Технологическая карта к уроку "Обобщение по теме: Кровь и система кровообращения".
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Емцева Анастасия Михайловна

Представляю технологическую карту урока биологии в 8 классе "Обобщение по теме: Кровь и система кровообращения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologichesaya_karta_uroka_emtseva_a.m.docx98.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по ФГОС

ФИО учителя: Емцева Анастасия Михайловна___

Класс: ____________8 «А»___________________

Дата: ____________ г.______________

Предмет: _________биология________________

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Тема урока: Обобщение по теме: «Кровь и система кровообращения».

Цели урока:

Образовательные цели:

  • обобщение знаний о составе, значении крови, о защитных свойствах организма, о строении и функциях органов кровообращения, о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, о первой помощи при кровотечениях

Развивающие цели:

  • развитие логики;
  • развитие внимания, речи, памяти;
  • формирование умения применять знания на практике.

Воспитательные цели:

  • формирование умения работать в команде;

Дидактические средства: пульсоксиметр; презентация; модель сердца; микроскоп; микропрепараты; индивидуальный перевязочный комплект; карточки с вопросами для работы в группах.

Методы и формы обучения:

Основной: проблемно-поисковый

Дополнительные: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, карточками); практические ( работа с заланиями различной сложности); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Характеристика этапов урока

Название, содержание и цель этапа урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формы работы на уроке

Результат

Организационный момент. Проверка готовности учащихся, их настрой на работу

Приветствует класс, проверяет готовность к занятию. Обеспечение интеллектуального и эмоционального настроя учеников на урок.

(1 мин.)

Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку

Фронтальная

Самоконтроль учебной деятельности

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Итак, сегодня мы с вами должны еще раз вспомнить и обобщить знания по изученной теме “ Кровь и система кровообращения». Ваша задача – слушать, думать, активно и быстро работать на уроке. На доске – написан план сегодняшнего урока.

(1 мин.)

Демонстрируют уровень подготовки к занятию, отвечают на вопросы педагога, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Фронтальная

Умение поддерживать дисциплину на уроке, уважительно относится к окружающим.

Актуализация знаний

Но прежде чем мы начнем работать, я хочу показать прибор который поможет вам ответить мне на вопрос в конце нашего занятия. Это Пульсоксиметр- помогает нам установить уровень насыщения крови кислородом

Ну что начнем…

(1 мин.)

Отвечают на вопросы педагога.

Фронтальная

Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов.

Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

1 модуль – Разминка.

Ребята давайте немного перед началом занятия освежим наши знания. Я буду задавать вопрос, а от вас нужны ответы.

(Приложение 1)

(3 мин.)

Отвечают на вопросы педагога.

Индивидуальная

Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов. Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию.

Применение знаний и умений в новой ситуации

2 модуль “ Помоги юному биологу”. (Приложение 2). Ребята приступаем к следующему модулю.

Правила: Юный биолог-молодой человек, серьезно интересующийся наукой-зашел в тупик, нам необходимо помочь ему ответить на вопросы. Работаем в командах. У каждой команды на столе есть папка с заданиями. найдите в них задание 1. (10 мин.)

3 модуль “Верю не верю” .

А сейчас я буду задавать вопросы, а вы должны ответить верите ли вы мне или нет. (Приложение 3)

(3мин.)

4 модуль «Исследуем вместе».

Ребята возвращаемся к командной работе. У каждой команды на столе есть папка с заданиями, найдите в них задание 2 и 3. Все материала для выполнения лежат у вас на столе. (Приложение 4, приложение 5)

(20 мин.)

Выполняют полученные задания, работают в группе.

Групповая

Тренировка памяти, умение четко формулировать ответ и аргументировать его.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Дорогие ребята мы с вами славно сегодня потрудились. Но не смотря на это мы должны с вами подвести итоги нашего занятия. Предлагаю вам ответить на ряд вопросов, чтобы на последок закрепить полученные знания.

(Приложение 6)

(5 мин.)

Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала.

Фронтальная

Умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельности.

Рефлексия

Вот и подошел к концу наш урок, давайте подведем итог и ответим на несколько вопросов.

(Приложение 7)

(4 мин.)

Формируют результат работы на уроке.

Фронтальная

Умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность учебной деятельности.

Приложение 1

1 модуль - Разминка

1)Сосуд несущий кровь к сердцу (Вена)

2)Белые клетки крови (Лейкоциты)

3)Способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов, а так же от инородных тел и веществ (Иммунитет)

4)Внутренняя среда организма состоит из? (Крови, лимфы, межклеточного вещества)

5)Где начинается легочный круг кровообращения? ( В правом желудочке сердца)

Приложение 2

Задание 1

#1053;айдите на модели сердца камеры, сердечные клапаны, кровеносные сосуды, ведущие к сердцу и от сердца и назовите их.

#1055;очему пульс человека в спокойном состоянии отличается от его пульса после пробежки?

#1050;аким образом по содержанию эритроцитов и лейкоцитов в крови врачи судят о характере заболевания человека?

(модель сердца)

Задание 2

1. Какие опасности возникают при “слепом” переливании крови, т.е. без предварительного анализа крови донора и реципиента? Что необходимо знать, чтобы избежать этой опасности?

2. Назовите сходства и различия в строении артерий, вен, капилляров?

3. Опишите действия, которые придется вам совершить, оказывая первую доврачебную помощь при венозном кровотечении.

(схема сосудов)

Задание 3

1. Объясните, почему человек после легкого ранения не истекает кровью? Перечислите как можно больше факторов свертывания крови.

2. Какие сосуды образуют малый круг кровообращения и какая кровь по ним течет? Откуда начинается и где заканчивается малый круг кровообращения? Покажите на схеме.

3. Какое действие оказывает никотин и алкоголь на кровеносные сосуды?

(Схема кругов кровообращения)

Приложение 3

3 модуль “Верю не верю”

#1042;ерите ли вы мне, что Сердце человека четырехкамерное? (Да)

2. Верите ли вы мне, что Аорта - самая мелкая артерия? (нет)

3. Верите ли вы мне, что Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке? (да)

4. Верите ли вы мне, что В легких осуществляется газообмен между капиллярами и альвеолами?(да)

5. Верите ли вы мне, что По венам большого круга кровообращения течет артериальная кровь? (нет)

6. Верите ли вы мне, что Малый круг кровообращения начинается в левом желудочке и заканчивается в правом желудочке? (нет)

7. Верите ли вы мне, что Большой круг кровообращения заканчивается в правом предсердии? (Да)

8 . Верите ли вы мне, что. Артериальная кровь богатая кислородом? (да)

9. Верите ли вы мне, что Венозная кровь течет только по венам? (нет)

Приложение 4

Задание 1

Тема: Микроскопическое строение крови (микропрепараты крови человека и лягушки).

Цель: Дать представление о строении клеточных элементов крови у человека и лягушки.

Ход работы:

  1. Изучить при большом увеличении микроскопа микропрепарат крови человека. Найти эритроциты, обратить внимание на их окраску, форму, строение.
  2. Изучить микропрепарат крови лягушки при малом увеличении микроскопа. Обратить внимание на размер и форму эритроцитов.

Результаты представить в виде таблицы.

Сравнительная характеристика строения эритроцитов человека и лягушки.

Эритроцит

Диаметр клетки мкм.

Форма клетки

Наличие ядра

Окраска цитоплазмы

Человека

Лягушки

Объяснить, почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки.

Задание 2

Тема: Первая помощь при кровотечениях.

Цель: Умение оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях.

Ход работы:

Остановка артериального кровотечения.

  1. Назвать характерные признаки артериального кровотечения.
  2. Обозначить на кисти “пострадавшего” мелком место условного повреждения и кровотечения. Вскрыть индивидуальный перевязочный пакет. Не прикасаясь к внутренней части марлевой повязки, приложить ее к раненой поверхности и наложить давящую повязку.

Задание 3

Тема: Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки.

Цель: Научиться посчитывать пульс, доказать, что его частота зависит от положение тела и нагрузки на организм.

Ход работы:

1. Ответить! Что такое пульс, где его можно обнаружить.

2. Отыскать пульс на лучевой артерии.

3. Подсчитать число ударов пульса за 1 минуту.

а) В положении сидя

б) В положении стоя

в) После 10 приседаний

4) Заполнить таблицу

Изменение пульса при разносторонней мышечной активности.

Число пульсовых ударов в 1 минуту

При покое

В положении сидя

В положении стоя

После 10 приседаний

Сравнить результаты, сделать вывод о работе сердца в покое и при нагрузке.

Приложение 5

Задание 1

образование тромба

  1. Рассмотрите рисунок. Объясните, как происходит свертывание крови?
  2. Что такое гемофилия? Чем она опасна?
  3. Какие условия необходимы для процесса свертывания крови?

Задание 2

Заполнить таблицу «Круги кровообращения»

Признаки для сравнения

Большой круг кровообращения

Малый круг кровообращения

Где начинается?

Где заканчивается?

Крупные сосуды круга

Какая кровь становится?

Где происходит газообмен?

За какое время проходит кровь круг?

Задание 3

  1. Что такое иммунитет? В чем его значение для человека?
  2. Заполните схему «Иммунитет»

Карточка 20

  1. Объясните термины: артериальное давление, пульс, автоматия сердца, лимфа, систола, диастола, донор, реципиент, иммунитет, гемоглобин.

Приложение 6

  1. Жидкая часть крови, оставшаяся после удаления ее форменных элементов (плазма).
  2. Главная артерия большого круга кровообращения (аорта).
  3. Свойство сердечной мышцы ритмически сокращаться и расслабляться, независимо от сознания (автоматия).
  4. Болезнь, характеризующаяся уменьшением количества крови и изменением ее качественного состава (малокровие).
  5. Кровь, богатая кислородом (артериальная).
  6. Заболевание, симптомами которого является хроническое повышение артериального давления (гипертония).
  7. Вспышка массового заболевания (эпидемия).
  8. Человек, получивший кровь для переливания или ткани и органы для пересадки (реципиент).
  9. Какая часть нервной системы регулирует деятельность сердца? (Вегетативная нервная система).
  10. Бесцветные форменные элементы крови, участвующие в свертывании (тромбоциты).
  11. Артериальное давление в момент сокращения желудочков называется (систолическим или максимальным).
  12. Лейкоциты, участвующие в выработке иммунитета путем образования антител (лимфоциты).
  13. Иммунитет, врожденный или приобретенный в результате перенесенных заболеваний (естественный).

Приложение 7

  1. Ребята как вы оцениваете сегодняшнее занятие?
  2. Как оцениваете деятельность своей команды?
  3. Ну и наконец, кто может ответить на мой вопрос который я задала вам в начале нашего урока «Какая же тема нашего следующего занятия»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии по теме:"Кровь.Кровеносная система".

Презентация к открытому повторительно-обобщающему уроку биологии....

Урок биологии по теме: "Кровь.Кровеносная система".

Открытый повторительно-обобщающий урок по теме: "Кровь.Кровеносная система"....

Тестовое задание по теме: "Кровь, кровеносная система"

разработка тестов для 8-х классов по теме: "Кровь и кровеносная система"...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Проверочная работа по биологии по теме "Кровь: состав, функции.Кровообращение"

Данный материал может использоваться при проверке знания по биологии по данной теме или при подготовке к ОГЭ....

Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.

Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием  материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...

Технологическая карта урока биологии на тему "Состав крови"

Данная методическая разработка будет полезна учителям биологии в подготовке к уроку для 8 класса по теме "Состав крови"....