Конспект урока по теме "Органы кровообращения: сердце и сосуды" (9 кл)
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Шипилова Вера Михайловна

Продолжить формирование знаний о системе кровообращения, ее строении и функциях;закрепить знания о строении и функциях крови, также о строении и работе сердца и сосудов;

 формировать понятия “сердце”, “кровообращение”, “ знания о строении сердца и функциях кровеносных сосудов;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_biologii_9_kl.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по биологии  9   класс      

Тема: Органы кровообращения: сердце и сосуды. 

Цель: продолжить формирование знаний о системе кровообращения, ее строении и функциях;

Задачи:

Обучающие:  закрепить знания о строении и функциях крови, также о строении и работе сердца и сосудов;

 формировать понятия “сердце”, “кровообращение”, “ знания о строении сердца и функциях кровеносных сосудов;

Коррекционно-развивающие:

активизировать познавательную деятельность обучающихся путем решения проблемных вопросов;

развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы; умение работать в паре;

развивать умения сравнительного анализа, умения пользоваться понятиями в объяснении жизненных процессов организма человека;

Воспитывающие:

Воспитывать у учащихся осознанное отношение к своему здоровью.

Оборудование: таблица состав крови, сердце, кровеносная система человека, карточки для работы в паре и индивидуально. 

Ход урока:

1.Организационный момент

Приветствие. Проверка рабочего места ученика

2.Проверка домашнего задания.

1).Фронтальный опрос

  1. Загадка

По замкнутой системе стремительно бегу.

А в чем моя задача? Я кислород несу».   - О чем идет речь?   (кровь)

-Что такое кровь? - Вспомните значения крови? Каковы функции крови?

- Что такое иммунитет?   Почему при большой потере крови человека погибает?

 Человек не обязательно заболевает, если болезненные микробы проникает в его организм. Такая невосприимчивость к некоторым заразным заболеваниям  называется иммунитетом. Иммунитет образуются после перенесенной болезни или передается детям по наследства.

- Какие элементы входят в состав крови? Что такое плазма?

Про какие клетки крови загадка?

Загадка 2

  «Подхватили кислород, и скорей-скорей вперед-

А то клеткам в организме его, ох, не достает».

-О чем идет речь? (эритроциты).  Какую  функцию выполняют эритроциты?

- Какую функцию выполняют: Эритроциты? Тромбоциты? Лейкоциты?

- Кого называют донором?

2). Выполнение познавательных заданий.

1. Лейкоциты – самые крупные клетки человека. Это – «одетые в белые халаты санитары нашего организма». Почему лейкоцитам дали такое название?
(Лейкоциты борются с микробами, уничтожают все поврежденные, износившиеся клетки).
2. Папа Римский Иннокентий III, удрученный старостью приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему?

(Из-за несовместимости групп крови).
3. Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?

- Сколько групп крови существует у человека?

- Для чего нужно знать группу крови человека?

- Как называется человек, который отдает свою кровь другому? (ДОНОР)

3). Задания для индивидуальной работы (карточки)

Определить название клетки. Вставить пропущенные слова

Описание и значение

1.Эритроциты

Это клетки _________________ цвета. Они переносят _________________ко всем органам и тканям.

2.Тромбоциты

Это ______________________ пластинки. Они участвуют в свертывании крови. При свертывании крови образуется сгусток ___________________, он __________________________ отверстие в поврежденном сосуде.

  1. Лейкоциты

Это ____________________________ клетки. Они защищают организм от вредных ___________________, уничтожают ______________________клетки.

3.Изучение нового материала.

 Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать кровеносную систему человека. Узнаем работе органов кровообращения: сердце и сосудах.

Запишите в тетрадях число и тему урока. Тема: Органы кровообращения: сердце и сосуды.

Рассказ учителя с элементами беседы

   Сердечно – сосудистая система человека состоит из сердца и сосудов. Кровеносные сосуды пронизывают все тело, достигают всех органов и тканей. По ним кровь движется от сердца к тканям и органам и обратно к сердцу. К кровеносным сосудам относятся артерии, вены и каплляры.

– Посмотрите на предплечье. Что видите? (Голубые жилки.)

– Это кровеносные сосуды. Одинаковы ли они по диаметру? (Одни толще, другие тоньше.)Эти кровеносные сосуды называются вены. Еще в организме человека есть артерии и капилляры.

Артерии (артериальные сосуды) похожи на трубочки разного диаметра с более толстыми стенками. Артерии называются так, потому что по ним от сердца течет артериальная кровь, то есть кровь богатая кислородом. Артерии лежат глубоко в тканях, только в некоторых местах их  можно прощупать под кожей. Мы можем нащупать артерии на запястье, виске, шее, локтевом сгибе.

Скорость циркуляции крови по артериям очень большая (несколько метров в секунду).   На рисунке артерии изображаются красным цветом.

Вены – это кровеносные сосуды, по которым течет венозная кровь, то есть кровь с низким содержанием кислорода, она содержит углекислый газ. По венам кровь возвращается от органов к сердцу. Как и артерии, вены бывают разного диаметра. Вены расположены под самой кожей. По венам кровь течет медленно (несколько сантиметров в секунду). На рисунке вены показаны синим цветом.

Капилляры – это мельчайшие кровеносные сосуды нашего тела. Капилляры самые тонкие сосуды. Они тоньше человеческого волоса и пронизывают все органы и ткани.  Кровь в капиллярах течет медленно. Их стенки очень тонкие, поэтому кислород, углекислый газ и другие вещества легко проходят из крови в ткани и из тканей в кровь.

Кроме сосудов (артерий, вен, капилляров), к органам кровообращения относится сердце. Оно является важнейшей частью сердечно – сосудистой системы.

         Как вы думаете, почему сердце так называется? 
Верно, слово «сердце» (лат. соr, греч. cardia) происходит от слова «середина».

- А где расположено сердце? Слово «сердце» от слова середина. Расположено в грудной полости за грудиной между правым и левым лёгким, смещено в левую сторону от средней линии груди. По форме сердце напоминает конус. Верхушка сердца направлена вниз, вперёд, влево.

Сердце - полый мышечный орган, расположенный в середине грудной клетке между двумя легкими и лежащий на диафрагме  

- Каковы размеры сердца? Размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака 
Форма – конус.

Сердце – это центральный насос нашего организма. Каждую минуту сердце перекачивает примерно 5 литров крови. Сердце 4-х камерное. Сердце разделено перегородкой на левую и правую половины. В правой половинке находятся правое предсердие и правый желудочек, в левой - левое предсердие, левый желудочек. Кровь, богатая кислородом не смешивается с кровью, несущую углекислые газ. При сокращении стенок кровь выталкивается только в одном направлении.    Сердце работает постоянно, и днем и ночью, независимо от сознания.

 Итак, мы с вами узнали, что кровь, сердце, сосуды относятся к кровеносной системе. Кровь в нашем организме движется по артериям, венам и капиллярам. Чтобы кровь достигала самых отдалённых органов и просочилась через тонкие стенки капилляров, сердечные сокращения оказывают на кровь давление.  Артериальное давление — это давление крови в крупных артериях человека. Различают два показателя артериального давления:
Верхнее артериальное давление — это уровень давления крови в момент максимального сокращения сердца. Нижнее артериальное давление — это уровень давления крови в момент максимального расслабления сердца
.

 Знаете ли вы….

  • За 8,5 часов лыжного пробега на 100 километров сердце спортсмена перекачивает 35 тонн крови.
  • Масса сердца 1/200 массы человека, на питание затрачивается 1/20 энергетических ресурсов, которые потребляют остальные органы.
  • Физиолог Вебер, живший в 19 веке, мог по своему желанию останавливать свое сердце.
  • На сердце ежегодно расходуется количество энергии достаточной для поднятия груза 900 кг на высоту 14 метров.
  • За 50 лет жизни оно совершает работу по подъему груза в 18000 тон на высоту 227 метров.

Когда на сердце неспокойно станет, когда не в силах совладать с собой,

побудь в лесу на солнечной поляне, и все печали снимет как рукой. (авт. А.К.Целье).

Итак,  полезнее человеку активный отдых – часть здорового образа жизни, чем пассивный, который ведет к сердечно – сосудистым заболеваниям.

Физкультминутка.

 «Полезные советы»:

1. По чаще бывай на свежем воздухе, чтобы кровь получала больше кислорода.

2. Ешь мясо, рыбу, фрукты и овощи. В этих продуктах много железа, а железо необходимо крови. Оно помогает доставлять больше кислорода органам и тканям.

3. Ежедневно делай разнообразные физические упражнения. Это улучшает кровообращение.

4. Тщательно промывай и протирай спиртом, зеленкой царапины или порезы. Это предохранит кровь от микробов, которые могут попасть в нее через ранку!

  1. Закрепление изученного материала.

1). Беседа по вопросам

- С какой системой органов мы познакомились?

- Из каких органов состоит кровеносная система?

- По каким сосудам течет кровь богатая кислородом?

- По каким сосудам течет кровь с углекислым газом?

- Какова главная функция органов кровообращения?

Что такое артерия. Какую роль артерии играют в организме. Каким цветом на рисунке изображают артерии?

Что такое вены? Какую роль вены играют в организме? Каким цветом на рисунке изображают вены?

Что такое капилляры. Какую роль они выполняют?

– Что такое сердце? – Что собой представляет сердце? (Особая мышца.)

– Каковы размеры сердца? Сожмите кулак. Вот таких примерно размеров ваше сердце.

– Какую работу выполняет сердце? (Гонит кровь по сосудам.)

- Как вы думаете, что произойдет, если сердце устанет работать и остановится?

– Приложите пальцы на запястье на артерию, что чувствуете? Что это? Это ритм сердца – пульс. – Каким должен быть пульс?

- Объясните своими словами, что такое пульс.

- Наблюдали ли вы за своим пульсом, когда вы спокойно смотрите телевизор или когда бегаете во дворе? Что вы заметили?

2). Индивидуальная работа по карточкам 

Задание. Определение соответствия.

КАПИЛЛЯРЫ

Сосуды, по которым кровь поступает в сердце

АРТЕРИИ

Самый крупный кровеносный сосуд, идущий от сердца

ВЕНЫ

Самые мелкие кровеносные сосуды

АОРТА

Сосуды, несущие кровь от сердца ко всем органам

3). Работа в парах

Установите соответствие между биологическими терминами и определением.

1

Жидкая соединительная ткань -

аорта

Ч

2

Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин -

иммунитет

И

3

Человек, дающий свою кровь для переливания -

капилляры

Н

4

Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов -

кровь

О

5

Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком -

Антитела

О

6

Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями -

эритроциты

Т

7

Самая крупная артерия

донор

Л

  4)Найди ошибку (коллективная работа).

Сердце – двигатель крови в организме. Это трёх камерный мышечный орган, расположенный в брюшной полости, массой около 1 кг. И снаружи и внутри сердце выстлано эпителиальной тканью. Внутри – клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови в одном направлении. Желудочки разделены неполной перегородкой, артериальная и венозная кровь смешивается. Самая крупная вена, несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка.

5.Подведение итогов.

6.Домашнее задание: параграф 20 прочитать, ответить на вопросы после параграфа.

7. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Строение и работа сердца

Разработка конспекта урока  Строение и работа сердца по биологии, 8 класс...

Конспект урока "Строение и работа сердца"

Конспект урока по биологии 8 класса по теме "Строение и работа сердца". В данном уроке использованы элементы нескольких технологий: игровой, ИКТ, проблемного обучения....

Конспект урока "Строение и работа сердца."

Конспект урока "Строение и работа сердца."...

Конспект урока "Строение и работа сердца"

Урок изучения нового материала с элементами следующих технологий: игровой, ИКТ и проблемного обучения....

План-конспект урока: Органы кровообращения: сердце и сосуды. Значение кровообращения.

урок  изучения нового материала плюс презентация к уроку и видеофрагмент....

Конспект урока "Строение и работа сердца"

В данной работе представлен конспект урока на тему: «Строение и работа сердца».  Это комбинированный урок, где у учащихся формируются знания о строении и работе сердца, закрепляются з...

КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Булгаков «Собачье сердце».

КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Булгаков «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины». Тип урока: урок знакомства с нов...