Урок с элементами игры "Зоны (участки) корня"
методическая разработка по биологии (6 класс)
Данная разработка может быть использована при проведении уроков ботаники в 6 классе при изучении темы "Корень"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок Зоны (участки) корня | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок с элементами игры «Зоны (участки) корня» Подготовила учитель биологии МБОУ «Газопроводская СОШ» Афанасьева Т. В.
Урок ботаники в 6 классе с элементами игры
Тема: «Зоны (участки) корня».
Цель: сформировать знания об особенностях строения и функциях корня растений. Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи:
- Развивать предметное умение: работа с микроскопом и приготовление препарата.
- Продолжить формировать навыки работы с учебником, умение делать выводы, сравнивать и использовать имеющиеся знания.
- Формировать бережное отношение к своему здоровью.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный.
Виды учебной деятельности учащихся:
- работа с учебником,
- заполнение таблицы,
- выполнение лабораторной работы,
- рассматривание наглядных пособий и рисунков учебника,
- обсуждение и ответы на вопросы.
Приемы деятельности учителя:
- словесный (беседа),
- наглядный,
- лабораторная работа.
Обстановка и гигиенические условия в кабинете:
- t0= +180С - + 200С и свежесть воздуха (обязательное проветривание перед уроком),
- рациональность освещения класса и доски,
- отсутствие неприятных монотонных шумовых раздражителей.
- правильно подобранные тона окраски стен и парт.
Рациональная организация урока:
- кол-во видов учебной деятельности 4-5 (видов),
- средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности не более 10 мин,
- включать различные виды преподавания в среднем 3-4 и чередовать их через 10-13 мин,
- присутствие эмоциональных разрядок,
- физкультминутка 1 мин, состоящие из 3-4 упражнений с повтором 3-5 раз,
- хорошие взаимоотношения на уроке ученик-учитель, ученик-ученик,
- отслеживание позы учащихся во время разных видов деятельности,
- наличие содержания и вопросов связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование у учащихся культуры здоровья,
- учет мотивации учащихся к обучению,
- компетентность педагога в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.
Оборудование: учебник В. В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения», рабочая тетрадь к данному учебнику, семена фасоли, пшеницы (пророщенные заранее), микроскоп, предметные стекла, стакан с водой, цветные карандаши, схемы «Типы корневых систем», «Строение корня». Кроссворд «Спасибо».
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас на своем уроке. Давайте пожелаем друг - другу удачи, успеха при работе на уроке и отправимся в сказочный мир растений. Сегодня нам предстоит выяснить как устроен корень и какие функции выполняет. А сейчас мы отправляемся в сказочную страну.
Рассказ учителя: В некотором тридевятом царстве, растительном государстве, в деревне Овёскино жила дружная семья корешков. И жили они дружно, весело и ладно. Все вместе трудились, веселились, все дела делали сообща. И не было у них главных да старших, все были равны .А в соседней деревне Одуванчиково жила другая дружная семья. И был у них Главный Корень. Всеми он руководил, обязанности делил. Однажды мимо деревень проходил злой волшебник. И стало ему завидно, что в деревнях живут дружно да ладно. Разозлился волшебник и наслал на деревеньки Овёскино и Одуванчиково страшную бурю – ураган. Страшная стихия бушевала не один день. Перепутались жители и не могут вспомнить, кто где живёт. Вот и попросили они Вас, ребята, помочь им. А просьбу свою они прислали нам в письмах. Давайте прочитаем первое письмо.
Письмо 1. Дорогой друг! С нами случилась беда. Помоги нам. Нарисуй наши портреты и определи к какой семье мы относимся.
Предполагаемый ответ: учащиеся рисуют схему мочковатой и стержневой корневой систем и дают их название. 1 учащийся комментирует свой ответ у доски.
Учитель: Молодцы ребята. А теперь давайте прочитаем второе письмо.
Письмо 2. Помогите вспомнить имя каждого члена семьи. Подпишите их на схеме и пришлите нам.
Предполагаемый ответ: учащиеся на схеме показывают главный, придаточный боковые корни. 1 учащийся комментирует ответ у доски.
Учитель: замечательно справились с заданием. Можно ответы отправить адресату. Но у нас есть и третье письмо. Ознакомимся с ним.
Письмо 3. Дорогой друг! Мы жили дружно, трудились честно. Но вот беда, забыли что делает каждый член нашей большой семьи. Помоги нам вспомнить.
Учитель: Прежде, чем помочь нашим друзья, давайте разберемся как устроен корень и какие функции выполняет каждая его зона. Параллельно мы будем заполнять таблицу в тетради.
У вас на столах лежат пророщенные семена фасоли. Рассмотрите корень растения. Что вы можете сказать о нем?
Предполагаемый ответ: кончик корня плотнее и темнее чем весь корень.
Учитель: правильно. Этот участок корня покрыт корневым чехликом. А какую работу он выполняет в корне?
Предполагаемый ответ: Защищает верхушку корня от повреждений твердыми частицами почвы.
Учитель: найдите в тексте учебника особенности строения клеток этого участка корня. Какой тип ткани образует корневой чехлик. (Учащиеся находят ответ в тексте параграфа и 1 ученик озвучивает ответ).
Учитель: рассмотрите рисунок 63 учебника и рисунок на доске. Какая зона расположена за корневым чехликом? (зона деления). Почему она получила такое название? (здесь клетки постоянно делятся, их число увеличивается)
Учитель: следующая зона – зона роста, здесь клетки вытягиваются и корень растет в длину.
Учитель: рассмотрите корень растения. Что вы можете сказать о его внешнем виде (часть корня покрыта легким пушком). Правильное замечание. Это корневые волоски. У некоторых растений их можно заметить и без микроскопа. У вас на столах лежат пророщенные семна пшеницы. Положите корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами. Рассмотрите строение корневых волосков под микроскопом. Сопоставьте увиденное с рисунком в учебнике. Опишите.
Учащиеся рассматривают препарат, описывают особенности строения корневых волосков. Учитель уточняет, что корневые волоски это длинный вырост наружной клетки корня. Под клеточной оболочкой находится цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль.
Учитель: молодцы ребята. Все правильно отметили. Вы хорошо потрудились и теперь давайте немного отдохнём.
Физминутка для снятия напряжения глаз.
Учитель: а какую же функцию выполняют корневые волоски? Прочтем об этом в учебнике. (Один ученик читает вслух).
Учитель: следующая зона – зона проведения. Подумайте и скажите какую функцию выполняет эта зона? (проводят воду с растворенными минеральными веществами). Здесь нет корневых волосков, на поверхности находится покровная ткань.
Учитель: давайте еще раз вспомним, какие типы тканей встречаются в корне, и какие зоны они образуют. (Учащиеся, совместно с учителем, заполняют таблицу в тетради).
Учитель: вот теперь мы знаем, как ответить нашим друзьям из сказочного государства кто и чем занимался. Как вы считаете, мы им помогли? Давайте проверим. Для этого нам нужно решить кроссворд. (Кроссворд выполняется индивидуально каждым учащимся, проверяется коллективно или в парах)
1 | в | с | а | с | ы | в | а | н | и | я | |||||||
2 | п | р | и | д | а | т | о | ч | н | ы | й | ||||||
3 | м | о | ч | к | о | в | а | т | а | я | |||||||
4 | р | о | с | т | а | ||||||||||||
5 | ч | е | х | л | и | к | |||||||||||
6 | б | о | к | о | в | о | й | ||||||||||
7 | п | о | к | р | о | в | н | а | я |
- как называется зона корня в которой расположены корневые волоски?
- Корни, образующиеся на стеблях или на листьях некоторых растений?
- Тип корневой системы, у которой отсутствует главный корень?
- Зона, обеспечивающая рост корня в длину.
- Зона корня, обеспечивающая защиту от механического повреждения.
- Вид корня, образующийся на главном корне.
- Этот вид ткани образует корневой чехлик.
Учитель: хорошо мы потрудились сегодня на уроке. (Оценивание работы учеников, выставление оценок).
Давайте подведём итоги урока.
- Сегодня я узнал…
- У меня получилось…
- Было трудно…
- Меня удивило…
- Было интересно…
- Теперь я умею…
А теперь вопрос для смайликов.(Ученик показывает соответствующий элемент)
- Доволен уроком?
- Понял тему?
Прекрасный день, урока подошел конец.
Пусть каждый скажет про себя «Какой я молодец!»
Спасибо большое Вам, ребята, за проведенное вместе время. Надеюсь, что оно прошло для Вас не зря. Каждый из вас получил свою оценку за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Закон Ома для участка цепи"
Урок на тему «Закон Ома для участка цепи» проводился на втором курсе. Знание этого закона необходимы в повседневной жизни. На уроке применяются репродуктивно-иллюстративный метод и частично-поис...
Урок ботаники с элементами игры "Зоны (участки) корня.
Данная разработка позволяет в игровой форме рассмотреть довольно сложную тему о строении и функциях корня....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня
Цель урока: Изучение преобразований с квадратными корнями...
Интегрированный урок биологии и русского языка "Корни всякие нужны, корни всякие важны"
Интегрированный урок биологии (изучение новой темы) и русского языка (оурок обобщения и закрепления изученного) по теме "Корни всякие нужны, корни всякие важны"....
план-конспект урока биологии на тему "Строение корня. виды корней"
Сценарий урока биологии в 6 классе по теме "Строение корня. виды корней и типы корневых систем"...
Учебные элементы к уроку по теме: Свойства квадратных корней
Учебные элементы к уроку по теме: "Свойства квадратных корней"...
Конспект урока "Преобразование выражений, содержащих квадратные корни: внесение под знак корня"
Конспект урока по алгебре автор Никольский на тему "Преобразование выражений, содержащих квадратные корни: внесение под знак корня"....