КТП биология 9 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс)

Романова Юлиана Сергеевна

Тематическое планирование составлено в соответствии с программой Биология. 5—9 классы. Концентрическая структура. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой: учебно-методическое пособие / И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др. — М.: Вентана-Граф, 2017. — 88 с.

Планирование курса биологии в  9  классе рассчитано на   68  часов, 2 часа в неделю;  лабораторных работ – 8.

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с учебником: Биология 9 класс: учебник /Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. /Под ред. Пономаревой И.Н.– М.: Просвещение, 2023

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_biologiya_9_klass_2023.doc420.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Тематическое планирование составлено в соответствии с программой Биология. 5—9 классы. Концентрическая структура. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой: учебно-методическое пособие / И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др. — М.: Вентана-Граф, 2017. — 88 с.

Планирование курса биологии в  9  классе рассчитано на   68  часов, 2 часа в неделю;  лабораторных работ – 8.

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с учебником: Биология 9 класс: учебник /Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. /Под ред. Пономаревой И.Н.– М.: Просвещение, 2023

№ п/п

Название раздела

№ урока в разделе

Тема урока

Материал учебника

Сроки проведения

Характеристика основной деятельности ученика

Примечание

план

факт

1

Глава 1.

Общие закономерности жизни – 4 часа

1

Вводный инструктаж по ТБ. Биология — наука о живом мире

п.1 пересказ

9Д - 04.09

Называть и характеризовать различные научные области биологии. Характеризовать роль биологических наук в практической деятельности людей.  Объяснять роль биологии в жизни человека.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

9Е – 04.09

2

 

2

Методы биологических исследований.

п.2 пересказ

9Д - 07.09

Называть и характеризовать различные научные области биологии. Объяснять назначение методов исследования в биологии. Характеризовать и сравнивать методы между собой. Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы c природными объектами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

9Е - 07.09

3

3

Разнообразие и общие свойства живых организмов.

п.3 пересказ

9Д - 11.09

Называть и характеризовать признаки живых существ. Сравнивать свойства живых организмов и тел неживой природы, делать выводы. Различать четыре среды жизни в биосфере. Характеризовать отличительные особенности представителей разных царств живой природы. Объяснять особенности

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

 Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

9Е - 11.09

4

4

Многообразие форм живых организмов.

п.4 пересказ

9Д - 14.09

Называть и характеризовать признаки живых существ. Сравнивать свойства живых организмов и тел неживой природы, делать выводы. Различать четыре среды жизни в биосфере. Характеризовать отличительные особенности представителей разных царств живой природы. Объяснять особенности строения и жизнедеятельности вирусов. Определять понятие «биосистема». Характеризовать структурные уровни организации жизни.

Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД:  находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение  работать в группе и  выполнять определенные виды работы

9Е - 14.09

5

5

Обобщение по теме: «Общие закономерности жизни». Инструктаж по ТБ. Экскурсия № 1 "Биологическое разнообразие вокруг нас"

9Д - 18.09

Овладевать умением аргументировать свою точку зрения при обсуждении проблемных вопросов темы, выполняя итоговые задания. Находить в Интернете дополнительную информацию об ученых-биологах.

Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД:  находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение  работать в группе и  выполнять определенные виды работы

9Е - 18.09

6

Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне – 10 часов

1

Цитология — наука, изучающая клетку. Многообразие клеток. Клетка как биосистема.

п.5 пересказ

9Д - 21.09

Определять отличительные признаки клеток прокариот и эукариот. Приводить примеры организмов прокариот и эукариот. Характеризовать существенные признаки жизнедеятельности свободноживущей клетки и клетки, входящей в состав ткани. Называть имена ученых, положивших начало изучению клетки. Сравнивать строение

растительных и животных клеток.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

9Е - 21.09

7

2

Химический состав клетки.

п.6 пересказ

9Д - 25.09

Различать и называть основные неорганические и органические вещества клетки. Объяснять функции воды, минеральных веществ, в клетке.  Сравнивать химический состав клеток живых организмов и тел неживой природы, делать выводы.

Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД:  находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установ-ленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение  работать в группе и  выполнять определенные виды работы

9Е - 25.09

8

3

Углеводы, жиры, липиды.

п.6 пересказ

9Д - 28.09

Объяснять функции  углеводов, липидов  в клетке. Сравнивать химический состав клеток живых организмов и тел неживой природы, делать выводы.

Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы c природными объектами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

9Е- 28.09

9

4

Белки и нуклеиновые кислоты.

п.6 пересказ

9Д - 02.10

Объяснять функции  белков и нуклеиновых кислот в клетке. Сравнивать химический состав клеток живых организмов и тел неживой природы, делать выводы.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

9Е - 02.10

10

5

Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа  №1 "Сравнение клеток растений и животных"

п.7-8 пересказ

9Д - 05.10

Различать основные части клетки. Называть и объяснять существенные признаки всех частей клетки. Сравнивать особенности клеток растений и животных. Выделять и называть существенные признаки строения органоидов. Различать органоиды клетки на рисунке учебника. Объяснять функции отдельных органоидов в жизнедеятельности растительной и животной клеток. Наблюдать и описывать клетки по готовым микропрепаратам. Фиксировать результаты наблюдений, формулировать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.  Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение работать в коллективе, общаться с одноклассниками

9Е - 05.10

11

6

Обмен веществ и превращение энергии — основа существования клетки.

п.9 пересказ

9Д - 09.10

Определять понятие «обмен веществ». Устанавливать различие понятий «ассимиляция» и «диссимиляция». Характеризовать и сравнивать роль ассимиляции и диссимиляции в жизнедеятельности клетки, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль АТФ как универсального переносчика и накопителя энергии.

Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД:  находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение  работать в группе и  выполнять определенные виды работы

9Е - 09.10

12

7

Биосинтез белка в  живой клетке.

п.10 пересказ

9Д - 12.10

Характеризовать энергетическое значение обмена веществ для клетки и организма. Определять понятие «биосинтез белка». Выделять и называть основных участников биосинтеза белка в клетке. Различать и характеризовать этапы биосинтеза белка в клетке.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

9Е - 12.10

13

8

Биосинтез углеводов — фотосинтез.

п.11 пересказ

9Д - 16.10

Определять понятие «фотосинтез». Сравнивать стадии фотосинтеза, делать выводы на основе сравнения. Характеризовать значение фотосинтеза для растительной клетки и природы в целом. Характеризовать существенные признаки важнейших процессов жизнедеятельности клетки.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы. Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД:  находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение  работать в группе и  выполнять определенные виды работы

9Е - 16.10

14

9

Обеспечение клетки энергией.

п.12 пересказ

9Д - 19.10

Определять понятие «клеточное дыхание». Сравнивать стадии клеточного дыхания и делать выводы. Характеризовать значение клеточного дыхания для клетки и организма. Выявлять сходство и различия дыхания и фотосинтеза. Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы c природными объектами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

9Е – 19.10

15

10

Размножение клетки и её жизненный цикл.

п.13 пересказ

9Д - 23.10

Характеризовать значение размножения клетки. Сравнивать деление клетки прокариот и эукариот, делать выводы на основе сравнения. Определять понятия «митоз», «клеточный цикл». Объяснять механизм распределения наследственного материала между двумя дочерними клетками у прокариот и эукариот. Называть и характеризовать стадии клеточного цикла. Характеризовать существенные признаки важнейших процессов жизнедеятельности клетки. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы.

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.  Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение работать в коллективе, общаться с одноклассниками

9Е – 23.10

16

Тема 4. Закономерности жизни на организменном уровне – 17 часов

1

Организм - открытая живая система (биосистема).

п.14 пересказ

9Д - 26.10

Характеризовать живой организм как часть биосистемы. Выделять существенные признаки биосистемы «организм»: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, связи с внешней средой. Объяснять целостность и открытость биосистемы. Характеризовать способность биосистемы к регуляции процессов жизнедеятельности.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные  УУД: умение работать в составе творческих групп.

9Е – 26.10

17

2

Бактерии и вирусы.

п.15 пересказ

9Д - 06.11

Выделять существенные признаки бактерий, цианобактерий и вирусов. Объяснять (на конкретных примерах) строение и значение бактерий, цианобактерий и вирусов. Рассматривать и объяснять по рисунку учебника процесс проникновения вируса в клетку и его размножения. Приводить примеры заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами.

Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы c природными объектами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

9Е - 06.11

18

3

Растительный организм и его особенности.

п.16 пересказ

9Д - 09.11

Выделять и обобщать существенные признаки растений и растительной клетки. Характеризовать особенности процессов жизнедеятельности растений: питания, дыхания, фотосинтеза, размножения. Сравнивать значение полового и бесполого способов размножения растений, делать выводы на основе сравнения.  

Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД:  находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение  работать в группе и  выполнять определенные виды работы.

9Е - 09.11

19

4

Многообразие растений и значение в природе.

п.17 пересказ

9Д - 13.11

Объяснять роль различных растений в жизни человека. Приводить примеры разных способов размножения растений в хозяйстве и в природе. Выделять и обобщать существенные признаки растений разных групп, приводить примеры этих растений. Выделять и обобщать особенности строения споровых и семенных растений. Различать и называть органы растений на натуральных объектах и таблицах. Сравнивать значение семени и спор в жизни растений.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

9Е - 13.11

20

5

Организмы царства грибов и лишайников.

п.18 пересказ

9Д - 16.11

Выделять и характеризовать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности грибов и лишайников на конкретных примерах. Сравнивать строение грибов со строением растений, животных и лишайников, делать выводы. Характеризовать значение грибов и лишайников для природы и человека. Отмечать опасность ядовитых грибов и необходимость знания правил сбора грибов в природе. Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД:  находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение  работать в группе и  выполнять определенные виды работы.

9Е – 16.11

21

6

Животный организм и его особенности.

п.19 пересказ

9Д - 20.11

Выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных. Наблюдать и описывать поведение животных. Называть конкретные примеры различных диких животных и наиболее распространенных домашних животных.  

Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы c природными объектами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

9Е - 20.11

22

7

Многообразие животных

п.20 пересказ

9Д - 23.11

Объяснять роль различных животных в жизни человека. Характеризовать способы питания, расселения, переживания неблагоприятных условий и постройки жилищ животными. Характеризовать рост и развитие животных (на примере класса Насекомые и типа Хордовые). Выявлять принадлежность животных к определенной систематической группе (классификации). Различать на натуральных объектах и таблицах органы и системы органов животных разных типов и классов, наиболее распространенных домашних животных и животных, опасных для человека.

Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД:  находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию преобразовывать ее из одной формы в другую;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение  работать в группе и  выполнять определенные виды работы

9Е - 23.11

23

8

Сравнение свойств организма человека и животных.

п.21 пересказ

9Д - 27.11

Приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными. Выявлять и называть клетки, ткани, органы и системы органов человека на рисунках учебника и таблицах. Сравнивать клетки, ткани организма человека и животных, делать выводы. Выделять особенности биологической природы человека и его социальной сущности, делать выводы.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

9Е - 27.11

24

9

Размножение живых организмов.

п.22 пересказ

9Д - 30.11

Выделять и характеризовать существенные признаки двух типов размножения организмов. Сравнивать половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, делать выводы. Объяснять роль оплодотворения и образования зиготы в развитии живого мира. Выявлять и характеризовать половое и бесполое поколения у папоротника по рисунку учебника. Характеризовать значение полового и бесполого поколений у растений и животных. Раскрывать биологическое преимущество полового размножения.

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.  Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение работать в коллективе, общаться с одноклассниками

9Е - 30.11

25

10

Индивидуальное развитие организмов.

п.23 пересказ

9Д - 04.12

Определять понятие «онтогенез». Выделять и сравнивать существенные признаки двух периодов онтогенеза. Объяснять процессы развития и роста многоклеточного организма. Сравнивать и характеризовать значение основных этапов развития эмбриона. Объяснять зависимость развития эмбриона от  наследственного материала и условий внешней среды. Объяснять на примере насекомых развитие с полным и неполным превращением. Называть и характеризовать стадии роста и развития у лягушки.

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.  Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение работать в коллективе, общаться с одноклассниками

9Е - 04.12

26

11

Образование половых клеток – мейоз.

п.24 пересказ

9Д - 07.12

Называть и характеризовать женские и мужские половые клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организмов. Определять понятие «мейоз». Характеризовать и сравнивать первое и второе деление мейоза, делать выводы. Различать понятия «сперматогенез» и «оогенез». Анализировать и оценивать биологическую роль мейоза.

Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы c природными объектами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

9Е – 07.12

27

12

Изучение механизма наследственности.

п.25 пересказ

9Д - 11.12

Характеризовать этапы изучения наследственности организмов. Объяснять существенный вклад в исследования наследственности и изменчивости Г. Менделя. Выявлять и характеризовать современные достижения науки в исследованиях наследственности и изменчивости. Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

9Е - 11.12

28

13

Основные закономерности наследственности организмов.

п.26 пересказ

9Д - 14.12

Сравнивать понятия  «наследственность» и «изменчивость». Объяснять механизмы передачи наследственности у организмов. Определять понятия «ген», «генотип», «фенотип». Приводить примеры проявления наследственности и изменчивости организмов.  

Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы с лабораторным оборудованием.

Личностные УУД: применять метапредметные умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и заключения, пользоваться аппаратом ориентировки учебника;  Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками .

9Е – 14.12

29

14

Закономерности изменчивости.  

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов»

п.27 пересказ

9Д - 18.12

Выявлять, наблюдать, описывать признаки проявления наследственных свойств организмов и их изменчивости. Выделять существенные признаки изменчивости. Называть и объяснять причины наследственной изменчивости. Сравнивать проявление наследственной и ненаследственной изменчивости организмов. Объяснять причины проявления различных видов мутационной изменчивости. Определять понятие «мутаген». Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.  Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение работать в коллективе, общаться с одноклассниками

9Е – 18.12

30

15

Ненаследственная изменчивость. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3 «Изучение изменчивости у организмов».

п.28 пересказ

9Д - 21.12

Выявлять признаки ненаследственной изменчивости. Называть и объяснять причины ненаследственной изменчивости. Сравнивать проявление ненаследственной изменчивости у разных организмов, делать выводы. Выявлять, наблюдать, описывать признаки изменчивости организмов на примере листьев клена и раковин моллюсков.

Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы c природными объектами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

9Е – 21.12

31

16

Основы селекции организмов.

п.29 пересказ

9Д - 25.12

Называть и характеризовать методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Анализировать значение селекции и биотехнологии в жизни людей.

Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД:  находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение  работать в группе и  выполнять определенные виды работы

9Е –25.12

32

17

Обобщение знаний по теме: «Закономерности жизни на организменном уровне».

9Д - 28.12

Систематизировать и характеризовать отличительные признаки организмов. Выделять и характеризовать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам живой природы. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций проектов и сообщений по материалам темы.

Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД:  находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение  работать в группе и  выполнять определенные виды работы

9Е – 28.12

33

Тема 4. Закономерности происхождение и развития жизни на Земле –

20 часов

1

Повторный инструктаж по ТБ. Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

п. 30 пересказ

9Д - 11.01

Выделять и пояснять основные идеи гипотез о происхождении жизни. Объяснять постановку и результаты опытов Л. Пастера. Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

9Е – 11.01

34

2

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

п. 31 пересказ

9Д - 15.01

Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез Опарина и Холдейна о происхождении жизни, делать выводы на основе сравнения. Объяснять процессы возникновения коацерватов как первичных организмов.

Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД:  находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение  работать в группе и  выполнять определенные виды работы

9Е – 15.01

35

3

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

п. 32 пересказ

9Д - 18.01

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности первичных организмов. Отмечать изменения условий существования жизни на Земле. Аргументировать процесс возникновения биосферы. Объяснять роль биологического круговорота веществ. Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы c природными объектами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

9Е – 18.01

36

4

Этапы развития жизни на Земле.

п. 33 повторить

9Д - 22.01

Выделять существенные признаки эволюции жизни. Отмечать изменения условий существования живых организмов на Земле. Различать эры в истории Земли. Характеризовать причины выхода организмов на сушу. Описывать изменения, происходившие в связи с этим на Земле и в свойствах организмов.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

9Е  - 22.01

37

5

Идея развития органического мира в биологии.

п. 34 пересказ

9Д - 25.01

Выделять существенные положения теории эволюции Ж.-Б. Ламарка. Аргументировать несостоятельность законов, выдвинутых Ламарком, как путей эволюции видов. Характеризовать значение теории эволюции Ламарка для биологии.

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.  Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение работать в коллективе, общаться с одноклассниками

9Е – 25.01

38

6

Ч. Дарвин об эволюции органического мира.

п. 35 пересказ

9Д - 29.01

Выделять и объяснять существенные положения теории эволюции Ч. Дарвина. Характеризовать движущие силы эволюции. Называть и объяснять результаты эволюции. Аргументировать значение трудов Ч. Дарвина. Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД:  находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение  работать в группе и  выполнять определенные виды работы.

9Е –29.01

39

7

Современные представления об эволюции органического мира.

п.36 пересказ

9Д - 01.02

Выделять и объяснять основные положения эволюционного учения. Отмечать значение учения Ч. Дарвина в современной теории об эволюции живого мира.

Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы c природными объектами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

9Е – 01.02

40

8

Вид, его критерии  и структура.

п. 37 пересказ

9Д - 05.02

Объяснять роль популяции в процессах эволюции видов. Называть факторы эволюции, ее явления, материал, элементарную единицу. Выявлять существенные признаки вида. Объяснять на конкретных примерах формирование приспособленности организмов вида к среде обитания. Сравнивать популяции одного вида, делать выводы. Выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

9Е – 05.02

41

9

Процессы образования видов.

п. 38 пересказ

9Д - 08.02

Объяснять причины многообразия видов. Приводить конкретные примеры формирования новых видов. Объяснять причины двух типов видообразования. Анализировать и сравнивать примеры видообразования (на конкретных примерах). Выделять существенные процессы дифференциации вида.  

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.  Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение работать в коллективе, общаться с одноклассниками

9Е – 08.02

42

10

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов.

п. 39 повторить

9Д - 12.02

Раскрывать функции слюны. Называть активные вещества, действующие на пищу в ротовой полости, и их функции. Описывать строение желудочной стенки. Называть активные вещества, действующие на пищевой комок в желудке, и их функции. Выполнять лабораторные опыты, наблюдать происходящие явления и делать вывод по результатам наблюдений.  Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

9Е – 12.02

43

11

Основные направления эволюции.

п. 40 пересказ

9Д - 15.02

Определять понятия «биологический прогресс», «биологический регресс». Характеризовать направления биологического прогресса.  Объяснять роль основных направлений эволюции. Анализировать и сравнивать проявление основных направлений эволюции. Называть и пояснять примеры ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации.

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.  Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение работать в коллективе, общаться с одноклассниками

9Е – 15.02

44

12

Примеры эволюционных преобразований живых организмов.

п. 41 пересказ

9Д - 19.02

Характеризовать эволюционные преобразования на примере нервной, пищеварительной, репродуктивной систем у позвоночных животных. Характеризовать прогрессивные преобразования у растений на клеточном и организменном уровнях. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием и изучаемыми объектами. Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.  Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение работать в коллективе, общаться с одноклассниками

9Е – 19.02

45

13

Основные закономерности эволюции. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 "Приспособленность организмов к среде обитания".

п. 42 пересказ

9Д - 22.02

Объяснять результаты прогрессивных преобразований организмов на Земле. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием и изучаемыми объектами. Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки приспособленности организмов к среде обитания. Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы c природными объектами.  

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

9Е – 22.02

46

 

14

Человек – представитель животного мира.

п.43 пересказ

9Д - 26.02

Различать и характеризовать основные особенности предков приматов. Характеризовать основные особенности высших приматов — гоминид. Сравнивать признаки представителей двух подсемейств гоминид: орангутана (понгиды), гориллы, шимпанзе и людей (гоминиды) на рисунках и таблицах.

Характеризовать основные особенности организма человека. Сравнивать признаки сходства строения организма человека с другими сородичами — гориллой и шимпанзе. Доказывать родство человека с животными, с высшими приматами.

 Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД:  находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение  работать в группе и  выполнять определенные виды работы.

9Е - 26.02

47

15

Эволюционное происхождение человека.

п. 44 пересказ

9Д - 29.02

Объяснять на конкретных примерах единство биологической и социальной сущности человека. Характеризовать роль социальных факторов в антропогенезе

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп общение, речь, сознание или др.).  

9Е - 29.02

48

16

Ранние этапы эволюции человека.

п. 45 пересказ

9Д - 04.03

Различать и характеризовать стадии антропогенеза. Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД:  находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение  работать в группе и  выполнять определенные виды работы

9Е – 04.03

49

17

Поздние этапы эволюции человека.

п. 45 повторить

9Д - 07.03

Различать и характеризовать стадии антропогенеза. Характеризовать неоантропа — кроманьонца как человека современного типа. Называть решающие факторы формирования и развития Человека разумного. Обосновывать влияние социальных факторов на формирование современного человека. Называть существенные признаки вида Человек разумный.

Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы c природными объектами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

9Е – 07.03

50

18

Человеческие расы, их родство и происхождение.

п. 46 пересказ

9Д - 11.03

Объяснять приспособленность организма человека к среде обитания. Выявлять причины многообразия рас человека. Характеризовать родство рас на конкретных примерах. Называть и объяснять главный признак, доказывающий единство вида Человек разумный.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

9Е – 11.03

51

19

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 5 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах».

п. 47 пересказ

9Д - 14.03

Выявлять причины влияния человека на биосферу. Характеризовать результаты влияния человеческой деятельности на биосферу. Приводить конкретные примеры полезной и губительной деятельности человека в природе. Аргументировать необходимость бережного отношения к природе.  

Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы c природными объектами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

9Е – 14.03

52

20

Обобщение по теме «Закономерности происхождение и развития жизни на Земле».

9Д - 18.03

Раскрывать основные положения учения об эволюции органического мира. Отмечать значение учения Ч. Дарвина в современной теории об эволюции живого мира. Выявлять и обосновывать место человека в системе органического мира.

Анализировать иллюстративный материал учебника для доказательства существования закономерностей процесса эволюции, характеризующих ее общую направленность. Находить в Интернете дополнительную информацию: о приматах и гоминидах; о предшественниках и ранних предках человека; о происхождении жизни и эволюции человеческого организма. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации

или сообщения об эволюции человека.

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.  Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение работать в коллективе, общаться с одноклассниками

9Е - 18.03

53

Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды – 15 часов + 1 час (на повторение)

1

Условия жизни на Земле

п. 48 пересказ

9Д - 21.03

Выделять и характеризовать существенные признаки сред жизни на Земле. Называть характерные признаки организмов — обитателей этих сред жизни. Характеризовать условия жизни организмов в разных средах.  

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

9Е - 21.03

54

2

Общие законы действия факторов среды на организмы.

п. 49  пересказ

9Д - 01.04

Распознавать и классифицировать экологические факторы среды. Выделять и характеризовать основные закономерности действия факторов среды на организмы. Называть примеры факторов среды. Анализировать действие факторов на организмы по рисункам учебника.

Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД:  находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение  работать в группе и  выполнять определенные виды работы

9Е – 01.04

55

3

Приспособленность организмов к  действию  факторов среды.

п. 50  пересказ

9Д - 04.04

Выделять экологические группы организмов. Приводить при-

меры сезонных перестроек жизнедеятельности у животных и растений. Приводить конкретные примеры адаптаций у живых организмов. Называть необходимые условия возникновения и поддержания адаптаций. Различать значение понятий «жизненная форма» и «экологическая группа». Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила

работы в кабинете, обращения с наглядным материалом. Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы c природными объектами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

9Е - 04.04

56

4

Биотические связи в природе.

п. 51  пересказ

9Д - 08.04

Выделять, объяснять значение и характеризовать типы биотических связей. Объяснять многообразие трофических связей.  

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

9Е – 08.04

57

5

Взаимосвязи организмов в популяции.

п. 52 пересказ

9Д - 11.04

Характеризовать типы взаимодействия видов организмов: мутуализм, симбиоз, паразитизм, хищничество, конкуренцию; приводить их примеры.

Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД:  находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение  работать в группе и  выполнять определенные виды работы

9Е – 11.04

58

6

Функционирование популяций в природе.

п. 52 пересказ

9Д - 15.04

Выделять существенные свойства популяций как разных групп особей у одного вида. Характеризовать особенности популяций на конкретных примерах. Называть и объяснять примеры колебания численности популяций, раскрывать их причины. Называть и характеризовать примеры территориальных, пищевых и половых отношений между особями в популяции. Аргументировать роль демографических показателей для оценки состояния популяций.

Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы c природными объектами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

9Е – 15.04

59

7

Природное сообщество – биогеоценоз.

п. 53 пересказ

9Д - 18.04

Выделять и характеризовать структурные компоненты биогеоценоза. Понимать сущность понятия «биотоп». Сравнивать понятия «биогеоценоз» и «биоценоз». Объяснять роль ярусного строения биоценозов, цепи питания, сети питания и экологические ниши. Характеризовать различие функций разных популяций в биогеоценозе. Объяснять на конкретных примерах средообразующую роль видов в биогеоценозе. Конструировать цепи питания в биогеоценозах родного края.

Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД:  находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение  работать в группе и  выполнять определенные виды работы

9Е – 18.04

60

8

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.

п. 54 пересказ

9Д - 22.04

Выделять, объяснять и сравнивать существенные признаки природного сообщества как биогеоценоза или экосистемы. Характеризовать биосферу как глобальную экосистему. Называть и характеризовать структурные компоненты биогеоценоза (экосистемы). Объяснять роль различных видов в процессе круговорота веществ и потоке энергии в биогеоценозе (экосистеме). Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы. Характеризовать роль учения В. И. Вернадского о биосфере. Анализировать и пояснять содержание рисунков учебника.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

9Е – 22.04

61

9

Развитие и смена природных сообществ.

п. 55 пересказ

9Д - 25.04

Объяснять и характеризовать процессы смены биогеоценозов и

сукцессии. Называть и характеризовать причины смены биогеоценозов, приводить соответствующие примеры. Сравнивать между собой временные и коренные биогеоценозы, делать выводы. Объяснять причины устойчивости коренных природных сообществ. Называть существенные признаки первичных и вторичных сукцессий, сравнивать их между собой, делать выводы о значении их в природе. Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы. Объяснять процессы смены экосистем на примерах природы родного края.

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.  Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение работать в коллективе, общаться с одноклассниками.

9Е - 25.04

62

10

Многообразие биогеоценозов (экосистем).

п. 56 пересказ

9Д - 02.05

Выделять и характеризовать существенные признаки и свойства водных, наземных экосистем и агроэкосистем. Объяснять причины неустойчивости агроэкосистем. Сравнивать между собой естественные и культурные экосистемы, делать выводы.

Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД:  находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение  работать в группе и  выполнять определенные виды работы

9Е – 02.05

63

11

Основные законы устойчивости живой природы.

п. 57  пересказ

9Д - 06.05

Выделять и характеризовать существенные причины устойчивости экосистем. Приводить примеры видов — участников круговорота веществ в экосистемах. Объяснять на конкретных примерах понятия «сопряженная численность видов в экосистеме» и «цикличность».

Познавательные УУД: сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; Личностные УУД:  находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение  работать в группе и  выполнять определенные виды работы

9Е – 06.05

64

12

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.

п. 58 пересказ

9Д - 13.05

Выделять и характеризовать причины экологических проблем в биосфере. Прогнозировать последствия истощения природных ресурсов и сокращения биологического разнообразия. Обсуждать на биосферы в целом. Аргументировать необходимость защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой и неживой природе. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с  лабораторным оборудованием. Наблюдать за природными явлениями, фиксировать результаты, делать выводы.  Находить в Интернете дополнительную информацию о работе ученых по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений. Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.  Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение работать в коллективе, общаться с одноклассниками.

9Е – 13.05

65

13

Обобщение по теме " Закономерности взаимоотношений организмов и среды».

9Д - 16.05

Систематизировать знания по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды».

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

9Е – 16.05

66

14

Повторение по теме «Закономерности происхождения жизни на клеточном и организменном уровнях»

9Д - 20.05

Повторение материала по теме «Закономерности происхождения жизни на клеточном и организменном уровнях».

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

9Е – 20.05

67

15

Повторение по темам «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»,  «Закономерности взаимоотношений организмов и среды»

9Д - 23.05

Повторение учебного материала по теме «Закономерности

происхождения и развития жизни на Земле».

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

9Е – 23.05

68

16

Итоговый контроль знаний курса биологии 9 класса

-

9Д - 25.05

Систематизировать знания по темам раздела «Общие биологические закономерности».

Применять основные виды учебной деятельности при формулировке ответов к итоговым заданиям

9Е – 25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....