОХОТЯТСЯ ГРИБЫ?

            Любому живому существу нужны органические вещества для построения своего тела. Животные получают их через еду. Растения образуют органические вещества посредством фотосинтеза. А как быть грибам? Искусством фотосинтеза они не владеют, не пасутся и не охотятся, как животные…

Задание 3

         КОТ-ЛЕКАРЬ

          Кот может безошибочно определить, где у хозяина больное место. Он ложится прямо на больной сустав и начинает его «лечить». И ведь действительно помогает. Объясните, что за странное «чутье» и «лекарские» способности у котов?

         Ответ: Больное место обычно воспалено - организм борется с болезнью местным повышением температуры. Коты же очень любят тепло и легко находят больное место. Нормальная кошачья температура превышает 40 градусов по Цельсию. Нагревая больное место, кот еще больше активизирует защитные биохимические реакции в больном органе, и человек выздоравливает.

Подобные задачи значимы для учащихся в настоящей и будущей жизни, позволяют организовать самостоятельную работу по изучению учебного материала, поиск дополнительных и необходимых знаний. Задачи составлены так, чтобы учащиеся прорабатывали текст учебника и предложенные дополнительные источники информации, умели находить ответы на поставленные вопросы, проводить эксперименты, проявляли творческие способности при анализе и синтезе знаний, их оценке, то есть учащиеся учатся узнавать что-то новое и применять это новое на практике, в повседневной жизни. Задачи позволяют формировать функциональную грамотность, использовать разные формы работы учащихся: индивидуальную, парную и групповую, делают урок более содержательным и интересным для учащихся и преподавателя, способствуют саморазвитию личности в процессе обучения и формированию практико-ориентированных навыков у обучающихся.

Таким образом, прослеживается формирование функциональной грамотности в урочной деятельности через систему заданий и работу с текстом с использованием различных средств, методов и приёмов.

Литература

1.Балабанова Т.Н. Статья «Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии»

https://nsportal.ru/

2. Белкина А.С. Статья «Инновационные педагогические технологии»

 https://multiurok.ru/files/doklad-romashka-bluma.html

3.Демешенко И.В. Статья «Формирование функциональной грамотности на уроках биологии»

https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2020/12/18/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah-biologii

4.Кирилова С.Ю.  «Методическое описание «Ромашка Блума»

https://nsportal.ru/

           5.  Статья ««Ромашка Блума» как один из приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературы»

https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-12444

https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-9675

           

 



Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя биологии и химии ГБОУСОШ с. Волчанка м.р. Красноармейский Самарская область.

Тема выступления на окружном МО учителей биологии:

«Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках биологии»   

   Главными требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться информацией, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их, т.е. современное образование нацелено на развитие функциональной грамотности обучающихся.

Развитие у школьников функциональной грамотности необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.

            Отечественные исследователи выделяют следующие отличительные черты функциональной грамотности:

а)направленность на решение бытовых проблем;

б)является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

          в)связь с решением стандартных, стереотипных задач;

           г)некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.

           PISA понимает «функциональную грамотность в широком смысле как совокупность знаний и умений граждан, обеспечивающих успешное социально-экономическое развитие страны; в узком смысле – как ключевые знания и навыки, необходимые для полноценного участия гражданина в жизни современного общества

         Каким же должен быть образовательный процесс?

         Традиционно мыслящий педагог отождествляет осведомлённость ребёнка с новым знанием. И в стратегии преподавания акцент делается не на объяснение ученикам теоретического знания, а на рост и продуктивное расширение их познавательных интересов и систематизацию индивидуально значимого знания в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности, то есть практического применения знания. И в современном образовании главным становится не заучивание и повторение заданного учителем алгоритма усвоения информации, а осмысление самим обучающимся потребности приобрести ту или иную информацию, тот или иной способ деятельности, а также ориентация в том где, когда и как он может применить это новое знание.

Проектирование развития функциональной грамотности обучающихся исходит из идеи единства и целостности урочной и внеурочной формы образовательного процесса. Это значит, что в каждый урок или внеурочное занятие должны быть включены задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности взрослеющей личности.

         В своей педагогической практике использую следующие примеры заданий на формирование функциональной грамотности у школьников на уроках биологии:

I.задания, формирующие умение работать с научно-популярными текстами биологического содержания. В ходе выполнения задания ученик должен последовательно ответить на 2-3 вопроса к тексту в соответствии с предъявляемыми требованиями. Данные задания проверяют не только умение понимать биологический текст и четко формулировать свои мысли при ответе на конкретный вопрос, но и контролирует умение применять полученные знания в измененной ситуации, т.к.  полные и развернутые ответы на часть вопросов могут быть сделаны только при привлечении выпускником дополнительных знаний и умений:

      1. Задание- работа с текстом «Внимательно прочитайте предложенный текст».

         В желудке, хотя он отнесен к органам пищеварения, содержимое не подвергается обработке, как при варке в кастрюле. Там не происходит ни нагревание до нужной температуры, ни измельчение, как при работе мясорубки. В этом нет необходимости. Все более просто и сложно: пищевые массы в желудке хранятся и при этом перемешиваются, видоизменяются. В частности, переводятся в полужидкое состояние, эвакуируются с помощью продольных и циркулярных мышечных волокон. Благодаря тонусу мышц содержимое изгоняется по направлению к выходному отверстию. Каждые 20-25 секунд по стенкам желудка пробегают волны эвакуации, которые не только плотно охватывают содержимое желудка, но и выжимают его. Внутренним слоем желудка является слизистая оболочка. Ее площадь велика, да еще оснащена железами, одни из которых ежедневно вырабатывают от полутора до трех литров желудочного сока, другая слизь. Ближе к началу желудка слизистая обеспечивает его содержимому резко кислую среду, а в области перехода в 12-перстную кишку – щелочную. Соляная кислота и образующаяся слизь губительно действуют на микробов. Внутренняя оболочка желудка способна противостоять любому грубому содержимому, химическим веществам, антигенным воздействиям. Очень интересно устроены запирательные аппараты желудка. Открытие и закрытие выходного отверстия (по окружности имеется специальная мускулатура) не происходят механически, а регулируются специальными нервными окончаниями, реагирующими на концентрацию ионов водорода в 12-перстной кишке. На входном отверстии нет специального анатомически выраженного сфинктерного (сжимающего) устройства, и несмотря на это, противоестественный ход содержимого (рвота) бывает очень редко.

          Пользуясь текстом, ответьте на вопросы:

          1. Прочитайте фрагмент газетной заметки: …Погиб парень двадцати лет. Желудок этого молодого человека был предназначен для тайной перевозки полиэтиленовых мешочков с кокаином… Какая функция слизистой желудка оказалась для него роковой?

          2. Почему прием некоторых лекарств в течение длительного времени; неправильное питание - плохое пережевывание пищи, употребление некачественных продуктов (в том числе, c консервантами), любовь к острым и маринованным блюдам, "сухомятка", длительные перерывы между приемами пищи способствуют возникновению гастрита?

         3. Школьники, как правило, едят не раньше третьего урока, перебиваются фисташками, чипсами, снэками и т.д. За перемену в 15-20 минут едят очень быстро, глотая крупные куски пищи. Какой вред таким питанием они наносят своему желудку?

         На уроках применяю различные приемы работы с текстом при изучении нового материала, обобщении, актуализации во время индивидуальной, парной, групповой форм работы. Например:

         2.На уроках использую прием:«Ромашка Блума» как один из приемов технологии развития критического мышления на уроках биологии: 6 лепестков – 6 типов вопросов и заданий по тексту учебника к уроку:

         -простые вопросы: Как будет…

-интерпретирующие вопросы: (объясняющие)…

-уточняющие вопросы: Если я правильно понял…

-оценочные вопросы (сравнение): Почему что-то хорошо…

-творческие(прогноз).как вы думаете…

-практические вопросы: Где вы в обычной жизни можете наблюдать…

Каждый вправе выбрать вопрос по желанию при индивидуальной работе, при работе в парах и группах. Данный приём эффективен для развития критического мышления обучающихся, ведь критическое мышление – это способность анализировать полученную информацию, находить обоснованные решения. Такие навыки помогают ребенку усвоить материал на более глубоком уровне – понимания.Прием Ромашка Блума эффективно решает все эти задачи:обучающийся находит выход из проблемных ситуаций, опираясь на свой опыт и ранее полученные знания. Необычная форма работы делает процесс обучения интересным и увлекательным. А различные вариации помогают проверить уровень развития критического мышления у каждого ученика.

Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.

3.Приём: «Восстанови текст». Текст собирается всеми участниками из отдельных предложений в логической последовательности.

4.Приём: «Найди ошибку». Участникам группы выдаётся текст с ошибками, которые надо найти и исправить, используя учебник.

5.Приём: «Верные и неверные утверждения2. Выдается тест, в котором необходимо решить, что верно, а что неверно, своё решение пояснить.      

6.Приём: «Памятка на полях». При чтении текста, учащийся оставляет метки- + - знаю, - не знал?- возник вопрос, !- я удивлён.

7.Приём: «Задай вопрос». Ученики читают текст и составляют вопросы, которые потом задают друг другу.

8.Приём: «Составь задание». На основе анализа текста составляют задание в парах или группах.

9. Во время уроков использую и возможности рабочей тетради при работе с текстом, так как задания, предложенные в рабочих тетрадях, ориентированы на работу с текстом учебника, на осмысление содержания, на самостоятельную работу, при опросах, контроле, изучении нового материла, выполнении лабораторных и практических работ, индивидуальной работе с учащимися, работе с новыми понятиями. Например:

1.Поиск в тексте информации для формулировки новых терминов по изучаемой теме.

2.«Вставьте пропущенные буквы» в новых понятиях, предварительно изучив их правильное написание в тексте.

3.Составьте предложения с новыми терминами по изученной теме.

4.Работа с немыми рисунками. «Подпиши части растения или животного» (анализ текста и рисунков учебника).

5.Заполните таблицу, изучив текст учебника.

6.Составьте план параграфа.

7.Распределите изображённые организмы по группам, назовите их признаки.

8.Заполните пропуски в тексте.

9.Используя дополнительную информации, подготовьте сообщение по теме или презентацию.

10. «Исправь ошибку». Найдите  ошибки в тексте или на рисунках.

11.Решите кроссворд, используя текст учебника.

12.Смоделируйте объект по описанию в тексте.

13.Изучив задания лабораторной работы и текст учебника, выполнить работу на оценку.  

14.Выполнение практических работ с использованием текста учебника и рабочей тетради.

 II. Задания, направленные на отработку не только предметных биологических знаний, но и общих учебных умений, навыков и способов деятельности. В ходе его выполнения ученик должен последовательно ответить на 2-3 вопроса на основании статистических данных, представленных в табличной форме. Это позволяет отработать умения находить и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, проводить сравнение, сопоставление, ранжирование объектов по одному или нескольким основаниям:  

Задание1. Пользуясь таблицей «Зависимость интенсивности фотосинтеза от освещённости», в которую учёный записал результаты своих опытов, ответьте на следующие вопросы. и знаниями из курса биологии, ответьте на следующие вопросы:

Таблица

Интенсивность света (в свечах)

Объём поглощённого углекислого газа за 1 мин. (в см³)

Серия 1

Серия 2

Серия 3

В среднем

100

15

17

16

16

200

34

36

38

36

300

52

49

49

50

400

67

69

68

68

500

88

85

85

86

600

101

101

101

101

1) Чем можно объяснить, что данные, полученные в трёх сериях опытов, несколько отличаются?

2) Как зависит интенсивность фотосинтеза от освещённости?

3) Какой ещё один фактор, кроме освещённости, который влияет на интенсивность фотосинтеза у растений, Вы можете привести?

Задание2. Пользуясь таблицей «Химический состав морской воды и сыворотки крови» и знаниями из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

Таблица

Химический состав морской воды и сыворотки крови

Химические элементы и их соединения

Морская вода (%)

Сыворотка крови (%)

Натрий (Na)

30,5

39,0

Магний (Mg)

3,8

0,5

Кальций (Ca)

1,2

1,0

Калий (K)

1,8

2,6

Хлор (Cl)

55,2

45,0

Кислород (O)

5,6

9,9

Другие элементы и соединения

1,9

2

Итого

100

100

1. Каких химических элементов из числа приведённых в морской воде меньше, чем в сыворотке крови?

2. Какой химический элемент, не относящийся к металлам, преобладает в составе морской воды и сыворотки крови?

3. Какие химические соединения содержатся в сыворотке крови, но отсутствуют в морской воде?

III. Задания, направленные на развитие у учащихся умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; определять принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; находит общие черты, выделять общие признаки; устанавливать последовательность биологических процессов; выделять главное в тексте, анализировать таблицу и рисунок, рассуждать:

         Задание1. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

C:\Users\Слушатель\Desktop\979_1_0.png

Задание 2

Задание 3

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=18688 Какой орган растения изображён на рисунке? Какие части органа обозначены цифрами 1, 2, 3? Какие функции в жизни растения он выполняет?

IV. Задания, формирующие умения выявлять причины и следствия простых явлений; объясняет роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; анализировать биологическую информацию устанавливать взаимосвязи:

Задание1

 Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. Исправьте ошибки.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Популяция является структурной единицей живой природы. 4. Совокупность всех генов популяции называется её генофондом. 5. Численность популяции всегда стабильна. 6. Популяции одного вида генетически неоднородны, т. е. обладают различными генофондами.

Задание 2.

ГИБРИДЫ

Пример 1: В настоящее время нашли широкое применение в птицеводстве гетерозисные бройлерные цыплята. Почему именно их широко используют для решения продовольственных задач? Как их выводят?

C:\Users\Слушатель\Desktop\3034935-chicken-wallpapers.jpg

        Пример 2: Почему растительные межвидовые гибриды, в основном, стерильны? Каким методом Г.Д. Карпеченко преодолел стерильность межвидового капустно-редечного гибрида?

C:\Users\Слушатель\Desktop\quest21-1.png

Задание 3

КАК ОХОТЯТСЯ ГРИБЫ?

            Любому живому существу нужны органические вещества для построения своего тела. Животные получают их через еду. Растения образуют органические вещества посредством фотосинтеза. А как быть грибам? Искусством фотосинтеза они не владеют, не пасутся и не охотятся, как животные…

Задание 3

         КОТ-ЛЕКАРЬ

          Кот может безошибочно определить, где у хозяина больное место. Он ложится прямо на больной сустав и начинает его «лечить». И ведь действительно помогает. Объясните, что за странное «чутье» и «лекарские» способности у котов?

         Ответ: Больное место обычно воспалено - организм борется с болезнью местным повышением температуры. Коты же очень любят тепло и легко находят больное место. Нормальная кошачья температура превышает 40 градусов по Цельсию. Нагревая больное место, кот еще больше активизирует защитные биохимические реакции в больном органе, и человек выздоравливает.

Подобные задачи значимы для учащихся в настоящей и будущей жизни, позволяют организовать самостоятельную работу по изучению учебного материала, поиск дополнительных и необходимых знаний. Задачи составлены так, чтобы учащиеся прорабатывали текст учебника и предложенные дополнительные источники информации, умели находить ответы на поставленные вопросы, проводить эксперименты, проявляли творческие способности при анализе и синтезе знаний, их оценке, то есть учащиеся учатся узнавать что-то новое и применять это новое на практике, в повседневной жизни. Задачи позволяют формировать функциональную грамотность, использовать разные формы работы учащихся: индивидуальную, парную и групповую, делают урок более содержательным и интересным для учащихся и преподавателя, способствуют саморазвитию личности в процессе обучения и формированию практико-ориентированных навыков у обучающихся.

Таким образом, прослеживается формирование функциональной грамотности в урочной деятельности через систему заданий и работу с текстом с использованием различных средств, методов и приёмов.

Литература

1.Балабанова Т.Н. Статья «Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии»

https://nsportal.ru/

2. Белкина А.С. Статья «Инновационные педагогические технологии»

 https://multiurok.ru/files/doklad-romashka-bluma.html

3.Демешенко И.В. Статья «Формирование функциональной грамотности на уроках биологии»

https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2020/12/18/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah-biologii

4.Кирилова С.Ю.  «Методическое описание «Ромашка Блума»

https://nsportal.ru/

           5.  Статья ««Ромашка Блума» как один из приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературы»

https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-12444

https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-9675

           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Электронные поисковые системы как средства формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка»

ФГОС обозначил приоритетные направления развития личности ученика. Большую роль в этом играют электронные поисковые системы . Они позволяют у учащихся развить личностные результаты: -понимание ...

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии.

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии. Функциональная грамотность –рассматривается как способность личности использовать все постоянно приобретаемые в жизни зн...

Мастер класс «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка, с использованием технологии «Пирамида Блума»

Подготовила: учитель английского языка Чимитдоржиева Жаргалма Пирангалаевна,«Гимназия №33 г.Улан-Удэ» Республика Бурятия 1.Цель работы: Расширить познания в области создания обуч...

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках немецкого языка 28 марта 2022

В презентации говорится об основных компонентах функциональной грамотности. Подробно рассмотрены вопросы читательской грамотности - этапы работы с текстом....

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка...

Педагогический опыт "Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка посредством интерактивных методов обучения"

тема:Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка посредством интерактивных методов обучения ...

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках обществознания

Великий педагог XIX века К.Д. Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это возможно, если формировать и развивать функциональную грам...