Генетика пола
план-конспект урока по биологии (10 класс)
Технологическая карта урока на тему Генетика пола
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Дамба Игорь Алексеевич,
учитель биологии,
МБОУ СОШ №4 г. Ханты-Мансийска
Биология
Класс 10
УМК: Биология. Учебник для 10-11 классов Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.
Тема урока: Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | |
Тип урока | Комбинированный | |
Целевые установки | Личностные: формирование биологической грамотности. Метапредметные: формирование навыка самостоятельного определения цели учебной деятельности, средств её осуществления; определение учебной проблемы; поиск ответов вопросы, выполнение задания в соответствии с целью; самопроверки, взаимопроверки; оформления своих мыслей в устной и письменной речи (писать сообщения), используя информацию, полученную из разных источников, в том числе с применением средств ИКТ; взаимодействия в группе. Предметные: продолжить формирование понятия «наследственность»; познакомить с наследованием, сцепленным с полом. | |
Цель урока | изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом. | |
Задачи урока |
• воспитательная: половое воспитание - формировать представления о различиях мужского и женского организмов. | |
Основное содержание изучаемой темы | Хромосомы: аутосомы, половые. Наследование, сцепленное с полом: дальтонизм, гемофилия. | |
Ключевые опорные точки темы урока | Пол будущего организма определяется в момент оплодотворения. Признаки, наследующиеся сцеплено с полом – гемофилия и дальтонизм. | |
Термины и понятия | Клетки: соматические и половые. Хромосомы: аутосомы, половые. Наследование, сцепленное с полом. Дальтонизм. Гемофилия. | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Понимание опасности проявления наследственных заболеваний у потомства на основании знаний о сцепленном с полом наследовании. Осознание ценности жизни и важности генетических исследований для развития медицины. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью. | Познавательные УУД: умение ориентироваться в системе имеющихся знаний, делать выводы и обобщения на основе полученной информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, давать определения понятий. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, осуществлять рефлексию и коррекцию результатов своей деятельности. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения | Давать определения понятий «аутосомы», «половые хромосомы», «кариотип». Описывать механизм определения пола. Объяснять механизмы наследования признаков, сцепленных с полом. Приводить примеры признаков, наследование которых происходит сцепленно с полом. Различать доминантные и рецессивные признаки человека. Составлять схемы скрещиваний. Решать генетические задачи |
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||
Организационный | Здравствуйте ребята, садитесь. Основа каждого урока – это труд. Получать знания, научиться их применять – это очень большой труд. Так настройте себя на то, чтобы почерпнуть сегодня из урока много нового и интересного. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | |||||||||||||||
Постановка темы и цели урока | Мы продолжаем изучение основ генетики. Посмотрите на слайд, и подумайте, о чём будет сегодняшний урок. Сегодня на уроке мы должны:
| Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует изучаемые понятия. Формулирует тему и задачи урока. | Записывают в тетради, отвечают на вопросы учителя, называют правило, на которое опирались при выполнении задания. | |||||||||||||||
Проблемная ситуация и актуализация знаний. | Проблемный вопрос: «Почему будущий пол ребенка зависит от отца, а не от матери?» Пол – это совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающих функцию воспроизведения потомства и передачу наследственной информации за счет образования гамет. Половой диморфизм – это различия морфологических, физиологических и биохимических признаков у особей разных полов, т. е. признаков, по которым женская особь отличается от мужской. Современная теория наследования пола была разработана Т. Морганом и его сотрудниками в начале ХХ в. Им удалось установить, что самцы и самки различаются по набору хромосом. Генетика пола человека:
Общее число, размер и форму хромосом, характерных для того или иного вида организмов называют кариотипом. Половые хромосомы могут существенно отличаться друг от друга, как по внешнему виду, так и по заключенной в них генетической информацией. Различают 2 типа половых хромосом: большую по величине хромосому обозначают Х, а меньшую – У. Пол организма определяется их сочетанием. Пол организма определяется в момент зачатия, вероятность рождения мальчика или девочки равна 1:1. Типы определения пола:
Наследование, сцепленным с полом. Вид наследования, при котором все гены исследуемых признаков находятся в половых хромосомах. Характер наследования признаков зависит от положения генов в хромосомах. Признаки (гены), расположенные в аутосомах наследуется одинаково, независимо от пола особи. Признаки, расположенные в половых хромосомах, сцеплены с полом особи и проявляются по-разному у разных полов. Основную часть признаков, находящихся в половой паре хромосом, организм наследует по Х-хромосоме. У гомогаметных особей (ХХ) хромосомы парные, поэтому могут нести признаки как доминантные, так и рецессивные. Но у гетерогаметных особей (ХУ) хромосомы непарные, и важные гены несет только Х-хромосома. Признаки бывают доминантными и рецессивными. Х-хромосома содержит около 200 различных генов. Женщина при этом получает по 2 гена за один признак, мужчина имеет одну Х-хромосому и все гены получает в одном экземпляре, которые сразу проявляются в фенотипе. С Х-хромосомой связаны такие признаки, как свертываемость крови, способность различать цвета, отсутствие или наличие потовых желез, атрофию зрительного нерва и др. В У-хромосоме также локализованы некоторые признаки: гипертрихоз (повышенная волосатость ушной раковины), перепончатопалость и др. Гены, локализованные в У-хромосоме, наследуются особым образом – только от отца к сыну. Рассмотрим в качестве примера наследование гемофилии - болезнь несвертываемости крови. Каждая ранка таким больным угрожает смертью. Любой ушиб, способный повредить крохотный кровеносный сосуд под кожей, может привести к началу медленного кровотечения. Гемофилию называют еще королевской болезнью. Английская королева Виктория, родословная которой перед вами, была носительницей гемофилии, передала этот ген внучке Александре, которая стала женой последнего российского императора Николая II. Их сын, царевич Алексей, страдал тяжелой болезнью-гемофилией или несвертываемостью крови. Сам Николай Александрович его жена Александра Федоровна были здоровы (Слайд). Учитель: У кого дома имеется кот трехцветный? Бывают ли трехцветные коты? | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует изучаемые понятия. Формулирует тему и задачи урока. | Записывают в тетради, отвечают на вопросы учителя, называют правило, на которое опирались при выполнении задания. | |||||||||||||||
Первичные закрепление нового материала | Решение генетических задач (см. приложение 1) Решение проблемного вопроса: «Почему будущий пол ребенка зависит от отца, а не от матери?» | Предлагает решить задачу на определение пола. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Побуждает к высказыванию своего мнения | Решают задачу на определение пола. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение. Решение проблемного вопроса. | |||||||||||||||
Подведение итогов | Рефлексия:
| Задает вопросы о выполнении задач урока. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). | |||||||||||||||
Домашнее задание | § 45 словарная работа; Сделать доклады:
| Дает комментарии к домашнему заданию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии. 9 класс.Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом
Цель: сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах...
Презентация "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом
Презентация является дополнением к уроку...
методическая разработка урока по биологии на тему "Генетика пола и наследование,сцепленное с полом"
мультимедийный урок...
урок "Генетика пола и наследование,сцепленное с полом"
мультимедийный урок...
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. 10 класс
Данный урок является текущим в разделе «Основы генетики и селекции» в 10 классе (учебник В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. Дрофа. 2006г). Изучаемый материал опирается на знания учащихс...
Методическая разработка урока на тему "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом" в 9классе
Методическая разработка содержит конспект урока, презентацию и тексты задач на наследование признаков сцепленных с полом.материал можно использовать для проведения урока по общей биологии в 9 классе....
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование
Разработка предназначена для изучения данной темы на уроках биологии в старших классах общеобразовательной школы. При соответствующей доработке может быть использована и для девятиклассников, и для пр...