Технологическая карта к уроку "Обобщение по теме: Кровь и система кровообращения".
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Представляю технологическую карту урока биологии в 8 классе "Обобщение по теме: Кровь и система кровообращения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 98.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по ФГОС
ФИО учителя: Емцева Анастасия Михайловна___
Класс: ____________8 «А»___________________
Дата: ____________ г.______________
Предмет: _________биология________________
Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Тема урока: Обобщение по теме: «Кровь и система кровообращения».
Цели урока:
Образовательные цели:
- обобщение знаний о составе, значении крови, о защитных свойствах организма, о строении и функциях органов кровообращения, о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, о первой помощи при кровотечениях
Развивающие цели:
- развитие логики;
- развитие внимания, речи, памяти;
- формирование умения применять знания на практике.
Воспитательные цели:
- формирование умения работать в команде;
Дидактические средства: пульсоксиметр; презентация; модель сердца; микроскоп; микропрепараты; индивидуальный перевязочный комплект; карточки с вопросами для работы в группах.
Методы и формы обучения:
Основной: проблемно-поисковый
Дополнительные: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, карточками); практические ( работа с заланиями различной сложности); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
Характеристика этапов урока
Название, содержание и цель этапа урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Формы работы на уроке | Результат |
Организационный момент. Проверка готовности учащихся, их настрой на работу | Приветствует класс, проверяет готовность к занятию. Обеспечение интеллектуального и эмоционального настроя учеников на урок. (1 мин.) | Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку | Фронтальная | Самоконтроль учебной деятельности |
Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся | Итак, сегодня мы с вами должны еще раз вспомнить и обобщить знания по изученной теме “ Кровь и система кровообращения». Ваша задача – слушать, думать, активно и быстро работать на уроке. На доске – написан план сегодняшнего урока. (1 мин.) | Демонстрируют уровень подготовки к занятию, отвечают на вопросы педагога, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Фронтальная | Умение поддерживать дисциплину на уроке, уважительно относится к окружающим. |
Актуализация знаний | Но прежде чем мы начнем работать, я хочу показать прибор который поможет вам ответить мне на вопрос в конце нашего занятия. Это Пульсоксиметр- помогает нам установить уровень насыщения крови кислородом Ну что начнем… (1 мин.) | Отвечают на вопросы педагога. | Фронтальная | Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов. |
Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности | 1 модуль – Разминка. Ребята давайте немного перед началом занятия освежим наши знания. Я буду задавать вопрос, а от вас нужны ответы. (Приложение 1) (3 мин.) | Отвечают на вопросы педагога. | Индивидуальная | Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов. Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию. |
Применение знаний и умений в новой ситуации | 2 модуль “ Помоги юному биологу”. (Приложение 2). Ребята приступаем к следующему модулю. Правила: Юный биолог-молодой человек, серьезно интересующийся наукой-зашел в тупик, нам необходимо помочь ему ответить на вопросы. Работаем в командах. У каждой команды на столе есть папка с заданиями. найдите в них задание 1. (10 мин.) 3 модуль “Верю не верю” . А сейчас я буду задавать вопросы, а вы должны ответить верите ли вы мне или нет. (Приложение 3) (3мин.) 4 модуль «Исследуем вместе». Ребята возвращаемся к командной работе. У каждой команды на столе есть папка с заданиями, найдите в них задание 2 и 3. Все материала для выполнения лежат у вас на столе. (Приложение 4, приложение 5) (20 мин.) | Выполняют полученные задания, работают в группе. | Групповая | Тренировка памяти, умение четко формулировать ответ и аргументировать его. |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Дорогие ребята мы с вами славно сегодня потрудились. Но не смотря на это мы должны с вами подвести итоги нашего занятия. Предлагаю вам ответить на ряд вопросов, чтобы на последок закрепить полученные знания. (Приложение 6) (5 мин.) | Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала. | Фронтальная | Умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельности. |
Рефлексия | Вот и подошел к концу наш урок, давайте подведем итог и ответим на несколько вопросов. (Приложение 7) (4 мин.) | Формируют результат работы на уроке. | Фронтальная | Умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность учебной деятельности. |
Приложение 1
1 модуль - Разминка
1)Сосуд несущий кровь к сердцу (Вена)
2)Белые клетки крови (Лейкоциты)
3)Способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов, а так же от инородных тел и веществ (Иммунитет)
4)Внутренняя среда организма состоит из? (Крови, лимфы, межклеточного вещества)
5)Где начинается легочный круг кровообращения? ( В правом желудочке сердца)
Приложение 2
Задание 1
#1053;айдите на модели сердца камеры, сердечные клапаны, кровеносные сосуды, ведущие к сердцу и от сердца и назовите их.
#1055;очему пульс человека в спокойном состоянии отличается от его пульса после пробежки?
#1050;аким образом по содержанию эритроцитов и лейкоцитов в крови врачи судят о характере заболевания человека?
(модель сердца)
Задание 2
1. Какие опасности возникают при “слепом” переливании крови, т.е. без предварительного анализа крови донора и реципиента? Что необходимо знать, чтобы избежать этой опасности?
2. Назовите сходства и различия в строении артерий, вен, капилляров?
3. Опишите действия, которые придется вам совершить, оказывая первую доврачебную помощь при венозном кровотечении.
(схема сосудов)
Задание 3
1. Объясните, почему человек после легкого ранения не истекает кровью? Перечислите как можно больше факторов свертывания крови.
2. Какие сосуды образуют малый круг кровообращения и какая кровь по ним течет? Откуда начинается и где заканчивается малый круг кровообращения? Покажите на схеме.
3. Какое действие оказывает никотин и алкоголь на кровеносные сосуды?
(Схема кругов кровообращения)
Приложение 3
3 модуль “Верю не верю”
#1042;ерите ли вы мне, что Сердце человека четырехкамерное? (Да)
2. Верите ли вы мне, что Аорта - самая мелкая артерия? (нет)
3. Верите ли вы мне, что Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке? (да)
4. Верите ли вы мне, что В легких осуществляется газообмен между капиллярами и альвеолами?(да)
5. Верите ли вы мне, что По венам большого круга кровообращения течет артериальная кровь? (нет)
6. Верите ли вы мне, что Малый круг кровообращения начинается в левом желудочке и заканчивается в правом желудочке? (нет)
7. Верите ли вы мне, что Большой круг кровообращения заканчивается в правом предсердии? (Да)
8 . Верите ли вы мне, что. Артериальная кровь богатая кислородом? (да)
9. Верите ли вы мне, что Венозная кровь течет только по венам? (нет)
Приложение 4
Задание 1
Тема: Микроскопическое строение крови (микропрепараты крови человека и лягушки).
Цель: Дать представление о строении клеточных элементов крови у человека и лягушки.
Ход работы:
- Изучить при большом увеличении микроскопа микропрепарат крови человека. Найти эритроциты, обратить внимание на их окраску, форму, строение.
- Изучить микропрепарат крови лягушки при малом увеличении микроскопа. Обратить внимание на размер и форму эритроцитов.
Результаты представить в виде таблицы.
Сравнительная характеристика строения эритроцитов человека и лягушки.
Эритроцит | Диаметр клетки мкм. | Форма клетки | Наличие ядра | Окраска цитоплазмы |
Человека Лягушки |
|
|
|
|
Объяснить, почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки.
Задание 2
Тема: Первая помощь при кровотечениях.
Цель: Умение оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях.
Ход работы:
Остановка артериального кровотечения.
- Назвать характерные признаки артериального кровотечения.
- Обозначить на кисти “пострадавшего” мелком место условного повреждения и кровотечения. Вскрыть индивидуальный перевязочный пакет. Не прикасаясь к внутренней части марлевой повязки, приложить ее к раненой поверхности и наложить давящую повязку.
Задание 3
Тема: Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки.
Цель: Научиться посчитывать пульс, доказать, что его частота зависит от положение тела и нагрузки на организм.
Ход работы:
1. Ответить! Что такое пульс, где его можно обнаружить.
2. Отыскать пульс на лучевой артерии.
3. Подсчитать число ударов пульса за 1 минуту.
а) В положении сидя
б) В положении стоя
в) После 10 приседаний
4) Заполнить таблицу
Изменение пульса при разносторонней мышечной активности.
Число пульсовых ударов в 1 минуту | |||
При покое | В положении сидя | В положении стоя | После 10 приседаний |
Сравнить результаты, сделать вывод о работе сердца в покое и при нагрузке.
Приложение 5
Задание 1
- Рассмотрите рисунок. Объясните, как происходит свертывание крови?
- Что такое гемофилия? Чем она опасна?
- Какие условия необходимы для процесса свертывания крови?
Задание 2
Заполнить таблицу «Круги кровообращения»
Признаки для сравнения | Большой круг кровообращения | Малый круг кровообращения |
Где начинается? | ||
Где заканчивается? | ||
Крупные сосуды круга | ||
Какая кровь становится? | ||
Где происходит газообмен? | ||
За какое время проходит кровь круг? |
Задание 3
- Что такое иммунитет? В чем его значение для человека?
- Заполните схему «Иммунитет»
Карточка 20
- Объясните термины: артериальное давление, пульс, автоматия сердца, лимфа, систола, диастола, донор, реципиент, иммунитет, гемоглобин.
Приложение 6
- Жидкая часть крови, оставшаяся после удаления ее форменных элементов (плазма).
- Главная артерия большого круга кровообращения (аорта).
- Свойство сердечной мышцы ритмически сокращаться и расслабляться, независимо от сознания (автоматия).
- Болезнь, характеризующаяся уменьшением количества крови и изменением ее качественного состава (малокровие).
- Кровь, богатая кислородом (артериальная).
- Заболевание, симптомами которого является хроническое повышение артериального давления (гипертония).
- Вспышка массового заболевания (эпидемия).
- Человек, получивший кровь для переливания или ткани и органы для пересадки (реципиент).
- Какая часть нервной системы регулирует деятельность сердца? (Вегетативная нервная система).
- Бесцветные форменные элементы крови, участвующие в свертывании (тромбоциты).
- Артериальное давление в момент сокращения желудочков называется (систолическим или максимальным).
- Лейкоциты, участвующие в выработке иммунитета путем образования антител (лимфоциты).
- Иммунитет, врожденный или приобретенный в результате перенесенных заболеваний (естественный).
Приложение 7
- Ребята как вы оцениваете сегодняшнее занятие?
- Как оцениваете деятельность своей команды?
- Ну и наконец, кто может ответить на мой вопрос который я задала вам в начале нашего урока «Какая же тема нашего следующего занятия»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии по теме:"Кровь.Кровеносная система".
Презентация к открытому повторительно-обобщающему уроку биологии....

Урок биологии по теме: "Кровь.Кровеносная система".
Открытый повторительно-обобщающий урок по теме: "Кровь.Кровеносная система"....
Тестовое задание по теме: "Кровь, кровеносная система"
разработка тестов для 8-х классов по теме: "Кровь и кровеносная система"...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".
Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Проверочная работа по биологии по теме "Кровь: состав, функции.Кровообращение"
Данный материал может использоваться при проверке знания по биологии по данной теме или при подготовке к ОГЭ....

Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.
Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...
Технологическая карта урока биологии на тему "Состав крови"
Данная методическая разработка будет полезна учителям биологии в подготовке к уроку для 8 класса по теме "Состав крови"....