Конспект урока "Строение и работа сердца"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Конспект урока по биологии 8 класса по теме "Строение и работа сердца". В данном уроке использованы элементы нескольких технологий: игровой, ИКТ, проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Строение и работа сердца" | 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по биологии
8 класс
«СТРОЕНИЕ И РАБОТА СЕРДЦА»
Учитель: Алфимова К. В.
Цели урока: сформировать у учащихся знания о строении сердца, его камер и клапанов; сформировать знания о работе сердца, сердечном цикле; показать взаимосвязь строения и работы сердца; развивать интеллектуальные способности учащихся, логическое мышление и речь путём организации их умственной работы на уроках (обсуждение проблемных вопросов, самостоятельное формулирование выводов).
Урок изучения нового материала с элементами следующих технологий: игровой, ИКТ и проблемного обучения.
Учебник: «Биология. Человек», 8 класс, А.Г. Драгомилов, Р. Д. Маш, Издательство «Вентана-Граф».
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания «Карточные игры» (10 минут).
На предыдущем уроке учащиеся получили следующее задание: повторить пройденный материал (Внутренняя среда организма, кровь и её состав иммунитет, переливание крови), приготовить по 10 каточек 10×15 см и на каждой написать вопрос на любую из этих тем и ответ на него (всё на одной стороне); карточки пронумеровать.
Правила игры: дети работают в парах; каждый держит свои «карты» номерами вверх, сосед выбирает любую наугад, автор читает вопрос на выбранной карточке и ждёт ответа напарника; если ответ совпадает с написанным на карточке, то отвечающий выигрывает и забирает карточку себе, если ответ неверный, то карточка остаётся у автора; потом они меняются ролями; выигрывает тот, у кого будет больше карточек.
Примеры карточек:
Что собой представляет искусственный пассивный иммунитет?
Введение лечебной сыворотки, содержащей антитела, выработанные в организме донора.
Что относится к форменным элементам крови?
Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.
- Изучение нового материала.
Вступительная беседа. Давайте ещё раз вспомним, какие органы входят в состав кровеносной системы. Используя знания из раздела «Зоологии» , проследим эволюционный путь сердца (от рыб до млекопитающих). На интерактивную доску выводим рисунок строения сердец разных классов позвоночных животных. Один из учащихся выходит к доске и подписывает где чьё сердце, вспоминая материал прошлого года. Класс помогает при необходимости. Учитель дополняет ответы учащихся.
А сейчас подробно разберём строение сердца человека. На доске – рисунок внутреннего строения человека, а потом сердца в разрезе, на демонстрационном столе – разборная объёмная модель сердца.
Вместе с учащимися разбираем: размеры и расположение сердца в грудной полости; значение околосердечной сумки и жидкости в ней; камеры сердца; створчатые клапаны между предсердиями и желудочками и их значение; полулунные клапаны между желудочками и артериями и их значение.
Постановка проблемы: Сердце – удивительный и надёжный мотор, который работает в течение всей жизни (до 10 и более лет) без остановки и «ремонта». Объясните, в чём причина такой неутомимости и работоспособности сердца, его мышц.
Пользуясь текстом учебника дети ищут ответ, а потом вместе с учителем заполняют таблицу.
Фаза сердечного цикла | Положение клапанов (открыты/закрыты) | Направление движения крови | Время, с |
Сокращение (систола) предсердий | Створчатые __________ Полулунные __________ | ||
Сокращение (систола) желудочков | Створчатые __________ Полулунные __________ | ||
Общее расслабление (диастола) | Створчатые __________ Полулунные __________ |
Параллельно на интерактивную доску проецируем анимацию «Сердечный цикл», где демонстрируются фазы в динамике.
А сколько раз сердце сокращается в минуту? Ответы детей.
Интересные факты:
- Различна частота сокращений у детей и взрослых: у детей до года – 100-200 ударов в минуту, в 10 лет – 90, в 20 и старше – 60-70, после 60 лет число сокращений учащается и доходит до 90-95
- За 70 лет сердце сокращается 2,5 млрд. раз, этой работы достаточно, чтобы поднять ж/д состав на гору Монблан
- Кровью, которую перекачивает сердце в течение жизни человека, можно наполнить 4375 ж/д цистерн, а если бы сердце перекачивало не кровь, а воду, то из перекаченной им воды за 70 лет можно было бы создать озеро глубиной 2,5 м, шириной 7 км и длиной 10 км.
- Закрепление
Задача: Представьте ритмичную работу сердца 80-летнего человека и, исходя из продолжительности фаз сердечного цикла, определите, сколько лет из 80 у него: а) отдыхали мышцы желудочков сердца; б) отдыхали мышцы предсердий; в) были закрыты створчатые клапаны; г) были закрыты полулунные клапаны. (Ответы:50 лет, 70, 30, 50)
Учащиеся формулируют итоги урока: что узнали нового, какие выводы сделали.
- Домашнее задание
§17. Строение и работа сердца.
Вспомнить круги кровообращения у позвоночных животных, начиная с ланцетника и заканчивая млекопитающими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Работа сердца
Разработка урока по биологии для 8 класса. Содержит все разделы изучаемого материала....
Конспект урока Строение и работа сердца
Разработка конспекта урока Строение и работа сердца по биологии, 8 класс...
план конспект урока по биологии "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"
план конспект урока биологии...
Конспект урока "Строение и работа сердца."
Конспект урока "Строение и работа сердца."...
Конспект урока биологии с использованием ЦОР по теме: "Строение и работа сердца"
Урок был проведен в рамках районного семинара учителей биологии по теме: "Использование межпредметных связей на уроках биологии"...
конспект урока "Работа сердца"
Конспект урока выполнен с учетом системно-деятельностного подхода....
План-конспект урока по биологии 8 класс "Строение и работа сердца"
"Строение и работа сердца"...