Разработка урока "Болезни и травмы кожи" 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Ильясова Олеся Хисаметдиновна

Цель урока: Изучить основные причины, повреждающие кожный покров человека, последствия данных воздействий и меры их профилактики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА:  ПОВРЕЖДЕНИЕ КОЖНОГО ПОКРОВА.

8 КЛАСС.

Цель: Изучить основные причины, повреждающие кожный покров человека, последствия данных воздействий и меры их профилактики.

 Наш урок мы начнем стихами.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

слайд 1

АКРОСТИХ

Красивой, ухоженной быть желает.

Она наше тело собой защищает.

Жить без нее - нам невозможно,

А значит, беречь ее надо надежно.

Кто догадался, о каком органе пойдет сегодня речь?

КОЖА

Об этом органе мы уже вели разговор на прошлых уроках, но какие- то интересные факты, возможно, ускользнули от вашего внимания

слайд 2

Площадь кожи у взрослого человека составляет 2 м2. Масса - 2,7  кг. (15% от общей массы человека). Толщина от 0,4 до 4 мм. Цвет обусловлен пигментом меланином. Через ее поверхность теряется более 80 % тепла, поступает 2 % кислорода. На 1 см2 поверхности этого органа приходится до 100  рецепторов, воспринимающих температуру, давление, боль, прикосновение.

в связи с этим, кто попробует объяснить, как точечный массаж помог нам настроиться на работу и снять напряжение?

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

Давайте вспомним ключевые моменты прошлых уроков, ведь они будут основой для изучения нового материала. Для этого положите перед собой опорные конспекты и выполните первое задание.

слайд 3

Давайте вспомним  функции, которые  выполняет кожа. Из предложенных функции, выберите те, которые характерны для кожи. Запишите их в опорный конспект и очень кратко устно охарактеризуйте их

слайд 4

  1. Защитная
  2. Обеспечивает чувствительность
  3. Транспортная
  4. Терморегуляция
  5. Выделительная
  6. Опорная
  7. Двигательная
  8. Дыхательная
  9. Размножение
  10. Сократительная
  11. Секреторная
  12. Расщепление веществ
  13.  Амортизация

  1. Защитные свойства. Кожа предохраняет организм от физических ранений и бактериальных инфекций. Внешняя поверхность эпидермиса покрыта тонкой пленкой кожного сала, обладающего водоотталкивающими свойствами. Эта пленка образуется путем эмульгации потом и продуктами распада рогового слоя и имеет слабокислый уровень (pH до 5,5). Этот слой устойчив к температурным изменениям, незначительным физическим травмам, действию вредных химических  веществ. 
  2. Чувствительная. При помощи чувствительных нервных окончаний кожа реагирует на жар, холод, прикосновение, давление, боль.
  3. Теплорегуляционная. Кожа защищает организм от термического воздействия окружающей среды. В здоровом организме поддерживается постоянная температура. Если  температура окружающей среды повышается, кровь и потовые железы начинают функционировать так, что организм самостоятельно охлаждается.
  4. Выделительная. Пот из потовых желез выводится наружу через кожу. Влага, теряемая в процессе потения, выводит с собою соли и другие химические вещества. 
  5. Дыхательная.
  6. Секреторная. Кожное сало - это результат секреции сальных желез. Оно смазывает кожу, делая ее мягкой и эластичной.
  7. Амортизация. защита при падении.


АКТУАЛИЗАЦИЯ 

Если кожа имеет такое большое и важное значение         значит, ее надо беречь        надо знать от чего беречь и как        надо знать причины повреждения кожи, к каким последствиям это может привести  и какую помощь надо оказать

Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить. Сформулируйте тему сегодняшнего урока

слайд 5 Тема

Цель урока:

Изучить основные причины, повреждающие кожный покров человека, последствия данных воздействий и меры их профилактики.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Создание мотивации, личностной значимости

Как Вы думаете, эта тема будет полезной для вас и почему?

Все причины повреждения кожи можно условно разделить на две группы: Внешние и внутренние.  слайд 6

Давайте обратимся к нашему опорному конспекту. У нас там имеется словарик, где перечислены новые термины, которые нам встретятся сегодня на уроке.

Дальнейшие записи мы будем вести на вашем опорном конспекте. В конце урока несколько конспектов я возьму на проверку.

Что же может быть внутренними причинами нарушения кожных покровов?

  1. Недостаток витаминов. слайд 7 Заподозрить у себя нехватку того или иного витамина можно и ...глядя на себя в зеркало.

Какие витамины вы знаете?

Оказывается, нехватка того или иного витамина сразу же отражается на коже

Вспомните и  приведите примеры как недостаток витаминов может отразиться на нашей коже.

Так, при нехватке витамина А, - кожа начинает шелушиться, становится грубой. 

Дефицит витаминов группы В проявляется очагами мелких воспалений: прыщами и шелушащимся покраснением а так же  «ячменями», герпесом, фурункулами.

Если Вам не хватает витамина С, кожа выглядит уставшей, на лице возможно возникновение пигментных пятен.

Витамин Е заявляет о себе дряблостью и повышенной сухостью кожи.

Фолиевую кислоту (В 9) нужно «добавлять», если изо дня в день из зеркала на вас глядит бледное существо с мешками и синяками под глазами.

  1. Нарушение гуморальной регуляции слайд 8 особенно в подростковом возрасте часто приводят в появлению воспаления, угрей, акне (черные точки) СЛОВАРЬ
  2. Неправильное питание  слайд 9Употребление фаст фуда, газированных напитков, пищи богатой углеводами (булки, конфеты и т.д.), т.е. то, что часто оказывается любимыми, но вредными продуктами тоже приводит к нарушению деятельности сальных желез, появлению угрей, дерматитов
  3. Нарушение работы кишечника,  заболевания ЖКТ может привести к тем же последствиям
  4. Вредные привычки  слайд 10Употребление алкоголя ведет к отечности, изменению цвета лица, одутловатости. Курение провоцирует появление морщин, сухости, сероватого оттенка
  5. Действие аллергена  слайд 11 дерматиты,  раздражение, покраснение, экземы, диатез

Сформулируйте и запишите, пожалуйста, тезисы через запятую: какие меры профилактики необходимо соблюдать, чтобы минимизировать последствия внутренних причин повреждения кожи.

Внутренние причины мы обсудили, теперь давайте поговорим о ВНЕШНИХ причинах нарушения кожного покрова. Продолжаем работать в опорных конспектах. Выписываем по ходу беседы примеры внешних повреждений

1.  Грибковые заболевания слайд 12

Возбудителей грибковых заболеваний множество. Наиболее благоприятная среда для грибкового поражения -повышенная влажность кожи, микротрещины, наличие гнойничковых поражений на коже, ломкость ногтевых пластинок Проявлений грибковых заболеваний много: от легкого шелушения кожи, до обширных высыпаний на коже, сопровождающихся зудом, а иногда, и неприятным запахом. За консультацией по поводу лечения грибковых заболеваний необходимо обратиться к врачу-микологу.

Дерматомикоз, (стригущий лишай)  носителями возбудителей этой болезни являются дети, и животные, при этом болезнь, вызванная заражением от животных, проходит в более тяжелой форме. Заражение происходит при непосредственном контакте с больным, при пользовании общими головными уборами, одеждой, и другими предметами. Болезнь проявляется в виде сначала единичного, а впоследствии и множественных очагов, представляющих собой красные или розовые пятна, на коже наблюдается шелушение. Такие очаги могут появляться на волосистой части головы, туловище, ногтях...

Считается, что перхоть также является заразным грибковым заболеванием и передается в основном через предметы ухода за волосами - расчески, головные щетки, а также через шапки и т. д. 

  1.  Вирусные

Герпес. Простой герпес, который часто называют "лихорадка", вызывается вирусом простого герпеса, встречается чаще у взрослых. У многих людей этот вирус живет в организме в скрытом состоянии и проявляется только при лихорадочных заболеваниях (ОРЗ, гриппе, воспалении легких и пр.) или после них, а также под воздействием других провоцирующих факторов - переохлаждения, стресса и т. д.

Бородавки. Заболевание передается при прямом контакте и через предметы обихода, в том числе через игрушки. Способствуют заражению вирусными бородавками микротравмы и разрыхление рогового слоя при длительном увлажнении кожи, например, в результате повышенной потливости стоп при ношении прорезиненной обуви.

3.  Паразитарные заболевания кожи. Чесотка,  педикулез  слайд 13

Эти кожные болезни вызывают животные-паразиты, которые проникают вглубь кожи и проводят в ней полностью или частично свой жизненный цикл. Паразиты выделяют продукты жизнедеятельности на поверхность или вглубь кожи. Эти вещества являются чужеродными и нередко вызывают аллергические реакции в виде высыпаний, сопровождающиеся сильным зудом, осложнениями.

Чесотка – заразное заболевание, вызываемое чесоточным клещом. Оплодотворенная самка пробуравливает в верхних слоях эпидермиса чесоточный ход, где откладывает яйца. Заражение происходит при непосредственном тесном контакте больного со здоровыми или передается через общее постельное (наволочки, простыни, одеяло) и носильное белье, верхнюю одежду, перчатки.
Педикулез – болезнь, вызываемая вшами, которые откладывают яйца в области волосистой части головы или в паху. Как происходит заражение?

Сформулируйте и запишите, пожалуйста, тезисы через запятую: какие меры профилактики необходимо соблюдать, чтобы минимизировать последствия внешних причин повреждения кожи.

ВЫВОД:  Если мы вспомним, меры профилактики, для внутренних и внешних причин и еще раз сформулируем основные меры профилактики:

1. Рациональное питание

2. Пища должна быть обогащена витаминами

3. Отказ от вредных привычек

4. Аккуратно употреблять новые незнакомые продукты питания и косметические средства

5. не пользоваться чужими расческами, перчатками и др. вещами и средствами гигиены.

6. при появлении любых высыпаний обращаться к специалистам

ДАЛЕЕ РАБОТА В ГРУППАХ

Продолжая разговор о внешних причинах повреждения кожи, мы затронем бытовые травмы, которые могут случиться с каждым из нас.

Самостоятельная работа в группах

Вам необходимо по имеющейся доп. информации заполнить таблицу, а так же на кафедре у нас находится мед. аптечка, выберите необходимые средства оказания первой помощи.

1 группа – термические ожоги

2 группа – химические ожоги

3 группа – обморожения

Вид поражения

Причины

Степени

Первая медицинская помощь

Термический ожог

повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры, хим.веществ, ионизирующим излучением

Химический ожог

Обморожения

повреждение тканей организма, вызванное действием низкой температуры

Три группы работают в течении 5-7 минут, потом выступают, зачитывая данные таблицы, остальные делают записи слайды 14, 15,16, 17,18,

Вывод:

Ожоги: охладить, промыть водой, смазать спец. Средством или наложить стерильную повязку и в больницу. При химическом обработать раствором уксуса или соды.

Обморожения: снять все металлические предметы, согреть в теплой воде, наложить термоизоляционные повязки, теплое питье.

Кроме бытовых травм некоторые повреждения коже человек причиняет сам сознательно.

ВЫВОД, РЕФЛЕКСИЯ

Как мы с вами сегодня убедились, причин, которые могут вызвать повреждения кожи очень много

Какой итог можно подвести сегодня? Подумайте минутку и ответьте на вопросы:

Что удивило меня  сегодня на уроке, какие выводы сделал для себя? Что теперь нового появиться (или измениться) в моей жизни?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Ведь знания, полученные нами сегодня на уроке могут пригодится нам не только на контрольных работах или экзаменах, эти знания прежде всего нужны нам в повседневной жизни, ведь от умения оказать первую помощь при ожогах и обморожениях, предотвратить кожные заболевания, сто раз подумать, взвесить все за и против перед тем как сделать себе татуировку или пирсинг, от этого зависит наше здоровье, а может быть и даже жизнь. Берегите ее.

ИТОГ УРОКА.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§36, составить программу ухода за кожей слайд 19

РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ (КЕЙС МЕТОД)

Мы все хотим быть красивыми,  нравится другим, это естественное желание каждого. И в этом стремлении возникает желание усовершенствовать свою внешность всеми возможными способами. Я хочу предложить вам жизненные ситуации, с которыми может столкнуться любой из вас, кроме этого, немного теоретической информации по этой проблеме. В ТЕЧЕНИИ 5 МИНУТ ОБСУДИТЕ В ГРУППАХ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ СИТУАЦИИ И ПОПРОБУЙТЕ НАЙТИ оптимальное решение или НЕСКОЛЬКО

1 группа Татуировки слайд 19

ЗАДАЧА

Коля и Варвара дружили с начальной школы. К 8 классу их детские дружеские отношения постепенно переросли во влюбленность. И чтобы доказать друг другу и всем окружающим свою любовь, подростки сделали себе татуировки с признаниями во взаимной любви. Родители не одобрили таких проявлений чувств и очень огорчились. Что вы думаете по этому поводу? Приведите аргументы за и против. Какое решение приняли бы вы?

2 группа Пирсинг слайд 20

ЗАДАЧА

Юля Седова недавно переехала в другой город и перешла в новую школу. Юля решила совершить что то оригинальное, что-то, что выделило бы ее из окружения. И девушка отправилась в салон, который находился в подвале ее дома.  После каникул, девочка вернулась в класс в новом образе: на ее лице красовались новые украшения. Юля проколола себе бровь, губу и язык.  Было больно, непривычно, но зато Девочка считала себя очень «крутой», современной и модной. Спустя несколько дней бровь у Юли воспалилась и стала болеть, речь ее стала непонятной. Как вы думаете, что же случилось с девочкой, какую ошибку она совершила. Какой совет ей вы могли бы дать?

3 группа Окраска волос слайд 21

ЗАДАЧА

Кристина Васильева, ученица 8 класса, побывала на концерте любимой группы. И под впечатлением от увиденного в этот же день перекрасила волосы точно в такой же ярко розовый цвет как у солистки группы. На следующий день после второго урока девочку вызвала завуч, высказав свое неодобрение, пообещала не пускать Кристину в школу, пока она не перекрасится. Расстроенная девушка была вынуждена перекраситься. Через некоторое время девочка заметила, что ее волосы стали выпадать, ломаться, плохо расчесываться. Что произошло с волосами Кристины?  Какие бы советы вы могли бы ей дать?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Красивой, ухоженной быть желает. Она наше тело собой защищает. Жить без неё нам невозможно, А значит, беречь её надо надёжно! К О Ж А

Слайд 3

ДОСЬЕ: Площадь кожи составляет 2 м 2 ; Масса -2,7 кг; Толщина от 0,4 до 4 мм; Цвет обусловлен пигментом меланином; В сосудах кожи протекает приблизительно 1,5 литра крови; Наша кожа за сутки обычно выделяет от одного и более литра пота; На 1 см 2 поверхности этого органа приходится до 100 рецепторов .

Слайд 4

Выберите функции кожи: Защитная Обеспечивает чувствительность Транспортная Терморегуляция Выделительная Опорная Двигательная Дыхательная Размножение Сократительная Секреторная Расщепление веществ Амортизация

Слайд 5

БОЛЕЗНИ И ТРАВМЫ КОЖИ.

Слайд 6

ЦЕЛЬ урока: Изучить основные причины, повреждающие кожный покров человека, последствия данных воздействий и меры их профилактики.

Слайд 8

ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ 1. Недостаток витаминов

Слайд 9

ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ 2. Нарушение гуморальной регуляции

Слайд 10

ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ 3. Неправильное питание 4. Нарушение работы кишечника

Слайд 11

ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ 5. Вредные привычки

Слайд 12

ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ 6. Действие аллергена

Слайд 13

ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ 1. Грибковые заболевания 2. Вирусные заболевания

Слайд 14

Чесоточный клещ Вши 3. Животные-паразиты ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ

Слайд 15

1 группа: Термические ожоги 2 группа: Химические ожоги 3 группа: Обморожения

Слайд 16

4. Термический ожог ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ

Слайд 17

5. Химический ожог ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ

Слайд 18

6. Обморожение ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ

Слайд 19

Первая помощь при ожогах, обморожениях

Слайд 20

ДОМАШНЯЯ РАБОТА § 36, составить программу ухода за кожей

Слайд 23

7. Татуировки ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ

Слайд 24

8. Пирсинг ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ

Слайд 25

9. Окрашивание волос ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ

Слайд 26

ДОМАШНЯЯ РАБОТА § 36, 37



Предварительный просмотр:

Урок биологии 8 класс

ФИО __________________________________________________

Тема урока:_____________________________________________

Задание 1. Запишите функции кожи:___________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Запишите тезисно, какие меры профилактики необходимо соблюдать, чтобы минимизировать последствия ВНУТРЕННИХ причин повреждения кожи:___________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Запишите тезисно, какие меры профилактики необходимо соблюдать, чтобы минимизировать последствия ВНЕШНИХ причин повреждения кожи:______________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Заполните таблицу:

Вид поражения

Причины

Степени

Первая медицинская помощь

Термический ожог

Химический ожог

Обморожения

Словарь:

Акне – ____________________________________________________________________________ Чесотка  – _________________________________________________________________________

Педикулез  – _______________________________________________________________________

Ожог – ____________________________________________________________________________

Обморожение  – ____________________________________________________________________

Д/з: параграф 36, составить программу ухода за кожей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока для 8 класса по теме: "Генетические связи между различными классами соединений"

Данный урок позволяет развивать умение ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку. Работа осуществляется в группах "Практик-теоретик"...

разработка урока по теме "Класс Двудольные семейство Крестоцветные" 6 класс

данная разработка урока предназначена для 6 класса. учебник "Биология. Бактерии. Грибы. Растения" В. В. Пасечник....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока для совмещенных классов в коррекционном классе VIII вида

Урок разработан по направлению "Швейное дело " в 7-8коррекционном классе VIII вида по теме "Обработка горловины швейного изделия"...

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....

Методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме:  Разработка урока по теме "Параллелограмм".

План-конспект урока по геометрии для 8 класса.Урок разработан учителем математики Шунаевой Т.А. Тема урока: Параллелограмм. Решение задач.Цели урока Продолжить формирование умений решать задачи н...