Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования "Точка роста" - "Юный биолог"
рабочая программа по биологии (5 класс)

Прогамма разработана для учащихся 5 класса с использованием оборудования "Точка роста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Приморского края

МБОУ СОШ 2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

использованием оборудования центра «Точка Роста»

«Юный биолог»

5 класс

На 2023 – 2024 учебный год

Составитель: Николаенко ЕП

учитель биологии

Артем

2024

Пояснительнаязаписка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процессаи одной из форм организации свободного времениучащихся.

Основным преимуществом внеурочной деятельности являетсяпредставление обучающимся возможности широкого спектра занятий,направленных наихразвитиеиосуществлениевзаимосвязии

преемственности общего и дополнительного образования в школе ивоспитаниявсемье,длявыявленияиндивидуальностиребёнка.Вшколе

учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательнойпрограммы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальнойодаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочнойвоспитательнойработы,организованнойприкабинетебиологии.

Применениеигровойметодикидляразвитияинтеллектапозволит

школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным,интереснымдлянихтемам,демонстрироватьих винтеллектуальных

соревнованиях.

Программа внеурочнойдеятельности разработанав соответствии стребованиями федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования (приказ Министерства образования и наукиРоссийской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) и локальными актамиобразовательнойорганизации.

Основная цель: всестороннее развитие познавательных способностейиорганизация досуга учащихся МБОУ.

Задачи:

  • расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризацияинтеллектуальноготворчества;

  • развивать логическое мышление, умения устанавливать причинно —следственные связи, умения рассуждать и делать выводы, пропаганда культазнанийвсистемедуховныхценностейсовременногопоколения;
  • развивать навыки коллективной работы, воспитание пониманияэстетическийценностиприроды,объединениеиорганизациядосуга

учащихся.

Программастроитсянаосновеследующих принципов:

  • равенствовсехучастников;

  • добровольноепривлечениекпроцессудеятельности;

  • чередованиеколлективнойииндивидуальнойработы;

  • свободныйвыборвидадеятельности;

  • нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс ирезультатдеятельности;

  • развитиедухасоревнования,товарищества,взаимовыручки;

  • учетвозрастныхииндивидуальныхособенностей.

Метапредметныесвязи.

  • освоение способов решения проблем творческого ипоисковогохарактера;
  • формирование умения планировать, контролировать иоцениватьдействиявсоответствииспоставленнойзадачейи

условиями её реализации; определять наиболее эффективные способыдостижениярезультата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспехадеятельностииспособностиконструктивнодействоватьдажев

ситуацияхнеуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностнойрефлексии;
  • овладениелогическимидействиямисравнения,анализа,

синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственныхсвязей,построениярассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовностьпризнаватьвозможностьсуществованияразличных точекзренияи

права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументироватьсвоюточкузренияиоценкусобытий;

  • определение общей цели и путей её достижения; умениедоговариватьсяораспределениифункцийиролей всовместной

деятельности;осуществлятьвзаимныйконтрольвсовместной

деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведениеокружающих;

  • овладение базовыми предметными и межпредметнымипонятиями,отражающимисущественныесвязииотношениямеждуобъектамии процессами.

Общаяхарактеристикапрограммывнеурочнойдеятельности.

Программа внеурочной деятельности носит развивающий характер,цельюкоторойявляетсяформированиепоисково-исследовательских,

коммуникативныхуменийшкольников,интеллектаучащихся.

Важнейшим приоритетом общего образования является формированиеобщеучебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всегопоследующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается наприобретениеими опытаразнообразнойдеятельности:учебно-

познавательной,проектно-исследовательской,практической,социальной.

Занятия по программе внеурочной деятельности разделены натеоретические и практические. Причём деятельность может носить какгрупповой,так и индивидуальныйхарактер.

Деятельность школьников при освоении программыимеетотличительныеособенности:

  • практическая направленность, которая определяет спецификусодержанияи возрастныеособенностидетей;

  • групповойхарактерработбудетспособствоватьформированию

коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности вгруппе,аргументироватьсвоюточкузрения идр.;

  • в содержание деятельности заложено основание для сотрудничествадетейсчленамисвоейсемьи,чтообеспечиваетреальноевзаимодействие

семьии школы;

  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей иодаренностей к различным видам деятельности посредством вовлечения их втворческуюдеятельность.

Актуальность программы заключается в формировании мотивации кцеленаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а такжеличностномуипрофессиональному самоопределениюучащихся.

Практическаянаправленностьсодержанияпрограммы

заключается в том, чтосодержание курса обеспечивает приобретениезнаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как впроцессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни длярешенияконкретныхзадач.

Формызанятийвнеурочнойдеятельности:беседа,игра,

коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа,доклад,выступление, выставка, участие в конкурсах и т.д.Данные формыработы дают детям возможность максимально проявлять свою активность,изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развиваютих эмоциональное восприятие.

Местоданногокурсавучебномплане.

Программарассчитана на 1 год обучения (34 часов в год, 1 час внеделю).Занятияпопрограммепроводятсяво внеурочноевремяс

использованиемоборудованияцентра«ТочкаРоста»поБИОЛОГИИИЭКОЛОГИИ.

Ценностные ориентиры содержания программы внеурочнойдеятельности.

В результате освоения программы внеурочной деятельности «Биологиядлялюбознательных»обучающиеся наступениосновногообщего

образования:

  • получатвозможностьрасширить,систематизироватьиуглубить

исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентахединого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний оприроде,приобретутцелостный взгляд на мир;

  • познакомятсяснекоторымиспособамиизученияприроды,начнут

осваивать умения проводить наблюдения, ставить опыты, научатся видеть ипониматьнекоторыепричинно-следственныесвязивокружающеммире;

  • получат возможность научиться использовать различные справочныеиздания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) илитературу оприроде с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы,объяснений, для создания собственных устных или письменныхвысказываний.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоенияучебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основнойобразовательнойпрограммыобщегообразованияФедерального

государственногообразовательногостандартаобучениенаправленонадостижение учащимися личностных, метапредметных и предметныхрезультатов.

Личностныерезультатыотражаютсявиндивидуальныхкачественных

свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоенияучебного предмета:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способамрешенияновой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в томчисленасамоанализисамоконтрольрезультата,наанализсоответствия

результатовтребованиямконкретнойзадачи;

  • способностьксамооценкенаосновекритериевуспешностивнеучебнойдеятельности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства сприроднымиобъектами.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро-ванностиуниверсальных способностей учащихся, проявляющихся впознавательнойи практическойдеятельности:

  • использованиесправочнойидополнительнойлитературы;

  • владениецитированиемиразличнымивидамикомментариев;

  • использованиеразличныхвидовнаблюдения;

  • качественноеиколичественноеописаниеизучаемогообъекта;

  • проведениеэксперимента;

  • использованиеразныхвидовмоделирования.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, которыйприобретается и закрепляется в процессе освоения программы внеурочнойдеятельности:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебныхзаданийсиспользованием учебнойлитературы ивоткрытом

информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включаяэлектронные,цифровые),контролируемомпространствеИнтернета;

  • проводитьсравнениеиклассификациюпозаданнымкритериям;

  • устанавливатьпричинно-следственныесвязивизучаемомкругеявлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, егостроении,свойствахи связях.

Содержание программы

Введение (1 ч.)

Тема#1048;спользование usb-микроскопа для изучения

объектов (12 часов).

  1. Подготовка микроскопа
  2. Использование usb-микроскопа для изучения 5

объектов

  1. Строениерастительнойклетки
  2. Наблюдение за движением цитоплазмыв клетке растений
  3. Изучениепокровнойтканирастений
  4. Изучениепроводящейтканиоргановрастений
  5. Микроскопическое строение крови человека

и лягушки

  1. Изучение способов движения одноклеточных

животных

  1. Изучение животных тканей, тканей организма

человека на готовых микропрепаратах

  1. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы

лука репчатого

  1. Изучение микроскопического строения

плесневых грибов

  1. Изучение микроскопического строения зеленых

водорослей

Тема #1048;спользование цифровой лаборатории дляопределения абиотических факторов среды.(13ч.)

  1. Определение относительной влажности воздуха

  2. Измерение влажности и температуры в разныхзонах класса.

  3. Испарение воды листьями до и после полива

  4. Измерение уровня освещенности в различных зонах

  5. Исследование естественной освещенности помещения класса

  6. Изучение влияния освещенности на физическоездоровье людей.

  7. Определение температуры воздушной среды

  8. Измерение температуры остывающей водыв зависимости от времени

  9. Изучение температуры на различных участкахтела человека

  10. Нарушение кровообращенияпри наложении жгута

  11. Изучение функций кожи с помощью температурногодатчика и датчика влажности

  12. Влияние физических нагрузок на температурутела человека

  13. Определение тепловых эффектов растворения веществ в воде

Тема #1048;спользование водородного показателя как

индикатора состояния среды живых организмов (6 часов)

  1. Анализ (изучение) ph среды почвы

  2. Анализ pн воды открытых водоемов

  3. Анализ pн проб снега, взятых на территории селитебной зоны

  4. Определение показателя ph в гигиенических средствах

  5. Изучение процесса скисания молока с помощью показателей ph

  6. Сравнение pн пищевых продуктов и блюд

Предполагаемыерезультатыреализации программы

В процессе прохождения программыдолжны быть достигнуты следующиерезультаты:

  1. уровеньрезультатов:

«Приобретениесоциальныхзнаний»

  1. личностныекачества:

  • уважительноеотношениектрудуитворчествусвоихтоварищей;

  • формирование эстетических чувств, познавательных интересов и мотивов,направленных на изучение живойприроды;

  1. универсальныеспособности

  • умениевидетьипониматьзначениепрактическойиигровойдеятельности;

опытвпроектно-исследовательскойдеятельности
-умениеработатьсразнымиисточникамиинформации;

  • овладениесоставляющимиисследовательскойинаучно-практической

деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делатьвыводыизаключения,объяснять,доказывать,защищатьсвоиидеи;

-формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,анализировать, сравнивать, делать выводыидр.)иэстетическогоотношениякживым объектам;

  • знаниеосновныхпринциповиправилотношениякживойприроде.

  1. уровеньрезультатов:

«Формированиеценностногоотношенияксоциальнойреальности»

  1. личностныекачества:

  • навыки индивидуальной деятельности в процессе практической работы подруководствомучителя;

  • навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческойработы вкомандеодноклассниковподруководствомучителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,соотноситьсвоючастьработы собщимзамыслом;

  1. универсальныеспособности:

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях ипоступкахпоотношениюкживойприроде,здоровьюсвоемуиокружающих;

  • способность передавать эмоциональные состояния и свое отношение кприроде,человеку,обществу;

  1. опытвпроектно-исследовательскойдеятельности:

  • умениеорганизоватьсвоюучебнуюдеятельность:определятьцельработы,ставить задачи, планировать — определять последовательность действий ипрогнозироватьрезультатыработы;

  • умение осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаруженияотклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном;оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, чтоуже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровняусвоения.

  1. уровеньрезультатов:«Получениесамостоятельногообщественногодействия»

  1. личностныекачества:

  • умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работуодноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания исредствеговыражения;

  1. универсальныеспособности:

  • умениеслушатьивступатьвдиалог,участвоватьвколлективном

обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строитьпродуктивноевзаимодействиесо сверстникамиивзрослыми;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии иаргументациисвоейпозиции,сравниватьразныеточкизрения,

аргументироватьсвоюточкузрения,отстаиватьсвоюпозицию;

  1. опытвпроектно-исследовательскойдеятельности:

  • выражениев игровойдеятельностисвоегоотношениякприроде

Обучающиесясмогут:

  • узнаватьживотныхиптицвприроде,накартинках,поописанию;
  • ухаживатьзадомашнимиживотнымииптицами;
  • выполнятьправилаэкологическисообразногоповедениявприроде;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмамии в практической деятельности по сохранению природного окруженияисвоегоздоровья;
  • ухаживатьзакультурнымирастениямиидомашнимиживотными;
  • доказывать,уникальностьикрасотукаждогоприродногообъекта;
  • заботитьсяобоздоровленииокружающейприроднойсреды;
  • предвидетьпоследствиядеятельностилюдейвприроде;
  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающейприроде;
  • ставитьпростейшиеопытысобъектамиживойинеживойприроды.

Формы учета для контроля иоценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности.

Дляконтроляиоценкирезультатовосвоенияпрограммывнеурочнойдеятельности происходит путем архивирования творческих работобучающихся,накопленияматериаловпо типу «портфолио».

Контрольиоценкарезультатовосвоенияпрограммывнеурочной

деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.Продуктивнымбудетконтрольвпроцессеорганизацииследующихформ деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, проведение опытов и экспериментов.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет

способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в

командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Календарно-тематическоепланирование

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Цель

Оборудование

1

Введение

1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ USB-МИКРОСКОПА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

ОБЪЕКТОВ

2

Подготовкамикроскопа

1

цифровойUSB-микроскопкUSB-портуноутбука/компьютера.

3

Приготовление и изучение препарата клеток чешуи луковицы лука репчатого

1

цифровойUSB-микроскопкUSB-портуноутбука/компьютера

4

Наблюдениезадвижениемцитоплазмывклеткерастений

1

провестинаблюдениязадвижениемцитоплазмы

вклеткахрастенийнапримереклетоклистаэлодеиканадской.

ноутбук и USB-микроскоп, лабораторныестекла,пинцет,пипетка,вода,фильтровальнаябумага,листьяэлодеиканадской,карандаш,учебник.

5

Изучение покровной ткани растений

1

изучить особенности строения покровной ткани рас- тений на примере листьев комнатных растений - традесканции виргинской и пеларгонии обыкновенной.

ноутбукиUSB-микроскоп,лабораторныестекла,пинцет,пипетка,вода,бумага,листьяпеларгонииобыкновеннойитрадесканциивиргинской.

6

Изучение проводящей ткани органов растений

1

изучить особенности строения проводящей ткани органов растений

ноутбук и USB-микроскоп, готовые препа- раты срезов первичного строения корня, корня ириса, стебля березы, клевера, липы, листа камелии.

7

Микроскопическое строение крови человека и лягушки

1

изучение особенностей эритроцитов человека в срав- нительном плане и выявление связи особенности строения вы- полняемой функцией.

ноутбук и USB-микроскоп, готовые окрашен- ные микропрепараты крови человека и лягушки.

8

Изучение способов движения одноклеточных животных

1

изучить с помощью USB-микроскопа способы пере- движения одноклеточных животных в водной среде.

ноутбук и USB-микроскоп, предметное и по- кровное стекла, озерная вода (вода из вазы с цветами, из лужи или приготовленный раствор сена лугового).

9

Изучение животных тканей, тканей организма человека на готовых микропрепаратах

1

ноутбук и USB-микроскоп, готовые микро- препараты тканей животных и человека (нервная ткань, желе- зистый эпителий, мышечная ткань, жировая ткань).

познакомитьсясморфологическимиособенностямитканейживотныхичеловекасравнитьих.

10

Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы

лука репчатого

1

ноутбук и USB-микроскоп, временный ми- кропрепарат клеток кожицы лука репчатого, раствор хлорида натрия NaCl – поваренной соли, дистиллированная вода, пи- петка, фильтровальная бумага.

познакомиться с полупроницаемостью мембраны – ее основным свойством.

11

Изучение микроскопического строения плесневых грибов

1

познакомиться с микроскопическим строением плесневых грибов на примере мукора, пеницилла, аспергилла и дрожжей.

ноутбук и USB-микроскоп, временный микро- препарат плесени.

12

Изучение микроскопического строения зеленых водорослей

1

познакомиться с микроскопическим строением водо- рослей на примере спирогиры, улотрикса, хлореллы, хламидо- монады.

ноутбук и USB-микроскоп, временный микро- препарат одноклеточных и многоклеточных зеленых водорослей.

Использование цифровой лаборатории для определения абиотических факторов среды

13

Определение относительной влажности воздуха

1

освоение методов определения относительной влаж- ности на исследуемой территории.

датчик для измерения влажности, темпера- турный датчик, ноутбук.

14

Измерение влажности и температуры

в разных зонах класса

1

определениеисравнениевлажностиитемпературны

цифровой мультидатчик, датчики температуры и влажности, ноутбук с соответствующим программным обеспечением

15

Испарение воды листьями до и после полива

1

исследование зависимости уровня испарения от влаж- ности почвы.

цифровой мультидатчик, температурный дат- чик и датчик влажности.

16

Измерение уровня освещенности

в различных зонах

1

определение

ноутбук, датчик, фиксирующий изменение уровня освещенности.

17

Исследование естественной освещенности помещения класса

1

провести анализ уровня освещенности в школьных помещениях и на улице.

ноутбук и датчик освещенности

18

Изучение влияния освещенности на физическое здоровье людей

1

обследование уровня освещенности рабочего места учащихся в школе.

беспроводной мультидатчик для проведения биологического мониторинга и датчик освещенности.

19

Определение температуры воздушной среды

1

определение температуры атмосферного воздуха

в разных селитебных зонах, сравнение полученных результатов.

температурный датчик и ноутбук.

20

Измерение температуры остывающей воды

в зависимости от времени

1

опытным путем установить зависимость скорости,

с которой остывает вода, от ее объема, по аналогии с остыванием всего объема воды в море и небольшой реке.

температурный датчик и ноутбук, емкости для воды (разной формы и глубины), мензурка (мерный цилиндр), масло подсолнечное и теплая вода.

21

Изучение температуры на различных участках тела человека

1

изучение процессов распределения температуры по кожному покрову человека.

ноутбук и датчик температуры.

22

Нарушение кровообращения при наложении жгута

1

исследование терморегуляторной функции крови, обоснование негативного влияния прекращения кровоснабжения на органы и ткани человека за счет передавливания артерий, построение графика взаимозависимости температуры кожи

и длительности наложения жгута.

цифровой мультидатчик, ноутбук и датчик температуры, тонкий шнур (прочная нить) длиной 40–60 см.

23

изучение функций кожи

с помощью температурного датчика и датчика влажности

1

изучение функций кожного покрова – терморегулятор- ной и выделительной, установить взаимозависимость интенсив- ности потоотделения и температуры

температурный датчик, цифровой мультидат- чик, датчик определения относительной влажности, тонкий 20-сантиметровый шнур или резиновое кольцо, пластиковый пакет, обеспечивающий герметичность, лампа с рефлектором.

24

Влияние физических нагрузок на температуру тела человека

1

изучение воздействия физических нагрузок

на распределение температуры кожного покрова человека.

ноутбук и температурный датчик.

25

Определение тепловых эффектов растворения веществ в воде

1

определение теплового эффекта растворения гидрокси- да натрия NaOH, нитрата аммония NH4NO3 и хлорида железа (III) FeCl3.

цифровой мультидатчик, температурный датчик (также может быть использован датчик высокой температуры),

3 химических стакана на 50 мл, стеклянная палочка, емкость

Использование водородного показателя как индикатора состояния среды живых организмов

26

Анализ (изучение) ph среды почвы

1

определение характера среды (кислая, щелочная или нейтральная) разных видов почв, проанализировать пригодность этих почв для выращивания различных с/х растений.

программа «Цифровая лаборатория», установленная на ноутбуке, рН-датчик, температурный датчик и датчик влажности почвы, лабораторный штатив с муфтой

и кольцом, лабораторная промывалка, бумага фильтровальная

и воронка, пробирка, стеклянная палочка, 2 химических стакана объемом 100–150 мл.

27

Анализ pн воды открытых водоемов

1

ознакомление с понятием «кислотность», определение

рН воды, взятой из различных источников.

ноутбук и датчик рН, лабораторная промывалка и фильтровальная бумага, штатив с держателем, стакан химический, реактивы.

28

Анализ pн проб снега, взятых на территории селитебной зоны

1

ознакомиться с понятием «кислотность снега», пробы которого взяты на территории микрорайона.

ноутбук и датчик рН, лабораторная промывалка и фильтровальная бумага, штатив с держателем, стакан химический, реактивы.

29

Определение показателя ph в гигиенических средствах

1

освоение методики определения рН, значение этих методов.

ноутбук и датчик рН, лабораторная промывалка и фильтровальная бумага, чистая вода, мерные стаканы (8 шт.)

с растворами геля для душа различных марок, стаканы с дистиллированной водой (4 шт.).

30

Изучение процесса

скисания молока с помощью показателей ph

1

определение изменений рН молока, находящегося

в термосе порядка 30 часов (инкубационный период скисания молочного продукта).

ноутбук и датчик рН, лабораторная промывал- ка и фильтровальная бумага, термос на 1 литр (с пробкой, позво- ляющейзагерметизировать провод рН-метра).

31

Сравнение pн пищевых продуктов и блюд

1

освоение методики определения показателя рН и его значение.

ноутбук, датчик рН, 5 мерных стаканов и чис- тая вода, сок яблока, сок моркови, молоко 2,5 % жирности, кефир 1,5 % жирности, компот из сухофруктов, борщ, картофельное пюре.

32

Защита работы.

1

33

Защита работы.

1

34

Итоговое занятие.

1

Итого;

34ч.

Учебно-методическоеобеспечение:

  1. Буслаков В.В., А.В. Пынеев. Реализация образовательных программестественнонаучной и технологической направленностей поБИОЛОГИИ с использованием оборудования центра «Точка Роста».Методическоепособие./-М.,2021г.– 195с.
  2. Анашкина Е.Н. Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды/ –Ярославль: «Академия развития»-192с.;
  3. Арский Ю.М. и др. Экологические проблемы, что происходит, ктовиновати чтоделать.–М.МНЭПУ, 2009.
  4. АспизМ.Е.Разныесекреты.–М.:Дет.лит.,#1089;.
  5. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедиядля детей.-М.: Эгмонт,Россия Лтд,2011.
  6. БремА. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra,2008.
  7. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии длялюбознательных.Москва 2010.
  8. ВысоцкаяМ.В.Биология.5-11классы.Нетрадиционныеуроки.

Исследование,интегрирование,моделирование.–Учитель,;489.

  1. Касаткина Н. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. – Учитель,;160.
  2. ПлешаковА. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. –Москва: Просвещение,2009.
  3. ПлешаковА.А. Зеленыйдом.Отземли донебаА.А.Плешаков.

Москва.:Просвещение,2008.

  1. ТрайтакД.И.Каксделатьинтереснойвнекласснуюработупобиологии

//Просвещение.Москва.1971.

  1. Тяглова С.В. Исследования и проектная деятельность учащихся побиологии.– Планета,2011. – 256.
  2. Хрестоматияпобиологии:Бактери.Грибы.Растения/Авт.-сост.

О.Н.Дронова.–Саратов:Лицей,;144с.

  1. Яидунаурокбиологии:Зоология: Беспозвоночные:Книгадляучителя.

–М.:Издательство«Первоесентября»,;366с.

Оборудованиеипособиякзанятиям:

  • Оборудованиепобиологиииэкологиицентра«ТочкаРоста»
  • Натуральныепособия(реальныеобъектыживойинеживойприроды)
  • Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематическиерисунки,схемы,таблицы) плакаты,презентации.
  • компьютер,мультимедийныйпроектор,DVD

Информационные источники, используемые присоставлениипрограммы:

Электронныеучебники:

  1. Открытаябиология.(библиотекаГИМЦ)
  2. 1С:Репетитор.Биология.

Интернет–адресасайтов

-СайтМинобрнауки

  • Фестиваль педагогических идей «Открытыйурок»

  • Социальная сеть работников образования

Дляучащихсяиродителей:

Википедия #1052;отивация

Сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуютсяосновныематериалы,избранные тексты,информацияпо

подписке.

Сайт–обзорисследовательскихинаучно–практическихюношеских

конференций, семинаров, конкурсов. Организовано on–line размещениенормативных документовпоконкурсамотвсехжелающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Рост" для 2 класса

Программа составлена на основе программы Е.Г.Конновой «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» допущена к использованию в образовательном процессе приказом Минобрнауки России №729 от 14.12.20...

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии "Юный эколог"

Программа кружка «Юный эколог» предназначена для 6 классов  -70часов (2часа в неделю). Преподавание кружка «Юный эколог» основано на получении учащимися знаний и на...

Рабочая программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ «ЮНЫЙ МЕДИК» для детей 14-16 лет

Рабочая программа разработана с опорой на Программу курса биологии «Человек. 8 класс» В.В. Пасечника  (Рабочие программы по биологии 5-11 классы по программам Н.И. Сонина, В.Б. З...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика в задачах и экспериментах» 7 класс (базовый уровень) «Точка Роста»

Направленность программы – цифровая лабораторияУровень программы – базовый.Возраст обучающихся: от 13 лет до 14 лет.Срок реализации программы: 1 год, 34 часа.Реализация программы обеспечив...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Практикум по физике с использованием оборудования "Точка роста"» для 10, 11 класса среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Практикум по физике с использованием оборудования "Точка роста"» для 10, 11 класса среднего общего образования...