Конспект урока "Строение и работа сердца"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
В данной работе представлен конспект урока на тему: «Строение и работа сердца». Это комбинированный урок, где у учащихся формируются знания о строении и работе сердца, закрепляются знания о составе крови и строении сердца животных разных классов.
Обучающиеся работают с рисунками, с таблицами, анализируют, делают выводы, решают биологические задачи, решают проблемные задания, что способствует развитию логического и творчекого мышления, познавательного интереса к предмету.
Урок современный, построен с учетом требований ФГОС. На уроке используются методы, направленные на развитие познавательных, коммуникативных, личностных универсальных действий. Методы обучения: частично – поисковый, групповая работа, самостоятельная работа, метод упражнений, межпредметное обучение, использование ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroenie_i_rabota_serdtsa.docx | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Строение и работа сердца. Круги кровообращения.
Цель: способствовать формированию представлений и знаний о работе сердца его участии в кровообращении и роли в организме человека.
Задачи:
- Образовательные:
- раскрыть причины движения крови в организме, изменения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах;
- раскрыть взаимосвязь строения и функции сосудов;
- познакомить со строением сердца, стадиями сердечного цикла и их характеристиками;
- раскрыть связь строения сердца с его функциями;
- дать новые анатомические понятия.
- Развивающие:
- развивать умения сравнивать, анализировать, сопоставлять и делать выводы при изучении строения сердца и сосудов с выполняемыми ими функциями;
- продолжить формировать информационную компетентность.
- Воспитательные:
- воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни, чувство ответственности за здоровье;
- воспитывать социально-нравственные нормы.
Оборудование: таблицы “Кровеносная система”, “Круги кровообращения”, “Фазы работы сердца”; модель сердца.
Тип урока: комбинированный.
Новые термины и понятия: околосердечная сумка, створчатые клапаны, полулунные клапаны, фазы сердечной деятельности: сокращение предсердий, сокращение желудочков, пауза; аорта, артерии, вены, капилляры.
План:
I. Организационный момент
II. Проверка знаний
III. Изучение нового материала
1. Строение и функции кровеносных сосудов.
2. Положение сердца в грудной полости. Размеры сердца.
3. Строение сердца.
4. Фазы работы сердца.
5. Изучение кругов кровообращения.
IV. Итоги урока
V. Домашнее задание
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка знаний
Проверка знаний в устной форме.
1.Основная транспортная система организма, состоящая из плазмы и взвешенных в ней форменных элементов (кровь)
2. Жидкая часть крови (плазма)
3. Физиологический механизм, обеспечивающий образование кровяного сгустка (свертывание)
4. Безъядерные клетки крови, содержащие гемоглобин (эритроциты)
5. Клетки крови с ядром, не содержашие гемоглобин (лейкоциты)
6. Способность организма защищаться от чужеродных тел и веществ (иммунитет)
7. Плазма крови, лишенная фибриногена (сыворотка)
8. Явление поглощения и переваривания лейкоцитами микробов (фагоцитоз)
9. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания (донор)
10. Человек, получающий часть крови при переливании (Рецепиент)
11. Перечислите основные функции крови (транспортная, защитная, регуляторная)
Какое условие необходимо, чтобы кровь выполняла свои функции? (движение по сосудам)
III. Изучение нового материала
Кровь в организме человека течёт по замкнутой системе сосудов. Благодаря этому все органы и ткани тела получают питательные вещества и кислород, а также освобождаются от вредных веществ. Движение крови в организме человека называется кровообращением. Органами кровообращения являются: сердце и кровеносные сосуды.
1. Строение кровеносных сосудов.
Сердце сокращается и выбрасывает кровь в сосуды, которые пронизывают всё наше тело. Среди них различают артерии, вены и капилляры. (Схема на доске)
Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца к органам. Аорта – самая крупная из них.
Вены – сосуды, по которым кровь возвращается в сердце.
Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями.
Разность давлений в разных участках сосудистого русла – главная причина движения крови. Обратному току крови препятствует работа клапанов. В венах находятся полулунные клапаны
Низкая двигательная активность, ношение высоких каблуков, сидение нога на ногу способствуют нарушению нормального кровообращения в венах ног и проводят в развитию варикозного расширения вен. Для профилактики этой болезни мы выполним простое упражнение.
Физкультминутка
2. Положение сердца в грудной полости. Размеры сердца.
Слово «сердце» происходит от слова «середина». Сердце располагается в грудной полости, оно на 2/3 смещено в левую сторону. Сердце находиться в околосердечной сумке. Сама сумка и жидкость, находящаяся в ней, выполняют защитную роль и уменьшают трение сердца при его работе.
Размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака.
3. Строение сердца
Сердце – это полый мышечный орган. Полость сердца подразделяется на четыре камеры: два предсердия (правое и левое) и два желудочка (правый и левый). Наружный слой стенки сердца состоит из соединительной ткани (эпикард), средний мышечный слой – миокард, внутренний слой состоит из эпителиальной ткани (эндокард). Миокард предсердий значительно тоньше, чем миокард желудочков. Миокард левого желудочка в три раза толще, чем миокард правого желудочка. Степень развитости миокарда зависит от величины работы, которую выполняют камеры сердца.
Благодаря особым свойствам ткани сердца оно способно ритмично сокращаться. Правая сторона сердца заполнена венозной кровью, левая – артериальной. Сплошная перегородка предохраняет кровь от смешивания.
Предсердия и желудочки каждой половины сердца сообщаются между собой. На границе между ними имеются створчатые клапаны.
В правой половине сердца находится техстворчатый клапан, в левой – двустворчатый (митральный). Между желудочками и артериями находятся полулунные клапаны. Работа клапанов сердца обеспечивает одностороннее движение крови в сердце: из предсердий в желудочки, из желудочков в артерии. Около 10% крови, выбрасываемой левым желудочком, попадает в коронарные сосуды, питающие сердечную мышцу. При закупорке какого-то коронарного сосуда может наступить отмирание участка миокарда (инфаркт). Нарушение проходимости артерии может наступить в результате закупорки сосуда тромбом или из-за ее сильного сужения — спазма
4. Фазы работы сердца.
Сердце работает постоянно, и днем и ночью, независимо от сознания. В среднем сердце совершает около 3 млрд. сокращений.
Ритмические сокращения и расслабления сердца обеспечивают непрерывный ток крови. Сокращение сердечной мышцы называется систолой, его расслабление – диастолой. Началом каждого цикла является систола предсердий. Она длится 0,1 сек. Затем сокращаются желудочки – систола желудочков – 0,3 сек. В момент систолы в желудочках повышается давление крови, оно достигает в правом желудочке 25 мм рт. ст., а в левом – 130 мм рт. ст. кровь проталкивается с большой силой в артерии. Затем наступает общее расслабление – диастола – 0,4 сек.
Следует помнить простое правило: створчатые клапаны всегда открыты, кроме фазы, при которой сокращаются желудочки. Полулунные клапаны всегда закрыты, кроме фазы сокращения желудочков.
Сердечный цикл состоит из 3 фаз: I – сокращение предсердий, II – сокращение желудочков, III – общее расслабление. Его продолжительность у взрослого человека равна 0,8 сек. при частоте сокращений 70-75 раз в минуту.
Видеофрагмент о работе клапанов сердца.
Установлено, что если скелетные мышцы используют лишь 5 % кислорода, поставляемого кровью, головной мозг – 25%, то сердце – 65-70%.
Видеофрагмент о сосудистой системе.
5. Изучение кругов кровообращения
Обратите внимание, что стенки левого желудочка толще, чем стенки правого желудочка, потому что левый желудочек выполняет большую работу – он выталкивает кровь по большому кругу кровообращения. От него отходит самая крупная артерия – аорта, от правого желудочка – легочная артерия, а к сердцу кровь поступает по венам.
Малый круг кровообращения – путь крови от правого желудочка до левого предсердия.
Большой круг кровообращения – путь крови от левого желудочка до правого предсердия.
IV. Итоги урока
Выставление оценок за урок.
V. Домашнее задание
- Изучить § 17.
- Выполнить работу по инструктивной карточке (1-4 задания) письменно в рабочей тетради.
Используемая литература:
1. Драгомилов, А. В., Маш, Р. Д. Биология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.
2. Маш, Р. Д., Драгомилов, А. В. Биология. Человек: 8 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2007.
3.Пименов А.В. Электронное пособие для поступающих в ВУЗы. «Просвещение-МЕДИА» 4. Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Работа сердца
Разработка урока по биологии для 8 класса. Содержит все разделы изучаемого материала....
Конспект урока Строение и работа сердца
Разработка конспекта урока Строение и работа сердца по биологии, 8 класс...
Конспект урока "Строение и работа сердца"
Конспект урока по биологии 8 класса по теме "Строение и работа сердца". В данном уроке использованы элементы нескольких технологий: игровой, ИКТ, проблемного обучения....
план конспект урока по биологии "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"
план конспект урока биологии...
Конспект урока "Строение и работа сердца."
Конспект урока "Строение и работа сердца."...
Конспект урока биологии с использованием ЦОР по теме: "Строение и работа сердца"
Урок был проведен в рамках районного семинара учителей биологии по теме: "Использование межпредметных связей на уроках биологии"...
конспект урока "Работа сердца"
Конспект урока выполнен с учетом системно-деятельностного подхода....