Урок биологии на тему: "Отдел Покрытосеменные"
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Конспект урока биологии в 7 классе на тему: "Отдел Покрытосеменные" по учебнику В.В. Пасечника Биология 7 класс - Москва: Просвещение, 2023г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_otdel_pokrytosemennye.docx | 86.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: «Отдел Покрытосеменные или Цветковые растения»
7 кл.
Цель: Охарактеризовать растения отдела Покрытосеменные, познакомить учащихся с особенностями строения и многообразием покрытосеменных растений.
Планируемые результаты:
Предметные: объяснить значение понятий по теме - цветок, однолетние, многолетние, трава, дерево, кустарник; познакомить с характерными признаками и многообразием покрытосеменных растений.
Метапредметные: учащиеся учатся выделять существенные признаки покрытосеменных растений
Личностные: у учащихся развиваются представления о единстве органического мира на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установлении усложнений их строения.
Основные понятия урока: покрытосеменные растения, цветок, однолетние, двулетние и многолетние растения, жизненные формы.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении строения покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными растениями.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
- Проверка знаний
Фронтальный опрос:
Какие растения называют голосеменными?
В чем состоит принципиальное отличие голосеменных от споровых растений?
В каких шишках находится пыльца?
Где находятся Женские гаметы?
Как происходит опыление?
Что способствует переносу пыльцы сосны ветром?
Как распространяются семена сосны?
Что такое янтарь?
Почему воздух в хвойных лесах почти не содержит болезнетворных бактерий?
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Разнообразен и прекрасен мир растений:
Мхи, водоросли, папоротники, плауны
И семенные: сосны, туя, пихты, ели,
Но властелины царства не они.
Обсуждение эпиграфа урока.
- Как вы думаете, почему голосеменные растения не господствуют? (устроены просто)
4. Изучение нового материала
Тогда кто же будет властелином и почему? Какую группу растений мы ещё не изучили?
- Следовательно, как будет звучать тема нашего урока? (Отдел Покрытосеменные растения)
- А сейчас скажите мне, что мы должны сделать на уроке? ( формулируем цели)
Хорошо, молодцы! Сегодня мы познакомимся с некоторыми новыми терминами (понятия записаны на доске: Покрытосеменные, цветок, плод, семя, дерево, кустарник, трава, однолетние, двулетние и многолетние растения)
_ Как вы думаете, какая общая черта характерна для голосеменных и покрытосеменных? (Эти растения размножаются при помощи семян)
Второе название покрытосеменных – цветковые. О чем это говорит? (наличие цветка)
- А почему покрытосеменные? (семя защищено, а не лежит на поверхности как у голосеменных)
Таким образом, покрытосеменные растения более продвинутые в эволюционном плане. Это один из показателей их господства на Земле. Численность представителей около250 тыс. видов – это самая молодая группа и многочисленная.
Первые отпечатки растений имевших признаки покрытосеменных, были обнаружены в пластах мелового периода, а затем 100 – 66 миллионов лет назад цветковые растения стали доминирующей формой растительности. Покрытосеменные распространены на всех континентах и во всех климатических зонах. Они приспособились к жизни в воде, в умеренном климате, в пустыне.
Среди покрытосеменных встречаются представители всех жизненных форм.
- Вспомните, какие жизненные формы растений вы знаете?
(демонстрируется таблица «Жизненные формы растений»)
Жизненная форма | Особенности внешнего строения |
Деревья | Один одревесневший ствол с кроной из ветвей |
Кустарники | Несколько одревесневших стволов разной толщины и высоты |
Кустарнички | Несколько одревесневших невысоких стволиков |
Полукустарнички | Часть стебля одревесневает и существует в течение нескольких лет, травянистая часть существует один сезон |
Травы | Стебель не одревесневает, зеленые побеги ежегодно отмирают |
Учащиеся вместе с учителем разбирают таблицу, учитель в случае необходимости делает развернутые пояснения.
Как вы думаете, какие органы можно отнести к вегетативным, а какие к генеративным?
Органы растения
Генеративные - выполняют функцию полового размножения (цветок, плод)
Вегетативные – функция питания и обмена веществ с окружающей средой (корень, стебель, лист)
Продолжаем работу. Откройте параграф 9 (учебник В.В. Пасечника) и найдите информацию о многообразии покрытосеменных, используя рис. 37 и текст учебника, скажите, по каким признакам подразделяют данных представителей? Приведите примеры.
- Продолжительность жизни – однолетние, двулетние и многолетние;
- По разнообразию стеблей – прямостоячий, ползучий, вьющийся, цепляющийся.
- Приспособленность к условиям внешней среды.
- Дикорастущими и культурными.
Последний момент, который нам необходимо обсудить – значение покрытосеменных. Обсудите в парах (2 мин) и запишите в тетрадь.
- Рефлексивно – оценочный этап.
В чем состоит принципиальное отличие покрытосеменных растений от представителей других систематических групп?
Почему их называют цветковые?
Что дают нам растения?
Скажите , понравился ли вам урок? Что вы узнали интересного?.
- Домашнее задание
Параграф 9, вопросы в конце параграфа проработать, выполнить задание после параграфа (заполнить таблицу (по 10 примеров в каждый столбик)
Лабораторная работа «Внешнее строение покрытосеменных растений».
ФИ _____________________________
Цель: Изучить внешнее строение цветкового растения.
Оборудование: побеги растений (березы, клена, сирени, сосны)
Ход работы.
1.Рассмотрите цветковое растение
2.Найдите у него корень и побег, определите надземный вегетативный орган и генеративный орган, подземный вегетативный орган. Подпишите части побега.
3.Рассмотрите цветок, отметьте его окраску и размеры ______________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4.Заполните пропуски:
Покрытосеменные имеют орган семенного размножения — _______________, отсюда их второе название — цветковые растения. После цветения образуется ______________, в котором находятся _________________. У покрытосеменных семена развиваются внутри _______________, то есть они защищены (покрыты). Среди покрытосеменных есть __________________, ___________________ и ____________; по продолжительности жизни выделяют: ______________________, _____________________ и _________________________ растения.
5.Сделайте вывод о характерных признаках цветковых растений._____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 6 классе - «Покрытосеменные и голосеменные растения, грибы»
Модульный урок биологии в 6 классе. Обобщение по теме: «Покрытосеменные и голосеменные растения, грибы»Цели: обобщить знания по теме; проверить знание признаков покрытосеменных и голосеменн...
Разработка урока по биологии на тему:«Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве"
«Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйст...
Презентация по биологии на тему "Отдел Моховидные" 6 класс
Презентация разработана по теме "Отдел Моховидные" по учебнику Пономаревой И.Н....
Тест по биологии по теме: "Отдел голосеменные"
Данный тест может быть использован для проверки знаний по теме: "Отдел голосеменные растения", а также использован для подготовки к ОГЭ по биологии в 9 классе. так как содержит вопросы, соот...
Урок биологии в 5 классе "Покрытосеменные растения"
Урок по теме «Покрытосеменные» является завершающим в разделе «Царство Растения». Покрытосеменные являются наиболее высокоорганизованным отделом растений и занимают...
Обобщающий урок биологии по теме: «Отдел Покрытосеменные растения».
Обобщающий урок биологии по теме: «Отдел Покрытосеменные растения»....
ОВОЩНОЙ БАЗАР. Обобщающий урок-игра по теме: "Отдел Покрытосеменные растения"
ОВОЩНОЙ БАЗАР. Обобщающий урок-игра по теме: "Отдел Покрытосеменные растения"...