25 и 26 задание ЕГЭ по биологии
презентация к уроку по биологии (11 класс)

Дамба Игорь Алексеевич

25 и 26 задание ЕГЭ по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 25_i_26_zad._ege.pptx164.9 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какие экологические факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме?

Слайд 2

Ответ: 1) антропогенные: сокращение площади лесов, чрезмерный отстрел; 2) биотические: недостаток корма, конкуренция, распространение заболеваний.

Слайд 3

Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?

Слайд 4

Ответ: 1)способствует уничтожению сорняков и ослабляет конкуренцию с культурными растениями; 2)способствует снабжению растений водой и минеральными веществами; 3)увеличивает поступление кислорода к корням.

Слайд 5

Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы ?

Слайд 6

Ответ: 1)большим биоразнообразием и разнообразием пищевых связей и цепей питания; 2)сбалансированным круговоротом веществ; 3)продолжительными сроками существования.

Слайд 7

Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство числа и формы хромосом во всех клетках организмов из поколения в поколение?

Слайд 8

Ответ: 1)благодаря мейозу образуются гаметы с гаплоидным набором хромосом; 2)при оплодотворении в зиготе восстанавливается диплоидный набор хромосом, что обеспечивает постоянство хромосомного набора; 3)рост организма происходит за счет митоза, обеспечивающего постоянство числа хромосом в соматических клетках.

Слайд 9

В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ?

Слайд 10

Ответ: 1)бактерии-гетеротрофы – редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями; 2)бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы ) – продуценты синтезируют органические вещества из неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др.

Слайд 11

Какие признаки характерны для моховидных растений?

Слайд 12

Ответ: 1)большинство мхов – листостебельные растения, некоторые из них имеют ризоиды; 2)размножаются мхи как половым, так и бесполым путем с чередованием поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит); 3)взрослое растение мха - половое поколение (гаметофит) а коробочка со спорами – бесполое (спорофит); 4)оплодотворение происходит при наличии воды.

Слайд 13

Какие особенности строения характерны для представителей типа Хордовых?

Слайд 14

Ответ: 1)внутренний осевой скелет; 2)нервная система в виде трубки на спинной стороне тела; 3)щели в пищеварительной трубке.

Слайд 15

Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе – 7,9%, в печени – 18,4%, в сердце – 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?

Слайд 16

Ответ: 1)митохондрии являются энергетическими станциями клетки, в них синтезируются и накапливаются молекулы АТФ; 2)для интенсивной работы сердечной мышцы необходимо много энергии, поэтому содержание митохондрий в ее клетках наиболее высокое; 3)в печени количество митохондрий по сравнению с поджелудочной железой выше, так как в ней идет более интенсивный обмен веществ.

Слайд 17

Объясните, почему говядину, которая не прошла санитарного контроля, опасно употреблять в пищу в недоваренном или слабо прожаренном виде ?

Слайд 18

Ответ: 1)в говяжьем мясе могут быть финны бычьего цепня; 2)в пищеварительном канале из финны развивается взрослый червь, и человек становится окончательным хозяином.

Слайд 19

В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.

Слайд 20

Ответ: 1)фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты; 2)по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых не происходит фотосинтез.

Слайд 21

Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?

Слайд 22

Ответ: 1)создают органические вещества из неорганических; 2)аккумулируют солнечную энергию; 3)обеспечивают органическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы.

Слайд 23

Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению?

Слайд 24

Ответ: 1)из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила; 2)восходящему току в растении способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.

Слайд 25

В чем проявляется усложнение кровеносной системы земноводных по сравнению с рыбами?

Слайд 26

Ответ: 1)сердце становится трехкамерным ; 2)появляется второй круг кровообращения; 3)в сердце содержится венозная и смешанная кровь.

Слайд 27

Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса?

Слайд 28

Ответ: 1)в смешанном лесу больше видов, чем в еловом; 2)в смешанном лесу цепи питания более длинные и разветвленные, чем в еловом; 3)в смешанном лесу ярусов больше, чем в еловом.

Слайд 29

Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях индивидуального развития?

Слайд 30

Ответ: 1)корни растений повреждают личинки; 2)листья деревьев повреждают взрослые жуки.

Слайд 31

Большая часть видов птиц улетает на зиму из северных районов, несмотря на их теплокровность . Укажите не менее трёх факторов, которые являются причиной перелётов этих животных.

Слайд 32

Ответ: 1)пищевые объекты насекомоядных птиц становятся не доступными для добывания; 2)ледовый покров на водоёмах и снеговой покров на земле лишают пищи растительноядных птиц; 3)изменение продолжительности светового дня.

Слайд 33

Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее трёх изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут.

Слайд 34

Ответ: 1)численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений; 2)резко сократится численность насекомоядных организмов ( консументов ІІ порядка) или они исчезнут из-за нарушения цепей питания; 3)часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, что приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы.

Слайд 35

Почему лечение антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника? Назовите не менее двух причин.

Слайд 36

Ответ: 1)антибиотики убивают полезные бактерии, обитающие в кишечнике человека; 2)нарушаются расщепление клетчатки, всасывание воды и другие процессы.

Слайд 37

В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии , большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоем считать экосистемой. Приведите не менее трех доказательств.

Слайд 38

Ответ: Названный временный водоем нельзя назвать экосистемой, так как в нем: 1)отсутствуют продуценты; 2)отсутствуют редуценты ; 3)отсутствует замкнутый круговорот веществ и нарушены цепи питания.

Слайд 39

Почему под жгут, который накладывают для остановки кровотечения из крупных кровеносных сосудов, кладут записку с указанием времени его наложения?

Слайд 40

Ответ: 1)прочитав записку, можно определить, сколько времени прошло после наложения жгута; 2)если через 1-2 часа не удалось доставить больного к врачу, то следует на некоторое время ослабить жгут. Это предупредит омертвление тканей.

Слайд 41

Какую роль играют слюнные железы в пищеварении у млекопитающих? Укажите не менее трех функций.

Слайд 42

Ответ: 1)секрет слюнных желез смачивает и обеззараживает пищу; 2)слюна участвует в формировании пищевого комка; 3)ферменты слюны способствуют расщеплению крахмала.

Слайд 43

В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление. Укажите не менее трех этапов.

Слайд 44

Ответ: 1)первыми развиваются травянистые светолюбивые растения; 2)потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, образуется мелколиственный или сосновый лес. 3)под пологом светолюбивых пород развиваются теневыносливые ели, которые впоследствии полностью вытесняют другие деревья.

Слайд 45

Для установления причины наследственного заболевания исследовали клетки больного и обнаружили изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил установить причину данного заболевания? С каким видом мутации оно связано?

Слайд 46

Ответ: 1)причина болезни установлена с помощью цитогенетического метода; 2)заболевание вызвано хромосомной мутацией – утратой или присоединением фрагмента хромосомы.

Слайд 47

В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных ?

Слайд 48

Ответ: 1)вначале численность куриных возросла, так как были уничтожены их враги (естественно регулирующие численность); 2)затем численность куриных сократилась из-за нехватки корма; 3)возросло число больных и ослабленных особей из-за распространения болезней и отсутствия хищников, что тоже повлияло на снижение численности куриных.

Слайд 49

Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется проявление данного признака?

Слайд 50

Ответ: 1)у зайца наблюдается проявление модификационной (фенотипической, ненаследственной ) изменчивости; 2)проявление данного признака определяется изменением условий среды обитания (температура, длина дня).

Слайд 51

В пищевом рационе человека рекомендуется использование морской капусты — ламинарии. Какое значение имеет её употребление в нормализации функций организма?

Слайд 52

Ответ: 1) морская капуста обладает свойством накапливать химический элемент йод; 2)йод необходим для нормальной функции щитовидной железы.

Слайд 53

Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трех причин.

Слайд 54

Ответ: 1)непосредственно повреждают органы и ткани растений; 2)загрязняют почву, уменьшают плодородие; 3)понижают продуктивность растений.

Слайд 55

Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?

Слайд 56

Ответ: 1)быстрое изменение давления при взлете или посадке самолета вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше; 2)глотательные движения улучшают доступ воздуха к слуховой (евстахиевой) трубе, через которую давление в полости среднего уха выравнивается с давлением в окружающей среде.

Слайд 57

Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх примеров.

Слайд 58

Ответ: 1)регулируют численность растений (распространяют плоды и семена); 2) регулируют численность насекомых, мелких грызунов; 3)служат пищей для хищников; 4)удобряют почву.

Слайд 59

В чём проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека?

Слайд 60

Ответ: 1)лейкоциты способны к фагоцитозу – пожиранию и перевариванию белков, микроорганизмов, отмерших клеток; 2)лейкоциты принимают участие в выработке антител, которые нейтрализуют определенные антигены.

Слайд 61

В образовавшейся на теле человека ране кровотечение со временем приостанавливается , однако может возникнуть нагноение. Объясните, какими свойствами крови это обусловлено ?

Слайд 62

Ответ: 1)кровотечение приостанавливается благодаря свёртыванию крови и образованию тромба; 2)нагноение обусловлено накоплением отмерших лейкоцитов, осуществивших фагоцитоз.

Слайд 63

Почему объём мочи, выделяемой телом человека за сутки, не равен объём выпитой за это же время жидкости?

Слайд 64

Ответ: 1)часть воды используется организмом или образуется в процессах обмена веществ; 2)часть воды испаряется через органы дыхания и потовые железы.

Слайд 65

Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9% раствором NaCl ). Поясните почему?

Слайд 66

Ответ : 1) введение больших доз препаратов без разбавления может вызвать резкое изменение состава крови и необратимые явления; 2) концентрация физиологического раствора (0,9% раствор NaCl ) соответствует концентрации солей в плазме крови и не вызывает гибели клеток крови.

Слайд 67

Чем характеризуется биологический прогресс у цветковых растений? Укажите не менее трёх признаков.

Слайд 68

Ответ: 1)большим разнообразием популяций и видов; 2)широким расселением на земном шаре; 3)приспособленностью к жизни в разных экологических условиях.

Слайд 69

Почему летом при длительной жажде рекомендуется пить подсоленую воду?

Слайд 70

Ответ: 1)летом у человека усиливается потоотделение; 2)с потом из организма выводятся минеральные соли; 3)подсоленная вода восстанавливает нормальный водно-солевой баланс между тканями и внутренней средой организма.

Слайд 71

Какое воздействие оказывает гиподинамия (низкая двигательная активность) на организм человека?

Слайд 72

Ответ: гиподинамия приводит: 1)к понижению уровня обмена веществ, увеличению жировой ткани, избыточной массе тела; 2)ослаблению скелетных и сердечной мышц, увеличению нагрузки на сердце и снижению выносливости организма; 3)застою венозной крови в нижних конечностях, расширению сосудов, нарушению кровообращения .

Слайд 73

С чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа? Ответ поясните.

Слайд 74

Ответ: 1)ионы железа входят в состав гемоглобина эритроцитов; 2)гемоглобин эритроцитов обеспечивает транспорт кислорода и углекислого газа, так как способен связываться с этими газами; 3)поступление кислорода необходимо для энергетического обмена клетки, а углекислый газ — его конечный продукт, подлежащий удалению.

Слайд 75

Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду. Приведите не менее трех доказательств.

Слайд 76

Ответ: 1)сходство строения, процессов жизнедеятельности, поведения; 2)генетическое единство — одинаковый набор хромосом, их строение; 3)от межрасовых браков появляется потомство, способное к размножению.

Слайд 77

Каковы причины малокровия у человека? Укажите не менее трёх возможных причин.

Слайд 78

Ответ: 1)большие кровопотери; 2)неполноценное питание (недостаток железа и витаминов и др.); 3)нарушение образования эритроцитов в кроветворных органах.

Слайд 79

Объясните, с чем связано большое разнообразие сумчатых млекопитающих в Австралии и отсутствие их на других континентах.

Слайд 80

Ответ: 1)Австралия отделилась от других материков в период расцвета сумчатых до появления плацентарных животных (географическая изоляция); 2)природные условия Австралии способствовали дивергенции признаков сумчатых и активному видообразованию; 3)на других континентах сумчатые были вытеснены плацентарными млекопитающими.

Слайд 81

Почему отношения между щукой и окунем в экосистеме реки считают конкурентными ?

Слайд 82

Ответ: 1)являются хищниками, питаются сходной пищей; 2)обитают в одном водоёме, нуждаются в сходных условиях для жизни, взаимно угнетают друг друга.

Слайд 83

Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоёме хищных рыб?

Слайд 84

Ответ: 1)уничтожение хищников приводит к резкому возрастанию численности растительноядных рыб и усилению конкуренции между ними; 2)большая численность растительноядных рыб способствует уменьшению кормовой базы, распространению среди них различных заболеваний, это приведёт к массовой гибели рыб.

Слайд 85

В промышленных районах Англии на протяжении XIX—XX веков увеличилось число бабочек берёзовой пяденицы с тёмной окраской крыльев по сравнению со светлой окраской. Объясните это явление с позиции эволюционного учения и определите форму отбора.

Слайд 86

Ответ: 1)в потомстве популяции бабочек рождаются и светлые, и тёмные формы; 2)в загрязненных копотью промышленных районах с потемневших стволов птицами устраняются светлые особи, поэтому через ряд поколений преобладающей формой в популяциях стали бабочки с тёмной окраской; 3)изменение окраски в популяциях бабочек — проявление движущей формы естественного отбора .

Слайд 87

Почему человек без опасных последствий употребляет в пищу белки в виде мяса, рыбы, яиц, а вводить белки сразу в кровь для питания больных ни в коем случае нельзя?

Слайд 88

Ответ: 1)белки в пищеварительном тракте, в желудке, в кислой среде расщепляются до аминокислот ферментами пептидазами; 2)в кровь попадают уже аминокислоты и разносятся к клеткам тканей; 3)введение в кровь чужеродных белков вызовет иммунную реакцию, отторжение, возможна даже гибель больного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуационные задания на уроках биологии в 5 –6 классах

Одно из средств, развивающих УУД, являются ситуативные  задания на разных этапах урока, позволяющие ученику осваивать материал, выполняя интеллектуальные  операции....

Тестовые задания по общей биологии 10 класс

Тестовые задания составлены на основе учебника БИОЛОГИЯ , базовый уровень 10 класс, автор И.Н.Пономарева, О.А. Корнилов, Т.Е. Лощилина. Задания в двух вариантах, позволяют быстро проверить знания учащ...

задания для урока биологии по теме "Класс Ракообразные, Класс Паукообразные"

Задания разработаны для групповой работы по теме "Класс Ракообразные, Класс Паукообразные". Могут использоваться как вопросы для проведения викторины, закрепления знаний или самостоятельного изучения ...

задание по дисциплине биология

Задания по дисциплине «Биология.Преподаватель: Серикова Т.Н.(общие компетенции).Название заданияИзвлечение информации из источникаДисциплинаБиологияКурс1Тема  Деление эукариотических клетокСложно...

Задания викторины знатоки биологии 6 класс

Задания данной викторины помогут развивать интерес школьников к биологической науке....

Тестовые задания к урокам биологии 8 класс

Данные тестовые задания  составлены в соответствии с программой по биологиии для средних образовательных школ,  по УМК  В.В.Пасечник. Тестовые задания включают в себя тесты по разделу б...

Задания ЕГЭ по биологии 2014 года

В работе даны вопросы и задания по теме "Клетка - биологическая система" из открытого банка заданий 2014 года....