задание по дисциплине биология
материал по биологии на тему
Задания по дисциплине «Биология.
Преподаватель: Серикова Т.Н.(общие компетенции).
Название задания | Извлечение информации из источника |
Дисциплина | Биология |
Курс | 1 |
Тема | Деление эукариотических клеток |
Сложность источника | Источник достаточен для выполнения задания. |
Проверяемая компетентность | ОК 4.2, уровень 2 |
Вам предстоит изучить процесс митоза, который характерен для деления эукариотических клеток. | Стимул |
Внимательно прочитайте текст «Деление эукариотических клеток» Выполните следующие задания: 1.Выпишите из текста наиболее полное определение понятия «митоза». 2.Перечислите стадии митоза. 3.Выпишите характерные признаки каждой стадии митозы. 4.Биологическое значение митоза. | Задачная формулировка |
1. Определение____________________________________________________________________________________________________________ 2. Стадии митоза: 1)__________________________________________________________ 2)__________________________________________________________ 3)__________________________________________________________ 4)__________________________________________________________ 3.Характерные признаки митоза: 1)_________________________________________________________ ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 2) ------------------------------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------------------------ 3) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 4) --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 4 Выпишите биологическое значение митоза: ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Бланк |
Митоз (греч. mitos — нить), или непрямое деление, — | Источник |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы |
1. Определение_________________________________________________ 2. Стадии митоза -1),2).3),4). 3. .Характерные признаки митоза: 4.Выпишите биологическое значение митоза: Всего : 4 балла
| 1 1 1 1
|
Задания по дисциплине «Биология.
Преподаватель: Серикова Т.Н.(общие компетенции).
Название задания | Извлечение информации из источника |
Дисциплина | Биология |
Курс | 1 |
Тема | Деление эукариотических клеток |
Сложность источника | Источник достаточен для выполнения задания. |
Проверяемая компетентность | ОК 4.2, уровень 2 |
Вам предстоит изучить процесс митоза, который характерен для деления эукариотических клеток. | Стимул |
Внимательно прочитайте текст «Деление эукариотических клеток» Выполните следующие задания: 1.Выпишите из текста наиболее полное определение понятия «митоза». 2.Перечислите стадии митоза. 3.Выпишите характерные признаки каждой стадии митозы. 4.Биологическое значение митоза. | Задачная формулировка |
1. Определение____________________________________________________________________________________________________________ 2. Стадии митоза: 1)__________________________________________________________ 2)__________________________________________________________ 3)__________________________________________________________ 4)__________________________________________________________ 3.Характерные признаки митоза: 1)_________________________________________________________ ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 2) ------------------------------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------------------------ 3) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 4) --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 4 Выпишите биологическое значение митоза: ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Бланк |
Митоз (греч. mitos — нить), или непрямое деление, — | Источник |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы |
1. Определение_________________________________________________ 2. Стадии митоза -1),2).3),4). 3. .Характерные признаки митоза: 4.Выпишите биологическое значение митоза: Всего : 4 балла
| 1 1 1 1
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komp_orien_zad_po_biologiino1.doc | 216 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания по дисциплине «Биология.
Преподаватель: Серикова Т.Н.(общие компетенции).
Название задания | Извлечение информации из источника |
Дисциплина | Биология |
Курс | 1 |
Тема | Деление эукариотических клеток |
Сложность источника | Источник достаточен для выполнения задания. |
Проверяемая компетентность | ОК 4.2, уровень 2 |
Вам предстоит изучить процесс митоза, который характерен для деления эукариотических клеток. | Стимул |
Внимательно прочитайте текст «Деление эукариотических клеток» Выполните следующие задания: 1.Выпишите из текста наиболее полное определение понятия «митоза». 2.Перечислите стадии митоза. 3.Выпишите характерные признаки каждой стадии митозы. 4.Биологическое значение митоза. | Задачная формулировка |
1)__________________________________________________________ 2)__________________________________________________________ 3)__________________________________________________________ 4)__________________________________________________________ 3.Характерные признаки митоза: 1)_________________________________________________________ ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 2) ------------------------------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------------------------ 3) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 4) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Бланк |
Митоз (греч. mitos — нить), или непрямое деление, — | Источник |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы |
4.Выпишите биологическое значение митоза: Всего : 4 балла | 1 1 1 1 |
Компетентностно – ориентированные задания по дисциплине «Биология.
Преподаватель: Серикова Т.Н.(общие компетенции).
Название задания | Извлечение информации из источника |
Дисциплина | Биология |
Курс | 1 |
Тема | Введение. Предмет изучения обобщающего курса «Биология». |
Сложность источника | Источник достаточен для выполнения задания. |
Проверяемая компетентность | ОК 4.2, уровень 2 |
Вам предстоит изучить материал, который раскрывает значение биологии для медицины. | Стимул |
Внимательно прочитайте текст «Введение. Предмет и значение биологии» Выполните следующие задания: 1.Выпишите из текста наиболее полное определение понятия «биология». 2.Перечислите дисциплины входящие в состав современной биологии 3.Выпишите имена ученых сделавших великие открытия в науке, послужившие стимулом к развитию биологии. 4.Укажите биологическое значение каждой науки. | Задачная формулировка |
1)_____________; 2)_____________; 3)____________; 4)__________; 5) ________; 6)_________; 7)_________; 8)_________; 9)_________; 10)________; 11)___________; 12)____________; 3.Краткая характеристика каждой науки: 1)____________________; 2)__________________; 3)___________; 4) ______________ ; 5) _______________;6)______________; 7)________________;8)_____________;9)________________; 10)______________;11)______________;12)______________; 4.Выпишите основные науки, сыграющие значительную роль в развитии биологии: -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------; | Бланк |
Биология - наука о жизни. Она изучает жизнь как особую форму движения материи, законы ее существования и развития. Предметом изучения биологии являются живые организмы, их строение, функции, их природные сообщества. Термин "биология", предложенный в 1802 г. впервые Ж.Б. Ламарком, происходит от двух греческих слов: bios - жизнь и logos - наука. Вместе с астрономией, физикой, химией, геологией и другими науками, изучающими природу, биология относится к числу естественных наук. В общей системе знаний об окружающем мире другую группу наук составляют социальные, или гуманитарные (лат. humanitas - человеческая природа), науки, изучающие закономерности развития человеческого общества. Современная биология представляет собой систему наук о живой природе. Общие закономерности развития живой природы, раскрывающие сущность жизни, ее формы и развитие, рассматривает общая биология . Соответственно объектам изучения - животным, растениям, вирусам - существуют специальные науки, изучающие каждую из названных групп организмов:
В свою очередь, эти науки имеют разделы в зависимости от охватываемых ими объектов. Так, ботаническими науками являются:
К зоологическим наукам относятся:
Классификацией живых существ занимается систематика. Ряд биологических наук изучает морфологию, т. е. строение организмов, другие - физиологию, т. е. процессы, протекающие в живых организмах, и обмен веществ между организмами и средой. К морфологическим наукам относятся:
| Источник |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы |
2. Дисциплины входящие в комплекс наук о природе:-1),2).3),4).
Всего : 4 балла | 1 1 1 1 |
Компетентностно – ориентированные задания по дисциплине «Биология.
Преподаватель: Серикова Т.Н.(общие компетенции).
Название задания | Извлечение информации из источника |
Дисциплина | Биология |
Курс | 1 |
Тема | Биология как наука. Методы научного познания. |
Сложность источника | Источник достаточен для выполнения задания. |
Проверяемая компетентность | ОК 4.2, уровень 2 |
Вам предстоит изучить материал, который раскрывает общие закономерности биологии. | Стимул |
Внимательно прочитайте текст «Биология как наука. Методы научного познания. » Выполните следующие задания: 1.Выпишите из текста значимые признаки живого организма 2.Перечислите основные уровни жизни 3.Дайте характеристику для основных форм жизни.(внеклеточные и клеточные формы жизни) 4.Укажите общие закономерности биологии. | Задачная формулировка |
1.Признаки живого организма_ с 1) – по 13)__________________ _ 2.Уровни жизни: 1)_____________; 2)_____________; 3)____________; 4)__________; 5) ________; 6)_________; 7)_________; 8)_________; 3.Краткая характеристика двух основных форм жизни: 1)__________________________________________________________ 2)_____________________________________________________________________________________________________________________; 4.Общие закономерности биологии 1) -------------------------------------------- 2)--------------------------------------------- 3)--------------------------------------------- 4)---------------------------------------------- 5)--------------------------------------------- :6)---------------------------------------------; | Бланк |
Признаки живого организма. Эти свойства в комплексе характеризуют любую живую систему и жизнь вообще: 1) самообновление Основу обмена веществ составляют сбалансированные и четко взаимосвязанные процессы ассимиляции (анаболизм, синтез, образование новых веществ) и диссимиляции (катаболизм, распад). В результате ассимиляции происходят обновление структур организма и образование новых его частей (клеток, тканей, частей органов). Диссимиляция определяет расщепление органических соединений, обеспечивает клетку пластическим веществом и энергией. 2) самовоспроизведение. Нуклеиновые кислоты способны хранить, передавать и воспроизводить наследственную информацию, а также реализовывать ее через синтез белков. Информация, хранимая на ДНК, переносится на молекулу белка с помощью молекул РНК; 3) саморегуляция. Базируется на совокупности потоков вещества, энергии и информации через живой организм; 4) раздражимость. Благодаря раздражимости живые организмы способны избирательно реагировать на условия внешней среды и извлекать из нее только необходимое для своего существования. 5) поддержание гомеостаза — относительного динамического постоянства внутренней среды организма 6) структурная организация — определенная упорядоченность, стройность живой системы. 7) адаптация — способность живого организма постоянно приспосабливаться к изменяющимся условиям существовании в окружающей среде. 8) репродукция (воспроизведение). 9) наследственность. Обеспечивает преемственность между поколениями организмов (на основе потоков информации). 10) изменчивость — свойство, противоположное наследственности. 11) индивидуальное развитие (процесс онтогенеза) — воплощение исходной генетической информации, заложенной в структуре молекул ДНК (т. е. в генотипе), в рабочие структуры организма. 12) филогенетическое развитие (закономерности его установлены Ч.Р.Дарвином). Базируется на прогрессивном размножении, наследственности, борьбе за существование и отборе. 13) дискретность (прерывистость) и в то же время целостность. Существуют следующие уровни организации живой материи на Земле:
Краткая характеристика двух основных форм жизни. По этому важнейшему признаку все живое делится на две империи — доклеточных (вирусы и фаги) и клеточных (сюда относятся все остальные организмы: бактерии и близкие к ним группы; грибы; зеленые растения; животные). По наличию или отсутствию ядра клеточные организмы делят на два надцарстса: безъядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) (от греч. протос — первый и эу — собственно, настоящий). К первой группе относят сине-зеленых и бактерий, ко второй — всех животных, зеленые растения и грибы. К прокариотам относят наиболее просто устроенные формы клеточных организмов. ДНК прокариот образует одну двойную спиралевидную нить, которая замкнута в кольцо. Эта кольцевидная нить ДНК состоит из значительного числа генов, но это еще не настоящая хромосома, которая появляется только у эукариот. В связи с тем, что ДНК представлена единственной нитью, существует лишь одна группа сцепления генов. Вот основные признаки прокариот: — кольцевидная ДНК сосредоточена в центральной части клетки, не отделенной ядерной оболочкой от остальной части клетки; — отсутствуют митохондрий; — они лишены пластид; — клеткам прокариот несвойствен митоз; — нет центриолей; — отсутствуют хромосомы; Закономерности: Единство живого вещества - неразрывная молекулярно-биохимическая совокупность живого вещества (биомассы) Изменчивость - - способность организмов изменять свои признаки и свойства; генотипическая изменчивость наследуется, фенотипическая - не наследуется. Наследственность - - способность организмов передавать следующему поколению свои признаки и свойства, т. е. воспроизводить себе подобных. Приспособленность - относительная целесообразность строения и функций организма, явившаяся результатом естественного отбора, устраняющего неприспособленных к данным условиям существования. | Источник |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы |
1.Признаки живого организма___________ 2. Уровни жизни:_____________________________________________________ 3. Краткая характеристика двух основных форм жизни: 4. .Общие закономерности биологии; :Всего : 4 балла | 1 1 1 1 |
Компетентностно – ориентированные задания по дисциплине «Биология.
Преподаватель: Серикова Т.Н.(общие компетенции).
Название задания | Извлечение информации из источника |
Дисциплина | Биология |
Курс | 1 |
Тема | Биология клетки |
Сложность источника | Источник достаточен для выполнения задания. |
Проверяемая компетентность | ОК 4.2, уровень 2 |
Вам предстоит изучить материал, который раскрывает общие закономерности биологии. | Стимул |
Внимательно прочитайте текст «Биология клетки » Выполните следующие задания: 1. Выпишите из текста наиболее полное определение «клетка». 2.Перечислите основные моменты развития биологии (и ученых) ,чьи работы способствовали открытию клетки. 3.Дайте характеристику клеточной теории. 4.Укажите значение клеточной теории. | Задачная формулировка |
1.Определение «клетка»_______________________________________ _ 2.Основные моменты развития знаний о клетке: 1)_____________; 2)_____________; 3)____________; 4)__________; 5) ________; 3.Краткая характеристика клеточной теории: 1)__________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________; 4.Значение клеточной теории: 1) ______________________________________________________________________________________________________________________________ | Бланк |
Клеточная теория Предпосылки клеточной теории Предпосылками создания клеточной теории были изобретение и усовершенствование микроскопа и открытие клеток (1665 г., Р. Гук — при изучении среза коры пробкового дерева, бузины и др.). Работы известных микроскопистов: М. Мальпиги, Н. Грю, А. ван Левенгука — позволили увидеть клетки растительных организмов. А. ван Левенгук обнаружил в воде одноклеточные организмы. Сначала изучалось клеточное ядро. Р. Броун описал ядро растительной клетки. Я. Э. Пуркине ввел понятие протоплазмы — жидкого студенистого клеточного содержимого. Немецкий ботаник М. Шлейден первым пришел к выводу, что в любой клетке есть ядро. Основателем КТ считается немецкий биолог Т. Шванн (совместно с М. Шлейденом), который в 1839 г. опубликовал труд «Микроскопические иссле-дования о соответствии в структуре и росте животных и растений». Его положения: 1) клетка — главная структурная единица всех живых организмов (как животных, так и растительных); 2) если в каком-либо образовании, видимом под микроскопом, есть ядро, то его можно считать клеткой; 3) процесс образования новых клеток обусловливает рост, развитие, дифференцировку растительных и животных клеток. Дополнения в клеточную теорию внес немецкий ученый Р. Вирхов, который в 1858 г. опубликовал свой труд «Целлюлярная патология». Он доказал, что дочерние клетки образуются путем деления материнских клеток: каждая клетка из клетки. В конце XIX в. были обнаружены митохондрии, комплекс Гольджи, пластиды в растительных клетках. После окрашивания делящихся клеток специальными красителями были обнаружены хромосомы. Современные положения КТ
Значение клеточной теории Стало ясно, что клетка — важнейшая составляющая часть живых организмов, их главный морфофизиологический компонент. Клетка — это основа многоклеточного организма, место протекания биохимических и физиологических процессов в организме. На клеточном уровне в конечном итоге происходят все биологические процессы. Клеточная теория позволила сделать вывод о сходстве химического состава всех клеток, общем плане их строения, что подтверждает филогенетическое единство всего живого мира. | Источник |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы |
1.Определение «клетка» ___________ 2. Основные моменты развития знаний о клетке::_____________________________________________________ 3. Краткая характеристика клеточной теории:: 4. . Значение клеточной теории: :Всего : 4 балла | 1 1 1 1 |
Компетентностно – ориентированные задания по дисциплине «Биология.
Преподаватель: Серикова Т.Н.(общие компетенции).
Название задания | Извлечение информации из источника |
Дисциплина | Биология |
Курс | 1 |
Тема | Неорганические вещества клетки |
Сложность источника | Источник достаточен для выполнения задания. |
Проверяемая компетентность | ОК 4.2, уровень 2 |
Вам предстоит изучить материал, который раскрывает общие закономерности биологии. | Стимул |
Внимательно прочитайте текст «Неорганические вещества клетки» Выполните следующие задания: 1. Выпишите из текста наиболее значимые химические элементы (3 группы) .2..Дайте краткую характеристику воды. 3.Дайте определения следующим понятиям: осмос, буферность. гидрофильные, гидрофобные 4 Покажите значение воды для жизнедеятельности клетки. | Задачная формулировка |
1. Наиболее значимые химические элементы клетки 1)________________;2)_______________;3)____________________; 2. ..Дайте краткую характеристику воды 1)_______________________________________________________________________________________________________________; 3. Дайте определения следующим понятиям: осмос, буферность. гидрофильные, гидрофобные 1)______________________; 2)______________________; 3)_____________________; 4)______________________;
4.Значение воды для жизнедеятельности клетки: 1) ______________________________________________________________________________________________________________________________ | Бланк |
Химический состав клетки. В клетках обнаружено около 60 элементов периодической системы Менделеева, встречающихся и в неживой природе. В живых организмах наиболее распространены водород, кислород, углерод и азот, которые составляют около 98% массы клеток. Такое обусловлено особенностями химических свойств водорода, кислорода, углерода и азота, вследствие чего они оказались наиболее подходящими для образования молекул, выполняющих биологические функции. Эти четыре элемента способны образовывать очень прочные ковалентные связи посредством спаривания электронов, принадлежащих двум атомам. Ковалентно связанные атомы углерода могут формировать каркасы бесчисленного множества различных органических молекул. Поскольку атомы углерода легко образуют ковалентные связи с кислородом, водородом, азотом, а также с серой, органические молекулы достигают исключительной сложности и разнообразия строения. Кроме четырех основных элементов в клетке в заметных количествах (10ые и 100ые доли процента) содержатся железо, калий, натрий, кальций, магний, хлор, фосфор и сера. Все остальные элементы (цинк, медь, йод, фтор, кобальт, марганец и др.) находятся в клетке в очень малых количествах и поэтому называются микроэлементами. Химические элементы входят в состав неорганических и органических соединений. К неорганическим соединениям относятся вода, минеральные соли, диоксид углерода, кислоты и основания.. Кроме кислорода, водорода, углерода и азота в их состав могут входить другие элементы. Некоторые белки содержат серу. Составной частью нуклеиновых кислот является фосфор. Молекула гемоглобина включает железо, магний участвует в построении молекулы хлорофилла. Микроэлементы, несмотря на крайне низкое содержание в живых организмах, играют важную роль в процессах жизнедеятельности. Йод входит в состав гормона щитовидной железы – тироксина, кобальт – в состав витамина В12. гормон островковой части поджелудочной железы – инсулин – содержит цинк. У некоторых рыб место железа в молекулах пигментов, переносящих кислород, занимает медь. Неорганические вещества. Вода. Н2О – самое распространенное соединение в живых организмах. Содержание ее в разных клетках колеблется в довольно широких пределах: от 10% в эмали зубов до 98% в теле медузы, но среднем она составляет около 80% массы тела. Исключительно важная роль воды в обеспечении процессов жизнедеятельности обусловлена ее физико-химическими свойствами. Полярность молекул и способность образовывать водородные связи делают воду хорошим растворителем для огромного количества веществ. Большинство химических реакций, протекающих в клетке, может происходить только в водном растворе. Вода участвует и во многих химических превращениях. Общее число водородных связей между молекулами воды изменяется в зависимости от t°. При t° таяния льда разрушается примерно 15% водородных связей, при t° 40°С – половина. При переходе в газообразное состояние разрушаются все водородные связи. Этим объясняется высокая удельная теплоемкость воды. При изменении t° внешней среды вода поглощает или выделяет теплоту вследствие разрыва или новообразования водородных связей. Таким путем колебания t° внутри клетки оказываются меньшими, чем в окружающей среде. Высокая теплота испарения лежит в основе эффективного механизма теплоотдачи у растений и животных. Вода как растворитель принимает участие в явлениях осмоса, играющего важную роль в жизнедеятельности клетки организма. Осмосом называют проникновение молекул растворителя через полупроницаемую мембрану в раствор какого-либо вещества. Полупроницаемыми называются мембраны, которые пропускают молекулы растворителя, но не пропускают молекулы (или ионы) растворенного вещества. Следовательно, осмос – односторонняя диффузия молекул воды в направлении раствора. Минеральные соли. Большая часть неорганических в-в клетки находится в виде солей в диссоциированном, либо в твердом состоянии. Концентрация катионов и анионов в клетке и в окружающей ее среде неодинакова. В клетке содержится довольно много К и очень много Nа. Во внеклеточной среде, например в плазме крови, в морской воде, наоборот, много натрия и мало калия. Вещества хорошо растворимые в воде называются -гидрофильными (кислоты, спирты, основания, соли. углеводы и белки…) Вещества плохо растворимые в воде называются – гидрофобными (жиры и жироподобные вещества)..Раздражимость клетки зависит от соотношения концентраций ионов Na+, K+, Ca2+, Mg2+. В тканях многоклеточных животных К входит в состав многоклеточного вещества, обеспечивающего сцепленность клеток и упорядоченное их расположение. От концентрации солей в большой мере зависят осмотическое давление в клетке и ее буферные свойства. Буферностью называется способность клетки поддерживать слабощелочную реакцию ее содержимого на постоянном уровне. Буферность внутри клетки обеспечивается главным образом ионами Н2РО4 и НРО42-. Во внеклеточных жидкостях и в крови роль буфера играют Н2СО3 и НСО3-. Анионы связывают ионы Н и гидроксид-ионы (ОН-), благодаря чему реакция внутри клетки внеклеточных жидкостей практически не меняется. | Источник |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы |
1. Химические элементы входящие в состав клетки (3 группы) 2. Характеристика воды. 3. Определения - осмос, буферность. гидрофильность, гидрофобность. 4. Значение воды для жизнедеятельности клетки. :Всего: 4 балла | 1 1 1 1 |
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
«ЖИЗНЬ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЮДЕЙ»
1 уровень. Знание
Найди правильный ответ:
1. Из чего вначале изготавливал орудия труда древний человек:
А) из кости
В) из камня
С) из бронзы
Д) из железа
Е) из дерева
2. Когда стал формироваться современный тип человека:
А) 1 млн лет назад
В) 200-500 тысяч лет назад
С) 100-35 тысяч лет назад
Д) 35-40 тысяч лет назад
3. Первый человек, появившийся на территории Казахстан, был современником:
А) неандертальца
В) синантропа
С) питекантропа
D)австралопитека
Е) кроманьонца
4. Зернотерки человек изобрел в эпоху:
А) нижнего палеолита
В) мезолита
С) неолита
D) бронзы
5. Когда началось таяние ледника:
А) 100 тыс.лет назад
В) 13 тыс.лет назад
С) 35 тыс.лет назад
D) 40 тыс.лет назад
2 уровень. Понимание.
Установи соответствие:
1.австралопитек А. 100-35 тыс.лет назад
2. питекантроп Б. 35-40 тыс.лет назад
3. синантроп В. 2,6 млн. лет назад
4. неандерталец Г. 200-500 тыс.лет назад
5. кроманьонец Д. 1 млн лет назад
3 уровень. Применение.
Дай понятие данным определениям:
1.Первое занятие древнейших людей
2.Первоначальный коллектив людей
3.Каменное орудие труда с острым зубчатым краем
4.Галечное орудие труда заостренное с двух сторон
4 уровень. Анализ.
Распредели данные понятия по группам
Ручные рубила, чоппинг, палеолит, чоппер, зернотерки, мезолит, палка-копалка, неолит.
5. уровень. Синтез.
Создай синквейн по теме «Древние люди».
6 уровень. Оценка.
Оцени, как похолодание повлияло на жизнь древнейших людей. Аргументируй свой ответ конкретными примерами.
Предмет: ХИМИЯ
Класс: 8
Тема: «Взаимодействия веществ»
Урок: «Типы химических реакций»
Компетенция: извлечение вторичной информации
Источник: учебник «Химия 8»
Цель: развить информационную компетентность
Стимул: Сегодня на уроке, мы выяснить по каким правилам происходят все химические превращения в природе.
Задание: Внимательно прочитайте учебник – параграф 27.
Ознакомьтесь с типами химических реакций по плану:
1. определение химической реакции
2. примеры для данного типа химической реакции
3. составление схемы реакции
Используйте представленную информацию для заполнения таблицы.
Тип химической реакции Определение Пример данной реакции Схема данной реакции
Реакция соединения
Реакция разложения
Реакция замещения
Реакция обмена
Модельный ответ:
1. Записал определение химической реакции – 2 балла
2. Записал не менее 2 примеров химических реакций по данному типу- 2 балла
3. Составил и записал схему химической реакции по данному типу – 2 балла
Компетентностно-ориентированное задание.
Программа: «Биология. Введение в общую биологию». 9 класс автор В.Б.Захаров.
Раздел: IV- Наследственность и изменчивость.
Тема 2. Закономерности наследственности
( 3-й урок - Первый и второй законы Г. Менделя).
Цели урока: изучить закономерности и суть моногибридного скрещивания.
Развивающая – формирование умений Модельный ответ: и навыков по использованию генетической терминологии и символик, сравнивать, анализировать, делать выводы (информационная компетентность – уровень 1, планирование информационного поиска; уровень 2, первичная обработка информации; коммуникативная компетентность – 2 ступень, публичное выступление)
Воспитательная – воспитывать творческое мышление и информационную культуру.
Задачи: рассмотреть на конкретных примерах закономерности моногибридного скрещивания.
Источники информации и дополнительного материала для формирования ключевой компетенции: учебник «Биология. Общие закономерности». С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров,
Н.И. Сонин, ЦОРы «Уроки биологии Кирилла и Мефодия 9-10 классы,
Программные средства – текстовый редактор MS WORD.
ХОД УРОКА
Повторение и проверка домашнего задания.
Проверка знаний генетической терминологии:
Ген – это…
Аллель – это…
Доминантный признак – это…
Составьте схему для семьи из сказки «Три поросёнка», « Три медведя», « Волк и семеро козлят».
Изучение нового.
Стимул: изучив данный вопрос, вы сможете достаточно чётко определять передачу наследственных признаков, например, группы крови для установления или опровержения отцовства.
Задачная формулировка: Для того чтобы выяснить, каким образом гены передаются от родителей к детям, рассмотрим случай, когда родительские особи отличаются друг от друга по одной паре генов. Как называется такое скрещивание?
Модельный ответ: Скрещивание, в котором изучается наследование различий по одной паре генов, называется моногибридным.
Задачная формулировка: В качестве моногибридного скрещивания рассмотрим окраску семядолей гороха. Такой опыт с сортами гороха проводил Г.Мендель. Какие организмы нужны для этого эксперимента?
Модельный ответ: Чистые линии.
Задачная формулировка: Как их записать генетическими символами?
Модельный ответ: P AA aa
жёлт. х зелён.
Учитель: Обратите внимание на мультипликационный фрагмент
Далее идет совместное рассуждение.
Каждая клетка гороха имеет 14 хромосом, слагающихся из 7 пар гомологов. Представим, что одна из этих пар несёт гены, определяющих окраску семян. Для удобства обозначим эти гены буквами. Рассмотрим ту пару хромосом, которая несёт рассматриваемые нами гены.
Задачная формулировка: Что происходит при редукционном делении при образовании гамет?
Модельный ответ: Число хромосом уменьшается вдвое, т.к. из каждой пары гомологов в зрелую гамету попадает только одна хромосома.
Задачная формулировка: Какие типы гамет может дать каждая родительская особь
Модельный ответ: АА А - гаметы - А аа а - гаметы – а
Задачная формулировка: Что происходит при оплодотворении?
Модельный ответ: n + n = 2n.
Учитель: В результате такого скрещивания мы можем получить много гибридных семян первого поколения, но т.к. при скрещивании чистых сортов все эти гибридные семена будут одинаковы, т.е. наблюдается единообразие первого поколения (1 закон Менделя).
Учащиеся записывают формулировку закона в тетрадь.
F1 A a
Aa
жёлтый
Учитель: Гибридные растения F1 размножаются путём самоопыления. При образовании гамет гибридным растением Aa во время мейоза гомологичные хромосомы расходятся к разным полюсам и попадают в разные гаметы. Сколько типов гамет может дать данный организм?
Модельный ответ: Два типа гамет.
F1 Aa x Aa
жёлт. жёлт.
F2 AA: Aa: Aa: aa
жёлт. зелён.
3 : 1
Так как в результате каждого деления возникают две клетки, то эти два типа гамет образуются в равных количествах. При оплодотворении гаметы свободно комбинируются друг с другом, в результате чего возможно образование четырёх типов генотипа. На основании этого опыта Г.Мендель сформулировал положение о о «чистоте гамет».
Закрепление.
Решение задач.
Жёлтая морская свинка при скрещивании с белой даёт кремовых потомков. Скрещивание кремовых свинок между собой дало 13 жёлтых, 11 белых и 25 кремовых. Почему? Определите генотипы всех особей .
Автор: Татьяна на 16:05
Предлагаю пример компетентностно-ориентированного задания по химии
Работая в группах, подготовьте поле модельных ответов к заданию
Задание 1.
Задание рекомендуется использовать при изучении темы «Классификация кислот» (8 класс) на этапе изучения нового материала, когда учащиеся еще не информированы о номенклатуре и классификации кислот.''
Рассмотрите таблицу, содержащую формулы, названия и некоторые характеристики наиболее часто применяемых в промышленности и в быту неорганических кислот. Вам предстоит изучать свойства кислот. Разумеется, удобнее учить свойства не каждого вещества в отдельности, а целой группы веществ. Предложите 4 разных основания для разделения кислот на группы и запишите, какие группы образуются при классификации по каждому из предложенных вами оснований.
Основание Группы
Формула Название (современное и историческое) t кип °C Растворимость Диссоциация в воде H2SO4 серная (купоросное масло, «мать всех кислот») 330 неограниченно очень сильно
HCl хлороводородная (соляная) 110 хорошо растворима сильно
HNO3 азотная 84 неограниченно сильно
H3PO4 ортофосфорная (фосфорная) 213 растворима слабо
HBr бромоводородная 126 хорошо растворима сильно
H2SO3 сернистая разлагается растворима слабо
H2S сероводородная - 60,8 плохо растворима очень слабо
HCN цианистый водород (синильная кислота) 25,6 неограниченно слабо
H2CO3 угольная разлагается плохо растворима слабо
HF фтороводородная (плавиковая кислота) 19,6 неограниченно слабо
H2SiO3 кремневая возгонка при 2200 нерастворима недиссоциирует
Задания по дисциплине «Биология.(февраль 2013 год)
Преподаватель: Серикова Т.Н.(общие компетенции).
Название задания | Извлечение информации из источника |
Дисциплина | Биология |
Курс | 1 |
Тема | Организм, размножение и индивидуальное развитие. |
Сложность источника | Источник достаточен для выполнения задания. |
Проверяемая компетентность | ОК 4.2, уровень 2 |
Задания по дисциплине «Биология. (февраль 2013 год)
Преподаватель: Серикова Т.Н.(общие компетенции).
Название задания | Извлечение информации из источника |
Дисциплина | Биология |
Курс | 1 |
Тема | Закономерности наследственности |
Сложность источника | Источник достаточен для выполнения задания. |
Проверяемая компетентность | ОК 4.2, уровень 2 |
Вам предстоит изучить тему - закономерности наследственности. | Стимул | ||||||||||||||||||
Внимательно прочитайте в учебнике текст «Закономерности наследственности». учебник «Биология. Общие закономерности». С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров(стр 125-134).
Рецессивный признак – это… Гомозигота - это… Гетерозигота - это…. Аллельные гены – это… Моногибридное скрещивание - это… Дигибридное скрещивание – это…… Полигибридное скрещивание – это... 2.Выпишите из текста наиболее полное определение понятия «наследственность» «изменчивость» 3.Покажите схему моногибридного скрещивания. 4.Покажите схему дигибридного скрещивания . | Задачная формулировка | ||||||||||||||||||
1.Генетическая терминология: 1) --------; 2) ----------; 3) ----------; 4). --------;5) ------,6). ------,7). -----,8) -----;9) ----;10) ------. 2.Определение понятия «наследственность»; «изменчивость» ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------:
4. Схема дигибридного скрещивания -----------------------------------------------------------------------------------------------------------;
| Бланк | ||||||||||||||||||
Источник | |||||||||||||||||||
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы | ||||||||||||||||||
1.Генетическая терминология_____________________________; 2. Определение понятия «наследственность»; «изменчивость» 3 Характерные признаки каждой стадии эмбрионального развития: 4. Схема моногибридного скрещивания 5. Схема моногибридного скрещивания Всего : 5 баллов | 1 1 1 1 1 |
Карточка – задание по теме «Эмбриональное развитие организма». А). Дайте ответ:
Б). Выполните задание. Подберите к названию органа название зародышевого листка, из которого он развивается. Название органов: лёгкие, позвоночник, спинной мозг, орган зрения, яичники, кишечник, скелет. Название зародышевого листка: энтодерма, эктодерма, мезодерма. Эталон ответа: Легкие – энтодерма Позвоночник - спинной мозг - орган зрения- яичники - кишечник - скелет - |
Дайте ответ:
- Индивидуальное развитие организма (онтогенез)
- Оплодотворенная яйцеклетка (зигота)
- Ряд митотических делений следующих друг за другом (дробление)
- Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри (бластула)
- Двухслойный зародыш с полостью внутри (гаструла)
- Наружный слой клеток двухслойного зародыша (эктодерма)
- Внутренний слой клеток двухслойного зародыша (энтодерма)
- Третий зародышевый листок (мезодерма)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка тестовых заданий по дисциплине «Информационные технологии»
Настоящий тест составлен в соответствии с рабочей программой, разработанной на основе Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии «Оператор ЭВМ» и...
Тестовые задания по дисциплине "Мировая художественная культура"
С помощью этого теста можно оценить знания учащихся по теме "Виды и жанры изобразительного искусства"...
Рабочая программа по дисциплине "Биология"
данная рабочая программа разработана для профессионального образования (НПО) технический профиль...
программа учебной дисциплины "Биология"
Программа учебной дисциплины "Биология" для НПО ( технический профиль ) 78 часов...
Тематический план и содержание учебной дисциплины : биология
Тематический план и содержание учебной дисциплины : биология для профессий технического профиля для учреждений НПО...
Тематический план и содержание учебной дисциплины : биология
Тематический план и содержание учебной дисциплины : биология , естественнонаучный профиль для НПО...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА - КОНКУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ» ТЕМА: ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ
Изучение раздела цитологии в курсе «Общая биология» представляет определенную сложность для студентов. Содержание раздела отличает множество понятий, «сухой» и сложный для усвоения фактический материа...