Разработка урока "Межвидовые взаимоотношения"
план-конспект занятия по биологии (9 класс)

Бочкарёва Ольга Павловна

 В данной разработке представлены примеры различных межвидовых взаимоотношений.

Соседи, соседи: жуки и медведи.

Орлы и козявки, деревья и травки …

Прожить без соседей – увы! – невозможно.

Иных, обойдешь далеко, осторожно,

Иными, как раз, хорошо закусить,

А с теми под крышей теплее прожить.

Иные годятся для дальней дороги,

Другие поднимут тебя по тревоге,

А эти соседи помогут в беде.

 

Карточки со знаками, при помощи которых дети правильно смогут определить типы взаимоотношений в природе. К данной разработке есть презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока биологии в 9 классе

Тема урока: «Межвидовые отношения организмов в экосистеме»

Цель урока: создать условия для изучения всевозможных форм влияния живых организмов друг на друга

Задачи:

  1. Формирование знания о типах биотических взаимоотношений,  зависимости одних видов живых организмов от других;
  2. Развитие умения анализировать, делать выводы, работать с текстом, составлять схемы,  таблицы;
  3. Формирование бережного отношения к природным объектам, чувства ответственности за сохранение равновесия в природе.

Тип урока: изучение нового материала

Метод обучения: проблемный

Оборудование: учебник  биологии А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника, Г.Г. Швецова «Биология. Введение в общую биологию» для 9  класса.

№ п/п

Этапы урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать на нашем сегодняшнем занятии. Присаживайтесь!

Приветствуют учителя, усаживаются на свои места.

2

Актуализация знаний

Пятиминутка ОГЭ

Соседи, соседи: жуки и медведи.

Орлы и козявки, деревья и травки …

Прожить без соседей – увы! – невозможно.

Иных, обойдешь далеко, осторожно,

Иными, как раз, хорошо закусить,

А с теми под крышей теплее прожить.

Иные годятся для дальней дороги,

Другие поднимут тебя по тревоге,

А эти соседи помогут в беде.

Соседи, соседи – всегда и везде.

Как вы думаете, о чём пойдёт  речь сегодня на уроке? (О взаимоотношениях между живыми организмами)

-Что вы уже знаете об этом? (Приём «покопаемся в памяти»)

- Ребята! Из курса зоологии мы с вами знаем, что на нашей планете живет огромное множество насекомых. Среди них встречаются те, которые  приносят пользу, например бабочки,  опыляющие цветы, а есть и такие, которые приносят огромный вред

- Верно. В природе все взаимосвязано. Жизнь одних  живых существ невозможна без других, так как живые организмы живут не изолированно, а постоянно контактируют между собой, поэтому между ними  складываются различные взаимоотношения.

- Какие же взаимоотношения  могут существовать между разными видами живых организмов в экосистеме? Сегодня нам предстоит это выяснить.

- Итак, вы, наверное, уже догадались, что тема нашего урока «Межвидовые отношения организмов в экосистеме». Давайте определим цель урока.

Кластер : «Экология»

- Комаров уничтожать нельзя, так как они являются пищей для других животных, например птиц. Полное уничтожение комаров приведет к нарушению цепи питания, и повлечет за собой смерть других животных, ведь в природе все взаимосвязано.

Записывают тему, определяют цель урока.

3

Изучение нового материала

- А теперь давайте более подробно познакомимся с каждым из этих взаимоотношений.  Для этого я  предлагаю вам самостоятельно поработать с параграфом 44, и, используя  пункт «Типы биотических взаимоотношений»,   заполнить таблицу следующего содержания:

Работать мы будем в маршрутных листах

Тип взаимоотношений

(название)

Определение

Примеры

- Давайте проверим, получилось ли у вас заполнить таблицу?

 Сколько типов взаимоотношений вы выписали?

Назовите их

- Всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга представляют биотический фактор.

Самостоятельно работают с учебником и заполняют таблицу.

Называют типы взаимоотношения, зачитывают определения того или иного типа  и приводят примеры.

4

Закрепление изученного материала

 У вас на столах карточки с символами , вам будут представлены картинки из известных мультфильмов, ваша задача поднять те карточки, которые подходят под описание данных взаимоотношений, Итак:

Решают задачи и высказывают свое мнение.

5

Итог урока

Рефлексия

- Пришло время подвести итог урока и выяснить, как вы усвоили тему урока.

- К каким экологическим факторам относятся взаимодействия живых организмов в природе?

- Какие примеры положительных и отрицательных взаимоотношений организмов вам известны?

- Какова роль хищничества в природе?

-  Когда может возникнуть конкуренция между видами?

- Молодцы! Ну, а закончить наш сегодняшний урок мне бы  хотелось такими  словами наказа:

“Нужны все на свете, нужны все подряд,

Кто делает мед и кто делает яд,

Плохи дела у кошки без мышки

У мышки без кошки не лучше делишки

Нельзя обойтись и без чудищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых”.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение об уроке.

6

Домашнее задание

- Параграф 44, вопросы после параграфа;

- Подготовить интересные примеры, по какому – либо типу биотических взаимоотношений.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. «УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ).

1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?3. Показать произведение в единстве формы и содержания.4. Выявить о...

Разработка урока биологии "Основные типы биотических взаимоотношений"

Разработка представлена в виде презентации к уроку-лекции для учащихся 10 класса. Включает в себя 18 слайдов с текстовой и графической информацией....

Методическая разработка "Психологические особенности дружеских взаимоотношений"

Психологические особенности дружбы в подростковом возрасте...

разработка урока по теме «Братья и сестры -школа взаимоотношений» Обществознание 5 класс

Урок нацелен на формирование регулятивных учебных действий у учащихся ....

Методическая разработка "Взаимоотношения - здоровья сбережения"

Данная разработка включает в себя сборку пословиц  (часть) и поговорок на тему взаимоотношений между людьми и возможных последствий от существующих отношений. Используется как отдельное игровое з...