Внеурочная деятельность 9 класс "Основы современной генетики"
элективный курс по биологии (9 класс)

Наливайкина Анастасия Евгеньевна

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся,  организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В концепции развития воспитания в системе общего  образования ХМАО - Югры в направлении 4 раскрывается необходимость формирования у учащихся личностного отношения к формированию культуры инноваций и повышение престижа инновационной деятельности; в Стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2020 года обозначен приоритет  повышение эффективности системы воспитания и социализации обучающихся и воспитанников на основе компетентностного подхода и индивидуализации образования.

В образовательной программе МБОУ СОШ № 7 сформулирована миссия школы: создание оптимальных условий для развития потенциала обучающихся, получения доступного качественного и конкурентноспособного образования в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями.

Учитывая повышенный спрос в округе на специалистов медицинского профиля, традиции и возможности школы (кадровые, материально-технические ресурсы), желания и интересы детей и родителей,  мной была разработана программа внеурочной деятельности «Основы современной генетики».  

Подростковый возраст наиболее противоречив, но именно, в этом возрасте начинается интенсивное социальное развитие личности, становление нравственных норм. Подросток может ставить перед собой личностно- значимые цели, у него возникают позывы к профессиональному развитию, поскольку приближается пора вступления в самостоятельную жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности «Основы современной генетики»

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся,  организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В концепции развития воспитания в системе общего  образования ХМАО - Югры в направлении 4 раскрывается необходимость формирования у учащихся личностного отношения к формированию культуры инноваций и повышение престижа инновационной деятельности; в Стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2020 года обозначен приоритет  повышение эффективности системы воспитания и социализации обучающихся и воспитанников на основе компетентностного подхода и индивидуализации образования.

В образовательной программе МБОУ СОШ № 7 сформулирована миссия школы: создание оптимальных условий для развития потенциала обучающихся, получения доступного качественного и конкурентноспособного образования в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями.

Учитывая повышенный спрос в округе на специалистов медицинского профиля, традиции и возможности школы (кадровые, материально-технические ресурсы), желания и интересы детей и родителей,  мной была разработана программа внеурочной деятельности «Основы современной генетики».  

Подростковый возраст наиболее противоречив, но именно, в этом возрасте начинается интенсивное социальное развитие личности, становление нравственных норм. Подросток может ставить перед собой личностно- значимые цели, у него возникают позывы к профессиональному развитию, поскольку приближается пора вступления в самостоятельную жизнь.

Учащиеся, которые целенаправленно выбрали мой курс  «Основы современной генетики», планируют в дальнейшем обучаться в 10-11 классах, сдавать ЕГЭ по данному направлению и поступать в ВУЗ.

Выбранное направление в обучении соответствует психофизиологическим и личностным особенностям, интересам и склонностям учащегося. Несмотря на повышенные требования и увеличение учебной нагрузки, утомление и связанные с ним невротические явления,  наблюдаются гораздо реже, а эффективность обучения повышается. Внеурочная деятельность - это вид дифференцированного обучения учащихся в 9 классах. Оно предполагает углубленное изучение учащимися одного или нескольких предметов, специальных курсов, соответствующих выбранному профилю и обеспечивающих профессиональную подготовку с целью выбора будущей сферы деятельности. Внеурочная деятельность в общеобразовательной школе делает процесс профессионального самоопределения более интенсивным, во-первых, благодаря углубленному изучению учебных предметов, составляющих ядро интересующей или выбранной профессиональной сферы деятельности; во-вторых, благодаря возможностям Базисного учебного плана для реализации учащимся активной пробы сил. Осуществляемая внеурочная дифференциация позволяет избежать, с одной стороны, узкой специализации, с другой, - создает условия для профессиональной подготовки и социально-психологической адаптации. Внеурочная деятельность способствует тому, чтобы школьник осознал себя действительно субъектом профессионального выбора, так как  вопрос самоопределения становится важнейшим для учащихся девятых классов и их родителей.

На этой ступени российского образования происходит:

  1. Формирование личности как гражданина государства;
  2. Приобщение школьников к участию в социальных процессах;
  3. Усвоение более глубоких знаний и навыков, необходимых для дальнейшего обучения и трудовой деятельности;
  4. Самореализация и самоопределениешкольника.

Актуальность. В программе 9 класса "Биология. Общие закономерности” не достаточно времени уделяется изучению вопросов, касающихся наследственности человека. Данная программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся, интересующихся вопросами генетики, наследственности. В ходе изучения курса рассматриваются как теоретические законы генетики, так и решение генетических задач, которые знакомят обучающихся с многообразием наследственных заболеваний, их лечением и профилактикой. Решение задач, как учебно-методический прием при изучении вопросов наследственных заболеваний способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически, повышая их образность, развивает умение рассуждать и обосновывать выводы, расширяет кругозор учащихся. Использование задач развивает у школьников логическое мышление, позволяет им глубже понять учебный материал.

Так же актуальность заключается в том, что величайшие достижения биологии еще не стали известны широким массам, а школьные программы просто не успевают за развитием науки. Речь идет о направленном изменении наследственности. Для развития мотивации в содержании делается акцент на значимость данной науки для человека, его здоровья.

Общая характеристика курса «Основы современной генетики»

Цель курса:

  • ознакомить обучающихся с основными  методами изучения генетики человека,  на конкретных заболеваниях, рассмотреть последствия мутаций затрагивающих генотип человека;  
  • показать учащимся, что знания законов генетики позволяет предупредить наследственные болезни или ослабить их проявления.

Задачи:

  • сформировать  знания учащихся о материальных носителях наследственности;
  • сформировать знания обучающихся  о методах изучения наследственности человека  и профилактике  обнаружении  и лечения наследственных заболеваний;
  • формировать умение пользоваться генетическими навыками при решении генетических задач;
  • способность формированию негативного отношения к факторам, снижающим здоровья.

В процессе освоения программы учащиеся узнают такие направления в развитии  биологические науки, как медицинская генетика, генная инженерия, биохимия. В качестве учебно-методического комплекса при изучении этой темы  используются: учебники, словари, энциклопедии, справочный исторический материал, научно-популярная литература.

В ходе занятий используются ИКТ – демонстрация презентаций учителя по темам, ресурсы Интернет – сети для подготовки  творческих работ в форме презентаций учащихся.

Предлагаемая программой самостоятельная, творческая деятельность учащихся, которая носит поисковый характер, способствует  развитию  самообразовательных умений и навыков. Показателями успешного освоения программы можно считать заинтересованность школьников, их увлеченность работой, проявлению инициативы в выполнении предложенных заданий.

Материал предложенного курса выходит за пределы базового уровня знаний учащихся по предмету.

Место курса «Основы современной генетики»в базисном учебном плане

Программа курса «Основы современной генетики» реализуется в рамках предпрофильной подготовки.

Сроки реализации программы: 1год.

Программа рассчитана: на возраст 15-16 лет (учащиеся 9 класса), количество детей в группе 15 человек, к занятиям допускаются обучающиеся независимо от их уровня биологической подготовленности.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 40 минут. Программа рассчитана на 17 часа. Занятия проводятся в течение одного полугодия учебного года.

Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад, выступление, экскурсии. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса  

  • Словесный;
  • Наглядный;
  • Практический;
  • Метод контроля;
  • Объяснительно-иллюстративный;
  • Исследовательский;
  • Творческий

Организацию самостоятельной деятельности учащихся:

  • приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
  • закрепление и уточнение знаний;
  • выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
  • формирование умений и навыков практического характера;
  • формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса

В результате изучения курса «Основы современной генетики» получают развитие предметные, личностные, метапредметные универсальные учебные действия, составляющие основу формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, решению личностно и социально значимых проблем, способности к сотрудничеству и коммуникации.

Личностные результаты:

1) формирование готовности и способности к выбору направления профильного образования;

2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении генетических задач;

Метапредметные результаты:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

2) формирование умений воспринимать, перерабатывать и передавать информацию, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание текста задачи;

3) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

4) формирование умений работать в группе, вести дискуссию.

Предметные результаты:

1) осознание значения генетики в  повседневной жизни человека;

2)развитие умений работать с учебным текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли, проводить классификации, логические обоснования; владеть теоретическим материалом;

3) знать  алгоритмы решения генетических задач;

Планируемые результаты изучения курса

В результате изучения курса учащиеся должны

знать:

  • Основные понятия генетики;
  • Хромосомную теорию наследственности;
  • Конкретные причины возникновения наследственных болезней;
  • Сцепленное с полом наследование.

уметь:

  • Объяснять механизм передачи признаков по наследству;
  • Составлять простейшие родословные;
  • Выявлять факторы, способствующие наследованию болезни;
  • Устанавливать взаимосвязи между мутагенами и   появлением наследственных заболеваний;
  • Обосновать необходимость медико-генетического  консультирования;
  • Пользоваться предметным  и именным указателем в энциклопедической, справочной и научно-популярной литературе;
  • Составлять развернутый план сообщения, выделять тезисы, конспектировать, готовить рефераты;
  • Составлять схемы и таблицы на основе текста

использовать на практике:

  • Способствовать умению применять теоретическиезнания в различных жизненных ситуациях.

Содержание курса «Основы современной генетики»

Тема1. Введение. Организационное занятие. Знакомство с содержанием программы элективного курса, выбор индивидуального проекта, знакомство с источниками информации, рекомендуемыми  методами и способами реализации проекта. Понятие   о науке  генетика. Методы исследования в современной генетике (1 часа)

Тема 2. Характер наследования признаков у человека. Генетические карты хромосом человека. Группы наследственных болезней человека, болезни обмена веществ, молекулярные и хромосомные аномалии.  Условная граница между болезнями обмена веществ и молекулярными  болезнями. (1 часа)

Тема 3. Наследственные болезни и их характеристики (частота встречаемости, причины, проявления, наследуемость). (1 часа)

Альбинизм ,фенилкетонурия, тирозикоз, алкоптонурия ,гемоглобинопатии.

Тема 4.  Хромосомные болезни и их характеристики  (частота встречаемости, причины, проявления, наследуемость); их связь с изменением  числа или структуры хромосом; возникновение хромосомных и геномных мутаций. Синдром Шерешевского-Тернера  (ХО), Синдром Клайнфельтера, Дальтонизм Гемофилия.(2 часа)

Тема 5. Решение генетических задач. Выявление закономерностей при наследовании гемофилии и дальтонизма. Определение вероятности рождения здорового и больного потомства. Решение задач на наследование признаков сцепленных с полом. Принцип комплементарности.  (5 часа)

Тема 6. Использование генеалогического метода при изучении наследственных болезней. Составление родословных. Изучение  родословных некоторых европейских царственных фамилий, ведущий род от королевы Виктории. (2 часа)

Тема 7. Генеалогический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи, перспективы. Дородовая диагностика, ее значение, возможности и перспективы развития. (1 час)

Тема 8. Влияние  мутагенов окружающей среды на наследственность человека. Воздействие человека на природу. Нарушение экологического равновесия на больших территориях. Угроза биосфере и человеку как части биосферы. Мутагены окружающей среды, их влияние на процессы жизнедеятельности человека и наследственную информацию. (2 часа)

Тема 9. Представление творческих работ: генеалогическое дерево своей семьи (по наследованию одного из признаков: цвет и форма волос), тесты самостоятельно составленных задач на законы наследования (2 часа)

Учебно-тематический  план

Содержание

Кол-во

часов

В том числе

Формы контроля

Теор.

Практ.

1.

Введение. Понятие о науке генетика. Методы исследования в современной генетике.

1

1

-

Педагогическое наблюдение

Лекция

2.

Группы наследственных  болезней человека. Причины их возникновения.

1

1

-

Педагогическое наблюдение

Лекция

3.

Наследственные болезни.

Генные болезни.

1

1

Педагогическое наблюдение, собеседование

4.

Хромосомные болезни.

2

1

-

Педагогическое наблюдение, собеседование

5.

Решение генетических задач.

5

1

4

Урок – практикум

Тесты

6.

Составление и анализ родословных.

2

1

1

Лекция

Проверка правильности работ учащихся

7.

Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование.

1

1

-

Собеседование

8.

Влияние мутагенов окружающей среды  на наследственность человека.

2

1

1

Наблюдение, собеседование.

9.

Представление проекта «Составление родословного генеалогического древа».

2

-

2

Оценка представленных работ

Итого:

17

8

9

Технические средства обучения

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Интерактивная доска.
  • Документ – камера.

Современные образовательные технологии:

  • Информационно-коммуникативная технология;
  • Технология развития критического мышления;
  • Проектная деятельность;
  • Здоровьесберегающая технология;
  • Кейс – технология;
  • Технология проблемного обучения.

Система оценки достижения планируемых результатов

Для определения успешности учащихся используются интерактивные тесты с выставлением оценки или баллов. Ученики работают в индивидуальном темпе. Обоснованность выбора: возможность индивидуализировать образовательный процесс, применять тесты разного уровня сложности. В связи с ведением ФГОС такая система позволяет мгновенно оценить работу, проследить и внести корректировки в индивидуальный маршрут каждого учащегося. Систематическое применение интерактивных тестов можно проводить как в начале занятия (для оценки фоновых знаний учеников), так и после изучения текущей темы.

Применение комплексного блока - контроля, позволяет сделать контроль знаний объективным.

Комплексный блок контроля

Виды контроля

и проверки знаний

Оценка

индивидуального контроля

Принципиаль

ный

подход

1.Контроль    учителя

- электронный учебник  «Подготовка к ОГЭ»;

- тренажеры в PowerPoint;

-интерактивные       тесты в MicrosoftExcel;

- задания на соотнесения;

- найти ошибку

в тексте;

- продолжить фразу.

- творческая    деятельность обучающихся в момент ее  проявления;

- творческая деятельность обучающихся по ее результатам.

- проверка достижения уровня обязательной подготовки;

- проверка достижения на повышенном уровне.

2.Самоконтроль опосредованный

(технические средства контроля

3.Самоконтроль     (внутренний)

4.Взаимоконтроль (машинный)

Одним из методов оценки личностных результатов обучающихся является оценка личностного прогресса обучающегося с помощью портфолио.

Ученик получает зачет при условии выполнения 75-100%  предложенных заданий. В задания входят – решение задач, письменные ответы по карточкам, тестирование, успешные ответы. Дополнительные баллы  ученик получает за:

  1. Использование Интернет технологий;
  2. Выполнение заданий сверх обязательного минимума;
  3. Защита проекта в школе или за ее пределами.

Итоговая оценка (зачет/ незачет) ставится по результатам публичной защиты проекта. Оценка достижений планируемых результатов осуществляется в ходе выполнения учащегося практических работ и защиты итоговой работы на последнем занятии.  Учащиеся должны продемонстрировать знания особенностей составления  родословных.

Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат знания, которые будут необходимы при подготовке к экзаменам, расширят кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.

  1. Предусматривает развитие образовательной среды школы  

Изучение программы предусматривает развитие образовательной среды школы через создание условий для выявления и развития разносторонних способностей детей и подростков, стимулирование самостоятельной научно-поисковой деятельности, развитие учительского потенциала, стимулирование его потребностей к саморазвитию. Развитие образовательной среды школы в указанном направлении обеспечивается соответствием характера инновационных процессов в образовании особенностям социальной среды, социального заказа. Значительное внимание в связи с этим уделяется личностно ориентированному образованию учащихся как особому средству раскрытия сущностных сил ученика, его способностей, обретения им своего места в культурном, социальном, политическом, экономическом пространстве.

Важнейшими средствами развития образовательной среды выступают технологии обучения. Наибольшее распространение в практике получила проектная деятельность. Данная технология развивает способность критического мышления, в том числе критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных данных, формирует способность к самообучению. Проектная деятельность способствует формированию коммуникативных навыков, способствует повышению активности учеников, способствует повышению конкурентоспособности личности. Проектная деятельность как убедительно продемонстрировало наше исследование, способна стать средством развития образовательной среды.

  1. Предусматривает привлечение социальных партнеров

Так же она предусматривает привлечение социальных партнеров в лице: БУ ХМАО-Югры «Когалымская городская больница»; клиническая медицинская лаборатория города, лаборатория «Гемотест», Медицинский центр «Медис».

Описание учебно – методического обеспечения курса

Перечень современных учебных материалов.

1. Васильева, Е.Е. Генетика человека с основами медицинской генетики. Пособие по решению задач: Учебное пособие / Е.Е. Васильева. - СПб.: Лань, 2016. - 96 c.
2. Глухов, М.М. Генетика человека с основами медицинской генетики. Пособие по решению задач: Учебное пособие / М.М. Глухов, И.А. Круглов. - СПб.: Лань, 2016. - 96 c.
3. Гнатик, Е.Н. Генетика человека: Былое и грядущее / Е.Н. Гнатик. - М.: Ленанд, 2015. - 280 c.
4. Курчанов, Н.А. Генетика человека с основами общей генетики. Руководство для самоподготовки / Н.А. Курчанов. - СПб.: СпецЛит, 2010. - 63 c.
5. Курчанов, Н.А. Генетика человека с основами общей генетики: Учебное пособие / Н.А. Курчанов. - СПб.: СпецЛит, 2009. - 191 c.
6. Курчанов, Н.А. Генетика человека с основами общей генетики / Н.А. Курчанов. - СПб.: Спецлит, 2009. - 191 c.

7.        Пепеляева О.А. Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии – 9 класс /Текст/ дополнительный  материал, тесты, кроссворды.- М.: «Вако», 2006-416с.

8.        Фогель Ф., Мотульский А. Генетика человека. В 3т.М., 1990.

9.        Шевченко В.А., Топорина Н.А., Генетика человека .М., 2004.

Информационные средства

http //mmc74212.narod.ru/Biology/p23aal.html   Учебник по генетике.

www.alleng.rul/d/bio/bio120  Учебник по генетике.

www.licey.net/bio/genetics  Сборник задач по генетике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в современной школе в условиях реализации ФГОС

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:...

Программа внеурочной деятельности "Гражданин современной России"

Формирование гражданской ответственности на основе признания прав и свобод личности является одной из важных задач современной российской школы. Программа внеурочной деятельности «Гражданин совр...

Доклад"Социализация детей с ОВЗ через внеурочную деятельность на современном этапе"

В докладе рассказывается о том, что такое социализация, какие направления социализации, какие цели и задачи есть, как происходит социализация детей....

Рабочая программа «Юный генетик» по внеурочной деятельности 10 класс

Рабочая программа «Юный генетик» по внеурочной деятельности 10 класс...