Разработка урока "Межвидовые взаимоотношения"
план-конспект занятия по биологии (9 класс)
В данной разработке представлены примеры различных межвидовых взаимоотношений.
Соседи, соседи: жуки и медведи.
Орлы и козявки, деревья и травки …
Прожить без соседей – увы! – невозможно.
Иных, обойдешь далеко, осторожно,
Иными, как раз, хорошо закусить,
А с теми под крышей теплее прожить.
Иные годятся для дальней дороги,
Другие поднимут тебя по тревоге,
А эти соседи помогут в беде.
Карточки со знаками, при помощи которых дети правильно смогут определить типы взаимоотношений в природе. К данной разработке есть презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока биологии в 9 классе
Тема урока: «Межвидовые отношения организмов в экосистеме»
Цель урока: создать условия для изучения всевозможных форм влияния живых организмов друг на друга
Задачи:
- Формирование знания о типах биотических взаимоотношений, зависимости одних видов живых организмов от других;
- Развитие умения анализировать, делать выводы, работать с текстом, составлять схемы, таблицы;
- Формирование бережного отношения к природным объектам, чувства ответственности за сохранение равновесия в природе.
Тип урока: изучение нового материала
Метод обучения: проблемный
Оборудование: учебник биологии А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника, Г.Г. Швецова «Биология. Введение в общую биологию» для 9 класса.
№ п/п | Этапы урока | Содержание этапа | |||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||
1 | Организационный момент | - Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать на нашем сегодняшнем занятии. Присаживайтесь! | Приветствуют учителя, усаживаются на свои места. | ||||||
2 | Актуализация знаний | Пятиминутка ОГЭ
Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О взаимоотношениях между живыми организмами) -Что вы уже знаете об этом? (Приём «покопаемся в памяти») - Ребята! Из курса зоологии мы с вами знаем, что на нашей планете живет огромное множество насекомых. Среди них встречаются те, которые приносят пользу, например бабочки, опыляющие цветы, а есть и такие, которые приносят огромный вред - Верно. В природе все взаимосвязано. Жизнь одних живых существ невозможна без других, так как живые организмы живут не изолированно, а постоянно контактируют между собой, поэтому между ними складываются различные взаимоотношения. - Какие же взаимоотношения могут существовать между разными видами живых организмов в экосистеме? Сегодня нам предстоит это выяснить. - Итак, вы, наверное, уже догадались, что тема нашего урока «Межвидовые отношения организмов в экосистеме». Давайте определим цель урока. | Кластер : «Экология» - Комаров уничтожать нельзя, так как они являются пищей для других животных, например птиц. Полное уничтожение комаров приведет к нарушению цепи питания, и повлечет за собой смерть других животных, ведь в природе все взаимосвязано. Записывают тему, определяют цель урока. | ||||||
3 | Изучение нового материала | - А теперь давайте более подробно познакомимся с каждым из этих взаимоотношений. Для этого я предлагаю вам самостоятельно поработать с параграфом 44, и, используя пункт «Типы биотических взаимоотношений», заполнить таблицу следующего содержания: Работать мы будем в маршрутных листах
- Давайте проверим, получилось ли у вас заполнить таблицу? Сколько типов взаимоотношений вы выписали? Назовите их | - Всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга представляют биотический фактор. Самостоятельно работают с учебником и заполняют таблицу. Называют типы взаимоотношения, зачитывают определения того или иного типа и приводят примеры. | ||||||
4 | Закрепление изученного материала | У вас на столах карточки с символами , вам будут представлены картинки из известных мультфильмов, ваша задача поднять те карточки, которые подходят под описание данных взаимоотношений, Итак: | Решают задачи и высказывают свое мнение. | ||||||
5 | Итог урока Рефлексия | - Пришло время подвести итог урока и выяснить, как вы усвоили тему урока. - К каким экологическим факторам относятся взаимодействия живых организмов в природе? - Какие примеры положительных и отрицательных взаимоотношений организмов вам известны? - Какова роль хищничества в природе? - Когда может возникнуть конкуренция между видами? - Молодцы! Ну, а закончить наш сегодняшний урок мне бы хотелось такими словами наказа: “Нужны все на свете, нужны все подряд, Кто делает мед и кто делает яд, Плохи дела у кошки без мышки У мышки без кошки не лучше делишки Нельзя обойтись и без чудищ нелепых И даже без хищников злых и свирепых”. | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение об уроке. | ||||||
6 | Домашнее задание | - Параграф 44, вопросы после параграфа; - Подготовить интересные примеры, по какому – либо типу биотических взаимоотношений. | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. «УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ).
1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?3. Показать произведение в единстве формы и содержания.4. Выявить о...

Разработка урока "Сравнительная характеристика прошедшего времени и настоящего совершенного времени. Взаимоотношения в семье."
Разработка урока английского языка...

Разработка урока биологии "Основные типы биотических взаимоотношений"
Разработка представлена в виде презентации к уроку-лекции для учащихся 10 класса. Включает в себя 18 слайдов с текстовой и графической информацией....

Методическая разработка "Психологические особенности дружеских взаимоотношений"
Психологические особенности дружбы в подростковом возрасте...

разработка урока по теме «Братья и сестры -школа взаимоотношений» Обществознание 5 класс
Урок нацелен на формирование регулятивных учебных действий у учащихся ....

Методическая разработка "Взаимоотношения - здоровья сбережения"
Данная разработка включает в себя сборку пословиц (часть) и поговорок на тему взаимоотношений между людьми и возможных последствий от существующих отношений. Используется как отдельное игровое з...

Разработка урока «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши». М. М.Пришвин. "Кладовая солнца"
Разработка урока. М.М. Пришвин. "Кладовая солнца"...