Методическая копилка "Сторителлинг"
материал по биологии (11 класс)
Методическая копилка "Сторителлинг"- материал разработанный для одного из конкурсных испытаний в рамках конкурса "Учитель Года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_kopilka.docx | 22.4 КБ |
metodicheskaya_kopilka.pptx | 385.39 КБ |
Предварительный просмотр:
5.2.3. Конкурсное испытание «Методическая копилка».
Цель: демонстрация конкурсантом методической компетентности, умения анализировать и представлять свой опыт в области обучения и воспитания.
Формат конкурсного испытания: эффективных методических практик организации процесса обучения и воспитания обучающихся/воспитанников в соответствии с ценностными ориентирами и современными социокультурными тенденциями развития образования.
Выступление конкурсанта может сопровождаться презентацией, содержащей не более 12 слайдов.
Очередность выступления конкурсантов определяется жеребьёвкой.
Регламент конкурсного испытания: выступление конкурсанта – до 15 минут; ответы на вопросы членов жюри (экспертов) – 5 минут.
Порядок оценивания конкурсного испытания: производится по нескольким критериям. Каждый показатель оценивается по шкале от 0 до 1 балла, где 0 баллов – «показатель не проявлен», 1 балл –«показатель проявлен». Максимальная оценка за конкурсное испытание – 3 балла.
Критерии оценки конкурсного испытания: актуальность и результативность; научная корректность и методическая грамотность (в том числе в использовании электронных средств обучения); информационная, коммуникативная и языковая культура.
Добрый день, уважаемое жюри! Меня зовут Гузель Ибрагимовна, я представляю школу села Горячие Ключи.
Опыт моей педагогической деятельности составляет 11 лет. Обладая таким солидным стажем, я имею множество наработок и опыта, которым хочу сегодня с вами поделиться.
Биология- самая важная дисциплина в школе! Да-да, то, как устроено наше тело, что нас окружает, как это живет и существует, это и многое другое мы рассматриваем на уроках. Ко мне ученики идут с радостью, желанием открыть новое, пополнить свои знания и просто удивиться самым простым вещам.
Вы спросите, как так получилось, что на занятиях царит добрая творческая атмосфера, и дети хотят изучать одну из сложнейших дисциплин в школьной программе? Всё встанет на свои места, когда я познакомлю вас со своими наработками.
Вашему вниманию представляю методическую копилку, посвященную «Сторителлингу».
Сторителлинг, дословно- рассказ истории. Простыми словами, подводя к важным умозаключениям, используя исключительно доступные методы, любой материал можно преподать так, чтобы понял даже ученик, пропустивший много занятий, хулиган, которого не может успокоить вся школа, и просто очень умный ученик, который и без вас все знает.
Сторителлинг- способ донести нужную информацию с помощью захватывающей истории, с которым у слушателя образуется эмоциональная связь. Речь идет не о всех рассказах, а о тех, которые мотивируют проявлять активность, взаимодействовать с информацией, формировать мнение.
Знаете ли вы, что является элементарной единицей жизни/с чего начинается жизнь? Верно, речь мы с Вами поведем о клетке.
В качестве одного из примеров хочу рассказать вам сказку о Клетке-Простушке и сопроводить рассказ демонстрацией работы учеников во время прослушивания истории. Данный прием в сторителлинге называется по разному, мне больше по душе "Сказочный город".
Сказка про Клетку-простушку.
На одном маленьком зелененьком листочке жила-была одна свободная Клеточка-Простушка. Можно сказать, что она вовсе не жила, потому, что была пуста и одинока.
Однажды теплым весенним утром подошла к клеточке Тетушка-оболочка со своими тонкими Племянниками – Порами и говорит:
-Здравствуйте, разве вам не одиноко здесь одной? Давайте вместе жить?
Ничего в ответ не услышала Тетушка-Оболочка и решила: «Молчание – знак согласия, значит, ничего страшного не случится, если я займу эту свободную клетку!»
Стала она жить-поживать в своем домике. Была она бесцветная и прозрачная, но очень прочная. Она сразу же навела порядок в доме, придала клетке красивую форму и стала защищать от всего вредного и нехорошего. В общем настоящая Тетушка-Охранник.
Как-то мимо очень медленно проходила Красавица-Цитоплазма, увидела красивую Клеточку и спросила:
- Интересно, кто это такой красивый домик построил?
Тетушка-Оболочка ответила:
- Конечно же, я, кто же еще? Для этого у меня есть много строительных материалов. Может быть, зайдешь в гости?
- С удовольствием, - ответила Красавица и зашла в дом, ей очень понравилось. Ведь они с Тетушкой-Оболочкой были чем-то похожи. Цитоплазма была бесцветная, полупрозрачная и очень вязкая. И тоже быстро стала осваиваться. Она связала все части клетки, превратив домик в уютные комнаты. Все время двигалась, перемешивая разные вещества, чтобы в доме была вкусная еда. И даже наладила хорошие отношения с соседями-Клетками. Настоящая труженица!
Так жили-поживали Тетушка-Оболочка и Красавица-Цитоплазма, но мимо катилось веселое и крупное Ядро-Ядрышко, увидев симпатичный домик, воскликнуло:
- Как я давно мечтал о таком уютном гнездышке! Эй, ребята, не возьмете ли меня к себе в жильцы, я помогать вам буду.
- А что ты умеешь, делать?- спросили хозяева.
- Да я буду управлять всем домом, могу приумножить ваши богатства, то есть построить еще много таких домиков, а самое главное – я умею хранить «тайны», (т.е. наследственная информация).
Подумали хозяева, ну как же им обойтись без такого помощника? Стали втроем жить-поживать.
Но и на этом история не закончилась. Через некоторое время, красивый домик заметили друзья-приятели Оль-Вакуоль и Тиды-Пластиды и тоже попросились в жильцы.
- А вы-то что умеете делать? – строго спросила Тетушка-Оболочка.
Оль-Вакуоль ответила:
- Я, например, могу вас всех соком напоить, еще могу краски вам дать. А еще я коплю много полезного и умею убирать все ненужное, вообще, весь мусор.
Тиды-Пластиды сказали:
- А у нас столько родственников: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты. Если мы все вместе возьмемся за дело, то все вокруг будет желтое, зеленое, красное. Мы даже с насекомыми дружбу имеем и будем питание про запас хранить. Возьмите нас к себе, мы не подведем!
- Хорошо, - согласились друзья, - Только условие: мы должны жить дружно, и помогать друг другу во всем.
Итак, со временем, Клетка-Простушка, благодаря слаженной работе своих жильцов, перестала быть одинокой и пустой. Она превратилась в красивый и уютный домик, который становился с каждым днем все прекраснее и сильнее.
И маленький зеленый листочек вырос в красивый и крепкий лист!
А спасибо надо сказать дружной семейке. А это – Тетушка-Оболочка, Красавица-Цитоплазма, Ядро-Ядрышко, Оль-Вакуоль и Тиды-Пластиды.
Спасибо, Вам, друзья!
На этом сказочке конец, а кто слушал- молодец!
Взгляните, какие у нас с ребятами получились модели растительной клетки. Так, мои ученики, закрепляют клеточное строение растительных организмов, играючи запоминают сложные термины, проявляют творческий подход.
Метод сказок эффективен при закреплении пройденного материала. Однако, на уроке часто бывает так, что объем материала, который необходимо изучить, занимает значительно больше времени, отведенного на урок. И если использовать сказку, то нужно максимально точно рассчитать время, на каждый момент.
Очень эффективна и зрелищна «Инсценировка». В инсценировке мы будем задействовать всех учеников класса, не важно, умный ребенок, или спортсмен, он сыграет свою роль, и поймет, как происходит какой- либо процесс. Для того, чтобы нам стало понятнее о чем идет речь, я предлагаю обсудить тему «Связь органов цветкового растения». Нам понадобятся: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. (приглашаю к участию в инсценировке зрителей и жюри). И так, перед нами органы цветкового растения. Они как-то связаны? Покажите это! (берутся за руки). Взгляните, все органы цветкового растения взаимосвязаны! Я- вода. Корень, имея корневые волоски, всасывает воду. И что? Верно, передает ко всем органам. Так, вода поступила в каждую клетку растения! Но хватит ли воды и минеральных веществ, или растению нужно что-то еще? Правильно, что-то еще, и это что-то еще образует лист, он всегда повернут к свету, в листе всегда образуются органические вещества, и лист делится органическими веществами. (лист должен показать как он делится веществами). Больше всего органические вещества попадают в плод и семя. Так мы посмотрели, что растение состоит из частей, но все они взаимосвязаны. Например, вы- фикус, я- вода, нахожусь на глубине 30 метров. И что делать? Правильно, корень растет и добывает воду. Спасибо за оказанное содействие, присаживайтесь!
В примере инсценировки, мы видим, что каждый ученик задействован, погрузился в ситуацию, сыграл роль. С каждым разом все больше желающих принять участие в инсценировке, запомнить материал.
Для того, чтобы узнать о том, на сколько качественно был усвоен материал, необходима рефлексия, а для нее более эффективной является такая техника, как Магазинчик волшебных предметов.
Однажды тебе снится сон, что ты отправился в магазин за продуктами, а попал на самом деле в магазин настоящего волшебника, где на полках стоят разноцветные склянки с необычными снадобьями, а на плече продавца сидит большой филин, который каждый час говорит несколько раз "Угу-угу-угу", обозначая нужное время. Продавец улыбается тебе и предлагает выбрать у него в магазине любой волшебный предмет, который тебе понравится... этим предметом является новое знание, приобретенное на занятии. Расскажи, что ты решил выбрать в магазине волшебника и почему? Как ты себя чувствовал, оказавшись в таком необычном месте? Что происходило с тобой в этой истории дальше? Где пригодился тебе этот волшебный предмет? Если захочешь, то нарисуй картинку к своей истории".
Так сторителлинг работает на финише урока.
Нейробиологи, исследуя человеческое восприятие, выявили, что при обработке «голых» фактов, мозг задействует только левое полушарие. Даже примеры воспринимаются хуже, чем сюжетно выстроенный рассказ. Истории заставляют работать на полную катушку и правое полушарие, которое генерирует образы, картинки, эмоции. Таким образом, формируется доверие, необходимое для восприятия. Например художники, видят картину, включая правое полушарие, которое в помощь левому, не просто выделяет образы и отмечает их свойства, а рисует полную картину, давая также эмоциональный отклик.
Важно, чтобы в истории присутствовала уже известная информация, которая постепенно дополняется новой. Этот способ называют якорным запоминанием. Усвоение материала происходит благодаря метафорам, которые описывают уже полученные знания. Так мозгу легче усваивать информацию, проводя связи между новым и старым опытом.
Форматы историй, которые люди рассказывают друг другу, постоянно меняются. Былины и сказания когда-то звучали современно, сегодня изменились язык и скорость изложения, но суть осталась. Рассказ историй- один из самых простых и эффективных способов трансляции информации.
Используя этот метод в своей работе, я вижу увлеченность ребят, им действительно интересно, нестандартность метода, выход за привычные рамки урока, возможность проявить себя, это всё, дает возможность обучающимся почувствовать себя в учебной ситуации успешнее, сделать качественнее и больше, мотивирует на дальнейшие свершения.
Использование метода «сторителлинг», является оправданным и эффективным средством, для мотивации обучающихся на уроках, создания благоприятной атмосферы на занятиях, реализации федеральных основных общеобразовательных программ, практикующим педагогам, да и каждому родителю, овладеть подобным методом было бы замечательно. Метод рабочий- рекомендую к использованию. Также, в моей методической копилке имеется ряд методов и приемов, позволяющих достичь поставленных целей, они постоянно пополняются и совершенствуются «под меня».
Спасибо за внимание, готова выслушать Ваши вопросы!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сторителлинг — это инструмент маркетинга, который использует приемы драматургии для донесения до целевой аудитории ценности бренда и его продуктов через рассказы. Простыми словами, сторителлинг — это рассказывание историй. Прием широко используется в таких сферах, как маркетинг и реклама, бизнес и онлайн-продвижение, психология, писательство и журналистика.
"Сказочный город"
«Инсценировка»
Магазинчик волшебных предметов
Методическая копилка « Сторителлинг » Гузель Ибрагимовна Мухутдинова учитель биологии МБОУ СОШ с.Горячие Ключи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методические разработки.Методическое сопрвождение учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании для дошкольников в студии "Почемучки"
В данных разработках представлен пакет документов, необходимых для оформления отчётной документации для каждого педагога и руководителя объединения....
Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...
Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""
"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...