Доклад МО
материал
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
Доклад на тему:
«Использование информационно-коммуникационных технологий учителем биологии в рамках реализации ФГОС»
Подготовила:
учитель биологии
Бабич Людмила Николаевна
2023г.
Внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому. Современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания, как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе. Активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного общества.
Методологические и теоретические основы применения ИКТ на уроках биологии.
Важную отличительную черту современной цивилизации составляет возрастающая скорость информационных изменений. Создание персональных компьютеров, разработка современных систем коммуникации привело к использованию новых информационных технологий и в системе образования. Наблюдается некоторое снижение интереса учащихся к изучению предметов естественно научного цикла, если учителем используются на уроке довольно старые наглядные материалы, однообразная работа с учебником, таблицами, схемами. Одним из способов повышения интереса к биологии, углубления знаний обучающихся по этому предмету является использование современных информационных технологий, на различных стадиях учебного процесса.
С введением новых законов ФГОС, в школе появилась новизна современного урока. Перед каждым педагогом встает задача не только дать детям знания, но и научить своих учеников искать их и осваивать самостоятельно. Если до принятия новых стандартов уроки проходили в традиционной форме, то сейчас необходимо усилить мотивацию ученика к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно - иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. И это, конечно, никак не может обойтись без использования технологий. Использование технологий позволяет проводить интересные уроки, проектировать учебную деятельность, позволяющую получить требуемый результат. Учащиеся при этом учатся высказать свои суждения, мнения, отстаивать свою точку зрения, - у них формируются чувства сопереживания, умение жить и трудиться в коллективе, умение уважать себя, слушать и слышать друг друга.
Применение электронных образовательных ресурсов должно оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.
Это соответствует основным идеям ФГОС, методологической основой которого является системно – деятельностный подход, согласно которому «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.
Учебная работа включает аудиторные занятия с учителем и самостоятельные домашние задания. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома более полноценные практические занятия – наблюдения за физиологическими процессами, лабораторные эксперименты и пр. Также учащийся сможет самостоятельно провести анализ собственных знаний, умений и навыков без участия учителя или родителя. ЭОР помогают создать проблемную ситуацию на уроке. Учащиеся вовлечены в увлекательный процесс познания, где самостоятельно добывают информацию, анализируют ее, обмениваются мнениями, делают вывод.
Таким образом, нужно выделить психологические основы урока. Учитель ведет учет уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития. На уроке происходит реализация развивающей функции обучения и возникает развитие некоторых качеств (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь), использование ритмичности урока (чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности) и определение эмоциональной атмосферы урока.
Использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:
·поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
·поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
·реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:
- По решаемым педагогическим задачам:
· средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
·средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
·вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
·комплексные средства (дистанционные учебные курсы).
2. По функциям в организации образовательного процесса:
·информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
·интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
·поисковые (каталоги, поисковые системы).
3. По типу информации:
·электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);
·электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
· электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
·электронные и информационные ресурсы с аудио - и видеоинформацией (аудио - и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
· электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).
- По формам применения ИКТ в образовательном процессе:
- урочные;
- внеурочные
- По форме взаимодействия с обучаемым:
· технология асинхронного режима связи – «offline»;
· технология синхронного режима связи – «online».
Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:
1.Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:
·максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;
·широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;
·раскрытия творческого потенциала обучающихся;
·освоения обучающимися современных информационных технологий.
2.Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы:
·при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,
· для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;
· для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы учащихся.
3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т. д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.
Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеклассных занятий.
Применение ИКТ на уроках биологии с целью активизации учебно-познавательной деятельности
Курс биологии в школе призван вооружить учащихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между нами, а также о взаимодействии человека и природы. Ведущими методами работы в области биологии являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы. Однако в условиях классных занятий не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. Использование информационно - коммуникационных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Благодаря анимации, звуковым эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легкоусвояемым, экономит время. Конспекты уроков оформляются мной при помощи текстового редактора Microsoft Word. Программа Microsoft Excel позволяет составлять диаграммы наглядные отчеты, анализировать определенные изменения, прослеживать тенденции в развитии чего-либо и многое другое. Демонстрация материала возможна благодаря программе Microsoft PowerPoint. Элементы визуального ряда для сопровождения урока я беру в сети Internet и сканирую фотографии и рисунки из источников литературы (энциклопедии, справочники и т. д). На уроках я использую видеофрагменты. Медиа – коллекция, включающая в себя большое количество представителей по всем царствам живой природы позволяет сделать урок информативным и наглядным.
Формы, которые я использую на уроках биологии:
1.Использование готовых электронных продуктов (готовые тесты, видео, презентации).
2. Использование мультимедийных презентаций.
3. Использование ресурсов сети Интернет (работа в группах на уроке с использованием выхода в интернет через телефон с целью добычи дополнительной информации).
- Использование программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски).
Выводы:
Именно использование компьютерных технологий позволяет мне:
сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и песен).
- обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся.
- давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты.
Таким образом, использование ИКТ на уроках биологии, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося. На основании анализа данных результатов можно утверждать, что широкое применение ИКТ на уроках биологии для повышения учебно-познавательной мотивации и качества обучения обосновано.
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
Доклад на МО
Тема: «Приемы работы с терминами и понятиями на уроках биологии с детьми с ОВЗ»
Выпонила: учитель биологии
Бабич Людмила Николаевна
2024 г.
Овладение системой понятий по предмету – залог эффективности учебного процесса при обучении учащихся любой дисциплине и, конечно, биологии.
Слово «термин» в переводе с латинского terminus означает «граница, предел». Термин – это «слово или словосочетание – название определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства» . Таким образом, термин может служить названием понятия и отражать содержание понятия. Термины школьного курса биологии связаны с понятиями науки и входят в определение понятия.
Термин неразрывно связан с понятием, без понятия он не существует. Как правило, термин служит названием понятия и отражает содержание его. Чтобы составить понятие о предмете, человек из всего количества свойств и признаков выделяет наиболее существенные, без которых понятие о нем составить нельзя, что и находит отражение в термине. Отсюда вытекает, что, осуществляя терминологическую работу в учебном процессе, следует выяснить смысловое значение термина, так как это будет способствовать выделению главных признаков соответствующему термину понятия. Это особенно важно при усвоении учащимися основ науки и познании ее сложного языка.
При изучении биологии продуктивное усвоение научных терминов не может основываться на механическом запоминании, а требует специального управления. Учитель в процессе обучения должен создать специальные ситуации, условия, способствующие развитию учащихся, их знаний и мыслительной деятельности. Одно из таких условий – систематическая терминологическая работа.
Понятия, составляющие содержание курса школьной биологии, очень разнообразны и находятся в постоянном развитии. Поэтому перед учителем встает ряд задач, которые он обязан решить в процессе обучения:
1) в каждом биологическом разделе выделить основные понятия;
2) обеспечить развитие понятий от простых к сложным, организовать осмысление научных фактов на основе ведущих биологических понятий, научить учащихся связывать, обобщать, конкретизировать, переосмысливать понятия;
3) установить внутри межпредметные связи;
4) проанализировать, как у обучающихся формируется система ведущих понятий. Качество усвоения научного языка биологии связано с системой терминологической работы, состоящей из следующих методов и приемов:
1) проговаривание терминов иностранного происхождения вслух;
2) работа над усвоением орфографии новых терминов;
3) выявление этимологии нового термина, запись терминов на доске и в тетрадях;
4) тренировочные упражнения на соотношение термина с понятием;
5) индуктивный и дедуктивный пути введения новых терминов;
6) морфологический и фонетический анализ терминов;
7) аналитико-синтетический анализ;
8) использование терминов в различных учебных ситуациях
Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии как в общеобразовательной средней, так и в коррекционной школе. Однако нужно дифференцированно подходить к пониманию термина "наглядность" так как его используют для выражения разных педагогических понятий. Различают такие понятия, как принцип наглядности, наглядность как средство обучения и наглядное пособие.
Термином "наглядность" обычно обозначают принцип, которым руководствуется учитель в процессе обучения биологии. Наглядность обеспечивает единение чувственного и логического, конкретного и абстрактного, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.
Наглядность как средство обучения предназначена для создания у учащихся статических и динамических образов. Она может быть предметной или изобразительной. Понятие "средство наглядности" (наглядное средство) очень близко по содержанию с понятием "наглядное пособие", но значительно шире по объему. Так, например, опыт по испарению, телепередача, рисунок на доске, рисунки в учебнике принадлежат к средствам наглядности, но не являются наглядными пособиями.
Наглядные пособия - это конкретные объекты, используемые учителем на уроке. Они могут быть в виде коллекций, гербария, живых растений и животных, таблиц с рисунками и схемами, муляжей, аппликаций, диафильмов, раздаточного материала, дидактических карточек. Наглядные пособия, выражающие биологическое содержание изучаемых предметов и явлений -основные средства обучения, а различные приборы, инструменты, техническое оборудование вспомогательные.
Наглядное пособие одно из средств умственного развития. Они занимают определенное место в обучении ученика и не определяют всего хода учения. Современный учитель имеет большой выбор наглядных пособий. Причем наглядные средства обучения совершенствуются и становятся все более удобными и эффективными для выполнения поставленных учителем задач. Современные условия обучения вынуждают учителя не только применять наглядные пособия, но и думать насколько они способствуют выполнению поставленных задач. Наглядные средства могут способствовать лучшему усвоению знаний, быть нейтральными к процессу
Для закрепления основных терминов, понятий, их определений, которые часто используются в учебном процессе и играют важную роль в усвоении знаний, можно использовать:
• терминологические диктанты;
• грамматические диктанты с целью правильного написания терминов и понятий;
• графические диктанты;
• составление схем, таблиц по тексту с использованием основных терминов и понятий;
• отгадывание ребусов;
• составление и использование готовых кроссвордов с биологическими терминами;
• выполнение тестовых заданий и т.д.
Нравятся ребятам задания и такого плана, например, предлагается вставить пропущенные слова в тексте или написать предложения, в которых используются термины, прозвучавшие на уроке, или зашифровать новые термины. Объяснение терминов обычно дается по разделам в соответствии с изучением тем школьной программы, поэтому ученикам полезно завести словарь биологических терминов, куда по мере прохождения материала, записываются толкование последних. Целенаправленная систематическая работа с биологическими терминами и понятиями помогает развить любознательность и интерес к предмету, усваивать и углублять биологические знания.
Формы продуктивной работы с терминами и понятиями.
Для того чтобы подготовить учащихся к усвоению необходимо на протяжении всего процесса обучения последовательно разъяснять употребляемые термины. Специально организованная терминологическая работа способствует усвоению и запоминанию понятий, которые обозначены определенными терминами:
1) семантическая работа – в работе с научными терминами русского происхождения для объяснения смыслового значения.
2) в работе с терминами иностранного происхождения – выявление этимологии, их русский перевод, так как он чаще всего содержит в себе смысловое содержание понятия.
3)неоднократное повторение, проговаривание терминов вслух.
4)запись на доске, в тетрадях.
5)морфологический и фонетический анализ термина.
6)индуктивный и дедуктивный путь введения новых понятий.
Из понятий, устанавливаемых наукой, состоит знание. Ведение понятия зависит от логического конструирования учебного материала. В 5-х – 9-х классах для направления внимания учащихся больше подходит дедуктивный метод. На уроке определение понятий является главнейшим логическим приемом формирования знаний.
Первый этап – выделение главных и сопутствующих понятий.
Второй этап – определение основных свойств и главного признака понятия.
Третий этап – выбор, каким путем вводить понятия индуктивным или дедуктивным.
7)регулярная работа с терминологическим словарем.
8)использование терминов в различных учебных ситуациях. Это неоднократное возвращение, конкретизация, расширение, углубление понятия. Закрепление понятия на уроках осуществляется во время выполнения тренировочных упражнений.
На уроке выписываются термины, с которыми надо работать на уроке. Кроме биологических понятий выделяются слова, которые используются для разъяснения нового понятия или слова, определяющие главные признаки, свойства понятия.
Например: при введении темы земноводные кроме терминов: земноводные, выписываются термины: кожная железа, веки, оцепенение, ядовитая железа, перепонка, слизистая железа, слизь, кости скелета, передние конечности.
Эти термины можно разъяснять по ходу изучения основного материала или перед объяснением нового, чтобы восприятие было целостным. Лексическое значение слов записывается в рабочую тетрадь.
Первое использование новых терминов проводятся на этом же уроке. Говорят термин считается усвоенным, если использовать в своей речи хотя бы 3 раза.
Для закрепления терминов:
1)ученикам предлагается, используя выписанные на доске новые термины, составлять предложения по содержанию, раскрывающие суть или свойства нового понятия.
2)для развития пересказа содержания даются на доске опорные слова, последовательно используя которые, ученик составляет короткий ответ или рассказ. Например по теме «Размножение пресмыкающихся» : внутреннее, оплодотворенное яйцо, желток, кожистая оболочка – ящерицы змеи, известковая скорлупа – яйцеживорождение.
3)для закрепления знаний учащимся предлагаются следующие задания-упражнения: составить словарь, пользуясь текстом учебника одного параграфа или темы.
4)подготовить карточки, на которых с лицевой стороны крупным шрифтом написать термин, с другой стороны – определение этого термина мелким шрифтом.
5)написать определение термина, используя текст учебника. Подчеркнуть главные свойства.
6)иначе, чем в учебнике сформулировать предложение, чтобы правильно выразить мысль.
7)составить короткий конспект абзаца учебника – это способствует отбору и систематизации материала.
8)пользуясь текстом параграфа составить вопросы (в кавычках написать ответы).
9)составить кроссворд.
10) составить небольшой рассказ с одной ошибкой.
11)упражнение на узнавание термина по определению.
12)терминологический диктант на уроке занимает мало времени, дает хороший результат в работе. Ученики знают, что по терминам будет письменный диктант и это нацеливает их на запоминание. По каждой теме можно составить диктант на 2 варианта. Пока первый вариант пишет определение термина, второй под диктовку пишет определение и дописывает термин.
13)для тренировки и проверки памяти, при закреплении проводится игра на запоминание. Учитель читает слова пара с небольшой паузой, ученик должен мысленно создать ассоциативные связи между этими парами.
Например:
гадюка – лес,
уж – лягушка,
гюрза – пустыня,
веретенница – ящерица
Многие термины и понятия курса были в свое время названы образно, метафорически – способом сравнения вновь открытого с тем, что было знакомо людям по жизненному опыту. При работе с таким понятиями необходимо привлекать дополнительные сведения из истории науки, искусства, религии, мифологии, культуры и быта, благодаря которым они «оживут» и запомнятся надолго. Поэтому желательно иметь в кабинете биологии толковый словарь анатомических, физиологических и гигиенических терминов, который может быть оформлен в виде красочной книги-раскладушки, настенного календаря, каталога. Например, термин «орган» имеет греческое происхождение, которое означает «орудие», «инструмент»; греческое слово «скелетос» означает «высохшее, мумифицированное», что объясняется старинным способом приготовления скелета на солнце или в горячем песке; сердечный клапан – от немецкого «клаппе» – «крышка, заслонка, закрывание просвета»; хрящи гортани – перстневидный, щитовидный, черпаловидный – получили свое название за сходство с соответствующими предметами.
В 5-9 классах для активизации познавательного интереса обучающихся при работе на уроке с понятиями уместно включать занимательные упражнения и мини-игр способствующие пониманию и запоминанию того или иного понятия или термина. Такие задания будут способствовать подготовке обучающихся к более глубокой и продуктивной работе с понятиями в старших классах.
Задание «Перевертыши»
Составь названия известных деревьев из слогов на карточках (карточки- анаграммы также готовят заранее и прикрепляют за раскрытыми «крыльями» доски):
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слайды к докладу по теме: "Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного ".
Данные слайды отражают и суммируют основную идею доклада....

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад: «Обновление практик обучения и воспитания в современном дополнительном образовании.» Доклад: "Развитие игровой технологии в образовательной практике"
Воспитательный процесс в системе дополнительного образования....