Конспект урока по биологии в 11 классе Тема: Макроэволюция. Палеонтологические методы изучения эволюции
план-конспект урока по биологии (11 класс)
Конспект урока по биологии в 11 классе. Тема: Макроэволюция. Палеонтологические методы изучения эволюции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по биологии в 11 классе
Тема: Макроэволюция. Палеонтологические методы изучения эволюции
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (комбинированный).
Цель урока:
Создание условий для усвоения обучающимися представлений об основных методах изучения эволюции
Задачи урока
Образовательные:
- Сформировать общее представление о методах изучения эволюции
- Сформировать умение выделять главное.
- Ознакомить обучающихся с историческими методами изучения эволюции
- Ознакомить обучающихся со сравнительными методами изучения эволюции
Развивающие:
1) Продолжить формирование умений обучающихся работать с терминами
2) Продолжить формирование системно-логического мышления обучающихся
3) Продолжить формирование умение аргументированно отстаивать свою точку зрения
4) Совершенствовать навык правильно формулировать свои мысли
Воспитательные:
1) Воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, создание ситуации успеха у обучающихся
2) Воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни, к их праву на существование, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе
3) Стимулировать развитие познавательного интереса к науке биологии
4) Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся при изучении данной темы
Методы обучения:
активные: методы проблемного обучения
интерактивные: тренинг
Используемые педагогические технологии:
коллективная система обучения (КСО), технологии системно-деятельностного подхода, технология модульного и блочно-модульного обучения, технология поэтапного формирования умственных действий, развивающее обучение
Используемые образовательные технологии:
личностно-ориентированные технологии обучения, технологии проблемно-модульного обучения, технология развития критического мышления
Требования к результатам освоения темы урока
личностные
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
формирование готовности и способности к образованию;
формирование экологического мышления.
метапредметные
формирование готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов.
предметные
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
овладение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации; уверенное пользование биологической терминологией
Учащиеся должны знать:
– исторические методы изучения эволюции
– сравнительные методы изучения эволюции.
Учащиеся должны уметь:
– объяснять, как ученые узнают о прошлом Земли.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
Личностные УУД:
формирование экологического сознания, признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях
формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению
формирование готовности к самообразованию и самовоспитанию
Регулятивные УУД:
формирование умения целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную
формирование умения принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров
формирование умения подбора действий в соответствии с предложенным планом
формирование умения адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы
формирование умения осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания
обучение основам саморегуляции эмоциональных состояний
формирование умения прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей
формирование умения осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач
Коммуникативные УУД:
формирование умения устанавливать и сравнивать разные точки зрения
формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
формирование умения следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества
Познавательные УУД:
формирование умения осуществлять логическую операцию установления причинно-следственных связей
формирование умения структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное
Базовые понятия (термины): Палеонтология. Ископаемые останки
План урока
1. Организационный момент
2. Актуализация ранее полученных знаний (фронтальный опрос)
3. Изучение нового материала
4. Закрепление полученных знаний (заполнение таблицы)
5. Д.З. § 23.
Методы приемы и средства | Содержательная часть | Регулятивные УУД |
Проверка готовности к уроку (учебные и письменные принадлежности). | Формирование саморегуляции эмоциональных состояний | |
Фронтальный опрос (8-10 мин) |
Задание 1. Верны ли следующие суждения? Если нет, то исправьте ошибки (устно)
| Формирование умения адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы |
Вводная беседа |
Повествовательный рассказ с элементами беседы (14 мин) На предыдущем занятии Вы уже узнали возраст Земли, познакомились с наиболее существенными этапами развития жизни на нашей планете. Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с прошлым нашей планеты и тема нашего сегодняшнего занятия «Методы изучения эволюции». | |
Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего занятия? (Учащиеся предлагают различные варианты) Правильно, цель нашего занятия изучить методы, которые используют при изучении развития живой природы. | Формирование умения целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную | |
Попытки понять, как возникли растения и животные на Земле, почему они так разнообразны, появились у людей в глубокой древности. Как Вы думаете, всегда ли животный мир был таким? (Высказывания учащихся) | Формирование умения принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров | |
Повествовательный рассказ Запись учащимися в тетрадях краткого конспекта | Правильно, не всегда, современный животный и растительный мир формировался постепенно в течение многих миллионов лет. Эволюция – это необратимый исторический процесс развития живой природы от низшего к высшему, от простого к сложному. Эволюция необратима. Она направлена в сторону усложнения. Можно ли наблюдать эволюцию? Жизнь человека коротка, поэтому наблюдать ее невозможно. Эволюция идет несколько миллионов лет, а существование человека ограничивается тысячелетиями. Может сложится впечатление, что эволюции нет и ничего не изменяется в природе. Но есть науки, которые смогли представить доказательства в пользу эволюции. При изучении эволюции биологических систем используют два основных метода: исторический и сравнительный. Исторические методы.
Палеонтология (от греч. палео - древний; онтос - существо; логос - учение) - наука о животных и растениях прошлых геологических эпох, изучаемых по ископаемым остаткам и следам жизнедеятельности. Ученых, занимающихся этой наукой, называют палеонтологами. Ископаемыми останками являются окаменевшие раковины моллюсков, зубы и чешуя рыб, скорлупа яиц, скелеты и другие твердые части организмов, отпечатки и следы их жизнедеятельности, сохранившиеся в мягком иле, в глине, в песчанике. Эти породы когда-то затвердели и в окаменевшем состоянии сохранились в различных слоях Земли. По окаменевшим находкам, слепкам, останкам костей палеонтологии воссоздают животный мир прошлых эпох. Изучение дошедших до нас палеонтологических образцов из самых глубоких слоев Земли убедительно показывает, что животный мир древнего времени значительно отличался от современного. Ископаемые остатки – это только ничтожная часть организмов или их остатков могла сохраниться в земных пластах. Мягкие части тела обыкновенно разлагаются, не оставляя следов. Твердые части, разрушаясь более медленно, могут замещаться кремнеземом из проникающих к ним минеральных растворов. В подобных случаях образуются окаменелости. Иногда в горной породе остается полость, соответствующая форме данного организма; со временем она заполняется илом или песком, затвердевает и получается как бы его окаменевший слепок. В других случаях организмы медленно обугливаются и оставляют, словно типографский оттиск на породе. В песке без доступа воздуха и воды трупы животных и людей могут пролежать многие тысячи лет, сохраняя кожу и высохшие мышцы. В земных слоях сохранились и дошли до нашего времени отпечатки частей тела вымерших животных, растений, более или менее полные скелеты, костные и хитиновые, челюсти, зубы, рога, чешуи, раковины, панцири, следы ног, пыльца.
| |
Работа с учебником | Задание 2. Изучите текст параграфа на страницах 123 после рисунка-125 и устно расскажите по следующему плану:
Время 6 мин. | Формирование умения подбора действий в соответствии с предложенным планом Формирование умения прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей |
Индивидуальный опрос | Заслушивание рассказа по плану. Время 3-5 мин. | Обучение основам саморегуляции эмоциональных состояний |
Запись учащимися в тетрадях краткого конспекта | Сравнительные методы – используется для выявления сходных и различных признаков в сопоставимых группах современных организмов. Сравнительные методы позволяют реконструировать ход эволюционных преобразований гомологичных признаков – признаков, различающихся у современных организмов, но происходящих от одного примитивного признака, который имелся у общего предка. При использовании сравнительных методов необходимо учитывать возможность конвергенции – независимого появления аналогичных структур, то есть внешне сходных, но возникающих независимо друг от друга в разных эволюционных ветвях. Сравнительные методы не позволяют выявить механизмы эволюционных преобразований признаков. К доказательствам эволюции этой группы относится:
В мире существует множество музеев, в которых можно познакомиться с историей развития жизни на нашей планете. Один из крупнейших музеев находится в Москве. | |
Биологический диктант |
Задание 3. Закончите предложение (5 мин) В тетради отметьте номер вопроса и правильное слово. В конце обменяйтесь тетрадями и поставьте товарищу оценку (ключ на обратной стороне доски).
| Формирование умения осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач Формирование умения адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы |
Задание 4. На рефлексию (5 мин) Закончите предложения Меня удивило… Я узнал… Я получил от этого урока… За это я могу себя похвалить… Мне показалось важным… Было трудно… Мои ощущения… Я научился… Урок взволновал… Урок заставил задуматься… | Самоконтроль | |
5. Д.З. § 23 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».
В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/05/picture-39443.jpg)
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Значение и состав пищи. Органы пищеварения".
Краткий конспект урока биологии....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/05/picture-39443.jpg)
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения".
Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Пищеварение"....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/05/picture-39443.jpg)
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в желудке и кишечнике. Регуляция пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения".
Конспект к уроку биологии в 8 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/05/picture-39443.jpg)
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в желудке и кишечнике. Регуляция пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения".
Конспект к уроку биологии в 8 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/17/picture-537123-1497719920.jpg)
Разработка конспекта урока по биологии 8 класс тема: Иммунитет
Разработка конспекта урока по биологии 8 класс тема: Иммунитет...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/30/picture-1202975-1577703388.jpg)
Конспект урока географии в 6 классе. Тема "Атмосфера :строение, значение, изучение".
Используемые технологии: здоровьесбережение, поэтапное формирование умственных действий, информационно-коммуникационные, продуктивного чтения, проблемного обучения, деятельностного подхода в обучении....