КТП биология 9 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс)
Тематическое планирование составлено в соответствии с программой Биология. 5—9 классы. Концентрическая структура. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой: учебно-методическое пособие / И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др. — М.: Вентана-Граф, 2017. — 88 с.
Планирование курса биологии в 9 классе рассчитано на 68 часов, 2 часа в неделю; лабораторных работ – 8.
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с учебником: Биология 9 класс: учебник /Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. /Под ред. Пономаревой И.Н.– М.: Просвещение, 2023
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_biologiya_9_klass_2023.doc | 420.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Тематическое планирование составлено в соответствии с программой Биология. 5—9 классы. Концентрическая структура. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой: учебно-методическое пособие / И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др. — М.: Вентана-Граф, 2017. — 88 с.
Планирование курса биологии в 9 классе рассчитано на 68 часов, 2 часа в неделю; лабораторных работ – 8.
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с учебником: Биология 9 класс: учебник /Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. /Под ред. Пономаревой И.Н.– М.: Просвещение, 2023
№ п/п | Название раздела | № урока в разделе | Тема урока | Материал учебника | Сроки проведения | Характеристика основной деятельности ученика | Примечание | |
план | факт | |||||||
1 | Глава 1. Общие закономерности жизни – 4 часа | 1 | Вводный инструктаж по ТБ. Биология — наука о живом мире | п.1 пересказ | 9Д - 04.09 | Называть и характеризовать различные научные области биологии. Характеризовать роль биологических наук в практической деятельности людей. Объяснять роль биологии в жизни человека. Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | ||
9Е – 04.09 | ||||||||
2 |
| 2 | Методы биологических исследований. | п.2 пересказ | 9Д - 07.09 | Называть и характеризовать различные научные области биологии. Объяснять назначение методов исследования в биологии. Характеризовать и сравнивать методы между собой. Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы c природными объектами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | ||
9Е - 07.09 | ||||||||
3 | 3 | Разнообразие и общие свойства живых организмов. | п.3 пересказ | 9Д - 11.09 | Называть и характеризовать признаки живых существ. Сравнивать свойства живых организмов и тел неживой природы, делать выводы. Различать четыре среды жизни в биосфере. Характеризовать отличительные особенности представителей разных царств живой природы. Объяснять особенности Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. | |||
9Е - 11.09 | ||||||||
4 | 4 | Многообразие форм живых организмов. | п.4 пересказ | 9Д - 14.09 | Называть и характеризовать признаки живых существ. Сравнивать свойства живых организмов и тел неживой природы, делать выводы. Различать четыре среды жизни в биосфере. Характеризовать отличительные особенности представителей разных царств живой природы. Объяснять особенности строения и жизнедеятельности вирусов. Определять понятие «биосистема». Характеризовать структурные уровни организации жизни. Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в группе и выполнять определенные виды работы | |||
9Е - 14.09 | ||||||||
5 | 5 | Обобщение по теме: «Общие закономерности жизни». Инструктаж по ТБ. Экскурсия № 1 "Биологическое разнообразие вокруг нас" | 9Д - 18.09 | Овладевать умением аргументировать свою точку зрения при обсуждении проблемных вопросов темы, выполняя итоговые задания. Находить в Интернете дополнительную информацию об ученых-биологах. Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; Коммуникативные УУД: умение работать в группе и выполнять определенные виды работы | ||||
9Е - 18.09 | ||||||||
6 | Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне – 10 часов | 1 | Цитология — наука, изучающая клетку. Многообразие клеток. Клетка как биосистема. | п.5 пересказ | 9Д - 21.09 | Определять отличительные признаки клеток прокариот и эукариот. Приводить примеры организмов прокариот и эукариот. Характеризовать существенные признаки жизнедеятельности свободноживущей клетки и клетки, входящей в состав ткани. Называть имена ученых, положивших начало изучению клетки. Сравнивать строение растительных и животных клеток. Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | ||
9Е - 21.09 | ||||||||
7 | 2 | Химический состав клетки. | п.6 пересказ | 9Д - 25.09 | Различать и называть основные неорганические и органические вещества клетки. Объяснять функции воды, минеральных веществ, в клетке. Сравнивать химический состав клеток живых организмов и тел неживой природы, делать выводы. Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установ-ленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в группе и выполнять определенные виды работы | |||
9Е - 25.09 | ||||||||
8 | 3 | Углеводы, жиры, липиды. | п.6 пересказ | 9Д - 28.09 | Объяснять функции углеводов, липидов в клетке. Сравнивать химический состав клеток живых организмов и тел неживой природы, делать выводы. Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы c природными объектами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | |||
9Е- 28.09 | ||||||||
9 | 4 | Белки и нуклеиновые кислоты. | п.6 пересказ | 9Д - 02.10 | Объяснять функции белков и нуклеиновых кислот в клетке. Сравнивать химический состав клеток живых организмов и тел неживой природы, делать выводы. Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | |||
9Е - 02.10 | ||||||||
10 | 5 | Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 "Сравнение клеток растений и животных" | п.7-8 пересказ | 9Д - 05.10 | Различать основные части клетки. Называть и объяснять существенные признаки всех частей клетки. Сравнивать особенности клеток растений и животных. Выделять и называть существенные признаки строения органоидов. Различать органоиды клетки на рисунке учебника. Объяснять функции отдельных органоидов в жизнедеятельности растительной и животной клеток. Наблюдать и описывать клетки по готовым микропрепаратам. Фиксировать результаты наблюдений, формулировать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в коллективе, общаться с одноклассниками | |||
9Е - 05.10 | ||||||||
11 | 6 | Обмен веществ и превращение энергии — основа существования клетки. | п.9 пересказ | 9Д - 09.10 | Определять понятие «обмен веществ». Устанавливать различие понятий «ассимиляция» и «диссимиляция». Характеризовать и сравнивать роль ассимиляции и диссимиляции в жизнедеятельности клетки, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль АТФ как универсального переносчика и накопителя энергии. Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в группе и выполнять определенные виды работы | |||
9Е - 09.10 | ||||||||
12 | 7 | Биосинтез белка в живой клетке. | п.10 пересказ | 9Д - 12.10 | Характеризовать энергетическое значение обмена веществ для клетки и организма. Определять понятие «биосинтез белка». Выделять и называть основных участников биосинтеза белка в клетке. Различать и характеризовать этапы биосинтеза белка в клетке. Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | |||
9Е - 12.10 | ||||||||
13 | 8 | Биосинтез углеводов — фотосинтез. | п.11 пересказ | 9Д - 16.10 | Определять понятие «фотосинтез». Сравнивать стадии фотосинтеза, делать выводы на основе сравнения. Характеризовать значение фотосинтеза для растительной клетки и природы в целом. Характеризовать существенные признаки важнейших процессов жизнедеятельности клетки. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы. Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в группе и выполнять определенные виды работы | |||
9Е - 16.10 | ||||||||
14 | 9 | Обеспечение клетки энергией. | п.12 пересказ | 9Д - 19.10 | Определять понятие «клеточное дыхание». Сравнивать стадии клеточного дыхания и делать выводы. Характеризовать значение клеточного дыхания для клетки и организма. Выявлять сходство и различия дыхания и фотосинтеза. Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы c природными объектами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | |||
9Е – 19.10 | ||||||||
15 | 10 | Размножение клетки и её жизненный цикл. | п.13 пересказ | 9Д - 23.10 | Характеризовать значение размножения клетки. Сравнивать деление клетки прокариот и эукариот, делать выводы на основе сравнения. Определять понятия «митоз», «клеточный цикл». Объяснять механизм распределения наследственного материала между двумя дочерними клетками у прокариот и эукариот. Называть и характеризовать стадии клеточного цикла. Характеризовать существенные признаки важнейших процессов жизнедеятельности клетки. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы. Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в коллективе, общаться с одноклассниками | |||
9Е – 23.10 | ||||||||
16 | Тема 4. Закономерности жизни на организменном уровне – 17 часов | 1 | Организм - открытая живая система (биосистема). | п.14 пересказ | 9Д - 26.10 | Характеризовать живой организм как часть биосистемы. Выделять существенные признаки биосистемы «организм»: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, связи с внешней средой. Объяснять целостность и открытость биосистемы. Характеризовать способность биосистемы к регуляции процессов жизнедеятельности. Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | ||
9Е – 26.10 | ||||||||
17 | 2 | Бактерии и вирусы. | п.15 пересказ | 9Д - 06.11 | Выделять существенные признаки бактерий, цианобактерий и вирусов. Объяснять (на конкретных примерах) строение и значение бактерий, цианобактерий и вирусов. Рассматривать и объяснять по рисунку учебника процесс проникновения вируса в клетку и его размножения. Приводить примеры заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами. Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы c природными объектами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | |||
9Е - 06.11 | ||||||||
18 | 3 | Растительный организм и его особенности. | п.16 пересказ | 9Д - 09.11 | Выделять и обобщать существенные признаки растений и растительной клетки. Характеризовать особенности процессов жизнедеятельности растений: питания, дыхания, фотосинтеза, размножения. Сравнивать значение полового и бесполого способов размножения растений, делать выводы на основе сравнения. Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в группе и выполнять определенные виды работы. | |||
9Е - 09.11 | ||||||||
19 | 4 | Многообразие растений и значение в природе. | п.17 пересказ | 9Д - 13.11 | Объяснять роль различных растений в жизни человека. Приводить примеры разных способов размножения растений в хозяйстве и в природе. Выделять и обобщать существенные признаки растений разных групп, приводить примеры этих растений. Выделять и обобщать особенности строения споровых и семенных растений. Различать и называть органы растений на натуральных объектах и таблицах. Сравнивать значение семени и спор в жизни растений. Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | |||
9Е - 13.11 | ||||||||
20 | 5 | Организмы царства грибов и лишайников. | п.18 пересказ | 9Д - 16.11 | Выделять и характеризовать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности грибов и лишайников на конкретных примерах. Сравнивать строение грибов со строением растений, животных и лишайников, делать выводы. Характеризовать значение грибов и лишайников для природы и человека. Отмечать опасность ядовитых грибов и необходимость знания правил сбора грибов в природе. Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в группе и выполнять определенные виды работы. | |||
9Е – 16.11 | ||||||||
21 | 6 | Животный организм и его особенности. | п.19 пересказ | 9Д - 20.11 | Выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных. Наблюдать и описывать поведение животных. Называть конкретные примеры различных диких животных и наиболее распространенных домашних животных. Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы c природными объектами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | |||
9Е - 20.11 | ||||||||
22 | 7 | Многообразие животных | п.20 пересказ | 9Д - 23.11 | Объяснять роль различных животных в жизни человека. Характеризовать способы питания, расселения, переживания неблагоприятных условий и постройки жилищ животными. Характеризовать рост и развитие животных (на примере класса Насекомые и типа Хордовые). Выявлять принадлежность животных к определенной систематической группе (классификации). Различать на натуральных объектах и таблицах органы и системы органов животных разных типов и классов, наиболее распространенных домашних животных и животных, опасных для человека. Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию преобразовывать ее из одной формы в другую; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в группе и выполнять определенные виды работы | |||
9Е - 23.11 | ||||||||
23 | 8 | Сравнение свойств организма человека и животных. | п.21 пересказ | 9Д - 27.11 | Приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными. Выявлять и называть клетки, ткани, органы и системы органов человека на рисунках учебника и таблицах. Сравнивать клетки, ткани организма человека и животных, делать выводы. Выделять особенности биологической природы человека и его социальной сущности, делать выводы. Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | |||
9Е - 27.11 | ||||||||
24 | 9 | Размножение живых организмов. | п.22 пересказ | 9Д - 30.11 | Выделять и характеризовать существенные признаки двух типов размножения организмов. Сравнивать половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, делать выводы. Объяснять роль оплодотворения и образования зиготы в развитии живого мира. Выявлять и характеризовать половое и бесполое поколения у папоротника по рисунку учебника. Характеризовать значение полового и бесполого поколений у растений и животных. Раскрывать биологическое преимущество полового размножения. Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в коллективе, общаться с одноклассниками | |||
9Е - 30.11 | ||||||||
25 | 10 | Индивидуальное развитие организмов. | п.23 пересказ | 9Д - 04.12 | Определять понятие «онтогенез». Выделять и сравнивать существенные признаки двух периодов онтогенеза. Объяснять процессы развития и роста многоклеточного организма. Сравнивать и характеризовать значение основных этапов развития эмбриона. Объяснять зависимость развития эмбриона от наследственного материала и условий внешней среды. Объяснять на примере насекомых развитие с полным и неполным превращением. Называть и характеризовать стадии роста и развития у лягушки. Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в коллективе, общаться с одноклассниками | |||
9Е - 04.12 | ||||||||
26 | 11 | Образование половых клеток – мейоз. | п.24 пересказ | 9Д - 07.12 | Называть и характеризовать женские и мужские половые клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организмов. Определять понятие «мейоз». Характеризовать и сравнивать первое и второе деление мейоза, делать выводы. Различать понятия «сперматогенез» и «оогенез». Анализировать и оценивать биологическую роль мейоза. Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы c природными объектами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | |||
9Е – 07.12 | ||||||||
27 | 12 | Изучение механизма наследственности. | п.25 пересказ | 9Д - 11.12 | Характеризовать этапы изучения наследственности организмов. Объяснять существенный вклад в исследования наследственности и изменчивости Г. Менделя. Выявлять и характеризовать современные достижения науки в исследованиях наследственности и изменчивости. Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | |||
9Е - 11.12 | ||||||||
28 | 13 | Основные закономерности наследственности организмов. | п.26 пересказ | 9Д - 14.12 | Сравнивать понятия «наследственность» и «изменчивость». Объяснять механизмы передачи наследственности у организмов. Определять понятия «ген», «генотип», «фенотип». Приводить примеры проявления наследственности и изменчивости организмов. Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы с лабораторным оборудованием. Личностные УУД: применять метапредметные умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и заключения, пользоваться аппаратом ориентировки учебника; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками . | |||
9Е – 14.12 | ||||||||
29 | 14 | Закономерности изменчивости. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов» | п.27 пересказ | 9Д - 18.12 | Выявлять, наблюдать, описывать признаки проявления наследственных свойств организмов и их изменчивости. Выделять существенные признаки изменчивости. Называть и объяснять причины наследственной изменчивости. Сравнивать проявление наследственной и ненаследственной изменчивости организмов. Объяснять причины проявления различных видов мутационной изменчивости. Определять понятие «мутаген». Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в коллективе, общаться с одноклассниками | |||
9Е – 18.12 | ||||||||
30 | 15 | Ненаследственная изменчивость. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3 «Изучение изменчивости у организмов». | п.28 пересказ | 9Д - 21.12 | Выявлять признаки ненаследственной изменчивости. Называть и объяснять причины ненаследственной изменчивости. Сравнивать проявление ненаследственной изменчивости у разных организмов, делать выводы. Выявлять, наблюдать, описывать признаки изменчивости организмов на примере листьев клена и раковин моллюсков. Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы c природными объектами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | |||
9Е – 21.12 | ||||||||
31 | 16 | Основы селекции организмов. | п.29 пересказ | 9Д - 25.12 | Называть и характеризовать методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Анализировать значение селекции и биотехнологии в жизни людей. Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в группе и выполнять определенные виды работы | |||
9Е –25.12 | ||||||||
32 | 17 | Обобщение знаний по теме: «Закономерности жизни на организменном уровне». | 9Д - 28.12 | Систематизировать и характеризовать отличительные признаки организмов. Выделять и характеризовать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам живой природы. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций проектов и сообщений по материалам темы. Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в группе и выполнять определенные виды работы | ||||
9Е – 28.12 | ||||||||
33 | Тема 4. Закономерности происхождение и развития жизни на Земле – 20 часов | 1 | Повторный инструктаж по ТБ. Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. | п. 30 пересказ | 9Д - 11.01 | Выделять и пояснять основные идеи гипотез о происхождении жизни. Объяснять постановку и результаты опытов Л. Пастера. Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | ||
9Е – 11.01 | ||||||||
34 | 2 | Современные представления о возникновении жизни на Земле. | п. 31 пересказ | 9Д - 15.01 | Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез Опарина и Холдейна о происхождении жизни, делать выводы на основе сравнения. Объяснять процессы возникновения коацерватов как первичных организмов. Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в группе и выполнять определенные виды работы | |||
9Е – 15.01 | ||||||||
35 | 3 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | п. 32 пересказ | 9Д - 18.01 | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности первичных организмов. Отмечать изменения условий существования жизни на Земле. Аргументировать процесс возникновения биосферы. Объяснять роль биологического круговорота веществ. Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы c природными объектами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | |||
9Е – 18.01 | ||||||||
36 | 4 | Этапы развития жизни на Земле. | п. 33 повторить | 9Д - 22.01 | Выделять существенные признаки эволюции жизни. Отмечать изменения условий существования живых организмов на Земле. Различать эры в истории Земли. Характеризовать причины выхода организмов на сушу. Описывать изменения, происходившие в связи с этим на Земле и в свойствах организмов. Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | |||
9Е - 22.01 | ||||||||
37 | 5 | Идея развития органического мира в биологии. | п. 34 пересказ | 9Д - 25.01 | Выделять существенные положения теории эволюции Ж.-Б. Ламарка. Аргументировать несостоятельность законов, выдвинутых Ламарком, как путей эволюции видов. Характеризовать значение теории эволюции Ламарка для биологии. Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в коллективе, общаться с одноклассниками | |||
9Е – 25.01 | ||||||||
38 | 6 | Ч. Дарвин об эволюции органического мира. | п. 35 пересказ | 9Д - 29.01 | Выделять и объяснять существенные положения теории эволюции Ч. Дарвина. Характеризовать движущие силы эволюции. Называть и объяснять результаты эволюции. Аргументировать значение трудов Ч. Дарвина. Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в группе и выполнять определенные виды работы. | |||
9Е –29.01 | ||||||||
39 | 7 | Современные представления об эволюции органического мира. | п.36 пересказ | 9Д - 01.02 | Выделять и объяснять основные положения эволюционного учения. Отмечать значение учения Ч. Дарвина в современной теории об эволюции живого мира. Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы c природными объектами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | |||
9Е – 01.02 | ||||||||
40 | 8 | Вид, его критерии и структура. | п. 37 пересказ | 9Д - 05.02 | Объяснять роль популяции в процессах эволюции видов. Называть факторы эволюции, ее явления, материал, элементарную единицу. Выявлять существенные признаки вида. Объяснять на конкретных примерах формирование приспособленности организмов вида к среде обитания. Сравнивать популяции одного вида, делать выводы. Выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах). Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | |||
9Е – 05.02 | ||||||||
41 | 9 | Процессы образования видов. | п. 38 пересказ | 9Д - 08.02 | Объяснять причины многообразия видов. Приводить конкретные примеры формирования новых видов. Объяснять причины двух типов видообразования. Анализировать и сравнивать примеры видообразования (на конкретных примерах). Выделять существенные процессы дифференциации вида. Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в коллективе, общаться с одноклассниками | |||
9Е – 08.02 | ||||||||
42 | 10 | Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. | п. 39 повторить | 9Д - 12.02 | Раскрывать функции слюны. Называть активные вещества, действующие на пищу в ротовой полости, и их функции. Описывать строение желудочной стенки. Называть активные вещества, действующие на пищевой комок в желудке, и их функции. Выполнять лабораторные опыты, наблюдать происходящие явления и делать вывод по результатам наблюдений. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | |||
9Е – 12.02 | ||||||||
43 | 11 | Основные направления эволюции. | п. 40 пересказ | 9Д - 15.02 | Определять понятия «биологический прогресс», «биологический регресс». Характеризовать направления биологического прогресса. Объяснять роль основных направлений эволюции. Анализировать и сравнивать проявление основных направлений эволюции. Называть и пояснять примеры ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации. Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в коллективе, общаться с одноклассниками | |||
9Е – 15.02 | ||||||||
44 | 12 | Примеры эволюционных преобразований живых организмов. | п. 41 пересказ | 9Д - 19.02 | Характеризовать эволюционные преобразования на примере нервной, пищеварительной, репродуктивной систем у позвоночных животных. Характеризовать прогрессивные преобразования у растений на клеточном и организменном уровнях. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием и изучаемыми объектами. Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в коллективе, общаться с одноклассниками | |||
9Е – 19.02 | ||||||||
45 | 13 | Основные закономерности эволюции. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 "Приспособленность организмов к среде обитания". | п. 42 пересказ | 9Д - 22.02 | Объяснять результаты прогрессивных преобразований организмов на Земле. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием и изучаемыми объектами. Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки приспособленности организмов к среде обитания. Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы c природными объектами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | |||
9Е – 22.02 | ||||||||
46 |
| 14 | Человек – представитель животного мира. | п.43 пересказ | 9Д - 26.02 | Различать и характеризовать основные особенности предков приматов. Характеризовать основные особенности высших приматов — гоминид. Сравнивать признаки представителей двух подсемейств гоминид: орангутана (понгиды), гориллы, шимпанзе и людей (гоминиды) на рисунках и таблицах. Характеризовать основные особенности организма человека. Сравнивать признаки сходства строения организма человека с другими сородичами — гориллой и шимпанзе. Доказывать родство человека с животными, с высшими приматами. Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в группе и выполнять определенные виды работы. | ||
9Е - 26.02 | ||||||||
47 | 15 | Эволюционное происхождение человека. | п. 44 пересказ | 9Д - 29.02 | Объяснять на конкретных примерах единство биологической и социальной сущности человека. Характеризовать роль социальных факторов в антропогенезе Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп общение, речь, сознание или др.). | |||
9Е - 29.02 | ||||||||
48 | 16 | Ранние этапы эволюции человека. | п. 45 пересказ | 9Д - 04.03 | Различать и характеризовать стадии антропогенеза. Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в группе и выполнять определенные виды работы | |||
9Е – 04.03 | ||||||||
49 | 17 | Поздние этапы эволюции человека. | п. 45 повторить | 9Д - 07.03 | Различать и характеризовать стадии антропогенеза. Характеризовать неоантропа — кроманьонца как человека современного типа. Называть решающие факторы формирования и развития Человека разумного. Обосновывать влияние социальных факторов на формирование современного человека. Называть существенные признаки вида Человек разумный. Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы c природными объектами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | |||
9Е – 07.03 | ||||||||
50 | 18 | Человеческие расы, их родство и происхождение. | п. 46 пересказ | 9Д - 11.03 | Объяснять приспособленность организма человека к среде обитания. Выявлять причины многообразия рас человека. Характеризовать родство рас на конкретных примерах. Называть и объяснять главный признак, доказывающий единство вида Человек разумный. Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | |||
9Е – 11.03 | ||||||||
51 | 19 | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 5 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах». | п. 47 пересказ | 9Д - 14.03 | Выявлять причины влияния человека на биосферу. Характеризовать результаты влияния человеческой деятельности на биосферу. Приводить конкретные примеры полезной и губительной деятельности человека в природе. Аргументировать необходимость бережного отношения к природе. Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы c природными объектами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | |||
9Е – 14.03 | ||||||||
52 | 20 | Обобщение по теме «Закономерности происхождение и развития жизни на Земле». | 9Д - 18.03 | Раскрывать основные положения учения об эволюции органического мира. Отмечать значение учения Ч. Дарвина в современной теории об эволюции живого мира. Выявлять и обосновывать место человека в системе органического мира. Анализировать иллюстративный материал учебника для доказательства существования закономерностей процесса эволюции, характеризующих ее общую направленность. Находить в Интернете дополнительную информацию: о приматах и гоминидах; о предшественниках и ранних предках человека; о происхождении жизни и эволюции человеческого организма. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации или сообщения об эволюции человека. Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в коллективе, общаться с одноклассниками | ||||
9Е - 18.03 | ||||||||
53 | Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды – 15 часов + 1 час (на повторение) | 1 | Условия жизни на Земле | п. 48 пересказ | 9Д - 21.03 | Выделять и характеризовать существенные признаки сред жизни на Земле. Называть характерные признаки организмов — обитателей этих сред жизни. Характеризовать условия жизни организмов в разных средах. Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | ||
9Е - 21.03 | ||||||||
54 | 2 | Общие законы действия факторов среды на организмы. | п. 49 пересказ | 9Д - 01.04 | Распознавать и классифицировать экологические факторы среды. Выделять и характеризовать основные закономерности действия факторов среды на организмы. Называть примеры факторов среды. Анализировать действие факторов на организмы по рисункам учебника. Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в группе и выполнять определенные виды работы | |||
9Е – 01.04 | ||||||||
55 | 3 | Приспособленность организмов к действию факторов среды. | п. 50 пересказ | 9Д - 04.04 | Выделять экологические группы организмов. Приводить при- меры сезонных перестроек жизнедеятельности у животных и растений. Приводить конкретные примеры адаптаций у живых организмов. Называть необходимые условия возникновения и поддержания адаптаций. Различать значение понятий «жизненная форма» и «экологическая группа». Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с наглядным материалом. Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы c природными объектами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | |||
9Е - 04.04 | ||||||||
56 | 4 | Биотические связи в природе. | п. 51 пересказ | 9Д - 08.04 | Выделять, объяснять значение и характеризовать типы биотических связей. Объяснять многообразие трофических связей. Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | |||
9Е – 08.04 | ||||||||
57 | 5 | Взаимосвязи организмов в популяции. | п. 52 пересказ | 9Д - 11.04 | Характеризовать типы взаимодействия видов организмов: мутуализм, симбиоз, паразитизм, хищничество, конкуренцию; приводить их примеры. Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в группе и выполнять определенные виды работы | |||
9Е – 11.04 | ||||||||
58 | 6 | Функционирование популяций в природе. | п. 52 пересказ | 9Д - 15.04 | Выделять существенные свойства популяций как разных групп особей у одного вида. Характеризовать особенности популяций на конкретных примерах. Называть и объяснять примеры колебания численности популяций, раскрывать их причины. Называть и характеризовать примеры территориальных, пищевых и половых отношений между особями в популяции. Аргументировать роль демографических показателей для оценки состояния популяций. Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы c природными объектами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | |||
9Е – 15.04 | ||||||||
59 | 7 | Природное сообщество – биогеоценоз. | п. 53 пересказ | 9Д - 18.04 | Выделять и характеризовать структурные компоненты биогеоценоза. Понимать сущность понятия «биотоп». Сравнивать понятия «биогеоценоз» и «биоценоз». Объяснять роль ярусного строения биоценозов, цепи питания, сети питания и экологические ниши. Характеризовать различие функций разных популяций в биогеоценозе. Объяснять на конкретных примерах средообразующую роль видов в биогеоценозе. Конструировать цепи питания в биогеоценозах родного края. Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в группе и выполнять определенные виды работы | |||
9Е – 18.04 | ||||||||
60 | 8 | Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. | п. 54 пересказ | 9Д - 22.04 | Выделять, объяснять и сравнивать существенные признаки природного сообщества как биогеоценоза или экосистемы. Характеризовать биосферу как глобальную экосистему. Называть и характеризовать структурные компоненты биогеоценоза (экосистемы). Объяснять роль различных видов в процессе круговорота веществ и потоке энергии в биогеоценозе (экосистеме). Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы. Характеризовать роль учения В. И. Вернадского о биосфере. Анализировать и пояснять содержание рисунков учебника. Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | |||
9Е – 22.04 | ||||||||
61 | 9 | Развитие и смена природных сообществ. | п. 55 пересказ | 9Д - 25.04 | Объяснять и характеризовать процессы смены биогеоценозов и сукцессии. Называть и характеризовать причины смены биогеоценозов, приводить соответствующие примеры. Сравнивать между собой временные и коренные биогеоценозы, делать выводы. Объяснять причины устойчивости коренных природных сообществ. Называть существенные признаки первичных и вторичных сукцессий, сравнивать их между собой, делать выводы о значении их в природе. Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы. Объяснять процессы смены экосистем на примерах природы родного края. Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в коллективе, общаться с одноклассниками. | |||
9Е - 25.04 | ||||||||
62 | 10 | Многообразие биогеоценозов (экосистем). | п. 56 пересказ | 9Д - 02.05 | Выделять и характеризовать существенные признаки и свойства водных, наземных экосистем и агроэкосистем. Объяснять причины неустойчивости агроэкосистем. Сравнивать между собой естественные и культурные экосистемы, делать выводы. Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в группе и выполнять определенные виды работы | |||
9Е – 02.05 | ||||||||
63 | 11 | Основные законы устойчивости живой природы. | п. 57 пересказ | 9Д - 06.05 | Выделять и характеризовать существенные причины устойчивости экосистем. Приводить примеры видов — участников круговорота веществ в экосистемах. Объяснять на конкретных примерах понятия «сопряженная численность видов в экосистеме» и «цикличность». Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в группе и выполнять определенные виды работы | |||
9Е – 06.05 | ||||||||
64 | 12 | Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. | п. 58 пересказ | 9Д - 13.05 | Выделять и характеризовать причины экологических проблем в биосфере. Прогнозировать последствия истощения природных ресурсов и сокращения биологического разнообразия. Обсуждать на биосферы в целом. Аргументировать необходимость защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой и неживой природе. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Наблюдать за природными явлениями, фиксировать результаты, делать выводы. Находить в Интернете дополнительную информацию о работе ученых по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений. Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение работать в коллективе, общаться с одноклассниками. | |||
9Е – 13.05 | ||||||||
65 | 13 | Обобщение по теме " Закономерности взаимоотношений организмов и среды». | 9Д - 16.05 | Систематизировать знания по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды». Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | ||||
9Е – 16.05 | ||||||||
66 | 14 | Повторение по теме «Закономерности происхождения жизни на клеточном и организменном уровнях» | 9Д - 20.05 | Повторение материала по теме «Закономерности происхождения жизни на клеточном и организменном уровнях». Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | ||||
9Е – 20.05 | ||||||||
67 | 15 | Повторение по темам «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле», «Закономерности взаимоотношений организмов и среды» | 9Д - 23.05 | Повторение учебного материала по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле». Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | ||||
9Е – 23.05 | ||||||||
68 | 16 | Итоговый контроль знаний курса биологии 9 класса | - | 9Д - 25.05 | Систематизировать знания по темам раздела «Общие биологические закономерности». Применять основные виды учебной деятельности при формулировке ответов к итоговым заданиям | |||
9Е – 25.05 | ||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.
Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....
УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...
Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс
В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....